Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

1555 г. (замок Амбрас, Иннсбрук) Герб дома Габсбургов. 1555 г. (замок Амбрас, Иннсбрук) В вопросах практического применения этой доктрины в 20-х гг. XVI в. решающим было влияние канцлера М. Арборио Гаттинары (1518-1530), пьемонтца по происхождению. Он считал, что центром «универсальной монархии» должна стать Сев. Италия, своего рода «мост», связывающий средиземноморские и заальпийские владения К. Реализация «доктрины Гаттинары» привела к конфликтам с правителями всех соседних гос-в, в т. ч. с папой Римским. К. до конца жизни видел себя верховным гарантом мира, обязанным восстановить рухнувшее единство Церкви и защитить Европу от турок. Важным инструментом в реализации этих планов была династическая политика; управление разными частями империи нередко поручалось родственникам. Были заключены политически выгодные браки сестер К.: Элеонора в 1518 г. стала женой Мануэла I, кор. Португалии, овдовев, в 1530 г.- франц. кор. Франциска I; Мария в 1522 г. вышла замуж за Людовика (Лайоша) II, кор. Венгрии и Чехии, после гибели мужа в сражении с турками при Мохаче (1526) К. назначил ее наместницей Нидерландов (1531-1555); в 1515 г. был заключен брак Изабеллы и дат. кор. Кристиана II; в 1525 г.- Екатерины и португ. кор. Жуана III. В 1522 г. по договору с младшим братом Фердинандом К. передал ему в управление наследственные земли Габсбургов в Австрии, в 1526 г. Фердинанд получил короны Чехии и Венгрии, в 1531 г. был избран римско-герм. королем. Однако узы родства со временем стали причиной внутрисемейных конфликтов, усугубленных разницей территориально-политических интересов. Одной из важных проблем было создание имперского правительства. Стремления нем. князей к устройству правительства на основе представительства сословий противоречили пониманию К. роли императора как главы империи. В 1521 г. в результате компромисса было создано правительство из 18 представителей от рейхстага и 4 от императора; оно должно было действовать только в отсутствие К. в империи и лишь при условии, что младший брат Фердинанд исполняет функции наместника.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Можно подивиться, как на все хватало у него времени. За всеми делами он сам следил, ничего не упустит из внимания. Встанет он чуть свет, а его уже ждут помощники, чтобы узнать, какие будут приказания на этот день. Здесь идет совещание о государственных делах, к какому, например, царю иноземному послов нужно отправить, от какого принять, с кем воевать, с кем мир заключить. Покончив с этими делами, Карл отправлялся в церковь . Помолившись Богу, шел назад во дворец, а кругом его сопровождает огромная толпа народа и так вплоть до дворца. Здесь он позавтракает и сейчас же начнет снова работать. У дверей дворца уже теснятся всякие люди с просьбами, да жалобами. Придворные Карла распрашивают, какая у кого нужда до царя; одних отпустят домой, других проводят к царю. Всех выслушает царь, все дела разберет и всем, кому нужно, поможет. Так время проходило до самого обеда. Обедал Карл просто, не любил разных яств, а ел самое простое кушанье, вина он много не пил, не любил он пьяных. И за обедом не про­ходило даром время: около его стула стоял писарь и записывал приказы, которые отдавал Карл. После обеда Карл то соберет близких и ученых людей и начнет с ними беседовать, то отправится на прогулку, посетит он школы, зайдет на постройки, (Карл Великий, во все время своего царствования, много строил церквей, школ и других построек) посмотрит, как идет работа, все ли обстоит благополучно. И всегда его зоркий хозяйский глаз заметит упущения, если они есть. В свободное от занятий время любимым развлечением Карла была охота. И все в то время любили охоту. Не совсем еще люди отвыкли от занятий бродячей жизни. Лесов, как я вам говорил, было много, и были переполнены они всякими зверями. И медведи там были, и волки, и лисицы, зайцы, олени, и особенно много зубров и вепрей. Облавы, который устраивал Карл на зверей, продолжались иногда по целым неделям. Соберется огромная толпа охотников, сядут все на коней и при звуке рогов, лая огромных свор собак, отправятся все в глубь лесов, где каждый старается отличиться перед другим смелостью и ловкостью. Карл впереди всех находится, отличается перед всеми ловкостью и силой, и не раз выдерживал жаркий бой с дикими кабанами, медведями и зубрами. Раз на такой охоте даже чуть сам не погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот и другой рассказ о грубых обычаях того времени. Раз двое рабов, мужчина и женщина, задумали жениться. Отправились они в церковь , и священник благословил их. Узнав об этом, хозяин поспешил в церковь и потребовал, чтобы священник выдал ему рабов; но священник отвечал ему: «Знаешь ли ты, как должно уважать Божью церковь? Ты не получишь этих людей до тех пор, пока не ообещаешь мне, не разлучать и не наказывать их». Хозяин помолчал минуту в раздумье, потом положил руку на алтарь и поклялся так: «Не разлучу их никогда, пусть они навсегда остаются вместе. Правда, не хорошо они сделали, что женились без моего дозволения, однако, теперь я согласен». Священник добродушно поверил его обещание и отпустил рабов. Хозяин взял их обоих домой. Тотчас, приказал он, срубите толстое дерево, очистите его от сучьев и ветвей, а ствол расколоть забитым в него колом. Потом приказал, выдолбить одну половину и положите ее в яму; в выдолбленное же дерево положить провинившихся рабов и засыпать их землей. Новобрачные были заживо погребены. «Я не нарушил клятвы, – говорил хозяин, –я не разлучил их...». Такие случаи обращения с рабами при Карае стали реже встречаться, так как, за них строго взыскивали с виновника. Карл сам следил, за судьями, чтобы они правильно судили, как сказано в законах. Строго наказывал ослушников его воли. Всякий обиженный мог придти к нему самому с жалобой. Тогда Карл сам рассматривал его дело и всегда всех правильно рассудит. Много поверий сложилось в народе, о справедливости Карла. Рассказывают даже вот какой случай. Велел Карл в одном городе поставить столб, к столбу привязать колокола. От колокола к земле была спущена веревка. Когда царь обедал, всякий обиженный мог подойти к столбу и позвоните, и когда царь выйдет на звон, попросить у него защиты от обидчика и правого суда. Вот раз и случилось, что кто-то позвонил в колокол. Выбежали слуги – никого не видать у веревки. Сказали об этом царю. Через некоторое время снова зазвонил колокол. Приказал Карл онять выйти посмотреть, кто же, наконец, звонит в колокол. Тогда-то они увидали большую змею, которая дергала зубами веревку, оттого колокол и звенел. Испугались слуги, возвратились назад и говорят царю, что видели. Вышел царь. Змея увидела его и поползла назад, будто бы зовя царя идти за собой. Пошел Карл и видит, что в гнезде змеином сидит большущая жаба. Понял Карл, что змея просит у него защиты, и велел жабу, которая залезла не в свое гнездо, сжечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Во внутренней политике Карл показал себя столь же выдающимся государственным деятелем, как и полководцем. Значительно увеличив территорию империи, он стал проводить в жизнь решительные социально–религиозные реформы. Несмотря на то, что Бонифаций и Пипин ранее всячески стремились поднять нравственный уровень духовенства, ко времени царствования Карла мало что изменилось. Клирики продолжали вести фактически светский образ жизни, увлекались охотой, участвовали в войнах. Распущенность нравов, царившая в обществе, почти в полной мере была присуща и духовенству. Поэтому, будучи решительно настроен продолжить дело Бонифация, Карл не мог опираться во внутренних реформах на клириков. Более того, он совершенно игнорировал авторитет и власть духовенства. Непрестанно читая «Град Божий» блж.Августина, ставший его настольной книгой, Карл мечтал о государственном устройстве, где сосуществовали бы две власти — светская и духовная — но при непременном господстве власти светской. Вместе с тем нельзя недооценивать, что Карл Великий воздвигал государство на религиозном фундаменте; для него было очевидным, что государственное устройство должно подчиняться христианским принципам. Тот факт, что Карл хотел принять мператорскую корону от папы, говорит о многом. Карла Великого, несомненно, можно назвать одним из выдающихся христианских правителей в истории. Человек острого ума, широких взглядов, обладавший многочисленными талантами, он, казалось, был призван осуществить закладку фундамента для Града Божьего на земле, построения «христианской империи». Несмотря на то, что Карл христианизировал народы Европы с помощью меча, он вместе с тем приложил огромные усилия к духовному исправлению общества и Церкви. Карл всячески способствовал повышению уровня пастырской проповеди, которая должна была стать доступной простому человеку и служить ему руководством в жизни. Он категорически запретил духовенству принимать участие в светских делах: торговле, войнах, а также посещать харчевни и кабаки. Симония, то есть продажа церковных должностей, строго наказывалась. Карл поощрял благотворительность, заботу о бедных. Образ идеального Града Христова стоял перед его мысленным взором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа Адриан, несомненно, был реалистом в политике. Он рано понял, что Карл в отличие от Пипина не удовлетворится бескорыстной защитой церкви, а пожелает подчинить папство своей власти. Когда Карл в Италии ограничил самостоятельные властные устремления папы и вновь вступил в союз с лангобардами, папа, используя происшедший в Византии поворот в политике, попытался урегулировать свои отношения на Востоке. С восшествием на престол императрицы Ирины в Византии временно одержал верх политический курс, направленный на установление единства церкви. Под знаком этого в 787 году состоялся II Никейский вселенский собор. В соборе приняло участие 245 епископов, председательствовал на нем Константинопольский патриарх, с большим почетом были приняты папские послы. Это был Седьмой вселенский собор. Собор заклеймил иконоборчество и в соответствии с ортодоксальным учением восстановил почитание икон (но не культ). Новое объединение восточной и западной церквей (на довольно непродолжительное время) произошло благодаря содействию византийской императрицы и римского папы. Из этого процесса Карл и франкская великая держава были исключены, будто они и не существовали, и Запад был представлен единственно папой. Гнев франкского короля был вызван не ревностью к церкви, а опасениями за свои державные интересы. Ведь только недавно завоеванные лангобардские герцогства в Италии при поддержке Византии и папства могли успешно выступить против франкских завоеваний. Король Карл извлек из этого урок и поставил папу на место. В первую очередь он окончательно отделил и изолировал папство от Византии и приковал к франкской империи. В 787 году папа получил от Карла земли, соседствующие с герцогством Тоскана, а также имения и города, принадлежавшие Беневенто. Карл также пообещал, что возвратит папе оставшиеся под греческим господством южноитальянские области, ранее принадлежавшие церкви (Неаполь и Калабрию), в случае овладения ими. Что касается церковно-политического разрыва, то в этом вопросе Карл выступил против II Никейского собора и в своем послании («Libri Carolina») вступил в дискуссию с его решениями. Он не вынуждал папу Адриана отречься от решений II Никейского собора, но потребовал, чтобы на созываемом Карлом в 794 году во Франкфурте соборе бывшей Западной империи папа обеспечил представительство своими послами. На этом соборе председательствовал король; на нем были осуждены решения восточного собора, с чем выразили согласие и папские легаты. Папе был преподан урок: дела христианского сообщества вершат уже не папа и Византия, а Карл при содействии папы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441587/

Едва ликвидировав последствия мятежа, Карл обратил свои взоры на юг: ему давно уже хотелось присоединить к своему королевству плодородные провансальские земли. Однако здесь его ждала неудача. Сначала этому помешал граф Герард Вьеннский, реальный правитель Прованса. А в августе 865 года он вынужден был вернуть Титбергу ко двору, но так довел ее придирками, что в ноябре 866 года она известила папу о своем желании отречься от королевского положения и уйти в монастырь. В 867 году Николай I умер. Новый папа, Адриан II, стремясь восстановить внутренний мир, допустил короля в Рим и даровал ему прощение. Титберга так и не вернулась к супругу, но и Вальдрада королевой не стала. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Лотарь II не умер летом 869 года, возвращаясь из Рима. Его смертью воспользовался Карл Лысый. Собрав верных людей, он поспешил в Лотарингию и 9 сентября 869 года короновался в Меце, несмотря на протесты папы и Людовика II. Однако его старший брат, Людовик Немецкий, тоже претендовал на эти земли. Дело шло к очередной междоусобной войне. Но в этот раз удалось договориться полюбовно: в августе 870 года в Мерсене Карл Лысый и Людовик Немецкий скрепили договором исчезновение Лотарингии, поделив ее между собой. Раздел прошел по линии Мааса и Мозеля. Кроме того, Карл получил земли на правом берегу Роны. На несколько лет в политической жизни наступило затишье. До тех пор, пока в 875 году не умирает бездетный император Людовик. Естественно, самым активным претендентом на его наследство оказался Карл Лысый, да и папа, по-видимому, считал, что только он способен защитить империю и церковь от внутренних и внешних врагов. Год спустя Карл короновался императорской короной в соборе св. Петра. Однако жизнь все больше расходилась с костенеющими политическими формами, имперское единство все дальше уходило в прошлое. Карл это почувствовал, ибо те, кто был с ним в Орлеане в 848, в Меце – в 869, в Мерсене – в 870 году, в Италию не пошли. Их интересы лежали на севере. Во имя чего они должны были рисковать положением, богатством, да и самой жизнью?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Сиверсы Фамилия von Sievers прияла начало в герцогстве Голштинском, откуда перешла в Швецию, а из Швеции в Лифляндию. Пётр Иванович Сиверс, адмирал, святого Александра Невского кавалер и адмиралтейств-коллегии вице-президента, управлял этою коллегиею с ноября 1728 по февраль 1732 года. Фридрих-Вильгельм (рождение 1716 † 11 января 1781) женат был два раза: на девица ф. Ребиндер и на девица ф. Шульц, и от каждого брака имел по два сына: а) Фридрих-Вильгельм, полковник; женат был на Христине ф. Лилиенфельд; б) Карл, подполковник; женат был на девица ф. Фишбах; в) Пётр-Рейнгольд, женат на девице ф. Штауден; потом на девице ф. Мейер; г) Вильгельм, служил подполковником. Из других ветвей фамилии Сиверс, Христиан, майор шведской службы, имел сына Иоакима Христиановича († 1779), бывшего, при Императрице Елисавете Петровне, вице-губернатором в Ревеле, а при Екатерина Великой генерал-поручиком. Другой Иоаким ф. Сиверс имел двух сыновей: Карла и Иоакима. Старший, Карл, (в России Карл Ефимович) находился, при Императрице Елисавете Петровне, генерал-поручиком, гофмаршалом и святого Александра Невского кавалер; возведён был королём шведским Фридрихом I в Баронское Шведского Королевства достоинство 7 сентября (27 августа) 1745 года; а императором германским Францом I в Графское Римской Империи достоинство 15 (3) февраля 1760 года. Граф Карл Ефимович († 30 декабря 1774), бывший при Екатерине Великой обер-гофмаршалом, оставил от брака с Бенедиктою-Елисаветою ф. Крузе († 19 сентября 1777), дочь, бывшую за своим двоюродным братом, графом Яковом Ефимовичем Сиверсом, и трёх сыновей: а) Граф Иоанн-Карл, полковник († 1806), женат был на девице ф. Липгардт; потом на девице ф. Швенгельм; имел сына Павла (см. далее), и дочь графиню Бенедикту, за бароном Розеном; б) Граф Пётр служил майором; в) Граф Карл служил подполковником и женат был на баронессе Вреде. Граф Павел Карлович (см. выше, рождение 1773 † 1824), генерал-майор, от брака с Екатериною ф. Гинцель, оставил двух сыновей: Графа Якова Павловича (Яков- Карл-Георг, рождение 31 августа 1814), и графа Густава Павловича (Густав-Готтлиб-Леонард, рождение 1 марта 1823), и дочь, графиню Паулину-Юлию-Бенедикту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010