Сам Господь Бог не устыдился воспринять наше естество, пострадать и умереть ради нас позорною смертию, а ты стыдишься изображать на себе крестное знамение, которое есть сила и слава наша? Какого презрения, какого ты наказания достоин? Или, лучше, какого сожаления, ибо ты находишься в крайнем ослеплении, или в прелести 77 вражией. Можем ли мы, братия, смотреть равнодушно на ваши беззакония и на вашу вечную погибель? На что же мы поставлены от Бога и Господа нашего Иисуса Христа пастырями? Разве на то, чтобы смотреть безучастно на ваши заблуждения? Или чтобы себя самих пасти? Или чтобы вашею волною 78 одеваться? Или чтобы величаться пред вами знаками отличия? Ищете выгод в торговле, во всем – а разве нет выгоды от молитвы, от христианской добродетели, что вы их пренебрегаете? О, свидетельствую Богом и своим опытом, что выгода величайшая: очищение грехов, свобода духа, свет, мир, дерзновение пред Богом и людьми. Икон не почитают, образы отвергают. Да для чего же Бог являлся и в Ветхом Завете в образе человека, и в Новом Завете Ипостасное Слово восприяло зрак рабий? Для чего показаны были Моисею образы на горе, по коим должна быть построена Скиния? Почему во всех других случаях образность допускаем, а в вере не допускаем? Почему образный язык в Евангелии? И как мне, приниченному 79 , телесному существу, обойтись в вере без образов? Моя вера может угаснуть, а образы могут ее воспламенить. Если образы не нужны, то не нужен был и небесный огонь в скинии, и светильники, и трапеза, и хлебы предложения; да зачем и лютеране и англикане употребляют чашу причащения, особенно при их веровании, что это не Тело и Кровь, а только образ Тела и Крови? Заблуждаются. На всякого христианина и христианку смотри как на Самого Христа и не дерзай мыслить о нем что-либо низкое, или озлобляться на него, или гордиться пред ним, или завидовать ему и пр. Нищета духа. Я первый из грешников. От Адама согрешили все – и прежде закона, и в законе... Или: Что ты имеешь, чего бы не получил? [ 1Кор. 4, 7 ]; Если... не имею любви, – то я ничто [ 1Кор. 13, 1 – 2 ]; да будет Бог все во всем [ 1Кор. 15, 28 ]; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною [ 1Кор. 15, 10 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но, видишь ли, Адам видел иными очами не только настоящее, но и будущее. То, что животные произошли не от человека, видно из следующего: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт.2:23). Что означают слова: кость от костей моих ? Во-первых, то, что жи­вотные произошли не от него, а потом – то, что никогда не будет того, что совершилось теперь. Видишь ли, Адам проро­чествует и о будущем. Моисей, который не был с Богом, когда Он творил все, также научился откровениям от Духа Святого, как сын от отца, – тому, что он узнал только спустя продолжительное время. В другом месте говорится: что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим.1:19), т.е., они (люди) могли знать Бога; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20). Потом, во все роды Бог давал какой-либо знак своего учения: во время потопа Он обновил землю; во дни вавилонской башни сотворил некоторое новое чудо; иные подобные чудеса творил во время гибели со­домитян и во время Авраама; но наиболее дивное – во время Своего пришествия. Каин научился от своего отца, но прене­брег, так как был беззаконен, и он сознавал Бога не только Творцом, но, если угодно, судьей и даже мстителем. А его отец сознавал Бога Творцом, вездесущим, помощни­ком всех людей, – помимо этого, сознавал и то, что ничто не происходит случайно, но все – по распоряжению Божию, и что тот, кто исторгает своего недруга из среды живых, должен быть наказан. Смотри познание воскресения: кровь умершего вопиет более, чем голос живущего. Бог подверг Каина наказа­ниям, чтобы кто-либо не сказал: я убил человека и ничего более не боюсь. Он же показывает нам, что должно бояться более тогда, когда мы не боимся какого-либо врага, так как у нас есть иной враг – Бог. Никогда Бог не оставлял мир без какого-либо свидетельства. И сам Петр говорит: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:34-35). А в другом месте также сказано: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Римл.2:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но, видишь ли, Адам видел иными очами не только настоящее, но и будущее. То, что животные произошли не от человека, видно из следующего: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт.2:23). Что означают слова: кость от костей моих ? Во-первых, то, что животные произошли не от него, а потом – то, что никогда не будет того, что совершилось теперь. Видишь ли, Адам пророчествует и о будущем. Моисей, который не был с Богом, когда Он творил все, также научился откровениям от Духа Святого, как сын от отца, – тому, что он узнал только спустя продолжительное время. В другом месте говорится: что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим.1:19), т.е., они (люди) могли знать Бога; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20). Потом, во все роды Бог давал какой-либо знак своего учения: во время потопа Он обновил землю; во дни вавилонской башни сотворил некоторое новое чудо; иные подобные чудеса творил во время гибели содомитян и во время Авраама; но наиболее дивное – во время Своего пришествия. Каин научился от своего отца, но пренебрег, так как был беззаконен, и он сознавал Бога не только Творцом, но, если угодно, судьей и даже мстителем. А его отец сознавал Бога Творцом, вездесущим, помощником всех людей, – помимо этого, сознавал и то, что ничто не происходит случайно, но все – по распоряжению Божию, и что тот, кто исторгает своего недруга из среды живых, должен быть наказан. Смотри познание воскресения: кровь умершего вопиет более, чем голос живущего. Бог подверг Каина наказаниям, чтобы кто-либо не сказал: я убил человека и ничего более не боюсь. Он же показывает нам, что должно бояться более тогда, когда мы не боимся какого-либо врага, так как у нас есть иной враг – Бог. Никогда Бог не оставлял мир без какого-либо свидетельства. И сам Петр говорит: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:34-35). А в другом месте также сказано: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Римл.2:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

25 . Если кто будет укорять тебя, не гневайся на него, но скажи: прости меня, впредь не буду. 26 . Не стыдись вопрошать твоего наставника. 27 . Если кто постучится в дверь келлии твоей в то время, когда ты занимаешься работой, оставь твое дело и постарайся успокоить пришедшего. 28 . Не говори ни с кем без нужды и не слушай ни от кого слов неполезных. 29 . Если наставник пошлет тебя куда-либо, спроси у него, как ты должен вести себя в пути, и поступай по заповеди его. Не переноси слов слышанных. Если будешь хранить зрение и слух, то не согрешишь языком твоим. 30 . Если будешь жить вместе с некоторым братом, веди себя по отношению к нему, как странник; не приказывай ему чего-либо, не показывай себя пред ним старшим, не обращайся с ним со властно. Если прикажет тебе нечто такое, чего ты не хочешь, отсеки в этом волю твою, чтобы не оскорбился он, и не нарушился между вами мир. Знай, что повинующийся есть больший. 31 . Если будешь жить с некоторым братом, и он скажет тебе, чтобы ты приготовил пищу, спроси его: чего он желает? Если же он предоставит это твоей воле, то приготовь пищу из находящихся у вас припасов со страхом Божьим. 32 . Когда встанешь от сна прежде, нежели коснешься до какого-либо дела, молись и поучайся в слове Божьем: потом без лености приступай к делу. 33 . С веселым видом встречай странника и приветствуй его, дабы взаимное свидание ваше не послужило к чему-либо неполезному. По приходе его, остерегайся спрашивать его тотчас о неполезном; но попроси прежде помолиться; и когда сядет, скажи ему: любезный брат! как ты пребываешь? и предложи ему какую-либо книгу для чтения. Если он изнемог от пути, предложи ему отдохнуть, и омой ему ноги. Если же он будет рассказывать что-либо неполезное, то скажи ему с любовью: любезный брат! прости меня, я немощен, и не могу переносить сего. Если одежда его будет худа, почини оную. Если он немощен, а платье его будет грязное, то вымой оное. Если он из числа праздношатающихся, а у тебя в это время будут люди благочестивые, то не допусти его взойти к ним, но окажи ему милость, и отпусти его. Если же он беден, то не отпусти его без чего-либо, но дай ему то, что пошлет тебе Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

33. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие — повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего . Не видишь ли, сколько бывает утешения и радости, когда что-либо делает Сам Бог? ГЛАВА 11 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его . Другие переводчики: из пня, а еврейский текст говорит: из стебля (в современном еврейско-масор. т.: из ствола). Видишь ли дивное? Видишь ли пророчество? И произойдет , говорить, от корня , показывая, что это — дело будущего. Некоторые передают это за сказанное о царе Езекии, но Езекия царствовал раньше того времени, когда было это сказано. Пророк утверждает, что эта отрасль происходит из корней предков. Хорошо сказал: от корня т.е. от Авраама и даже раньше его, открывая рождение без брака, как и другие говорят; " из пня " . Отрасль , говорит, произойдет не из семени или из земли, но из корней, — произойдет , как бы не проходя чрез корни, но — из самих корней, т.е., Он принял плоть не от какого-либо тела, которое прошло чрез другое тело, но от тела Девы, не принося тела с неба, ни воспринимая иное тело чрез новое творение, и Сам не изменяясь во плоти, но принимая тело истинное от Девы, вместе с духом и разумом, тело Свое, Слова Божия, а не тело какого-либо человека вне себя, как и Павел говорит: пришло и произошло от жены (ср. Гал.4:4), обозначая вместе с тем тело без брака, от плоти жены. Отраслью пророк называет также и царство, так как Писание везде называет отрасли и честь царства — жезлом, цари (по нему) держат в руке золотой жезл, — таким образом жезл по нему служит названием царства, страха и возбуждения. Посмотрим, как пророк говорит здесь о телесном пришествии Того, Кого он выше назвал Отроком, имеющим родиться от Девы. И ветвь произрастет от корня его . Видишь ли, что этим означается также возрастание? Так как слова произойдет и произрастет означают преуспевающий и законосообразный рост, то он не говорит: возрастет от тебя, но от самой отрасли , так что цвет отрасли никогда не завянет. А чтобы здесь не разумели отрасли вещественной, пророк хорошо прибавил: Иессеева , как делают евангелисты, вразумляя, что Бог всяческих никого не гнушался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4 ст. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 5 ст. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Т. е. благовестие Сына Божия, которое принес Он нам на землю от Отца своего, мы и возвещаем вам. – В чем же это благовестие? Что возвестил Сын Божий людям? Он возвестил, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Бог назван светом потому, что ничто так и во всей полноте не может выразить Его совершенств, как это слово – свет. „Свет – это полнота всех божеских совершенств – благости, всеведения, премудрости, святости и прочих высочайших свойств“. (Толк. ап. Еп. Михаила 317). И нет в нем никакой тьмы, т. е. в Боге как свете, не может быть никакой тьмы, иначе: в Боге всесовершенном, не может быть и нет какого либо несовершенства, какого либо недостатка, какой либо нравственной нечистоты. 6 ст. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Т. е.: Если Бог есть свет, то и всякий, желающий быть в общении с Ним и говорящий, что имеет это общение с Ним, должен поступать по истине Евангельской, жить сообразно учению Христа, ходить во свете Христа? в противном случае, кто не живет по истине Христовой, тот ходит во тьме и тот лжет, что имеет общение с Ним. 7 ст. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Т. е.: Если мы действительно, а не ложно, живем во свете Евангельского учения, стремимся к святости, истине и правде, подобно как и Он обитает во свете и истине, то и мы вступаем в братское единение между собою, составляем единое тело Христово на земле – Его церковь . „При этом свете – веры и любви – все верующие соединены или имеют общение и с Апостолами и со всеми святыми, живущими на земле и обитающими на небе; так как один и тот же Дух Божий сообщает, духовную жизнь всем святым и человекам и ангелам“ (Тол. ап. Еп. Михаила 319) и у всех верующих, ходящих во свете, один источник спасения: Кровь Иисуса Христа, Сына Его, которая, при условии нашего раскаяния, очищает нас от всякого греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   Вопрос 94. Если кто, не уплатив податей, вступит в братство, домашние же его, подвергаясь за него взысканию, терпят притеснение: не наносит ли это какого сомнения или вреда ему, или принявшим его? Ответ. Господь наш Иисус Христос на вопрос: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» говорит: «чье это изображение и надпись?» и когда сказали: «кесаревы», отвечает так: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Матф.22, 17 , Лук. 20, 24–25 ). Итак, поскольку из сего видно, что те оказываются подчиненными повелениям кесаря, у кого находится что либо кесарево, то, если и этот вступивший в братство принес с собою что либо подобное из принадлежащего кесарю, да будет он повинен внести подать, а если ушел от своих, все им оставив, да не будет никакого сомнения ни ему, ни принявшему его.    Вопрос 142. Знающим искусство надобно ли брать у кого-нибудь работу без ведома приставленного к попечению о сем? Ответ. Как тать или помогающий татю, да подлежит осуждению тот и другой: и кто дает, и кто берет работу.    Вопрос 143. Какое попечение обязаны иметь работающее о вверенных им снарядах?    Ответ. Какого требуют вещи, во-первых принесенные в дар и посвященные Богу, а во-вторых столь необходимые, что без них не могут они показать должного не леностного тщания.    Вопрос 144. А если кто по нерадению потеряет, или по небрежению испортит что? Ответ. Испортивший да судится как святотатец, а потерявший как виновник святотатства, потому что все это принесено в дар Господу и посвящено Богу.    Вопрос 145. А если сам собою употребит какой либо снаряд в дело, или возьмет? Ответ. Да судится как дерзкий и самоуправный, потому что это-дело того, кому поручен надзор и распоряжение.    Вопрос 146. А если и при неминуемой надобности настоятель потребует у него снаряд, а он станет спорить? Ответ. Кто по любви Христовой себя и члены свои отдал в употребление другим, тот как возможет спорить о снарядах с настоятелем, которому принадлежит попечение и о снарядах?    Вопрос 148. Какую меру власти имеет в домоправлении тот, чьему смотрению вверена кладовая? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

  33. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие — повержены на землю. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего . Не видишь ли, сколько бывает утешения и радости, когда что-либо делает Сам Бог? 13. Глава 11.   1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его . Другие переводчики: из пня, а еврейский текст говорит: из стебля (в современном еврейско-масор. т.: из ствола). Видишь ли дивное? Видишь ли пророчество? И произойдет , говорить, от корня , показывая, что это — дело будущего. Некоторые передают это за сказанное о царе Езекии, но Езекия царствовал раньше того вре­мени, когда было это сказано. Пророк утверждает, что эта отрасль происходит из корней предков. Хорошо сказал: от корня т.е. от Авраама и даже раньше его, открывая рожде­ние без брака, как и другие говорят; " из пня " . Отрасль , го­ворит, произойдет не из семени или из земли, но из корней, — произойдет , как бы не проходя чрез корни, но — из самих кор­ней, т.е., Он принял плоть не от какого-либо тела, которое прошло чрез другое тело, но от тела Девы, не принося тела с неба, ни воспринимая иное тело чрез новое творение, и Сам не изменяясь во плоти, но принимая тело истинное от Девы, вместе с духом и разумом, тело Свое, Слова Божия, а не тело какого-либо человека вне себя, как и Павел говорит: пришло и произошло от жены (ср. Гал.4:4), обозначая вместе с тем тело без брака, от плоти жены. Отраслью пророк называет также и царство, так как Писание везде называет отрасли и честь царства — жезлом, цари (по нему) держат в руке золотой жезл, — таким образом жезл по нему служит названием царства, страха и возбуждения. Посмотрим, как пророк говорит здесь о телесном пришествии Того, Кого он выше назвал Отроком, имеющим родиться от Девы. И ветвь произрастет от корня его . Видишь ли, что этим означается также возрастание? Так как слова произойдет и произрастет означают преуспевающий и зако­носообразный рост, то он не говорит: возрастет от тебя, но от самой отрасли , так что цвет отрасли никогда не завя­нет. А чтобы здесь не разумели отрасли вещественной, пророк хорошо прибавил: Иессеева , как делают евангелисты, вра­зумляя, что Бог всяческих никого не гнушался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Бытописатель под первосозданным мужем и женою, о которых говорит в 1-ой главе, разумел не кого-либо иного, как только Адама и Еву, это становится прежде всего несомненным и очевидным из сличения его рассказа в 1-ой главе о создании мужа и жены с рассказом во 2-ой главе о создании Адама и Евы, так как последний в отношении к первому составляет только пополнение или более подробное уяснение, но ничуть не изображение какого-либо нового особенного творения, все равно как указания во 2-й же главе на создание неба и земли и растений ( Быт.2:4–5 ) содержат в себе только повторение сказанного в главе 1-ой, но ничуть не изображение какого-либо нового творения неба, земли и растений. Кроме того, Адам и Ева, о которых начинается речь во 2-ой главе, так изображаются, как первосозданные муж и жена, ни прежде которых, ни современно с которыми не было еще ни одного человека на земле. Такой именно смысл имеют замечания у Бытописателя перед описанием создания Адамова, что «не было человека для возделывания земли» ( Быт.2:5 ), и после изображения обозревания Адамом всех животных и наречения им имен, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 ), а также указание на то, что Адам потому назвал свою жену Евою (жизнью), что «она стала материю всех живущих» ( Быт.3:20 ). В пятой же главе, что весьма важно, Бытописатель совершенно ясно и прямо отождествляет Адама и Еву с тем первосозданным человеком, о котором у него речь в 1-ой главе и которого здесь называет только общим именем человека, не прилагая к нему другого частного или особенного имени. Так, он говорит: «Вот родословие Адама, когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» ( Быт.5:1–2 ). Здесь, что не трудно сразу видеть, с лицом Адама и подразумеваемой его женой внутренне и нераздельно соединяются те самые черты, под которыми изображен первосозданный человек в 1-ой главе Бытия, а именно, что он создан был по подобию Божию, и создан в виде двух родовых человеческих индивидуумов, мужчины и женщины, с получением благословения Божия, конечно, на возрастание и умножение человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Далее мы читаем в Священном Писании о том, что евреи клялись иногда жизнью царя ( Быт.42, 16 ), жизнью какого-либо частного лица ( 1 Цар.1, 26 ), полевым скотом ( Песн.2, 7 ), храмом, алтарем, жертвами ( Мф.23, 16–22 ). Клятвы произносились, когда заключался завет или договор между людьми ( Быт.14, 22 ; Деян.23, 21 ); когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот ( 1 Цар.14, 24–28, 3 Цар.18, 10); иногда при произнесении обета ( Чис.30, 3 ); при раскрытии какого-либо преступления ( Чис.5, 21 ). В последнем случае употреблялась особая форма заклятия, заклинающий обыкновенно говорил: «заклинаю тебя Богом живым» ( Мф. 26, 63 ), и заклинаемый отвечал на это: «аминь», или «ты говоришь». В Послании к Евреям (6, 16–17) апостол Павел говорит следующее: «Люди клянутся высшим, и клятва воудостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву». «Из сего должно заключить», — замечает по поводу означенных слов известный церковный богослов митрополит Филарет, — что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей». Клятвы у евреев считались греховными, когда, например, произносились в пустых случаях и напрасно (ср.: Исх.20, 7 ), когда клялись истуканами и идолами. В более чистые времена иудейской истории у евреев всякая клятва считалась священною ( Нав.9, 20 ), но в позднейшие времена иудейские раввины учили, что если в какой-либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами ( Мф.5, 33–37 ; Иак.5, 12 ). «Не клянись вовсе», — учил Господь, — «но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого» ( Мф.5, 34, 37 ). Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то, чего нет. Это грех против третьей заповеди.

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010