преподобный Феодор Студит Содержание I. Против тех, которые говорят, что христиане, покланяясь иконе Христа, Богородицы или кого-либо из святых, обоготворяют иконы    Боготворить (кого-нибудь) означает, — будем говорить на основании самого состава слова, — когда кто-либо считает за Бога то, что не есть Бог, и служит ему (как Богу), сообразно сказанному апостолом: «и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» (Рим. 1:23). Что касается первого рода существ (людей), — ибо надлежит объяснить четверицу, — (они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный) Кроносу и Зевсу, Гере и Афродите и им подобным того и другого пола, — (по количеству) весьма многим, насколько только возможно; во втором же (роде они почитали Бога в подобии) орла, грифа или какого-либо другого из различных видов того же самого рода; что же касается третьего (рода), то (они почитали Бога в подобии) тельца, козла, или какого-либо другого из различных родов того же самого вида; в отношении четвертого (рода они почитали Бога в подобии) змеи, ящерицы или какого-либо другого (существа) из различных видов того же самого рода. Эллины, варвары, скифы, обоготворивши их изображения, «послужиша, — как говорит (апостол), — твари паче творца» (Рим. 1:25), создали многих богов и богинь различного рода и в то же время состязающихся друг с другом, — из коих ничто и не было, и не есть, и не будет Богом. И они порицаются не за то, что вообще сделали изображение чего-либо из существующего, так как и Моисей, — чтобы не говорить о других, — изображает и змия, и херувима и, когда намеревался устроить всю скинию, видел её изображение в откровении, (полученном) от Бога, ибо говорит (Бог): «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» (Исх. 25:40). Но (они порицаются за то), что считали Богом то самое, что было изображено, и покланялись (ему, как Богу), создавши безчисленную цепь многобожия, по неведению действительно сущего, одного только Бога, нетленного и невидимого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2877...

Скачать epub pdf I. Против тех, которые говорят, что христиане, покланяясь иконе Христа, Богородицы или кого-либо из святых, обоготворяют иконы Боготворить (кого-нибудь) означает, – будем говорить на основании самого состава слова, – когда кто-либо считает за Бога то, что не есть Бог , и служит ему (как Богу), сообразно сказанному апостолом: «и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» ( Рим. 1, 23 ). Что касается первого рода существ (людей), – ибо надлежит объяснить четверицу, – (они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный) Кроносу и Зевсу, Гере и Афродите и им подобным того и другого пола, – (по количеству) весьма многим, насколько только возможно; во втором же (роде они почитали Бога в подобии) орла, грифа 1 или какого-либо другого из различных видов того же самого рода; что же касается третьего (рода), то (они почитали Бога в подобии) тельца, козла, или какого-либо другого из различных родов того же самого вида; в отношении четвертого (рода они почитали Бога в подобии) змеи, ящерицы или какого-либо другого (существа) из различных видов того же самого рода. Эллины, варвары, скифы, обоготворивши их изображения, " послужиша, – как говорит (апостол), – твари паче творца» ( Рим. 1, 25 ), создали многих богов и богинь различного рода и в то же время состязающихся друг с другом, – из коих ничто и не было, и не есть, и не будет Богом. И они порицаются не за то, что вообще сделали изображение чего-либо из существующего, так как и Моисей, – чтобы не говорить о других, – изображает и змия, и херувима и, когда намеревался устроить всю скинию, видел её изображение в откровении, (полученном) от Бога, ибо говорит (Бог): «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Исх. 25, 40 ). Но (они порицаются за то), что считали Богом то самое, что было изображено, и покланялись (ему, как Богу), создавши безчисленную цепь многобожия, по неведению действительно сущего, одного только Бога, нетленного и невидимого. Им (говорит) священный апостол: «род убо суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человечу» ( Деян. 17, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

диакон Андрей Скачать epub pdf Икона в Библии Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном «противоречии» или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту. Наивно, например, думать, что никто из православных за эти двадцать веков так никогда и не задумался над тем, что на прошлой неделе узнали мальчики из «Церкви Христа»: оказывается, в Библии есть заповедь «не сотвори себе кумира», которая, мол, злостно нарушается православными иконописцами. Мы знаем об этой заповеди. Православное богословие иконы начинается с запрета на изображение – но лишь начинается, а не кончается им… 99  Помимо второй заповеди, мы знаем и еще некоторые библейские установления и свидетельства, которые не замечаются протестантами. Вопрос о допустимости или недопустимости иконопочитания – вопрос сложный. Не в том смысле, что «трудный», а в том смысле, что многосоставный. Он вбирает в себя восемь вполне конкретных и раздельных вопросов: 1 . Допустимы ли изображения вообще? 2 . Допустимо ли изображение священных духовных реалий? 3 . Допустимо ли изображение Бога? 4 . Допустимо ли использовать изображения в миссионерских целях? 5 . Допустимо ли использовать изображения при молитве? 6 . Допустимо ли оказывать знаки почтения перед изображениями? 7 . Можно ли думать, что поклонение, совершаемое перед образом, приемлется Богом? 8 . Могут ли изображения быть священными и чудотворными? Прежде всего приведем полную формулировку библейского запрета на изображения: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле [...] Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа [...] и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо» ( Втор. 4, 15–18,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона в Библии Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном " противоречии " или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту. Наивно, например, думать, что никто из православных за эти двадцать веков так никогда и не задумался над тем, что на прошлой неделе узнали мальчики из " Церкви Христа " : оказывается, в Библии есть заповедь " не сотвори себе кумира " , которая, мол, злостно нарушается православными иконописцами. Мы знаем об этой заповеди. Православное богословие иконы начинается с запрета на изображение - но лишь начинается, а не кончается им (1)... Помимо второй заповеди, мы знаем и еще некоторые библейские установления и свидетельства, которые не замечаются протестантами. Вопрос о допустимости или недопустимости иконопочитания - вопрос сложный. Не в том смысле, что " трудный " , а в том смысле, что многосоставный. Он вбирает в себя восемь вполне конкретных и раздельных вопросов: 1. Допустимы ли изображения вообще? 2. Допустимо ли изображение священных духовных реалий? 3. Допустимо ли изображение Бога? 4. Допустимо ли использовать изображения в миссионерских целях? 5. Допустимо ли использовать изображения при молитве? 6. Допустимо ли оказывать знаки почтения перед изображениями? 7. Можно ли думать, что поклонение, совершаемое перед образом, приемлется Богом? 8. Могут ли изображения быть священными и чудотворными? Прежде всего приведем полную формулировку библейского запрета на изображения: " Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо " (Втор. 4, 15-18,23).

http://pravicon.com/text-7

священник Иоанн Кибалчич Наименование его соборным Наименование послания соборным – ε πιστολ χαθολιχ – означает такое послание, которое написано не к одной какой-либо церкви какого-либо места или города, каковы большая часть посланий Ап. Павла, – и не к одному какому либо лицу, каковы некоторые из посланий Павловых и два Иоанновых, – но ко многим церквам или ко всем верующим христианам. Таково и есть послание св. Ап. Иакова. Примечание. Слова: ε πιστολ χαθολιχ – соборное послание, Аполлоний , писатель второго века, употребляет в значении истинного послания для отличия от ложного, какое составлено было монтанистом Фемизоном 1 . Значение это, как истинного, подлинного, канонического, заветного ( χανονιχς, νιιθηχοζ) послания, Евсевий дает не только сему посланию Иаковлеву, но и всем посланиям, известным у нас под именем соборных 2 . Некоторые же учители церкви, как-то: Дионисий Александрийский 3 , Климентий Александрийский 4 , Ориген 5 и др. Слову соборный дают значение окружного послания. Наименование соборным может означать еще и такую книгу или послание, которой священную важность и достоинство засвидетельствовала вся соборная церковь 6 . Но какое бы мы не придавали значение слову χαθολιχ, оно во всех своих значениях вполне приличествует посланию Ап. Иакова. Писатель послания Для того, чтобы узнать кто писатель послания, занимающего в ряду соборных посланий первое место, следует обратиться к самому посланию. В нем писатель в самом начале упоминает свое имя. Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб (1. 1). Этими словами начинается послание. Следовательно, писатель первого соборного послания есть Иаков. Но какой это Иаков? Этот Иаков называет себя рабом И. Христа – Ιησ Х ριστε ελος. Этим же именем называли себя апостолы и другие лица, исполнявшие служение, установленное И. Христом ( Филип. 1. 1 ), и выражало оно не то собственно, что они по вере христиане, как и другие веровавшие во Христа, – но то, что они рабы Христовы по священной апостольской должности, какую должность исполняли в высоком сознании, что они исполняют ее не по своей воле и не по воле другого какого-либо лица, но собственно по воле Иисуса Христа, как рабы Его. Следовательно писатель послания Иаков есть именно апостол, а не другой кто-либо. Это апостольское служение вместе с епископским он исполнял в церкви Иерусалимской. С этим согласно и свидетельство древности. Оно говорит, что писатель соборного послания Иаков есть Иаков праведный, или брат Господень 7 . Некоторые приписывают его Иакову Заведееву 8 . Но этот Апостол, как известно, скончался от меча иродова в 44 году по Рожд. Хр., следовательно спустя 10 лет по Вознесении Господнем. А в это время вера во Христа не была еще распространена далеко, и в христианство не могли вкрасться злоупотребления, какие представляются в послании Апостола Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Зачем православные пришли в Мосгорсуд? Многие провели возле здания Мосгорсуда 4–5 часов. Что привело их туда в дождливый будний день? О чем они молились, какого решения суда ждали? 11 октября, 2012 Многие провели возле здания Мосгорсуда 4–5 часов. Что привело их туда в дождливый будний день? О чем они молились, какого решения суда ждали? Несмотря на дождливую погоду, сотни людей пришли 10 октября к зданию Мосгорсуда, где рассматривалась кассационная жалоба на приговор трем участницам группы Pussy Riot , приговоренным в августе к двум годам лишения свободы. Екатерине Самуцевич наказание было изменено на условное, и ее освободили из-под стражи в зале суда. Приговор двум другим участницам оставлен без изменений. «Героиня» нашего времени Когда Самуцевич вышла из Мосгорсуда, началась давка, как во время звездных футбольных матчей. Новый адвокат Самуцевич Ирина Хрунова решительно сказала, что ее подзащитная должна прийти в себя после пережитого, поэтому сегодня отвечать на вопросы журналистов не будет. Адвокат Екатерины Самуцевич Ирина Хрунова дает комментарии после завершения заседания Десятки фотографов и операторов сопровождали Самуцевич с отцом до соседнего двора, где их ждала машина, а потом еще минут пять-семь не давали машине выехать со двора, облепив ее со всех сторон. Это было около половины четвертого дня. Судебное заседание началось в 11 утра, а многие дежурили у здания суда с десяти. И не только журналисты. Православные активисты Многие провели возле здания Мосгорсуда 4–5 часов, чтобы выразить либо солидарность с подсудимыми, либо, как группа православных активистов во главе с Дмитрием Энтео, решимость бороться с проявлениями кощунства. У находящейся на территории Мосгорсуда часовни Николая Чудотворца православные прочитали акафист Иисусу Сладчайшему, потом с пением «Богородице, Дево, радуйся» прошли крестным ходом вокруг территории суда. Дмитрий Цорионов читает акафист вместе с православными активистами Что привело их туда в дождливый будний день? О чем они молились, какого решения суда ждали? «Я пришел сюда поддержать нашу Православную Церковь и помолиться о заблудших душах этих несчастных женщин», — говорит 46-летний Алексей.

http://pravmir.ru/zachem-pravoslavnye-pr...

Слово 50 (1) Не должно с нерадением проходить делание заповедей Божиих, но должно подвизаться соблюсти их все. – (2) Искушения надобно переносить великодушно. 1. Апостол Христов Иаков, брат Божий, говорит в послании своем: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ). И опять, блаженный Павел говорит: подвизаяйся от всех воздержится. А чтобы еще яснее представить это, святой Петр прибавляет: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Пет.2:19 ). Так что, братия мои, кто порабощен хоть одной страсти, даже самой малой, тот явно обладается ею и не может повиноваться заповеди Господней, ее запрещающей. Ибо как возможно, чтобы слушался Христа тот, кто имеет над собою другого господина? Да и почему бы нам самим не додуматься до истины, выраженной в Апостольских словах, убеждаясь в ней тем, что видим глазами своими? Ибо видим, что те, которые плавают по морям, не говорят: ну, теперь мы миновали всякую беду, хотя проплыли уже столько и столько миль, потому что нередко у самой пристани набегает внезапно буря и подвергает крайним опасностям и бедам; но тогда уже говорят, что благополучно совершили плавание свое, когда войдут в пристань и ступят на твердую землю. Равно и те, которые путешествуют по суше, имея в виду достигнуть до какого-либо города, не говорят, что избавились уже от всяких бед, когда успеют переехать такую-то реку, или такую-то гору, или миновать таких-то разбойников, ибо может случиться, что нападут на другого какого убийцу, или на какого-либо зверя, и убиты будут, или встретят еще реку глубокую и утонут в ней. Даже когда уже избавятся, с помощию Божиею, от всякого искушения и всякой смертной опасности и приближатся к городу, и тогда не могут еще сказать, что благополучно совершили путь свой, потому что если, миновав столько опасностей, зазеваются и перестанут спешить, затворят ворота города, и они останутся вне, – и не знать еще, что может случиться с ними до завтрашнего дня. Представь себе теперь, что этот город есть царство небесное, ночь – смерть каждого, завтрашний день – второе пришествие Христово, которое есть день суда. Итак, кто не постарается достигнуть царствия небесного и внити в него, пока находится в настоящей жизни, и в то время, как выйти душе из тела, окажется находящимся вне сего царствия, – найдет на него ночь, то есть смерть, – и не знать, что будет с ним в завтрашний день, то есть в день суда, – позволят ли, или не позволят ему войти в град Царя великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Одним из важнейших явлений характеризующих современную церковную жизнь служит довольно обычное в настоящее время посещение архиереем своей епархии. Каждый день обремененные текущими делами своих обширных епархий, православные архиереи находят возможным по временам лично посещать свои епархии, обозревать монастыри и церкви, утешать и вдохновлять светлыми христианскими чувствованиями живущих при них, а в последнее время ещё и побуждать их к ревностному содействию правительству в великом деле распространения школьного образования. Большей частью многолюдные встречи преосвященного, его благословение, беседа, и нередко служение даже в сельском храме составляют событие, торжественное, радостное, но тихое – поистине христианский праздник. Читая описание современных нам посещений архиереями своих паств, и припоминая резкие наставления относительно этих посещений Духовного Регламента, получаешь глубоко отрадное впечатление неизмеримого превосходства современной церковной жизни перед минувшими веками. Тогда путешествие архиерея по епархии наводило страх, в особенности на священнослужителей, и имело задачей раскрытие какого-либо злоупотребления, или вообще какого-либо печального явления, требующего строгого суда и жесткой кары виновным. В настоящее время такое только отрицательное применение надзирающей власти, в виду усложнившихся отношений церковной жизни, стало или недостаточным или даже излишним. Излишним, потому, что организация и самого по себе несложного епархиального управления, настолько хорошо поставлена, что de jure по крайней мере, редко требует какой-либо экстраординарной или чрезвычайной ревизии. Недостаточным, потому, что настроение века и требования его нуждаются прямо в положительном пастырском воздействии епископа на свою паству. В настроении переживаемого теперь времени нельзя не отметить некоторого религиозного возбуждения, пробуждения интереса к вопросам веры. Этот интерес пробуждён в настоящее время во всех классах нашего общества, с верхних, до самых низших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Скачать epub pdf Иеромонах Пантелеймон Три Богослова: апостол Иоанн Богослов, святой Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов 196 Общие черты их учения вообще и богопознания в частности Когда мы глядим на ясное звездное небо или входим в большой роскошный цветник, дивное зрелище тогда представляется нам. Какое здесь разнообразие и в то же время единство, какая разбросанность и в то же время гармония! Нечто подобное представляется и мыслителю, когда он пытается умственным взором окинуть мир святоотеческой письменности. Как трудно бывает зрителю, глядя на небо или находясь в цветнике, остановить свой взор на чем-либо одном! Но ему совершенно легко будет это сделать, когда он станет всматриваться в звезды какой-либо одной определенной величины и блеска или станет, например, выбирать цветы какого-либо одного названия. То же затруднение испытывает и всякий, кто пожелал бы остановиться вниманием в святоотеческой литературе на одном или нескольких отцах. Но это затруднение быстро исчезнет, когда мы обратимся, например, к отцам, получившим какое-либо общее и особенное наименование. В настоящем очерке мы и хотели бы остановить свое внимание на тех отцах, которые в исключительном смысле названы Богословами. Человеку мыслящему, и в особенности богослову, так естественно заинтересоваться именно этими отцами и спросить себя: по какой причине они так названы и существуют ли между ними какое-либо соотношение и связь? Такая любознательность ничуть не будет праздной. Напротив, от решения заданных вопросов богослов вправе ожидать для себя выяснения столь важной для него проблемы об истинном богословствовании и об истинном богослове. В лице тех отцов, которые по преимуществу наименованы Богословами, он и найдет идеал, а в самом их учении – идеал истинного богословствования. Первый из отцов Церкви, получивший имя Богослова, есть один из трех каппадокийцев – св. Григорий Назианзин , живший и писавший в золотую пору расцвета святоотеческой мысли. Другой же отец, которому также усвоено наименование Богослова, жил совсем в другое время, много позднее Григория, в период упадка и оскудения богатой раньше святоотеческой письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   «Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил» (Псал. 83:2), воскликну я в настоящее время вместе с пророком Давидом, видя дворы церкви переполненными сонмом разумных овец, собравшихся в многоцветном украшении и разнообразии. Поистине, «коль добри доми твои Иакове, и кущи твои Израилю, яко дубравы осеняющие, и яко садие при реках, и яко кущи яже водрузи Господь, и яко кедри при водах» (Числ. 24:5—6). Хорошо и справедливо изобразил и это пророк, хотя пророчествовал о нашем положении, находясь вне нашего двора. И я, с радостью видя, что боговдохновенные глаголы, сказанные в древности, вполне осуществляются ныне на деле, сам громким голосом и с радостью возглашаю их теперь в начале своего слова, ибо действительно кущи нового Иакова, удостоенного видеть Бога во плоти, приятны для созерцания и вполне достаточны для того, чтобы вознести на высоту божественной любви душу тех, внимание которых, возбуждаемое прекрасными для телесного взора зрелищами, может направляться к духовной и божественной красоте. Но почему вы, народ Божий и христолюбивейший из царей, с таким усердием и так торжественно собрались вокруг меня и украсили сей священный и божественный храм? Какая причина настоящего вашего стечения, и что это за радость у вас, и что за торжественное собрание? Конечно, вы пришли сюда прославить Благовещение Дщери человеческого рода и сорадоваться радости Матери Слова, — вы, как показывает прекрасное и величественное украшение ваше, соревнуете друг другу в праздновании начала и божественного основания общего нашего спасения. Ибо, поистине, Благовещение Приснодевы есть основа нашего спасения, которая поддерживает не крышу какого-либо одного здания, уходящую в высоту, и служит твердой почвой не для селения или какого-либо города, находящихся на земле, но исправляет, обновляет и укрепляет все человеческое естество наше, пораженное великим грехом. И как после заложения хорошего и прочного основания для дома радость и веселие наполняют души всех тех людей, которые имеют надежду поселиться в этом доме, и избавляют их от прежних тревог, так и после того, как Творец-Слово мудро и богоприлично положил основание нашего спасения и создал для нас начало радости и торжества, человеческое естество обновляется и, избавившись от наказания за преслушание, т. е. от болезни, приводившей к смерти, приобретает бессмертие, как новый образ свой. Итак, справедливо человеческое естество наследует радость, поелику в нем водворяется благодать богоподобия и оно, избавившись от греховного влечения к нечестию, как от жала демонского, приводится к Единому Жениху своему, Творцу и Создателю. Справедливо человеческое естество торжествует, ибо получает благовестие, что одна из дщерей его назначена избранною невестою для Творца. Справедливо человеческое естество возвеличивается, ибо получило весть о примирении с Господом и сбрасывает с себя ненавистное иго рабства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3002...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010