У Евреев, кроме истинных пророков, были еще и ложные; они говорили измышлениями своего сердца, а не откровениями. Ложные пророки разделялись на два разряда: одни были сознательные обманщики, другие само обольщенные мечтатели. Первые действовали по честолюбивым и корыстолюбивым побуждениям, последние неправильно, только буквально понимая писание и представляя Мессию царем земным, думали, что они учат верно и часто находились под влиянием злого духа, что подтверждается пророком Михеем (22 гд. 3 Царст.). У язычников также были своего рода пророки, которых они называли мантиками. Но между мантиками и Еврейскими пророками есть существенное различие. Во-первых–по отношению к личности пророка. Еврейские пророки, когда находились в состоянии вдохновения или передавали откровения людям, сохраняли полное сознание и самоопределение. Мантики, напротив, во время прорицаний теряли сознание. Доказать это может следующее. О пророках известно, что во время получения откровения они спрашивали Бога, беседовали с Ним, иногда прекословили или отказывались принять на себя пророческое служение (Иерем.). Все эти действия указывают на сознательность пророков. Кроме того, получив откровение от Бога, они передавали его людям, после, чего бы не могли сделать, будучи лишены сознания. Совершенно противное замечается у язычников. Напр. греческая прорицательница Пифия во время прорицаний теряла всякое сознание, что происходило от того, что ее окуривали разными одуряющими веществами и сажали над расселиной Парнасской скалы, откуда выходили серные пары, это сильно возбуждало ее, приводило в беспамятство, и в таком состоянии она произносила свои пророчества. Во-вторых,– различия по отношению к условиям пророчества. Истинные пророчества произносились везде и всегда и без всяких внешних приготовлений. Напротив, пророки языческие произносили свои пророчества в определенное время, в определенном месте и с особыми приготовлениями. Истинные пророки получали откровения или во сне, или в поле за работой, или дома, или в беседе и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

се аз на пастыри и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих и не будут пасти их пастырие: ниже самих себе имут пасти, и отъиму овцы Моя из уст их... се Аз взыщу овец Моих и присещу их», ( Иез. 34:10–11 .). По толкованию блаж. Иеронима слово обращается «к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев и учителей иудейского народа, или в евангельском народе епископов пресвитеров и диаконов...» (т. XI, 104; Мис. Об. 17, 1904 г., стр. 1023). «Блаж. Иероним поясняет: от кого отнимет Господь паству. Отнимет от епископов, пресвитеров и диаконов... Тот же Иероним продолжает: «Я Сам, говорит Бог, приду к пастырям и взыщу стадо Моё от руки тех, коим лучше было бы, чтобы им повесили камни жерновные на шею, 306 нежели чтобы они соблазняли самого малого из народа Моего». ( Mф. XVIII , – Иерон. XI, 104). Пророчество Иезекииля о падении пастырей (конечно, еврейских) исполнилось. 307 Ещё в XVI стол. писалось мирянам (нет, ни одним мирянам, а и епископам (См. Кирил. 10 послание в начале), чтобы они спасались, остерегаясь падших (только падших, которых было шесть. Кир. 496 л. епископов 308 ). Из актов юго-западной Руси мы читаем, как афонские иноки писали 309 благочестивым русским людям о падении епископов и умоляли их достигать спасения без епископов». (Миссион. Обозр. 17, 1904 г., стр. 1023). Ещё Коновалов приводит, по его мнению, очень сильное и неопровержимое место из VI т. творен. Иеронима об окончательном оскудении священства. «Слушатели должны внимательно слушать, что читается с моей стороны, заявляет Коновалов, желая обратить особое внимание слушателей. Здесь впервые слышатся доводы, подобные хоть этому, напр., свидетельству вселенского учителя церкви «Воскликните пастуси и возопийте, и восплачите овни овчии, яко исполнишася дние ваши на заколение, и падете, яко же овни избраннии, и изгибнет бегство от пастухов, и спасение от овнох овчих.» 310 (Иерем. 25:34–35). На приведённые слова пр. Иеремии бл. Иероним пишет...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

«На живописной и лесистой горе, – говор, г. Муравьев, – открываются развалины древней Самарии, или Севасты. Целый лес белых колонн занимает всю оконечность западной части горы». Много этих колонн, капителей, разных обломков низвергнуто в разных местах и в долине. На месте Самарии теперь бедная арабская деревенька. Разрушена эта последняя Самария, или Севаста, уже после Р. X. турками и арабами. См. путеш. по св. земле Мурав. ч. IV. стр. 162. 1854. С. П. 17 Аки змиев (с. 8), как драконов, так же и в Вульгате. В еврейском – таним . Это слово, по Гезениусу и Штоккию, означает вообще великих животных разного рода – морских (wasserthier) и земноводных, больших змиев (grosse Schlange), наприм. дракона, который, обитая в пустынях, гов. Штоккий, иногда издает плачевный звук, и указывает на Иов. 30, 29 . Иерем. 13, 22. 34, 17 и др. «Естествоиспытатели свидетельствуют, – говорит блаж. Иероним, – что дракон, побежденный в борьбе слоном, кричит страшно – Terribili sono personare. У Калмета и Корнелия. В русском переводе с еврейского – шакал . Шакалы, действительно, когда голодные ночью выходят на добычу, кричат пронзительно и страшно. Но так переводят большею частью по предположению. 18 «Аки дщерей Сиринских» (с. 8). Значение слова сирийских неизвестно. Толковники видят здесь намек на легенду об известных сиренах; но баснословные сирены не плачем, не жалобными воплями привлекали и губили мореплавателей, а таким очаровательным пением, что сам многохитрый Одиссей должен был воском залепить себе уши и привязать себя к мачте корабля, чтобы только спастись «от сладкопенья сирен бедоносных» (Одис. п. XII). В еврейском, вместо сиринских, стоит ианаг . Это слово, по Гезениусу, означает страуса или вообще какую-либо воюшую птицу; Штоккий переводит также ulula – воющая птица, напр. сова, сыч. LXX слово ианаг переводили различно: Лeb. XI, 16 (с. 8), в слав. врана ; Nлaч. IV, 3 – яко птица , Bmop. XIV, 15 (с. 8), страуса у Ис. 13:21, 34:13 . Иов. 30, 29 (с. 8) сирины. В Вульгате переведено struthionum – как плач страусов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

      7. Итак, не ослабевай, человек, и не упраздняй доброго расположения! То, что повелевается тебе, не тягостно. Скажи мне, какой труд избегать клятвы? Разве нужна тут трата денег? Разве требуются великие усилия и изнурения? Стоит только захотеть - и все сделано. Если же кто-нибудь представит мне в оправдание привычку, то я скажу тому, что по этому самому и легко исполнить заповедь. Если ты приобретешь себе другую привычку, этим все и кончишь. Вспомни, для примера, многих эллинов, как одни из них, будучи заиками, при усиленном старании, исправили недостаток в своем языке; а другие отстали от привычки постоянно поднимать и дергать беспорядочно плечами, приставляя к ним сверху меч. Если вы не убеждаетесь Писанием, то я вынужден, к стыду вашему, убеждать вас примером язычников. Так и Бог поступал с иудеями, говоря: приидите во островы Хеттим, и в Кидар послите, и видите, аще премениша языцы боги своя, и тии не суть бози (Иерем. II, 10, 11). А часто посылает их даже к бессловесным тварям, напр. говоря: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй путям его, и иди ко пчеле (Притч. VI, 6). Так и я теперь скажу вам: представьте философов языческих, и тогда узнаете, какого достойны наказания те, которые преступают божественные законы. Те ради людского уважения употребляли бесчисленные труды; а вы даже о небесных благах не хотите приложить такого же тщания. Если же и после этого ты скажешь, что привычка сильна, она может обмануть и самых осторожных, то хотя я и согласен с этим, но вместе с тем скажу и то, что привычка так же легко может быть исправлена, как легко может вводить в обман. Если поставишь над собою дома многих стражей, наприм., жену, раба, друга, то всеми побуждаемый и поощряемый легко отстанешь от худой привычки. И если займешься этим хоть только десять дней, то тебе более будет и не нужно; все счастливо совершится и устроится у тебя, добрая привычка опять твердо укоренится в тебе. Итак, когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы раз, хотя бы два, три раза, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; вставай и принимайся опять за тот же труд - и непременно останешься победителем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наконец возьмем во внимание мнимую историческую ошибку, находимую в 8 гл. 1 и 2 ст. ( Дан. 8: 1,2 ); здесь сказано, говорят, что «Даниил в третий год Валтасара был в крепости Сузах, в Эламе или Элимаиде. Но этого не могло быть, потому что Элимаида не принадлежала Навуходоносору, а его преемниками, конечно, тем менее могла быть приобретена. – И самый город Сузы не только сделался столицею уже персидских царей, но, по свидетельству Плиния, даже построен был Дарием Гистаспом, когда и получил настоящее имя (Plin Н, N IV, 2R) Bertoldt)». Но все восточные и греческие писатели согласно говорят о построении города Сузы в отдаленнейшей древности. Страбон называет основателя Суз Титона, отца Мемнонова, и говорит, что уже красота и великолепие города побудили царей персидских сделать этот город своею резиденцией. Следовательно, когда Плиний говорит, что vetus regia Persarum Susa a Dario Histaspisz filio condita, то он выражается так в том же смысла, в каком говорил напр. Навуходоносор о Вавилоне: несть сей Вавилон егоже аз соградих, т. е. в смысле не основания, a распространения и украшения города. Также древность названия сего города Сузами, идущую далее Дария Гистаспа, засвидетельствовал Геродот (с. 54), Ксенофон (Кироп. VIII, 6, 22). И так последняя половина возражения против исторической точности показания книги о Сузах – исчезает. Что же касается до утвержденной независимости Элимаиды от Навуходоносора, доказательство на это думают найти, во 1-х, у Исаии ( Ис.21:2 ), о восстании против Вавилона, эламитян и персов. Но восстать могли и покоренные прежде народы. Другое доказательство у Иеремии ( Иер. 25:25 ), где представляется Элам царством, имеющим царей и след. самостоятельным. Но здесь же Эламу вместе с другими странами подносится чрез Иеремию чаша гнева Божия, которою и было собственно грозное нашествие Навуходоносора. То же самое предрекается у Иерем. ( Иер.49:23 ) и представлено исполнившимся у Иезек. ( Иез. 32:24 ). Следовательно, и эта часть возражения падает в ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Напр.: соблудить, похитить, обмануть, отмстить. Сей грех называется смертным: ибо смерть вечную согрешающему, если не покается, соделовает, по апостолу: оброцы греха смерть, и: грех содеян рождает смерть ( Рим. 6:23 ; Иак. 1:15 ). С таковым грехом вера и благодать Св. Духа купно быть не может, но изгоняется чрез него; согрешающий человек тем лишается всех благ, чрез Христа приобретенных; Христос ему не пользует... Другой грех есть живущий в человеке, но не обладающий человеком, и не иное что есть, как немощь природная: плоть, со страстями н похотьми восстающая на духа; растление и порча, с человеком родившаяся; каковому греху (немощи) силою веры и духа противятся благочестивые и не попускают владеть над собою. Наприм. восстает похоть к нечистоте, или ко отмщению, или к ненависти и пр. Они сию похоть и поревание укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако же, немощию побеждаемые часто творят, чего не хотят и не знают ( Рим. 7:19 ): много бо согрешаем вси ( Иак. 3:2 ), – от тайных моих очисти мя ( Пс. 18:13 ). Что разумеется здесь под тайными грехами? Не те грехи, которые тайно с произволением делаются и от человек сокровенны... но – которых и сам человек в совести своей не усматривает, но Бог ясно и чисто видит. Сердце бо человека глубоко (Иерем. 7:9; Пс. 63:7 ), и смертоносным змиина семени ядом заражено, так, что много требуется труда усматривать его, оплакивать, и верою омывать нечистоту его. Кто бо похвалится чисто имети сердце ( Притч. 20:9 )? (Кн. VIII, гл. 4). Вопр. Бывают ли случаи, в которых человек может сделаться участником чужих грехов? Отв. Мы участвуем в чужих грехах тогда, когда поощряем кого-нибудь ко греху, особенно – такого человека, который, кроме нас, нигде не может обрести для себя помощи и всю свою надежду на нас возлагает. Таковы суть те духовные отцы, которые потакают человеку вести жизнь распутную, противную божественным заповедям и церковным преданиям. Равно-также господа, которые побуждают рабов своих к худым делам, или мужья – своих жен, отцы – своих детей, учители – своих учеников, предоставляя им свободу грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Люби обличения праведные и неправедные от людей, чтобы исправиться здесь и не быть обличенными на Страшном суде, пред всем миром, пред всеми Ангелами и человеками. О, нестерпимый страх и стыд страшного судилища Твоего, Господи! Запись 991 Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него и не угождать тем сатане; просто взирать и на всякого врага, как на создание Божие, как на созданного по образу Божию и как на член свой, и не дышать на него злобою, т.е. не быть диаволом, ибо человек злящийся есть диавол в то время, когда он злится. Надо быть всегда кротким, незлобивым, благосердым, терпеливым, как бы не замечающим злобы в других, надо побеждать благим - ласкою, благотворением - злое [Рим. 12, 21], или злых людей. Избави Бог от злой подозрительности, при которой все в ближнем обращают в худую сторону: движение, жест, взгляд, голос, поступь, каждое слово. Запись 992 Благодарю Тя, Господи, яко даруеши мне новую жизнь каждый раз, когда я со слезами покаяния и благодарения совершаю Божественную литургию и причащаюсь пречистых и животворящих Таин Твоих. Твоим Святым Тайнам я обязан доселе продолжением бытия моего, непорочностью путей моих и доброю славою в людях Твоих. Да святится убо имя Твое великое паче и паче во мне и во всех людях Твоих, на них же имя Твое святое нарицается, - и во всем мире Твоем; да приидет Царствие Твое, царство правды, мира и радости во Святом Духе, во все сердца наши, как сказал Ты: вселюся в них и буду ходить в них, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери Кор. 6, 16, 18 (Лев. 26, 12; Иерем. 3, 19)], и да будет воля Твоя святая, премудрая, всеблагая, всесовершенная, всеблаженнотворная, яко на небеси и на земли во всех людях Твоих, и во мне грешном, ибо собственная воля наша ошибочна, близорука, греховна, гибельна, нелюбовна, зла, завистлива, горделива, ленива, роскошелюбива, сребролюбива, скупа. Запись 993 И нужда бедных настойчива в требовании, иногда нахальна, и страсти наши так же упорны и настойчивы, дерзки и нахальны, напр., скупость, любостяжание, блуд, злоба, зависть, гордость, татьба, ересь, раскол, суеверие, идолопоклонство. Но будем уступать благоразумно настойчивым просьбам нуждающихся бедных и страждущих; это послужит к нашему спасению и вечному блаженству. Как нищие и страждущие нудят нас к состраданию, так взаимно будем понуждать себя и мы к милостыне; будем нудить себя к добру, пока есть время, как нудит нас непрестанно грех к тому, чтобы мы непрестанно согрешали и прогневляли Бога и сами для себя умножали пищу огня геенского, начинающего уже здесь помале возгораться в сердцах наших и предпоказующего нам вечный пламень, в нем же плач вечный и скрежет зубов. Царствие Небесное силою берется, и усильные искатели восхищают его [Мф. 11, 12]. И в геенну враг хочет силою восхитить и вовлечь всех неосторожных, неверующих и нераскаянных и пристрастных к здешним благам. Запись 994

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мистерия Израиля. – «Как мог народ без искусств, без философии, без других культурных достижений произвести такое несравненно превосходное творение – Библию, в то время когда народы далеко ушедшие интеллектуально вперед оставили книги, полные моральных и религиозных заблуждений? Как он способен был оказать такое широкое влияние в мире? Великия империи разсыпались внешне и внутренне, оставив после себя лишь надписи и мумии... И отвержение народом этим Иисуса Христа..., и судьба народа, о которой остается сказать: sine sanguine non fit remissio (без крови не бывает отпущения). Человек в руках Господа – глина в руках горшечника» (Иерем. 18:6). Идейная сторона Библии. – Предание о творении. – Творение женщины из «тела» мужчины – от «ti»: таково может быть значение сумерийского «ti», переведенного как «ребро» – «rib». – Глубокий смысл совпадения первых и последних страниц всей Библии. – Невозможно представить всю нашу культуру без основ, данных в первых 11-ти главах Библии. – Безкомпромиссный монотеизм – вопреки всему окружению, вопреки языческой космогонии. – Одна семья, одна линия происхождения. Прямая линия от первого человека к Иисусу Христу. Генеалогия на протяжении всей Библии. – Век патриархов: Авраама, Исаака, Иакова – безусловное послушание голосу Бога. «Уже эти высокие «МИФЫ» суть истина и жизнь; уже они суть откровение». Три смысла Библии: а) буквальный, б) аллегорический или духовный, в) аккоммодационный (приспособительный, напр. в таинственных предназнаменованиях новозаветных событий). В первые столетия нашей эры буквализм был характерен для Антиохийской школы, и аллегоризм для Александрийской школы. Так в наше время Claudel горячо возставал против буквализма в толковании Библии Fr. Lagrange и его учеников в Ecole Biblique. Так, Филон Александрийский толкует, что «змея Евы» выражает красоту, и что душа, ужаленная ею, должна обратить свой взор на змея, Моисеем воздвигнутого, чтобы вернуть себе здоровье и жизнь (пример аккомодации). В заключение: «Если вы хотите пользы от Писания, читайте его со смирением, простотой и верой» – говорит Фома Кемпийский в «Подражании Христу».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

1775.  Когда громогласно или про себя молишься о других, напр., о домашних своих или о чужих, хотя они и не просили тебя, — молись о них с такою же теплотою и усердием, как молишься о себе. Помни заповедь закона: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе [Мф. 19, 19 (22, 39); ср. Лев. 19, 18]. Во всех случаях это наблюдай, т. е. ближнего как себя люби. Не лукавь пред Господом, испытующим сердца и утробы [Иерем. 11, 20 (Апок. 2, 23; Пс. 7, 10)], да не презрит Он молитву твою как суетную и ложную. 1776.  Любовь не терпит самооправдания, не превозносится, не гордится. 1777.  Когда мы в первый раз или нечасто читаем какие-либо молитвы, тогда, по новости их, мы охотно, с великим чувством читаем их, но потом чем чаще их повторяем, тем менее чувствуем к ним охоты; они перестают занимать нас, и мы с трудом преодолеваем себя, чтобы читать их с прежним чувством. Против этого, относительно молитв, надо вот что. Нужно представлять, что мы в первый раз читаем прекрасные молитвы, к коим мы привыкли и которые так сильно занимали нас в первое время, как мы стали их читать; вдумываться сердцем в каждое слово и дорожить каждым словом. Это явление в нашей душе есть следствие первородного греха — следствие первоначальной неустойчивости нашей в истине. И доселе мы не можем непоколебимо установиться в истине: лишь встанем, а затем скоро и поколеблемся в ней. Так часто бывает относительно молитвы, так бывает и относительно веры, дружбы с людьми, любви к Богу и ближнему, вообще добродетели: везде мы оказываемся неустойчивыми в истине. 1778.  Еще бывает во время молитвы, что сердце наше богопротивно стыдится пред людьми слов молитвы или Самого Господа Бога, вяло, не от сердца произнося слова молитвы. Надо попрать этот богопротивный, человекоугодливый, диавольский стыд и страх и произносить молитвы от души и громогласно, в простоте сердца, представляя пред собою единого Бога и всех считая как бы несуществующими. Иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми [Мрк. 8, 38].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

361 от вырезывать указывает песню, сложенную по известной мере, тоже что и обыкновенное название большей части псалмов. Частное оно значит петь с аккомпанементом, как в греч. Переводе ψαλμς от ψáλλειν, бить по струнам, играть, на инструменте. LXX всему собранию псалмов дали название ψαλτριον, точно также, как напр. словом Lyra называется собрание лирических стихотворений. 362 восходить. Употребляется о восходе солнца н всходе посевов. Этот образ пророки, и в особенности Исаия, нередко употребляют, когда говорят о явлении Мессии, ожидаемого избавителя. 363 . Древние переводчики этому слову давали значение: так, таким образом. LXX: σπερ τατα ποθανουνται; точно также и блаж. Иероним:ет habitatores sicut haec interibunt. Но Людовик de Dien указал в этом слове имя существительное; и действительно в множ. ч. это слово встречается Исх. 8, 16 в описании казней египетских: κνíψ, σχνφες, род мошки, особенно распространенной в болотных местностях нижнего Египта, – culex replans Линнея. 365 Эту метафору часто повторяют классические, писатели. Так у Гомера об Аяксе говорится: (Jliad. XVIII, 157) одетый силой бранною. 366 поэтич. имя Египта, по происхождению египетское. – (См. Jablonskii opuscc. ed. te Water. I, 228). 367 чудовище морское вообще, Быт. 1, 21 ; здесь дракон или крокодил, – эмблема Египта. На римских монетах, выбитых по случаю побед импер. Августа в Египте, Египет изображён в образе крокодила, привязанного к пальме. В ветх. завете часто царь египетский сравнивается с крокодилом: Пс. 77, 13 ; Иез. 29, 3; 33, 2 . Это сравнение стало до такой степени ходячим, что в нынешнем языке арабском, наоборот, титул царя – фараон стал названием крокодила. 369 Этот стих буквально сходен с 35 гл. 10 ст. (см. стр. 143 оригинала – прим. эл. редакции), с тем только различием, что слово стоит без парагогического. Там он оканчивает главу, а здесь отдельную строфу в главе. 370 Состояние пленного народа представляется под образом ареста, коему подвергались нарушители общественного спокойствия. Иерем. 38, 6. 37, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010