А.Д. Пантелеев Христианское мученичество: история явления и жанра На протяжении многих лет историю христианства в первые века было принято рассматривать как вереницу гонений и мученичеств. Согласно христианской традиции, Церковь до начала царствования Константина пережила десять гонений: при Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине Фракийце, Деции, Валериане, Аврелиане и Диоклетиане; при этом считается, что основание именно такого числа гонений – десять казней египетских. Но уже в XIX в. историки христианства поставили под сомнение эту стройную схему, заметив, что гонения не прекращались, по сути дела, на протяжении всего раннего периода христианской истории; если они угасали в одном месте, то тотчас начинались в другом: «Даже в самые счастливые времена для христиан встречались мученики», – замечает А. П. Лебедев 1 . Эти преследования были следствием не только и не столько запретительных мер римских властей, сколько негативного отношения к новой религии со стороны обычных жителей империи. Христиане вызывали раздражение своей сплоченностью и закрытостью от внешних наблюдателей, они не желали участвовать в общественной жизни и поклоняться богам вместе со всеми остальными, их собрания окружали зловещие и скандальные слухи. Язычники воспринимали христиан как членов запрещенного сообщества вроде разбойников или заговорщиков, которые поклоняются распятому преступнику и вербуют себе сторонников из самых низов общества. Повсеместно были распространены сплетни о страшных ритуалах посвящения в христиане с неизменным терзанием и поеданием младенцев и рассказы о разнузданных собраниях, переходивших в оргии с уклоном в инцест (Min. Fel. Oct., 9). Иначе зачем они постоянно говорят о любви и называют друг друга «брат» и «сестра»? Часть этих обвинений возводились греками и римлянами еще на иудеев, потом они «по наследству» перешли и на христиан; частично же они возникли из-за непонимания и искажения христианских литургических практик; так, обвинения в людоедстве стали следствием слов о «плоти и крови Господней», а обвинения в разврате – следствием вечерних собраний христиан (агап), в которых участвовали как мужчины, так и женщины. Верующих часто обвиняли в том, что они были причиной всевозможных природных и социальных бедствий – от землетрясений и неурожаев до войн, – так как их отказ от традиционного языческого богопочитания бросал вызов богам и нарушал гармонию между земным и небесным миром, то, что римляне называли pax deorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 25. Семь чаш гнева. Двери ада заперты изнутри. У бесов нет порядка. Лучше не будет. Экологический кризис и московский хлебушек. Фараоново упрямство. Восток надвигается на Запад. Идеологические жабы. Хозяин идет – не расслабляйтесь. Армагеддон. Три части Иерусалима. Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и будем читать 16 главу с 1 стиха и ниже. В этой главе говорится о судах Божиих над врагами Церкви, говорится, что семь чаш Божьего гнева будут излиты на противников Христа. И, что интересно, описание того, как Ангелы будут наказывать врагов Церкви, очень напоминает описание того, как Моисей наводил на Египет десять казней Божьих. Мы с вами уже говорили о том, что современный мир как древний Вавилон, в 16 главе мир последнего времени уподобляется Египту. Египет во дни фараонов был государством с жестоким рабовладельческим строем, с режимом, где все подчинялось власти одного человека. Поэтому Египетская монархия, таким образом, очень четко показывает, какой властью будет обладать антихрист. Во дни антихриста будет тот же рабовладельческий строй. Но не тот, где одни – рабы, другие – господа, а такой, где один правитель, как в Египте фараон. Сын дьявола, антихрист, всех поработит духом вещизма, привязанности к вещам, к комфорту, к обогащению. И то, что Священное Писание проводит такие параллели: между древним Вавилоном и царством антихриста, между древним Египтом и царством антихриста – свидетельствует о том, что зло – оно банально, зло обречено на плагиат, дьявол не обладает творческой силой, творческой энергией, он может только извращать то, что уже сотворено. Как апостол Павел говорит, он берет «повод от заповеди» ( Рим.7:11 ) и извращает ее, искажает ее. Египет считался процветающим государством. Царство антихриста будет иметь вид процветающего государства. Но в действительности царство антихриста не принесет людям счастья. Как давно заметили психологи, самое большое количество самоубийств совершается в странах с развитой экономикой. Почему? В странах с неразвитой экономикой люди имеют какие-то цели перед собой, они борются за свое выживание, они зарабатывают хлеб насущный. Но в странах, где экономика очень развита, в основном за счет эксплуатации других стран и их природных ресурсов, там человек сыт, одет, ему не надо думать о завтрашнем дне, и он полностью извращается. Он проявляет дух лености, его поглощает вещизм, он теряет смысл жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 1 «Слово Господне, е же бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву» ( Иоил.1:1 ). Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во времена четырех царей их, которых представляет в образе четырех казней Египетских. Одно зло служит образом другого, подобного ему, зла. На Египет насылались саранча и другие язвы, а здесь один за другим следовали цари. «Останок гусениц поядоша прузи» (род саранчи) крылатые, налетевшие на синагогу Израильскую, ибо в землю Израильскую вторгались разные войска из Ассирии и Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелласар, это гусеницы; второй – Салманассар, это " прузи крылатые»; третий – Сеннахирим, это мшицы, четвертый – Навуходоносор, это сиплеве. Поэтому смысл пророчества таков: «останок гусениц», то есть оставленное Феглаффелласаром, «поядоша прузи», то есть Салманассар, «останок пругов поядоша мшицы», то есть Сеннахирим, «и останок мшиц поядоша сиплеве», то есть Навуходоносор ( Иоил.1:4 ). «Понеже язык взыде на землю Мою» ( Иоил.1:6 ); это – Сеннахиримово войско, оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. «Утрезвитеся, пиянии... и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино» ( Иоил.1:5 ). Таинственный смысл этих слов в том, что у людей грешных отнимется божественная радость, представленная здесь в образе вина. «Восплачися... как невеста препоясанна я во вретище по мужи своем девственнем» ( Иоил.1:8 ). Бывает иногда, что при вступлении новобрачной в брачный чертог жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее. «И изсше вино, погибли маслины. Посрамишася земледелателе, воз рыдали виноградари» ( Иоил.1:10–11 ). Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели, но это не принесло плода. «Вся древа... изсхоша», потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим ( Иоил.1:12 ). «Посрамишася земледелателе» ( Иоил.1:11 ), и нет пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова Благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, но по своей лукавой воле пошли во тьму кромешную к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом пророк именует древо жизни, – Святой Крест, принесший роду человеческому плод нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Иоиль происходил от колена Рувимова; и умер и погребен он в земле Рувимовой. Имя Иоиль толкуется: крепость Господня. Глава 1 (1) Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву. Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во время четырех царей их, которых представляет под образом четырех казней египетских. Одно зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за другим следовали цари. (4) Останок гусениц поядоша прузи крылатые, налетевшие на синагогу израильскую; ибо в землю израильскую вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы; второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий - Сеннахирим, это - мшицы; четвертый - Навуходоносор, это - сиплеве. Посему, смысл пророчества таков: останок гусниц, то есть оставленное Феглаффелассаром, поядоша прузи, то есть Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве, то есть Навуходоносор. (6) Язык взыде на землю Мою; это - Сеннахиримово войско; оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню. (5) Утрезвитеся пиянии, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино. Таинственный смысл слов сих тот, что у людей грешных отъемлется божественная радость, представленная здесь под образом вина. (8) Восплачися, как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем. Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее. (10) Изсше вино, погибли маслины. (11) Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари. Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели: но сие не принесло плода. (12) Древа изсхоша, потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим. (11) Посрамишася земледелатели, и нет Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом Пророк именует древо жизни, - святой крест, принесший роду человеческому плод нетления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1088...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. Г. Елеонский. Фотография. Кон. XIX в. Федор Герасимович (12.04.1836, c. Успенское Макарьевского у. Нижегородской губ.- 3.11.1906, С.-Петербург), церковный ученый, библеист. Е. род. в семье диак. Г. Я. Владимирского (фам. Елеонский по существующей тогда практике была дана ему при поступлении в семинарию). По окончании Нижегородской ДС как один из лучших воспитанников Е. был послан для продолжения образования в СПбДА. Степень магистра богословия (9-й магистр 25-го курса) он получил за дис. «О состоянии русского раскола при Петре I». По окончании академии (1863) был направлен в Рижскую ДС, затем в КазДС преподавателем гражданской истории. В 1864 г. переведен наставником в Литовскую ДС и в том же году назначен преподавателем Виленского уч-ща для девиц духовного звания. В 1865 г. библиотекарь Литовской ДС; в 1867 г. член педагогического собрания правления семинарии. В 1870 г. по представлению профессора СПбДА И. В. Чельцова Советом СПбДА Е. был избран на должность доцента академии кафедры библейской истории. В 1875 г. утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1884 г. Е. присуждены степень д-ра богословия за дис. «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней» и звание ординарного профессора. С 1890 по 1896 г. Е. исполнял обязанности зав. С.-Петербургской Синодальной типографией, в 1891 г. получил чин действительного статского советника, в 1896 г.- звание заслуженного профессора, в 1897 г. вышел в отставку, в 1898 г. был избран почетным членом СПбДА. Награжден орденом св. Станислава 1-й степени. Похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре. Ученая и публицистическая деятельность Е. после написания им магист. диссертации продолжилась во время пребывания в Литовской ДС. Краеведческие изыскания Е. были опубликованы в 1, 2 и 6-м томах «Археографического сборника», издаваемого при управлении Виленского учебного округа. Тогда же совместно с А. П. Демьяновичем он перевел книгу И. И. Овербека «Свет с Востока: Взгляд на кафолическое православие сравнительно с папством и протестантством» (Вильна, 1867). С началом преподавания в СПбДА библейская тематика стала основной в исследовательской работе Е. Его труды в этой области можно классифицировать по следующим направлениям: сочинения по библейской истории; анализ и оценка утверждавшегося в XIX в. на Западе т. н. историко-критического метода в библейских исследованиях; экзегетические комментарии на ветхозаветные книги; исследования слав. Библии.

http://pravenc.ru/text/189767.html

протоиерей Ростислав Снигирёв 5. Экзегетический разбор важнейших мест книги Исход Плен египетский (Исх. 1) Данный раздел повествует о порабощении сынов Израиля, последовавшем после изгнания гиксосов египтянами. Нравоучительный смысл рассказа о рабстве египетском раскрыт святителем Григорием Нисским , понимавшим его как рабское подчинение страстям. О прообразовательном значении египетского рабства существует согласное мнение святых отцов, видевших в нем образ рабства диаволу, в котором пребывает человечество вне Церкви Христовой. Юность и призвание Моисея (Исх. 2 – 4) Рассказ о Моисее имеет важнейшее прообразовательное значение в силу того обстоятельства, что еще ветхозаветной общиной спасения пророк-боговидец признавался прообразом грядущего Мессии (см.: Втор. 18:15 – 18 ; Деян. 3:22 – 26 ). Следуя апостольскому изъяснению (см.: Евр. 3:2 – 7 ), в день памяти пророка Моисея (4 сентября) Церковь взывает к нему: «Яко таинник Божий и служитель, и царь Израилев, Моисее боговидче явлься, Христа проповедал еси прийти в плоти, прописав Его в себе страшное и Божественное Пришествие: егоже образ одушевлен явился еси яве, и пророк верен» 181 . Ветхозаветная церковь усвоила грядущему Спасителю имя Мессии (Помазанника), так как Он является осуществителем тех трех служений, на которые избранные люди ставились через помазание. Эти служения – царское, священническое и пророческое – нес и Моисей. Прообразовательными были также и многие иные обстоятельства жизни боговидца. Так, преподобный Ефрем Сирин намеренное умолчание об отце Моисея считал прообразом того, что и Христос по плоти не имел отца, а избиение фараоном еврейских младенцев – прообразом избиения Иродом младенцев вифлеемских 182 . Красота младенца Моисея была, по мысли святителя Кирилла Александрийского , прообразом духовной красоты Того, кто прекраснее сынов человеческих ( Пс. 44:3 ) 183 . По мнению того же святителя, «сокрытие умершего египтянина в песке означает то, что Христос, убив некоторым образом восхотевшего обижать людей, скрыл его в землю, то есть поместил в преисподних частях ее, заключил в ад» 184 . «Переправился из земли Египетской в Мадиамскую Моисей – равным образом и Христос перешел из Иудеи в Галилею» 185 . Как Моисей защитил дщерей Иофора от обиды пастухов и напоил их стада, так и Христос «отогнал беззаконных лжепастырей и напоил водою живою, то есть Божественною Своею и небесною проповедью (см.: Ин. 4:10, 14; 7:37 )» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Чистый Четверг (Великий Четверг) в 2024 году — 2 мая Служба накануне Великого (Чистого) четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. 4 апреля, 2018 Служба накануне Великого (Чистого) четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель, повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого, Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды. Чистый четверг в 2024 году выпадает на 2 мая. Что означает этот день для христиан? Какие события мы вспоминаем в Великий четверг? В четверг Страстной седмицы (Чистый Четверг (Великий четверг): дата в 2024 году — 2 мая) Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение). Чистый четверг в 2024 году — чин омовения ног Чистый четверг в 2024 году, как и в любой другой год ознаменуется чином омовения ног. Что означает этот обычай? «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног им.

http://pravmir.ru/chistyj-chetverg-v-202...

Закрыть itemscope itemtype="" > 4. Грехопадение. Тайна Египетских казней Конспект занятий воскресной школы для взрослых 12.10.2016 1174 Время на чтение 11 минут Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Пс.118:73) 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения 3. О пятом и шестом днях творения Адам сотворен был совершенным по душе и по телу, видом прекрасен, духом светел, чист и безгрешен, однако совершенство его могло быть легко утрачено. Получив от Бога творческие способности и свободную волю, Адам мог употребить свою свободу на зло. Поэтому немедленно Господь начинает обучение и воспитание Адама. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:8,9) Бог устраивает в определенном месте «на востоке» прекрасный сад Эдем (Эдем - «наслаждение», в славянском тексте - «Рай сладости»), и в этом саду помещает Адама. Местоположение Рая «на востоке», (то есть, там, где восходит солнце), символизирует путь Адама к вершине духовного совершенства, рассвет красоты его души на этом пути. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь . (Быт.2:15-17) Разумеется, Эдемский сад, как и все творение Божие, был «весьма хорош». Но, по-видимому, свободный рост деревьев и другой зелени Эдема в дальнейшем мог привести сад к «одичанию». Поэтому сад поручен заботливым рукам Адама. Уход за садом Эдемским садом символизирует необходимость рассудительности и сдержанности во всех вожделениях свободной воли Адама. Хотя душа его благоустроена и совершенна, ей требуется «хранение и возделывание», то есть, развитие в себе навыка самодисциплины, умения во имя собственного блага, и блага всего творения, добровольно отсекать худое и держаться доброго. И поскольку Бог является абсолютным источником всякого добра, всегда охотно подчиняться благодатному вождению Святаго Духа Божьего. Дана же и первая заповедь - запрет вкушать от «древа познания добра и зла» как упражнение в добровольном ограничении своей воли, через воздержание.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

Беседа 31. Совет взять Христа хитростью и убить Его Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», мы начинаем чтение 26-й главы. И вот темы сегодняшней беседы: 1) Совет взять Христа хитростью и убить Его (1–5); 2) Миропомазание Господа Иисуса Христа в Вифании (6–13); 3) Предательство Иуды (14–16). Каждому христианскому проповеднику, говорящему о Христе, приходится сталкиваться со странными и необъяснимыми явлениями. Иногда нить повествования как бы вырывается из твоих рук и начинает сама руководить порядком истолкования текста. Так что и сам говорящий становится слушателем вместе с остальными, внимающими повествованию. Златоуст выразил этот феномен мыслью о том, что говорить или слушать – почти одно и то же: и тот и другой, говорящий и слушающий, – участники одного процесса. Все это свидетельствует о силе Евангельского текста, слова и буквы. Все на своем месте и сообщает, передает нам не только последовательность и сюжет повествования, нить событий, но и тот эмоциональный фон, который их сопровождал. И мы читаем 26-ю главу с 1-го по 2-й стих: Мф.26:1–2 . «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Имея в виду совершить спустя два дня Пасху, Он знал, что будет предан крестной смерти; и тем не менее Он не устраняет козней [против Себя] и не бежит в страхе; так что даже тогда, когда другие не хотят идти, Он бестрепетно продолжает идти… И, желая положить конец плотскому празднованию, а также, – когда проходила тень [закона], – желая дать настоящее значение Пасхе, Он сказал: “Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания”. Во всяком случае, Христос, принесенный в жертву, есть наша Пасха, если только мы вкушаем Его в безквасии чистоты истины» 482 . «Пасха» (евр. Пейсах) в ветхозаветном понимании – это воспоминание об исходе из Египта, описанного в Книге «Исход» Пятикнижия Моисея. Исходу предшествовали 10 казней египетских – великий прообраз казней Армагеддона, последнего сражения между силами добра и зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа LI «Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле» ( Быт.26:1 ). 1. Опять я хочу предложить вам поучение, из того, что следует после сказанного нами в прошедший раз. А для большей ясности, надобно припомнить любви вашей, где мы в прошедший раз окончили слово, и откуда должны сегодня начать его. Сами вы, развлекаясь многими заботами, может быть, и забыли это. Но мой долг – привести вам на память, чтобы через такое напоминание яснее стало для вас слово, которое сегодня будет сказано. Вы знаете, что в прошедший раз, повествуя о благочестии Ревекки и потом дошедши до Исава и Иакова, мы остановились на том, как Исав отдал права первородства Иакову, желая воспользоваться варением его, и, по страсти к известному яству, сам себя лишил первенства. А так сделалось не просто, но для того, чтобы на самом деле оправдалось Божественное предсказание: «Иакова возлюбих, Исава же возненавидех» ( Мал.1:2 ). Так как Бог предвидел уже будущие события, то и предсказал и добродетель Иакова, и низость духа в Исаве. Что же значит право первородства? Прежде время не позволяло мне сказать об этом вашей любви; но сегодня необходимо объяснить вам это. Первородство почиталось в древности за величайшую честь; а причиной такого уважения к нему было следующее обстоятельство. Когда Бог захотел освободить народ израильский из Египта и избавить его от мучительства фараонова, по обетованию, данному праотцу (Аврааму), а царь египетский сопротивлялся этому и хотел удержать народ, тогда Господь после различных казней, наведши (на Египет) последнюю казнь, заставил египтян, так сказать, своими руками вывести народ израильский. Именно, Бог определил истребить вдруг всех первенцев египетских, так что в каждом доме видны были слезы и рыдания. Египтяне думали, что этим казнь не ограничится; а ожидали, что смерть, продолжая идти, постигнет и всех. Таким образом когда всех первородных египетских вдруг постигла смерть, а израильтяне, пользуясь покровом свыше, остались невредимы, то Бог, и в этом событии показывая Свое к ним благоволение, повелел, чтобы за истребление первенцев египетских, впредь были посвящаемы Ему первенцы еврейские.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010