В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

После городского пожара (июнь 1842) в 1843-1855 гг. К. м. был приписан к казанскому во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рю , в 1855-1900 гг.- к казанскому Преображенскому мон-рю. В 1889 г. близ обители была устроена богадельня для престарелых казанских иеромонахов и священнослужителей. В 1891 г. при К. м. открылась церковноприходская школа с приютом для мальчиков-сирот. По проекту архит. С. Тынкасова для школы выстроили отдельный 2-этажный дом (см.: Отчет по постройке школы при Феодоровском мон-ре г. Казани//Изв. по Каз. епархии. 1895. С. 107-109). Известно, что 12 дек. 1887 г. на Фёдоровском бугре, у стен обители, совершил попытку самоубийства А. Пешков (М. Горький). Юноша собирался выстрелить в грудь из пистолета, но пуля лишь пробила левое плечо. Раненого юношу спас монастырский сторож М. Юнусов. Указом Синода от 23 сент. 1900 г. К. м. был преобразован в жен. общежительный мон-рь и 12 нояб. 1900 г. вновь освящен архиеп. Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым) . Обитель возглавляла игум. Иоанна, с 1906 г.- постриженица казанского Богородицкого мон-ря мон. (Анфия (Бакакина; с 1907 г.- игумения), затем - игум. Ангелина (Алексеева) . К 1910 г. в мон-ре проживали игум. Людмила, 2 монахини, 63 послушницы, священник и псаломщик. Насельницы занимались в основном белошвейным ремеслом, они также работали на епархиальном свечном заводе, расположенном в обители. Сестры поддерживали тесную связь с находящимся неподалеку казанским Богородицким жен. мон-рем, часто переходили из одного мон-ря в другой. Нек-рое время в К. м. служили свящ. В. Д. Богоявленский (архиеп. Черниговский сщмч. Василий), свящ. П. А. Грачёв, репрессированный в 30-х гг. XX в. Постройки и святыни В нач. XVII в. в К. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Вероятно, храм неоднократно горел. В 1700 г. в К. м. был построен каменный Свято-Троицкий собор, представлявший собой небольшой 2-светный кубовидный храм, слегка вытянутый в ширину, с 3-частной апсидой. Четверик был перекрыт глухим сомкнутым сводом с 4-скатной кровлей. Уникальным не только для архитектуры Казани, но и вообще для рус. архитектуры было завершение четверика 3 главами по оси, на небольших глухих барабанах. С сев. стороны к храму примыкал придел во имя вмч. Феодора Стратилата. С запада собор имел небольшую трапезную. По оси придела, слева от трапезной, возвышалась 2-ярусная восьмериковая колокольня с типичным для Казани нарышкинским декором, возведенная, возможно, несколько позже собора.

http://pravenc.ru/text/1319822.html

24 июля 1920 г. Казанский и Свияжский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) возглавил в соборе Богородицкого мон-ря в Казани хиротонию И. во епископа Мамадышского. И. стал 2-м викарием Казанской епархии. Местом его пребывания был определен Кизический Введенский мон-рь. 21 нояб. 1920 г. вместе с еп. Анатолием участвовал в хиротонии во епископа Чебоксарского архим. Афанасия (Малинина). Временно управлял епархией после ареста 26 марта 1921 г. еп. Анатолия и до прибытия в Казань 4 янв. 1922 г. освобожденного из заключения митр. Кирилла. В июне 1921 г. вместе с еп. Афанасием совершил хиротонию во епископа Спасского Андроника (Богословского) . В нояб. того же года добился открытия в Казани Богословского ин-та вместо закрытой властями КазДА. 12 апр. 1922 г. назначен епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии. После очередного ареста 15 авг. 1922 г. митр. Кирилла И. вновь стал управляющим епархией. В то время, когда Патриарх свт. Тихон был арестован, а руководство Церковью фактически захватили обновленцы, И. был тверд в защите Православия, но избегал излишней конфронтации во взаимоотношениях с гражданской властью и с обновленцами. Как и митрополит Кирилл, возлагал надежду на то, что ситуация разрешится на Поместном Соборе. Хотя И. не делал заявлений о признании обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), 1 окт. 1922 г. с согласия И. в состав Казанского епархиального управления вошли обновленческие священники. «Примиренческая» позиция И. объяснялась, очевидно, стремлением избежать в случае решительного разрыва с ВЦУ массового закрытия властями казанских храмов или их передачу обновленцам. 4 апр. 1923 г. в Казань прибыл еп. бывш. Тираспольский Алексий (Баженов) , назначенный ВЦУ «архиепископом Казанским». И. сначала допустил его присутствие на литургии в соборе Богородицкого мон-ря, но потом, когда тот сообщил о своем неканоничном назначении, не позволил ему совершать чин омовения ног и совершил его сам. Вместе с епископами Афанасием (Малининым) и Андроником (Богословским) И. отказался признать власть обновленческого архиепископа и образованного обновленцами нового епархиального управления. Из-за запрета властей И. проводил негласные богослужения с поминовением Патриарха Тихона и митр. Кирилла. В Казани из приходских храмов верность Патриаршей Церкви сохранили только Петропавловский собор и Покровская ц. Большинство приходского духовенства Казани признали Алексия (Баженова) правящим архиереем, хотя в епархии обновленцев поддержало менее половины приходов. Осталось верным Патриарху и большинство епархиальных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/578054.html

Гурием. Из Жития можно понять, что И. преставился раньше свт. Варсонофия, скончавшегося в Спасо-Преображенском мон-ре 11 апр. 1576 г. 4 окт. 1595 г., при подготовке к строительству нового собора, могилы святителей Гурия и Варсонофия, И. и Н. были вскрыты, их мощи оказались нетленными. Вскоре по указу патриарха Московского и всея Руси св. Иова Гурий и Варсонофий были канонизированы, а в 1630 г. их мощи были перенесены в казанский Благовещенский собор. Останки И. и Н. после обретения были похоронены на прежнем месте. С этого времени началось местное почитание преподобных как святых. Над их могилой была построена часовня («Пещёрка»), ставшая местом паломничества жителей Казани и др. В 1899 г. по инициативе Казанского архиеп. Арсения (Брянцева) празднование памяти И. и Н. приняло офиц. характер. В советский период, после разрушения Спасо-Преображенского мон-ря, могила святых оказалась под асфальтом. 11 окт. 1995 г. мощи И. и Н. были вновь обретены и ныне почивают в казанском Петропавловском соборе, на солее с сев. стороны. В том же году состоялось прославление И. и Н. Синодом РПЦ как местночтимых святых Казанской епархии. Акафист преподобным составил свящ. Казанско-Богородицкой ц. Казани Сергий Галлямов. В акафисте И. и Н. прославляются как «святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии». Преподобные почитаются в их родовом с. Застолбье, где в 2008 г. в память о них был установлен крест. Ист.: Гермоген, патр. Московский. Творения. М., 1912. С. 44-45; ТКиДТ. С. 180; Описание о российских святых. 1995. С. 253-254; Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 67-68. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 265; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 39-40; Воскресенский А. А. Пещерка Спасо-Преображенского Казанского миссионерского мон-ря. Каз., 1899, 19022; Дробленкова Н. Ф. Гермоген//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 153-163; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/578340.html

К кон. XVIII в. от частых перемен настоятелей К. м. пришел в упадок. Тамбовский и Шацкий еп. Феофил (Раев) предполагал перевести штат К. м. в Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь близ Тамбова, чтобы дать возможность ректору семинарии управлять обителью, ближайшей к месту училищной должности. В 1802 г. К. м. возглавил архим. Израиль, ранее восстановивший Сканов мон-рь. Перед вступлением в управление К. м. архим. Израиль подал в Синод проект о введении в обители общежития по подобию устава Саровской пуст. Из Синода проект был возвращен еп. Тамбовскому Феофилу (Раеву) для обсуждения. К тому моменту, когда были получены разъяснения устава от игумена Саровской пуст., вышло постановление Синода «немедленно привести проект в исполнение», руководствуясь собственными средствами ( Евпсихий (Горенко). 1891. С. 38). В 1814 г. архим. Израиль был переведен в Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь . С 13 июля 1829 г. К. м. возглавлял архим. Иоанникий (Образцов ; впосл. епископ Кавказский). Настоятель (1843-1875) архим. Евпсихий (Горенко) провел масштабные работы по ремонту построек монастыря, «возвысил религиозно-нравственное состояние братии» ( Дворжанский. 1999. Кн. 1. С. 101), опубликовал «Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второклассного муж. мон-ря» (1891). В 1889-1911 гг. К. м. возглавлял архим. Гедеон (Котлов), член-сотрудник имп. Палестинского православного об-ва , автор книги «Нижнеломовский Казанский второклассный мужской монастырь» (1911). После 1764 г. количество насельников сократилось до 17 чел. братии и 17 служителей. К нач. XX в. в К. м. проживало 45 монахов и послушников. Постройки Первоначальные деревянные храмы в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и во имя св. Иоанна Предтечи сгорели во время пожара в сент. 1709 г. По грамоте митр. Рязанского Стефана (Яворского) в 1710-1722 гг. была построена каменная холодная Казанская ц. (высота с крестом на куполе - ок. 44, ширина 28, длина 33 аршина); 5-ярусный иконостас (1722-1724) изготовлен московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

На запрос Синода о том, нет ли «нужды в присылке экзаменаторов» для ставленников в Казанской епархии, преосвященный ответил отрицательно; он же усиленно хлопотал об увеличении жалованья духовенству Оренбурга (основан на новом месте в 1743) и служащим Оренбургского духовного правления. При Л. в 1740 г. были достроены 3 каменных семинарских корпуса на ул. Воскресенской (ныне Кремлевской). Перевод духовной школы из Зилантова мон-ря в город, в «семинарские нижние апартаменты», состоялся 18 окт. 1738 г. (Там же. Т. 17. 32. Стб. 55). Осенью 1740 г. Казанскую семинарию посетил астроном и картограф акад. Ж. Н. Делиль, в 1725-1747 гг. работавший в С.-Петербурге. Студенты разных классов приветствовали его речами на лат. и рус. языках. Л. предоставил гостю свою карету, пригласил на архиерейское богослужение в день памяти свт. Гурия Казанского (4 окт.), а на прощание подарил кость мамонта, хранившуюся в Зилантовом мон-ре. В 1742 г. сгорели семинарские корпуса, к-рые впосл. были восстановлены как 2-этажные. Епископ добился от Синода крупной субсидии (3 тыс. р.) на восстановление зданий, а также пожертвовал Казанской ДС более 1,5 тыс. томов из своей б-ки (книги сгорели во время пожара в 1815). Центральный корпус семинарии именовался Лукинским в честь Л., к-рому принадлежала главная заслуга в строительстве. К нач. XX в. в семинарии и в Раифском в честь Грузинской иконы Божией Матери монастыре хранились его прижизненные портреты с надписями: «Лука Конашевич, епископ Казанский и Свияжский, основатель семинарии и библиотеки, любитель наук». По прошению настоятельницы казанского Богородицкого монастыря игум. Марфы (Соловцовой) Л. выдал ей «шнурованную за секретарскою скрепою» книгу для сбора пожертвований и способствовал восстановлению ограды и др. монастырских построек, пострадавших в 1742 г. во время городского пожара. С первых месяцев пребывания на Казанской кафедре Л. активно занимался миссионерскими делами. Новокрещенская комиссия, под рук. архим. Алексия (Раифского) пребывавшая в Свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , при Л. была преобразована в Контору новокрещенских дел. Она по-прежнему подчинялась Синоду, но роль Казанского архиерея в ее деятельности усилилась. В дек. 1738 г. по инициативе Л. архим. Алексий (Раифский) был уволен на покой, а вместо него на миссионерское служение назначен иером. Димитрий (Сеченов) , сторонник жестких адм. мер.

http://pravenc.ru/text/2110812.html

Указ Патриарха Алексия предписывал митр. Нестору возобновить и развивать миссионерскую работу, особое внимание следовало обратить на реорганизацию учебного дела в Маньчжурии. Митр. Нестором были сделаны многочисленные назначения духовенства на приходы - частично за счет перемещений, частично за счет хиротоний новых священнослужителей, совершенных самим митрополитом, были упорядочены деятельность благочиний Экзархата и управление мон-рями. Началось воссоздание храмов в приграничной зоне Восточной линии КЧЖД (с авг. 1945), особенно пострадавшей в церковном отношении. Митр. Нестор планировал строительство собора во имя блгв. кн. Александра Невского в г. Дальнем (совр. Далянь), в 1948 г. проект согласовывался в Москве. Трудами митр. Нестора был создан орган для координации благотворительно-просветительской деятельности Экзархата. В авг. 1946 г., после визитов митр. Нестора к Генконсулу СССР, др. офиц. лицам в Харбине, вопрос финансирования был решен - 4 сент. митр. Нестор на учредительном заседании Харбинского отд-ния об-ва Красного Креста был избран его президентом. К 1948 г. митр. Нестор добился согласия на возобновление деятельности правосл. миссии в Харбине, к-рую возглавил потомок албазинцев прот. Даниил Хэ. (Действовавшее в Харбине Благовещенское подворье духовной миссии в период существования созданного Японией на территории Сев.-Вост. Китая и Маньчжурии гос-ва Маньжоу-Го подвергалось притеснениям и прекратило работу.) Митр. Нестор планировал реформировать Харбинскую ДС, программа к-рой должна была пополниться рядом общеобразовательных курсов. Однако в 1946 г. семинария под давлением кит. властей была закрыта. В том же году указом Святейшего Патриарха 17 янв. в Харбине открылся лицей во имя блгв. кн. Александра Невского, просуществовавший до 1951 г. В результате объединения типографий харбинского Дома милосердия и Казанско-Богородицкого муж. мон-ря был создан издательский отдел В. Э. Среди наиболее крупных изданий отдела - 3-томный литургический «Песнослов». Епархиальный ж. «Хлеб Небесный» , издававшийся с 1928 г., был переименован в «Вестник Восточноазиатского Экзархата».

http://pravenc.ru/text/155366.html

Первое время Иларий проживал один. Если посетители нарушали его уединение, удалялся в глубь леса или залезал на вершины высоких деревьев и молился там. Когда слава о подвигах и благодатных дарованиях Илария (особенно о даре духовного прозрения) распространилась, сложилась небольшая община: некто юродивый Григорий, крестьянин Орловской губ. Емельян и раненбургский мещанин В. Никитин примкнули к Иларию. Братия страдала от недостатка воды; по преданию, однажды после молитвы в лесу Иларий заснул, а проснувшись, увидел куст прекрасных цветов. На этом месте он вырыл колодец ( Клоков, Найдёнов. 2007. С. 14-15). Источник в Воловом овраге с водой, к-рая считается целебной, сохранился до наст. времени. Однажды ночью во время сильной вьюги, возвращаясь от свящ. Трофима в пещеру, Иларий сбился с дороги, ослабел и упал в снег. Проезжавший мимо крестьянин узнал его, положил в сани и привез к священнику. Отогревшись в доме о. Трофима, Иларий попросил отслужить молебен Божией Матери, затем встал с постели, поцеловал крест и, поклонившись священнику в ноги, бодро вышел за дверь. На др. день утром Иларий уже присутствовал на литургии в головинщинском храме, как всегда босой, в белом летнем халате и без обморожений (Там же. С. 15). В благодарность Господу за избавление от смерти Иларий решил остальное время жизни провести в безвыходном затворе, однако это намерение не осуществилось. Полиция посещала старца в пещерах, Иларий неск. раз покидал овраг, паломничал в Киев. Однажды, возвращаясь в с. Головинщино, Иларий заболел и остановился в Коренной в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь близ Курска. Настоятель о. Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, постриг Илария в мантию с именем в честь прп. Илариона Великого (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 325/2. Л. 51, 114). Ок. 1800 г. пещеры в Воловом овраге посетила благочестивая девица Д. Кутукова (см. Дария (Кутукова) , прп. Сезёновская) из с. Пикова Раненбургского у. Рязанской губ., впосл. основательница Казанского мон-ря в с. Сезёнове Лебедянского у. Тамбовской губ. И. стал ее духовным руководителем, общался также с учеником свт. Тихона Задонского иеросхим. Агапитом (Болховитиновым; † 17 сент. 1825), старцем задонского Богородицкого монастыря (см. Задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ).

http://pravenc.ru/text/389135.html

В сент. 2009 г. выехал в Пензу как секретарь назначенного временно управляющим Пензенской и Кузнецкой епархией Люберецкого еп. Вениамина (с 31 мая 2010 по 25 дек. 2013 правящий архиерей Пензенской епархии, затем митрополии). 8 июля 2010 г. Н. принят в клир Пензенской епархии и зачислен в братию Преображенского подворья нижнеломовского Казанско-Богородицкого муж. мон-ря (с 26 июля того же года - пензенский Преображенский мон-рь). 12 июля 2010 г. в Петропавловской ц. в Арбекове (микрорайон Пензы) рукоположен еп. Вениамином во иерея. 18 авг. того же года стал и. о. наместника Преображенского мон-ря, 11 нояб. 2010 г. назначен председателем редакционно-издательского отдела Пензенской епархии и одновременно главным редактором ж. «Пензенские епархиальные ведомости» и газ. «Пензенский православный собеседник». 8 апр. 2011 г. стал наместником Преображенского мон-ря (до дек. 2014), был возведен в сан игумена, с 12 марта 2012 г. также настоятель Тихвинского скита Преображенского мон-ря, вновь открытого у св. источника в Шемышейском р-не Пензенской обл. С авг. 2012 по дек. 2013 г. являлся председателем епархиального суда Пензенской епархии. 10 янв. 2013 г. назначен благочинным мон-рей Пензенской епархии. В 2012 г. стал редактором альманаха «Пензенский летописец», под рук. Н. подготовлены иллюстрированное издание ««Верую в силу Божию»: Жизнеописание и труды митр. Пензенского и Нижнеломовского Вениамина» и альбом «Богохранимый край», посвященный 350-летию Пензы. 19 марта 2014 г. решением Синода избран епископом Кузнецким и Никольским, правящим архиереем Кузнецкой епархии (выделена из Пензенской епархии в июле 2012). 28 марта того же года в пензенском Преображенском мон-ре возведен в сан архимандрита Пензенским и Нижнеломовским митр. Серафимом (Домниным) . 12 апр. наречен во епископа в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве. Архиерейскую хиротонию Н. 18 мая 2014 г. в Марфо-Мариинской обители милосердия Москвы возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . В 2014-2016 гг. продолжал заочно обучаться на историческом отд-нии магистратуры при Николо-Угрешской ДС. 20 июня 2016 г. защитил магист. дис. «Православие в Кузнецке: Опыт церковно-исторического исследования (кон. XVII - нач. XX в.)». По результатам защиты Н. присуждена квалификация «церковный историк» и степень магистра богословия.9 июля 2019 г. решением Синода назначен правящим архиереем новообразованной Тольяттинской епархии с титулом «Тольяттинский и Жигулёвский» с освобождением от управления Кузнецкой епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. 21 июля того же года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тольятти торжественно встретили нового правящего архиерея. 29 окт. утверждён в должности священноархимандрита Воскресенского мужского монастыря городского округа Тольятти Самарской области.

http://pravenc.ru/text/2565134.html

В Е. м. также были выстроены 2 трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В сев. корпусе размещалась больница с домовой ц. во имя вмц. Варвары (1872). К западу от собора находился 2-этажный дом игумении; на одной линии с этим домом, к югу от вост. корпуса, стоял полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфорная и гостиница, 3 деревянных флигеля. Территория мон-ря была обнесена каменной стеной, при вратах к-рой 18 авг. 1869 г. освящена часовня. На территории Е. м. имелись также хозяйственный двор, огород, плодово-фруктовый сад. Рядом с садом - кладбище для монахинь и благотворителей мон-ря (предположительно за алтарем собора уже в 1926 была похоронена почетная гражданка Елабуги благотворительница Глафира Стахеева, построившая Елабужское епархиальное жен. уч-ще). Среди святынь Е. м. почиталась принесенная в 1869 г. икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Св. Горе Афон. Насельницы К нач. ХХ в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. С 18 апр. 1868 г. Е. м. возглавляла постриженица кирсановского Тихвинского мон-ря Тамбовской губ. игум. Анфия, с 1889 г.- игум. Елисавета (Симонова), затем игум. Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг 6 сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 г. В 1869 г. в мон-ре проживало 106 насельниц, в 1877 г.- 130, в 1884 г.- 159, 1893 г.- 255, в 1900 г.- 273 насельницы; в основном это были крестьянки (от 50 до 70%). За всю историю Е. м. лишь 2 дворянки приняли монашеский постриг - Евпраксия (Софонеева) и Мареопила (Анфёрова). Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сент. 1869 г. в Е. м. была открыта школа. В 1870 г. в ней обучалась 31 насельница. Сестры трудились на пасеке, в саду, в иконописной и золотошвейной мастерских. 1917-2008 гг. В 1918 г. Е. м. был закрыт, в 1922 г. сестры зарегистрировались как «Казанско-Богородицкое православно-христианское религиозное общество», в к-ром состояло 243 чел., в т. ч. 173 монахини и послушницы во главе с игум. Ангелиной (Багаевой). Решением президиума Елабужского горсовета от 20 нояб. 1928 г. об-во было ликвидировано. Насельницы переселились к родным, нек-рые были репрессированы. 17 дек. того же года в Елабужский горсовет безуспешно обращалась община Казанской ц. с просьбой вернуть помещение храма. Последний клирик, служивший в монастыре в 20-х гг., свящ. Василий Головин, решением Кировского обл. суда от 9 мая 1939 г. был приговорен к 8 годам лишения свободы (по ст. 58-10).

http://pravenc.ru/text/189663.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010