«Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждáяй низпáдающыя и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имярек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение, вольное и невольное. Ей, Господи врачебную Твою силу с небесé низпосли, прикоснися телеси, угаси огнéвицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся; буди Врач раба Твоего (имярек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цéла и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии В книге «Последование молебных пений» перед изложением последования благодарственного молебна даются наставления и уставные указания. В этом предисловии говорится, что каждый христианин должен не только просить у Бога дома и в храме потребных ему для души и тела благ, но и благодарить Его за оказанные благодеяния также и келейно и в церкви. Священнослужители должны постоянно напоминать об этом своей пастве. В части уставной предисловие дает такое указание: «Получив убо кто от Бога благодеяние кое, áбие должен есть прибегнути к церкви и иерея просити еже благодарение Богу от него воздати, сим образом: Аще на Божественней Литургии сие бывает: по «Благословено Царство...» – ектения обычная, к нейже прилагаются благодарственная. По входе же – тропари последующыя, и по дневном прокимне – благодарственный, и по Апостоле дневном – Апостол благодарению; такожде и по дневном Евангелии чтется благодарению. По Евангелии же и по обычных ектениях прилагаются благодарению. Причастен днéви, благодарения же сей: «Воспою Господеви, благодéявшему мне, и пою Имени Господа Вышняго». «Аллилуиа». По заамвонней же молитве чтет иерей молитву благодарения, и поется славословие великое посреди церкви, якоже и на утрене. Или аще изволят, вместо славословия поют: «Тебе, Бога, хвалим...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Употребление светильников при богослужении прежде всего вызвано необходимостью, так как в первые времена христианства из страха перед гонителями христиане совершали богослужение большей частью в ночное время. Но, несомненно, употребление светильников и тогда уже не было только необходимостью, а имело и символическое значение. Так, в книге Деяний апостольских ( 20, 8 ) говорится, что в горнице, где христиане собрались на воскресное богослужение, было зажжено много светильников. Это замечание указывает на то, что светильников было больше, чем нужно только для освещения. В особенности же символическое значение светильников при богослужении открывается в том, что они с самых первых времен христианства употреблялись не только при вечернем и ночном, но даже и при дневном богослужении, как это видно из свидетельства Павлина, епископа Ноланского (IV-V вв.). По его словам, святые алтари и при вечернем и при дневном богослужении были уставлены близко друг к другу стоящими светильниками. На упрек еретика Вигилянция христианам в том, что они сжигают такое множество свечей в храмах, блаженный Иероним говорил, что светильники употребляются ими при богослужении, особенно при чтении Евангелия, как символ радости. Свечи употреблялись при крещении и погребении, ставились при гробах и перед изображениями или останками мучеников. Были в употреблении и так называемые негасимые светильники. Свет вообще является одним из важнейших элементов мира. Солнечные лучи обладают способностью сообщать тепло и живительную силу. Где солнечный свет, там жизнь, а где его нет, там холод, мрак, отсутствие жизни. Такое высокое значение света в жизни мира выражается и в повествовании Моисея о сотворении света прежде устройства земли. Земные предметы созданы были Богом уже тогда, когда жизнетворный луч солнца пролился на мировые пространства. Далее, при свете мы приобретаем познания о внешнем мире. Свет предохраняет нас и от опасности наткнуться на что-нибудь, заблудиться. Такое значение света для мира физического может быть уподоблено значению Иисуса Христа для мира духовного, нравственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Видя, какой оборот принимает новая волна преследований, Патриарх Алексий сделал попытку встретиться с первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым, чтобы обсудить возникшие проблемы во взаимоотношениях Церкви и государства, но эта попытка окончилась неудачей. В 1959 году власти сняли с регистрации 364 православных общины, в 1960 – 1398. Был нанесен удар по духовным учебным заведениям. В 1958 году в 8 семинариях и 2 академиях обучалось немногим более 1200 человек на дневном отделении и более 500 – на заочном. Властями были приняты жесткие меры по недопущению молодежи в духовные учебные заведения. В октябре 1962 года Совет по делам Русской Православной Церкви сообщал ЦК КПСС, что из 560 юношей, подавших в 1961-1962 гг. заявления о приеме в семинарии, 490 их забрали, что явилось следствием " индивидуальной работы " с ними. Были закрыты Киевская, Саратовская, Ставропольская, Минская, Волынская семинарии. К осени 1964 года количество учащихся по сравнению с 1958 годом сократилось более чем вдвое. В 3 семинариях и 2 академиях обучалось 411 человек на дневном отделении и 334 на заочном. 16.03.1961 г. Совет Министров СССР принял постановление " Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах " , предусматривавшее возможность закрытия храмов без согласования с Советом Министров союзных республик на основании только постановлений областных (краевых) исполкомов при условии согласования их решений с Советом по делам Русской Православной Церкви. В результате в 1961 году было снято с регистрации 1390 православных приходов, а в 1962 году – 1585. В 1961 году под давлением властей Священный Синод принял постановление " О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни " , которое затем было принято Архиерейским собором. Практическое осуществление этой реформы привело к отстранению настоятеля от руководства приходской деятельностью. Руководителями всей хозяйственной жизни прихода становились старосты, чьи кандидатуры в обязательном порядке согласовывались с исполкомами. В 1962 году был введен жесткий контроль над совершением треб – крещений, венчаний и отпеваний. Они заносились в книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов участников, что в иных случаях приводило к преследованиям их.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В общем, наверное можно говорить, о том, что общий уровень выпускников региональных политехов (за некоторым исключением) был ниже, чем уровень их коллег из ведущих и отраслевых ВУЗов. Но в целом, он вполне удовлетворял местные производственные потребности. Здесь несколько слов необходимо также сказать о т.н. образовании «без отрыва от производства», по вечерней и заочной форме. Считается, что качество образования, полученного таким образом, заметно ниже, дневной формы обучения. И это действительно так. Одно время назад предполагалась даже отменить, по крайней мере, заочную форму технического образования. Однако на практике оказалось, что это не так просто сделать. Дело в том, что в технические ВУЗы (отраслевые или политехи), в которых производилось обучение без отрыва от производства по заочной форме, шли, в основном, как раз эти самые производственники, работающие на предприятиях соответствующего профиля. Может быть, уровень полученных ими знаний был и ниже, чем у коллег, учившихся на дневном и даже на вечернем отделениях, на зато имелся опыт работы на производстве. Причем, зачастую, не только на рабочих, но даже и на руководящих должностях. И знаний, полученных при заочном обучении в сочетании с имеющимся производственным опытом и технологической грамотностью, вполне хватало для выполнения обязанностей на производстве. Срок обучения по заочной форме был на год длиннее, чем на дневном отделении и обычно равнялся шести годам. Но многие из-за чрезмерной загруженности на работе и многочисленных бытовых проблем (люди, как правило, взрослые, семейные) учились по 8 – 10 – 12 и более лет, пока не получали вожделенный диплом, где зачастую действительно преобладали удовлетворительные оценки, причем полученные не сразу, а «выстраданные» со второго-третьего-пятого раза. Часто в трудовых биографиях (и, увы, в некрологах) можно прочитать, что такой-то (имярек) прошел на данном предприятии путь от ученика слесаря (токаря, монтажника, наладчика, ремонтника, электрика и т.п.), до директора (главного инженера, начальника цеха и т.п.). Как правило, эти люди учились заочно в отраслевом ВУЗе или местном политехническом, и уровень полученных знаний вполне позволял им руководить сложным производством. Но бывало также и наоборот. Выпускник дневного отделения, зачастую действительно троечник, приходил работать на производство, где начинал свою карьеру с рабочей должности, поднимаясь постепенно вверх по мере совершенствования своих навыков и приобретения производственного опыта. И если даже в дипломе у такого специалиста, действительно стояли одни тройки, это далеко не всегда препятствием для производственного и карьерного роста.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/23/...

Услышать голоса Редакция радио «Зазеркалье» начала работать в марте 2014 года. Студентка МГУ Татьяна Щербакова, случайно оказавшись на испанской радиостанции Nicosia, где работают люди с особенностями психического развития, решила сделать что-то подобное в России. На идею откликнулась Региональная общественная организация «Клуб психиатров», и пациентам, желающим принять участие в проекте, выделили место и время в дневном стационаре ПКБ имени Алексеева. 3 декабря, 2014 Редакция радио «Зазеркалье» начала работать в марте 2014 года. Студентка МГУ Татьяна Щербакова, случайно оказавшись на испанской радиостанции Nicosia, где работают люди с особенностями психического развития, решила сделать что-то подобное в России. На идею откликнулась Региональная общественная организация «Клуб психиатров», и пациентам, желающим принять участие в проекте, выделили место и время в дневном стационаре ПКБ имени Алексеева. Как работает единственное в России радио душевнобольных Радиостанции, где ведущими и авторами программ становятся душевнобольные люди, существуют в Испании, Мексике, Уругвае, Швеции, Аргентине. Это не только эффективная терапия (а участники таких проектов чувствуют себя лучше), но и возможность изменить отношение общества к пациентам психиатрических больниц. С прошлого года благодаря усилиям волонтеров своя радиостанция появилась при Московской психиатрической клинике По просьбе «Русского репортера» участница проекта Дарья Лебедева написала о первых месяцах своей работы. — Здравствуйте, это радио «Зазеркалье», меня зовут Дмитрий Андреев. Я хочу поговорить на тему ярлыков в области психиатрии… Так, я все правильно сказал? Ага. Дальше. Об… О… О таких… О больных с недостатками в области психиатрии у нас в обществе почему-то обмал… замалчивают. Считают их как бы людьми перво… второго сорта. — У меня ничего не получается, — одной рукой Дима закрывает половину лица, другую, с микрофоном, бессильно опускает, — надо что-то с этим делать, но я не знаю что. — Дима, давайте попробуем…

http://pravmir.ru/uslyishat-golosa/

Описанные явления: поднятие и оседание, землетрясения и вулканические извержения на земной поверхности до того постоянны, что думают, что не проходит ни одного дня без потрясений. Гумбольдт говорит: «Если бы можно было иметь известие о дневном состоянии всей земной поверхности, то весьма вероятно, что скоро бы убедились, что почти всегда на каком-нибудь пункте колеблется эта поверхность и что она непрерывно подвержена воздействиям внутреннего внешнему». 128 А отсюда следует то, что когда Земля, вскоре по сотворении, окружена была сильно тяготевшею газообразною средою, насыщенною парами и другими тяжелыми газами, тогда внутреннее воздействие равно было внешнему; когда же внешнее давление при дневном свете стало действовать слабее, внутреннее воздействие стало иметь перевес, который и отразился на земной поверхности так, что часть этой поверхности выдвинулась и явила сушу. А потому мы и выводим заключение, что первичная суша выдвинута из воды, посредством расширения земли, но никак не посредством вулканических извержений, которые, как увидим далее, открылись в позднейшие геологические эпохи. Гумбольдт говорит: «Весьма вероятно, что в первый возраст нашей планеты колебание почвы, поднятие и оседание земной поверхности было сильнее, чем теперь». 129 Поднятие первичной суши поэтому было подобно тому, как поднимается Швеция, но эта страна поднимается теперь только на четыре фута за столетие, тогда как первичная суша, явившаяся в третий библейский день, при не отвердевшей ещё почве Земли, должна была, по воле Творца, подняться быстро, внезапно и спокойно. Об этом поднятии бытописатель говорит: «И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша» ( Быт.1:9 ). В каком виде явилась первичная суша, с точностью, конечно, определить невозможно, но есть основание за достоверное полагать, что она принадлежала к той породе, которая в кристаллическом виде названа гранитом. Так как первичная суша появилась в тот ранний период существования Земли, когда гнейс и сланцы из химически растворенного вещества под водою в виде сланцев образованы еще не были, – поэтому мы имеем полное основание признать за самые первичные горные поднятия те части суши, которые явились на земной поверхности, не пробивши первичных кристаллических сланцев. Такие первичные породы находятся на старом материке Азии. Гумбольдт говорит, что «на Азиатском материке, на границе Китайской империи, между Бухтарминском и рекою Нарымом, вид камней извержения, являющихся здесь совсем без гнейса, я нашел удивительнее, нежели в каких-либо других краях света». 130 Подобные-то камни и принадлежат к самым первичным древнейшим поднятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Беседа О значении употребления светильников при богослужении I. Употребление светильников при богослужении прежде всего было вызвано необходимостью, так как в первые времена христианства христиане из страха нападения гонителей совершали свое богослужение большею частию в ночное время. Но несомненно, что употребление светильников и тогда уже не считалось только следствием необходимости, а имело и символическое значение. Следы последнего можно находить в книге «Деяний апостольских» ( Деян.20:8 ), где говорится, что в горнице, вмещавшей в себе собравшихся для отправления богослужения в день воскресный, было зажжено много светильников, – замечание, указывающее на то, что этих последних было более, чем сколько нужно было для одного освещения. В особенности же символическое значение употребления светильников при богослужении открывается в том, что они с самых первых времен христианства употреблялись не только при вечернем и ночном, но даже и при дневном богослужении, как это видно из свидетельства Павлина, епископа Ноланскаго (IV-ro и начала V-ro в.). По его словам, светлые алтари и при вечернем и при дневном богослужении были уставлены стоящими близко друг к другу светильниками. На упрек еретика Вигилянция христианам в том, что они сжигают целую массу свеч и днем в храмах, блаженный Иероним говорил, что христиане в этом случае поступают не бессмысленно: светильники употребляются ими при богослужении, особенно при чтении Евангелия, как символ радости. Свечи употреблялись при Крещении, когда крещаемый, а иногда восприемники и присутствовавшие при Крещении, держали в руках горящие свечи, возжигались при погребении, ставились при гробах и пред изображениями или останками мучеников. Были в употреблении и так называемые неугасаемые светильники. Такое многообразное и весьма распространенное употребление светильников при богослужении заставляет нас, братие, вглядеться попристальнее в смысл их употребления и отыскать наиболее соответствующее им значение. II. Свет, с одной стороны, представляет пред нами мир со всеми его неисчислимыми достоинствами, с другой – предохраняет нас от опасности наткнуться на что-нибудь, заблудиться, повредить свое тело. Такое значение света для мира физического может быть уподоблено значению Иисуса Христа для мира духовного, нравственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда же ты, любезный читатель, услышишь о «свете», не вообрази что-нибудь вроде молнии или вещественного света! Не вообрази этого, брат мой, чтобы нечаянно не впасть в прелесть, ибо речь идет о просвещении и чистоте ума, при которой может человек умными очами видеть истину, которая прежде, в чине очистительной благодати, от него ускользала, поскольку не была ясно видимой. Когда же минует одно состояние и придет другое, подвергается удостоившийся его совершенному изменению, так что забывает о низшем состоянии из-за преизбытка Божественного осияния и бывает поражен восприятием более высокого дара. БОЖЕСТВЕННЫЙ же СВЕТ, как было сказано, брат мой, является умным, и нельзя его видеть телесными очами. Лишь в темноте бывают видны зрительная сила ума и действие осияния, при дневном же свете и зрении очей наших они совершенно не различимы. Ибо первое даже и разрушается вторым, так что при дневном свете ощущает человек лишь радость и сладость осенения благодати. Равным образом этот Свет невеществен, безвиден, бесцветен, ясен и мирен, отчего ум ясно различает вещи и имеет легкие и тонкие помышления, воспаряя над всеми помыслами о земном и вдыхая некий иной, мысленный, воздух. И, видя издали тамошнюю радость, человек возгорается сильным желанием и неудержимо устремляется вперед, пока не достигнет блаженного БЕССТРАСТИЯ и не будет всецело поглощен любовью возлюбленного Иисуса, Господа нашего. Однако же поскольку тело с течением времени подвержено непрестанным переменам, то и благодать не пребывает с нами постоянно, но часто промыслительно удаляется или же не является. Потому нам ни в коем случае не следует быть уверенными в непоколебимости нашего духовного состояния. Послушай же подробное изъяснение сей речи. Наше состояние пред лицом Божественного просвещения есть густая тьма. Если же приближаются к нам и бесы, которые по природе являются тьмой преисподней, тут мы и вовсе не можем различить, что делаем. Когда же приходит Божественное просвещение, словно воссиявшее на небе солнце, тотчас рассеивается тьма, и тогда видим мы с чрезвычайной ясностью даже самые ничтожные вещи, скрывавшиеся от нас до озарения Божественным Светом. Итак, вслед за всем этим, когда человеческое естество будет хорошо обучено и испытано таким образом и когда становятся дарования как бы собственными достоинствами человека, приходит и СОВЕРШЕННАЯ благодать, которая дает ему еще большее совершенство в делах божественных и называется благодатью ВЫШЕЕСТЕСТВЕННОЙ, или БЕССТРАСТИЕМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Мария поднималась по тропинке и услышала последние слова Пилар, которые та, снова обозлившись, выкрикнула Роберту Джордану. Мария энергично замотала головой, глядя на Роберта Джордана, и подняла палец в знак предостережения. Увидев, что Роберт Джордан смотрит на девушку и улыбается, Пилар повернулась к ней лицом и сказала: — Да. Именно потаскуха. И можете ехать вдвоем в Валенсию, а мы будем сидеть в Гредосе и есть козье дерьмо. — Пусть я потаскуха, если тебе угодно, Пилар, — сказала Мария. — Раз ты так говоришь, значит, это правда. Но только успокойся. Что с тобой случилось? — Ничего, — сказала Пилар и села на бревно; голос ее упал, и в нем уже не звенела металлом ярость. — Вовсе я тебя не называла потаскухой. Но мне так хочется туда, где Республика. — Вот и пойдем все вместе, — сказала Мария. — В самом деле, — сказал Роберт Джордан. — Раз уж тебе так не по душе Гредос. Эль Сордо ухмыльнулся. — Ладно, посмотрим, — сказала Пилар; ее гнев совсем улегся. — Дай мне стакан этого чудного напитка. У меня от злости горло пересохло. Посмотрим. Посмотрим, что еще будет. — Видишь ли, товарищ, — объяснил Эль Сордо. — Самое трудное то, что это утром. — Он перестал говорить кургузыми фразами и смотрел Роберту Джордану в глаза спокойно и вразумляюще, не пытливо и не подозрительно и без той равнодушной снисходительности старого вояки, которая раньше сквозила в его взгляде. — Я понимаю твой план и знаю, что нужно ликвидировать посты и потом прикрывать мост, пока ты будешь делать свое дело. Это все я отлично понимаю. Это все было бы легко до рассвета или ближе к сумеркам. — Да, — сказал Роберт Джордан. — Ступай погуляй еще немножко, ладно? — сказал он Марии, не глядя на нее. Девушка отошла настолько, что разговор уже не долетал до нее, и села, обхватив руками колени. — Вот, — сказал Эль Сордо. — Сделать это все — невелика задача. Но чтобы потом при дневном свете уйти отсюда и добраться до другого места — это уже задача потруднее. — Правильно, — сказал Роберт Джордан. — Я об этом думал. Ведь и мне придется уходить при дневном свете.

http://predanie.ru/book/219892-po-kom-zv...

Значение употребления светильников при Богослужении (ст. 8) Употребление светильников при богослужении прежде всего было вызвано необходимостью, так как в первые времена христианства христиане из страха нападения гонителей совершали свое богослужение большей частью в ночное время. Но, несомненно, употребление светильников и тогда уже не считалось только следствием необходимости, а имело и символическое значение. Следы последнего можно находить в книге Деяний апостольских (20, 8), где говорится, что в горнице, вмещавшей в себе собравшихся для отправления богослужения в день воскресный, было зажжено много светильников, – замечание, указывающее на то, что этих последних было более, чем сколько нужно для одного освещения. В особенности же символическое значение употребления светильников при богослужении открывается в том, что они с самых первых времен христианства употреблялись не только при вечернем и ночном, но даже и при дневном богослужении, как это видно из свидетельства Павлина, епископа Ноланского (4-го и начала 5-го вв.). По его словам, светлые алтари и при вечернем и при дневном богослужении были уставлены стоящими близко друг к другу светильниками. На упрек еретика Вигилянция христианам в том, что они сжигают целую массу свеч и днем в храмах, Иероним говорил, что христиане в этом случае поступают не бессмысленно: светильники употребляются ими при богослужении, особенно при чтении Евангелия, как символ радости. Свечи употреблялись при крещении, когда крещаемый, а иногда восприемники и присутствовавшие при крещении держали в руках горящие свечи, возжигались при погребении, ставились при гробах и перед изображениями или останками мучеников. Были в употреблении и, так называемые, неугасаемые светильники. Такое многообразное и весьма распространенное употребление светильников при богослужении заставляет вглядеться попристальнее в смысл их употребления и отыскать наиболее соответствующее им значение. Прежде всего, свет вообще является одним из важнейших элементов мира. Лучи солнечные обладают способностью сообщать теплоту и растительную силу, так что, где есть умеренный солнечный свет, там теплота, жизнь, а где его нет, там холод, темнота, отсутствие жизни. Такое высокое значение света в жизни мира выражается и в повествовании Моисея о сотворении его (света) прежде устройства земли. Земные предметы созданы были Богом уже тогда, когда жизненный светлый луч солнца пролился на мировые пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010