И Господу 343 нашему Исусу Христу спасенное Его имя, нареченное от Бога святым ангелом, переменили же. И самый истинный и животворящий крест Христов, от трех древ, от певга и кедра и кипариса сотворенный, отставили 344 , и возненавидели 345 , и непотребна сотворили, и возлюбили крыж латынския веры 346 , и во всем почитают ево паче истиннаго Божественнаго креста Христова, от трех древ 347 сотвореннаго. А святии пророцы 348 о том тричастном кресте Христове за много лет до Христова вочеловечения пророчествоваша, и яко от трех древ 349 сотворенну ему быти глаголюща(аша) 350 . Якоже велегласный пророк Исаия о нем, во главе 60, свидетельствует и пишет сице: Слава Ливанова к тебе приидет певгом 351 и кедром и кипарисом прославити имя святое Мое и прочая 352 . Такоже и святый Иван 353 Дамаскин о нем хваляся вопиет: О треблаженное древо, на немже распятся Христос Царь и Господь. И в Октае, государь, 3-го гласу, в среду и в пяток, в седальнах на утрени пишет сице: На кипарисе и певге и кедре вознеслся еси Агнче Божий. Такоже и во многосложном своем послании Герман патриарх, лист 2, пишет сице: Яко честный 354 и животворящий крест, от трех древ, кипариса и певга и кедра, в тридневную смерть Господа Исуса соделан бысть. И преподобный 355 Григорий Синаит в воскресном 356 дневном каноне творения своего, во многих местех, воспоминает точию о истинном, тричастном 357 кресте Господни и пишет сице: Кресте трисоставне и светне, 358 кресте треблаженный, триеобоюдный мечь, 359 древо трелюбезно и знамение непостижимыя Троицы, крест трисоставный 360 образ. Такоже, государь, и вси святии пишут, и почитают истинный тричастный крест 361 Христов, а не крыж двоечастный, о немже никтоже от святых воспомянул во едином 362 слове, ежебы предпочтену ему быти паче истиннаго креста Господня. A и прародители твои, государевы, благоверные цари и великие князи в русской земле крыжом чести отнюдь не воздавали иже и тем латинския веры не почитали. 363 Якоже во истории пишет, еже бы то (еже бысть) от создания мира в лето 6981, егда прииде из Царя-града царевна София в царствующий град Москву к великому князю Ивану Васильевичу, а с нею пришел 364 из Рима от папы посол 365 Антоний лагатос 366 и нес перед собою крыж, великий же князь и преосвященный Филип митрополит Московский и всея Русии, и весь осве(я)щенный собор и царский синклит и все московстаи народи с тем крыжом ни 367 близ царствующаго града Москвы пройти не пустили, 368 сего ради, яко да не будет нами православными латынски(а)я веры(а) почитаема, понеже бо писано есть 369 , яко возлюбив и похвалив чужую веру, той своей поругался есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирина 15 декабря 2012, 11:26 все что распускают по Миру байки всякие нужно воспринимать наоборот, лишь верить святому писанию, вот у нас на Украине взорвался Чернобыль , сильно ли распространялись на сколько это ужасно, в нашей Запорожской области взорвалась Новобогдановка тоже говорили ли всю правду, все нормально все нормально ,кому то очень хочется поесть уныния людского страха, мародерства и т.д. lybimez_Boga 15 декабря 2012, 08:24 Наша истерия о конце света связанна с тем, что мы не умеем и не хотим жить с Богом. Не стремимся мы к пониманию Его промысла. Не хотим мы быть православными. Меж тем всё довольно-таки просто. Почему Господь Иисус Христос не разрушил и не уничтожил царство тьмы? Почему не уничтожил грех? Почему не сказал когда придёт Судный день? Первый закон Бога, закон Создателя гласит: Каждый кто что создал тот тому и хозяин! Грех создал человек, ад создал человек. И только человек является хозяином греха и мрака. Именно человек с Божьей помощью обязан уничтожить ад. Не победить в себе, а уничтожить, очистить и вернуть падших, по вине человека, ангелов обратно. Именно человек обязан назначить дату Страшного суда. И так будет. У нас есть выбор сделать всё по доброй воле или пройти через страдания выполнить свою обязанность. По мне лучше всё сделать по-хорошему. Зачем страдать? Ведь сделать это всё равно придётся. Пришло время сажать деревья... Иерофей (Нвер) 14 декабря 2012, 22:20 Народы майя вели круговой календарь с пятидесятидвухлетним циклом. В него укладываются три принятых у майя системы летоисчисления – основанная на 260-дневном годе («цолькин»), на 360-дневном («тун») и 365-дневном («хааб»). Ровно раз в пятьдесят два года, или, если угодно, хааба, исполнялось 73 цолькина, замыкались на целых значениях и все три вида недель – девятидневная, тринадцатидневная и двадцатидневная. Словом, круг проворачивался до конца, после чего отсчёт начинался заново. Изображение Кремля с обложки книги Инферно (Макс Острогин). Главный герой, как пишется в книге, частенько читал тропари, правда я их (тропарей) в привычном виде так прочитав всю книгу не увидел. То, судя по всему, какие-то его " личные " тропари.

http://pravoslavie.ru/58123.html

354 Ibidem, 93–94: Hoc loco continetur id, quod dici Latine decorum potest: Graece enim Πρεπον dicitur: hujus vis ea est, ut ab honesto non queat separari. Nam et quod decet honestum est et quod honestum est decet: qualis autem differentia sit honesti et decori facilius intellegi quam explanari potest. Cp. Orat. 21, 70. 356 В греческой библии этот текст читается несколько иначе: ς ν μρα εσχημνως περιπατσωμεν, – что по русски переведено: как днем будем вести себя благочинно; в переводе К. П. Победоносцева это передано несколько яснее: как во свете дневном, станем благочестно жить. Вульгата тождественна в этом случае с греческим текстом, причем εσχημνως, как у св. Амвросия, передано словом honeste. 358 Cic. De off. I, 27, 96: Atque illud superius sic fere definiri solet «decorum id esse“ etc.; I, 28, 100: Officium autem, quod ab eo ducitur, h:.nc priam nabet viam etc.; I, 33, 120: Ad hanc autem rationem, quoniam maximam vim natura habet etc. Cp. Ambr. De off. III, 4, 28: Nam si honestas secundum naturam etc. 359 В греческой библии и Вульгате иначе, в частности, нет последнего предложения. Si comam habeat вполне соответствует греческому ν χομ. 362 В русской библии: (я) была радостью всякий день… веселясь на земном кругу Его. Вульгата: Et delectabar per singulos dies… ludens in orbe terrarum, греческий: γ μην, προσχαιρεν… τε νευφρανετο τν οχουμνην συντελσας. 363 Cic. De off. I, 28, 98: Ut enim pulchritudo corporis apta compositione membrorum movet oculos etc. 365 Ibidem, I, 37, 133: Sed cum orationis indicem vocem ha­beamus etc.; I, 38, 136: Maximeque curandum est ut eos quibuscum sermonem conferemus, et verere et diligere videamur. 366 Cic. De off. I, 26, 91: Isdemque tempoi ibus cavendum est, ne assentatoribus patefaciamus aures nevé adulari nos sinamus in quo falli facile est. 367 Ibidem, I, 28, 99: Adhibenda est igitur quaedam reverentia adversus homines et optimi cujusque et reliquorum. Nam neglegere, quid de se quisque sentiat, non solum arrc gantis est, sed etiam omnino dissoluti.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

71 Отсюда следует, что эмболимический месяц, необходимый в 11-м году цикла, вставлялся перед 1-м месяцем, то есть в конце 10-го года. 72 Таким образом, вводятся условные «лунные сутки» (1/30 месяца), которые на 1/60 короче солнечных; лунный месяц в 30 таких «суток» равен 29,5 солнечных дней; год в 365 дней включает 371 1 /12 «лунных суток», то есть 12 месяцев и 11 5 /60 «суток»; период из 19 лет, то есть 6935 солнечных дней, состоит из 7050 7 /12 «лунных суток», то есть 235 лунных месяцев и остатка в 35 лепт (7/12=35/60). Фаза луны рассчитывается как порядковый номер N дня в годы, начиная с 1 января, с вычетом 30-дневных месяцев и прибавкой накопившихся к этому дню 1/60-х долей. 73 Принятие регулярного лунного месяца в 30 «лунных суток», каждые из которых на 1/60 короче солнечных, позволяет определять дробную (с точностью до лепты) лунную фазу. Удлинение каждого года на 5/60 (при нулевой эпакте в полночь с 31 декабря на 1 января) и, соответственно, накопление дробных долей эпакт до целого числа в начале 12-го года (аналог «скачка луны»: 5/60x12=1) являются не целью, а неизбежным следствием методики расчетов при помощи «лунных суток». 74 Математически метод «прибавляющих пять и шесть лепт» приводит к сдвигу, аналогичному «скачку луны», в конце 11-го года лунного цикла. Оформлен он как «совмещение» 29-го дня 12-го и 1-го дня 1-го месяца, что и вызывает критику Максима Исповедника . 75 В 19-летнем лунном цикле из 6935 дней оказывается не ровно 235 месяцев по 30 «лунных дней», а на 35 лепт больше: 6935x(1+1/60)=7050 7 /12=(235x30)+ 35 /60. Эти дополнительные приращения эпакт по 5 лепт в дальнейшие 7 лет не учитывались («отбрасывались»), что, как указывает св. Максим, ставит под сомнение обоснованность применяемой методики. 77 Речь идет о 29-дневном диапазоне, заключающем новолуния всех пасхальных месяцев – а следовательно, и начала лунных лет – в 19-летнем цикле: с 8 марта (самое раннее пасхальное новолуние, в 16 г. цикла) до 5 апреля (самое позднее, в 8 г. цикла). 78 Речь идет об интервале, отделяющем ветхозаветную («законную») пасху от христианской, воскресной.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Хранившиеся во Святом-Святых – жезл Ааронов прозябший, златая стамна с манной и очистилище ковчега – прообразовали великое таинство воплощения Сына Божия, сделавшегося нашим очищением ( Рим.3:25 ), и прозябшего в нетленной утробе Девы Пренепорочной. 431 По еврейскому подлиннику в стихе 14-м Бог называет себя Егье, а в 15-м Иегова. Оба эти слова происходят от еврейского глагола haia – был, и значением своим не отличаются друг от друга: только Егье выражает первое лицо настоящего и будущего времени, по свойству еврейского языка, а Иегова третье лицо тех же времен. Егье значит я есмь, который есмь (т.е. теперь и впоследствии), – сый; а Иегова значит тот, который есть и будет. Некоторые в имени Иегова находят признаки даже трех времен: ие (год) – будущего, го (холем) – настоящего, ва (камец) – прошедшего (Филарет – Библ. Ист. Розенмюллер). Так что Иегова будет означать сый, иже бе и грядый, как в Апокалипсисе ( Откр. 1:8 ). 433 Путь трех дней полагают в расстоянии от земли Гесем до Синая (основываясь, конечно, на Исх. 3:12 ), но этим расстоянием Евреи, по выходе из Египта, шли дольше ( Исх. 19:1 ). В дневном пути по Геродоту 160 стадий или 4 немецких мили. На нашу меру в трех днях пути почти 82 1 / 2 версты. Пустыня, в которую Евреи просили отпуска для поклонения Иегове, начинается от Суэца. До сего места от Мемфиса точно три дня пути, но отсюда до Синая, по свидетельству Нибура, еще шесть или семь дней перехода (Прав. Соб. 1861. т. I. стр. 365). 442 Св. Иустин Философ , св. Киприан и Тертуллиан думают, что Моисей на сей раз стал просить Иегову, чтобы Он вместо его (Моисея) послал в Египет обетованного Искупителя и Примирителя народов ( Быт. 49:10 ), но буквально с еврейского – Моисей просит только, чтобы Господь послал кого Ему угодно, только не его, Моисея; значит Моисей просто отрицается: «пошли, молю тебя, того, кого ты пошлешь». Притом едва ли можно допустить, чтобы богодухновенный Моисей обетование об Искупителе относил к избавлению еврейского народа от египетского рабства. 465 Чтобы не было сомнений, что все казни египетские совершались в продолжение нескольких месяцев одного и того же года, а не растягивались на более длинное время, надо вспомнить, что Моисей жил всего 120 лет ( Втор. 34:7 ), именно: явился он к Фараону в Египет для избавления Евреев 80-ти лет ( Исх. 7:7 ), да после исшествия Евреев странствовал с ними 40 лет в Аравийской пустыне. Значит, казни египетские были между 80 и 81 годами жизни Моисеевой, т.е. в один и тот же год. 567 В славянской библии сказано: если выкинутый младенец будет изоброжён, т. е. если окажется совершенно сформировавшимся. 568 Так как в сформировавшемся младенце уже предполагается душа; то за смерть его, случившуюся от побоев матери, закон и наказывал как за смертоубийство. 570 Bible t. I, р. 339. 1868. В законах Солоновых находится подобный же закон, равно, и в законах двенадцати таблиц у Римлян есть некоторые сходные постановления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов, на которых не положено чтения Евангелия и при которых бывает окропление святой водой, совершается после малого освящения воды. Водоосвящение обычно соединяется и с другими молебными пениями. В таком случае сначала совершается молебное пение, а после чтения Евангелия следуют молитвословия водоосвящения. Кроме освящения воды и окропления ею, совершаются при молитвенных чинах и другие священнодействия, например, последование возвышения панагии, а также «егда кто хощет отъити на службу», чин благословения нового дома. Молитвословия молебнов прилагаются и на Божественной Литургии. То, каким образом присоединяются они к Литургии, подробно указано в Последовании молебного пения «о получении прошения и о всяком благодеянии Божии», именно: если этот благодарственный молебен бывает на Божественной Литургии, то по «Благословено Царство...» произносят великую ектению, присоединяя к ней благодарственные прошения. По входе же – тропари благодарствеенные, по дневном прокимне – благодарственный, и по Апостоле дневном – Апостол благодаренияя; также и по дневном Евангелии – Евангелие благодарения. По Евангелии на сугубой ектении прилагаются прошения благодарения. По заамвонной молитве иерей читает и молитву благодарения, и поется славословие великое посреди церкви, как на утрене, или, аще настоятель изволит, вместо великого славословия поют: «Тебе, Бога, хвалим...» Молебное пение на Новый год Молебное пение на Новый год совершается после Божественной Литургии. Диакон: «Благослови, владыко», священник: «Благословено Царство...». Хор: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалом 64-й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе...», «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды). Диакон произносит ектению «Миром Господу помолимся», дополненную новогодними прошениями: «О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Доклад епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе 1997 года имеет скорее рабочий характер. Однако в нём показаны тенденции роста духовного образования. К 1997 году Русская Православная Церковь имела уже 5 академий, 1 богословский институт, 21 семинарию, 24 духовных училища, 6 подготовительных пастырских курсов. Общее число учащихся (без Украинской Церкви) составило 3700 человек на дневном и 2700 человек на заочном отделениях, кроме этого в Свято-Тихоновском Богословском институте на дневном отделении обучались 550 человек, на вечернем 486, на заочном 659, в филиалах института 521 человек. Число преподавателей в духовных учебных заведениях составило свыше 800 человек 534 . Одновременно отмечалось, что «острая нехватка духовенства подталкивает епархиальные власти к открытию духовной школы в своей епархии, даже если для этого нет необходимых материальных условий и, что ещё важнее, нет должного числа квалифицированных преподавателей. Такой подход к делу иногда ведёт к девальвации богословского образования». 535 Была отмечена необходимость помимо государственного еще и внутрицерковного лицензирования духовных учебных заведений, причём и уже существующих, которое осуществлял бы Учебный Комитет. Это проверка наличия квалифицированных педагогических кадров, библиотечных фондов, учебных и жилых помещений. «В 90-е годы существенным прорывом в совершенствование учебного процесса явилось типографское издание учебных пособий по ряду предметов для академий и семинарий». 536 С 24 по 26 января 1995 года прошло совещание ректоров духовных училищ, задачей которых на данном этапе стало решить ускоренными темпами проблему острой нехватки духовенства в епархиях. Экономический кризис 1998 года сказался и на Церкви. Например, в Ивановской епархии открытие уже зарегистрированного в этом году духовного училища было отложено до 1999 года. И в целом вторая половина 1990-х – время крайне тяжелое для Церкви в материальном плане, особенно для развития духовного образования. Но в этих труднейших условиях происходило становление всё новых и новых духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Довод I, о крещении ночном.] I.Noheжe благодать крещения для усердствующих всегда есть готова и изобильна. «Своё, – говорит Василий Великий 701 , – время сну и своё бодрствованию, своё брани и своё мира; ко спасительному же крещению всякое время благовременно или способно есть, нощь ли будет или день». [Довод II, о крещении дневном.] II.Nokoлuky ж крещение есть обряд торжественнейший, вводящий человека в просвещённое христиан состояние, то, кроме нужды, для чего бы отправлять его в темноте единственно нощной? Разве для того, что у потёмщиков творит оное мужик. Всяк бо, – глаголет Христос, – делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть 702 . А в прямом благочестии крещение издревле производилось обыкновенно при свете дневном, как явствует из деяний апостол ( Деян.2:40 ); из просвещения оглашенных, кои принимали оное во дни наипаче святой Пасхи, в день Пятидесятницы и Богоявления Господня 703 . [Довод III, о неотлагании крещения.] Как все мы в беззакониях зачинаемся и во гресех рождаемся ( Пс.50:7 ), а потому естеством чада есмы гнева ( Еф.2:3 ), за тем не надобно ли в самом младенчестве очиститься от грехов и примириться с Богом, да и то не инако, разве посредством крещения ( Мк.16:16 . Ин.3:5, 6 )? Ежели ж отсрочивать крещение до последнего жизни времени, то противно сие: а).повелению Христову, Который явственно детям приходить к Нему заповедует ( Мк.10:14 ); б).не согласно с первенствующей Церковью 704 , в коей как рождённые от христиан, так и веровавшие во Христа со всеми домашними, а потому и самые младенцы вскоре были крещаемы 705 ; в).несовместно, яко злонамеренное, с православием , коим хвалятся отщепенцы, и с христианством. Ибо, якоже крещаясь во Христа ( Деян.19:5 . Гал.3:27 ), посвящает себя человек на служение Христу ( Евр.9:14 ), тако, отлагая крещение, предприемлет более работати греху: «Да, – по словам Василия же Великого 706 , – представит своя уды, орудиями первее неправды беззаконию, потом некогда орудиями правды Богу»; г).сомнительно ко исполнению. Ибо как смерть есть неизвестна, то не опасно ли, чтоб тебе прежде крещения ею не восхититься 707 ?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно. а. Поступление в монастырь К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами. Желающий начать монашескую жизнь должен обратиться к игумену, представив следующие документы: удостоверение личности, рекомендации священнослужителей, документы об образовании и квалификации, военный билет. Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников. b. Подготовка к монашеству Трудничество. Все миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца (если иное не определено внутренним уставом монастыря), поступают в число трудников. Отношения монастыря и трудника определяются внутренним и гражданским уставами, а также распоряжениями руководства монастыря. Пребывание в обители трудников возможно только на добровольной основе. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушение установленных для трудников правил. Послушничество. По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

http://patriarchia.ru/db/text/2255384.ht...

Кстати заметить здесь, что во избежание стеснений и беспорядков во время священнослужений, от толпящегося народа принято правилом устроять от одного клироса до другого решетки. Указом Государя Императора Николая I строжайше воспрещено кому бы то ни было, кроме клира, стоять за решеткой. Освещение, свечи Но вот приближается время богослужения. Приготовляют и зажигают свечи. Зачем это освещение церкви, когда большая часть наших служб совершается при дневном свете? Давно уже установлено, чтобы все Божьи службы совершались при свете светильников. Еще когда устроялся первый Божий храм на земле, который назывался Скинией свидения, Моисею Самим Богом было повелено устроить светильники. С того времени возжжение елея (масла) или свеч сделалось непременною принадлежностью богослужения. Этим выражались благоговение и любовь к Богу, и, вместе с тем, духовное торжество и радость. И в Церкви христианской, с самого начала ее, было введено в употребление возжжение елея или светильников при каждом богослужении. С одной стороны, это была и необходимость, потому что христиане, гонимые язычниками, для богослужений удалялись в места скрытые и уединенные – в подземелья и вертепы; да еще и богослужения чаще всего совершали по ночам, значит, без светильников обойтись было нельзя. С другой, и главным образом, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил один учитель Церкви ( Тертуллиан ), – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи – литургия совершается у нас при свете дневном, но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Но что выражает со стороны православных зажжение свечки перед тем или другим образом? Тут уже горящая свечка – символ, т. е. видимый знак, видимое выражение любви и благоговения, которыми пламенеет душа православного к тому, кому ставит он свечку. Тут свечка, ни больше ни меньше, как выражение внутреннего чувства и без него, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010