Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИРО [Греч. μρον; церковнослав.  ], в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей , используемый при Миропомазании и нек-рых др. важных церковных чинах. С освященным богослужебным М. не следует путать жидкости, источаемые мощами отдельных святых и исходящие от чудотворных икон (это называется мироточением) или получаемые путем омовения святых мощей водой либо елеем. Такие жидкости иногда ошибочно называют тем же словом «миро». Рядовые прихожане или малоцерковные люди неверно называют этим же словом также елей для елеопомазания на всенощном бдении (возможно, в данном случае смешение терминов вызвано тем, что в совр. практике этот елей, как правило, ароматизирован различными добавками). М. как литургический термин В классическом греческом языке словом μρον называли оливковое масло, когда оно использовалось для умащения кожи, а также духи на масляной основе или благовония. В LXX это слово неск. раз использовано для передачи слова   - «масло», «помазание» (см.: Исх 30. 25 (в синодальном переводе одно и то же слово сначала переведено как «миро», затем как «масть», устар.- «масло», «жир»): Притч 27. 9 («масть»); Песнь 1. 2 («благовоние мастей»/«миро»); Ис 25. 6 («тук», устар.- «жир»)), особенно в сочетании с   («хороший», «прекрасный», «драгоценный»; см.: Ис 39. 2 (в синодальном переводе: «драгоценные масти»); 4 Цар 20. 13 (в синодальном переводе: «масти дорогие»); Пс 132. 2 (в синодальном переводе: «драгоценный елей»)), а также   («смешение [благовоний]»: 1 Пар 9. 30). В Иер 25. 10 [LXX] слова «звук жерновов» переданы как σμ μρου («аромат мира»; синодальный перевод здесь следует евр. тексту: ср. Откр 18. 22-23, где этот стих цитируется в версии, подтверждающей евр. чтение). В христианской перспективе особенно важны контексты Исх 30. 22-33, 1 Пар 9. 30 и Пс 132, где говорится о помазании священников в ВЗ специальным благовонным маслом, которое имело сакральный статус (ср. Исх 30. 31-33: «Сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего»).

http://pravenc.ru/text/2563320.html

Мф.3:2, 8 ; Деян.2 и паралл.). Деян.26:21 .  За это схватили меня Иудеи в храме и по­кушались растерзать. «За сие», т. е. за проповедь о покаянии, обращении к Богу иудеев и язычников (общее обозначение предмета проповеди), «схватили меня Иудеи в храме». В Деян.21 и д. указывается ближайший повод к нападению иудеев на Павла, здесь же приводится самая внутренняя причина их ненависти к нему. Деян.26:22 .  Но, по­лучив по­мощь от Бога, я до сего дня стою, свиде­тель­ствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем про­роки и Мо­исей говорили, что это будет, «Получив помощь от Бога», явленную, видимо, в быстром прибытии военачальника на выручку апостола из рук озверевшей толпы ( Деян.21 и д.). «До сего дня стою» – пребываю до сего дня цел, свидетельствуя о Христе всем, кто хочет слушать, от малого до великого, от юноши до старца, от бедного до богатого, от незнатного до знатного (ср. Златоуст). «Ничего не говоря», – т. е. своего, самоизмышленного, а только предвозвещенное Моисеем и пророками. Деян.26:23 .  то есть что Христос имел по­страдать и, восстав первый из мертвых, воз­вестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Апостол раздельнее указывает общее содержание и смысл пророчеств Моисея и пророков о Христе (ср. Деян.3 и паралл.), указывая следующие три главных черты: страдание Христово ( Ис.53 и пар.), воскресение ( Пс. 15:8–11 ; ср. Деян.2 и др.), возвещение света иудеям и язычникам ( Ис.60:1–3 ; ср. Мф.12:21 ; Втор.18:15–18 ; Деян.3 и д.). «Восстав первый из мертвых», – в том же смысле, как «перворожден из мертвых» ( Кол.1:18 ), положивши Своим воскресением начало и основание для воскресения всех людей ( 1Кор.15:23 ; ср. Деян.26 6 и пар.). «Возвестить свет» – просветить истинным учением о спасении мира (ср. Мф.4:16 ). Деян.26:24 .  Когда он так защищал­ся, Фест громким голосом сказал: безум­с­т­ву­ешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасше­с­т­вия. Речь Павла прерывается громким сердитым восклицанием Феста, понятным при легкомысленном скептицизме и презрительном отношении ко всякой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 21. «И сговорились против него и побили его камнями по приказанию царя 1049 на дворе дома Господня» (22). И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он, умирая, говорил: да видит Господь и да взыщет»! Вслед за сим Господь посылает и наказание на царство – вторжение Сирийского войска, которое по 2Nap. XXIV, 23 не только разорило Иудею, но и вторглось в Иерусалим, и истребило князей народа, и взяло много добычи, о которой, как мы видели, говорит книга Царств, что Иоас принужден был опустошить все сокровищницы дома Господня и свои. Одновременно с нашествием неприятеля Иоас подвергается тяжкой болезни (2 Пар. XXIV, 25), в которой он лежит в то время, когда Сирияне удаляются из страны. Затем, по-видимому боясь покушения на свою жизнь, он удаляется в Милло 1050 , как говорит книга Царств, – и там убит слугами своими. Убиение царя Иоаса упомянуто и в книге Паралипоменон, но без указания, что он лежал в Милло, – что впрочем совершенно объясняется тем, что Милло была часть Иерусалима. Заметим, что в 2Nap. XXIV, 25 прямо указано, что Иоас убит на постели своей «за кровь сынов Иодая священника», – так что нельзя сомневаться, что убийство Иоаса имело не столько политически, сколько религиозный характер. Мстителями должны были быть сторонники Иодая и Захарии, верных служителей Господа Бога завета. Похоронили Иоаса в граде Давидовом, «но не похоронили его в царских гробницах» (id. ib). Очевидно, что после истребления многих княжеских родов ( 2Nap. XXIV, 23 ) Сириянами, – влиянием начала пользоваться часть народа, преданная Господу Богу и находившаяся под руководством священников и левитов. Заметим еще, что об Амасии, сыне Иоаса, не сказано, чтобы он был поклонником Ваала. В 4 Ц. XIV, 3 сказано, что «делал он угодное в очах Господних, впрочем не так, как отец его Давид»... И далее ст. 4: «Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах» 1051 . И в 2Nap. XXV, 14 ему не приписывают поклонения Ваалу, но обвиняют его в поклонении каким-то богам Сеира, принесенным из Идумеи, куда он ходил походом и где нанес Идумеям большое поражение. Но мы присовокупим об Амасии, что наказанный поражением в войне против Израиля за то, что не послушался он пророка, обличавшего его в поклонении богам Сеира, он был убит на 29-м году царствования (4 Ц. XIV, 2, 19; 2 Пар. XXV, 1, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

( 3Цар.8:54 ); о целовании статуй золотых тельцов см. ( Ос.13:2 ). Ср. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 232. 3Цар.19:19 .  И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. 3Цар.19:20 .  И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 3Цар.19:21 .  Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему. Хотя голос Божий повелевал Илии (ст. 15) идти с Хорива через пустыню в Дамаск – столицу Сирии ( Ис.7:8 ); Onomast 378, для помазания Азаила, но он, решив прежде всего поставить преемника в будущем, а в настоящем необходимого сотрудника, идет в город Авел-Мехолу, где жил Елисей. Возможно, что пророк Илия ранее знал этого юношу (почему прямо на нем остановился), принадлежавшего, видимо, к богатой семье (12 пар рабочих волов). Символическое действие пророка Илии, означавшее принятие им Елисея в свое духовное общение (ср. Руф.3:9 ; Иез.16:8 ), частнее в сотрудничество по пророческому служению (ср. 4Цар.2:13 ), так именно и было понято Елисеем, который всецело, с полной готовностью следует этому призванию, испросив лишь согласие пророка Илии проститься с родителями (ст. 20; слова пророка Илии «что сделал я тебе» указывают на важность призвания к пророчеству и вместе на свободу в следовании этому призванию) и устроив прощальную трапезу родным и знакомым из тех самых волов, на которых пахал. Этим пророк порывал свои житейские отношения для высшего служения Богу в сане пророка (ст. 21). 23 Талмудисты под именем «Завета» (евр. берит) здесь, на основании ( Быт.17:13–14 ), разумеют обрезание, и так как обрезание в действительности не было оставлено во времена пророка, то, по верованию талмудистов, пророк Илия был наказан за свое неправильное осуждение Израиля тем, что навсегда с тех пор обязан присутствовать при операции обрезании, для чего обыкновенно при обрезании поставляется особый стул для пророка Илии. См А. Алексеев . Богослужение, праздники и религиозные обряды нынешних евреев. Новгород, 1861, с. 154–155

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

“ Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же ” (ст.34–36). Плоды, каких ожидал Бог от иудеев — суть дела благочестия и чистой веры. Рабы, посланные к иудеям были пророки. Они должны были видеть в иудеях высокие добродетели, достойные Божьих забот, но видели языческие пороки и обличали их. Они должны были вести иудеев к высшему совершенству и озаряли умы их новыми и более ясными постановлениями о Спасителе мира, но встречали со стороны иудеев упорство и ненависть. Неблагодарность и злоба иудеев была так велика, что они поступали с посланниками Божиями, как с общественными преступниками. Иных из них били и заключали в темницу, как Анания (2 Пар. 16:7–10 ) и Михея (3 Цар. 22:24–27 ); других побили камнями, как Азарию (2 Пар. 24:20–21 ). Бог посылал рабов Своих пророков одних за другими. Но с новыми послами поступали как и с прежними. За обличения платили им побоями и смертью. Спаситель в другой раз прямо говорил иудеям: “ вы дети тех, которые избили пророков .” И потом прибавлял сердечную жалобу свою: “ Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе .” (Мф.23:31–37 ). Апостол Павел так изображает судьбу рабов Божьих: “ иные замучены были; другие подвергаемы посмеянию и побоям, также узам и темнице; камением побиваемы были, перепиливаемы были, от меча умирали ” (Евр. 11:35, 37). О вожди — вожди народа! Тяжка ваша ответственность перед Богом. Если иные злодеяния совершает народ и без вашего непосредственного участия, без ваших соизволений на то — и тогда суд Божий возлагает на вас вину, потому что вы должны были воспитать в народе благочестие, а воспитали в нем нечестие и жажду крови невинных. “ Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего ” (ст.37). Терпение небесного Владыки не истощалось злыми делами людей. После того, как иудеи то прогоняли, то убивали посланников небесных, Отец Небесный открыл перед лицом иудейского народа самый поразительный опыт своей любви. После рабов послал Он для вразумления людей Сына Своего, или как передает Евангелист Марк: “ имея одного Сына любезного напоследок и Его послал ” (12:6). Святой Лука дополняет картину любви словами: “ что Мне делать? Пошлю Сына Моего возлюбленного ” (20:13). Потрясающая картина небесной любви! Притча говоритъ: послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего . Всеведущий знает все, что есть и что будет.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В Израиле эти качества приобрели мессианские коннотации. В Евр 5:5–6 ко Христу прилагаются слова, относящиеся в Пс 109 к Давиду: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отметим, что обетование царю священнических прерогатив всегда оставалось недопонятым в иудейской традиции. В Таргуме на 109 псалом обетование Давиду сводится к тому, что он будет князем в будущем мире, поскольку был “царём праведности”, о священстве же ничего не говорится 29 . В Вавилонском Талмуде (Seder Nedarim 98–9) 109 псалом интерпретируется таким образом, что, поскольку Мелхиседек благословил сперва Авраама и лишь затем Бога Всевышнего, священство отнято от него и передано Аврааму, ставшему, по слову Мелхиседека, священником 30 . Нарочито соединяя священство и царство, автор Евр решительно порывает с ветхозаветной традицией, где эти служения, в отличие от окружающих Израиль народов, строго разграничены. Неудивительно, что 109 Пс рассматривался и иудеями, и ранней Церковью как мессианский: провозглашённому в нём идеалу царственности не должно реализоваться в земной истории, достаточно вспомнить царя Озию, поражённого проказой за намерение воскурить фимиам в храме на алтаре кадильном (2 Пар 26:16–20) вопреки установлению Моисея и Давида, что каждение Господу — это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения (2 Пар 26:18; ср. Чис 17:1–13). Таким образом, Пс 109 легитимирует священнические прерогативы царя, отличные от связанных с приношением искупительных жертв жреческих прерогатив ааронитов, в Евр и эти (царские), и первосвященнические прерогативы приписываются Христу — Первосвященнику великому, прошедшему Небеса. Специфика царского священства и в Египте, и в Месопотамии на заре истории состояла в особой посреднической миссии, возлагаемой на царя: в соединении им — не через искупительные или мирные жертвы, но через себя и в себе — своих верноподданных, мыслящихся как его земное “продолжение”, с богом, образом и подобием которого он является. Подобно древнеегипетскому правителю, Иисус соединяет в Себе небесное и перстное: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

http://pravmir.ru/hristologiya-poslaniya...

Вот другой пример непостижимости суда Божьего: один из лучших царей Иудейских был Аса, который делал добро перед Богом и укрепил свое царство, ниспроверг идолов во всей земле Иудейской, истребил идолопоклонство - эту скверну первых царей в колене Иудовом и Вениаминовом, уничтожил поклонение высотам и дубравам. Однако этот славный царь, долгое время похвально царствовавший, бывший тридцать лет примером благочестивых царей, при конце своего царствования потерял свою первую славу, переменившись в своем поведении из лучшего в худшее. Он заключил в тюрьму пророка Ананию, обличавшего его в дурных поступках, казнил многих невинных граждан, и наконец, разболевшись страшно ногами, не обратился к Богу с покаянием в своих согрешениях и с молитвой о своем исцелении, но прибег к врачам и знахарям. О, как переменился он к худшему, как не похожи последние его деяния на первые! Первоначально бывший царем правды сделался самонадеянным ослушником воли Божьей, объявленной ему через пророка (2 Пар. гл. 15 и 16). Напротив, беззаконный и нечестивый во всю жизнь Манасия, доведший народ Иудейский до той степени нечестия, что он сделался хуже тех народов, которые Богом истреблены от лица сынов Израилевых - познал в несчастье своем тяготеющую на нем руку Божью, обратился к Богу, раскаялся в своем нечестии и получил прощение и милость Божью (2 Пар. 33:9). О Боже! суды твои - великая бездна! Всем управляет воля Божия. Саул и Давид (первые цари народа Израильского) - как они удивительны для нас по различию над ними суда Божьего! Оба они были вначале достойны похвалы, оба тяжко согрешали с соблазном для всего царства, оба подверглись тяжким наказаниям, но как противоположно подействовали на них эти наказания! Саул отвердел в своем нечестии и бедственно скончался; Давид обратил наказание во врачевство (в лекарство) для себя, и оказался возлюбленным избранником Божьим. Здесь неуместны вопросы: почему это? и для чего? Такие вопросы происходят по наваждению духа злобы, и многих погубили бедственно: " подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю ? " - спросил некогда хитрейший из всех зверей жену (Еву; Быт. 3:1). На вопрос этот следовало бы было Еве отвечать лукавому зверю: " мы знаем, что Бог заповедал нам не есть плодов с (одного только) дерева познания добра и зла, но почему и для чего Он заповедал это? - Того мы не должны спрашивать у Бога, ибо Его святой воле так было угодно, причины же такой Его воли испытывать нам нельзя " : " Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь " (Рим. 11:34-36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Вот об этой именно возвышенности говорится вероятно в 4 Ц. IX, 27, когда сказуется о бегстве Охозии: «Охозия, царь Иудейский, увидев сие, побежал по дороге к дому, что в саду 1000 . И погнался за ним Ииуй, и сказал: и его бейте на колеснице; (это было) 1001 на возвышенности Гур, что при Ивлеаме 1002 . «И побежал он в Мегиддон и умер там». Ст. 28. «И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его в городе Давидовом». Очевидно, что Ииуй настигал Охозию на подъеме, ведущем к Ивлеаму, каковой подъем назывался Гур; но Охозия ускользнул от рук преследовавших его. Но вслед за сим мы встречаем не объясненное до сих пор разноречие между приведенным нами 28-м стихом IX-й главы 4-й книги Царств и сказанием 2 Пар. XXII, 9. Последний текст говорит: «И велел он (Ииуй) искать Охозию, когда он скрывался в Самарии, и привели его к Ииую, и умертвили его, и похоронили его; ибо говорили: он сын Иосафата 1003 , который взыскал Господа от всего сердца своего». Всего вероятнее, что Охозия, ускользнув от преследовавших его, укрылся сначала в Мегиддоне 1004 , но, уверенный, что здесь его скоро откроют, перешел тайно в многолюдную Самарию, где он мог надеяться спрятаться и иметь возможность тайно пробраться в страну свою. Но на его несчастье его находят, и Ииуй приказывает убить его. Комментатор 4 Ц. IX, 27–28 и параллельного места в Паралипоменон так соединяет две расходящиеся редакции этого события: «И побежал Охозия в Мегиддон» (4 Ц. IX, 27), «и велел Ииуй искать Охозию; и взяли его, когда он скрывался в Самарии, и привели его к Ииую, и умертвили его» (2 Пар. XXII, 9), «и умер там» (4 Ц. IX, 27). В сказании о смерти Охозия прибавлено, – как мы видели, – что рабы его отвезли тело его в Иерусалим и похоронили его с отцами его. Ииуй очевидно не препятствовал отдать царю Иудейскому последние почести. Он убил Охозию, как родственника дома Ахавова, как внука – по матери его Гофолии – ненавистной Иезавели, как друга истребляемой династии, – но этим ограничивалось его повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Выслушав грозную речь Творца, Иов исповедует всемогущество Бога и приносит покаяние: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42. 2-6). Последний стих (42. 5; МТ 42. 6) важен для понимания того, что произошло с Иовом. Комментаторы иногда предлагают др. значение глагола   - не только «отрекаться», но и «плавиться, таять». В переводе Юнгерова этот стих выглядит следующим образом: «Посему я укорил сам себя и истаял, я считаю себя землею и пеплом» ( Юнгеров. 1914. С. 65). В эпилоге (42. 7-17) книги поэтическая речь вновь сменяется прозой. Бог оправдывает страдальца, называя его Своим рабом (МТ 42. 8 -  ), и обличает Елифаза, Вилдада и Софара в том, что они говорили о Нем не так верно, как Иов. Господь предлагает им просить Иова помолиться о них, чтобы Господь их не отверг (42. 7-10). Бог возвращает Иову богатство вдвое больше прежнего, у праведника вновь рождаются 7 сыновей и 3 дочери. Бог продлил жизнь Иова на 140 лет (в LXX на 170). Увидев своих сыновей до 4-го рода (42. 11-16), Иов умирает «насыщенный днями» (42. 17; ср.: Быт 25. 8; 35. 29; 1 Пар 29. 28; 2 Пар 24. 15). В LXX вместо 42. 17 вставлен текст, содержащий родословие Иова: «Написано также, что он восстанет снова вместе с теми, которых Господь пробудит. Это приведено из сирийской книги. Он жил в стране авситидийской, на границах Идумеи и Аравии. Ранее, однако, его имя было Иовав. Он взял в жены аравитянку и родил сына по имени Еннон. Отец у него был Зареф, из сыновей Исава, а мать - Босорра. Так что он был пятым после Авраама. Вот цари, которые царствовали в Едоме, стране, в которой и он правил. Первым был Балак, сын Беора, и название города его было Дингава. А после Балака - Иовав, который был назван Иов. После этого Азсом, князь земли теманитской. После этого Адад, сын Бедада, который поразил Мадиам на равнине Моава, и имя городу его было Геттаим. А друзья, которые к нему пришли, были Елифаз из сынов Исава, царь теманитян, Балдад (Вилдад), правитель савхеян, и Софар, царь минеев» (цит. по: Рижский. 1991. С. 145-146).

http://pravenc.ru/text/578206.html

«Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16:9).»    Как зло, так и добро не укроются от очей Божиих. Господь слышит вопиющих к Нему на всяком месте — в богатых палатах и в убогих хижинах, в морях и в темницах. И всюду Господь поддерживает надеющихся на Него, ибо Он — Бог Всемогущий и Любвеобильнейший... При свете этого утешения от слова Божия пусть не ослабевают руки и не смущается сердце всех тружеников Божиих, работающих во славу Божию и на Его благо в самых глухих местах: везде с нами Господь, и каждому рабу Своему Он — Верный Помощник. «Оставил его (Езекию) Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце (2 Пар. 32:31).»    Вот причина, почему Господь иногда оставляет Своих верных рабов: Господь хочет узнать, каковы у нас будут настроения в горе, опасностях, может быть, мы ожесточимся, будем роптать на Бога, бросим путь добродетели и перейдем на путь порока... Но Господь недалеко от нас. Он не допустит нас до отчаяния, в нужную минуту поможет нам, утешит нас, поддержит, лишь бы только мы крепко Его держались. «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (1 Езд. 7:10).»    Вот образец для ученых богословов. Ученый христианский муж должен прежде всего полюбить христианскую веру, то есть быть специалистом в богословской науке по призванию, а не быть насмешником, при случае бросающим свое дело и переходящим к иному, имеющему больше выгод или покоя... Зачем ученый богослов не ограничивается одним лишь изучением богословских дисциплин, но старается проводить и добрую христианскую жизнь, согласно заповеди Божией под руководством Христовой Церкви? Иначе он — не друг Божий, не работник в винограднике Христовом, а разрушитель дела Божия: смеющийся над своим же трудом... И, наконец, приобретая своими трудами и талантами знания, ученый богослов христианской веры старается передать их в доступной форме для верующих: сокровище делать достоянием не своим лишь, а и многих других, да познают они путь Христов и усерднее потрудятся над своим спасением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010