Слово о том, что не должно стыдиться прославлять честный Крест, что крестом Христос спас нас, и что нам надлежит хвалиться им. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Братие! Господь обещал даровать всем знамение, говоря: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка ( Матф. 12:39 ). Господь разумел смерть, погребение и воскресение. И, опять в другом случае выясняя силу креста, Он говорил: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь ( Ин. 8:28 ). „Когда распнете Меня, говорит Он, и будете думать, что победили Меня, тогда всего более узнаете Мою силу“. И в самом деле, после того, как был распят Христос, иудейские обрядные установления прекратились, проповедь процвела, слово о Господе распространилось до границ вселенной: силу Господню всегда возвещают и земля и море, и населенная, и ненаселенная части мира. Поэтому никто да не стыдится священных символов нашего спасения и основания благ, которым мы живем и благодаря которому существуем: но будем носить Христов крест, как бы венец. Все, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою таинственною пищею, или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы. Поэтому с большою заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: яко овча на заколение ведеся ( Ис. 53:7 ). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть, к приличествующей нам свободе, так наставляет, напомнив о кресте и крови Господних. Ценою, говорит он, куплены есте: не будите раби человеком ( 1Кор. 7:23 ); „подумай, говорит, о той цене, какая уплачена за тебя, и не будешь рабом никого из людей». Ценою он называет кровь, пролитую на кресте. Не просто перстом надлежит напечатлевать крест, но прежде всего расположением сердца с великою верою; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, то ни один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, – видя нож, от которого он получил смертельную рану. И если мы приходим в ужас, видя те места, в которых подвергаются смертной казни осужденные, то подумай, что испытает диавол, видя оружие, которым Христос уничтожил всю его силу и отрезал голову у дракона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Праздники Воскресение Христово и его значение для христианина Основное содержание христианства не укладывается в ограниченные рамки морально-нравственного учения. Ближайшие ученики Христа – апостолы – основывают свою заповеданную Господом деятельность (идите, научите все народы ( Мф. 28; 19 )) отнюдь не на Нагорной проповеди , открывающей людям высочайшие нравственные идеалы. В основе христианства лежит один факт, по отношению к которому все остальное вторично. Этот факт – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15; 13, 14 ). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. На этом краеугольном основании строится православное учение о Спасении. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему две тысячи лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? Ответ находим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоустог о: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает!». Таким образом, все христиане становятся причастными к далекому прошлому человечества, к главному событию его истории, происшедшему в Иерусалиме, «при Понтии Пилате». Именно тогда для того, чтобы освободить человека от вечной смерти Бог пришел на землю и принял смерть. Апостол Павел говорит о результатах этого Божественного «самоистощания» следующие слова: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его [в крещении], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Рим. 6; 4–6 ). Воплощение Христово, Его Распятие и смерть, сошествие во ад и Светлое Воскресение восстановили разорванную грехопадением связь человека и Бога. И этот факт положен в основание христианской веры и христианского упования. Именно поэтому Пасха Христова называется «праздников праздником и торжеством из торжеств», резко выделяясь из всех остальных праздников Православной Церкви. Но еще до прихода на землю Спасителя ветхозаветные иудеи праздновали Пасху, имеющую, впрочем, другое содержание. Ветхозаветная Пасха

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 9–10 (Ин.1:14–18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение) —145— высоцыи к тебе преидут, и тебе будут раби, и в след тебе поидут связани узами ручными 2424 , и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и 2425 несть Бог разве тебе ( Ис.45:14 ). Вот говорят, что и Бог в нем есть, не отделяя плоть от Слова, и с другой стороны утверждают, что нет другого Бога кроме Него, объединяя со Словом носимое (Им), как собственное Его, то есть храм от Девы, ибо Един из обоих Христос. ( Ин.1:14 ). И вселися в ны. Для нашей пользы Евангелист подробно изъясняет сказанное им и яснее раскрывает смысл своего рассуждения. Поскольку сказал, что плотью стало Слово Бога, то, дабы кто по великому невежеству своему не предположил, что Оно вышло из собственной своей природы и превратилось в плоть, претерпев то, что было (для Него) невозможно, ибо Божество чуждо всякого изменения и превращения во что-либо другое, в отношении образа бытия, – весьма хорошо Евангелист тотчас же присоединил, что и обитало в нас, дабы, разумея два обозначаемые предмета – того, кто обитает, и то, в чем обитание, – ты не подумал, что Оно (Слово) превратилось в плоть, но Оно только обитало во плоти, пользуясь, как собственным телом, воспринятым от Святой Девы храмов. В Нем вселилась вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), как говорит Павел. Весьма, однако же благополезно утверждает, что обитало Слово в нас, открывая и здесь нам весьма глубокую тайну. Ведь все мы были во Христе, и общее —146— лицо человечества восходит к Его лицу 2426 , почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий все к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и первый Адам – к тлению и бесславию ( 1Кор.15:47–49 ). Итак, во всех (нас) Слово обитало чрез Одного, дабы достоинство Одного нареченного (определенного) Сына Божия в силе по духу святыни ( Рим.1:4 ) переходило на все человечество, – таким образом и на нас благодаря Одному из нас простиралось сказанное: Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово при погребении юной супруги, оставившей после себя однолетнего сына «Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено (во веки)» ( Иов. 1:21 ) Чувствую, какой жертвы требую от тех, к кому обращаю слова сии; но в них содержится врачевство, хотя и горькое. Они служили облегчением в скорби для Иова; а чьи страдания могут равняться со страданиями сего праведника? Чего не лишился он? – и всего имения, и всех детей, и всего здравия; остался на гноище, – но и на гноище не преставал благословлять имя Господне! Немала и твоя потеря, сетующий супруг; но мужайся и крепись по примеру Иова! – Преданность воле Божией да будет и для тебя щитом против всякого ропота и всех сомнений! Не Он ли, Премудрый и Всеблагий, даровал то, что составляло отраду жизни? Возблагодарим за данное. Не Он ли, Премудрый и Всеблагий, паки взял к себе то, чего лишаемся? Ему ли не отдать? С Ним ли вступать в споры и расчет? О, да удалится, да исчезнет от сего гроба всякая ропотная мысль! Буди, «буди имя Господне благословено» и отныне, как было благословляемо доныне! Мы не призывали смерти! Мы употребили все средства к продолжению преждевременно угасавшей жизни; сама природа истощила все силы и усилия в борьбе с ангелом смерти. Если он победил, то, без сомнения, по воле Того, в деснице Которого ключи жизни и смерти. «Яко Господеви изволися, тако и бысть! " Дерзнем ли вопросить: почему изволися? – Но речет ли брение скудельнику: «почто мя сотворил еси тако»? ( Рим. 9:20 ). И если бы дерзнуло, что другое услышит, кроме того, что сказано было некогда друзьям Иова? – Ах, не напрасно самый Павел говорил: «Ничесоже бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся» ( 1Кор. 4:4 ). Скажет, скажет Он, без сомнения, некогда нам причину всех наших здешних лишений и скорбей; и «оправдишися во словесех» своих ( Пс. 50:6 ), и мы возблагоговеем пред судьбами премудрости и любви Его, и сами будем благодарить Его за то, отчего ныне скорбим и сокрушаемся. Мало ли, впрочем, и теперь успокоения представляет сокрушенному сердцу вера и упование христианское?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Еще умоляю вас, братия. Ежели любы есть Бог (1Ин.4:16), и что сделано без любви, то не благоугодно Ему; то как же Бог приимет молитву или дары, или начатки, или плодоношение от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: " я не убийца " . А я докажу тебе, что ты убийца; лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15). Итак, братия мои возлюбленные, ничего, наконец, не будем предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем столько стараться, как о сем. Никто да не имеет ничего на другого, никто да не воздает кому-либо злом за зло. Солнце да не зайдет во гневе нашем, но будем прощать все должникам, и утвердим любовь, потому, что она покрывает множество грехов. Что пользы, дети, если имеет кто все, но не имеет любви спасающей? Если кто сделает большой обед, чтоб позвать царя и князей, и все приготовить богато, чтобы ни в чем не было у него недостатка, но нет у него соли; можно ли будет вкусить такого обеда? Без сомнения, невозможно. Напротив того, и траты напрасны, и труд погубил он, и навлек себе неприятность от приглашенных им. То же и здесь. Что пользы трудиться на ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий поступок, нечисты. Приобрел ли кто девство, постится ли, пребывает ли во бдении, молится ли, дает ли приют бедным, думает ли приносить дар, или начатки, или плоды, строит ли церкви, другое ли что делает, без любви все это ни во что не вменится у Бога; потому что не благоугодно сие Господу. Послушай Апостола, который говорит: аще языки ангельскими глаголю и человеческими, аще имам пророчество, и вем тайны вся и имам весь разум, яко и горы преставляти, любве же не имам, никая польза ми есть (1Кор.13:1-4). Кто имеет вражду на брата, и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви; ибо любовь покрывает множество грехов. О, каким благом пренебрегаем мы! О, каких благ, какой радости лишаем себя, не приобретая себе любви! Не восхотев приобрести ее, Иуда удалился из лика Апостолов, оставив истинный Свет - Учителя своего, и возненавидев братий своих, стал ходить во тьме. Потому и первоверховный Петр сказал: испаде Иуда, ити в место свое (Деян.1:26). И еще Иоанн Богослов говорит: ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему (1Ин.2:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/785/...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Павел Гумеров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Восемь смертных грехов и борьба с ними (Любодеяние) — свящ. Павел Гумеров Священник Павел Гумеров В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) Аскетика для современных мирян Статья 6. Любодеяние Демон нечистоты Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?». Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился. Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г. ), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого , Григория Нисского , также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит. Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха? Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

http://azbyka.ru/semya/vosem-smertnyh-gr...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий – старец Болховский Горе же мне есть, аще не благовествую. 1Кор.9:16 Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе. Рим.12:11 Оставив Алтайскую миссию 4 июля 1844 года, в Болхов архимандрит Макарий попал только в середине ноября. Из его писем видно, что по пути он останавливался на несколько дней в Бийске, Тобольске, Екатеринбурге и Перми. Особенно же долгим было пребывание в Москве: приехав в Первопрестольную 6 сентября, архимандрит Макарий получил от Святейшего Синода разрешение сделать здесь остановку на три месяца для поправки расстроенного здоровья. Но ему пришлось уехать из Москвы раньше – по всей видимости, из-за неприятностей, связанных с переводом Библии, над которым он продолжал активно работать. К новому месту своей службы, в болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии, архимандрит Макарий прибыл в ночь с 15 на 16 ноября и сразу же отслужил с братией монастыря молебен. »...С того времени, – писал он через полгода, – нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» С. 502]. Источником этого утешения была пастырско-просветительная, или, что почти то же, миссионерская деятельность, которой он посвятил себя всего, теперь уже – в центральной части России 64 . «Не излишне быть миссионером и среди православных», – соглашался с архимандритом Макарием митрополит Московский Филарет Ч. 1. С. 136]. Святитель Филарет и впоследствии не изменил своего мнения, в его письмах разных лет есть такие высказывания: «...и правда, что у нас и для православного народа нужны своего рода миссионеры. Но трудно устроить сие»; «что у нас и для православных христиан нужно миссионерское действование, то правда» Ч. IV. С. 231; 249. С. 186–187]. Примечательно, что архимандрит Макарий предвосхитил характер своего будущего служения, еще находясь на Алтае. Он, правда, предполагал иное место приложения своих сил: перед отъездом из миссии, собираясь на богомолье в Палестину, старец писал П. П. Глебовой-Стрешневой: «...умоляю Вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских. Прежде времени не разглашайте ничего обо мне; а когда сделается известным то или другое, без содействия Вашего, тогда не приставайте к тем, которые будут судить и рядить, не зная дела; но молчите, молитесь за меня Богу, и предавайте меня Ему и благодатному Слову Его» С. 402].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

VI. О видениях и явлениях из невидимого мира Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан 10 . 1Кор. 13:12 Приведём здесь лишь несколько примеров видений, явлений и откровений с того, невидимого, света. Пусть никто не подумает, что это спиритизм. Ни в коем случае! Мы осуждаем спиритизм точно так же, как и [всякие виды] гаданий [и ворожбы]. Да и Библия подводит то и другое под одну категорию. Ведь спиритизм – это преднамеренное вызывание духов, заигрывание с ними из любопытства. Между тем к явлениям из мира духовного, предстающим неожиданно и нечем не вызванным, Церковь относится со всей серьёзностью. И мы [здесь] хотим представить вниманию наших читателей несколько примеров таких явлений. О том, как демоны стараются прельстить людей В книге о Мелании, затворнице Елецкого монастыря, описывается событие, сходное с тем, что произошло некогда с преподобным Симеоном Столпником. Однажды ночью после долгой молитвы Мелания присела на пороге своей кельи, чтоб немного отдохнуть. Внезапно явилась ей огненная колесница и юноша в белом одеянии, обратившийся к ней с такими словами: «Подойди, о Богом возлюбленная, и прими воздаяние за свои труды. Бог послал меня, Своего Ангела, чтобы вознести тебя в райские селения, где ждёт тебя твоя сестра Екатерина! (которая только что преставилась). Услышав известие о своей любимой сестре, Мелания забыла обо всём, не осенила себя крестным знамением, но уселась в колесницу, и крылатые кони куда-то её понесли. Но в эту минуту Мелания перекрестилась – и всё тут же исчезло, а издали послышался злорадный хохот. Страх охватил Меланию. Оглянулась она вокруг и увидела, что находится на краю моста близ водяной мельницы – ещё немного, и она упала бы с него в реку. Ужаснувшись, она изо всех сил вскрикнула и без чувств упала на мосту. Её крик услышали работники с мельницы, они выбежали и нашли известную им постницу, лежащую на мосту полумёртвой. Весьма удивились они, откуда она здесь в ночное время. Но Мелания вскоре опомнилась и попросила их довести [букв.: отнести. – Ред.] её в монастырь [на Каменную гору]. О смерти из послушания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Беседа 38 Против манихеев. – Смиренномудрие Павла. – Преимущества бедности. 1Кор.15:1–2 .  Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 1. Окончив речь о духовных (дарованиях, апостол) переходит к предмету самому важному, к учению о воскресении, потому что (коринфяне) и в этом отношении были весьма немощны. Как в телах, когда горячка коснется самых основных частей его, т.е. нервов, жил и первых стихий, зло делается неисцельным, если не приложишь великого попечения, так и здесь предстояла подобная опасность, потому что зло простерлось до самых оснований благочестия. Потому Павел и прилагает великое попечение; ему нужно было говорить уже не о житейских предметах, не о том, что один впал в прелюбодеяние, другой в корыстолюбие, третий покрывал свою голову, но о самом главном благе, потому что (коринфяне) разногласили касательно самого воскресения. Так как в нем заключается вся наша надежда, то диавол сильно восставал против него, и иногда совершенно отвергал воскресение, а иногда говорил, что оно уже было. В послании к Тимофею, Павел назвал это нечестивое учение гангреною и указал распространителей его: «и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» ( 2Тим.2:17–18 ). Иногда они это говорили, а иногда – будто тело не воскреснет, и будто воскресение есть очищение души. Такое учение внушал им злой демон, желая не только отвергнуть воскресение, но и представить басней все, совершенное для нас. Если бы поверили, что нет воскресения тел, то он мало-помалу убедил бы, что и Христос не воскрес, а отсюда простираясь далее, вывел бы, что (Христос) не приходил и не совершал того, что Он совершил. Такова злоба диавола! Потому Павел называет действия его кознями ( Ефес.6:11 ), так как он не обнаруживает прямо того, что хочет совершить, чтобы не быть изобличенным, но, принимая на себя некоторую личину, производит нечто другое, подобно как коварный враг, приступив к городу и стенам, тайно подкапывается снизу, чтобы таким образом не быть замеченным и успеть в своем предприятии. Но этот чудный и великий муж всегда открывал такие сети его и преследовал злые козни его: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 4. ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ МОЛИТВЫ – МОЛИТВА СЕРДЕЧНАЯ 4.1. Первый признак второй степени молитвы – участие внимания и ума Второй вид молитвы, или вторая степень ее, не есть что-либо отличное от той, которая рассматривалась выше. Нет, это та же молитва, только произносимая не одними устами, а с самым ближайшим участием ума и внимания молящегося. Тогда как «низшая молитва прерывается помыслами и соединяется с телесными заботами», так что молящийся «не слышит сам себя, туда и сюда носясь мыслию и не помня, какие произносит слова» 224 . Вторая степень молитвы характеризуется тем, что когда произносятся слова, то «ум с умилением следует за оными и знает, к Кому обращает прошение» 225 . Внимательность к произносимому, теснейшая связь слов молитвы с мыслями о них и молитвенными переживаниями – вот существенные признаки этой молитвы 226 , являющейся высшей в сравнении с первой. Без внимания в молитве нельзя достигнуть хоть сколько-нибудь существенных результатов. «Если кто устами творит молитву, а ум его кружится, какая польза?» 227 – спрашивает святой Григорий Синаит . «Когда один созидает, а другой разоряет, – говорит он, – ничего из этого, только труды 228 . Но как телом кто делает, тот должен делать и умом, чтоб телесно не казаться праведным, а в сердце быть исполненным всякой неправды и нечистоты» 229 . Далее святой Григорий приводит слова святого апостола Павла, подтверждающего его мысль: «Хощу пять словес умом моим глаголати,... нежели тьмы словес языком» ( 1Кор.14:19 ). По словам преподобного Нила Синайского , истинная молитва есть результат внимания, за которым «не другое что лучшее следует, а молитва» 230 . Поэтому-то святые подвижники советуют молиться исключительно со вниманием, перечитывая слова молитвы, прочитанные невнимательно. «Как только заметишь пленение ума 231 , – поучает преподобный Никита Стифат , – остановись, и хотя бы ты был уже на конце псалма, востеки усердно к началу его и, снова начав, читай поряду тот же псалом, и делай так, хотя бы многократно в час случилось с тобой пленение» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010