Второе отделение. Обличение и исправление нравственных недостатков (1Кор.5 и 1Кор.6) 1. Обличение за равнодушие к греху кровосмесительства (1Кор.5, 1–13) а) Обличение коринфян за равнодушие к кровосмеснику и суд над ним ( 1Кор.5, 1–8 ), с прибавлением б) наставления об очищении христианского общества от всех явных грешников ( 1Кор.5:9–13 ) а) Обличение коринфян и суд над кровосмесником (1Кор.5, 1–8) В обличении за кровосмесника святой Павел аа) сначала показывает великость греха и охуждает равнодушие к нему коринфских христиан ( 1Кор.5, 1–2 ); бб) потом произносит суд отлучения над кровосмесником ( 1Кор.5:3–5 ), и вв) наконец выставляет основания, почему так надо поступить с ним, и должно так действовать в отношении ко всякому грешнику и греху ( 1Кор.6–8 ). аа) Тяжесть греха кровосмесника и осуждение равнодушия коринфян ( 1Кор.5, 1–2 ) 1Кор.5:1 . Отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яковоже ни во языцех именуется, яко некоему имети жену отчую. «Отнюд» – ολως – совсем, или верность и несомненность слуха означает, или его повсюдность, или то и другое: повсюду идет верный слух. Фотий у Экумения говорит, что «»отнюдь слышится» есть голос пораженного этим слухом и мерзящего им и болезнующего о нем, как бы так: уа! какое безобразие!» Так же разумел это выражение и Феодорит, ибо на слова: «отнюдь слышится в вас блужение», он пишет: «Апостол достаточно дал видеть чрезмерность неприличия; ибо, говорит, не должно быть и слышимо это». «Слышится в вас». «Апостол силу укоризны сколько возможно направляет против всех. Не говорит: почему такой-то предается прелюбодеянию? но: «отнюдь слышится в вас блужение», дабы они, считая себя совершенно свободными от обвинения, не остались невнимательными, но видели бы, что все их общество подлежит обличению и вся их церковь не свободна от обвинения, и оттого были бы ревностны в благочестии. Такого рода это дело, что ведь никто не скажет, говорит, что такой-то предается прелюбодеянию, но что в коринфской церкви совершается такое преступление, «яково ни во языцех именуется». Апостол часто примером язычников укоряет верующих, чтоб «не ходили, якоже прочии языцы ходят» ( Еф. 4, 17 ). Но здесь укор самый сильный. Если непростительно грешить одинаково с язычниками, то превосходить язычников в этом отношении, скажи мне, какой великий грех ? У них, говорит, не только не совершается что-нибудь подобное, но «ниже именуется». Видишь ли, как важным он считает это преступление? Если они допускают такой род безнравственности, какого не только не делают, но и не знают неверные, то невыразимо величие греха их» (святой Златоуст). «На что не отважатся и обучавшиеся демонским учениям, на то отважились у вас» (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Первое Послание к коринфянам Повод к написанию Послания и цель его. Место и время написания Послания Вскоре по удалении апостола Церковь коринфская подверглась большой опасности со стороны лжеучителей, которые, желая унизить авторитет апостола в глазах Кориноян, стали распространять о нём несправедливые слухи: что он не учён и слабохарактерен, и что он, как несамовидец Христа, не мог сообщить истинного учения о Нём , и тем возбудили во многих коринфянах желание именоваться учениками других учителей, лишь бы не учениками Павла; вследствие чего появилось в Церкви коринфской несколько партий, носивших имена то Аполлоса, то Кифы, то Павла, то Самого Христа, и каждая из них стремилась взять перевес над другими. Кроме того, под руководством лжеучителей, не окрепшие в христианской нравственности последователи Христа стали очень легко уклоняться от чистоты жизни, и в среде их появилось такое блуждение, какого не было слышно и между язычниками ( 1Кор.5:1 ). Некоторые же, злоупотребляя свободой христианской, ели идоложертвенное и даже присутствовали при идольских жертвоприношениях (глава 8). Другие неправильно понимали воскресение мертвых и совсем отвергали оное (15 глава). Тяжущиеся искали суда у язычников (6 глава). Богатые нарушали порядок христианских собраний, отказываясь учреждать вечери любви или отделяясь для этого от бедных ( 1Кор.11:20 →). Женщины нарушали приличие, являясь к Богослужению с открытой головой ( 1Кор.11:5 →). Были недоумения о брачной жизни и безбрачии (глава 8-я) и многое другое, что вредило чистоте веры и нравов христиан. Все эти беспорядки и бедствия Церкви коринфской побудили некоторых из них, близких к Павлу, написать ему письмо обо всём и просить у него совета и разрешения возникших вопросов. Отчасти из этого письма, которое не дошло до нас, а более от доставивших ему письмо коринфян, Стефанина, Фортуната и Ахаика ( 1Кор.16:17–18 ), а также домочадцев благочестивой коринфянки Хлои ( 1Кор.1:11 ) апостол подробно узнал, что делается в Коринфе, и со свойственной ему ревностью, поспешил на помощь юной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава 14 1Кор.14:1 .  Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. «Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете». Итак, поскольку любовь есть достояние столько великое, приобретение ее почитайте делом великим, не оставаясь, однако ж, в нерадении о духовных дарованиях; и предпочтительно другим возлюбите пророчество. Ибо Апостол снова смиряет высокомерие, величающееся дарованием языков. 1Кор.14:2 .  Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом. «Глаголяй бо языки не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны». Апостол производит вместе то и другое. Коринфян обвиняет в любочестии и дает видеть потребность дарования. Оно дано проповедникам по причине разных языков у людей, чтобы, пришедши к индам, предлагали Божественную проповедь, говоря их языком, а также, беседуя с персами, скифами, римлянами и египтянами, проповедали им евангельское учение на языке каждого из сих народов. Посему беседующим в Коринфе излишним делом было говорить на языках скифском, или персидском, или египетском, которых не могли коринфяне понимать. Поэтому-то божественный Апостол и сказал, что «глаголяй языки, не человеком глаголет, но Богу», ибо присовокупил следующее: «никтоже бо слышит». А чтобы не почли дарования бесполезным, прибавил еще: «духом же глаголет тайны». 1Кор.14:3 .  А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. «Пророчествуяй же человеком глаголет созидание и утешение и утверждение», потому что все слышат, что говорит он. 1Кор.14:4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь . «Глаголяй языки себе зиждет». Ибо присутствующие не понимали того, что говорил он. «А пророчествуяй Церковь зиждет». Ибо, видя и откровение помыслов, и обнаружение тайно совершающегося, получали весьма великую пользу. И чтобы не пришло кому на мысль, будто бы Апостол говорит сие, побуждаемый завистию, по необходимости присовокупил он:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скворцов В. М. Отдел IV. Православному мирянину, живущему среди отпадших от церкви а) Святоотеческие наставления о православных догматах веры и обрядах церкви Не всегда и не всякий может рассуждать о Боге (Из творений Св. Григория Богослова ) Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в злохудожну душу не внидет премудрость ( Прем.1:4 ). Нам повелено сеять в правду и собирать плод живота, чтоб просветиться светом видения ( Ос.10:12 ). И Павел хочет, чтоб мы, по любви нашей к Господу, были познаны от Господа ( 1Кор.8:3 ), а чрез это познание и сами научились ( 1Кор.13:13 ); а такой путь ведения почитает он лучшим, нежели надменное мнение, которое кичит. Учить – дело великое, но учиться – дело безопасное. Для чего представляешь из себя пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда поставлен в ряду воинов? Для чего гоняешься на море за великими, но сомнительными, выгодами, когда можешь безопасно возделывать землю, хота и с меньшим приобретением? И если ты о Христе муж ( Еф.3:14 ), чувства у тебя обучены ( Евр.5:14 ), и имеешь ясный свет ведения, то вещай Божию премудрость, глаголемую в совершенных и в тайне сокровенную ( 1Кор.2:6–7 ) и притом, когда откроется случай и будешь на это иметь поручение. Ибо что имеешь сам от себя, чтобы тебе не было дано, или чего бы ты не получал ( 1Кор.4:7 )? Если же ты еще младенец, если долу влачишься умом и не имеешь сил взойти к познаниям высшим, то питайся млеком. Для чего требуешь твердой нищи, которую члены твои, по немощи, не в состоянии еще употребить и сделать питательною? Говори, когда имеешь нечто лучше молчания; но люби безмолвие, где молчание лучше слова: ты знаешь, что похвально заповедать чин устам ( Прит.31:26 ), об ином говорить, иное только слушать, иное одобрять, а другое отвергать, но без огорчения. По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя; но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Слово на Сретение Господне. Святого Софрония, патриарха Иерусалимского Ныне – другое таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда столь велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, а и ангельской. Посему громогласно воскликнем вместе с великим Павлом: где премудр? где книжник? где совопросник века сего ( 1Кор. 1:20 )? Где – красноречие риторов? Где – мудрствование философов? Где – утонченное искусство грамматиков? По истине, обуи Бог премудрость мира сего ( 1Кор. 1:20 ) и явил ее тщетною и бесполезною, поскольку сия премудрость, как дар милости, дарована была неверующим народам. дабы они искали Бога и, посредством тщетного блуждания, уразумели свое бессилие. Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1:21 ). По праву восклицая это вместе с Павлом, с удивлением ныне станем возглашать и следующее: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть ( Римл. 11:33 )? В самом деле, каким образом сотворенная вещь может уразуметь мысль Творца или познать Его разум? Как сосуд может давать советы тому, кто сделал его, хотя бы (скудельник) и согласился на это и для своего совершенства нуждался в несовершенном? И вот, мудрость человеческая обращена в безумие. Афины отвергнуты – за то, что, оставив Бога, Создателя всего, обоготворили предметы, созданные Им, – за то, что боролись против Бога и Божественной мудрости, считали видимые вещи выше Бога и не желали видеть Самого Творца сих вещей. Поэтому они и замолкли и преданы глубокому забвению. Посему теперь первее всего прославляются: Назарет, где было провозглашено благовестие Божие, – Вифлеем, где Господь родился по плоти, – Иерусалим, где Он жил, творя чудеса. Посему ныне преимущественно воспоминается Голгофа, где Господь претерпел крестное страдание, – воспевается воскресение Господа из гроба, прославляется Сион, восхваляются ребра северова ( Псал. 47:3 ), где явился Христос, когда восстал из мертвых, прославляется гора Елеонская, откуда Господь вознесся на небо вместе с человеческим естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано одно, а в церкви делается другое? 943 04.08.2022 Библия И так далее. ВОПРОС: Священники не знают этих вещей или знают, но глаза закрывают, подчиняясь преданию и традиции? 4 Ответа Да, Антон, Вы правы, в Библии написано одно, а мы делаем другое. Бог требует от младших подчиняться старшим и поучаться от пастырей, а иные младшие вместо этого начинают обличать своих пастырей. Например, сказано: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям” ( 1Пет.5:5 ). Или: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” ( Евр.13:17 ). А вместо этого некоторые дерзают говорить, что Церковь — столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) — более не такова. Печально все это. По существу же Вашего вопроса замечу, что это традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных. Советую прочитать прекрасную книгу прот. Димитрия Владыкова “Православная Церковь и сектанты” , в ней даны все необходимые ответы. Скажу и я кратко. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ) Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. ( 1Тим.4:16 ) В этих цитатах апостол вместо существенного спасения Христова говорит о возможном для людей приведении грешника на путь спасения, где его и спасет Христос. В этом смысле Церковь и обращается так к Божией Матери. Если Вы игнорируете множество богослужебных текстов, где Спасителем называется один лишь Сын Божий, то это показывает Вашу предвзятость. Кроме того, поют это не священники, а певчие. Так что Вы или говорите с чужих слов, или крайне невнимательны в храме. 2. По второму вопросу вновь Вы путаете. Иаков был малый не по росту и не по возрасту (как якобы маленький), а по числу среди апостолов: Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. ( Мф.10:2–4 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-biblii...

Книга шестая Обещанное мною в предшествующей книге, именно чтобы на фундаменте истории, если Христос соблаговолит нашему желанию, построить духовное здание и, выведши вершину, показать украшения совершенной церкви, – я постараюсь в следующих двух книгах, девственница Христова Евстохия, при твоих молитвах и милосердии Господа, чтобы с таким же старанием, с каким пятая книга обнимает историю, шестая и седьмая кратко изложили иносказательный смысл, не все объясняя, чтобы не составилось много книг, но кратко указывая то, что думали прежде нас церковные мужи. Глава XIII. Ст. 1 Бремя или видение против Вавилона, которое видел Исаия, сын Амосов. Видел очами не плоти, а ума, какое великое и тяжкое бремя наложено на Вавилон. А так как Вавилон, называющийся по-еврейски Babel, означает смешение, потому что там смешены были языки строивших башню, то духовно разумеется тот мир, который во зле лежит и который смешивает не только языки, но и дела и мысли каждого. Царь этого Вавилона есть истинный Навуходоносор, гордящийся перед Господом, говорящий в сердце своем: «на небо взойду я, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе завета, на краях севера, взойду на высоту облаков, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13, 14 ). Это тот, кто показал Господу все царства мира и сказал Ему: «все это предано мне, и я дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф. 4:9 ; Лук. 4:6, 7 ). Затем в дальнейших словах заключается угроза не против Вавилона, а против всей вселенной. Господь Саваоф заповедует самому воинственному народу, чтобы он пришел из страны далекой, от края неба, чтобы погубить вселенную. И еще: «Вот приходит неотвратимый день ярости и гнева, чтобы обратить вселенную в пустыню и истребить грешников с нея» ( Ис. 13:9 ), и затем: «заповедую всей вселенной злое и нечестивым беззакония их» (ст. 11). Из этого видно, что все, что говорится против Вавилона, относится к смешению этого мира и к погибели его. Ст. 2. На горе мрачной, или открытой, поднимите знамя. Заповедуется апостолам и мужам апостольским и учителям церквей, чтобы имея воевать против Вавилона, подняли знамя креста Господня не на низком месте и не в углубленных долинах, но на горе мрачной или открытой. Одно из этого означает сокровенные тайны церкви, для созерцания которых и для слышания гласа Божия Моисей вошел во тьму и мрак. Ибо Бог сделал тьму покровом своим, и облака и мрак вокруг Его ( Пс. 17:12 ). Другое научает, что мы должны восходить на высоту церковных догматов, смиряясь, по апостолу Павлу, и говоря: «я не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). Он и сам поднял знамя на горе открытой, когда с свойственным ему смирением, говорил: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Знамя же это на превыспренних поднимет среди народов, чтобы собрать погибших из Израиля, сам Тот, Кто произошел от корня Иессеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

монахиня Иулиания (Соколова) 1. Церковь – тело Христово Приступая к изучению иконописания, техники написания иконы, необходимо уяснить себе, что это искусство не имеет самостоятельной жизни, как всякое другое (портрет, пейзаж и проч.), оно является частью жизни Церкви. Что такое Церковь ? Большею частью Церковь представляется нам как храм, как здание особого типа, имеющее религиозное назначение, место для священнодествий, куда собираются верующие для совместной молитвы, для участия в богослужении и Таинствах. Но в слово « Церковь » входит и иное, высшее, духовное понятие Церкви – Церкви как Тела Христова, общества верующих во Христа, Церкви, о которой Христос Спаситель сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " ( Мф. 16, 18 ). «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь » – так выражен этот догмат о Церкви – Теле Христовом в Символе веры . Божественный Основатель Церкви, совершив дело искупления человека, благоволил, чтобы Его последователи устрояли свое спасение не каждый в отдельности от других, со своею только верою, но все в совокупности, составляя из себя едино тело, един дух ( 1Кор. 12, 12 – 13 . Еф. 4, 4 ). Глава этого тела – Сам Господь, а верующие – члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его ( Еф. 4, 15;5, 30 . Кол. 1, 24 ). Эта Церковь , это общество, имеет особое, надмирное, духовное свойство, и, чтобы показать отличие созидаемого Христом Господом общества от всяких других религиозных обществ, Он нарек его Своим – «созижду Церковь Мою». Действительно, Церковь эта есть Христова Церковь , ибо она повинуется Ему как своей Главе, своему Господу и Богу ( Еф. 5, 24 . Кол. 1, 18 ), сохраняет преподанные Им учение и Таинства. «Я от Самого Господа принял то, что и Вам передал», – говорит святой Апостол Павел ( 1Кор. 11, 23 ). Эта Церковь руководствуется Его духом, стремится к достижению той цели, для которой Он нисходил на землю, то есть к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф. 4, 12 ). Эта Церковь Христова – свята.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский О даре языков. - Милостыня - лучшее украшение. - Суетность богатства. Том 10, книга 1, Беседа 36 При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20). 1. После многих объяснений и доказательств (апостол) справедливо употребляет теперь речь более сильную, соединенную с великим обличением, и приводит пример, сообразный с предметом. Дети недоумевают и изумляются при виде малых вещей, а при весьма великих не приходят в такое удивление. Подобным образом и имевшие дар языков, который был последним из всех, думали, что они имеют все; потому он и говорит: не дети бывайте, т.е. не будьте неразумными там, где следует быть разумными, но будьте простыми детьми там, где неправда, где тщеславие, где гордость. Кто младенец на злое, тому должно быть и мудрым; как мудрость со злобой не была бы мудростью, так и простота с неразумием не была бы простотой; в простоте надобно избегать неразумия, и в мудрости — злобы. Как лекарства более надлежащего горькие или сладкие не приносят пользы, так и простота и мудрость сами по себе. Потому и Христос, повелевая соединять то и другое, сказал: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16). Что же значит — младенствоватъ злобою? Даже и не знать, что такое зло; такими быть он желал им, когда говорил: есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние (1Кор.5:1). Не сказал: допускается, но: слышится. Вы верно, говорит, знаете это, потому что слышали о том некогда. Он хотел, чтобы они были и мужами и детьми, детьми на злое, а мужами по мудрости, и муж тогда будет мужем, когда вместе с тем будет младенцем; а пока он не будет младенцем на злое, то не будет и мужем, потому что злой не может быть совершенным, а бывает неразумным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Беседа 3 2Кор.1:12 .  Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире. Утешение, доставляемое чистою совестью. – Непреложность Божиих обетований. – Вера и добродетель Авраама. – Его твердость. 1. Здесь (апостол) открывает нам еще другое, не только немаловажное, напротив очень важное средство к утешению, могущее ободрить душу, потопляемую бедствиями. Так как он сказал: «Бог... избавил нас» ( «избавил ны есть»), и все дело приписал щедротам Божиим и молитвам коринфян, то, чтобы не сделать чрез это своих слушателей беспечными, если они будут возлагать упование свое только на милосердие Божие и молитвы других, он далее показывает, что и сами (апостолы) немало сделали со своей стороны. На такое участие свое (апостол) и выше указал, когда говорил: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( «якоже избыточествуют страдания Христова..., избыточествует и утешение наше») ( 2Кор.1:5 ). Но здесь он высказывает еще другую свою добродетель. Какую же? Ту, что: «Мы, – говорит, – где ни жили, везде поступали по чистой и искренней совести. А это немало служит к успокоению и утешению нашему, и не только к утешению, но и к другому, что гораздо более утешения, – к похвале». Так говорил (апостол верующим) как для того, чтобы и их научить не упадать духом в скорбях, но радоваться, если только будут иметь чистую совесть, так, отчасти, и для того, чтобы обличить пред ними лжеапостолов. И как в первом послании говорил он: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» ( «посла мене Христос... благовестити не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов») ( 1Кор.1:17 ), и: «чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( «да вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет») ( 1Кор.2:5 ), так и здесь говорит: «не в мудрости, но благодатию Божиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010