4) Во 2 неделю Вел. поста поются блаженна гласа из Октоиха на 6 и из канона святого (т.е. Гриигория Паламы) 423 песнь 3 (а не 6, как в вышепоименованные недели Триоди Постной) на 4, итого на 10 (л. 323 на об. и 324). 5) Если в ту же неделю случится Обретение главы Предтечи (л. 193 на об.) или 40 мучеников (л. 197 на об.), то поются блаженна гласа из Октоиха на 6 и из канона Предтечи или 40 мучеников песнь 3 на 4, итого на 10. 6) В недели 4 и 5 Вел. поста Типикон указывает только блаженну гласа из Октоиха (л. 327 на об. и 331) 424 . 7) Если в 4 нед. Вел. поста случится 40 мучеников, равно если память их придется совершать в 5 нед., то поются блаженна гласа из Октоиха на 6 и из канона мучеников песнь 3 на 4, итого на 10 (л. 197 на об. Ср. л. 193).– Точно так же, если в 4 или 5 нед. Вел. поста случится Благовещение, то поются блаженна гласа из Октоиха на 6 и из канона праздника песнь 3 на 4, итого на 10 (л. 207). Наконец, если в 4 и 5 нед. случится отдание Благовещения, то поются блаженна гласа из Октоиха на 6 и из канона праздника песнь 9 на 4, итого на 10 (л. 219) 425 . 8) В нед. Ваий блаженны полагаются только в том случае, если будет праздник Благовещения, и именно; из канона праздника Благовещения песнь 3 на 4 и Ваий песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 203 на об.). В. В период времени пения Триоди Цветной. 1) В воскресные дии и этого периода времени, если не случится праздник, на который положены праздничные антнфоны, всегда поются изобразительные и после них блаженны. 2) В неделю Антипасхи блаженны Октоиха не поются, но из канона праздника (т.е. недели Антипасхи) поются песни 3 и 6 (л. 359 на об.) 426 . 3) Если в нед. Антипасхи случится Георгия Победоносца, то поются из канона праздника (нед. Антипасхи) песнь 3 на 4 и святого песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 226). 4) В недели Мироносиц (л. 365 на об.), Разслабленного (л. 367 на об.), Слепого (л. 371 на об.) и Всех святых (л. 381) положены блаженны гласа из Триоди на 4 и из канона дня, иначе – праздника, или еще иначе – недели, напр. Мироносиц, Разслабленного и т.д. песнь 6 на 4, итого на 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Пост телесный по уставу Церкви обязателен для христианина в определенные времена и дни года. Душевный же пост от страстей должен быть всеобщим и непрерывным подвигом. Хранение поста приводит к господству над страстями, образует в душе фон чистоты и усиливает любовь к Богу и людям. Пока душа нравственно невоздержна и отемнена, для нее невозможно различие в себе мысленных диавольских прилогов от естественной работы собственного мышления. Лишь на очищенном благодатью поста душевном фоне ясно видимы и действие личного ума и диавольские мысленные приражения. Человек способен тогда противоречить вражеским прилогам и отгонять их призыванием имени Господа Иисуса Христа. Душевный пост начинается с хранения чистоты ума и отражения страстных мысленных налетов. При чистоте ума у человека не волнуются чувства и не мятутся желания. В нем царит глубокий внутренний покой и тишина. 689 Нед. Сырн. утра, 3 стихира на Хвалитех; Четверг 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховн. стихира. 690 Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Понед. Сырн. веч., 1 стихира на Господи воззвах; Вторник Сырн. утра, 1 стиховн. стихира; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 7 п.; Нед. Мясоп. утра, 3 стихира на Хвалитех; Четверг Ваий утра, 1 стиховная стихира. 691 Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Понед. 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, 3 тр. 1 п. 692 Четверг 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, 3 тр. 2 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира; Вторник 4 Седм. Вел. Поста вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Вторник Ваий, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п. 693 Пяток Сырн. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Субб. Сырн. утра, Седален на 2 стихосл.; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах. 694 Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 3 Се дм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 1 п. 695 Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 3 п., 2 тр. 3 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 2 тр. 3 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Исключая нед. Ваий, в двунадесятые праздники, в бывающие кроме недели их отдания, в их предпразднства и попразнства, бывающие тоже кроме недели и если в Мес. Минее на дни этих предпразднств и попразднств не имеется особого тропаря святому, а также в субботу Лазаря и в Фомину неделю, – во всех этих случаях поётся только тропарь праздника 3-ды (в 3-й раз – на «Слава» и «И ныне»); но при этом в Богородичные праздники (сн. 71 стр.), в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившиеся в воскресные дни, поётся воскресный тропарь (рядового гласа) 2-ды, а тропарь указанного праздника – на «Слава» и «И ныне» (1-ды). В неделю Ваий поются 2 тропаря: первый («Общее воскресение») – 2-ды, а второй («Спогребшеся Тебе») – на «Слава» и «И ныне» (1-ды). Кроме того, если Благовещение случится: в субботу Лазаря, то поётся тропарь Благовещения 2-ды, на «Слава» – тропарь Триоди, на «И ныне» – Благовещения; если – в нед. Ваий, то поётся тоже тропарь Благовещения 2-ды и (1-ды) на «Слава» и «И ныне» – «Общее воскресение» (см. ещё в Уст. 44 хр. гл.); если – в Вел. четверток и пяток, то – тропарь Благовещения 2-ды и на «Слава» и «И ныне» – «Егда славнии»; если – в Вел. субботу, то тропарь Благовещения поётся, после тропарей Триоди, только на «И ныне» (1-ды); если Вознесение Господне случится 8 мая, то поётся тропарь Вознесения 2-ды, на «Слава» – тропарь апостола, на «И ныне» – Вознесения. – В предпразднства и попразднства, случившиеся в седмичные дни, при одном тропаре святого поётся Тропарь предпразднства или попразднства 2-ды – сначала и в 3-й раз на «И ныне», а на «Слава» – тропарь святого, при двух тропарях святым поётся тропарь предпразднства или попразднства 1-ды, затем тропарь первого святого 1-ды, на «Слава» – тропарь второго святого, на «И ныне» – тропарь предпразднства или попразднства. (См. Уст., 52, 2–5, 7, 9, 12, 15, 48–50 гл., хр. гл. и Мин. Общ.). – Таким образом, по общему правилу, поётся или один тропарь, или два, или три; если положен один тропарь, то он поётся 2-ды или 3-ды (в 3-й раз на «Слава» и «И ныне»); если назначено два тропаря, то первый поётся или 2-ды, или 3-ды (в 3-й раз – на «И ныне»), а второй – 1-ды (на «Слава» или на «Слава» и «И ныне»); если положено три тропаря, то каждый поётся по 1-ды (третий – на «Слава») или первый – 2-ды (сначала – 1-ды и во 2-й раз – на «И ныне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

8 Погр. свящ. стихира гл. 3. 9 Погр. мipckux человек, стихира на славу при последнем целовании. 10 Погр. свящ., стихира гл. 3. 11 Там же. Тропарь пред 3 евангелием. 12 Мил ся дею — умиленно молюсь, препоручаю себя в милость, в заступление (Гр. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский словарь. М. 1900, стр. 305). 13 Погр. свящ. икос 13. 14 «Молитва... имеет два вида: первый славословие со смиренномудрием, а второй — низший — прошение». Василий Вел. Подвижнические уставы. Глава I. Творения СПБ 1911, т. П, стр. 485. 15 Св. Григорий Нисский, Творения ч. 8, М. 1872, стр. 89. 16 Кузнецов Н. Д. Вселенская идея празднования Рождества Христова, Сергиев Посад 1915, 25—27. 17 Минея, 27 сент. служба муч. Калистрату, на Господи воззвах, Слава. 18 Субб. Мясопустн., на Хвалитех, стихира 4. 19 Молитва на Вечерни Св. Пятидесятницы. 20 Псалтирь следованная: Слово Кирилла Иерусалимского о исходе души от тела. 21 Последование по исходе души, песнь 4, тр. 3. 22 Погр. свящ. Канон песнь 9, тр. 2. 23 Последование по исходе души. Молитва. 24 Погр. свящ. Стих. гл. 5. 25 Триодион, Пят. Ваий, Канон на Повечении, п. 9, тр. I. Суббота Ваий на Утрени канон 2, песнь 3, тр. I. 26 Субб. Ваий, Утр. Канон I, п. 77, тр. I 2-й сед. по 3 п. 27 Пяток Ваий, канон на повечерии п. 8, тр. I. Семидесятилетний старец, Митрополит Московский Филарет, после смерти своей матери († 20 марта 1853) писал: «Число лет ее и последний болезненный год подготовляли меня к лишению. С благоговением смотрю на ее отшествие. ОДНАКО ЧАСТО ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ» (Письма М. Ф. к архим. Антонию, т. 3, М. 1883, стр. 202—203). 28 Окт. гл. 8. Пяток веч. на стих покоин. 29 Окт. гл. 7. Пяток веч. на стих покоин. 30 Окт. гл. 6, Субб. утр. кан. 2, п. I, тр. 3. 31 Суб. Пятидесятницы, вечер, на стих. ст. 3. 32 Нед. Сыропустная, на Господи воззвах ст. I. 33 Там же на Хвалит, ст. I. 34 Там же канон п. 6, тр. 4. 35 Там же на Господи воззвах ст. 2. 36 Минея, 25 марта, на Хвалит. И ныне. 37 Октоих гл. 7, Пяток веч., на стиховне, Слава. 38 Октоих гл. 6, субб. утр. кан. 2, п. I, тр. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2550...

В праздник Обрезания, который вместе с тем есть день памяти св. Василия В., положены «псалом избранный и величание святителя» (Тип., л. 142 на об.), т.е. общее святительское, которое в настоящее время и поется по Ирмологиону; но в Часослове, изд. в Киевоп. лавре 1742 г., помещено особое: «Величаем тя, святителю Христов Василие, благочестно церковь Христову непорочну сохраншаго». Величания Обрезанию 48 гл. не назначает, поэтому его нет в Ирмологионе; но в Часослове 1742 г. оно находится и есть следующее: «Величаем тя, живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти твоея законное обрезание». Глава 37. Об утренних канонах в течение всего года На утрени канон или большею частию несколько канонов в один день назначается петь либо на 16, либо, и это чаще всего, на 14, либо на 12, либо, как исключение, на 8 351 . На 16 канон или каноны назначаются в неделю Пасхи (один канон; Типик., л. 348 на об.) и Пятидесятницы (два канона; л. 377 на об.), а также в следующие праздники: Рождество Христово (два канона; л. 134 на об. и 135), Богоявление (два канона; л. 150) и Преображение (два канона; л. 278 на об.), в какие бы дни седмицы они ни случились; Рождество Богородицы (два канона, л. 48 на об.), Введение (два канона; л. 104), Собор Богородицы 26 декабря (два канона: л. 136) и Успение (два канона; л. 284 на об.), если случатся в седмичные и субботние (но не воскресные) дни, и в Благовещение, если случится или в неделю Ваий (два канона: Благовещения и Ваий; л. 209), или в Великие четверток (два канона: Благовещения и Великого четверга; л. 212 на об.) и субботу (два канона: Благовещения и Великой субботы: л. 214 на об.), или в первый день Пасхи (два канона: Пасхи и Благовещения; л. 215 на об.). На 14 каноны назначаются в воскресные дни, в какой бы период времени они ни случились, т.е. при пении ли Октоиха (Тип., гл. 2, л. 6 на об. и 7; гл. 3, л. 9 на об.; гл. 4, л. 10 на об.; гл. 5, л. 11), при пении ли Триоди Постной (см., напр., послед. в нед. Мытаря и Фарисея (Тип., л. 296 на об.), или, наконец, при пении Триоди Цветной (см., напр., послед. в недели Антипасхи (Тип., л. 359; Мироносиц, л. 365). За исключением Пасхи, и Пятидесятницы, совместных (в один день) праздников Ваий и Благовещения, и господских дванадесятых праздников: Рождества Христова, Богоявления и Преображения, случившихся в неделю, во все остальные воскресные дни каноны всегда поются на 14, т.е. даже и в том случае, если в воскресный день будет богородичный праздник, хотя бы это был такой праздник, на который в седмичные и субботние дни каноны назначены на 16 (см., напр., мр. гл, о праздн. Рожд. Богород., Тип., л. 50; мр. гл. о праздн. Введения, Тип., л. 105: мр. гл. о праздн. Успения, Тип., л. 285 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

411 Изложение откровенного учения о божестве Духа Св. – в системах Догматики, особенно митр. Макария (§ 35), в толкованиях на новый завет и в особых рассуждениях о Св. Духе древних отцов церкви, обличавших лжеучение духоборцев. Таковы: Василия В. Прот. Евномия, III и V кн. О Духе Св.; К Амфилохию, о Св. Духе (в р. п. III ч.). Афанасия В. К Серапиону посл. I, III и IV (III ч. в р. п.). Григория Б. – Сл. 31, о богосл. 5 (III ч); сл. 41, на день Пятидесятницы (IV ч.). Григория нисск. – Сл. о Св. Духе прот. македониан и духоборцев (VII ч.). Епифания. Прот. духоборцев (Ер. LXX1V); Кирилла иерус. Огл. поуч. XVI- XVII и др. 418 Ориг. О началах. Введение. Такое указание Оригена имеет тем большую важность для доказательства верования древней церкви в божество Духа Св., что сам Ориген , по отзыву Василия В., „не во всем имел совершенно здравые понятия о Духе“ (Вас. В. К Амфил. о Св. Духе, 29 гл ). О его воззрении на Духа Св. см. у проф. Болотова, 364–375 стр. 419 Места из писаний учителей I-III в. хр., свидетельствующие о веровании их в божество Духа Святого: Варнавы –Посл. 6. 19. Клим. Рим. – 1Кор. 8. 13. 16. 46 . Ермы – Паст. 3 кн. V, 6. Игнатия Бог. – Магнез. 13; Ефес. 9. 20 и др. Иустина – (Дух Св. у него чаще называется „пророчественным Духом“) – Аполог. I, 6. 13. 61 и др. Афинагора – Прош. о христ. 10. 12 24. Феофила ант. – К Автол. I, 7. II. 10. 15. 18. Духа Св. в отличие от Бога–Слова, Феофил называет „Премудростью“. Иринея – Пр. ерес. 1 кн. X, 1; 3 кн. XVII, 1–3; 4 кн. VII, 4; XX, 1; 5 кн. I, 3; VI, 1. Подобно Феофилу, и Ириней часто называет Духа „Премудростью“. Климента ал. – Стром. V, 14; Педаг. I, 6. – Тертуллиана – Пр. Пракс. 2. 12. 13 26 и др. Ипполита – Пр. Ноета. 8. 12. 14 и др. – Григория нео-кес. – симв. в. Мефодия пат. – Сл. на нед. Ваий, 5, о Сим. и Анне, 2 кон. – Многие из самых изречений христ. писателей I-III в. о божестве Духа Св. приведены в Догм. Бог. преосв. Макария, § 36. 420 Именно некоторые из них высказывали субординационистические представления о Св. Духе (см. выше, 302–303 стр.) Относительно далее других отступили от церковного верования Ориген и Дионисий алекс. Ориген, по свидетельству Василия В., хотя и „оставил благочестивые речения о Св. Духе“, называл Духа „достопоклоняемым“ и „Божеством“, но в этом случае твердость предания заставила противоречить собственным его мнениям о Св. Духе, которые были „не во всем совершенно здравы“ (К Амфил. О Св. Духе, 29 гл). Дионисий, по словам того же отца, „о Духе употребил речения всего менее приличные Духу“, такие, которыми он как будто „исключает Его из покланяемого Божества, и сопричисляет к какому-то дольнему, тварному и служебному естеству“ (Пис. 9 – к Макс. фил. VI ч., в р. п).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

404 Особенно замечателен символ, изображающий Спасителя в виде рыбы или греческого названия её χϑς; он заключает в себе целое исповедание. Составлен он из первых букв слов: Ιησος, Χριστς, Θεо Υς, Σωτρ. 406 Именно у апологетов II в. и следовавших за ними писателей: Иустина муч. –преимущественно в апологии и Разг. с Трифон. (с 48 гл.), у неизв. автора посл. „К Диогнету“ 7–9 гл; Авинагора – Прош. о христ. 10. 12; Феофила – к Автол. II, 15. 22; Ирин – Пр. ерес. I кн., IX, 2; X; III кн. VI. IX. X. XVI. XIX; IV кн. VI. VII. X. XX; V кн. XVII, XVIII и др.; Климента ал.–Стром. VII, 2; Увещ. язычн. 1 гл.; Тертуллиана – Пр. Праксея; Аполог. XXI; О давности, прот. ерет. XIII и др.; Киприана карф. Свид. пр. иудеев 2 кн.; Ипполита – Прот. ер. Ноета; Оригена (см. о его уч. у проф. Болотова и у еп. Сильвестра; Дионисия алекс. – см. у св. Афанасия в Посл. о опред. ник. собора и о мнен. Дионисия (сн. выше, стр. 303 примеч.); Григория неокес. – в симв. в.; Мефодия патарск. († ок. 310 г.) – Сл. о Симеоне и Анне, (3. 4. 6. 8. 13. 14) и в нед. Ваий, 5 (в рус. пер. его твор. изд. под ред. проф. Е. Ловягина . Спб. 1877 г.). Отдельные изречения о божестве Сына Божия названных учителей во множестве приведены в Догм. Бог. пр. Макария, § 34. 407 Посл. к Александру, еп. конст. См. в Деян. всел. соб. Каз. 1859. I т. 56–57 стр. О том же свидетельствует и Афанасий В. в „Посл. о опред. ник. соб.“ 27. Иногда, впрочем, ариане ссылались и на писателей предшествовавшего времени, но указывали очень немногих, а главное, пытались обращать в свою пользу не общее учение того или другого писателя, а только некоторые отдельные и частные выражения, истолковывая их произвольно. См. Василия В. Прот. Евномия. I кн. (III ч. 12 стр. и след.). 409 Иудею Трифону, выведенному в известном соч. Иустина, кажется „невероятным и невозможным“, чтобы Бог соделался человеком (68 гл.). Значительная часть рассуждения св. Иустина и посвящена опровержению именно этого мнения. 410 Св. Григорий Богослов , касаясь этого предмета в слове о Св. Духе (о богосл. 5), между прочим говорит: „ветхий завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно; новый – открыл Сына, на божество Св. Духа только указал. Теперь (т. е. со дня Пятидесятницы) Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее познание о Себе“. Это зависело, по мнению св. отца, от того, что „не безопасно было, прежде чем исповедано было божество Отца, ясно проповедывать о Сыне, и, прежде нежели признан Сын, – выражусь смело – обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы... Надлежало же, чтобы троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями“ (III ч. 126 стр. в р. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Под влиянием этого источника, как полагал проф. Усов, и появились дети в картине входа Иисуса Христа в Иерусалим в россанском кодексе и памятниках последующего времени 1738 . Верно то, что Евангелие Никодима пользовалось в христианском мире обширной известностью, и его прямое или косвенное воздействие на письменность и иконографию в некоторых случаях не может быть оспариваемо. Укажем на «Златую цепь», где передается этот рассказ 1739 , и на тот же сборник Страстей Христовых, составляющий в целом продолжение и развитие Никодимова Евангелия и в частности повторяющий ту же версию рассказа о входе Иисуса Христа в Иерусалим: «и вседе Христос на жребяти осли и пойде со апостолы своими на вольную страсть во Иерусалим, дети же еврейския, видевше Христа, грядуща во Иерусалим, хвалу Ему велию воздаша, ветвия от древес финиковых ломляху, и ризы своя с великою радостию по пути под нозе Ему постилаху, научаеми от Св. Духа, сице вопиюще: благословен грядый во имя Господне царь израилев, осанна в вышних» 1740 и т. д. Несомненно, что то же самое представление о картине входа в Иерусалим проходит и в памятниках иконографии, а равно и в богослужебной письменности: «хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе входяща во св. град… От незлобивых младенец Христе на жребяти седя, приял еси победную песнь 1741 … Дети же еврейския сретаху Тя с ветвми и вайем (на литии в суб. стих. 3)… Множество младенец изыдоша днесь, в руках вайя дераще (седален на утр. в нед. цветоносную)… Во св. град со ученики Твоими вшел еси, пророческая исполняяй проповедания… и дети еврейстии ветвми и вайями предстретаху Тя… (в нед. ваий, утро, стих. на хвал.)… На жребяти седя от детей воспеваемый (в нед. ваий, веч. стих. на Госп. воззвах)...». В синаксаре читаем: «имеяй престол небо, всед на жребя, входит в Иерусалим, дети же еврейския и сами подстилаху Ему ризы своя и ветви фиников, овыя убо режуще, другия же в руках носяще, вопияху Ему предсылающе: осанна…» и т. д. Как в этих источниках, так и в Евангелии Никодима допущена историческая неточность, чуждая, впрочем, всякой тенденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

20) Если в воскресные дни после ипакои полагаются седальны праздника или святого, то сперва поются седальны, положенные по 1 и 2 стихословии кафизм (не петые раньше, потому что были петы воскресные); затем на «Слава» поётся или читается «полиелейный» (т.е., положенный в службе на ряду по полиелеи) седален, а на «И ныне» или тот же седален во 2-й раз, или седален праздника, или богородичен, находящийся в Минее по полиелейном седальне (см. Уст., 2 гл., 1 янв., 2 фвр., 8 снт.). 21) В праздники чаще других антифонов (см. их в Окт., на ряду, и в ирмол.) поётся 1-й антиф. 4-го гласа: «От юности моея»; он поётся в седмичные дни всегда, когда в них на утрене полагается полиелей, будет ли то праздник Господень, Богородичен или святого, в недели же – только в двунадесятые праздники: 6 янв., 6 авг., 14 сент., 25 дек., случившиеся в недели, также в нед. Ваий, ап. Фомы, в нед. Пятидесятницы; если же другие праздники случатся в (неделю, а также если в неделю (исключая Фоминой) не случится никакого праздника, то поются «степенны (рядового) гласа» (Уст., 3, 4 гл., 8 сент., 21 нояб.). – Во время всенощного бдения звон должен быть пред чтением Евангелия, при пении степенн гласа (Уст., 2 гл.), дабы этот звон не мешал слушать Евангелие с подобающим вниманием (Ц.В. 1891, 2). 22) Всегда произносится прокимен или воскресный (рядового гласа), или праздничный, соответственно тому, какое Евангелие положено читать на утрене. – Диакон или иерей говорит 1-й и 2-й раз весь прокимен, а за ним каждый раз поют тоже весь прокимен певцы; в 3-й раз диакон или иерей говорит первую половину прокимна, а вторую поют певцы. – Обыкновенно в воскресные дни прокимен поётся на рядовой глас Октоиха или (от недели Мироносиц) Триоди той недели; но если в воскресенье случится указанный выше двунадесятый праздник (см. 21 прим.), то прокимен поётся на 4-й глас; вообще же прокимен поётся на тот глас, на который поются степенны. – Диакон произносит прокимен или в алтаре подле царских врат, или же – на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие на престоле, или посредине храма (Рук. д.с.п. 1893, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

также в Уст. 26 мар., если 25 мар. «великия ради нужды несть литургии»), на вечерне после паремий положено чтение Апостола и Евангелия (о конце этих вечерен см. 20, 520 и 608 стр. печатного оригинала); в 1-й день Пасхи на вечерне (после великого прокимна) читается Евангелие. 32) Эту ектению «глаголет диакон, аще есть, изшед северною страною; иерей же (в это время) внутрь олтаря стоит пред св. трапезою» (Служеб.). При отсутствии диакона, по мнению некоторых, ектеньи – сугубую и просительную – прилично говорить и священнику пред царскими вратами, – для более удобного слышания молящимся (сн. ниже, 34 и 47 прим.); при этом каждый раз пред выходами из алтаря священник делает поклон св. престолу и целует край его (Ряз. Е.В. 1896, 16). 33) На вседневной вечерне на «Сподоби Господи» полагаются поклоны; здесь следует разуметь малые поклоны, потому что в разных местах Устава слово «поклон» в этом месте вечерни употребляется попеременно с словом метание (Уст., 9 гл., 14 нбр., втор, и четв. Сырной седм., 1 нед. Вел. поста, нед. Ваий и проч.), которое означает именно малый поклон (Христ. Чтение, 1890, 11–12). 34) По Служебнику эта ектенья произносится диаконом, как это и принято во всех случаях в Петербурге и других местах; но в «Послед. у.в.п.» относительно вечерен, бываемых в недели (воскресенья) Вел. поста, сказано: по входе и прокимне «абие чтется: Сподоби Господи, диакон затворяет царские врата и разоблачается. Иерей же пред святыми дверми глаголет ектенью: Исполним вечернюю». – Само собой разумеется, что не следует произносить на всенощном бдении: «исполним всенощную (вместо «вечернюю») молитву нашу», а равно и на сугубой ектеньи: «прихожан св. храма сего», вместо «братии св. храма сего» (Ц.В. 1893, 10). 35) Не только предстоящие с наклонением главы должны выслушивать молитву главоприклонения, но и сам священнослужитель, читая её, также наклоняется и тем показывает наше рабство и смирение пред Богом, и снисхождение к нам Самого Христа Бога даже до зрака раба (ср. Нов. Скриж., 2 ч., 1 гл., § 29); поэтому пред этой молитвой и бывает возглас: «Главы наша Господеви приклоним», – возглас, по которому не только предстоящие, но и сам священнослужитель наклоняются (Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010