священник М.А.Поторжинский Скачать epub pdf Св. Кирилл был одним из самых видных представителей не только проповеднической, но и вообще русской литературы второй половины XII в. Он родился и воспитан в г. Турове (на р. Припети) Минской губернии от богатых родителей. С юных лет предался книжному учению и хорошо навык божественным писаниям. Поступив в монастырь, он своею строго благочестивою жизнию научал братию пребывать в послушании игумену и потом, чтобы достигнуть большаго совершенства, заключил себя в столпе, где подвизался не только в посте и молитвах, но и в составлении назидательных сочинений. Слава о нем, как великом подвижнике и учительном муже, распространилась по всей окрестности, и потому, когда сделалась свободною епископская кафедра в г. Турове, ок. 1162 г., князь и народ упросили благочестиваго столпника занять ее. Около 1182 г. Кирилл, вероятно, отказался от епископской кафедры и скончался в уединении, неизвестно в каком году, а за свои добродетели причислен к лику святых. Память его совершается 28 апреля. Из «множайших» сочинений св. Кирилла, которыми он, просвещал землю русскую и возсиял в России паче всех, как второй Златоуст, до нас дошли девять слов его на праздники и воскресные дни, от недели Ваий до Пятидесятницы (за исключением недели о Самаряныне) и кроме того, слово о слепце и хромце, в виде притчи, которое читалось в 5-ю нед. вел. поста. Проповеди св. Кирилла особенно важны для определения того влияния, какое имела на древнюю русскую литературу византийская, в течение многих столетий, до XVII в. Содержанием слов Кирилла Туровскаго , служит раскрытие таинственнаго, духовнаго смысла евангельских повествований. Раскрывая общехристианския истины, они не касаются явлений современной жизни русскаго народа и не могут назваться народными, хотя и содержат указание на некоторыя современныя обстоятельства, например на равнодушие паствы к его поучениям; они имеють значение как памятник церковнаго ораторства одного из лучших проповедников русских, состоявших под влиянием греческой отеческой и византийской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме). Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3, 4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу). История Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX-XII в. 2636 и, несомненно, имеются ввиду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их – 4 2637 . Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась) 2638 . По старообр. уст. стихи – с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» – отдельный стих 2639 . Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886–911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне 2640 . Они, может быть, – остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12 ; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). – Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX-X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе 2641 и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа 2642 . В старопеч. и у старообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе» 2643 . Славословие великое

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

913 Лучшее издание сочинений Епифания Петавиево: S. Epiph. op. omn. gr. lat. Paris. 1622. Coloma (Lipsae) 1682. Латинский перевод не везде точен, но обширные замечания на текст весьма полезны. Краткое толк, на еванг. Иоанна изд. Комбефизом in Tom. Avctarii noveas. Paris 1672. 923 Рассказ его о причине удаления Оригена из Александрии передается им самим как слух: но этот слух не только ничем не оправдывается, но выходит из пределов вероятного. Руфин уже слишком резок в отзыве своем об Епифание. Lib. 3, adv. Hieronym. 924 Иероним: Super qvibus lapidibus et vir sanctus Epiphanius Episcopus proprium volumen mihi praesens tradidit. Comm. ad. c. 28. Ezechselis. У Петавия T. 2, p. 225–232, издано только сокращение сочинения о камнях. Полное сочинение, сохранившееся в древнем латинском переводе, изд. Фоггином: Epiphanii de gemmis liber ad. Diodorum ed. Romae 1743. 926 Phisiologus Syrus, s. hist. animalium 32, in s. litteris memoratorum. С именем св. Епифания Физиолог переведен был на армянский язык в 5 веке. Neumann Gesch. d. armen Litter (84). 927 Delitzsch, de Habacuci prophetae vita cum Diatriba de Dorophei et Epephanii vitis prophetarum Lipsiae 1842. 929 С именем св. Епифания оно издано Фоггином Romae 1750. С именем Филона – Чиакомием, Romae 1792 г. В своде толкований Прокопия Газского, жившего в 5 в., оно приписывается Филону (Maii class. avct. T. 9). 930 В армянском переводе 5 века кроме двух бесед, известных на греческом языке, именно похвальной Богородице и на погребение Спасителя, известны беседы св. Епифания: а) о Воскресении Христовом; б) вторая беседа о погребении Спасителя; в) бес. о кресте; г) бес. на праздник воздвижения креста. (Neumann. Gesch. d. armen. Litter. S. 83). О сирском переводе у Ассемана Bibl. Orient. Т. 3. Р. 1, р. 43. Петавием изданы беседы: на нед. ваий, (2 бес.) на погребение Спасителя, на Воскресение Христово (2 беседы), на вознесение Господне, похвала Богоматери, о вере и св. Троице; Комбефиз не сомневается, что первая беседа на Пасху по содержанию своему вполне прилична времени Епифания (Biblioth. concionatoria).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чтение: (когда положено?) Вел. Пн. и Вел. Вт. Вел. Ср. в нед. 50-цы. Вел. Сб. Общ. Богород. Пророка Даниила: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) 24 дек. Вел. Сб. Песнь 7-я. Песнь 8-я. Пророка Иоиля: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Ср. Сыроп. на час. в нед. 50-цы. Ср. Сыроп. на вечер. Пророка Ионы: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Вел. Сб. Песнь 3-я. Пророка Михея: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в Ср. Преполов. 24 дек. в Ср. Преполов. Пророка Аввакума: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Песнь 4-я. Пророка Софонии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Вел. Сб. в нед. Ваий. Пророка Захарии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в Пт. Сыроп. в нед. Ваий. Вел. Пт. на Вознес. Госп. Пророка Малахии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Паремия общая Предтечи. Евангелие от Матфея: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в нед. пред. Р.Х. 24 и 25 дек. 24 и 25 дек. 24, 26 и 29 дек. 5 и 6 янв. по 50-це, 2 Вк., и 30 нояб. Седм. 1-й Вт. и 4 Вк. вел. Поста. Общ. Препод., 19 сент., 4 и 11 нояб., 1, 17 апр., 10 июл., 27 авг. Общ. Святителей, 19, 25 нояб., 15 дек., 18, 30 янв., 2 и 23 мая, 9 июн. по 50-це, 2 седм. Ср., Чт., Пт., Сб. Сыр. нед. Сб. и Вк. по 50-це 3 нед., Вк. 2 седм. Пн. 2 седм. Сб. о умирении Церкви, за творящ. милост., и во время безведрия. по 50-це, 2 седм. Пн. Общ. Прпод., 4 июля. по 50-це, 2 седм. Вт., Ср. 3 седм. Сб. 4 нед., Вк., и о недужных. 4 седм. Сб., и при Елеосвящении. 26 окт., и в страх труса. по 50-це, 5 нед. Вк. 6 нед., Вк. 6 седм. Сб., 16 нояб., и пред исповедью. 2 седм. Пт. 6 седм. Сб. 7 нед., Вк. Общ. Апостол. ед. 3 седм. Пн. Общ. Чт., общ. Бессребр., 17 нояб., 10 янв., при Елеосвящ. (3). по 50-це, 3 седм. Вт., Ср., Чт. и Пт. Общ. Мучен., 15 сент., 25 и 26 окт., 13 дек., 4 и 8 февр. 28 нояб. 3 седм. Пт. 1 нед., Вк. 1 августа. 24 окт., 11 нояб. на постр. монах. по 50-це, 7 седм. Сб., и 8 июля. 3 седм. Пт. и 7, Сб. Общ. Предт., 24 февр. по 50-це, 4 седм. Пн., Вт., Ср., Чт. Сыроп. Сб., и общ. Преп., 1 сент., 29 окт., 17 нояб., 1, 5 дек., 11, 15, 17, 28 янв., 11 февр., 17 мар., 1 и 17 апр., 3 и 6 мая, 12 июня, 5 и 31 июля, 30 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

гл. 2). стр. 212 В сноске изъясняется, почему прокимны называются великими. – Изъяснение недостаточно; помимо того, что они поются «продолжительнее», их должно петь не по 2 ½ раза, как прокимны «дне», a по 4 ½ раза. стр. 213 Здесь под цифрой 2) говорится: «если в понедельник 4 и 5 седмицы случится Благовещение, то в эти недели прокимен дня. – Так же должно быть, если Благовещение случится и в понедельник 6-й седмицы Велик. поста. На этой же странице под цифр. 5) пропущено указание, что великий прокимен должен быть пет, если перечисленные праздники случатся и в воскресенье. стр. 214 О чтении на малой вечерне паремии, мы уже говорили выше при поправках стр. 165 «Пособия». В сноске на этой же странице сказано, что Типикон указывает иногда книги свящ. Писания и главы их, откуда взяты паремии. – О главах в Типиконе, что-то не помнится. стр. 215 Прокимен, Апостол, Аллилуия и Евангелие после паремий, кроме Великой пятницы бывают еще в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники случатся либо в воскресенье, либо в понедельник. стр. 222 Под буквой Е при упоминании о предпразднестве и отдании Благовещения, должно быть указано исключение, по которому в 3-ю неделю Велик. поста тропари имеют иной распорядок. На этой же странице разъясняется, что на вечерни вместо ектении «Помилуй нас Боже» бывает чтение «Господи помилуй» 40 раз, между прочим, на субботы великого поста. – На субботы положена ектения (Тип. пятн. 1-й седм. веч. зри), а на понедельники великого поста должно читать «Господи помилуй» 40 раз (Jbid. нед. сырн. веч.), что в «Пособии» упущено. стр. 225 Под цифрой 3) должно дополнить: на литии не поется стихира храма, если и 24 декабря будет в воскресенье. Под цифрой 4) упомянуты вторично: неделя Ваий и неделя Пятидесятницы, упомянутые уже под цифрой 1). Стр. 226 Под лит. 5) прибавить: 24 июня. стр. 232 В формулировке правила о трех великих поклонах получается такой смысл будто бы на великопостной вечерне с воскресенья на понедельник следует произносить ектению: «Помилуй нас Боже». Это, – неправильно; произносится, как и под другие постные дни: «Господи помилуй» 40 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На передней стороне переплёта оттиснуто изображение распятия Господня с предстоящими. Рукопись содержит в себе черновой список поучений, руки Симеона Полоцкого , с приписками и поправками во многих местах, сделанными Сильвестром Медведевым. В настоящем списке против печ. издания «Обед душевный», Москв. 1681 г., недостаёт оглавления слов и нескольких слов, именно: двух на вел. субботу, слова на неделю перед Просвещением, и по Просвещении, и на день недельный. В первой тетради, где помещены некоторые стихотворения, частью предшествующие словам в издании, частью последующие за ними, на первых трёх листах сохранились, в отрывке и в цельном виде, разные поздравительные стихи на Рождество Христово, под числами ч. ча. чв. чг. чд. Некоторые из них находятся в Рифмологионе Симеона Полоцкого 287 (по преж. кат.) л. 141 об. А дабы помещённое на сих листах не считалось принадлежащим к самой рукописи, то углы листов значительно оторваны. Л. 7 об. Заглавие книги отлично от принятого в печатном издании. Оно вписано здесь рукою Медведева, вероятно с белового списка поучений, на который он указывает на л. 8. Рукопись озаглавлена таким образом: бдъ дшевный на вс дни воскресны всег лта, из пищъ слова дшамъ православны въ дховное, готованной. многогршнаг смена полоцкаг, недостойнаг. въ цртвюще град москб. въ лто зрпд. ржтва же бга во плоти. въ лто ахое мца дн. Заглавие сие, по включению в него слова: многогршнаг, должно считать принадлежащим самому Полоцкому, а год показывает, когда уже книга была готова к печати. В рассматриваемой рукописи, некоторые слова стоят не в том порядке, в каком они расположены в печат. издании. Так 2-е слово на 16 нед., л. 216, следует за 1-м на 17 нед., 2-е на 20 нед., л. 252, стоит после двух слов на 21 нед.; первое на 21 нед., л. 248, стоит после второго; тоже на нед. 28., л. 304.; 2-е сл. в нед. 31., л. 336, следует за 1-м в нед. 32.; 2-е на 1 нед. поста, л. 384., за 1-м на 2 нед.; 1-е сл. в нед. крестопоклонную, л. 396., за 2-м на туже нед.; 2-е сл. на 4 нед. поста, л. 408., за 1-м на 5 нед.; 1-е сл. в нед. ваий, л. 420., за 2-м на туже нед. Иногда это несогласие с печат. изданием зависело от того, что разметка слов, в определении, которому стоять на первом месте, которому на втором, сделана автором позднее, т.е. уже после собрания и переплёта всех слов в одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Тропарь, гл. 4. Днесь спасенья нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует: темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Кондак, гл. 8. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная. Величание. Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Изложение порядка службы праздника находится в Уст. 25 мар. и начинается со слов: «При часе же 1-м нощи ударяет в великий кампан», и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уст. 26 марта. Мр. Аще случится Благовещение: 1. в суб. 3, 4. нед.; 2. в 3 нед.; 3. в понед. 4, 5, 6 нед.; 4. среду 3 нед.; 5. в 4, 5 нед.; 6. в среду 5 нед.; 7. в четв. 5 нед.; 8. в суб. 5 нед.; 9. в суб. 6 нед.; 10. в 6 нед.; 11. в Великий понед.; 12. в Вел. вторн.; 13. в Вел. среду; 14. в Вел. четв.; 15. в Вел. пяток; 16. в Вел. суб.; 17. в нед. Пасхи; 18. в понед., втор., среду Светлой нед. – Праздник Благовещения – дванадесятый. Он бывает в промежуток времени с четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Святой недели, а потому он имеет только один день предпразднства и один попразднственный день отдания, иногда же предпразднства и отдания не бывает, и он празднуется всего только один день (см. 24 и 26 мар.). По особенностям Богослужения Благовещение приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления, и никогда не оставляется, в какой бы день церковного года он ни случился. Всенощное бдение на Благовещение начинается или великой вечерней (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы), или даже утренею (в Великий пяток и субботу). На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50 псалма поется на «Слава», «Молитвами Богородицы», на «И ныне» – тоже, но в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Отличались они от нынешних и несколько позднее, как то показывает греческий Евангелистарий библиотеки Синайского монастыря IX b. Этот Евангелистарий именно иерусалимской редакции, потому что Евангелия его для Недели ваий и Страстной седмицы совпадают с другим Евангелистарием той же библиотеки константинопольской редакции, но имеющим пред указанными Евангелиями замечание: «подобает ведати, что отселе начинаются Евангелия по уставу св. града, от вечера Недели ваий до вечера литургии Св. субботы». Одной — тоже палестинской — редакции с указанными двумя памятниками сирский Лекционарий паремий и Апостолов в рукописи XI b., принадлежащий частному лицу [ 944 ], с практикой VIII–X b. Эти неполные сборники дают такую систему чтений для недельного круга:   Нед. Пасхи _Армянск. 1 Кор. 15, 1 — 11 (явления Воскресшего), сирск. — нынешний; арм. и синайск. Мф. 28, 1–20 (воскресение). Нед. 2 по Пасхе _Арм. Деян. 5, 34–6, 7 (избрание диаконов); Иак. 3, 1–13 (дар слова); арм. и син. Ин. 1, 1–11 (17). Нед. 3 по Пасхе — ; син. Ин. 2, 2–11 (брак в Кане). 4 _ — ; син. Ин. 4, 1–42 (о самарянке). 5 _ — ; син. Ин. 6, 27–40 (о хлебе жизни). 6 _ — ; син. Ин. 6, 47–51 (продолжение). 7 _ — ; син. Ин. 8, 12–20 (беседа в праздник кущей). Нед. 50-цы _ Арм. и сир. Деян. 2, 1–21 (сошествие Духа Святого); арм. Ин. 14, 15–24 (обетование Утешителя). Нед. 1-я по 50-це _сир. Рим. 5, 1–5 (примирение во Христе); син. Мф. 4, 12–25 (первые апостолы). 2 _сир. Рим. 6, 3–11 (спогребение Христу); син. Мф. 7, 1–11 (нагорная проповедь). 3 _сир. Рим. 8, 2–11 (жизнь по духу); син. Мф. 8, 1–13 (исцеление прокаженного и слуги сотника). 4 _сир. Рим. 9, 30–10, 10 (оправдание верою); син. Мф. 8, 14–27 (исцеление тещи Симона, укрощение бури). 5 _сир. 2 Кор. 5, 14–6, 2 (искупление); син. Мф. 8, 28–9, 8 (Гадаринские бесноватые и капернаумский расслабленный). 6 _сир. Еф. 1, 17–2, 3 (величие Искупителя); син. Мф. 9, 9–17 (призвание Матфея). 7 _сир. Еф. 2, 4–10 (спасение благодатию); син. Мф. 9, 18–27 (воскрешение дочери Иаира). 8 _сир. Еф. 2, 13–22 (примирение смертию Христовою); син. Мф. 9, 27–33 (исцеление 2 слепых). 9 _сир. Еф. 3, 14–21 (обитание Христа в сердце); син. Мф. 11, 2–15 (послы Иоанна). 10 _сир. Флп. 2, 5–11 (истощание Христа); син. Мф. 12, 9–23 (исцеление сухорукого). 11 _сир. Флп. 4, 4–9 (радость о Господе); син. Мф. 14, 14–21 (насыщение 5000). 12 _сир. Кол. 1, 12–20 (искупление и Искупитель); син. Мф. 14, 22–36 (хождение по водам). 13 _сир. Кол. 2, 8–15 (значение Христа); син. Мф. 15, 21–31 (исцеление хананеянки). 14 _сир. Евр. 2, 11–18 (воплощение); син. Мф. 15, 32–38 (насыщение 4000). 15 _сир. Евр. 9, 11–15 (очищение Кровию Христовою). Должно быть Евангелие от Марка 16 _сир. Евр. 10, 12–25 (первосвященство быть, Христа). Должно быть Евангелие от Марка

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Уст., 8 сент., четверток Вознесения и нед. св. Пентикостии). 44) В период пения Октоиха на все двунадесятые праздники всегда, не исключая и воскресных дней, поётся Тропарь праздника 3-ды (также и в период Триоди, но, при совпадении праздника Благовещения с 3-й неделей Вел. поста и неделей Ваий, поётся Тропарь Благовещения 2-ды и креста или нед. Ваий 1-ды); на праздники святым, имущим бдение, поётся в седмичные дни тропарь святого 2-ды и, так называемый (см. выше, 43 прим.) «отпустительный тропарь Богородицы» – «Богородице Дево, радуйся»; на те же праздники, случившиеся в воскресные дни, поётся «отпустительный тропарь Богородицы» 2-ды и тропарь святого 1-ды; иногда «отпустительный тропарь Богородицы» поётся 1-ды, а затем поются ещё 2 тропаря по 1-ды (см. в Уст. 21 дек., 2-е «зри»); во всех прочих случаях (кроме вышеуказанных) на воскресные дни поётся «отпустительный Тропарь Богородицы» 3-ды. В период пения Триодей, на воскресных бдениях, тоже поётся «отпустительный тропарь Богородицы» 3-ды, но не всегда: иногда он поётся 2-ды и после него поётся тропарь Триоди 1-ды (см. 1, 3 нед. 40-цы и нед. Всех Святых), а иногда поются только тропари Триоди (см. 2 и 7 нед. по Пасхе). 45) На великопостной вечерне поются тропари: «Богородице Дево, радуйся», «Слава», «Крестителю Христов», «И ныне», «Молите за ны св. апостоли» и богородичен – «Под Твое благоутробие прибегаем». – После каждого песнопения Уставом назначается поклон. Разуметь под этими поклонами какие-либо другие, кроме малых, никаких оснований в Уставе нет (Христ. Чт. 1890, 11–12). 46) Вместо «Богородице Дево, радуйся» и всех следующих за этим тропарём песнопений, в Великом посту: а) в пятки (на субботы), если почему-либо не будет литургии преждеосвященных Даров и будет совершаться вседневная вечерня, положены: в 1-ю седмицу Тропарь св. Феодора («Велия веры») и по гласу этого тропарь богородичен («Вся паче смысла»), во 2, 3 и 4-ю седмицы – дневные тропари и богородичен («Апостоли, мученицы», на «Слава» – «Помяни Господи», на «И ныне» – «Мати святая»), в 5-ю седмицу тропарь Триоди («Повеленное тайно»), в 6-ю седмицу тоже тропаря Триоди («Общее воскресение»); б) накануне же полиелейных праздников 24 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Выражение Устава относительно числа хвалитных стихир: «святого на 4 и со славным» (Уст., 3–5 гл.), означает, что положенная в Минее стихира на «Слава» входит в число указанных 4-х стихир (сн. 845 стр., 21 прим.) и, обыкновенно, когда в Минее на ряду имеется только 3 хвалитных стихиры, то четвёртой стихирой берётся та, которая имеет надписание: «Слава»; но этот «славник» поётся с припевом, а «Слава» поётся перед следующей за нею стихирой, назначенной Уставом. В 54-й гл. Устава (и в конце Октоиха) печатаются «евангельския стихиры», обозначаемые также наименованием: «утренния самогласные» и «утренния стихиры». По числу утренних воскресных Евангелий (см. 695 стр. печатного оригинала), в соответствии с которыми эти стихиры поются (1-я с 1-м, 2-я со 2-м и т.д.), их имеется 11. Они поются «на хвалитех», на «Слава», в воскресные дни, за исключением случившихся в эти дни двунадесятых Господских праздников, когда поётся на «Слава» и «И ныне» праздничная стихира, и за исключением тех воскресных дней, когда Уставом положено петь на «Слава» стихиру Минеи или Триоди, а евангельскую стихиру – пред 1-м часом, именно: в нед. св. Праотец и св. Отец, в нед. по Рождестве Христове, в случившиеся в воскресные дни Богородичные и храмовые праздники и отдания Богоявления и Рождества Христова, а также в воскресные дни от нед. Мыт. и Фарисея (кроме нед. Ваий, Пасхи и Пятидесятницы) до нед. Всех Святых (см. 538 стр. печатного оригинала). – На «И ныне» всегда во все воскресные дни, если не случится в эти дни двунадесятый Господский праздник, а также в субботы Великую и Лазаря, если в эту последнюю не случится Благовещение, поётся богородичен 2-го гласа: «Преблагословенна еси, Богородице Дево» (см. его в Ирмол. и в последов. воскр. утр. 2 гл., в седал. по 2-м стихосл.). 43) На утрене, на которой положено великое славословие, а не вседневное, по «Последов. у.в.п.», «на Славе (стихир «на хвалитех») диакон отверзает царские врата; иерей в фелони стоит пред престолом», к нему же встаёт и диакон от правой страны; «по окончании последней стихиры возглашается велегласно: Слава Тебе, показавшему нам свет». В Уставе таких указаний об открытии царских врат не имеется (см. 2–5, 7, 15 и 23 гл.). Но отверзение царских врат на праздничной утрене, при пении великого славословия, является повсеместно установившимся обычаем современной церковно-богослужебной практики; причем, по указанию одних царские двери остаются отверстыми до конца утрени (такой порядок наблюдается, напр., в Киево-Печ. Лавре), а по указанию других, они затворяются после великого славословия и снова открываются при отпусте утрени (см. Рук. д.с.п. 1886, 6, Ц.В. 1892, 29; 1897, 21; сн. Тул. Е.В. 1896, 24; Ц.Вед. 1908, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010