Духовным учителем схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) был игумен Филарет (Фома Данилевский) (изображение 4), с июня 1817 года настоятель Глинской пустыни. «Его великим деянием стало написание устава Глинской пустыни , по подобию Афонского, чем был заложен прочный духовный фундамент для монастыря на будущее... Сама Божия Матерь неоднократно являлась подвижнику. Один раз это было накануне празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы... а в другой раз - у себя в келии, как потом открыл своему келейнику» . Долог и труден был путь Иоанна Федоровича Голованицкого, родившегося в 1795 году, сына сельского священника, к Глинской пустыни. Окончив Киевскую духовную академию в 1813 г. Иоанн на правах юнкера Нижегородского ополчения участвовал в преследовании за границей бежавших из России французов. После недолгого пребывания в Киево-Печерской Лавре, избранной Иоанном для поселения на послушание, он, много слышавший славного о Софрониевой пустыни, направился туда, а вскоре, вслед за иеромонахом Филаретом, решил переселиться в Глинскую пустынь. Там, в 1820 г. послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иоиль. 9 Мар та 1823 года в день памяти 40-ка мучеников Севастийских Иоиль был облечен в иноческий образ настоятелем Филаретом и наречен Иоанникием. По мере усовершенствования Иоанникия в духовной жизни, усиливались искушения. Наконец диавол воздвиг клевету - это сильное в руках диавола оружие - и Иоанникий был изгнан из обители. После некоторых скитаний и колебаний Иоанникий решился возвратиться снова в Глинскую пустынь и был принят по его усердным молитвам к Божией Матери. 14 сентября 1835 года о. Иоанникий был возведен в сан игумена . Указом Святейшего Синода от 6 августа 1840 года переведен на должность настоятеля Петропавловского монастыря Черниговской епархии с возведением в сан архимандрита. В начале 1845 года он подал прошение о перемещении на покой в Глинскую пустынь. В 1858 году в Навечерие праздника Рождества Христова он был облечен во святую схиму с наречением имени Илиодор.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Монтажом на месте руководил архит. Реймерс. В 1867 г. возобновлена Голгофская ц. Страстей Господних (на средства купца И. Д. Чикина). В 1874 г. произведен крупный ремонт собора с обновлением покрасок, позолоты и икон на средства Цурикова. На его же средства был заново вызолочен главный иконостас, покрыты золотом купола собора, а также главы церквей Рождества Пресв. Богородицы и надвратной в честь Входа Господня в Иерусалим. 15 сент. 1874 г. обновленный собор освящен. В 1876 г. Цуриков финансировал поновление Кувуклии: деревянная сень заново вызолочена, под иконами на Гробе Господнем сделан мраморный карниз, а на свод пещеры набиты медные золоченые звездочки; стены придела Ангела выложены внутри мрамором; часовня окружена бронзовой решеткой; из белого мрамора сделано новое подобие камня, отваленного от Гроба Господня. В 1889 г. архим. Вениамин (Поздняков) сообщил в Синод, что «в храме служба должна обязательно начинаться со Страстной седмицы, которая при ранней Пасхе приходится на март», а к этому времени собор не успевает прогреться, да и летом его пол «при перемене погоды бывает мокрым, отчего многие из братии получают ревматизм и вообще страдают простудой, на что жалуются и многие из богомольцев». Поэтому, по его мнению, следовало заменить чугунные плиты деревянным настилом, «положить по бетону в виде паркета по примеру Киево-Печерской Лавры, где в 1885 году устроен деревянный пол вместо чугунного в древнем храме великой церкви» (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 32. Л. 18 об.-19). Московское отд-ние Имп. археологического об-ва уведомило Синод о том, что «не находит... препятствий к замещению в соборном храме Воскресенского Новоиерусалимского монастыря чугунного... пола сосновым» (Там же. Л. 20). Огромную площадь нижнего яруса собора (свыше 1820 кв. м) постепенно начали выкладывать паркетом (работа продолжалась и в нач. XX в., к этому времени были выложены полог центральной части, алтаря, Успенского придела, Голгофы). В 1899 г. деревянные рамы окон собора были заменены металлическими, что нанесло урон керамическим наличникам.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

23 июля 1811 г. М. прибыл в Н. Новгород, 24 июля приветствовал новую паству в кафедральном Преображенском соборе. Много внимания уделял улучшению состояния духовно-учебных заведений епархии и повышению духовного образования юношества. Часто посещал вверенную его наблюдению семинарию, ректором которой в 1818-1828 гг. состоял архим. св. Гавриил (Городков) . Внимательно читал акты, приготовленные для диспутов, поощрял наставников к занятию науками. Опытный педагог и преподаватель, обладавший разносторонними познаниями, М. выявил определенные недостатки в постановке обучения и написал «новую программу преподавания наук по такому методу, какой считал самым удобным для Русского духовенства». Этой системы в семинарии придерживались до выхода указа о ее преобразовании 15 окт. 1818 г., к-рое, по замечанию биографа, архиерею «не совсем приятно» было видеть ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 211). М. составил учебник по риторике, записки по каноническому праву, толкование на литургию свт. Василия Великого и образцы для катехизических бесед (не изданы). Среди рукописей архива Синода указаны сочинения М.: «Начертание гомилетической богословии» (1823) и «Систематическое сокращение Догматической и Нравственной богословии» (извлеченное из молитв свт. Василия Великого по литургии начиная с «Достойно и праведно есть» и до «Отче наш») ( Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 1. С. 426. 1593; 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 88-89. 2074). В 1820 г. по ходатайству архиерея Нижегородская ДС была причислена к 3-му разряду, смета на ее содержание увеличена до 20 390 р. После пожара, случившегося в семинарии в авг. 1823 г., М. инициировал строительство нового здания, к 1825 г. была утверждена смета на строительство. В 1821 г. М. открыл 2 ДУ: приходское, при арзамасском Спасском мон-ре, на пожертвования «от доброхотных дателей», и уездное, «с бурсою» в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре , настоятелем к-рого с 1821 г. был архим. Гавриил (Городков).

http://pravenc.ru/text/2563988.html

XXVIII. Летописцы а. Бумажные. 84. Летописец большой, в лист. В коже, за подписью Патриарха Никона . Писан в 17 столетии частью полууставом, частью скорописью. Содержит в себе: а. Гранограф. Еже есть летописец, так называемой Елинской редакции, в 208 главах, на 584 страницах, писан одною рукой полууставом 17 столетия. б. Родословие Князей и Бояр Русских, от 584 по 669 скорописью. в. О разных зверях, птицах, рыбах и насекомых, с 669 по 694 стр. г. Сказание о пленении Иерусалима Титом с 695 по 730 стр. д. Мефодия Пафарийского (Патарского) по царствиях с 730 по 743 стран. е. Неизвестного о том же предмете, с 743 по 766. Ж. Временник Софийском по Несторовой летописи с продолжателями по 1534 год, и отрывок, содержащий в себе летопись происшествий с 1445 по 1553 год; напечатано все сие в Москве в двух частях 1820 и 1821 года иждивением Графа Н. П. Румянцева П. М. Строевым; надпись его о сем на стр. 768, 17 Августа, 1821 года. з. Пасхалия зрячая. С 1379 по 1393 стр. и. «Повесть о Печерском Псковском монастыре,» с 1393 стр. i. Правила Иоанна Постника . к. Ханские ярлыки. л. Грамота Св. Алексея Митрополита на Черный Яр. По Описи 1846 года значится под 26-м. 85. Келейный летописец Патриарха Никона . Так озаглавлена по старым Описям рукопись, написанная отличной скорописью 17 века, переходящей в полуустав, в лист, с кудреватой заставкой, сделанной искусно твореным золотом; переплетена в досках, обложенным бархатом; на передней доске средник и наугольники посеребренные с травами чеканными, а на задней пять медных жуков. Полное заглавие сей рукописи такое: «Сказание известно когда и в кое время в Велицей Российстей земли просия, яже во единого истинного в Троицы славимого Бога нашего вера Христианская и благочестие утвердися, и коим образом Российские Митрополиты прияша власть от Константина Градских Патриарх своими епископы поставляться и сущих под ними поставлять, и когда и коим образом в царствующем граде Москве великий Патриаршеский престол устроися, и кто бысть первый Патриарх, и по нем друзии; в нем же и о поставлении Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Руссии Самодержца, Отца, Великого Государя Преосвященного Филарета, Митрополита Ростовского и Ярославского, на превысочайший Патриаршеский престол царствующего града Москвы и всея Великой России.» Дугой экземпляр этого Сборника находится в Синодальной Библиотеке, откуда в 1858-м году взят в Государственное Древлехранилище. Вторая половина сего Сборника, то есть, собственно Чин избрания и постановления на Патриаршество Филарета Никитича, напечатан в Древней Российской Вивлиофике. Но по другому списку. А первая половина, то есть, о начале Патриаршества и проч., как мы полагаем, составлена при участии самого Патриарха Никона . Его деятельным ученым сотрудником Епифанием Славенецким; вся же рукопись, по важности ее содержания, принадлежала к числу избранных келейных книг Святителя, что и дало повод дать е почетное название его «Келейного летописца.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

протоиерей Иоанн Скворцов (1795–17.08.1863) История Древней Церкви История Русской Православной Церкви Каноническое право Литургика Священное Писание Нового Завета протоиерей Иоанн Скворцов Русский философ, один из основателей Киевской религиозно-философской школы. Его научная и преподавательская деятельность объединяла философские, богословские, естественные, математические и языковедческие знания. Отец профессора Константина Скворцова . Биография Сын священника села Стыткова (Стескова), Ардатовского уезда, Нижегородской губернии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской семинарии, а в 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Своими успехами и богословско-философскими сочинениями он обратил на себя внимание тогдашнего ректора академии, архимандрита Филарета, впоследствии знаменитого митрополита Московского. Курсовое рассуждение молодого студента: «О составе человека» было первым печатным трудом начинающего, но многообещающего автора. Окончив курс в академии первым по списку, 18 июня 1817 года он был удостоен конференцией академии степени магистра богословия и назначен профессором философии, математики и физики в Киевскую семинарию, в число учеников которой должны были войти воспитанники высших классов преобразованной согласно проекту Комиссии духовных училищ 1808 года Киевской духовной академии. Новая академия была открыта в сентябре 1819 года, и Скворцов 22 сентября того же года был назначен в неё бакалавром философии. Состоявшееся 28 сентября 1819 г. открытие Киевской академии сопровождалось торжественным актом, на котором Иван Скворцов произнёс на латинском языке речь: «О метафизическом начале философии»; с 26 сентября 1819 года по 10 июля 1820 года Скворцов был библиотекарем академии. Посвящён 4 марта 1820 года в сан священника и определён к Владимирской Киево-Печерской церкви; уже 15 июля 1821 года он был возведён в сан протоиерея. В первые годы академической службы он один преподавал логику, метафизику, космологию и нравственную философию, а некоторое время ещё психологию и историю философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

г. Встречаются иногда такие характерные заметки, писанные карандашем: 1) Процитовав в § 2 договоры Олега, Игоря и Святослава с греками, Евгений пишет: «надобно хорошенько прочитать трактаты сии»; 2) внизу заглавного листа преосвященный напоминает себе: «надобно справиться и с каталогом митрополитов у С. Коссова в польском Патерике»; 3) против § 39, где идет речь о церковном уставе Владимира, замечено: «Прибавить и Всеволода псковского»; и 4) добавив сравнительно с прежними редакциями свидетельства западных историков о населенности Киева в XI ст. и сославшись на Адама Бременского, Евгений тут же пишет: «Гораздо лучше выписать здесь (свидетельство Адама Бременского) из подлинника Шлецерова «Нестора», ч. III., стр. 70 etsq»... А ранее, на полях предыдущей страницы, по тому же вопросу заметил: «о сем справиться с разными летописями». Таким образом, наш автор отделывал свою историю и после 1815 г., даже после 1820 г.. и не расставался с надеждою отделывать ее и потом, на основании новых источников и более внимательного отношения к старым. К сожалению, надежда эта осталась одним лишь его pium desiderium 622 . Как шла у Евгения работа и отделка ее, это лучше, кажется, всего можно проследить на источниках, которыми он пользовался в разное время и которые отчасти дали начало отмеченным редакциям «Истории славено-русской церкви». При составлении «Краткой» истории у преосвященного были под руками следующие источники и пособия: 1) русские – Кенигсбергский список Несторовой летописи, Никоновская летопись, Иоакимовская, Новгородская 1-я, Софийская 1-я, русский Временник, Летописец, содержащий в себе российскую историю от 852 г. до 1598 (M. 1781 г.), Степенная книга, Истории Татищева, Синопсис Инн. Гизеля, церковные уставы в. кн. Владимира и Ярослава, Русская Правда (изд. 1792 и 1796 г.), Судебник И. Грозного (по Татищевскому списку, М. 1768 г.), 2-е изд. Др. Росс. Вивлиофики и продолжение ее, Кормчая книга, Патерик Печерский, История российской иерархии (ч. 3 и 4), Соборное деяние 1057 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Схопывся, колись теперечки отказну духовну писать… — схватился вдруг теперь духовное завещание писать. 337 Каломарь, правильнее каламарь (укр.) — чернильница. 338 Лифостротон — каменный помост. Имеется в виду помост, на котором, по евангелию, сидел Пилат во время суда над Христом. 339 Зариштовав — арестовал. 340 Кручены панычи, пидкрапивники — названия растений. Крученый (укр.) — придурковатый. 341 Битимуть — будут бить. 342 Трапилось — случилось. 343 Фарбовались — красились. 344 Мазавься — ласкался. 345 Змihяe — сменяет. 346 Як cлiд — как следует. 347 …ни Кальцоляри, ни Тамберлика, ни Патти. — Энрико Кальцоляри (1823–1888), Энрико Тамберлик (1820–1889), Аделина Патти (1843–1919) — знаменитые итальянские певцы и певица, неоднократно гастролировавшие в России. 348 В жизни иной они оба друг друга, вероятно, узнали. — Имеется в виду последняя строка стихотворения Лермонтова «Они любили друг друга так долго и нежно» («Но в мире новом друг друга они не узнали»). 349 Акафист — хвалебное церковное песнопение. 350 Презельная — преславная. 351 …им смазывали клювы «свяченой оливой»… — то есть оливковым маслом, над которым был произведен церковный обряд «освящения». 352 …пели свои антифоны очень крупные и замечательно басистые лягушки, а звонкоголосые молодячки канонархали. — Антифон — стих из псалмов, который сперва поется на одном клиросе (клирос — место для певцов в церкви), а затем повторяется на другом. Канонарх (монах-регент) при пении на оба клироса предварительно оглашает слова. 353 Аридовы веки — долгие годы (по имени библейского патриарха Арида, прожившего, согласно библии, 962 года). 354 Легендарная личность был артиллерии полковник Кесарь Степанович Берлинский…— «Лесков нисколько не сгустил красок, описав этого «печерского антика», — пишет Л. Г. Дейч. — Много на своем веку видел я всевозможных чудаков, но такого оригинала, каким был Кесарь Степанович, никогда не встречал я» (Л. Г. Дейч. Почему я стал революционером, стр. 12). 355 …я упросил графа Орлова…— Граф (впоследствии князь) Алексей Федорович Орлов (1787–1862) в годы с 1844 по 1856 — шеф жандармов и главный начальник III Отделения (тайной политической полиции). Обычно сопровождал Николая I в путешествиях по России и за границей. 356

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В XVII-XVIII вв. в К.-п. н. происходил процесс утверждения в певч. практике многоголосия (его своеобразного «воцерковления», т. е. сохранения духовного содержания напева при кардинальном обновлении формы его изложения). Многоголосие К.-п. н. явилось «ответом» на распространение партесного пения (как концертного типа многоголосия зап. образца). Однако, судя по известным рукописным источникам, многоголосная певч. практика транслировалась в этот период в монастыре только устным путем, остальные партии К.-п. н., кроме мелодии, не записывались. В то же время в России появляются партесные гармонизации отдельных образцов К.-п. н. Так, в сборниках кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. встречаются различные гармонизации киево-печерской херувимской: 4-голосные (ГИМ. Син. певч. 342, 721, 758), 5-голосная («Киевопечерская болшая» в Обиходе новгородского Знаменского собора - Там же. 657, посл. четв. XVII в.; мелодия совпадает с напечатанной в московском Синодальном Обиходе 1772 г.; см.: Городецкая. 2000), 6-голосные (2 варианта, в т. ч. «Киевопечерская малого роспева» - ГИМ. Син. певч. 664). Черновик киево-печерского Обихода Черновик киево-печерского Обихода В XIX - нач. XX в. происходит окончательная письменная фиксация устной певческой традиции Киево-Печерской лавры. В 1-й пол.- сер. XIX в. одноголосные рукописные Ирмологионы были выполнены киевской нотацией в альтовом ключе (в 2 экз.- по 1 для каждого клироса) послушником Петром Робищуком (1811), иеродиак. Саввой (1820), иером. Модестом (впосл. игумен; † 1871) и послушником Ианнуарием Салухой (1849-1852), а также последним уже в сане иеродиакона и с именем Онисим (1854). 14 февр. 1816 г. был издан указ Святейшего Синода о запрете использования в церковном пении рукописных нот: «...все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора... Бортнянского, или других известных сочинителей, но… непременно... с одобрения г. Бортнянского»; синодальные одноголосные нотные издания оставлялись в употреблении (см.: Церковно-гражданские постановления о церковном пении/Сост.: прот.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

С 1803 по 1809 год был строителем Семигородской пустыни. С 1809 по 1818 год был игуменом Тотемского Спасосуморина монастыря. В 1818 году переведён в игумены Павло-Обнорского монастыря. 56.Пахомий, с 1823 по 1826 год. С 1819 по 1823 год был игуменом Глушицкого монастыря. В 1823 году, июня 15 дня, назначен в настоятели Павло-Обнорского монастыря. 57.Варлаам, с 1826 по 1841 год. Пострижен в монашество в Новгородском Вяжицком монастыре в 1796 году. С 1802 по 1807 был игуменом Сольвычегодского Коряжемского монастыря. С 1807 по 1809 год – игуменом Корнильева монастыря. В 1809 году, по желанию, переведён в настоятели Устюжского Троицкого Гледенского монастыря. В 1826 году определён игуменом Павло-Обнорского монастыря. В 1841 году, по старости и слабости здоровья, уволен от управления обителью и помещён на покой в Тотемский Спасосуморин монастырь, откуда в 1842 году, по прошению, переведён в Корнильев монастырь. 58.Иринарх, Добротин, с 1841 по 1846 год. С 1838 года был строителем Семигородной пустыни. В 1839 году произведён, марта 25 дня, во игумена и назначен, ноября 12, в настоятели Арсениево-Комельского монастыря. В 1841 году, октября 6, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря. В 1846 году, в сане архимандрита, назначен в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря, где и скончался в 1860 году. 59.Анатолий, с 1846 по 1861 год. С 1840 по 1846 год был строителем Лопотова монастыря. В 1846 году, января 1, определён во игумена в Павло-Обнорский монастырь. В 1861 году переведён, в сане архимандрита, в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря. 60.Иоасаф, с 1861 года. Родом Тамбовской епархии, из купцов города Тамбова; в 1820 году, апреля 15, определён в число братства Саровской пустыни сей епархии и проходил здесь разные послушания до 1847 года. В 1847 году, ноября 28 дня, переведён в Нижегородский Печерский первоклассный монастырь, где в 1848 году, ноября 21 дня, пострижен в монашество. В 1857 году определён строителем Оранского Богородского монастыря Нижегородской епархии, но в 1858 году из оного, по прошению, уволен от должности строителя и по желанию его определён Балахнинского уезда в Феодоровский монастырь в число братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПб., 1794; Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824; Хожение Трифона Коробейникова в Иерусалим, Египет и на Синайскую гору//Сказания рус. народа/Собр.: И. П. Сахаров. СПб., 18493. Т. 2. Кн. 8. С. 135-158; Уманец А. А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой Земле. СПб., 1850. 2 ч.; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; он же. Второе путешествие в Синайский мон-рь в 1850 г. СПб., 1856; Каминский В. К. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859; Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Киево-Печерской Лавры иером. Иерофея в 1857 и 1858 гг. К., 1863; Логвинович В. И. Путешествие во Святую землю и др. места Востока. К., 1873; Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим/Ред.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. С. 27-54 (отд. паг.); Смышляев Д. Д. Синай и Палестина: Из путевых заметок 1865 г. Пермь, 1877; Норов А. С. Иерусалим и Синай: Зап. 2-го путешествия на Восток. СПб., 1878; Кондаков Н. П. Путешествие на Синай в 1881 г. Од., 1882. (ЗИНУ; 33) (рец.: Стасов В. В.//ЖМНП. 1883. Апр. отд. 2. С. 325-346); Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг.//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5); Записки Саратовского Спасо-Преображенского мон-ря иером. Паисия, путешествовавшего в Иерусалим, на Синай и Афонскую гору в 1841 г.//ЧОЛДП. 1887. 8. Отд. 3. С. 59-76; Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг.//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18); Князев А. Странствования русского слепца-паломника: Памяти слепца Г. И. Ширяева//Странник. 1889. 3. С. 482-505; 4. С. 705-727; 5. С. 96-119; Описание Турецкой империи, сост. русским, бывшим в плену у турок во 2-й пол. XVII в./Ред.: П. А. Сырку//ППС. 1890. Т. 10. Вып. 3(30). Прил. 1: Челобитная В. Полозова; Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары в 1634-1637 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010