После смерти 13 апр. 1605 г. царя Бориса Годунова жители Москвы присягнули Феодору Борисовичу, его матери - царице Марии Григорьевне и сестре - «государыне царевне Ксении Борисовне». Однако уже 1 июня москвичи, подстрекаемые грамотами Лжедмитрия I , свергли Годуновых. 10 июня на глазах царевны по приказу самозванца были умерщвлены ее брат и мать. С июня по авг. 1605 г. царевна жила в доме одного из руководителей убийства - кн. В. М. Мосальского Рубца. Несомненно, что жизнь ей была оставлена с ведома Лжедмитрия I. По свидетельству нек-рых современников, царевна была принуждена стать наложницей самозванца. Слухи о нахождении царевны при Лжедмитрии I дошли до отца его невесты (Марины Мнишек) Ю. Мнишека, к-рый в письме от 25 дек. 1605 г. (4 янв. 1606) настоятельно просил буд. зятя отдалить ее от себя (СГГД. Ч. 2. 112. С. 243). По свидетельству архиеп. свт. Арсения Элассонского , в нояб. 1605 г. царевна была пострижена в монахини с именем Ольга и отправлена в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 177), откуда позднее была переведена во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь . В сент. 1606 г., в царствование Василия Иоанновича Шуйского , О. принимала участие в церемонии перезахоронения останков своих родителей и брата из московского Варсонофиевского жен. мон-ря в Троице-Сергиев мон-рь. Вероятно, вскоре после этого О. переселилась в находившийся неподалеку от Троице-Сергиева мон-ря Подсосенский жен. мон-рь. Во время осады Троице-Сергиева мон-ря польско-литов. войсками, в 1608-1610 гг., она находилась в обители вместе с осажденными (сохр. письмо О. в Москву кнг. Д. Б. Ноготковой от 29 марта 1609 с описанием тягот осадной жизни; см.: АИ. Т. 2. 182. С. 213). После снятия осады О., по всей видимости, переехала в Москву в Новодевичий монастырь, который в 1611 г. захватили казаки И. М. Заруцкого: «...они церковь Божию разорили, и образы обдирали и кололи поганским обычаем, и черниць королеву княж Володимерову дочь Ондреевича и царя Борисову дочь Олгу, на которых преж сего и зрти не смли, ограбили до нага» (СГГД. Ч. 2. 277. С. 584-585).

http://pravenc.ru/text/2578371.html

Празднование имело только местный характер. Ко времени же митрополита Антония относится и канонизация преп. Александра Ошевенского, как об этом можно судить по времени написания жития этого святого. Из жития его мы узнаем, что оно „списано бысть ермонахом Феодосием, повелением благоверного царя и в. князя Ивана Васильевича, по благословению митрополита Антония 474 . Точно год написания жития и совершения канонизации этого святого неизвестен 475 . Тем же иеромонахом Феодосием написана, по мнению преосвящ. Филарета, и служба преп. Александру 476 . Во время патриаршества Иова (1589 – 1605) были канонизованы следующие святые: Василий Блаженный, юродивый Московский, которому в 1588 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, установлено было празднование памяти 480 ; преп. Иосиф Санин или Волоцкий, которому 1-го Июля 1591 года постановлено было на соборе праздновать повсеместно 9-е Сентября, при чем была свидетельствована и исправлена служба ему 481 ; Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы, которым в 1595 году, при открытии мощей их, установлено было праздновать этот день обретения 482 ; преп. Антоний Римлянин, поводом к канонизации которого послужило обретение мощей его в 1597 году; тогда же, как говорится в житии его, постановлено „по повелению царя Федора Ивановича и благословению патриарха в обители преп. и богоносного отца нашего Антония и в соборной церкви Премудрости Божией Софеи и по монастырем и храмам великого Новгорода праздновати преп. Антонию» 483 ; препод. Корнилий Комельский, которому собор 1600 года, рассмотрев житие его с стихирами и каноном и нашедши, что оно составлено „по образу и по подобию, якоже и прочим святым», определил праздновать во всей Русской Церкви 484 ; и, наконец, св. благоверный князь Роман Углицкий, поводом к канонизации которого послужили чудеса, которые стали совершаться от рани этого святого с 3-го Февраля 1605 года, как говорится в описании чудес его 485 . Об этих чудесах донесено было патр. Иову, который и поручил вновь как освидетельствовать мощи этого святого, так проверить и чудеса митрополиту Казанскому Гермогену 486 . После этого и было установлено местное празднование св. кн. Роману Углицкому 3-го Февраля 1605 года. В это же время, не позднее 10-го Июня 1605 года, когда патриарх Иов должен был оставить патриарший престол, должны были явиться житие и служба этому святому, так как в надписании жития мы читаем, что „повесть, стихиры и канон сотворены по благословению великого св. кир Иова, патриарха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергиа честные обители Пресв. Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесского“ 487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

г) В Успенском соборе 141 . (79 ч. 3). На гробнице в юго-западном углу собора: Лета 7159 (1651) году февраля в 15 преставися преосвященный архиепископ Моисей рязанский и муромский. 142 . (82). На гробнице в северо-западном углу собора. На первой от стены северной: Лета 7097 (1589) марта в 17 преставися благоверная королевна Евдокия. 143 . (83). На другой гробнице, стоящей подле, с трудом можно разобрать в последней строке слова: Марфа Володимеровна. 144 . (187–190). Вне Успенского собора на запад на каменной палатке: Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всея Росии. Лета 7113 (1605) маия в 1 день преставися благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея Росии, во иноцех Боголеп. Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Григориевна всея Росии. Лета 7130 (1622) августа в 30 день преставися благоверная Царевна инока Ольга Борисовна. 145 . (184). На южной стороне Успенского собора на чугунной доске: Зде погребен раб Божий именитой человек Дмитрий Андреевич Строгонов в лето от сотворения мира 7178 (1670), и при нем погребена дочь его княгиня Пелагия Дмитриевна, которая была в замужестве за князем Андреем Ивановичем Голицыным. 146 . (183). На белом могильном камне с отпиленной вершиной: Лета 7193 (1685) году августа во 2-й день, на пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана, преставися раб Божий инок схимник Александр, что был думной дворянин Авраам Никитич Лопухин. 147 . (2 ч. 3). На западной стороне паперти Троицкаго собора сделана надпись: 7180 (1671) году декабря в 1 день преставися раб Божий князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Да во 7160 (1652) году генваря 21 преставися раб Божий князь Василий Андреевич Голицын. д) По спискам надгробных надписей, сделанным по повелению митрополита Платона в прошлом веке, значатся ещё погребёнными под Троицким собором: 148 . (36 ч. 3) 7104 (1595) декабря 5 погребен Иван Андреевич Писемский, во иноцех Иор 6 . 149 . (8). 7145 (1637) июня 2 погребена княгиня Анна Ивановна Одоевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Погребения всероссийских патриархов Успенский собор Русской Церкви – это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется «домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы». В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. «Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей» 516 . Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи 517 . Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года 518 . Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митрополит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которого следует назвать настоятеля Старицкой обители – преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1610–†1633; пам. 10 мая), «...а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне» 519 . Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был «похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским» 520 . Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Погребения Всероссийских Патриархов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Успенский собор Русской Церкви — это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется “домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы”. В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. “Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей” 1 . Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи 2 . Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года 3 . Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митропо лит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которых следует назвать настоятеля Старицкой обители — преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергие­ва монастыря (1610–†1633; пам. 10 мая). “…а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне” 4 . Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был “похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским” 5 . Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; †1612), он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени 6 .

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

– Лжедмитрий откладывал свой въезд в Москву до устранения последнего препятствия на его пути – Годуновых. 10 июня 1605 г. по указу Самозванца князья Василий Голицын и Василий Мосальский со стрельцами явились на подворье Годуновых и велели задушить сына Бориса, царя Федора Борисовича, и его мать – вдову Бориса Марию. 148 И тако приидетъ к царъствующему граду Москв... – Лжедмитрий въехал в Москву 20 июня 1605 г. на белом коне. 150 ...благоврную царицу иноку Марфу назва себ материю... – В середине июля царицу инокиню Марфу привезли из Выксинской пустыни в село Тайнинское. 17 июля туда же приехал Лжедмитрий, после чего перед многочисленной толпой народа была устроена сцена «встречи матери с сыном», когда Марфа вынуждена была признать в Самозванце своего спасшегося сына. 18 июля царица была привезена в Москву. 151 И того Бориса повел от прочих царей... вонъ извергнути... и положенъ быстъ во единомъ от убогих монастырей, нарицаемъ Варсунофиевъ... – Прах Бориса Годунова был извлечен из Архангельского собора и перенесен в девичий монастырь св. Варсонофия на Сретенке, где и был захоронен на родовом кладбище Годуновых вместе с телами Федора и Марии. 152 Дщеръ же его... повел во иноческий образ облещи... – Приказав удушить вдову и сына Годунова, Самозванец сохранил жизнь его дочери Ксении, известной своей красотой и образованностью. Он сделал ее своей наложницей, а потом выслал в Белозерские пределы, где она постриглась с именем Ольги в пустыни близ Кириллова монастыря. 155 И еще же сочетася беззаконному браку... – 12 ноября 1605 г., будучи в Польше, Лжедмитрий обручился с дочерью сандомирского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека, католичкой Мариной Мнишек; 8 мая 1606 г. в Москве без обращения невесты в православную веру состоялось их бракосочетание, и Марина была венчана на царство. 157 ...вру христианскую до конца искоренити и своя богомерзская папежская учинити. – Сохранились послания папы римского к Лжедмитрию I, в которых папа напоминал, что тот уже принял римско-католическую веру и обещал ввести ее в Московском государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так, если Дионисий встречает Иова в звании архимандрита монастыря, то ясно, что он был поставлен на этот пост ранее, т.е. до 10 июня 1605 года. Поэтому-то, обыкновенно, на 1605 год указывают, как на год назначения Дионисия на архимандрию в Старицкий монастырь 32 . И это должно признать верным. Однако существуют сведения, которые, по-видимому, ясно доказывают, что Дионисий в это время не мог быть Старицким архимандритом. Таких сведений два. Во-первых, «Описная книга» Старицкого монастыря, по которой имущество монастыря после прежнего архимандрита Пимена передавалось Дионисию 33 . Так как такие описи производились при каждой перемене монастырского настоятеля 34 , а опись, по которой передано имущество монастыря Дионисию, помечена 6 августа 1607 года, то, следовательно, назначение Дионисия в настоятели произошло только в этом году (1607). Другое сведение, стоящее в противоречии с указанием на 1605 год, как на время назначения Дионисия архимандритом в Старицу, находится у Симона Азарьина. Симон Азарьин говорит, что преподобный Дионисий в звании архимандрита пробы в Старицком монастыре «мало больше двух лет». А известно, что после настоятельства в Старице Дионисий прямо был назначен в архимандриты к Троице, что было в начале 1610 года и, следовательно, архимандритом в Старицу он был назначен не раньше конца 1607 года и не позже начала 1608. Известие Симона тем более заслуживает внимания, что оно записано им со слов самого Дионисия: «Яко же сам поведа». Обратимся к разбору первого сведения, сохранившегося в «описной книге». Действительно, нельзя спорить против того, что описи монастыря производились не периодически, т.е. не по истечении известного времени, например, десятилетия, а только при каждой перемене настоятеля монастыря. С другой стороны нужно признать вообще верным и то, что эта опись по возможности производилась вскоре по назначении нового настоятеля. Но значит ли все это, что не могло быть никаких отступлений от этих правил? Если случалось, что обстоятельства задерживали обнародование или издание указов или каких либо грамот, имевших государственное значение, то что удивительного, что дела менее важные откладывались иногда на неопределенный срок?! Дело в том, что опись монастыря производилась «по Государеве и цареве грамоте» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В грамоте в сольвычегодский Введенский мон-рь, написанной в янв. 1605 г., И. вместе с освященным Собором извещал о Лжедмитрии и благословлял молиться о царе Борисе (ААЭ. Т. 2. С. 78-81, 28). Аналогичные грамоты, по-видимому, были посланы и в др. места. На послание патриарха ссылался Новгородский митр. Исидор в письме о самозванце в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь (Там же. С. 81-84, 29). Соборные грамоты с известием о том, что самозванец - это беглый мон. Григорий Отрепьев, были отправлены польск. королю, сенату, западнорус. духовенству и кн. Константину Константиновичу Острожскому, а также «по городом на Украину к воеводам». Однако послания не возымели действия. Перед кончиной Бориса Феодоровича 13 апр. 1605 г. И. причастил царя и постриг в монашество с именем Боголеп ( Арсений Элассонский, архиеп. Мемуары из русской истории//Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 176). После смерти Годунова на престол вступил его 16-летний сын Феодор Борисович . Царица-вдова Мария Григорьевна просила И. «и весь Собор и боляр великих» о поддержке сына (РИБ. Т. 13. Стб. 574). Патриарх с Собором «благословили великого государя царя и великого князя Федора Борисовича… на Московское государство и на все государьства всея Великия Росии» (ААЭ. Т. 2. С. 87, 32). И. послал окружную грамоту о воцарении Феодора Борисовича (СГГД. Т. 2. С. 189). Патриарх направил в войско под Кромы Новгородского митр. Исидора, для того чтобы тот принял присягу новому царю. Часть войска принесла присягу, но большинство полков 7 мая перешли на сторону самозванца. 1 июня 1605 г., когда войска Лжедмитрия приближались к Москве, посланники самозванца на Лобном месте зачитали грамоту Лжедмитрия москвичам, в которой была описана история «спасения царевича Дмитрия», москвичам обещались всевозможные льготы. В тот же день самозванец отправил в Москву послание, видимо являвшееся ответом на рассылавшиеся по стране соборные грамоты. Называя И. «изменником», Лжедмитрий порицал одновременно и весь «богоненавистный» освященный Собор (ПСРЛ. Т. 34. С. 242). В Москве началось восстание в пользу Лжедмитрия, восставшие арестовали Феодора вместе с матерью и сестрой. 10 июня юный царь и царица Мария Григорьевна были убиты. Вскоре после их гибели подвергся поруганию патриарх, служивший литургию в Успенском соборе, был разграблен патриарший двор. И. так описал эти события: «Множество народа царьствующаго града Москвы внидоша во святую соборную и апостольскую церковь со оружием и дреколием во время святого и Божественного пения... и внидоша во святый олтарь, и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша во церкви, и по площади таская, позориша многими позоры» (ААЭ. Т. 2. С. 154, 67).

http://pravenc.ru/text/578144.html

Хотя было приказано держать Иова как можно строже, – «во озлоблонии скорбнем»; но Дионисий напротив постарался сблизиться со сверженным патриархом и стал испрашивать у него наставлений и приказаний, причем старался успокоить невинного страдальца 90 . Итак, если Дионисий встречает Иова в звании архимандрита монастыря, то ясно, что он был поставлен на этот пост ранее, т. е. до 10 июня 1605 г. Поэтому то, обыкновенно, на 1605 г. указывают, как на год назначения Дионисия на архимандрию в Старицкий монастырь. 91 И это должно признать верным. Но существуют однако известия которые, повидимому, ясно доказывают, что Дионисий в это время не мог быть Старицким архимандритом. Таких известий два. Во-первых, «описная книга» Старицкого монастыря, по которой имущество монастыря после прежнего архимандрита Пимена передавалось Дионисию 92 . Так как такие описи производились при каждой перемене монастырского настоятеля 93 , а опись, по которой передано имущество монастыря Дионисию, помечена 1607 годом, августа 6 днем, то следовательно назначение Дионисия в настоятели произошло только в этом году (1607). Другое известие, стоящее в противоречии с указанием на 1605 год, как на время назначения Дионисия архимандритом в Старицу, находится у Симона Азарьина. Симон Азарьин говорит, что преподобный Дионисий в звании архимандрита пробыл в Старицком монастыре «мало больше двух лет». А известно, что после настоятельства в Старице Дионисий прямо был назначен в архимандриты к Троице, что было в начале 1610 года, и следовательно архимандритом в Старицу он был назначен не раньше конца 1607 года и не позже начала 1608. Известие Симона тем более заслуживает внимания, что оно записано им со слов самого Дионисия: «яко же сам поведа». Обратимся к разбору первого известия, сохранившегося в «Описной книге». Действительно, нельзя спорить против того, что описи монастыря производились не периодически, т. е. не по истечении известного времени, например – десятилетия, а только при каждой перемене настоятеля монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХОТУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Екатеринбургской и Верхотурской епархии), в г. Верхотурье Свердловской обл. Основан в посл. годы XVI или в самом нач. XVII в. иером. Ионой Пошехонцем, возможно пострижеником Адрианова Пошехонского монастыря , ставшим первым настоятелем обители († до 1615). Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Наиболее раннее упоминание В. м. содержится в грамотах царя Бориса Феодоровича Годунова верхотурскому воеводе Н. О. Плещееву и М. С. Хлопову 19 июня 1604 и 18 марта 1605 г. В 1605 г. в В. м. был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя св. мучеников Бориса и Глеба, в грамоте царя Михаила Феодоровича верхотурскому воеводе С. М. Гагарину от 25 окт. 1627 г. упомянут также придел вмч. Димитрия Солунского. По челобитной иером. Ионы 18 марта 1605 г. царь Борис Годунов назначил ему и дьячку гос. жалованье (6 и 3 р. в год), предписал верхотурскому воеводе обеспечить мон-рь пашней, сенокосами и угодьями, поставлять воск, ладан, церковное вино, даровал 2 колокола, воздвизальный крест, царские врата, алтарные иконы, образ святых Бориса и Глеба для придела, комплект богослужебных книг, оловянную и медную церковную утварь и священнические облачения. В 1608 г. царской грамотой мон-рю был отпущен казенный лес для построек. К 1620 г. В. м. получал у местных властей хлебную ругу в размере 10 четвертей (983 кг) хлеба и круп в год; настоятелю выплачивалось 6 р. в год. В 1621 г. мон-рь владел 6 деревнями, полученными в качестве вкладов, в 1624 г.- 2 деревнями и пашней с 1 двором рядом с обителью, отведенными от казны, к кон. 70-х гг. XVII в.- 8 деревнями и заимкой на р. Пышме. В 1763 г. за мон-рем числилось 560 крестьян. В 1621 г. в обители жили 8 насельников, в 1651/52 г.- 12, в 1672 г.- 19 монахов.

http://pravenc.ru/text/158212.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010