с 1.06. 2015 года по 30.12.2019 – секретарь Ученого совета ОЦАД. С марта 2017 г. по 30.12.2019 – Ученый секретарь Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 999.073.04 по научной специальности 26.00.01 – Теология, ученый секретарь Кандидатского диссертационного совета ОЦАД. Библиография работ автора: 1999 2000 2001 Статьи, публиковавшиеся на несуществующем в настоящее время сайте национальной информационной службы Страна.ru. (январь – июль 2001 г.) Статьи, публиковавшиеся на сайте Православие. ru (август- декабрь 2001 г.) 2002  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рец.: свящ. И.С. Новая книга о Патриархе Тихоне//Церковная жизнь. Церковно-общественный и научно-богословский журнал Объединенного викариатства Новых территорий, присоединенных к г. Москве, Юго-Восточного Московского викариатства и благочиния Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области. 2014. С. 138-141. 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Научное руководство в духовных школах Русской Православной Церкви:  Диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия Магистерские диссертации: Дипломные работы: События Сегодня, 3 марта, исполняется 20 лет со дня преставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Малоизвестным страницам биографии Святейшего Патриарха Пимена в в 1920-е — 1940-е гг. посвящена статья преподавателя Московской духовной академии Д.В. Сафонова. Чем отличается преподавание религиоведения в духовных школах от преподавания подобной дисциплины в светских вузах? На что в данном случае обращено внимание преподавателей и студентов? Особенностям преподавания религиоведения в Московской духовной академии посвящена статья к.и.н. Д.В. Сафонова. Годы, предшествовавшие юбилейной дате — 80-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), были ознаменованы открытием ранее неизвестных исторических документов, касающихся жизни этого знаменитого иерарха Русской Церкви XX века. На основании новых архивных материалов написана статья преподавателя МДА, к.и.н. Сафонова Д.В., посвященная жертвенному служению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима в годы правления Патриарха Алексия I (Симанского).

http://bogoslov.ru/person/238873

Акция: «Открытая Европа». Европейский фестиваль приглашает детей Церкви /Автор информации – Ксения Рындач . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2008. – С.71. – (рубрика « Акция »). VI Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа», который состоится в Москве весной 2009 года, через журнал «Фома» приглашает принять участие в конкурсе детские православные коллективы, воспитанные при храмах, монастырях и приходских школах. Дело: Кристаллик живой души. Православные следопыты: цель или средство воспитания? /Автор – Виталий Каплан . Фото Максима Федичкина//Фома. - – июль 2008. – С.72-79. – (рубрика « Дело »). Проиллюстрированный множеством красочных фотографий очерк о работе кемеровского Братства православных следопытов, о методах воспитания детей и их активном летнем отдыхе. См. также: Анна Рябова . Нельзя расти в «безвоздушном» пространстве (отзыв на статью «Кристаллик живой души: Православные следопыты – цель или средство воспитания?», Фома, за 2008 год)//Фома. - – август 2008. – С.129. – (рубрика « Отклики »). Без границ: Так закрываются «музеи» . Очерк Аллы Митрофановой о паломнической поездке по Германии и Франции. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2008. – С.80-83. – (рубрика « Без границ »). Архимандрит Закхей . Моя Америка, моя Россия … Размышления американского православного священника. Подготовили Владимир Гурболиков, Анна Пясецкая. Фото Владимира Ештокина, Натальи Денисовой//Фома. - – июль 2008. – С.84-88. – (рубрика « Без границ »). Имеется биографическая справка « Архимандрит Закхей …» (С.84). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). - С.89-120. (на заставке – фото ИТАР-ТАСС) Острый угол: Сергей Шумаков: Фильм-событие нельзя сделать по идеологической кальке . Интервью с генеральным продюсером телеканала «Россия». Беседовал Владимир Легойда. Фото Сергея Тетерина. Ил.: Кадры из фильмов «Сталкер», «Остров»; Икона «Преображение Господне». Около 1403 г.//Фома. - – июль 2008. – С.91-96 ( Продолжение следует ). – (рубрика « Острый угол »). Имеется биографическая справка « Сергей Леонидович Шумаков …» (С.91).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-63-i...

Епископ Александр ( Милеант ). Тайны веры. Апологетические заметки. – М.: Лепта Книга, 2009. – 400 с. – (серия «Испытание мудростью»; вып. 20)/Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – август 2010. – С.89. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры . Что читать »). Книга Александра (Милеанта), епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского (РПЦЗ), собирает, обобщает и систематизирует для верующих аргументы, позволяющие точно понимать самим и объяснять другим, во что мы верим и почему. Очень полезная книга для новоначальных христиан, она закладывает основы разумной и сознательной веры. «Настоящая вера не должна быть слепой, легкомысленной, - пишет автор. - … Спокойное исследование религиозных истин делает веру более четкой и обоснованной». Епископ Саратовский и Вольский Лонгин . Человек не может жить без Бога . Статьи, беседы, ответы на вопросы. – Саратов: Саратовская епархия, 2010. – 367 с./Представляет Сергей Худиев //Фома. - – август 2010. – С.89. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры . Что читать »). Один из парадоксов нашего времени состоит в том, что хотя большинство народа признает себя православными, для многих Церковь остается совершенно неизвестным миром, живущим по каким-то странным правилам. Владыка Лонгин живым, ясным, доступным языком, очень искренне и непосредственно рассказывает о жизни Церкви, о путях духовного возрастания, отвечает на те вопросы, которые часто ставят наши современники, предостерегает от распространенных ошибок. Книгу обязательно стоит прочитать как церковным людям, так и тем, кто только приближается к ограде Церкви. Путеводитель. На правах рекламы. С.90-93. Коротко: Мысли. Истории. Притчи. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – август 2010. – С.94. – (рубрика « Коротко »). Реклама : С.95-96. Отклики: Николай Чеботарев , Ростов-на-Дону. Что ж, и этих тоже любить? Отклик на статью Александра Ткаченко «Ненавидь врагов Божиих» июль 2010 г., С.30-31)//Фома. - – август 2010. – С.97. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-88-a...

Наш заступник и молитвенник. Слово на преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Воскресная школа. 2001. Сентябрь. 36 (204). С. 3; Он же. Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне (проповедь 1964 г.)//Воскресная школа. 2002. Август. 30 (246). С. 3; Он же. О грехе осуждения (проповедь 1995 г.)//Вышенский паломник [Рязань]. 1996. Июль. С. 27–28; Он же. О достоверности будущей вечной загробной жизни//Вышенский паломник. 1997. 4. С. 51–52; Он же. О молитвенном поминовении усопших//Вышенский паломник. 1997. 4. С. 52–53; Он же. О прощении обид (проповедь 1995 г.)//Вышенский паломник [Рязань]. 1996. Июль. С. 28–29; Он же. О совести//ЖМП. 1989. 7. С. 35–36; Он же. Об истинном посте и любви к ближнему//Русский инок. 2009. Август. С. 9–16; Он же. Об истинном служении и истинной молитве. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне (проповедь)//Воскресная школа. 2002. Май. 20 (236). С. 3; Он же. Пресвятая Дева рождена для всего мира. Слово на Рождество Богородицы//Воскресная школа. 2000. Сентябрь. 34 (154). С. 3; Он же. Радостная встреча. Слово на вход Господень в Иерусалим (проповедь 1964 г.)//Воскресная школа. 2002. Апрель. 15 (231). С. 3; Он же. Радость встречи с Господом//Воскресная школа. 2002. Февраль. 5 (221). С. 1, 3; Он же. С молитвой о мучителях. В день памяти св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана//Воскресная школа. 2002. Январь. 1 (217). С. 4–5; Он же. Слово на обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского (проповедь 1962 г.)//Мгарский вестник [Всеукраинский ежемесячный журнал. Издание Спасо-Преображенского монастыря. УПЦ. Полтавская епархия]. 2009. 80. С. 11–13; Он же. Святой покровитель Русской земли. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца (проповедь 1962 г.)//Воскресная школа. 2002. 1–15 июля. 25–26 (241–242). С. 3; Он же. Утверждение нашей веры, надежды, любви. Троицкий листок 1//Воскресная школа. 1998. Апрель. 14 (38). С. 5; Он же. Христос не оставит нас//Воскресная школа.

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

Подробнее о кризисе легальности см. Беглов А. Л . Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920-1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211-214; Беглов А. Л . В поисках " безгрешных катакомб " . Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 31-39; Мазырин А.В . Легализация Московской патриархии в 1927 г.: скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4 (июль - август). С. 114-124. Кашеваров А. Н . Православная Российская Церковь и советское государство. (1917-1922). М., 2005. С. 251, 346-347; Сафонов Д.В . Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви в период патриаршества святителя Тихона//Богословский вестник. Вып. 8-9. Сергиев Посад, 2008-2009. Там же. Подробнее см.: Беглов А.Л . Епархии и епископы Российской Церкви в 1927 году, или почему митрополит Сергий (Страгородский) стал перемещать епархиальных преосвященных?//Альфа и Омега. 2007. 2(49). С. 169-189. В историографии существует мнение, согласно которому формальная регистрация органов церковного управления в 1927-1928 гг. так и не была достигнута. См.: Мазырин А.В . Легализация Московской Патриархии в 1927 г.: скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4 (июль - август). С. 114-124. С этой точки зрения, мы можем говорить о полном преодолении кризиса легальности только с 1943-1944 гг. Сафонов Д.В . Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви в период патриаршества святителя Тихона. Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 319-320. Епископ Сергий (Соколов) . Правдой будет сказать... Новосибирск, 1999. С. 89-90. Шкаровский М. В . Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999. С. 347. Чумаченко Т. А . Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961. М., 1999. С. 69, 77; Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 331.

http://pravoslavie.ru/37513.html

Беседа с Владыкой Нестором (Сиротенко) о Русской православной церкви во Франции Владимир Голованов: Об отношениях между католиками и русскими православными Фальк ван Гавер: Русские религиозные мыслители ( XIX-XX века) Интервью епископа Корсунского Нестора (Сиротенко) опубликованное в католическом журнале «La NEF» (июль - август 2015 г.) Вопрос LaNEF : Владыка расскажите нашим читателям о Корсунской епархии, ее создании и ее пастве. Кем являются в основном ваши прихожане? Епископ Нестор: Корсунская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви Московского Патрархата на территории Франции, она также охватыват Швйцарию, Испанию и Португалию.  Это та часть Русской церкви во Франции, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не покидала канонического подчинения Московскому Патриархату и сохранила верность Матери Церкви. Наши верующие состоят из нескольких поколений русских эмигрантов,  православных французов, число которых является значительным - в частности большинство нашего духовенства, а также тех многочисленных праволавных верующих - русских, украинцев, молдаван и других, которые появились во Франции за последние два десятилетия. В Корсунской епархии насчитывается не мало франкоязычных приходов Вопрос: Московская Патриархия в 2009 году создала в Эпинэ-су-Сенар  (Épinay-sous-Sénart) православную Семинарию. Чем объяснить эту инициативу? Как Вы себе представляете отношения между русскими православными и их новой страной пребывания, а также взаимоотношения с французскими католиками? Ответ:  Парижская Духовная семинария призвана подготовить кадры для приходов Русской Православной Церкви за границей,  а также дать возможность способным для этого студентам развить их богословские и гуманитарные знания, поднять их университетский уровень.  Семинария тесно сотрудничает  с французскими высшими учебными заведениями - Сорбонной, Высшей школой практических исследований, Католическим Институтом. Уже сейчас это начинание приносит самые обнадеживающие результаты. Что же до второй части Вашего вопроса, Русское православие присутствует во Франции со второй половины 19 века и  со временем оно стало частью христианского и культурного наследия этой страны. Это дает нам уникальную возможность прямого диалога как с французским обществом в целом, так и с Католической церковью Франции в особенности. Этот диалог, который уже имеет богатую и взаимно обогащающюю историю, который в последнее время стал особенно активным и плодотворным .

http://bogoslov.ru/article/4620158

Божия Матерь — Стена и Ограждение всех верных//Благодатные лучи [Вестник Псковской епархии]. 2009. 4 (108). С. 21–24 (проповедь 1962 г.); Он же. Божия Матерь — ходатаица о нас, грешных//[г. Москва, Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”] Воскресная школа. 2002. Октябрь. 37 (253). С. 4; Он же. Вечный закон правды. О прощении//Воскресная школа. 1999. Февраль. 6 (78). С. 3; Он же. Все святые земли Российской, молите Бога о нас! (проповедь 1964 г.)//Воскресная школа. 2001. Июнь. 22 (190). С. 1, 3; Он же. Гроб — лествица к небу. Слово на Успение Пресвятой Богородицы//Воскресная школа. 2000. Август. 31 (151). С. 3; Он же. Доносить слово Божие до сердец людей (встреча сотрудников редакции газеты “Воскресная школа” с духовником архимандритом Кириллом (Павловым)//Воскресная школа. 1999. Апрель. 3 (85). С. 5; Он же. Заступник земли Русской (проповедь)//Воскресная школа. 2002. 23–30 сентября. 36 (252); Он же. Заступник земли Русской (проповедь)//Пастырь. 2008. Июль. С. 36–38; Он же. Звезда уже появилась. Слово на Параклисе Божией Матери. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову//Воскресная школа. 2000. Декабрь. 47 (167). С. 3; Он же. И будете сынами Всевышнего. О любви к врагам//Воскресная школа. 2002. Март. 9 (225). С. 3–4; Он же. Как получить у Бога просимое?//Воскресная школа. 2002. 8–15 октября. 38 (254). С. 3; Он же. Кто слушается Закона Божия, тот спасётся. Слово в Неделю Всех святых (проповедь 1960 г.)//Воскресная школа. 2001. Июнь. 21 (189). С. 3; Он же. Место совершенствования души (проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы)//Воскресная школа. 2001. Ноябрь. 44 (212). С. 4; Он же. Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца//Воскресная школа. 2001. Июль. 26 (194). С. 3; Он же. На восстание всем людям, всем народам//Пастырь. 2009. Январь-февраль. С. 18–21; Он же. Назидание каждому из нас. О терпении//Воскресная школа. 1999. Апрель. 16 (88). С. 3; Он же.

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

91 Достоевский ФМ. Дневник писателя за 1877 шд//Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Т. 25. Июль-август. Гл. 1. С. 174. 93 Белинский В. Г. Месяцеслов на (високосный) 1840 год…//Собр. соч.: В 9 т. М., 1977. Т. 2. С. 515. 100 Имеется в виду издательство при Наркомпросе, созданное в 1919 г. по инициативе Максима Горького для публикации лучших произведений мировой художественной литературы XVIII-XX вв. и закрытое в 1927 г. Александр Блок принимал активное участие в работе «Всемирной литературы». За время существования издательства было напечатано около 120 томов. 103 Аденауэр Конрад (1876–1967) – федеральный канцлер Западной Германии в 1949–1963 гг. Председатель Христианско-демократического союза (1950–1963 гг.). 107 Толстой Л. Н. Путь жизни//Поли. собр. соч.: В 90 т. М„ 1956 (репр. 1928–1958). Т. 45. Гл. 12. С. 178. 109 Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М., 2005. Ответ 579. С. 558. 110 Прп. Пимен Великий ( ок. 450) поступил в один из египетских монастырей еще в молодости, вместе с двумя своими родными братьями. Вскоре слава о подвижничестве и добродетелях преподобного распространилась по всей стране. Он был духовным наставником многих иноков. Преподобный Пимен был признан святым вскоре после кончины и получил прозвание Великий в знак великого смиренномудрия и самоотверженного служения Богу. Память преподобного совершается 27 августа/9 сентября. 111 Прп. Исайя Скитский – знаменитый подвижник UV-V вв., аскет, автор наставительных духовных сочинений. Память совершается в субботу сырной седмицы, вместе с Собором всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. 117 Достоевский Ф. М. Дневник писателя на 1880 год//Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. Август. Гл. 3. С. 152. 121 Эти слова произносит персонаж романа «Бесы» Петр Верховенский. См.: Достоевский Ф. М. Бесы//Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 439–440. 125 Об авве Еладии см.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Отчий дом, 2009. Гл. 32. С. 100–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Остается упомянуть о сохранившихся за киворием сидениях пресвитеров в форме полукруглой скамьи из мра­мора с ножками в виде львиных бюстов. Здесь же со­храняется в особом шкафу мраморное седалище архиепископа Елиаса. В этом убеждает следующая надпись в стихах, которая высечена в нижней части этого креста: citata " Inclitus atque bonus sedet hac in sede Patronus citataPraesul Barinus Helias et Canusinus». Самое сидение в виде коробки с резными стенками и орнаментом по краям поддерживают три согнувшиеся под тяжестью мужские фигуры, близкая по своему типу к африканским народцам. Средний мужчина с палкой в руке и шапочкой конусом льстиво засматривает внутрь сидения. Dom. Bartolini видит здесь трех сарацин, на­рода, покорившегося Евангелию 2007 . Мое конспективное описание было бы неполно, если бы я оставил без внимания самую внешнюю структуру бази­лики св. Николая. Надо сказать, что вообще здесь в Бари монументы XI–XIII веков сохранились гораздо лучше снаружи, чем внутри. И это вполне естественно. Большей частью, все эти церкви воздвигнуты из крупного камня, —478— крепкого и плотного, из которого сложены и все «ка­стелли» – крепости – по берегу моря, начиная от Неаполя. Возможно также согласиться, что на эти же постройки шел материал старых палаццо раннего средневековья. Конечно, в достаточной мере вылежавшийся, испытавший на себе все влияния атмосферы и непогоды, этот камень представлял превосходный материал для кладки базилик византийско-норманской эпохи. Когда смотришь, напр., на фасад св. Николая, невольно проникаешься уважением к Angelo da Fiumarello, заведовавшего каменными работами здесь 2008 ; он как будто слил из камня эти могучие стены, стоящие уже восемь веков без всяких изменений. Бывали здесь землетрясения, но от них страдали внутренние ко­лонны, стенки и пр. Я уже дал краткое описание стороны главного входа (западной) с ее тремя тимпанами, площа­дями, соответствующими внутренним нефам. Остановлюсь теперь на южной стороне, наиболее элегант­ной и богатой с сохранившимися фрагментами, на осно­вании которых можно сделать некоторые заключения о пер­воначальной структуре боковых нефов. На этой южной стороне прежде всего обращает внимание трансепт, высту­пающей за линию среднего нефа. Верхняя часть этого тран­септа прорезана четырьмя двойными окнами с арочками на колонке. Над ними был, несомненно, розон – круглое окно с переплетом, как это видим, напр., на фасаде собора Бари. Нижняя часть системой фальшивых арок на семи пилястрях делится вертикально на шесть площадей. Совсем в уровень с землей устроены четыре больших окна для освещения нижней церкви и четыре же меньших (в пятом и шестом фасах), соответствующих нижней сакристии и комнате с «манной св. Николая». Дальнейшая фасадная площадь, отвечающая правому нефу, в верхней части была прорезана вся системой аркад на двадцати пяти колонках. Таким образом, гинекеи были открыты, и чрез них внутренность базилики становилась еще свет­лее 2009 . В нижней части были сделаны два прочных больших

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 Архиепископ Антоний (Медведев), «Приснопамятный Архиепископ Виталий, Восточно-Американский и Джерзиситский: к 25-летию его кончины», Православная Русь 6 (март 1985): 9–10. 9 «Архиепископ Виталий: к столетию со дня рождения», Церковная жизнь 5–7 (май-июль, 1973): 55–71. 14 После революции 1917 г. о. Виталий был захвачен большевиками в Почаеве. Комиссар приговорил его к расстрелу. «Послухай, Петре – спокойно обратился Владыка Виталий к комиссару – ты вот хочешь меня расстрелять, – неужели за то что, помнишь, я тебя спас от разорения позычкой из нашего Почаевского банка?» Лидия Бодасюк, «К прибытию архиепископа Виталия», Православная Карпатская Русь 23 (1934): 1. 22 Путь моей жизни: Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского) изложенные по его рассказам Т. Манухиной (Московский Рабочий: Москва, 1994), 298. 26 С. Ряснянский, «К столетию со дня рождения Архиепископа Виталия», Православная Русь 15 (Август 1973): 28 [Архимандрит Серафим (Иванов)] «Отец-Владыка: К прибытию в Обитель пр. Иова – строителя ее Архиепископа Виталия», Православная Русь 15 (1935):1. 33 Архиепископ Виталий, «Факты для установления мира всей Русской Православной Зарубежной Церкви», Мотивы моей жизни. С. 13–14. 37 Архиепископ Виталий, «Памяти Митрополита Феофила: Дополнение к посланию», Мотивы моей жизни. С. 123. 38 OCA Archives. XI-Records relating to Church institutions. «U,» St.Vladimir " s Orthodox Theological Seminary. 1. Correspondence and reports. Благодарен архивисту Алексею Либеровскому за сообщение мне этой информации. 39 Журнал заседания Педагогического Совета Свято-Владимирской Православной Духовной Семинарии 16 января 1946 г. Holy Trinity Seminary’s Archives. N. Talberg Collection. R.P.Ts.Z. Box 13 Folder 7. 46 Archbishop Vitaly, Letter (December 16, 1946, OCA Archives, Series IV – Records of the All-American Councils, 6S Pre 7S, 4:79). Цитируется по: Nikolaj L Kostur, The Relationship Between the Russian Orthodox Church in North America and the Russian Orthodox Church Abroad from 1920–1950 (Crestwood, N.Y.: M.Th. Thesis, St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, 2009), 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010