188 Букв.: под наименьшим (очень маленьким) рулем. Между прочим, у кораблей во времена апостола Иакова, было обычно два руля (широкие весла по обе стороны кормы), которыми управлял один кормчий. 191 Ср.: РВ: «Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!». NIV: «Consider what a great forest is set on fire by a small spark». 193 «Круг жизни – поэтическое обозначение всей жизни человека, которая с самого рождения его вертится непрестанно, как колесо, доколе смертию не прекратится верчение этого колеса» ( Михаил (Лузин) , епископ. Толковый Апостол. С. 102. 201 Это обычай иудейских книжников: приводить для доказательства своей точки зрения две цитаты из Св. Писания или два примера житейской мудрости. 202 «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» ( Мф.7:16–20 ). 205 « Иак.3:13 действительно содержит неожиданность: христианских мудрецов узнают по их поведению. Одновременно это значит: их узнают не по их интеллигентности, не по их риторике, не по их современности!» (Майер, Г. Послание Иакова. С. 184). 206 Горькая – в переносном значении: суровая, жесткая, злобная. Так же: рвение, сильное чувство зависти и ревности. 207 Так же: любопрение (любовь к прениям: т.е. спорам), ссора, соперничество; это слово характеризует амбициозного вождя, который плетет интриги, использует раздоры своих соперников. 219 Ср.: РВ: «А те, которые созидают мир вокруг себя, мирно сеют, чтобы пожать мир праведности». NIV: «Peacemakers who sow in peace raise a harvest of righteousness». 222 «Первое слово обозначает хроническое состояние военных действий, военную кампанию, а второе – отдельные конфликты или столкновения в ходе войны» (НЛЭК. С. 855). 224 Ср.: «Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти понуждает разрешать [пост – и.Е.], а тщеславие внушает показывать свою добродетель…» Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица/14:9. С. 115–116).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

18 Намек на этот факт, как будто дается в Нав.24:9 «Восстал Валак сын Сепфоров, царь Моавитский и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама сына Веорова, чтобы он проклял вас». У LXX слово передано сл. παρετξατο ставить в боевую линию, вступать в бой, сражаться. В частности, из контекста Суд.10–11:24 не трудно усмотреть, что речь идет не просто о военных схватках, а о захвате, о завоевании земли израильской. Такого завоевания Валак, конечно, не сделал, ибо и сама израильтяне в это время ещё не уселись окончательно на землях Аморреев, а с другой стороны, Моавитяне в силу вышеизложенных обстоятельств в не в силах были преодолеть Евреев, что видно из непосредственно сообщаемых у Иисуса Навина, что после войны или военной схватки было по слово приглашение Валааму. 19 По свидетельству Иудейского писателя I века по Р. Хр. Иосифа Флавия (Antiqu. IV, 6:2), Валак был в старой дружбе и союзе с Мадианитянами. Таргум Псевдо-Ионафана Чис.22:4 говорит даже, что цари назначались поочередно от обоих народов, и Валак был Мадианитянин. И хотя эти показания нуждаются в более надежной обосновке, все же факт обращения Моавитян к Мадианитянам за содействием в этом случае и совместное их участие в прискорбном событии блудного служения Евреев с дочерями Моава ( Чис.25 гл.) представляют достаточное основание предполагать между этими двумя племенами, близкими по религии и языку, некоторые тесные отношения (ср. Властов, Св. летопись, Чис.22:2–4 прим. 2) В Нав.13:21 князья или старейшины Мадианитян Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева называются князьями Сигона, паря Аморрейского, который по свидетельству Чис.21:26 воевал с прежним царём Моавитским и взял землю Моавитян до р. Арнона. Таким образом, ещё прежде этого события Моавитяне и Мадианитяне имели повод соединяться для противодействия общему врагу – Сигону Аморрейскому. По-видимому, Мадианитяне главенствовали в этом союзе. 20 Так можно думать на основании приведенного показания Нав.13:21 : «и всё царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских, Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле той». Ср. Kurtz Geschihcte d. a. Bund. II, S. 457. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

1 Иона проповедует в Ниневии. 5 Ниневия кается и получает избавление. 1 Иона раздражен, потому что Ниневии оказано милосердие. 6 Растение, которое засыхает. 10 Господь оправдывает Свое сожаление о Ниневии. Книга пророка Михея Михей пророчествовал во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских. Он обличал соплеменников за богоотступничество, за их многочисленные грехи, предсказал нашествие на Иудею и разрушение Иерусалима. Михей также предсказывает рождение в Вифлееме Иисуса Христа и будущее прощение грехов милостивым Богом. Всего 7 глав. 1 Слово Господне к Михею. 2 Самария будет сделана «грудою развалин в поле». 10 Сошло бедствие от Господа на Иуду. 1 «Горе замышляющим беззаконие». 6 Пророчество отвергнуто. 8 Ответ пророка. 12 Остаток Израиля будет собран. 1 Злодейство правителей и их гибель. 5 Грех пророков и суд над ними. 9 «Сион распахан будет как поле». 1 В последние дни от Сиона выйдет закон. 6 Господь соберет остаток. 9 Сокрушение и восстановление Иерусалима. 1 «И ты, Вифлеем … из тебя произойдет … Владыка». 7 Сила остатка среди народов. 10 Конец войны и идолопоклонства. 1 «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». 9 Господь осуждает нечестные меры. 1 «Не стало милосердых на земле». 8 Господь опять умилосердится над Израилем. Книга пророка Наума Наум предсказал сокрушение Ниневии и Ассирийского царства, владычествовавшего над многими народами и притеснявшего их. Согласно пророчеству, столица Ассирии, Ниневия, пала под ударами врагов. Это произошло по действию Божественного Промысла. Всего 3 главы. 1 «Гнев Господа разливается, как огонь» на Его врагов. 8 Господь объявляет разрушение Ниневии. 15 «Вот, на горах — стопы благовестника». 1 Господь обещает восстановить Израиля. 3 Герои и колесницы готовятся к нападению на Ниневию. 6 Она взята. 10 Ниневия «разграблена, опустошена и разорена». 1 «Горе городу кровей!» 5 Господь объявляет, что Он откроет срамоту Ниневии. 8 Ниневия переживет то, что пережил Но-Аммон. 14 Безнадежность укреплений Ниневии. 18 Услышавшие о разрушении Ассирии возрадуются.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

1 Тело Спасителя, которое сняли с креста. Евангелист Иоанн повествует, что распятие совершалось накануне шабата, который начинается у иудеев в пятницу вечером, поэтому тела казненных надо было успеть похоронить до наступления священного дня. 2 Богородица. Согласно церковному преданию, после снятия Спасителя с креста Его Мать и те немногие ученики, которые присутствовали при казни, оплакали Его. Эта драматичная сцена, хотя и не отражена в Евангелиях, очень популярна в искусстве. 3 Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто видел казнь Учителя. 4 Иосиф Аримафейский — знатный член синедриона (высшего суда в Иудее) и тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, именно он снял тело Спасителя с креста, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк 23:53). 5 Благоразумный разбойник, распятый справа от Христа. Если бы не наступление субботы, тела казненных так и остались бы на крестах в назидание народу. Но на этот раз их сняли. Обычно останки преступников либо безо всяких ритуалов закапывали в землю, либо просто выкидывали на свалку. Вероятно, так поступили и с разбойниками. 6 Крест, на котором распяли Христа. По учению Церкви, Крест Спасителя из орудия казни стал орудием победы над смертью. 7 Табличка, на которой была написана «вина» Христа. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал (Ин 19:19–22). Надпись была сделана по-гречески, поскольку именно греческий язык считался тогда международным, как французский во времена Пушкина или английский в наше время. 8 Терновый венец, который сплели для Спасителя римские войны, насмехаясь над ним. По преданию, его b IV веке обнаружили в Иерусалиме и перевезли в Константинополь как величайшую святыню. Но b XIII веке захватившие город крестоносцы увезли его во Францию. Сейчас Терновый венец хранится в Соборе Парижской Богоматери.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

1Мак.14:4 И покоилась земля Иудейская во все дни Симона; он старался о благе народа своего, и нравилась им власть и слава его во все дни. В выражении «во все дни Симона» надлежит сделать то ограничение, что к концу его правления мир омрачился новой войной с Антиохом Сидетом (XV: 27 и д.; XVI: 1 и д.). Далее (5–15 ст.) перечисляются славные деяния и заслуги Симона своему народу. 1Мак.14:5–7 И ко всей своей славе, он взял еще Иоппию для пристани и открыл вход островам морским, и распространил пределы народа своего, и овладел тою страною. Он набрал множество пленных и господствовал над Газарою и Вефсурою и над крепостью, очистил ее от осквернения, и не было противящегося ему. 1Мак.14:5–7 : Освобождение Иудеи от вражеского ига, и распространение ее пределов. – «Взял Иоппию для пристани…», λαβε τν Ιππην ες λιμνα. Это выражение намекает на природное неудобство Иоппии быть пристанью, каковое должно было быть устранено лишь искусственно – улучшением ее гавани и защитой со стороны моря. – «Открыл вход островам морским…», т. е. торговым сношениям их жителей с Иудеей через Иоппию. «Он набрал множество пленных…», точнее слав.: «собра ( συνγαγεν) пленение много…», выражение, очевидно, означает не то, что он «взял» во время войны в плен много врагов, а то, что он «освободил» множество пленников иудейских и «собрал» их снова в своем отечестве. О взятии Газары, Вефсуры и «крепости» (в Иерусалиме) – см. XIII: 43 и д.; XI: 65 и д. – «Не было противящегося ему…» – выражение, означающее собственно не отсутствие противников, но отсутствие лишь успешного сопротивления со стороны их. 1Мак.14:8–10 Иудеи спокойно возделывали землю свою, и земля давала произведения свои и дерева в полях – плод свой. Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных, и юноши облекались в пышные и воинские одежды. Городам доставлял он съестные припасы и делал их местами укрепленными, так что славное имя его произносилось до конца земли. Описание гражданского благосостояния народа. Старцы, сидящие на улицах в мирной беседе, – образ мирного, благословенного состояния земли ( Зax VIII: 4 и д.). – «О пользах общественных…», περ αγαθν, точнее слав.: «о благих…» – de salute publica. – Как счастливой старости свойственно и естественно выражать свое счастье мирной беседой на улицах, так самодовольное настроение юношества выражалось в щеголянии воинскими нарядами, которые в то время постоянно могли пригодиться для защиты отечества от возможного нападения со стороны врагов. – «Делал их местами укрепленными…», ταξεν ατας εν σκεεσιν χυρσεως, точнее слав.: «вчиняше их в сосуды утверждения…», т. е. не только укреплял, но и снабжением всякими припасами и воинскими снаряжениями делал их оплотами – способными твердо и несокрушимо выполнять свое назначение, даже в случае самой продолжительной осады.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. 1Пар.5:13 .  Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер. 1Пар.5:14 .  Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза. 1Пар.5:15 .  Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода. 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами ( 1Пар.5:10, 19–20 ) и одинаковая судьба ( 1Пар.5:26 ) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима. 1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского ( Втор.3:12–13 ), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада (см. Нав.13:24–28 ). 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада ( Быт.46:16 ), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II, или на полстолетия позднее – при Иоафаме иудейском ( 1Пар.5:17 ). 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. Согласно с ( Втор.3:12 ) колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину ( Втор.3:13 ). Что же касается Васана, то, по ( Нав.13:30 ), весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, что заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

213 Второе не имеет за себя никаких оснований. Между тем, и в книгах Нового Завета и в сочинениях Иосифа Флавия, мы находим некоторые данные для определения этой категории членов. В книге Деяний апостольских повествуется, что апостолы Петр и Иоанн после проповеди об Иисусе Христе, были схвачены и заключены в темницу. Для суда над ними на другой день собрался Синедрион: собрались в Иерусалиме начальники их, и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр и прочие из рода первосвященнического. 214 Здесь мы видим, прежде всего, членом Синедриона первосвященника Анну (Анана), который производил и предварительный допрос Иисуса Христа, 215 но в данное время не состоял уже в должности. Во время правления Ирода и прокураторов вообще было много отрешенных от должности первосвященников. Они могли быть, как и Анна, членами Синедриона. По крайней мере, о некоторых из них известно, что они пользовались громадным влиянием в государстве. Подобно своему отцу, сын Анана, отставной первосвященник Ионафан, имеет громадное влияние на ход управления страной. Он стоит во главе депутации, отправленной к Квадрату по поводу возмущения Иуды Галилеянина; 216 вместе с первосвященником Ананией и другими знатнейшими, он был отправлен в Рим и здесь просил о назначении нового прокуратора. 217 Этот отставной первосвященник не стеснялся делать увещания прокуратору Феликсу, убеждая его лучше править государством. 218 Большим влиянием пользовался также Анания, сын Недебии 219 и Анан, сын Анана с Иисусом, сыном Гамалиила, которые во время Иудейской войны стояли во главе государства и уже, во всяком случае, были членам и Синедриона, который и организовал это восстание. 220 Первосвященники эти, несмотря на то, что не состояли в должности, однако, продолжали называться ο χιεες. Но рядом с отставным первосвященником Анной и состоящим в должности Каиафой у Дееписателя названы, как члены Синедрион, Иоанн и Александр, которые никогда не были первосвященниками, но только принадлежали к роду первосвященническому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21). Также старцам снились сны, потому что Павел, будучи уже старым, слышал некоего македонянина, говорившего ему: пришед в Македонию, помози нам (Деян. 10:9). И все юноши, явившие себя мужественными во Христе и ведение войны о Господе, видели видения во исполнение обетований Господа: Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся (Ос. 12:10).    Ст. 32. Ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у оставшихся, которых призовет Господь. LXX: Ибо на горе Сион и в Иерусалиме будет тот, кто спасется, как сказал Господь, и благовествующий тем, которых Господь призвал.    В том месте, где мы поставили спасение или кто спасется и где к еврейском тексте написано phaleta. Симмах перевел: кто убежит. Затем где мы сказали у оставшихся и LXX перевели благовествующий, к еврейском тексте читается saridim (или saradim), что евреи считают за название места. И когда наступит день Господень великий и страшный и спасется всякий, кто после воскресения Господа будет призывать имя Его, то всякий, кто будет на горе Сионе и в Иерусалиме, спасется; ибо от Сиона изыде закон и слово Господне из Иерусалима (Исаии. 2, 3), о котором написано, невозможно есть пророку погибнути кроме Иерусалима (Лук. 13:33). Таким образом начало тех, которые спаслись, было на Сионе и в Иерусалиме на сторожевой башне, в видении мира, и в тех, которые остались и которых призвал Господь. Под оставшимися мы должны разуметь тех, которые из среды иудейского народа уверовали и о которых Исаия говорит: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом и Гоморру уподобилися быхом (Исаии 1, 9). Господь призвал этих оставшихся или благовествовал тем, которых призвал. Ибо так перевели LXX. Это место весьма трудное и допускающее разнообразные толкования. Так, в иносказательном смысле все сказанное мы должны относить к тем временам, к которым отнесли это апостолы Петр и Павел, то есть ко времени страдания и воскресения Господня. Ибо невозможно относить предшествующее ко времени страдания, а последующее ко дню суда, тем более что далее следует: ибо вот в те дни и в то время, и этот небольшой стих, связывающий предшествующее с нижеследующим, свидетельствует, что все совершилось в одно и тоже время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

23 . Богу легко спасти и покарать. Но Он всегда охотнее спасает, нежели карает. Впрочем, и когда карает, то Его цель – не наказание ради наказания, а предостережение ради спасения. Когда эфиопский царь с миллионом воинов и тремястами боевыми колесницами вторгся в Иудею, так воззвал ко Господу иудейский царь Аса: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем… И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы… так что у них никого не осталось в живых ( 2Пар.14:11–13 ). Большинство не в числе, а в Господе. И одиночка с Господом всегда в большинстве. 24 . Об избавлении от грозного и гораздо более сильного врага так молился праведный царь Иосафат: Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! Тогда пришло слово от Господа через некоего Иозиила… левита из сынов Асафовых, который сказал: Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия ( 2Пар.20:12,14,15 ); и вместо того чтобы сражаться, войско Иосафата принялось воспевать хвалебные песни во славу Божию. И возмутились враги между собой и перебили друг друга, так что в живых [среди них] не осталось никого. На войне Бог не только помогает тем, кто искренне верит и прославляет Его в молитвах с сокрушенным сердцем, но и Сам ратует – легко и паче чаяния поражая любого неприятеля. 25 . Многие удивляются, почему так много войн внесено в Священное Писание , словно это некая военная история. Не следует тут ничему дивиться. Ведь даже мир на земле – это своего рода ратование и противоборство добра со злом. А во время войны многие возвращаются к Богу, начинают веровать, каяться и молиться. Без войн многие в условиях мира погубили бы свою душу. И еще: на фронте наиболее отчетливо проявляется Божие всемогущество и людское ничтожество. Посему Бог в Священном Писании постоянно именуется Господом сил (Господом Саваофом) ( Ис.6:3 ). Божие чудеса в периоды войн многочисленнее и очевиднее для людей, чем во времена мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3. И вот, когда алтарь был воздвигнут, дрова положены на него и все было приготовлено, Аврам обратился к сыну со следующими словами: «О сын мой! Несчетными мольбами вымолил я у Господа Бога, чтобы ты родился; когда же ты явился на свет, то не было ничего, чего бы я пожалел, чтобы вырастить тебя; при этом я считал самым большим своим счастием, если бы я мог увидеть тебя возмужалым и если бы мог, перед смертью , оставить тебя своим наследником. Но так как я стал отцом твоим [лишь] по желанию Господа Бога, которому теперь заблагорассудилось отнять тебя у меня, то снеси мужественно быть самому предметом жертвоприношения. Ибо Господу Богу возвращаю я тебя назад. Ему, Который требует теперь от нас этой чести взамен той милости, которую Он оказал мне в качестве заступника и покровителя. Как родился ты, так простись теперь с жизнью не обычным путем, но в виде жертвы, принесенной родным отцом Господу Богу, всеобщему Отцу, который, по мнению моему, удостоил тебя чести расстаться с жизнью не от болезни, не от войны или какого-нибудь другого бедствия, приключающегося с людьми, но с молитвами и священнодействием. Он примет душу твою и оставит у Себя. Будь же мне заступником и украшением моей старости, ради чего я тебя главным образом и взрастил, и дай мне вместо себя заступничество Господа Бога». 4. Исак спокойно выслушал эти слова (потому что при таком отце он сам по необходимости должен был отличаться благородством характера) и, сказав, что его рождение было бы незаконным если бы он вздумал уклоняться от исполнения решения Господа Бога и отца своего и не предоставил бы себя охотно в распоряжение их обоих, тем более что было бы уже беззаконием не послушаться отца хотя бы он один только решил это жертвоприношение, взошел на алтарь, готовясь быть принесенным в жертву. И это было бы действительно приведено в исполнение, если бы Господь Бог не воспрепятствовал тому 117 : Он позвал Аврама по имени и тем удержал его от заклания сына. Ведь не из желания человеческой крови повелел ему Господь, как говорил Он, заклание сына, равным образом не для того, чтобы отнять так жестоко у него того, отцом которого Он его сделал, но желая убедиться в образе его мыслей, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010