Время, времена и полувремя Порфирий объясняет, как три с половиною года, что и мы не отрицаем, как соответствующее особенностям языка Священных Писаний. Ибо и выше (гл. 4) мы читали, что над Навуходоносором пройдут семь времен одичания его, также написано (в гл. 7) в видении четырех зверей: льва, медведя, барса и другого зверя, название которого умалчивается и который означает царство римское, и потом об антихристе, что он уничижит царей и будет произносить слова против Вышнего, и угнетать святых Всевышнего, и, говорит, возмечтает, что он может изменять времена и законы. И они будут преданы в руку его до времени, и времен и полувремени. И воссядет суд, чтобы власть у него была отнята, и сокрушена и уничтожена до конца. И очевидно, что о пришествии Христа и святых говорится: царство же, и власть и величие царственное, которое есть под всем небом, дано будет народу святых Всевышнего, Которого царствоцарство вечное, и все цари будут служить и повиноваться Ему. Таким образом, если предшествующее, что, очевидно, написано об антихристе, Порфирий относит к Антиоху и к трем с половиною годам, в которые храм, как он говорит, был в запустении, то и следующие затем слова: царство Его вечное, и все цари будут служить и повиноваться Ему он должен относить к Антиоху или, как он сам полагает, к народу иудейскому, что, очевидно, не может быть состоятельным. Мы читаем в книгах Маккавейских (1 Макк. гл. 4), с чем вполне согласно и мнение Иосифа , что храм иерусалимский был оскверняем в течение трех лет, и в нем стояла статуя Юпитера при Антиохе Епифане, в сто сорок пятый год царства Македонского, с Каслева, девятого месяца того же года, до девятого месяца сто сорок восьмого года, что составляет три года. При антихристе же запустение и разрушение святого храма будет продолжаться, как здесь говорится, не три, а три с половиною года, то есть тысячу двести девяносто дней.    И когда совершится рассеяние силы (manus) народа святого, тогда все это совершится. Когда народ Божий будет, говорит, рассеян вследствие преследования или со стороны Антиоха, как полагает Порфирий, или со стороны антихриста, как утверждают ближе к истине наши, тогда все это совершится.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Долго избранный народ приготовляем был к этому. Сам он многократно ходом обстоятельств своих приводим был к необходимости избрать из среды себя Единовластителя — с правом судить всего Израиля. Но ни в одном из судей Господь не нашел Себе мужа по сердцу ( 1Цар.13:14 . Деян.13:22 ), достойного представителя Себя Самого и верховного покровителя Своей Церкви. А вот на кого Я призрю, — глаголет Он, — на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:3 ). И этого кроткого узрел Он в сыне Иессея ( 1Цар.16:1 ). То был Давид. Только он мог быть истинным царем народа Божия, сочетать и Церковь и государство в одно Царство Божие. (Предшественник его был поставлен Промыслом на царство только для воспитания этого Царя.) Давид был царь в богонамеренном смысле этого слова. Он был посредник между Богом и народом, правитель во имя и от имени Бога. Он был образ не зримого, но вездесущего Царя Небесного, собравшего и совокупившего все судьбы человеческие в одно домостроительство спасения человеческого; он был живой и поразительный образ грядущего Искупителя, отобразил на себе почти всю земную судьбу Его; и малое царство его было не только прообразом, но и началом величайшего Царства Христова. Род Давида должен был царствовать вечно на престоле Израильском, царство — продолжаться до века ( 2Цар.7:16 ). Мы не поняли бы обетовании Господа, если бы на царство Давидово стали смотреть как на государство и на дом Давида как на род царей иудейских. Уже внуку Давида из всего его государства досталась только шестая часть. Потом не стало и самого царства Иудейского. Между тем, на богодухновенном языке пророков всё было одно и то же имя Давида. Один говорит, что таинственный Сын… дан нам… Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой отныне и до века ( Ис.9:6-7 ). Дам вам завет вечный, - говорит Господь через того же пророка, — неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:3-4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Жизнь любви и есть вечная божественная жизнь. „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём... Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев“ ( 1Ин.3:14,4:16 ). И познание, о котором говорит Господь в Своей первосвященнической молитве – „сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога“ ( Ин.17:3 ) – есть тоже любовь. „Любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога, и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь“ ( 1Ин.4:7,8 ). Учение Христа есть единственное из всех религиозных учений по тому, что в нём метафизические основы имеют всецело нравственное значение. – В том, что божественная духовная жизнь есть любовь, лежит достаточное основание того, почему она может быть усвоена лишь через добровольную смерть. „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“ ( Ин.15:13 ). Любовь и смерть связаны неразрывно. Только любовь делает из смерти переход —212— к жизни; вместе с тем любовь становится действительною и полной лишь в самоотречении до смерти. Поэтому божественная духовная жизнь дана нам не в бессмертии, а в воскресении. К этому привходит то, что смерть фактически уничтожает в нас плотское начало, плотские элементы, тело смерти, и тем служит полному торжеству духовной жизни. Итак, формула христианства такова: божественное в любви до смерти для вечной жизни в воскресении. Эсхатология существенно входит в христианское миропонимание. Господь Христос учил о вечной божественной жизни и о царствии Божием, или небесном. То, что в евангелии Иоанна преимущественно говорится о жизни, а царствие упоминается редко (3:3,5,13:38), напротив у первых трёх евангелистов преимущественно речь идёт о царствии и реже о жизни, – это обстоятельство достаточно уже говорит за то, что по существу учение о царствии Божьем совпадает с учением о вечной жизни. То же с очевидностью следует из того, что выражения „вечная жизнь“ и „царствие Божие“ во многих случаях заменяют одно другое: так „лучше тебе увечному войти в жизнь“ ( Мк.9:43,45 ; Мф.18:8 )=„лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие“ ( Мк.9:47 )=„лучше тебе с одним глазом войти в жизнь“ ( Мф.18:9 ); также „иметь жизнь вечную“, „войти в жизнь“ ( Мф.19:16,17 пар.)=„войти в царство небесное“, „войти в царство Божие“ ( Мф.19:23. 24 пар.). На проповедь царства Божия можно смотреть частью как на форму учения о вечной жизни, наиболее приспособленную к иудейским политическим чаяниям. По существу же, царство Божие, обнимая вечную жизнь как самое высшее из благ, составляющих его, дополняет её, как обществом дополняется личность. Вечная жизнь есть достояние индивидуума; царство Божие есть царство сынов воскресения. В царстве Божием вечная жизнь открывается под законом органической связи людей между собой. В силу этого закона, кто удостаивается вечной жизни и воскресения из мёртвых (ο αταξιωϑντες τо ινος ενου τυχεν α τς ναστσεως τς νερν), тот становится необходимо членом царствия Божия (υο εσιν

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем третий зверь – барс: этим [зверем] были Эллины. В самом деле, после Персов возобладал Александр Македонский, низвергнувший Дария. Он-то и есть та самая медь, которая показана в истукане. А сказав: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя, он (Даниил) весьма явно показал, каким образом разделилось на четыре части царство Александра; ведь, сказав о четырёх главах, он разумел четырёх царей, восставших из него . Александр же при смерти действительно разделил своё царство на четыре части . (25) Затем, говорит, зверь четвертый, страшный и ужасный; зубы его железные и когти его медные. Кто же этот [зверь], как не Римляне, именно те, которые и есть железо – это до сих пор стоящее царство. В самом деле, и голени его, как сказано, железные. После этого, возлюбленный, остаются уже только ступни ног великана, одна часть которых состоит из железа, а другая из глины, так что та и другая перемешаны друг с другом. Через пальцы ног [истукана] Даниил прикровенно показал десять царей, которые восстанут из него. Именно о них он и говорит: [я] рассматривал зверя, и вот, десять рогов у него, и вот, вышел другой, как отрасль (παραφυδιοι ), и три из прежних рогов искоренил. Под этим же [рогом] в свою очередь показан не кто иной, как Антихрист, который и восстановит царство Иудейское. Когда же [Даниил] говорит, что перед ним будут исторгнуты три рога, то ясно указывает на трёх царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского, которые будут убиты им в военном состязании. Он-то, одолев всех, сам будет страшным, жестоким тираном и воздвигнет скорбь и гонение на святых, над которыми он вознесется. В самом деле, Даниил говорит: смотрел на рог: и вот, этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них (Дан 7:21), наконец зверь был сокрушен, и тело его предано на сожжение огню (Дан 7:11). (26) При этих обстоятельствах и придёт наконец Камень, поразивший истукана и разбивший его, и низложивший всех царей, и давший царство Всевышнего святым. Он-то и есть Тот, Кто сделался горою великой и наполнил всю землю.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И вот, начался в Вавилоне розыск мудрецов. Стали искать и Даниила с товарищами, ибо они считались мудрецами. Тогда вошел Даниил к царю и просил его дать ему время, и он поведает царю сон его. Царь согласился. И стал Даниил с товарищами своими горячо молиться Богу своему, Богу небесному. И открыл Бог Даниилу тайну в ночном видении. III И сказали Навуходоносору, что Даниил, пленник иудейский, может открыть ему тайну сновидения. Навуходоносор позвал Даниила. И сказал ему Даниил: – Не могут ни мудрецы, ни гадатели открыть тебе тайну твою. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны. Он открыл царю во сне то, что будет в последние дни. Ты, царь, на ложе твоем, думал о том, что будет после тебя, в грядущее время. И Бог, открывающий тайны, открыл тебе, что будет. И стал Даниил рассказывать царю сон его, и начал так: – Тебе, царь, было такое сновидение. Вот, пред тобою огромный истукан; в необычайном блеске стоит он пред тобою, и вид его страшен. Голова у истукана золотая; грудь и руки – серебряные; чрево и бедра – медные; голени – железные; а ступни ног и пальцы на них, частью из глины, частью из железа. Ты смотрел на истукана... Как вдруг, от некоей горы оторвался, не руками отсеченный, камень. И ударил камень по истукану, по глиняно-железным ногам его, и раздробил их. А потом все разрушилось и стерлось в прах: и железо, и глина, и медь, и серебро, и золото. Все сделалось, как пыль на гумне в летнюю пору. Налетел ветер, унес этот прах, и следа не осталось от истукана. А камень, поразивший истукана, сделался великой горой и наполнил собой всю землю. Таков был сон Навуходоносора. Даниил поведал царю и значение сна, и сказал. – Ты, царь, царствуешь над царями. Тебе Бог небесный дал царство, и власть, и силу, и славу. Твое царство – золотое. Ты – золотая голова. После тебя возникнет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное. А четвертое царство будет крепко, как железо, и все будет сокрушать и раздроблять, но не твердо будет оно стоять, ибо смешана в нем будет крепость железа и хрупкость глины.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Иисус не отвергал ни того, что Он – Мессия, ни того, что Он   – Царь. Он принимает   65.266           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 230   исповедание Петра, и Сам свидетельствует пред Пилатом (Мф. 27, 11, Марк. 15,2, Лк. 23, 38, Иоан. 19. 19 – 22), что Он – Царь. И Его мессианское самосознание, как бы к нему ни относиться, есть центральный факт Евангельской истории, все более признаваемый и рационалистической наукой. Но в то же время царство Его – не от мира сего, и основная апрокалиптическая идея о том, что Мессия сверхъестественнуюсвою силу должен употребить на устроение земного царства, на исторические и человеческие цели, решительно отвергается и осуждается Им вместе со всей концепцией иудейского хилиазма. Эта сверхъестественная помощь отвергается Им и в страшную ночь Гефсиманского предательства: " Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели 12 легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? " (Мф. 26, 53 – 54). Он говорит Пилату: " Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям, но ныне царство Мое не отсюда " (Иоан. 18, 36). Отвергая мессианскую идею в      ее хилиастическом истолковании, Иисус в то же   65.267           Апокалиптика и социализм Булгаков: Два Града, 230   время санкционирует эсхатологические идеи апокалиптики. Но при этом Евангелие вносит ясное различение в сливавшиеся до сих пор хилиастический и эсхатологический планы, и, устраняя первый, тем отчетливее вскрывает последний. " Царствие Божие " , это столь многозначное выражение, получает в Евангелии свой специфический, именно двоякий смысл: во–первых, Царствия Божия внутри нас , как религиозного блага общения с Богом в Церкви, как непосредственного переживания вечности в волнах временности, свободы в оковах необходимости и, во–вторых, " Царствия Божия, приходящего в силе " , вследствие приближения нуменального, а не эмпирического только переворота Бога к твари и преображения мира. Царство Божие есть лично–религиозное, мистическое прикосновение души к религиозной реальности – Церкви и в ней к Христу, но вместе с тем его окончательное наступление обозначает прекращение теперешней эмпирии, переворот метафизического характера, изменение самой основы мира в его отношении Богу. Далеко не случайно, что одним и тем же именем – ап. Иоанна, надписываются  и " пневматическое " Евангелие от Иоанна, где наиболее ясно раскрывается имманентно–религиозный характер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Иудеи ожидали Пришествия Мессии именно с наступлением Римского железного ( Дан.2:40 ) царства. Известный стих из Книги Бытия (1-я глава 2-й стих) они истолковывали следующим образом: «Земля же была безвидна (безвидна, бесформенна – царство Вавилона) и пуста (царство Персии), и тьма (царство Греции) над бездною (царство Рима), и Дух Божий (дух Мессии, Христа) носился над водою». То есть с наступлением 4-го, железного, царства иудеи ждали Пришествия Христа (Мессии). Все известные еврейские комментаторы относят пророчество о въезжающем в Иерусалим на ослице и осляти из Книги Захарии именно к Мессии, Христу. Интересно и то, что далее говорится в Книге Захарии: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах.9:10 ). Слова «и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» могут быть отнесены только ко Христу, Царство Которого установится по всей вселенной. Его Царство – это Его ЦЕРКОВЬ . В современной иудейской традиции евреи путают 1-е Пришествие Христа со 2-м и пытаются отрицать христианскую концепцию о ДВУХ пришествиях Миссии. Но в самих древних текстах иудаизма эта концепция присутствует: В Талмуде есть интересная притча, основывающаяся на Книге Захарии (9, 9), однако в ней не стирается различие между Первым и Вторым пришествиями Мессии. Раби Александри сказал: «Раби Йегошуа противопоставил друг другу два стиха. Написано: “Вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий” ( Дан.7:13 ), в то время как в другом месте написано: “Вот, царь твой грядет к тебе… кроткий, сидящий на ослице” ( Зах.9:9 ). (Он разрешил парадокс, говоря, что если люди заслуживают того, то он придет с облаками небесными, но если нет – скромно, сидя на осле» 176 . То есть для иудеев было всегда трудно совместить пророчества о Пришествии Мессии на облаках, в славе и величии, и о Пришествии Мессии кротко, на осляти. Объясняя им церковное учение о ДВУХ пришествиях, мы помогаем им лучше понять ветхозаветных пророков и их собственную традицию – как отголосок тех времен, когда иудеи и иудаизм были истинной Ветхозаветной Церковью , которая прекратила свое существование в глазах Бога, когда в момент смерти Господа Иисуса Христа «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» ( Мф.27:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.13:38 .  поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; Толкование, по-видимому, столь простых слов «поле есть мир», подало повод, говорит Тренч, к самым ожесточенным спорам, каких не происходило ни о каком другом тексте, исключая разве, где говорится о Таинстве Причащения. Выражение это в древности много цитировалось в донатистских спорах. Донатисты настаивали, что Спаситель подразумевал здесь под полем не Церковь , а мир, и говорили, что нечестивые люди могут быть терпимы в мире, но не в Церкви. Августин настаивал на противном, утверждая, что Господь не считал современного состояния Церкви совершенно чуждым зла. Что Христос назвал поле миром (поле – подлежащее, а мир – сказуемое), в этом едва ли возможно сомневаться, но дальше Он говорит о Церкви, в которой существуют и доброе семя, и плевелы. Ни одного слова у Него нет о том, что плевелы должны быть истребляемы и уничтожаемы людьми, которые считают себя святыми. Слова «оставьте расти то и другое до жатвы» (стих 30) показывают, что плевелы будут существовать до скончания мира и основания нового Царства, хотя они и от το πονηρο – от лукавого. Здесь мужской род το πονηρο. Мф.13:39 .  враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Иоанн Златоуст замечает: «Когда сеет, то сеет Сам, когда же наказывает, то наказывает через других, именно через Ангелов». Выражение «кончина века» в Евангелиях только у Матфея и еще в Послании к Евреям ( Евр.9:26 – веков). Но оно встречается в иудейской, особенно апокалиптической, литературе. Жнецы отличаются от рабов, которые донесли хозяину поля о том, что сделал враг-человек. Если рабы люди, то жнецы – Ангелы. Мф.13:40 .  Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: Мысль, здесь изложенная, подробнее объясняется в следующих стихах. Образы взяты от обычной уборки хлеба. Мф.13:41 .  пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, Выражение «из Царства Его» следует толковать в том смысле, что когда придет Сын Человеческий, тогда и Царство Его также придет. Во время этого будущего пришествия и будут окончательно изъяты плевелы из Его Царства. В стихах 41 и 43 различаются Царство Сына Человеческого и Царство Отца. Нет надобности предполагать, что Царство Сына Человеческого наступает только при окончании мира (ср. Кол.1:13 ), хотя до этого и может считаться неполным (ср. Мф.25:34, 46 ). Напротив, как здесь, так и в 1Кор.15:24 выражается мысль, что Сын в конце «предаст Царство Свое Богу и Отцу». Тогда праведники и «воссияют как солнце».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На пути к Богу рождается много различных дум о соотношении Божественной и человеческой реальности, личности и общества, личности и государства. Слово Божие ясно освещает имеющиеся сомнения. Мир Божий, мир духовный, небесный, совершенно иной, и не подвластен физическим законам и философским умозаключениям. Но надо признать, что наша душа вынуждено сталкивается с проблемами, связанными с материей. Душа естественно признает тело, которое есть объективная реальность, имеющая свои функциональные обязанности. Однако зачастую душа подчиняет себя телу, превращаясь в рабу плоти, вместо того, чтобы властвовать над телесными инстинктами. Древние евреи окончательно подчинили себя материальной необходимости. Считая себя Богоизбранным народом, они в то же время сами подпали под власть кесаря. Своим Словом Господь окончательно разделил два царства: Божественное и кесарево. Начиная с этого момента человек поставлен перед выбором: с кесарем или Богом. « Природа христианства совсем невыразима в социальных категориях мира сего. Христианство вошло в мир, как благая весть о спасении и о Царстве Божием, которое не от мира сего. " Ищите ж прежде всего Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам " . " Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный " . " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою повредит " . " Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот: оно здесь, или: вот, там. Ибо Царство Божие внутрь вас есть " . " Царство Мое не от мира сего " » (Николай Бердяев). В понимании же иудеев Бог есть земной царь, некое подобие римского цезаря, от которого, кстати, так хотели освободиться. Иудейский мир не мог понять свободу, если она была скована физическими узами. Трудно было понять, что рабы, социально находящиеся в рабстве, могут быть внутренне свободными. Иудей стремился к внешней свободе, не очень заботясь о внутренней, поэтому весь его душевный уклад настроен на революционную волну, на изменение общественного состояния. В своей работе «Царство Божие и царство кесаря» Николай Бердяев писал: «Христианство было величайшим духовным переворотом в истории человечества, самой большой внутренней революцией, пережитой человечеством.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Надо было ответить на вопросы: когда наступит мессианское царство и как долго будет длиться временное земное мессианское царство перед концом этого мира? Появлялись разные предположения. Например, в Третьей Книге Ездры говорится о том, что царство Мессии продлится 400 лет. Мол, сколько времени Израиль был в египетском рабстве, столько времени он и будет царствовать. А в рабстве он был 400 лет. «Откроется Сын Мой, Иисус, с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет; а после этих лет умрет Сын Мой, Христос, и все люди, имеющие дыхание, – и обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого; после же семи дней… отдаст Земля тех, которые в ней спят… Тогда явится Всевышний на Престоле Суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, Истина утвердится, Вера укрепится» ( 3Езд.7:28–34 ). Что касается числа 1000, то оно возникло из других соображений, а именно из представлений о том, что этот мир будет существовать столько дней, сколько потребовалось Богу на его творение. Книга Бытия говорит о божественной неделе. Бог творил мир шесть дней, а седьмой день – суббота – был днем отдыха. Но ведь сказано: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ), то есть «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет 3:8 ). Отсюда каждый день творения считали равным 1000 лет. И получается, что мир будет пребывать в труде и зле 6000 лет, так сказать, всю божественную рабочую шестидневку, а седьмой день, то есть еще 1000 лет, будет суббота, 1000 лет покоя и отдыха. Мессия придет в 6000-й год, а седьмая тысяча, равнозначная субботе, дню отдыха в истории творения, будет Царством Мессии. Это и будет Тысячелетнее царство Израиля. Таково было иудейское представление, популярное на грани тысячелетий. Иоанн использует его в Апокалипсисе и переосмысляет в христианском духе. Речь уже идет не об иудеях. Тысячелетнее царство должно быть наднациональным царством святых свидетелей Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010