Но, кроме перечисленных видов оправдания аскетизма, возможно еще мистическое обоснование его. В этом случае аскетические лишения признаются средством для достижения мистических состояний духа. Эта последняя форма оправдания аскетизма и дана в творениях прп. Макария Египетского . Прежде чем приступить к изложению его воззрений на этот предмет, необходимо сделать несколько предварительных замечаний для пояснения крайне неопределенного, не имеющего ясно очерченных границ понятия мистицизм и иллюстрировать их примером мистицизма Плотина, имевшего близкое отношение к христианскому. Трудно выразить это понятие в форме логически правильного определения. Гораздо легче в общих чертах описать его. В составе широкого понятия мистицизм нужно различать, во-первых, мистические состояния духа как факт внутреннего опыта и, во-вторых, философские, религиозные и научные теории, которыми сами мистики или сторонние наблюдатели их жизни стараются истолковать и объяснить данные состояния. Мистик чувствует внутреннее единение с объектом своих стремлений, какое-то как бы непосредственное соприкосновение с ним, и это тесное общение сопровождается радостным чувством любви и блаженства. Это факт. Что касается объяснения факта, то оно может быть различным, смотря по исходной точке или основным предположениям, которые лежат в его основе. Психолог, быть может, скажет, что причиной явления служит «моноидеизм», сосредоточенность сознания на одной какой-нибудь идее и искусственное удаление из него всех других представлений 1 463 . Иное объяснение получает тот же факт в сочинениях Плотина. Экстаз, эта высшая форма мистического состояния, есть отрешение от множественного, которое для человека неестественно, и погружение в Единое, слияние с ним индивидуальности. Мистицизм есть явление столь же общечеловеческое, как и аскетизм. Ему заплатили дань индийские брамины, новопифагорейцы и новоплатоники, гностики и монтанисты, православные подвижники, католические монахи и даже протестанты. Мистические состояния духа во всех этих случаях аналогичны и легко поддаются обобщению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Идущие под Богом (фоторепортаж) 8 мин., 30.10.2014 Крестный ход... Многодневный, изматывающий. Бездорожье, брошенные деревни, короткие привалы и снова километры пути. Идут малые и старые, навьюченные вещами. Стоят на службах и молебнах в разрушенных храмах. Они идут вместе, но каждый — наедине с Богом. В дороге каждый из них говорит с Ним, одновременно присутствуя и отсутствуя для своих попутчиков. Эмоции паломников: их слезы, радость, молитвенная сосредоточенность... Их состояния: усталость, сон, эйфория, очищение — все это несколько лет я впитывала из серий любимых русских фотографов: Владимира Семина, Алексея Мякишева, Эмиля Гатауллина. Казалось, что взяться самой за тему паломничества не по силам: не хотелось быть сторонним наблюдателем или брести вслед за верующими в «пуле» фотографов. Большой Бежецкий крестный ход Так я себя «успокаивала» несколько лет. А летом 2012 года поехала снимать Большой Бежецкий крестный ход, что проходит в июле в Тверской области, а начинается в селе Труженик, по соседству с моей родной деревней. Я ощущала причастность к этому великому для всей окрестности событию и давно мечтала запечатлеть его на пленку. Я расскажу о нем и еще о двух паломничествах, которые я  снимаю и буду продолжать снимать. В селе Брейтово Ярославской области 6 и 7 июля всегда многолюдно: больше тысячи паломников приезжают каждый год почтить память затопленных деревень и города Мологи, находившегося в 50 километрах от села, стоящего ныне на берегу огромного Рыбинского водохранилища. 1. Мологские стояния в Брейтове Из истории Мологские стояния возникли в 2010 году как продолжение Леушинских стояний в поселке Мякса Вологодской области и духовно составляют с ними одно целое, поскольку трагедию Рыбинского водохранилища не разделить на области и уезды. 7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи — престольный праздник Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, затопленного водами Рыбинского водохранилища. Примечательно, что в Брейтове тоже был затоплен Иоанно-Предтеченский храм. Село когда-то входило в состав Мологского уезда, две трети территории которого тоже ушли под воду. Мологские стояния в Брейтове. Крещение на берегу Рыбинского водохранилища Протоиерей Анатолий Денисов и его новокрещеная прихожанка

http://foma.ru/idushhie-pod-bogom.html

Дело в том, что все наши земные радости кратки, неустойчивы и неизбежно обречены когда-нибудь закончиться. Болезни, старость, внешние обстоятельства жизни отнимут все, что утешало когда-то наше сердце. И даже если судьба будет к человеку благосклонна, он не растеряет друзей, сохранит любовь, разовьет в себе многочисленные таланты и станет самым богатым в мире, все равно — на последнем повороте его жизненного пути смерть безжалостно отберет у него все это земное счастье. Одна лишь мысль о такой перспективе способна отравить существование самого заядлого оптимиста. А ведь избежать этого тотального банкротства еще никому не удавалось. И много ли стоит радость, наслаждаясь которой все время приходится чувствовать себя Золушкой на балу и помнить, что таймер включен на обратный отсчет? Очевидно, что непреходящей ценностью для человека является лишь та радость, которую у него не сможет отнять даже смерть. Именно такое сокровище и предлагает Церковь всем, кто жаждет отыскать его среди житейской кутерьмы. Сокровище это — радость о Христе. О Боге, Который любит нас настолько, что ради нашего спасения воплотился, прошел через немыслимые страдания, умер на кресте и сошел в ад, чтобы вывести оттуда души всех, кто готов был принять это спасение. Эту радость невозможно обрести вне Церкви, поскольку радоваться о распятом и Воскресшем Христе способны лишь христиане, считающие Его своим Богом. Но почему же во время Богослужения в православных храмах эту радость так непросто увидеть? Сосредоточенные люди со строгими лицами несколько часов подряд неподвижно стоят перед иконами. Радость тут, как-то не особенно бросается в глаза, и сторонний наблюдатель может подумать что христиане — люди унылые и скучные. А между тем, причины этой сдержанности верующих людей во время Церковной службы очень легко понять, если вспомнить значение самого слова — «служба». Ведь служить, значит — добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, быть верным своему долгу. Служить, значит — трудиться. И Церковные службы ничуть не выпадают из этого общего определения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Дело в том, что все наши земные радости кратки, неустойчивы и неизбежно обречены когда-нибудь закончиться. Болезни, старость, внешние обстоятельства жизни отнимут все, что утешало когда-то наше сердце. И даже если судьба будет к человеку благосклонна, он не растеряет друзей, сохранит любовь, разовьет в себе многочисленные таланты и станет самым богатым в мире, все равно – на последнем повороте его жизненного пути смерть безжалостно отберет у него все это земное счастье. Одна лишь мысль о такой перспективе способна отравить существование самого заядлого оптимиста. А ведь избежать этого тотального банкротства еще никому не удавалось. И много ли стоит радость, наслаждаясь которой все время приходится чувствовать себя Золушкой на балу и помнить, что таймер включен на обратный отсчет? Очевидно, что непреходящей ценностью для человека является лишь та радость, которую у него не сможет отнять даже смерть. Именно такое сокровище и предлагает Церковь всем, кто жаждет отыскать его среди житейской кутерьмы. Сокровище это – радость о Христе. О Боге, Который любит нас настолько, что ради нашего спасения воплотился, прошел через немыслимые страдания, умер на кресте и сошел в ад, чтобы вывести оттуда души всех, кто готов был принять это спасение. Эту радость невозможно обрести вне Церкви, поскольку радоваться о распятом и Воскресшем Христе способны лишь христиане, считающие Его своим Богом. Но почему же во время Богослужения в православных храмах эту радость так непросто увидеть? Сосредоточенные люди со строгими лицами несколько часов подряд неподвижно стоят перед иконами. Радость тут, как-то не особенно бросается в глаза, и сторонний наблюдатель может подумать что христиане – люди унылые и скучные. А между тем, причины этой сдержанности верующих людей во время Церковной службы очень легко понять, если вспомнить значение самого слова – «служба». Ведь служить, значит – добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, быть верным своему долгу. Служить, значит – трудиться. И Церковные службы ничуть не выпадают из этого общего определения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы не располагаем точными данными о времени зарождения древнерусского летописания, однако все письменные памятники свидетельствуют о том, что авторами их были христиане. Следовательно, не ошибочно предположение, что летописание началось на Руси после ее Крещения. К такому выводу заставляет придти то обстоятельство, что просвещение, или, по выражению самих летописей, «книжная мудрость», получает особое распространение на Руси также со времени ее обращения в христианство . Первое летописание возникло в Киевской митрополии, позднее сосредоточилось в Киево-Печерском монастыре, основанном в 1051 году. Поскольку летописи велись преимущественно при монастырях, авторами их были монахи. На свой труд инок-летописец смотрел как на высокое и ответственное служение и выполнял его как святое послушание Церкви. Все свободное от молитвы время он посвящал летописанию. Как инок, отрекшийся от мирской жизни с ее суетой, стяжанием, соблазнами, и менее зависимый от сильных мира сего, летописец трезво, правдиво, отражал историческую действительность. В то же время летописи – это творение не стороннего наблюдателя, а человека, живущего радостями и горестями своего народа. Описание тех или иных исторических событий, происходивших на Руси, сопровождаются подчас рассуждениями автора, стремящегося вскрыть истинные причины происшедшего. Поражения в войнах, бедствия расцениваются летописцами как следствия грехов и преступлений людей. Небесная кара постигает грешников, чтобы вразумить их. Например, летописец под 1068 годом, исследуя вопрос о том, почему Русская земля подверглась нашествию иноплеменников, заключает: «Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы… Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши». Летописец – это и историк, пытающийся выявить внутренние истоки события. На все прошлые и современные события он смотрит под знаком вечности. Летописец различает исторические события, происходящие во времени, например, сражения с иноплеменниками, падение Константинополя, междоусобные войны, а также извечную борьбу добра со злом. Он уверен в исходе этой борьбы: безусловно, в конце концов добро восторжествует, Потому его рука тверда при описании даже самых серьезных народных бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) вспоминал о митрополите Лавре: «Он принял решение о воссоединении с Русской Церковью в Отечестве. Это решение было очень мужественным, потому что очень многие в Зарубежной Церкви тогда были категорически против этого воссоединения. Были и горячие сторонники, были люди, которые понимали, насколько это необходимо, но были и яростные противники — как искренние противники, так и люди, которые по каким-то иным соображениям категорически не хотели сближения с Русской Церковью в России». Протодиакон Виктор Лохматов свидетельствовал еще: «В девяностые годы владыка несколько раз приезжал в Россию негласно. Одетый как простой иеромонах, он тихо приходил в разные монастыри и церкви. Он постоянно предупреждал меня: “Смотри, не вздумай назвать меня " владыка! " ” Он был очень наблюдателен. Он был внимателен ко всему, все замечал, особенно то, что касалось жизни верующих православных людей. Это постепенно убедило его в том, что разделение должно быть прекращено». 17 мая 2007 года вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополит Лавр подписал Акт о каноническом общении, увенчавший исцеление почти девяностолетнего разъединения в Русской Православной Церкви. Этот Акт о каноническом общении называли важнейшим событием в современной истории православия. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в те годы принимал активное участие в переговорах между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Он делился: «Впервые я увидел митрополита Лавра в 2002 году. Я приехал выступить с докладом на Синоде Зарубежной Церкви. Владыка говорил очень мало. Он сидел сосредоточенный, но было видно — решение он уже принял. Несмотря на множество скептиков, в том числе и среди архиереев». «Владыка Лавр уповал на Бога, давал действовать Богу. Это был необыкновенный человек. Малоразговорчивый. Но он исполнил завет основателей Зарубежной Церкви: когда в России рухнет богоборческий режим — воссоединиться». …16 марта 2008 года, в Первую неделю Великого поста, в день праздника Торжества Православия, на 81-м году жизни, митрополит Лавр почил о Господе.

http://pravoslavie.ru/101930.html

Единая наблюдающая Россия Я снимал на видео протоколы, моменты оглашения цифр. …А вот в памяти осталось не это, а лица – умные, открытые, как правило, молодые. 7 марта, 2012 Я снимал на видео протоколы, моменты оглашения цифр. …А вот в памяти осталось не это, а лица – умные, открытые, как правило, молодые. Михаил Селезнев. Фото Анны Гальпериной, Bogoslov.ru Как жаль, что я не догадался снимать на видео то, что больше всего запечатлелось в памяти: лица наблюдателей. Я снимал протоколы, моменты оглашения цифр. Час с лишним на видео – руки, сортирующие бюллетени (по моему настоянию на нашем участке каждый из полутора тысяч бюллетеней предъявлялся наблюдателям под камеру)… А вот в памяти осталось не это, а лица – умные, открытые, как правило, молодые. Примерно тот же типаж, что на Болотной и на Сахарова. Только в отличие от демонстраций – не праздничные, а сосредоточенные. К концу дня — усталые и сосредоточенные. 4 марта я как корреспондент «Православия и мира» объехал, вместе с сыном, корреспондентом от «Гражданского голоса», десять участков на юге Москвы, где происходило голосование. Они были очень разные, эти наблюдатели (формально – члены УИК с совещательным голосом, наблюдатели, а также представители СМИ). Но едва входишь в помещение для голосования, они как-то мгновенно и безошибочно бросались в глаза. Почти на каждом участке – по одному-два наблюдателя от Прохорова, все не старше тридцати. Коммунистические наблюдатели четко делились на несколько групп. Одна группа – пенсионеры, которые ностальгировали по советской власти и, несмотря на мандат от КПРФ, фактически болели за Путина (с парой таких наблюдателей я провел вместе несколько часов при подсчете голосов). Другая группа – идейные коммунисты (молодые и не только), очень оппозиционные по отношению к правящей партии, настроженно следящие за возможными фальсификациями. Третья группа (опять-таки все не старше тридцати) – такие, как худой парень в очках и с белым бантом, по виду студент-ботан; на вопрос, почему его бант белый, а не красный, ответил, что хотел пойти наблюдателем неважно от кого, а от коммунистов была разнарядка, вообще же коммунистическая идеология ему не близка. Такие белые банты я видел у коммунистических наблюдателей на нескольких участках, — очевидно, как знак того, что они от коммунистов, но не коммунисты.

http://pravmir.ru/edinaya-nablyudayushha...

Продолжительность вызываемого рассматриваемым путем душевного процесса также колеблется в широких пределах и находится в зависимости как от индивидуальности отдельных наблюдателей, так и от напряженности и продолжительности сосредоточивания мыслей или эмоций. Так, например, чтобы вызвать галлюцинацию чувств у субъекта, находящегося в состоянии гипноза, нередко бывает достаточно простого однократного словесного внушения, т. е. всякое зрительное, слуховое или иное представление объективируется необыкновенно быстро; в нормальном состоянии простое словесное внушение вызывает обыкновенно лишь бледное представление, бледный образ, видимый, как выражаются обыкновенно в общежитии, «умственным оком» или слышимый «умственным ухом», т. е. так называемую псевдогаллюцинацию (и очень бледную). Но некоторые лица, обладающие живым воображением (художники, поэты и т. д.), бывают нередко в состоянии без особого труда объективировать, например, любой зрительный образ, т. е. вызывать любую зрительную галлюцинацию. Мы распространились с такой подробностью о теории сосредоточивания мыслей (expectancy) с целью показать, какое оно имеет значение в теории галлюцинаций. Нельзя, однако ж, не заметить, что значение сосредоточивания мыслей и др. сродных им факторов обыкновенно чрезмерно преувеличивается нашими научными противниками. Казуистика непокойных домов содержит случаи (и притом наиболее типичные случаи), в которых различные свидетели положительно ничего не знали о наблюдениях друг друга, но, тем не менее, наблюдали одни и те же призраки. Само собою разумеется, что не всякий случай непокойного дома представляется одинаково ценным и доказательным с научной точки зрения и что в каждом отдельном случае не все свидетельские показания бывают одинаково доказательными. Сказанного выше мы считаем достаточным, чтобы дать читателям общее понятие с галлюцинаторной теории посмертных призраков и об отношении ее к галлюцинаторной теории призраков прижизненных. Повторяем еще раз, что казуистика посмертных призраков находится еще в совершенно младенческом состоянии и представляет множество пробелов. То же замечание, впрочем, приложимо в известной мере и к казуистике призраков прижизненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пока еще не все они открыты для служб, но строители свою работу закончили. Еще 50 храмов находятся в стадии активного строительства. Также активно развивается реставрационная программа. В 2014 году знаковым объектом стал храм св. Климента на Пятницкой улице. Мы вместе с Вашим Святейшеством побывали в этом храме, и Вы по достоинству оценили те работы, которые были там проведены. В 2015 году основные работы будут сосредоточены в Зарядье и на Черниговском подворье. И, конечно, продолжается программы выделения субсидий на реставрацию храмов. 15 марта должна завершиться заявочная программа на текущий год. Решения, которые мы принимали на предыдущих заседаниях, не остались на бумаге. Начиная с 2014 года, ряд членов Попечительского Совета возобновили финансовую поддержку издания. Кроме того, на прошлом заседании мы обсуждали предложение организовать закупки " Православной энциклопедии " для школьных библиотек. Отрадно, что вслед за Москвой закупки начала администрация Санкт-Петербурга, средства на эти цели запланированы в бюджете Самарской области. Что касается собственно самой Москвы, в 2014 году правительство закупило для школьных и общедоступных библиотек 4200 экземпляров разных томов энциклопедии, закупки запланированы и в 2015 году. Кроме того, при поддержке Правительства Москвы на телеканале " ТВ Центр " выходит еженедельная программы " Православная энциклопедия " , нынешней осенью в эфир выйдет ее юбилейный семисотый выпуск. Будет продлен договор на безвозмездное пользование зданием для энциклопедии». Святейший Патриарх Кирилл передал слово члену Наблюдательного Совета, министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому, который рассказал о поддержке, оказываемой Министерством культуры Церковно-научному центру «Православная энциклопедия». Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»  С.Л. Кравец  представил отчет о ходе работы Церковно-научного центра в 2014 году и сообщение об основных направлениях деятельности и задачах центра в 2015 году. Состоялось обсуждение и утверждение фактической сметы за 2014 год и плановой сметы на 2015 год.

http://patriarchia.ru/db/text/4011693.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  3.6 из  5) Для развития у детей фантазии, внутренней смелости, воображения, умения сосредоточиться, быть внимательным и наблюдательным. Упражнение 1. Обмен – Возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет: расческу, авторучку, ключ. Пока ведущий считает до 20, внимательно рассмотрите предмет… …19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет… …19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас. Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась, отчего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давно они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили? Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности. Упражнение 2. Уличный фотограф Упражнение развивает зрительную память и навыки наблюдательности. – Когда вы идете по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании». Вы видите идущего навстречу человека. Переведите на него прямой взгляд и через секунду отведите. Сразу же восстановите изображение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом. Как в фотографии: Точно так же упражняйте память на «фотографиях» щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее – глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать. Упражнение 3. На одну букву Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность. – Пока ведущий сосчитает до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, название которых начинаются с буквы С. …29! 30! Пожалуйста, кто первый? – Сверток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка, скоба, сиденье, сигареты…

http://azbyka.ru/deti/uprazhneniya-i-ety...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010