В сложившейся ситуации пророк более подробно описывает эти «преграды». В речи Господа, обращенной к «пастырям», т. е. к руководителям народа (Ис 56. 9-12), к группе «сыновей... блудницы» (57. 3-5), а также к Сиону (57. 6-13), обличаются социальные и культовые злодеяния народа, т. е. те самые «преграды», о к-рых идет речь в Ис 57. 14 и к-рые препятствуют спасению (ср.: 57. 15-21; 60-62). Пути их преодоления описаны также в Ис 58-59. Истинное благочестие не может сводиться к внешним знакам и правилам (напр., постам). «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (58. 6-7). Обличаются культовые преступления (стихи 13-14), правда и справедливость названы путем к спасению, к свету (ср.: 58. 8-12; 59. 9), Сам Господь выходит войной против Своих врагов (59. 15-21). В Ис 59. 21 о пророке и его потомках (ср.: 8. 16-18) говорится как о Рабе Господнем и посреднике в сообщении откровения. Новый раздел (Ис 60-62) начинается словами: «Восстань, светись, [в синодальном переводе добавлено - Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (60. 1). То, что Господь обращается именно к Иерусалиму, следует из глав 49-54, где Иерусалим назван женой Господа, матерью Его детей. Этот свет, к-рый должен воссиять над Сионом, будет светить и всему миру, будет привлекать в Иерусалим народы и их царей (стихи 2-3). С ними придут «сыновья и дочери» Сиона, иудейская диаспора (стихи 4, 9), и в Иерусалим-Сион они принесут богатства народов (стихи 5-9). В стихах 10-22 эти идеи уточняются. Иноземцы, а не сыновья построят стены Иерусалима и будут заботиться о том, чтобы его ворота оставались открытыми, «чтобы приносимо было... достояние народов» (стихи 10-11); непокорные народы и цари погибнут (ст. 12); леса Ливана будут принесены для строительства храма (ст. 13; ср.: 6, 7б); сыновья угнетателей придут, чтобы поклониться Сиону (ст. 14; ср.: ст. 3); Господь обратит бесчестие Сиона в вечное величие, когда Израиль сможет «насыщаться молоком народов, и груди царские сосать» (Ис 60. 16). Сам Господь принесет золото и серебро и будет заботиться о том, чтобы народ Израиля жил в мире и правде (стихи 17-18). Он - тот Вечный Свет, Который делает ненужным свет солнца и луны (стихи 19-20); жители Сиона станут праведниками и унаследуют землю (ст. 21); народ умножится (ст. 22).

http://pravenc.ru/text/674802.html

«Воинство их падет». Пророк, очевидно, опять имеет в виду действие пламени, которое иссушает, напр., дерево и заставляет падать с него листья. Почему пророк говорит и о суде над светилами? Это можно объяснить верованием древних, что светила имеют большое влияние на жизнь людей и, следов., отчасти ответственны за всякие их преступления. Ис.34:5–17 . С неба суд Господень переходит снова на землю и обрушивается на Едом как страну, наиболее враждебную Иудейскому государству. Жители этой страны будут истреблены и вся область Едомская подвергнется ужасному опустошению. Ис.34:5 . Ибо упил­ся меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, пред­ан­ный Мною заклятию. Ис.34:6 . Меч Го­с­по­да наполнит­ся кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с по­чек овнов: ибо жертва у Го­с­по­да в Восоре и большое заклание в земле Едома. Ис.34:7 . И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьет­ся земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ис.34:8 . Ибо день мще­ния у Го­с­по­да, год воз­мездия за Сион. Желая показать неотвратимость судов Божиих, пророк изображает эти суды под видом меча, без отдыха избивающего детей. Едомлян же пророк представляет под видом агнцев, козлов и баранов, буйволов, тельцов и волов, подвергаемых закланию, желая показать этим, что все классы народа в Идумее подвергнутся истребительному действию суда Божия (буйволы и тельцы – наиболее видные представители Идумеи). «Восор» – главный город Идумеи. «День... мучения, год возмездия». Оба эти выражения указывают, что наступило, наконец, время, когда Едом должен пострадать за все обиды, какие он причинил иудеям. А таких обид этот народ, живший на высоких скалах, где он мог скрываться после своих набегов на Иудею, причинил немало. Святой Иоанн Златоуст предупреждает здесь, что Бог гневается не как люди, а поступает вполне справедливо. Ис.34:9 . И пре­вратят­ся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: Ис.34:10 . не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оста­ваться опустелою; во веки веков никто не прой­дет по ней;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме того, вы можете сказать собеседнику, что Иегова назван «Богом сильным» и в Иер.32:17–18 : «...О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя Господь [Иегова] Саваоф!» (курсив автора) 352 . Поскольку Библия называет «Богом сильным» и Иегову, и Иисуса, Спросите: Учитывая, что «Богом сильным» Библия называет не только Иисуса ( Ис.9:6 ), но и Иегову ( Ис.10:21 ), может быть, Общество Сторожевой Башни ошибается, считая этот титул указанием на меньшую степень божественности? Если Иисус – «Бог сильный», и Иегова – «Бог сильный», что вы можете сказать о божественной природе Иисуса? Если Иегова – «Бог сильный», и Иисус – «Бог сильный», как быть с учением Писания, что на небесах не может быть двух сильных Богов? Единственно возможное объяснение: учение о Троице истинно. Подтвердить, что на небесах есть только один сильный Бог, можно следующими стихами: Ис.44:6 : «...Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога». Ис.44:8 : «Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю». Ис.45:5 : «Я – Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня...». Прочитав эти отрывки, Спросите: Как вы увяжете прочитанные стихи с тем, что Исаия называет «Богом сильным» и Иегову (10:21), и Иисуса (9:6)? Развивая эту тему, вы можете упомянуть, что словом «Бог» в Библии чаще всего переводится еврейское слово Elohim. Elohim – самое распространенное имя Бога в Ветхом Завете, где встречается примерно 2570 раз. В буквальном переводе это слово означает «сильный», а окончание множественного числа (-im) указывает на полноту силы или власти 353 . Elohim в Ветхом Завете изображается могущественным и суверенным Властелином Вселенной, держащим в Своих руках все человечество. Слово Elohim входит в состав таких титулов, как «Бог всей земли» ( Ис.54:5 ), «Бог всякой плоти» ( Иер.32:27 ), «Бог небесный» ( Неем.2:4 , букв. «Бог небес». – Примеч. науч. ред.) и «Бог богов и Владыка владык» ( Втор.10:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

(б)Исаия 9:6. «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». (в) Михей 5:2 . «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных». В ветхозаветном повествовании Иегова, Господь неба, раскрыл Свой план появиться в человеческом облике и дал несколько пророчеств о чуде воплощения Иисуса Христа. Изучение вышеприведенных отрывков убедит непредвзятого человека, что Иегова сдержал Свое слово и действительно воплотился в человека, стал буквально «Богом с нами» ( Мф. 1:23 ; Лк. 1:32–33 ; Ин. 1:14 ). Ключом к Ис. 7:14 является Святое Имя «Еммануил», которое переводится – и это единственный верный перевод – как «Бог с нами». А поскольку нет другого Бога, кроме Иеговы, по Его собственному свидетельству ( Ис. 43:10–11 ), то Иисус Христос и Бог Иегова едины по природе во власти и в вечности, то есть равны. Пророчество это исполнилось ( Мф. 1:22–23 ), следовательно, можно не сомневаться, что Иисус Христос Сын Девы, о Котором говорится в Ис. 7:14 . Свидетели Иеговы не могут представить ни одного аргумента, чтобы опровергнуть Писание, то есть доказать, что Иегова и Христос не одно и то же, ведь само слово «Еммануил» («Бог» или «Иегова с нами») отвергает любую другую интерпретацию. Стих Исаия 6:9 из еврейского Священного Писания представляет собой одно из сильнейших доказательств Божественности Христа, из которого неоспоримо следует: Сам Иегова намеревался предстать в человеческом обличье. Стих ясно указывает, что вся власть будет отдана этому Младенцу, Сыну, Который откроется указанными качествами. Исаия, вдохновленный Святым Духом, говорит о Христе как о «Чудном, Советнике, Боге крепком, Отце вечности, Князе мира», то есть перечисляет качества, присущие только Богу. Сочетание «Бог крепкий» само по себе указывает на Иегову, так как Он является не просто единственным Богом ( Ис. 43:10–11 ), но еще и «крепким», несравненным в Божественности. Свидетели Иеговы пытаются игнорировать этот стих, говоря, что Христос могущественный бог, но не Всемогущий (Иегова). Этот аргумент в действительности смешон. Свидетели Иеговы доказывают, что раз в этом тексте на древнееврейском языке нет определенного артикля, то «крепкий» не означает Иегову. Тогда возникает вопрос, неужели существует два «крепких» Бога? Это абсурд. И все-таки свидетели Иеговы упорствуют, несмотря на то, что в 21 стихе 10 главы Исаия говорит (без артикля!), что «обратится... остаток Иакова – к Богу сильному». В Иер. 32:18 пророк (употребив артикль) провозглашает Бога (Иегову) «великим, сильным» (оба слова означают одно и то же). Посмотрите для сравнения в Ис. 9:6; 10:21 ; Иер. 32:18 . Чтобы принять точку зрения свидетелей Иеговы, нужно признать существование двух «сильных Богов», что невозможно, ибо существует только один истинный и сильный Бог ( Ис. 45:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) В том же смысле говорится о В. и в Ис 28. 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Глагольная форма   употреблена здесь абсолютно (ср.: Ис 7. 9) и указывает на внутреннюю уверенность, твердость, внешнее выражение к-рой - «покой» и «успокоение» (Ис 28. 12; 30. 15). Этот текст был известен кумран. общине (1QS 8. 7 и сл.). В НЗ Ис 28. 16 воспринимается через перевод LXX (κα πιστεων π ατ ο μ καταισχυνθ) как пророчество о Спасителе (Рим 9. 33; 10. 11; 1 Петр 2. 6). В Ис 43. 8-13 Господь называет Свой народ свидетелем для всех народов в том, что Яхве - Бог и нет, кроме Него, др. Бога. При этом сами иудеи призываются к В.: «...чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Здесь «верить» значит признавать истинность некоего утверждения и сознательно его исповедовать. В том же смысле о В. говорится в Ис 53. 1. Книга пророка Ионы В этой книге речь идет о В. неизраильтян. Этим обстоятельством обусловлены особенности, отличающие отраженное здесь понятие В. Ниневитяне поверили в ответ на проповедь Ионы, содержанием к-рой было возвещение скорой гибели (Иона 3. 4). Их В. проявляется в посте, покаянии и отказе от злых дел (3. 8). Эта В. есть прежде всего обращение (   - 3. 8, 10), что не имеет аналогий в евр. Библии (исключение: 4 Цар 17. 13 и слл.), но характерно для второканонических книг (Юдифь 14. 10; Прем 12. 2) и НЗ. Ниневитяне принимают слова пророка как исходящие от Самого Бога (Иона 3. 5), хотя буквально в его словах о Боге не упоминается (3. 4), и т. о. оказываются способны на то, что было недоступно народу Израиля, проявляющему В. лишь на основании чудес и знамений (Исх 4. 31; 14. 31). Это во многом объясняет причину использования данного эпизода в новозаветной проповеди (Мф 12. 41; Лк 11. 32). Аввакум 2. 4.

http://pravenc.ru/text/150359.html

6–7. «Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь» ( Ис.54:6 ). Симмах и Феодотион говорят: «притесненную». Хотя от начального возраста ты была такою, что ненавидела мир, но, говорит, не будет того, чтобы Я всегда имел к тебе ненависть; ты была ненавидима лишь на время. Любовь бывает трудной относительно женщин, ненавидимых в цветущем возрасте, потому что каждая женщина, какова она ни есть, подходяща для того, чтобы ее любили от юности; потому пророк здесь говорит: «и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» ( Ис.54:6, 7 ). Акила говорит: «совокуплю тебя»; Феодотион говорит: «соберу тебя». Такая женщина, вместо того, чтобы быть любимою, скорее пребывает в забвении. Но ты будешь пользоваться Моим великим милосердием. То, что Я оставил тебя на некоторое время, есть знак любви и причина великой милости. Часто бывает милосердие тогда, когда прогневавшийся отлагает свой гнев. 8. «В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» ( Ис.54:8 ). Симмах говорит: «во время мало была ярость твоя». «Но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя» ( Ис.54:8, 9 ). А другие говорят: «как во дни Ноя», – потому что Он сохранил всю человеческую породу, сохранивши немногих от гнева. Каким же образом Он освободил ее? Потоп истребил всех, но праотцы были освобождены. Бог делает известным для всех, что, подобно тому, как Он освободил тех от потопа, так и этих освободит от плена. Не изменил ли Я гнева на милость? Как было тогда с теми, так будет теперь с вами. 9. «Как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя» ( Ис.54:9 ). Однако Он не поклялся, но, чтобы убедить их, говорит: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются» ( Ис.54:10 ). Однако, горы не переставлены и холмы не передвинуты со своих оснований; но этими словами пророк обозначает смятение и замешательство. «А милость Моя не отступит от тебя», говорит, в том, что Я не попущу не только потопа, но также никакого иного замешательства или движения на всем круге земном, но что он всегда будет пребывать твердо. Теперь Я клянусь относительно твоего плена, что Я не потерплю более быть тебе мучимым твоими неприятелями. Хотя и было совершено столько беззаконий прежде потопа, однако милость Моя оставила семя человеческое (для продолжения рода). «А милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь». Акила говорит: «союз».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо от Сиона изыдет закон, и Слово Господне – из Иерусалима» ( Ис.2:3 ; см. еще Ис.49:12 ; Ис.61:6–7 ; Ис.60:3, 7 ст.). При таком понимании данного места становится особенно замечательны и название христиан из язычников «братьями», т. е. тем самым именем, которым называли друг друга первенствующие христиане ( Деян.15:23 и др.). Подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Язычники и все языческое считалось в Ветхом Завете нечистым и, как таковое, не могло, разумеется, быть предметом угодной жертвы. Теперь же по отношению к язычникам-христианам запрещение это теряет свою силу: наоборот, они, как первенцы, познавшие Бога, представляют собой чистую и благоугодную жертву. Прекрасным новозаветным комментарием этого мнения может служить рассказ Апостольских Деяний об известном видении Апостола Петра ( Деян.10:9–31 ). В частности, употребленное здесь сравнение или, точнее, уподобление лиц, о которых говорится, «сынам Израилевым» косвенно подтверждает справедливость того мнения, что выше-то речь шла не о сынах Израиля, хотя бы и воротившихся из плена, а о чем-то совершенно ином, т. е., именно, об обратившихся язычниках. Новым и еще более ясным подтверждением этого служат и слова дальнейшего стиха. Ис.66:21 . Из них буду брать также в священ­ники и левиты, говорит Го­с­по­дь. «Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.» Во весь ветхозаветный период удел священства был привилегией лишь одного колена – Левиина. Теперь же, в те новозаветные времена, которые открыты здесь взору пророка, доступ к иерархическому служению получают все, достойные этого, не только из числа всех обратившихся иудеев, но и из среды крестившихся язычников. Исполнение этого пророчества можно видеть, напр., в словах Апостола Петра: «вы род избранный, царственное священство... некогда не народ, а ныне народ Божий» ( 1Пет.2:9–10 ). Ис.66:22 . Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Мо­им, говорит Го­с­по­дь, так будет и семя ваше и имя ваше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Дубы» в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью. «Башни» строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима ( 2Пар.26:9 ; 2Пар.27:3 ). «Корабли Фарсисские» – это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны ( 3Цар.9:26–28 ). «Украшение» кораблей – дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину ( 3Цар.10:22 ). Озия, как известно ( 4Цар.14:22 ), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями ( 4Цар.16:6 ). Ис.2:17 . И падет величие человеческое, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день, Ис.2:18 . и идолы совсем исчезнут. Ис.2:19 . И войдут люди в рас­селины скал и в про­пасти земли от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ис.2:20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных сво­их идолов и золотых сво­их идолов, которых сделал себе для по­кло­не­ния им, Ис.2:21 . чтобы войти в ущелья скал и в рас­селины гор от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Иудеи перестанут надеяться на помощь своих идолов и забросят их, или упрячут в темные норы, где живут нечистые кроты да летучие мыши (ср. Ам.4:3 ). Ис.2:22 . Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Нечего иудеям надеяться и на сильных людей, которые могут быстро потерять свою жизнь (или дыхание), как скоро Господь решит отнять у них эту жизнь. По мнению библеистов гл. 2–4 принадлежат к первым годам служения Исаии, потому что в них отражается именно характер этого времени. Вторая глава, представляет собой цельную и независимую пророческую речь (ее следовало бы начинать с 28 ст. 1-й гл.). Положение вещей, изображаемое с 6-го ст. 2-й гл., как нельзя лучше соответствует благополучному времени последних лет Озии, и большая часть толкователей относят эту речь к 740-му г. (год смерти царя Озии).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

« Боже хвалы моей!»  — говорит он, — « не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные » (Пс. 108:1). Тот же предатель, познав потом вину свою, бросил сребренники, прекратил жизнь свою, повесившись на дереве, оставив жену свою вдовою, детей — сиротами и дом опустевшим. Посмотри, как описывает пророк и это печальное событие: « дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою » (Пс. 108:9–10). Место предателя заступил Матфий; и это предсказал тот же пророк в словах: « достоинство его да возьмет другой » (Пс. 108:8). После того, как Христос был предан и добровольно отдал Себя в руки врагов, составилось из иудеев и язычников судилище, исполненное великого беззакония. Посмотри, как и это предвозвещает пророк: « Зачем », говорит он, « мятутся народы, и племена замышляют тщетное?» ( Пс. 2:1)? И не только это предвозвестили пророки, но Исаия ясно сказал и о молчании Господа, которое Он хранил, когда окружавшие Его много говорили и обвиняли Его: « как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих » (Ис. 53:7). Потом, показывая несправедливость приговора, Он присовокупляет: « во смирении Его суд Его » (Ис. 53:8), то есть, никто не судил о Нем справедливо; а далее объясняет и причину смерти Христовой. Он, как непорочный и невинный, не за Свои грехи страдал, но предан был за грехи вселенной; на то и другое, посмотри, как указал пророк: « не сделал греха, и не было лжи в устах Его » (Ис. 53:9). Этими словами он объяснил, почему и Христос был предан. Следует и другая причина: « за преступления народа Моего претерпел казнь » (Ис. 53:8). Желая показать не только причину, но и плоды крестной смерти Его, посмотри, как предвозвещает о том пророк: « все мы », говорит, « блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились » (Ис. 53:5–6). Потом тот же пророк предрекает и наказание, которому имели подвергнуться иудеи за эти беззакония в следующих словах: « Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого »  (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010