Когда же Иисус Христос исцелил сухорукого, то, прибавляет евангелист, фарисеи составили совещание против Него, как бы погубить Его, так, что Он должен был скрыться (чит. ниже 6 и 7 ст.). Вот до чего может загрубеть человеческое сердце, и вот каким загрубевшим было оно у фарисеев! Зач. 11. Злоумышление против Иисуса Христа и удаление Его с учениками. Читается в понедельник 12-ой недели по Пятидесятнице. Мк.3:6 . Фарисеи вышедши немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Это было после чуда исцеления Иисусом Христом сухорукого в субботу. Фарисеи так озлобились против Иисуса Христа за то, что Он, по их ложному учению, Сам нарушает субботу, исцеляя больных, и позволяет Своим ученикам ее нарушать, и при том еще обличает это их ложное учение ( Мк.2:23 и далее), что решились погубить Его. О фарисеях чит. в объясн. 22 ст. 1 гл. С Иродианами. Иродиане, это были приверженцы царя Ирода Антипы. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и римский император назначил им царя еврейского происхождения, Ирода, тогда образовались между ними две партии. Одни утверждали, что должно быть в подчинении у кесаря и платить ему подать, и противников сего называли мятежниками, – это были Иродиане; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что Иудеи – народ Божий и что у них непременно должен быть царь их собственного происхождения и их иудейской веры, и потому ненавидели римское правительство ( Мф.22:16 ). Мк.3:7 . Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Отъиде (удалился) Иисус Христос к морю, т. е. Галилейскому, на берегу которого лежал Капернаум, где Он исцелил сухорукого (1 ст.). Удалился, вероятно, в пустынные места близ Капернаума, где мог быть более безопасным от злоумышлений врагов. Время смерти Его еще не пришло, Он еще не окончил дела евангельской проповеди, потому и удаляется. Господь повелевал и ученикам своим не подвергаться опасностям без нужды, удаляться в опасных для них случаях ( Мф.10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Посему при виде сухорукого Господь и спрашивает фарисеев: должно ли в субботу облегчить страдания сего несчастного – что дозволено (достоит) делать в субботу, добро или зло? душу спасти или погубить? – или же оставить его страдать? Они же молчали (молчаху). Фарисеи, конечно, не могли не сознавать, что должно сделать добро, облегчить страдания; но так как имели извращённые понятия о субботнем покое, потому и могли думать, что это лучше сделать не в субботу (как однажды при другом случае и высказал начальник синагоги: есть шесть дней, которые должно делать – в те приходите исцеляться, а не в день субботний ( Лук.13, 14 ): а от этого и молчали, ничего не отвечая на вопрос Христов. У еванг. Матфея, при исцелении сухорукого, Христос указал фарисеям на то, что они сами в субботы делают благодеяния напр. своим домашним животным. Он сказал им: кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возмет ее и не вытащит ( Мф.12:11 )? Т. е. если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то неужели грешно и оказать человеку милосердие? Тут можно подразумевать еще следующие слова Господа фарисеям–лицемерам: „да вы и сами не сомневаетесь в этом, но только притворяетесь незнающими, лишь бы только найти повод упрекнуть Меня“ (Тр. лист.). Мк.3:5 . И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. И воззрев на них со гневом. Это не было возбуждение страсти гнева, но возбуждение чувства правды и истины, оскорблённого явным нарушением и лицемерием, или вообще грубостью нравственного состояния фарисеев; следовательно это был гнев праведный, а не греховный ( Мф.5:22 ; Еф.4:26 ) (Мих.). Скорбя об ожесточении (окаменении) сердец их. Фарисеи были жестоки сердцем. Жестоким, грубым или каменным называется такое сердце, которое не чувствует живо своих грехов и слабостей, не трогается несчастьями и страданиями других и т. п., вообще сердце себялюбивое. По причине этого-то жестокосердия фарисеи наблюдали за Господом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, чтобы за это благодеяние ближнему обвинить Его – Благодетеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Беседа 41. Евангелие от Матфея, глава 12, 15–30. «Избранный Отрок. Исцеление бесноватого, слепого и глухого» Рассмотрим две темы: «Избранный Отрок» и «Исцеление бесноватого, слепого и глухого». И мы читаем следующие стихи: Мф.12:15–16 . «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Зная козни их, зная, что они желают погубить Спасителя своего, Он удалился оттуда, чтобы отнять у фарисеев случай совершить нечестивое против Него дело» . Народ последовал во множестве за Иисусом, потому что видели исцеление сухорукого. Толпа всегда бурно реагирует на чудеса. Истинными последователями Господа Иисуса Христа остаются Его апостолы и те немногие из уверовавших, которые искали для себя наставления в вере и новой жизни – в Боге и с Богом. Блаженный Феофилакт дает на данный отрывок следующее толкование: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их» . Здесь говорится о том, что, удаляясь с места совершения чуда, Он проявлял заботу и о фарисеях. Так Феофилакт и пишет: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили» , – то есть чтобы Его хвалили в глазах завистников Его. Он понимает, что прославление Его за чудо исцеления сухорукого вызовет боль в сердцах завистливых фарисеев и ввергнет их и в большее озлобление. И чтобы читающие Евангелие не удивились сему, блаженный Феофилакт Болгарский прибавляет и следующие слова: «Он всеми способами старался уврачевать их» . Видите, как Свою заботу об исцелении рода человеческого Он распространяет и на врагов Своих! Вот пример подлинного человеколюбия! А так ли мы поступаем с врагами нашими, желаем ли мы им блага, духовного исцеления, молимся ли мы за них, благословляем ли их? И мы читаем далее: Мф.17–18 . «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава седьмая. Второй период служения Христова: кризис Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, да откроются помышления многих сердец. ( Лк. 2:3435 ) § 28. Исцеление расслабленного в Иерусалиме. Срывание учениками колосьев в субботу «второпервую». Исцеление в субботу сухорукого, бесноватого, скорченной женщины и страдавшего водяною болезнью Господь Христос являл «силы» среди иудеев для того, чтобы они покаялись и спаслись. Если бы иудеи истинно любили Бога и Его вечную жизнь, то, видя чудеса Иисуса Христа, они «покаялись бы во вретище и пепле» ( Мф. 11:2024 ; Лк. 10:1315 ). Они должны были рассуждать так: обилие чудесных благодеяний, явленных Израилю, свидетельствует, что Бог посетил народ Свой и что царство Его настало; поэтому Израиль должен принять закон царства Божия, – то новое учение, истинность которого может проверить всякий, кто хочет творить волю Божию, – должен покаяться, отбросить всякое пристрастие и духовно возродиться. Но иудеи не покаялись. Господь Христос сотворил множество чудес-благотворений, слух о Нем прошел по всей Галилее, и десятиградию, и Иерусалиму, и Иудее, и за Иорданом, по всей Сирии; Он сотворил так много чудес, как иудеи могли ожидать только от времени Мессии, но они не покаялись. Иудеи радовались чудесам Иисуса Христа, они видели, что самые смелые ожидания их становятся действительностью, они надеялись и желали, чтобы эта действительность продолжалась вечно. Такое их душевное настроение скрывало в себе много зла, и надлежало это зло обнаружить. Когда слух о чудесах Иисуса Христа распространился и к Нему стекался народ отовсюду, Он пошел в Иерусалим: там торжественно началось Его служение, там же надлежало начаться новому периоду Его служения, – времени когда «открылись сердечные помышления» ( Лк. 2:35 ) иудеев. В Иерусалиме Иисус Христос исцелил больного, вероятно, расслабленного, который тщетно, в течение тридцати восьми лет, ждал исцеления от источника, называвшегося Вифезда. Иисус сказал больному: «хочешь ли быть здоров? Встань, возьми постель твою, и ходи».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Следившие за ними фарисеи выразили Господу свое негодование на это нарушение субботы. Затем, тоже в субботу, Он пришел в синагогу и исцелил там, на глазах фарисеев, сухорукого. Из евангелий Марка и Луки известны другие подобные случаи нарушения субботы: исцеление Господом в субботу бесноватого 90 и скорченной женщины в синагоге и страдавшего водяною болезнью в доме одного из начальников фарисейских. Нарушение субботы исцелением бесноватого по ев. Марку прошло незамеченным. Когда Иисус учил в синагоге, находившийся там бесноватый закричал: «что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, святый Божий». Иисус со властью запретил ему и изгнал духа, а весь народ, ужаснувшись, дивился этой власти. Но другие из поименованных исцелений были намеренными нарушениями субботы. Когда Господь вошел в субботу в синагогу, где был человек с сухою рукою, то Его спросили: можно ли исцелять в субботы? Сказав, что можно в субботы делать добро, Он исцелил больного. Скорченную женщину, страдавшую этим недугом восемнадцать лет, Господь, увидев ее в синагоге в субботу, Сам подозвал и, возложив руки, исцелил, что вызвало негодование начальника синагоги. Когда в доме фарисейского начальника, в субботу, пред Господом Иисусом предстал человек, страждущий водяною болезнью, то Он Сам спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали, а Он, прикоснувшись, исцелил больного и отпустил его. Как известно, существуют основания ( Ин. 20:30 ) для предположения, что подобных нарушений субботы чудесами Христа было больше, чем сколько нам известно. С каждым таким событием злоба иудеев прогрессивно возрастала: они приходили в бешенство. Особенно разжигало их ненависть то обстоятельство, что Господь Христос, нарушая чудесами иудейскую субботу, победоносно отражал нападки иудеев указанием на то, что Он делает дела Божии во благо народа, так что «все противившиеся Ему стыдились, а весь народ радовался о всех славных делах Его» ( Лк. 13:17 ). Собственно к ненависти иудеев по отношению к Нему присоединялась их боязнь потерять для своей власти и своего влияния народ, который готов был перейти на сторону их врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Возбужденная Господом совесть не давала им покоя ни днем, ни ночью, преследовала их ужасом, который, начавшись в области сознания, овладел всею их душою, даже в ее бессознательной сфере. Душевное расстройство (νοα) на этой почве было вполне возможно. Но душевное расстройство вопрос этот скорее должен был произвести не у тех, у кого он прежде всего возник и которые руководили жизнью народа, – они были для этого слишком сильны и активны, а у слабейших из народа, подготовленных к тому душевными болезнями, рабством нечистым духам. В этих условиях беснование и приобретало ту историческую особенность, в которой оно являлось пред Господом Христом. Беснование в этой особенности было болезненным внушением 92 народу со стороны врагов Господа, вождей народа, психическим отражением их страстей, их сомнений и ненависти, в душе простецов, «изнуренных и рассеянных, как овцы, не имеющие пастыря», это было отравой, иудейским сомнением веры народной в чудеса Христа. Эти бесноватые не могли быть равнодушными по отношению ко Христу, как бабочка не может удержаться от огня: они, видя Его, в ужасе, но неудержимо бежали к Нему и исповедовали Его Христом. Это была вера, соединена с трепетом и болезненною ненавистью. В лице этих несчастных пред Христом являлись болезненные продукты душевной жизни Его врагов иудеев, их неверия и ненависти к Нему. Вообще бесноватых Христос встречал и целил с самого начала Своей чудотворной деятельности; может быть, и бесноватых исповедников Он встречал уже после возвращения из первого путешествия в Иерусалим и переселения (из Назарета) в Капернаум, как это видно из общего замечания евангелистов Марка и Луки, что Христос уже в то время не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос ( Мк. 1:34 ): однако с вероятностью можно предположить, что, по возвращении Христа из второго путешествия в Иерусалим, таких бесноватых Он встречал более, – по крайней мере, нужно оценить замечание евангелиста Марка, которое он делает после истории исцеления сухорукого: «и духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий» ( Мк.3:11 ) 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Чудеса происходят и в настоящее время, хотя и не в таком обилии, как в первые века христианства, частью по маловерию, а частью по недостоинству и грехам нашим. Кому из нас не известно о многоразличных исцелениях и чудесах от свят. нетленных мощей, от св. чудотворных икон и по молитвам особенных избранников Божиих? Главнейшее условие для получения чудесной помощи Божией есть горячая, усердная молитва к Господу, Пречистой Его Матери, св. угодникам Божиим и соединенная с оною глубокая вера и сознание своего недостоинства пред Богом. Верую, Господи, помоги моему неверию – таков должен быть молитвенный вопль души, скорбящей и обуреваемой житейскими напастями и невзгодами, при испрошении чудесной помощи от Господа! Чудеса, совершенные Иисусом Христом, были бесчисленны; но вот таблица наиболее славных чудес Его, упоминаемых в Четвероевангелии, именно в том порядке и последовательности, в которых оные происходили: I. Претворение воды в вино. Место совершения чуда – Кана. Uh. II, 1–11 . II. Исцеление сына капернаумского царедворца. Место: Кана. Uh. IV, 46–54 . III. Чудесная ловля рыб. Место: Галилейское озеро. Лk. V, 1–11 . IV. Исцеление бесноватого. Место: г. Капернаум. Mk. I, 23–26 . V. Исцеление тещи Петровой. Место: тот же город. Mk. I, 30–31 . VI. Исцеление прокаженного. Там же. Mk. I, 40–45 . VII. Исцеление слуги сотника. Там же. Mф. VIII, 5, 13 . VIII. Воскрешение сына вдовы Наинской. Место: Наин. Лk. VII, 11–17 . IX. Укрощение бури. Место: Галилейское озеро. Mф. VIII, 23–27 . X. Исцеление гадаринских бесноватых. Место: г. Гадара. Mф. VIII, 28–32 . XI. Исцеление расслабленного. Место: г. Капернаум. Mф. IX, 1–8 . XII. Воскрешение дочери Иаира. Место: Капернаум. Mф. IX, 18–26 . XIII. Исцеление кровоточивой. Там же. Лk. VIII, 43–48 . XIV. Исцеление двух слепых. Там же. Mф. IX, 27–31 . XV. Исцеление глухого-бесноватого. Там же. Mф. IX, 32–33 . XVI. Исцеление больного, находившегося в болезни 38 лет, в купальне Вифезда. Место: Иерусалим. Uh. V, 1–9 . XVII. Исцеление сухорукого. Место: Иудея. Mф. XII, 10–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Гадара, Капернаум и берег озера. Исцеление бесноватых и возвращение в Капернаум. Исцеление расслабленного, спущенного чрез крышу. Призвание Матфея. Ответ фарисеям о посте. Исцеление кровоточивой. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов и бесноватого. д) Путь в Иерусалим на 2-ю Пасху Иерусалим и окрестности. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Учение Иисуса Христа о равенстве с Отцом. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Умысел фарисеев и иродиан погубить Иисуса Христа. Шествие в Галилею. е) Деятельность в Галилее (в 3-й раз) Гора блаженств. Молитва ночью. Поставление 12 апостолов. Нагорная проповедь. Исцеление прокаженного. Капернаум. Исцеление слуги сотникова. Наин. Воскресение сына вдовы. Капернаум и берег озера. Посольство Крестителя к Иисусу Христу и беседы Спасителя по этому случаю. Прощение грешницы в доме Симона фарисея. Исцеление бесноватого. Ответ фарисеям, приписывавшим чудеса Иисуса Христа Вельзевулу. Ответ просившим знамения с неба. Указание на ниневитян и на царицу Савскую. Восклицание женщины, что блаженно чрево, носившее Христа. Матерь и братья Христовы. Притчи о семени и проч. Объяснение притчей. Назарет. Проповедь в синагоге. Неверие жителей. Удаление из города. Окрестные селения. Хождение по Галилее по убиении Предтечи. Послание 12 апостолов. Вифсаида Галилейская. Удаление за озеро к Вифсаиде. Насыщение 5000. Плавание учеников и хождение Иисуса Христа по водам. Капернаум. Исцеление больных на берегу. Прибытие народа из-за озера. Учение о хлебе небесном. Отдаление многих слушателей. Намек на Иуду предателя. Обличение преданий фарисейских. О нечистоте, исходящей из сердца. Тир и Сидон. Десятиградие. Исцеление бесноватой дочери у хананеянки. Исцеление глухого, косноязычного и многих больных. Насыщение 4000. Далмануфа. Требование чуда. Переезд на другую сторону. Предостережение от закваски. Вифсаида-Юлия. Исцеление слепого. Кесария Филиппова. Беседа с апостолами. Исповедание Петра. Обетование о церкви, 1-е предсказание о страданиях. Учение о кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Где происходило первое из этих чудес? – По какому случаю Иисус Христос пришел в Иерусалим? – В каком месте Он встретил там расслабленного? (Как назывался этот пруд? Почему?) – Зачем расслабленный находился у купальни этой? (Чем она была замечательна? – Видели-ль люди, как Ангел Божий сходил на воду? – Почему-ж они знали, что он сходит? – Всякий ли больной получал от воды исцеление и во всякой ли болезни?) – Был ли еще кто с этим человеком? – Почему Спаситель обратил внимание Свое на этого больного? – (Отчего больной не воспользовался Божьею милостью от воды?) – Что Спаситель сперва сказал больному и что тот отвечал Ему? – Как Иисус Христос исцелил его? Какое наставление Иисус Христос потом дал исцеленному? (Когда это было? – Как это чудо стало известно начальникам иудейским? – Как оно подействовало на них? (Что они замышляли сделать с Иисусом Христом?) Где и когда Иисус Христос совершил второе, рассказанное здесь, чудо? – Каким образом? – (Где находился Силоамский источник?) – Как начальники иудейские узнали об этом чуде? – (Как исцеленный рассказывал о нем?) – Что они сперва стали делать при этом? (Зачем они расспрашивали родителей исцеленного?) – Что они потом говорили бывшему слепцу про его исцеление и насчет Иисуса Христа? Для чего так говорили? – Удалось ли им уверить его в том, что они говорили ему? (Как он отвечал им на их рассуждения?) – Как подействовал на них ответ его? Что они сделали с исцеленным? Где Иисус Христос совершил 3-е чудо, рассказанное здесь (исцеление сухорукого)? – Как Он исцелил хворого? – Что Он говорил перед тем и кому? – Почему Он обратился к учителям с таким вопросом? – Как они ответили Ему? (Почему так?) – Как Он объяснил им, что в праздник надобно делать добро? – Что сделали ненавистники Христовы после этого чуда? – Какую молву они распускали еще про чудеса Христовы? – Что Иисус Христос говорил им на это? – (Что. при этом сказал Он про слова человеческие?) XV. Укрощение Иисусом Христом бури на озере и хождение Его по воде О чем был рассказ? – Что Иисус Христос показал этими чудесами? – Где Он укротил бурю? – Когда и как это произошло? – Что Он сказал при этом, ученикам Своим? – В чем же показался недостаток их веры (что у них мало ее)? – Как подействовало на них это чудо?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Или, не читали ли вы в законе, что священники во храме в субботы нарушают субботу, однако неповинны? Но сказываю вам, что здесь тот, кто больше храма. в. Предпочтением милости жертве. А если бы вы знали, что значит изречение: милости хочу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ), то не стали бы осуждать невинных. г. Тем, что суббота ради человека. И сказал им (Иисус Христос) [, что]: суббота сделана для человека, а не человек для субботы. И посему Господин есть [и субботе] Сын человеческий (Христос) и субботе (=Сын человеческий есть господин и субботе). 1. Исцеление сухорукого. а. Вшествие в синагогу, и учение в ней. отошедши оттуда, (где защищал учеников, срывавших колосья в субботу, Господь) пришел 38. Исцеление сухорукого. [вошел] опять – Случилось [же] и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. б. Сухорукий вот, [человек] там человек, [руку имеющий сухую] иссохшую имеющий руку; и рука у него правая была сухая. в. Лукавство книжников и Фарисеев. примечали за Ним (за Иисусом Христом) книжники и Фарисеи, не исцелит ли его (сухорукого) в день субботний, [в субботу], – чтобы найти причину к обвинению Его. И спросили Иисуса: можно ли лечить в субботы? – чтобы обвинить Его. г. Повеление сухорукому стать посреди. Но Он знал помышления их, [И говорит] и сказал человеку, имеющему иссохшую встань и выступи на середину; и он встал, и выступил. д. Вопрос Фарисеям. [И говорит им] Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботы, доброе или худое? Сохранить жизнь, или погубить? Они молчали е. Вразумление их. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в день субботний упадет в яму, не возьмет и не вытащит ее? Сколько же лучше человек овцы? Итак можно в субботы делать добро. ж. Исцеление сухорукого. И посмотрев на с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, [тогда] говорит ему, – сказал тому человеку: протяни руку твою! он так и сделал, – и протянул; и стала рука его здорова, как и другая. з. Злоумышление Фарисеев. Они же (книжники и Фарисеи) пришли в бешенство, и советовались между собою: что бы им сделать с Иисусом?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010