2) Фаррар, говорит, что Иисус Христос только ускорил засыхание смоковницы, а не то чтобы от Его проклятия усохло вполне живое дерево (стр. 419, общ. изд.). 3) Преложение воды в вино на браке в Кане могло быть, по Фаррару, следствием какого-нибудь «ускоренного процесса природы», или следствием магнитизма, или же тут произошёл какой-нибудь обман зрения и вкуса вследствие «необычайной восхищенности» гостей (стр. 95, общ. изд.). 4) В овчей купели исцеление подавалось больным не от схождения Ангела, а просто от того, что пруд обладал целебными свойствами, которые возбуждались через известные промежутки времени, что суеверный народ приписывал действию Ангела. Между прочим, Фаррар в замечании указует на то, что в Евангелии не сказано, чтобы исцеления при овчей купели совершались моментально, так что, по его мнению, там не исцелялись больные, а просто лечились, как теперь бывает, ездят на целебные воды (см. замеч. к больш. изд. Жизни Иисуса Христа , стр. 431). 5) Говоря о даровании зрения слепорожденному (чрез помазание его глаз брением), Фаррар почему-то находит нужным упомянуть о «слюне человека, долго не нарушавшего поста», что она имеет целительную силу для слабых глаз, и сделанная из неё грязь употреблялась на Востоке при лечении опухоли на веках (329 стр. общедоступн. изд.). 6) О служении на пользу человеческому спасению ангелов и о мучительном действии в людях бесов Фаррар говорит «это иудейское верование, в окончательной своей форме заимствованное от язычников в Вавилоне» (ч. I, стр. 365). По поводу Евангельского повествования о схождении ангела, возмущавшего воду в овчей купели, Фаррар замечает: «древнее народное сказание, проникшее и в текст Евангелия Иоанна, приписывало целебные свойства воды схождению Ангела» (стр. 263, ч. I). Ещё он говорит: «то, что мы считаем эпилепсией и манией, Иудеи, как известно, считали бесноватостью» (стр. 400); особенно же следует прочитать повествование об исцелении гадаринского бесноватого, как образчик Фарраровского извращения Евангельского повествования (стр. 236–239, с замечаниями).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/obli...

314 Отец Иоанн отбыл в Орел в среду, 18 августа, по приглашению г-д Бакиных. 21 августа он служил Литургию в Петропавловском соборе Орла (Орловский вестник. 1904. 22 авг., 113). 316 В Ферапонтовой монастыре подвизались св. прпп. Ферапонт и Мартиниан, первые игумены обители. В 1514 г. здесь скончался Ростовский архиепископ Иоасаф. С Ферапонтовым монастырем были также связаны имена Пермского епископа Филофея, епископа Суздальского Ферапонта, бывшего Киевского митрополита Спиридона, основателя угличского Учемского монастыря Кассиана, сербского агиографа Пахомия, русского писателя инока Паисия (Вздорнов Т. Летописец Ферапонтова И. И. Бриллиантов//Памятники Отечества. 30. С. 132–133). 317 Отец Иоанн служил Литургию в церкви Леушинского подворья 19 августа, в четверг, при большом стечении молящихся. В конце богослужения он произнес поучение об исцелении Иисусом Христом бесноватого в Гадаринской стране ( Мк. 5, 1–20 ); текст его см.: Вед. 1904. 21 авг., 183). 319 см. примеч. 2 к письму к игумении Таисии от 26 марта 1904 г. и 4, 5 к письму епископу Арсению от 17 августа 1904 г. 320 Возможно, отец Иоанн ждал игумению Таисию в Петербург к 26 сентября, на престольный праздник церкви подворья Леутипского монастыря – день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 321 Отец Иоанн уехал в Орел 18-го и возвратился в Кронштадт вечером 23-го августа. (Котлин. 1904. 21 авг., 189). 322 Крещение Царевича Алексея Николаевича состоялось в Петергофе 11 августа (см. телеграмму от 1 августа 1904 г. и примеч. к ней). 10 августа отцу Иоанну был высочайше пожалован золотой наперсный крест, украшенный сапфирами, бриллиантами и двумя золотыми медальонами тонкой чеканной работы (Там же. 1904. 13 авг., 182). В дневнике Батюшка записал: «Благодарю Господа, удостоившего меня величайшей чести и радости присутствовать и молиться во всем благолепии священнического сана при крещении высоконоворожденного наследника Всероссийского престола, благоверного государя цесаревича и великого князя Алексея Николаевича (11 августа 1904 года, в среду) в церкви Петергофского дворца и – видеть Россию – во всех ее высших представителях, мужеского и женского пола» (Горе сердца! Из дневника прот. И. И. Сергиева. СПб., 1908. С. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Читателей ее надо предостеречь, что автор ее – доктор богословия англиканского вероисповедания. В некоторых местах книги Господь описывается более как человек с некоторыми слабостями, чем как Богочеловек. Граничит с кощунством трактовка вопроса в отношении святейшего образа Божией Матери. Совершенно неприемлемо для православного описание чуда исцеления гадаринского бесноватого. Из текста этого описания можно заключить, что Фаррар вообще не верит в существование бесов. Почему Церковь отлучила писателя Льва Толстого? «А потому, что дерзнул написать новое «евангелие», которое есть искажение Евангелия истинного. Апостол Павел написал: «Кто новое евангелие будет проповедовать, да будет проклят, анафема» ( Гал.1:8 ). Также у него своя программа: 1. Не противься злу: пусть бьют, режут, грабят; молчи и терпи… 2. Суды не нужны. 3. Ни полиции, ни войска… Все это насилователи свободы. 4. С женою не разводись, хоть она и неверна. Брака у него тоже нет. 5. Война богопротивна, и войска не нужно – Свт. Феофан Затворник . Письмо 224, вып. II.]. Толстой – враг Божий, слуга сатаны» (святитель Феофан Затворник ). О духовничестве и священстве Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного? Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать. Как поступить, если потерял доверие к духовнику, а сказать об этом стесняешься? Сказать об этом другому духовнику. Есть такие грехи (особенно некоторые плотские), которые говорить на исповеди очень стыдно, особенно если женщине приходится говорить молодому священнику. Как быть в таких случаях (особенно, если грехи эти тяжелые и не могут быть отпущены на общей исповеди)? Найти другого священника, которому и покаяться в этих грехах. Если священник благословляет сделать что-то не согласное с учением церкви, надо ли выполнять благословение? Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению евангельскому. Об этом пишет святой апостол в своем послании. – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 )]

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

– Толкование книжников предписаний Закона об исцелении в субботу; –  Мк. 3:2 («и наблюдали.., чтобы обвинить Его»); – Истинный смысл субботнего покоя; – Первое указание на решение фарисеев добиваться смерти Иисуса Христа ( Мф. 12:14 ). VI. Иисус Христос и язычники – Чью веру превозносит Господь, совершая исцеление? (Семинар I – 7); – Предсказание Мф. 8:11–12 (с Востока и Запада); – Языческие города Тир и Сидон ставятся в пример городам галилейским; –  Исцеление Гадаринского бесноватого ( Мк. 5:19–20 ), отправление его на проповедь 15]. I– Христос и ученики Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 38–61; 6, т. 1, с. 350–360,476–482; т. 2, с. 1–4, 16–32, 513–512, 658–663; 10; 14; 15] Домашнее задание Прочитать в Ин 1:35–51 о первой встрече будущих апостолов с Иисусом Христом. Отметить слова Господа, сказанные о каждом из будущих апостолов, и их реакцию на встречу со Спасителем. Прочитать повествования синоптических Евангелий о призвании галилейских рыбаков ( Мф. 4:18–22 ; Мк. 1:16–20 ; Лк. 5:1–11 ). Отметить особенности, изложенные евангелистом Лукой. Обратить внимание на контекст отрывка (что предшествовало и что последовало призванию первых учеников). Прочитать о призвании Матфея (Левия) ( Мф. 9:9–13 ; Мк. 2:13–17 ; Лк. 5:27–32 ). Отметить особенность жизненного пути этого ученика Христова. Выяснить значение слова «апостол». Где и в каком контексте встречается это слово в Евангелии? с. 70–71]. Внимательно прочитать 10–ю главу Евангелия от Матфея и параллельные места. Какова была цель избрания апостолов? Подтвердить цитатами из Евангелия. Найти все варианты списка Двенадцати апостолов, приведенные в Священном Писании Нового Завета. Сравнив их между собой, отметить сходство и различия. Выписать имена апостолов из Четвероевангелия. Принимая во внимание, что иудеи часто носили не одно имя, а два или три, отметить, как именно Евангелист называет апостола: Симон (Петр) Симон (Петр) (10:2) (3:16) (6:14) (Кифа, Петр) (1:42) Составить список Двенадцати апостолов с их вторыми и, если есть, третьими именами (без указания конкретного Евангелия).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Братия, вникните, укрепляйтесь, бодрствуйте! Ты подавляешься злом, зло всюду, всюду, и в собственной душе. Зло упорное, неистребимое, и в ночи и во дни, в молодости и в старости. Оно просачивается всюду, не щадит даже святых мгновений. Оно отравляет чистоту, наполняет душу унынием. Оно - засасывающее, гордое и захватное, как одна только мнимая правда жизни. Вы сейчас слышали, что было в Гадарине. Это - царство смерти, царство безжизненных троп и смердящих гробов, среди которых живет пленник зла (Мк. 5,5). И " сему надлежит быть " . Но не бойтесь, не колеблитесь, а воспитайте в себе к этому царству отвращение, ужас, а сами стойте твердо, не вступая на берег смерти. Божией силой вы поставлены на берег жизни, а сила эта всемогуща, зло пред ней бессильно. Берегите же в себе начаток этой силы, начаток Духа, и вы будете непобедимы... Пусть кругом бушует шквал разлившегося зла и всплески его даже тебя достигают, но будь тверд. Не шелохнись в сторону смерти! Если ты выдержишь этот напор зла и сохранишь в себе Божественное семя, то ты обессилишь зло. Как мрачный гад, оно будет извиваться у ног твоих и просить: " Не мучь меня, пощади " . Зло бессильно будет против тебя, и тогда ты поймешь слова апостола: " Противостаньте диаволу, и убежит от вас " (Иак. 4,7). И в радости воскликните со святым апостолом Павлом: " И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь " (2 Тим. 4,18). Слово в 23-ю Неделю по Пятидесятнице Возлюбленные! Сегодня вторично (в первый раз читался в пятое воскресенье по Пятидесятнице) читается евангельский рассказ об исцелении Господом гадаринского бесноватого (Мк. 5,1-20). Главное в этом рассказе - картина власти зла и предостережение ученикам Христа: держаться только правого берега жизни и не уклоняться к берегу смерти. Поскольку мы настолько беспечны, что стараемся не замечать, как на наших глазах погибают в царстве зла тысячи людей, Святая Церковь вторично преподносит нам этот рассказ. В повествовании о гадаринском бесноватом есть также одна очень значительная мысль, которая дается верным для укрепления их в тяжкой борьбе с грехом и злом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1834...

Как не радоваться столь великой милости Божией, подобно тому, как радовался исцеленный Им гадаринский бесноватый? В чем же выразилась его радость? В том, что он по всему городу ходил и проповедывал, что сотворил ему Иисус. От избытка сердца, переполненного радостью, глаголали его уста. Он чувствовал непреодолимую потребность поделиться своею радостью с людьми, ибо и радость не в радость, если не с кем ее разделить. Подобно сему и мы должны поступать. Плод благодати Свитого Духа, сообщаемой нам в таинстве крещения и в других таинствах, есть радость и мир ( Гал. 5: 22 ). Благо тем из нас, которые сохранили этот плод: они не только сами питаются им, но и других питают. Они ни от кого не скрывают своей радости о благодати Божией и ни о чем больше не любят говорить, как о милосердии к ним Господа и любви Его к ним и ко всем людям, и ничто столько их не радует, как убеждение, что их радости сочувствуют другие. Дай Бог, чтобы таковая радость была присуща всем нам. Что она не только возможна, но и обязательна для каждого, это видно из слов Апостола: радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся ( Флп. 4:4 ). Апостол говорит о непрерывной духовной радости, даже требует ее. Стало быть, это требование не только можно, но и должно исполнять. Оно для всех обязательно и потому нельзя не пожалеть людей, не ощущающих духовной радости; в них она притуплена радостями мирскими и земными. Получаемую в таинствах благодать Святого Духа они не сохраняют и живут не духовною жизнью, а только чувственною и питают себя пристрастием к земным благам. Они даже не поймут вас, когда заговорите им о духовной радости, подобно тому, как слепому не растолкуете, что такое цветы, глухому – что такое музыка. Никому не приведи Бог испытать такое состояние бесчувствия к духовной радости. В поступке исцеленного гадаринского бесноватого, проповедовавшего по всему городу о том, что сотворил ему Иисус, сказалась не только радость о милости к нему Господа, но вместе ревность о славе Его имени. Прославляя Христа повсюду, он мог опасаться усилить вражду к Нему гадаринцев, потерявших свиное стадо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На православном кресте Спаситель распят четырьмя гвоздями, а на католическом – тремя (нога на ноге, одним гвоздем). Святитель Феофан Затворник пишет: «Кто как хочет, но неотступно с Православной Церковью исповедуйте, что не тремя, а четырьмя гвоздями Иисус Христос был распят». 1064. Как смотреть на западную книгу Фаррара «Жизнь Иисуса Христа»? Читателей ее надо предостеречь, что автор ее – доктор богословия англиканского вероисповедания. В некоторых местах книги Господь описывается более как человек с некоторыми слабостями, чем как Богочеловек. Граничит с кощунством трактовка вопроса в отношении святейшего образа Божией Матери. Совершенно неприемлемо для православного описание чуда исцеления гадаринского бесноватого. Из текста этого описания можно заключить, что Фаррар вообще не верит в существование бесов. 1065. Правильно ли крестить, поливая сверху водою? Митрополит Московский Киприан (1406 год) писал псковитянам: «А что вы доныне крещали детей, держа в руках и поливая сверху водой, то это крещение не правое». (Хотя перекрещивать уже нельзя.) 1066. Почему Церковь отлучила писателя Льва Толстого? А потому, что дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. Апостол Павел написал: …если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1: 8 ). Так же у него своя программа: 1. Не противься злу: пусть бьют, режут, грабят; молчи и терпи… 2. Суды не нужны. 3. Не нужны полиция, войска… Все это насилователи свободы. 4. С женой не разводись, хотя она и неверна. Брака у него тоже нет. 5. Война богопротивна, и войска не нужно. Толстой – враг Божий, слуга сатаны (свт. Феофан Затворник ). 1067. Как смотреть на малый грех, часто повторяемый? Такой грех близок к смертному. Сравним большой грех с большим камнем, а малый с песчинками. Большое количество песчинок иногда может быть тяжелее камня. Например: ложь не есть грех к смерти. Однако часто повторяемая, ложь уже лишает благодати Божией и заслуживает кары ( Пс. 5: 7 ). 1068. Как можно достигнуть нерассеянности на молитве?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

8) В конечном счете, для чудес Христа имеется достаточно подтверждений от компетентных свидетелей, которые увидели их, когда они были исполнены, и на основании косвенных показаний, относящихся к тому времени, когда чудеса совершались, и после этого. а) Мы имеем свидетельства тех, кто ощущал благотворные последствия чудес, особенно тех, кто был исцелен от заболевания. В некоторых случаях исцеленный, где бы только он ни был, рассказывал другим о происшедшем чуде, даже после того, как Христос просил его этого не делать ( Мк.1:45 ). В других случаях Христос поощрял исцеленного рассказать другим о своем исцелении, как в случае гадаринского бесноватого ( Мк.5:19 ). Что касается других знаменательных случаев, обратите внимание на исцеление слепого в девятой главе Евангелия от Иоанна, самарийского прокаженного ( Лк.17:11–19 ), немощного в Иерусалиме ( Ин.5:11 ) и на кормление толп до четырех и пяти тысяч человек ( Мф.15:38 , Ин.6:14 ). б) Мы имеем свидетельства наблюдателей, которые сами не ощущали последствий чудес, но видели, как они совершались. Некоторые места в Евангелиях говорят об удивлении и изумлении толп, увидевших чудеса ( Мф.15:30–31 , Мк.2:12 , Лк.4:36, 9:43 ). Такие реакции были типичны: «Никогда ничего такого мы не видели», «это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир». «Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил»? в) Мы даже имеем свидетельства непослушных и скептических людей, хотя их свидетельства часто имеют косвенное значение. Иоанн сообщает, что многие иудейские начальники веровали в Иисуса, но из боязни перед другими Его не исповедовали ( Ин.12:42 ). Иерусалимские книжники косвенным образом засвидетельствовали о силе Христа в изгнании бесов, обвинив Его в том, что Он «имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовскою князя» ( Мк.3:22 ). г) Косвенные доказательства Христовых чудес выходят из сложного образа того, как чудеса связаны с целым повествованием Евангелия. В историческом повествовании каждый отдельный факт входит в общий состав истины; если отнимаешь один факт, то нарушаешь целый состав истины. Наоборот, если желаешь сочинить какую-то историю, то нужно наплести целую паутину событий, чтобы подтвердить данное неверное утверждение. Пословица говорит: «Лжец должен иметь длинную память». Когда кто-то говорит неправду, то мы такому говорим: «Скажи еще одну неправду, чтобы подкрепить первую». Припомним слова: «Какую спутанную паутину мы плетем, когда впервые начинаем обманывать других».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Каким видит мессианство Иисуса Марк? В дополнение к вводному стиху (1, 1) и исповеданию Петра (8, 29), Марк использует слово Christos в следующих контекстах: напоить «чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы» (9, 41); спор о «Христе, сыне Давидовом» (12, 35); предостережение против лжехристов (13, 21-22); вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (14, 61); и, наконец, уже приведенная выше насмешка первосвященников и книжников (15, 32). Абсолютная непричастность мессианства Иисуса к претензиям на политическое лидерство проявляет себя и в т.н. «мессианской тайне Иисуса». Провозглашая приближение Царства Божия Своими чудесами, Он категорически отказывается признаться в том, что Он — Христос (Мессия) и Сын Божий. Отсюда Его запреты и людям и бесам разглашать об увиденном (1, 23-25; 3, 11-12; 7, 36). Но когда совершается аналогичное чудо на языческой территории, например исцеление гадаринского бесноватого (5, 19), Иисус Сам повелевает ему «рассказать, что сотворил ... Господь». Находясь там, Иисус не был связан тайной Своего мессианства: какое дело до нее было язычникам! Вместе взятые, эти примеры говорят о том, что Иисус был предельно далек от политизированных мессианских ожиданий евреев того времени. Его мессианство находится в русле таких библейских пророчеств, как песнь Второисаии о страдающем «Отроке Господнем» (Ис. 42, 1-4; 49, 1-6; 50, 4-9; 52,13 — 53,12). В ответ на мессианское исповедание Петра Иисус открывает ученикам страшную тайну: Он пострадает и умрет! Мессия страдающий Первое из трех предсказаний о страданиях появляется в 8, 31. По своему содержанию и языку оно примыкает к другим пророчествам об этом в 9, 31 и 10, 33-34 («Сыну Человеческому ...убиту ...в третий день ...воскреснуть»). Согласно этим текстам, Иисус предоставил Своим ученикам полную и ясную картину всего, что произойдет с Ним по прибытии в Иерусалим. Почему же они ничего не понимают из заблаговременно открытого? Ни Петр (8, 32-33), ни Иаков с Иоанном (10, 35-37)? Этой тайне суждено полностью раскрыться лишь на суде перед Синедрионом. Здесь Иисус более не скрывает, Кто Он такой (16, 61-64).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/3/71...

Димитрий Тракателлис Глава 4. Анализ двух основных христологических концепций В предыдущих трёх главах мы шаг за шагом продвигались по тексту Евангелия от Марка, отмечая в каждой перикопе более или менее сильное присутствие двух фундаментальных христологических концепций: власти/силы и страдания. По методологическим соображениям мы не углублялись в систематическое изучение их компонентов. Наша задача состояла в том, чтобы ясно очертить и показать уникальное переплетение этих двух линий в тексте Евангелия от Марка. Сейчас мы остановимся на каждом из этих двух аспектов подробнее, рассмотрим, с какими идеями и ситуациями они связаны. Сила и власть Христова 1. Прежде всего, Христос имеет власть над злыми и нечистыми духами. Уже в первой главе Евангелия от Марка упоминается о противостоянии Иисуса сатане («искушаемый сатаною», 1:13). Этот конфликт, как он описан, относится к владычеству Иисуса над тёмными силами. Характерно, что здесь же сказано о «служении» Мессии со светлой стороны духовного мира – со стороны ангелов. Чуть далее, в той же главе, власть Христа полагает конец угнетению человека бесовскими силами: Христос изгоняет их. Первое чудо в Евангелии от Марка – это именно освобождение одержимого от злого духа (1:23–28). Это действие, указывающее на необоримую мощь Сына Божьего, повторяется неоднократно в Евангелии: здесь исцеления и гадаринского бесноватого (5:1–20), и дочери сирофиникиянки (7:24–30), и молодого человека, одержимого нечистым «глухим» духом (9:17–27). Эти случаи ярко показывают ужасные муки людей под действием бесовских сил, их неспособность спасти себя. Вмешательство Иисуса открывает Его уникальную власть, избавляющую от тёмных сил, которые одолевают и поражают человечество. Помимо информации о конкретных случаях, Марк делает и ряд обобщений относительно власти Иисуса: «Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему» (1:27); «изгнал многих бесов» (1:34); «изгонял бесов» (1:39). Для полной и абсолютной власти Иисуса над бесовскими силами характерно и то, что Он делится ею с учениками: «...чтобы они имели власть...изгонять бесов» (3:15); «дал им власть над нечистыми духами» (6:7). Будучи вручённой, эта власть начинает действовать немедленно: «Изгоняли многих бесов» (6:13). Могущество Христа столь велико, что даже люди, не являющиеся Его апостолами или учениками, совершают экзорцизмы Его именем (9:38).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010