В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права. Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви. Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом. В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/2188758.ht...

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного   наследия (далее — выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации до настоящего времени порядок и сроки предоставления соответствующей информации не установлены. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию ограничений (обременении) взимается государственная пошлина в размере 7500 рублей с организации и 500 рублей с физического лица. Льгота по уплате государственной пошлины за регистрацию ограничений (обременения) прав, установленных в публичных интересах, ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена. 3. Государственная регистрация ограничений (обременения) прав на недвижимое имущество возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. В то же время, в соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, приостановить регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности. В отсутствии такого Федерального закона государственная регистрация ограничений (обременении) без регистрации права собственности соответствующего субъекта права не может быть проведена.

http://patriarchia.ru/db/text/204830.htm...

Архив Пн О проекте новой формы охранных обязательств 11 июля 2018 г. 18:11 С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства. В июльском номере журнала «Приход» 4, 2018) руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) разъясняет вопрос, связанный с подготовкой новой формы охранных обязательств. С принятием Федерального закона от 22.10.2014 г. 315 «О внесении изменений в Федеральный закон " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства. До принятия указанного закона охранное обязательство представляло собой двустороннюю сделку, сторонами которой являлись государственный орган охраны объектов культурного наследия и религиозная организация — пользователь или собственник объекта культурного наследия. С принятием упомянутого закона ситуация изменилась. Охранное обязательство теперь представляет собой нормативный правовой акт органа охраны объектов культурного наследия, возлагающий на религиозную организацию ряд обязанностей без какого-либо согласования с религиозной организацией. Типовая форма охранного обязательства утверждена приказом Минкультуры России от 01.07.2015 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) " ». К сожалению, данная форма не обеспечивает проведения следующих предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» процедур: Такая позиция Минкультуры России нарушает права религиозных организаций. Согласно п. 8 приложения 2 к упомянутому приказу Минкультуры России от 01.07.2015 1887 в случае, если «к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия». При этом внесение изменений в охранное обязательство предусмотрено только в случае изменения органа исполнительной власти, осуществляющего государственную охрану объекта культурного наследия (п. 7 приложения 2 к приказу).

http://patriarchia.ru/db/text/5234729.ht...

Мосгорнаследие: Снос старинного здания в центре столицы — это вопиющее нарушение закона 7 сентября, 2015. Новостная служба Департамент выдал предписание на приостановку работ, но здание снесли 7 сентября. ПРАВМИР. Департамент охраны культурного наследия Москвы примет все меры для ответственности привлечения виновных в сносе старинного здания в столице. «Мосгорнаследие считает снос объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, вопиющим нарушением закона. Департамент примет все меры для привлечения виновных к ответственности», — цитирует пресс-служба Мосгорнаследия руководителя департамента Алексея Емельянова. Он отметил, что здание по адресу Красноказарменная улица, д. 14, стр. 20 не принадлежало к числу объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, однако в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия в адрес департамента поступило заявление о том, что здание обладает признаками объекта культурного наследия. Мосгорнаследием были направлены обращения правообладателю земельного участка, ОАТИ, Мосгосстройнадзор, а также выдано предписание на приостановку работ. Несмотря на это 6 сентября объект был снесен. Ранее в департамент поступило заявление об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. В соответствии с новой редакцией Федерального закона об объектах культурного наследия, департамент обязан рассмотреть это заявление в установленный законом срок и принять по нему решение: либо о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (этот статус позволит в дальнейшем рассмотреть вопрос о включении объекта в единый реестр объектов культурного наследия), либо об отказе во включении в список выявленных объектов культурного наследия в связи с отсутствием историко-культурной ценности объекта. По закону поступившее заявление должно быть рассмотрено в течение 90 дней. В это время собственник объекта не может вести никаких работ, которые наносят вред сохранности объекта, о чем Мосгорнаследие своевременно уведомило собственника.

http://pravmir.ru/mosgornasledie-snos-st...

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он. Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/2188758.ht...

Архив Пн О проекте федерального закона, вносящего изменения в порядок осуществления надзора в области охраны объектов культурного наследия 17 июля 2017 г. 16:01 На официальном портале проектов нормативных правовых актов Министерством культуры РФ размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект, по замыслу разработчика, направлен на совершенствование порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Проект федерального закона комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) . Законопроект предусматривает установление общественного контроля за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия. Право осуществлять такой контроль предоставляется общественным организациям через создаваемые ими общественные инспекции, члены которых имеют право беспрепятственно, без учета режима осуществления богослужений и иной религиозной деятельности, посещать и осматривать принадлежащие религиозным организациям объекты культурного наследия и их территории, а также использовать при проведении мониторинга состояния объектов культурного наследия технические средства связи, аудио-, фото- и видеофиксацию, средства технического и инструментального контроля, беспилотные летательные аппараты. Согласно законопроекту религиозные организации не могут выступить в качестве учредителей общественных инспекций. При этом законопроект исключает возможность включения в состав общественных инспекций лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с религиозными организациями как собственниками (пользователями) объектов культурного наследия. Поскольку более 90% объектов культурного наследия находится в собственности или пользовании религиозных организаций, принятие законопроекта создаст почву для беспрецедентного вмешательства общественных организаций в деятельность религиозных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/4961888.ht...

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов. Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования. Статья 14. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия 1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьями 40 - 45 настоящего Федерального закона, и обеспечившее их выполнение в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеет право на льготную арендную плату.

http://patriarchia.ru/db/text/159845.htm...

СОГЛАШЕНИЕ между Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и Московской Патриархией Русской Православной Церкви по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия религиозного назначения 17 августа 2007 г. 15:27 «17» августа 2007 г. г. Москва В целях повышения эффективности осуществления мероприятий по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, предотвращения их утраты, обеспечения оперативного взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, ее территориальными управлениями и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, религиозными организациями, входящими в структуру Русской Православной Церкви, а также учитывая духовное, культурное, воспитательное значение памятников истории и культуры религиозного назначения, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее — Служба) в лице руководителя Боярскова Бориса Антоновича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 354 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.03.2007 323-р, и Московская Патриархия Русской Православной Церкви в лице Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II заключили Соглашение о нижеследующем: 1. В целях реализации данного Соглашения Служба осуществляет следующие мероприятия: 1.1. Организует на регулярной основе проведение мероприятий (семинаров, совещаний) для представителей Московской Патриархии Русской Православной Церкви, а также религиозных организаций, входящих в структуру Русской  Православной Церкви, по вопросам сохранения и популяризации объектов культурного наследия религиозного назначения; 1.2. Информирует Московскую Патриархию Русской Православной Церкви о мероприятиях Службы по проблемам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

http://patriarchia.ru/db/text/282330.htm...

«10. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что при продлении договора аренды здания, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды, который не подлежит государственной регистрации в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ». 3) Объекты, относящиеся к категории памятников истории и культуры; — иные объекты Необходимость данной классификации обусловлена особенностями правового режима памятников истории и культуры. Государство, проявляя заботу о сохранении и надлежащем использовании памятников истории и культуры, достаточно жестко регламентирует отношения, возникающие в процессе их использования. Как установлено ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В то же время ст. 48 названного Закона устанавливает, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Собственник-государство, как правило, оговаривает в договорах о передаче памятника истории и культуры в безвозмездное пользование религиозной организации обязанность последней нести расходы по содержанию, охране, ремонту и реставрации передаваемого объекта. С другой стороны, получившая в собственность историческое здание религиозная организация может столкнуться с ограничением или прекращением государственного (муниципального) финансирования его содержания и реставрации. Конечно, ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в общем виде говорит о том, что «государство… оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры», но эта норма не обязывает оказывать помощь в каждом конкретном случае. Поэтому не всегда религиозным организациям передача объекта-памятника в собственность однозначно более предпочтительна, чем владение им на праве безвозмездного пользования.

http://pravoslavie.ru/61869.html

Архив Пн Об общественном контроле за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия 18 сентября 2017 г. 18:08 На официальном портале проектов нормативных правовых актов Министерством культуры РФ размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект, по замыслу разработчика, направлен на совершенствование порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Комментарий руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) опубликован в сентябрьском номере журнала «Приход» 5, 2017). Законопроект предусматривает установление общественного контроля за сохранением, использованием, содержанием и популяризацией объектов культурного наследия. Осуществление такого контроля, по замыслу разработчиков законопроекта, делегируется общественным организациям через создаваемые ими общественные инспекции. Члены таких инспекций, в случае принятия законопроекта, будут иметь право беспрепятственно посещать и осматривать объекты культурного наследия. Законопроектом не учтен тот факт, что в случае нахождения инспектируемого объекта культурного наследия в собственности религиозной организации, нужно принимать во внимание режим осуществления богослужений и иной религиозной деятельности, а также возможность использования при этом технических средств связи, аудио-, фото- и видеофиксации, средств технического и инструментального контроля. Кроме того, не предусмотрено право религиозных организаций выступать в качестве учредителей создаваемых общественных инспекций. При этом законопроект исключает возможность включения в состав общественных инспекций лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с собственниками объектов культурного наследия. Очевидно, в существующей редакции проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон " Об объектах культурного наследия " и отдельные федеральные законы» не может быть поддержан.

http://patriarchia.ru/db/text/5011325.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010