59. И к этому Исаия говорит еще таким образом: " И произойдет отрасль от корня Иесеева, и цвет произрастет от корня его. И почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. Дух страха Божия исполнит его. Не на основании мнений он будет судить и не на основании слов будет обличать, но даст смиренному правый суд и умилосердится над страдальцами земли. И словом уст своих поразит землю и духом уст своих убьет нечестиных. И будет препоясанием чресл его правда и препоясанием бедр его истина. И волк будет есть (траву вместе с агнцем, и пантера рядом с козленком, и вол со львом вместе будут пастись. И младенец возложит руку на норы аспидов и на гнездо порождений аспида, и они не причинят ему никакого вреда. И будет в тот день отпрыск корня Иессея и восстающий господствовать над народами - народы будут надеяться на него; и восстание его будет славно 1 - 10). Этими (словами) он обозначает Его, как рожденного от тех, которые происходят от Давида и Авраама. Ибо Иессей был потомок Авраама и отец Давида. Принадлежащая же к его потомству Дева, которая сделалась матерью Христа, есть (вышеназванный) отпрыск (жезл). Поэтому также и Моисей жезлом показывает фараону чудесные знамения. Также и в других случаях у людей жезл является знаком господства. А цветом он называет Его тело, ибо Он От Духа произрос, как мы прежде сказали. 60. Словами же: " Он не основании мнений будет судить и не на основании слов будет обличать, но даст смиренному правый суд и умилосердится над страдальцами земли " , он более указывает на Его божественность. Ибо вынести суд без лицеприятия, без оказания чести знатному, скорее же воздать смиренному подобающее и равное - это сообразно с высочайшей праведностью Божией. Ибо Бог ни от кого не потерпел (влияния) и не имел (ложного) сострадания, и милосерд только к праведному. Милость же совершенно особенным образом свойственна Богу, Тому именно Богу, Который благодатию может спасти и Который словом поражает землю и одним словом умерщвляет безбожников; все это принадлежит Богу, Который совершает все словом. А слова: " И будет препоясанием чресл его правда и препоясанием бедр его истина " показывают с одной стороны вид Его человеческого образа и с другой стороны Его собственную строгую праведность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

5. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. (И будет препоясан правдою о чреслех своих и истиною обвит по ребрам своим). Как пояс служит необходимой принадлежностью широкой одежды восточных жителей и делает более удобным для них исполнение работ; так правда и истина будут постоянно принадлежать будущему Потомку Иессея, как главное основание всех решений Его воли и существенно необходимое условие действий: поэтому деятельность этого великого Деятеля будет всегда беспрепятственна, успешна и благоприятна; её следствием будет общий невозмутимый мир между членами общества, прежде самыми непримиримыми. 6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. (И пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет со козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я). Люди алчные и хищные, как волки (особенно пустынные, аравийские), не будут нападать на людей слабых и кротких, как ягненок; тогда как прежде эти были любимой, лакомой добычей тех. Люди хитрые и злые, как рысь или барс, не будут набрасываться на простодушных и боязливых, как козлята обыкновенная жертва барса. Иначе – цари и царские родственники не будут злоупотреблять своей силой и властью, не будут насильствовать над подданными, беззащитными, как теленок и даже вол, цепенеющие в ужасе от рыкания льва и обыкновенно терзаемые им. Все составят один народ, столь мирный, что для него не нужен будет сильный и грозный правитель: как для стада овец в безопасных долинах не бывает необходим мужественный и предусмотрительный пастырь: такое стадо может безопасно пасти и малютка. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. (И вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы). За переменой общественных отношений последует перемена и нравов семейных. Корова питает своим молоком не только своих телят, но и людей; а медведица отличается лютой злостью и свирепством: но в стаде будущего Пастыря они будут ходить вместе и своих детей иметь в одном логовище. Лев, питающийся свежим мясом, из которого струится еще теплая кровь, впоследствии изменит свою кровожадность на умеренность и воздержание и будет питаться малосочными стеблями пшеницы. Вот образ того, как в царстве будущего премудрого потомка Иеесея будут жить мирно разнохарактерные народы, при разных, даже противоположных условиях своего быта: тогда водворится благодатный мир между племенами земледельческого быта, охотничьего, военного и пр. (ср. Ис.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5 . Итак, это – человеческое; человеческое, а не Божие, быть сильным в человеческой слабости, унизить себя перед Богом, покориться Богу, [Col. 105] сделать из себя жилище Богу и заслужить верой и благочестием, чтобы иметь Бога в себе гостем и обитателем. Ибо кто в какой мере был приятен милости Божией, тот и исполняется Божественной благодатью; и кто в какой мере кажется достойным Бога, тот наслаждается присутствием Бога согласно обещанию Самого Господа: если кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Я и Отец Мой придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). 6 . Но совсем другое дело относительно Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ) и Который имеет в Себе полноту Божества, чтобы давать всем из Своей полноты: и в Нем Самом живет полнота Божества, и Он Сам как полнота Божества обитает в каждом святом в той мере, в которой они считаются достойными Его присутствия. Итак, Он дает от Своей полноты всем, но таким образом, что Сам беспрерывно продолжает оставаться полнотой, так что даже тогда, когда Он в Своей плоти был на земле, Он также присутствовал и в сердцах всех святых, и наполнял Своей бесконечной силой и величием небеса, земли, море и вообще всю вселенную, и Он был настолько полон Сам в Себе, что весь мир не смог вместить Его. Пусть даже есть великое и невыразимое, но, однако, нет ничего столь безграничного и бесконечного, что могло бы вместить Самого Творца. (307) [Col. 106] Глава 5. О том, что пророки называли Христа Богом до того, как Он родился во времени 1 . Итак, один из пророков говорит: «Ибо Ты Бог наш, а мы и не знали, Бог Израилев Спаситель» ( Ис.45:14–15 ), Который после того явился на землю и обращался между людьми ( Вар.3:38 ). О Котором и от Лица Которого также говорит пророк Давид: от чрева матере моея Бог мой еси Ты ( Пс.21:11 ), определенно показывая, что Он был Богом и человеком и никогда не был отделен от Бога и в утробе Девы в Нем обитала полнота Божества. И как говорит тот же самый пророк в другом месте, истина возникнет от земли, и правда приникнет с неба ( Пс. 84:12 ), чтобы мы могли знать, что когда Сын Божий снизошел с неба, то есть пришел и спустился, правда была рождена из плоти Девы, и не призрак тела, но истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

     – Владыко, продолжим наш разговор о заповедях блаженства. Четвертая заповедь блаженства звучит так: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Что такое алчба и жажда правды? – В этой заповеди Христос сопрягает понятия блаженства и правды. И правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Правда – это верность человека завету с Богом. Ведь каждый из нас при крещении вступил в союз, или завет, с Богом. Те, кто стремятся жить по правде, на образном языке Библии именуются «алчущие и жаждущие правды». Жить по правде непросто, потому что в мире очень много лжи. Источник лжи – дьявол, о чем прямо говорит Господь: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения дьявола. Живя во лжи, человек не может быть счастливым, ибо не дьявол источник счастья. Путем неправды мы входим в сферу зла, а зло и счастье несовместимы. Заповеди блаженства свидетельствуют: не может быть счастья без правды, как не существует счастья с ложью. И потому всякая попытка устроить личную, семейную, общественную или государственную жизнь на началах лжи неминуемо приводит к поражению, разделению, болезни и страданию. Алчущими и жаждущими правды были все те, которые с самого начала пошли за Христом и не оставили Его до смерти. И сегодня жаждущими правды станут те, кто жаждет Христа, ибо Иисус есть вся полнота правды, вся Истина и весь порядок жизни, как Сам Он сказал о Себе: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). – Пятая заповедь блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Эта заповедь нам говорит, что надеждой на помилование Божие может быть оказание милости ближним? Что относится к делам милости? – Святые отцы учат, что самым чистым источником милости является сострадание. Сострадание – это милующее сердце. Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, он входит в нашу жизнь. Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Сам Господь перечисляет дела милости, совершение которых вводит человека в Царство Божие: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36).

http://pravoslavie.ru/98266.html

Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во Плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, сделался клятвой, единый «благословенный во веки» ( Рим 9:5 ), и так «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ), и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Рим. 8:4 ). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость – Христос. Правде – так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; Рим. 4:25 ; 1Кор.15:3 ); милосердию – так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный благословение верою во Христа получает от Бога и спасается ( 1Пет.3:9 ; Гал.3:9, 14 ; Рим. 5:9–10 ). И чего в законе не мог найти, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так «милость и истина встретились, правда и мир облобызались. Истина от земли воссияла, и правда с неба приникла» ( Пс.84:11–12 ). От этого Источника живого прохлаждаются верные, на Иисуса, вознесенного на Кресте и грехи наши вознесшего в Теле Своем на древо, верою взирают и ранами Его исцеляются ( Евр.12:2 ; 1Пет.2:24 ). Ибо «как Моисей вознес змию в пустыне, так подобало вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Об этом дерзают с апостолом говорить: «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:1–2 ). Он несовершенное их послушание Своим совершенным послушанием дополняет, и Своим совершенством недостатки и немощи их прикрывает, и так «от полноты Его все мы приняли» ( Ин.1:16 ). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). Итак, к этому прибежищу нищих и убогих и Врачу немощей человеческих, истребившему грехи, должно и нам, христианин, прибегать, и верою взирать на Него, дабы, как сыны Израилевы, угрызаемые от змиев в пустыне, взирали на вознесенную Моисеем змею и исцелялись (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«...Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ). Эта социальная правда проводится в жизнь путем внутреннего преображения, чрез жизнь во Христе, тогда это и внешне выражается в преображении нашей жизни. Как нецелесообразно делать прививки и подрезать фруктовое дерево, выращенное из земли, так же нецелесообразно заниматься социальным улучшением мира, не сосредоточив внимания на преображении сердца своего и сердец тех, кому мы желаем добра. Единым человеком грех в мир вошел ( Рим. 5:12 ). Это и есть начало социального неблагополучия. И причина его в том, что человек обособился от Бога. Единственное спасение – снова признать Отечество Божье над собой, и для этого надо снова родиться от Бога, и только рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает и не может согрешить, яко от Бога рожденный есть ( Ин. 3:9 ). Потому что зло и безумие в мире из сердец человеческих: «От сердца исходят помышления злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы» ( Мф. 15:19 ). Все эти беззакония приносят в мир страдания и насилия, голод, болезни и смерть, т. е. все, что называется социальным несовершенством. Если от злого сердца человека зло царствует в мире, то так же и от доброго сердца добро торжествует в мире и побеждает зло. «Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое», – говорит Спаситель ( Лк. 6:45 ). Если есть в мире любовь, то только потому, что Бог есть Любовь . Если есть истина, справедливость и мудрость, то только потому, что Господь есть «Свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мире» ( Ин. 1:9 ), и потому, что Он есть «путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Без Бога мир не знал бы, что есть любовь и правда. Есть народы, не имеющие истинной веры в Бога, и есть люди не верующие. Если среди них мы видим правду и любовь, то только потому, что они создание Божье и созданы по образу и подобию Божью и образ Божий, хоть и искаженный и затуманенный, но все же не искоренен до конца в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вся жизнь Иисуса Христа была несением Креста и в служении Его спасению рода человеческого, и была исполнением волеопределения Божественного: «быть в том, что принадлежит Отцу» Его ( Лк.2:49 ); и ни одним движением, ни на одно мгновение воля человеческая в Нем не предвосхитила то, в чем должна была открываться исключительно и единственно воля Божественная. Мысль эту выражает Апостол Павел в следующих словах: «...в Нем, – говорит он, – обитает вся полнота Божества телесно»; но будучи образом Божиим... и равным Богу; но «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»; «будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал; но предавал то Судии Праведному» ( Кол.2:9 ; Фил.2:6–8 ; 1Пет.2:23 ). «...Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ): искушение во всем при личном непричастии греху и было тем, в чем человеческое естество в Иисусе Христе явилось в совершеннейшей истине и правде, законе и долге частной воли перед Богом. По своей человеческой воле Иисус Христос определял Себя безусловно в изволении и разуме Божественной воли, а в этом и заключается абсолютная правда, истина, закон и долг, путь и жизнь всякой частной воли, всякого частного личного бытия перед единой, в Себе Самой сущей Верховной Волей во вселенной – во времени и в вечности. Человеческая воля в Иисусе Христе, как Сыне Человеческом, пребыла адекватно равной идее Божества о частной личной воле, и потому человеческое естество явилось в Иисусе Христе в идеальной правде, в совершеннейшем добре, в первом и последнем основании бытия; Божие возвращено в Иисусе Христе Богови и человеческое явлено в законе и норме абсолютных начал Верховной Воли о Нем. Вечная правда, безусловная истина и идеальное добро также почили в Иисусе Христе, как наоборот – ложь, отступление от Бога и зло вошли в естество человеческое через Адама; Семя жены в лице Иисуса Христа «поражает главу змия-искусителя» и, по единству рода человеческого, становится «Новым Адамом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Глава 11,5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Господь почтил особым Своим расположением это семейство, отличавшееся благочестием, добродушием и усердием к Небесному Гостю. Хотя Марфа, как видно из другого евангелиста, хлопотала больше о житейских делах (Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом [ Лк. 10,41 ]), но Господь и ее любил, и даже святой евангелист Иоанн о ней только по имени и говорит, что Иисус любил Марфу. Вероятно, и наших Марф Господь не отвергает. 15. Радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Если бы Спаситель был у больного Лазаря, он не умер бы, как говорили и сестры его: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой [ст.21]. Животворящий сейчас бы исцелил его, должен был бы исцелить его, как друга. Но чудо было бы не так велико, даже, можно сказать, небольшое чудо в сравнении с воскрешением четверодневного, смердящего мертвеца: при воскрешении такого мертвеца из ничего дарована опять покойнику жизнь явно всемогущею силою, а когда он был только нездоров, тогда следовало дать только правильный ход жизни, еще остававшейся в больном. Это – величайшее чудо Господа. Оно самым разительным, осязательным образом уверяет нас в будущем воскресении мертвых. 25[-27] ст. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Ах, какая утешительная истина! Ужели правда, что я не умру вовеки и телесная смерть моя есть только минутный переход из временной в вечную жизнь? Да, правда несомненная: Сама Истина воплощенная говорит об этом. Веришь ли сему? – спрашивает Она тебя. Отвечай Ей сердечною, живою верою: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. 33 и 34. Господь, видя пришедшую Марию, другую сестру Лазаря, в слезах и пришедших с нею иудеев, тоже плачущих, Сам огорчился духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Ему сказали: прииди и посмотри. Иисус прослезился. Так верно и несомненно, что Богочеловек Иисус искушен был по подобию, по всяческим, разве греха. Вот Господь пришел ко гробу, или пещере, на которой лежал камень. Господь повелел взять камень; его взяли. Возведши очи Свои на небо и воздав хвалу Отцу Своему, Жизнодавец говорит: Лазарь! иди вон. Мертвец ожил и вышел во всех погребальных пеленах. Господь велел развязать его и оставить идти самого. Торжествуй, христианин, с Начальником своей веры: Его торжество есть вместе и твое. И ты также некогда воскреснешь по слову Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дан.7:10). 4-5. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого . Там пророк показывает знание, здесь — строгость суда, подобно тому, как Он произнес суд о Лазаре и богаче, и — в другом месте: не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:23), именно, не от Меня Самого является препятствие (к этому), когда они (сыны Зеведеевы) считают себя достойными. Хорошо Он назвал славными земли, так как они не были славными неба. Смотри, как Он чрез Авраама осудил богатого, не применив Своего могущества, так как праведно судилище Его. И духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина . Это ясно сказал Павел об антихристе, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес.2:8), причем не будет иметь нужды ни в оружии, ни в военных снарядах: достаточно только явиться свету, чтобы исчезла тьма. Желаешь ли ты знать, каким образом Он поразит? Подобно тому, как Он увидел готовившихся схватить Его и сказал: кого ищете? И они тотчас отступили назад и пали на землю (Ин.18:4,6). Поразит землю, и духом уст Своих , — как сказано об Отце: Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их (Пс.32:6). Он угрожает морю и сушит, иссушает все реки, Он говорит солнцу: не восходи, и оно не восходит. Как случается с нами, что мы теми же руками, которыми делаем что-либо, можем и разрушить, так и с Богом: Словом Господним небеса утверждены (Пс.32:6). И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина . Симмах и Феодотион: грудь Его будет окружена верою, чтобы и мы облачились в эту одежду. Какой человек являлся имеющим вечную одежду, приличествующую одному Богу, о чем в конце этого пророчества говорится: облечется в броню — в правду (Прем.5:18; Ис.59:17) и в одежду Божию? Тогда волк будет жить вместе с ягненком (ст. 6). И опять: жезлом уст Своих поразит землю , а в другом месте: Он говорил и земля была изранена. Будешь ли (при этих словах) понимать тело, грехи которого были поражены жезлом, или, имеющее быть в конце мира, поражение на земле, — не впадешь в заблуждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Дан.7:10).   4-5. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого . Там пророк показывает знание, здесь — строгость суда, подобно тому, как Он произнес суд о Лазаре и богаче, и — в дру­гом месте: не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:23), именно, не от Меня Самого является препятствие (к этому), когда они (сыны Зеведеевы) считают себя достойными. Хорошо Он назвал славными земли, так как они не были славными неба. Смотри, как Он чрез Авраама осудил богатого, не при­менив Своего могущества, так как праведно судилище Его. И духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина . Это ясно сказал Павел об антихристе, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2Фес.2:8), причем не будет иметь нужды ни в оружии, ни в военных снаря­дах: достаточно только явиться свету, чтобы исчезла тьма. Же­лаешь ли ты знать, каким образом Он поразит? Подобно тому, как Он увидел готовившихся схватить Его и сказал: кого ищете? И они тотчас отступили назад и пали на землю (Ин.18:4,6). Поразит землю, и духом уст Своих , — как ска­зано об Отце: Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их (Пс.32:6). Он угрожает морю и сушит, иссушает все реки, Он говорит солнцу: не восходи, и оно не восходит. Как случается с нами, что мы теми же руками, которыми делаем что-либо, можем и разрушить, так и с Богом: Словом Господним небеса утверждены (Пс.32:6). И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина . Симмах и Феодотион: грудь Его будет окружена верою, чтобы и мы облачились в эту одежду. Какой человек являлся имеющим вечную одежду, приличествующую одному Богу, о чем в конце этого пророчества говорится: облечется в броню — в правду (Прем.5:18; Ис.59:17) и в одежду Божию? Тогда волк будет жить вместе с ягненком (ст. 6). И опять: жезлом уст Своих поразит землю , а в другом месте: Он говорил и земля была изранена. Бу­дешь ли (при этих словах) понимать тело, грехи которого были поражены жезлом, или, имеющее быть в конце мира, поражение на земле, — не впадешь в заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010