Скачать epub pdf ИСТИНА «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6) Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ) ( 111, 165 ). Истина есть слово Божие – Евангелие, Истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вхождение свое в душу божественная правда свидетельствует Христовым миром ( 109, 223–224 ). Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой истине верою в Нее, возопием молитвой к этой Истине – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами ( 108, 230 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Дух Святой Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий с Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитое Божеское Существо ( 111, 166 ). Принятие Истины есть вместе принятие Святого Духа... Равным образом: где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины ( 111, 166 ). Истинные служители Истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною... Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников ( 111, 165 ). Познавшие и принявшие Святую Истину вступили под влияние, водительство Святого Духа, они – часть Господня, жребий Его ( 111, 462 ). Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим... немедленно вступает всем существом своим в область святой истины... Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье ( 109, 96 ). Надо, чтобы наш образ мыслей был проникнут Истиной. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: «Что есть Истина?» ( 111, 508–509 ). Падшее человечество приступает к святой истине верою, Другого пути к ней нет ( 108, 119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

составитель Терещенко Т. Н. ИСТИНА Лучше пострадать за истину радуясь, нежели мироволить и кривить душой своею из человекоугодия (прп. Антоний, 20). Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять евангельских блаженств (прп. Амвросий, 1). Если вы соглашаетесь принять истину православия, то следовало бы вам принять ее без всяких условий, как истину. А вы пишете: «Я готов исполнить желание жены моей, но лишь в том случае, если, принеся свое убеждение в жертву, я увижу ее в полном здоровье». На это вам скажу, что условие это весьма неуместно, потому что болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Если возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам. Всеблагой Господь всегда устраивает только полезное, душеполезное и спасительное. Господь глаголет о Себе в Евангелии: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин. 14, 6 ). Молитесь искренне и с верой всеблагому Господу, чтобы вывел вас на истинный путь спасения (прп. Амвросий, 1). Милость и истина сретостеся; правда и мир облобызастася: истина от земли возсия и правда с небесе приниче ( Пс. 84, 11–12 ) 137 . Слова эти ежедневно читаются в церкви на девятом часе; но многие ли из вас понимают смысл и значение этих слов? Когда Бог Отец благоволил помиловать падший род человеческий, послать на землю Единородного Своего Сына для избавления человека от власти диавольской, и Сын Божий, Истина вечная, послушал исполнить волю Пославшего, родившись плотью от Пресвятой Девы, благоволением Отца и содействием Святого Духа, тогда исполнились псаломские же вы постараетесь искренне исправить свою жизнь и искренне примете истину православного исповедания, то силен Господь слова: милость и истина сретостеся. Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровью Своею и смертью на Кресте удовлетворил правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческие и таким образом примирил падшего человека с Богом, тогда исполнились другие псаломские слова: правда и мир облобызастася.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» Богочеловек (греч. Θενθρωπος) – наименование Иисуса Христа , указывающее на то, что в Иисусе Христе заключено два естества – Божеское и человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно , т.е. составляют одно Лицо, одну Ипостась. По учению Православной Церкви , сформулированному на IV Вселенском Соборе , естества во Иисусе Христе соединены: Основная Истина Православия – Богочеловек преподобный Иустин (Попович) Все истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина – Богочеловек Христос… ПравославиеПравославие Богочеловеком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Православия – Богочеловечество. В нем ничего не бывает по человеку и от человека, но все приходит от Богочеловека и бывает по Богочеловеку. А это значит: основную, вечную истину жизни и мира человек переживает и сознает только с помощью Богочеловека, в Богочеловеке. И еще: всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познает только через Богочеловека. Без Него и вне Его нет истинного человека, ибо человек является истинным только Богочеловеком и в Богочеловеке. Вне Его человек превращается в привидение, в чудовище, в бессмыслицу. И вместо человека вы находите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истинное человечество только в богочеловечестве. И нет другого под небом. Почему Богочеловек – основная истина Православия? Потому что Он решил все вопросы, мучающие и терзающие дух человеческий: вопрос жизни и смерти, вопрос добра и зла, вопрос земли и неба, вопрос истины и лжи, вопрос любви и ненависти, вопрос правды и неправды. Одним словом, – вопрос человека и Бога. Почему Богочеловек – основная истина Православия? Потому что Своей земной жизнью Он самым очевидным образом показал, что Он – воплощенная, вочеловеченная, вообразованная вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила: Все-истина, Все-правда, Все-любовь, Все-радость, Все-сила. Все Божественные совершенства Он свел с неба на землю. И не только свел, но и нас им научил и преподал нам благодатные силы претворять их в свою жизнь, в свои мысли, в свои чувства, в свои дела. Отсюда наше призвание – воплотить их в себе и в окружающем нас мире.

http://azbyka.ru/bogochelovek

Скачать epub pdf Слово в первый день Святые Пасхи М илость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася ( Псал. 81:11 ). Не одни мы, слушатели, участвуем в настоящем торжестве Церкви. Мир древний и новый, роды прошедшие и грядущие соединяются в своих песнопениях воскресшему Христу Иисусу. Видел Авраам день сей, день Христов, день оправдания и спасения нашего, и возрадовался духом своим ( Иоан. 8:56 ); видел его страждущий Иов, и на нем утвердил надежду своего воскресения. Вем, яко присносущен есть, говорил он в утешение себе в тяжкия минуты тяжких скорбей телесных и душевных, Иже имать воскресити кожу мою терпящую сия ( Иов. 19:26 ). Видел его Давид, и в священном восторге своем сказал: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Видим его наконец и мы, недостойные видеть его, а тем менее участвовать в высоких радостях его, видим, и с благоговейным притрепетным удивлением познаем, как точно и совершенно в сей день, в сем достопокланяемом Иисусе оправдались оные слова прозорливца Божия, как в нем легко совместились сии столь противоположные качества, каковы суть милость и истина, без всякого в нем самом противоречия, без всякого их изменения, но так, что каждое из них удерживает, так сказать, свой вид, свое существенное свойство. Приближим предмет сей подробным рассмотрением его к осязательному чувству недоверчивого разума, и при свете слова Божия дав ему, сколько можно, яснее ощутить не только возможность, но и действительное соединение таких несоединяемых, по видимому, качеств в Ходатае Бога и человеков, Богочеловеке Иисусе Христе, извлечем отсюда для себя нравственное и для преспеяния в духовной деятельности необходимое правило: в делах веры водиться более верою, а на любопытствующий разум наш налагать печать глубокого молчания, и всякое его возношение, взимающееся на разум Божий, пленять в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ). В си путие Господни – милость и истина ( Псал. 24:10 ). Вот основание, на котором зиждутся и по которому располагаются все действия Божии; вот внутренний всеобщий закон существа Его, который ясными чертами отпечатлевается во всех внешних явлениях оного. Кто внимательным и благоговейным взором приникал в таинственные пути промысла Божия в отношении к самому себе и в отношении к другим: тот не может сомневаться в этом; тому тысячи встречались случаев, в которых он видел ясно, как все действия Божии заключались, какбы в семени, в сих противоположных, по видимому, свойствах существа Его, и как все оне естественно и постепенно, так сказать, развивались из них. В существе Божием нет никакой противоположности; в нем все тождественно, все единственно, все милость и все истина. Таков Вышний в существе своем! Но каков Отец, таков и Сын. Свойства Вышнего не должны ли, по самому естественному порядку, перейти к Сыну Вышнего, к Тому, который вечно пребывает в лоне Его, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

О долге перед истиной Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 25 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 У христиан и воинствующих атеистов есть одна важная общая черта — это отношение к истине. Как говорит популярный современный атеист Ричард Докинз, отвечая на упреки в резкости по отношению к своим верующим оппонентам: “Это правда, что я иногда бывают страстен — но это потому что испытываю страсть к истине”. В этом отношении у христиан больше общего с воинствующими атеистами, чем с нынешними постмодернистами. Постмодернист полагает, что истина недостижима, а разговоры о ней чреваты нетерпимостью и фанатизмом, так что ну её совсем. Состязания христиан и атеистов, напротив, происходят на вполне чётко очерченном турнирном поле — те и другие сходятся на том, что истина существует и что мы имеем нравственное обязательство искать её и следовать ей. В теистической картине мира за мирозданием стоит личностное, творческое и нравственное начало, Бог, Который наделяет мироздание и всё, что в нём, и существованием, и предназначением, и ценностью — моя жизнь, например, обладает смыслом и ценностью потому, что Бог пожелал привести меня из небытия в бытиё, у моей жизни есть объективная, подлинная цель, для которой я создан — познать Бога и возрадоваться Ему во веки. Этой цели я могу достигнуть — или, злоупотребив данной мне свободой, не достигнуть. Каждый человек в конце своего земного пути обретёт вечность — которая может оказаться невыразимо прекрасной или невыразимо ужасной, в зависимости от того, какой выбор мы совершили по отношению к истине. Негодование и отвращение, которое атеист выказывает религии, связано не только с тем, что он считает её вредоносной (это уже во вторую очередь), а с тем, что он считает её ложной, так что следование ей несовместимо с достоинством разумного человека. Человеку надлежит следовать истине и отвергать ложь. Согласие, которое в этом пункте существует между противниками, очень важно. Многих людей вообще не интересует истина. Многие нападают на Церковь не потому, что полагают её послание ложным, а только потому, что полагают его неудобным, и вообще отказываются задумываться о его истинности — и об истине вообще. Как показывает опыт, большинство из тех, кто упрекает Церковь в том, что она не следует “учению Христа” не имеет определённого мнения о том, воскрес ли Христос и правда ли то, что говорится о Нём в Евангелии — более того, они не собираются это мнение формировать.

http://pravmir.ru/o-dolge-pered-istinoy/

Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» 17 Неплодащей же прежде Церкви, нын процвте древо Креста въ державу и Ирмос 3 канона на праздник Воздвижения Креста Господня Есть наука, имеющая предметом своим все мироздание. Это – астрономия. По тысячелетним наблюдениям астрономия знает и учит, что все светила небесной тверди по силе тяготения движутся около одного своего центра, видимого даже простым глазом. Да, это очевидно и не требует доказательств. Но есть иной мир, иное небо, иные светила: это мир духовный, человеческий, исторический, с его светилами; и для них есть свое всемирное средоточие, своя сила тяготения и своя «ось мира», около которой также во все тысячелетия вращается весь этот мир. И эта истина основывается на наблюдении исторической жизни человечества на пространстве всех ее тысячелетий. Едва ли трудно отгадать, что эта сила тяготения в духовном мире есть любовь Бога к миру и человеку и любовь человека к Богу. Едва ли нужно говорить и доказывать, что видимое средоточие духовного мира есть крестная любовь Христа, а видимое знамение ее – Крест Христов. Это – средоточие любви Бога к миру и любви мира к Богу; оно, если угодно, есть и ось мира духовного, исторического, человеческого. Мир в самом его происхождении обязан любви Божией: человек при самом его создании явился сыном любви Божией. Отсюда все бытие мира и вся история человечества есть проявление любви Божией. Но не было момента в истории, когда бы любовь Божия проявилась полнее, сильнее, выше и нагляднее, как в момент смерти Богочеловека на Кресте: мир не знал бы любви Божией в ее наивысшем совершенстве, если бы не видал Креста Господня; здесь она во всем блеске своего беспримерного смирения. В сознании только такой любви Божией все тяготеет к Богу и не может не тяготеть. Отсюда и Крест есть средоточие мира духовного и исторического. Ибо здесь – на Кресте, и только на нем – милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (псалом 84, ст. 11–12). А если это так, то Древо Креста, это орудиеискупления и воссоединения всего рода человеческого с Богом, без сомнения, есть истинное «древо жизни». Этот взгляд становится непоколебимо твердым, когда положительно известно, что понятие о «древе жизни» было изначальным достоянием религий Древнего Востока – ассиро-вавилонской, индийской, персидской и еврейской, – так же, как учение о Кресте Христовом, как «древе жизни», дарованном Искупителем, стало достоянием всего христианского Востока и Запада 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Закрыть itemscope itemtype="" > У каждого – своя правда? 17.01.2011 468 Время на чтение 10 минут Все конфессии тащат одеяла на свою сторону! Каждый готов перегрызть другому глотку! Вот она - ваша терпимость и любовь! На деле - сплошное мракобесие и слепая убеждённость в своей правоте! Откуда вы знаете, что правда - на вашей стороне? Просто так «кажется»?! А у индуса - своя правда! И у иудея - своя! И не надо всех одной меркой мерить, дайте наконец всем вздохнуть свободно! Религиозные перегородки не достигают неба! Каждый понимает Бога по-своему! - так говорят сегодня специально для христиан в СМИ лужёные голоса новых идеологов, которые готовят почву для глобалистского трансрелигиозного эксперимента. И действительно, возражать им невозможно. Никто нас, христиан, просто не хочет слушать. Скажем, к примеру, что для нас Христос - Путь, Истина и Жизнь, а нам в ответ с широко открытыми глазами и скороговоркой: - Ну и что? Вам кажется так, а другим иначе! У каждого своя правда! Что можно было сказать на это? Дух вселенской гордыни, вменение ни во что жертвы Христовой и Его Богочеловечества, оправдание своего субъективизма и индивидуализма - всё это запечатало сердца многих современников в пелены нечувствия, сообщило их голосам гулкую, медно-звенящую самоуверенность, а глазам - мёртво-багровую налитость нетерпимости и злобы. Да, когда придёт сын погибели, он скажет людям земли приблизительно то же самое... Что традиционные религии не добились своей цели, что все передрались, перессорились, попроливали друг другу кровь, попроявляли во все века сплошную нетерпимость, полностью сменили любовь на ненависть, а теперь пришла пора истинного царского мира на всей земле. Он будет красив, этот Антихрист, семитичен, могуществен, на его сторону перейдут все СМИ, все влиятельные силы мира, все политики и вся современная эклектичная интеллигенция вкупе с духовно опустившимися народами. И - все теплохладные представители многомиллионных мировых конфессий. Уже сегодня демократы новой формации, по сути, признают только единую религию будущего, а все существующие культы и конфессии стремятся лишить основополагающих догм и слить воедино. Это для них ужасно важно. Причина ясна - новые идеологи хотят выхолостить будущую религию от всякого присутствия в ней Иисуса Христа, Бога Отца и Святого Духа - Бога-Троицы, не приемлющего грех во всём его многообразии. Практически речь идёт о грядущем культе Люцифера, социального и духовного сатанизма, ибо иначе невозможно объяснить ни проливаемую повсеместно кровь, ни азарт тотального разврата, ни утробную ненависть к христианству - да-да - и в первую очередь к православию, которое в неутраченной полноте хранит в себе образ Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Птицы, полные бессилья   Птицы, полные бессилья   По мнению одного афонского старца, прожив достаточно лет в Церкви, многие останавливаются перед недоумением: вот де, живут в миру люди рассудительно добродетельно и праведно, а монахи - в непосильной работе, в подчинении непонятно кому, в нужде, в страстях, да еще и корыстно. Не лучше ли быть порядочным в миру, чем потерять себя и приспосабливаться в монастыре непонятно зачем? Где же правда?   Правда, как всегда, колюча для тщеславных, поэтому правдоискатели никак ее не могут найти. Впрочем, скрывать от искренних правду тоже незачем. Вот она - правда: поставь добродетельного и праведного мирянина на место монаха, и, вероятнее всего, он потеряет не только свои добродетели, но и человеческий облик. Собственно, так обычно и бывает: только став монахом человек понимает какова цена мирским добродетелям, которые пропадают в одно мгновение не оставляя и следа.   Так что не стоит тратить время на бесполезные разговоры: пробуйте - и познайте Истину. И Истина освободит вас. - Святая Гора Афон     " Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей " . Силуан Афонский Невежда, выйдя из глуши, Дороги мира украшает. А тот, кто свет познал души, Глушь добровольно избирает. Мы не постигли смену дней, Души святые превращенья, Зато мы смотрим на людей Глазами кроткого прощенья... Мир не виновен в нашем зле, Он лишь души ломает крылья, Чтоб мы ходили по земле, Как птицы, полные бессилья...   Стихи монахов Горы Афон Комментарии Всего комментариев: 13 2016/01/23, 17:33:53 Собственно, так обычно и бывает: только став монахом человек понимает какова цена мирским добродетелям А какова цена мирским добродетелям? Богоугодное дело - это богоугодное дело, и совершил его обычный человек или монах от этого оно становится не больше и не меньше. Василий 2014/10/04, 22:30:14 у всех настает время и осознание как же мы долго бегали за искушением , а истина она проста . рядом с нами она и вера отцов указывает нам путь . прими и прости Боже детей своих грешных .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1952

ПОЧЕМУ ДЛЯ ИСКУПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ И СМЕРТИ ПОНАДОБИЛАСЬ КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА ХРИСТОВА? Ответ на этот вопрос дают нам многие изречения Священного Писания, а также и Священное Предание нашей св. Церкви, в лице многих прославленных Отцов и учителей Церкви первых веков христианства. Особенно же сильно и убедительно раскрывают нам это именуемый «Отцом Православия» св. Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский, и Великие Вселенские Учители и Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Как свидетельствуем Слово Божие, в лице нашего Творца-Господа  «Милость и Истина сретостеся, Правда и Мир облобызастася»   ( Пс. 84, 11 ). Господь безгранично  правосуден: Он – праведный Судия,  что весьма ярко удостоверяет Слово Божие: «Праведен Господь и правды возлюби, правоты виде Лице Его»   ( Пс. 10, 7 ); «Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие»   ( Пс. 44, 8 ); «Праведен еси, Господи, и прави суди Твои»   ( Пс. 118, 137 ); «Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина»   ( Пс. 118, 142 ). И вот, по закону безусловной Правды Божией, согрешившему человеку, в лице наших прародителей Адама и Евы, изречен праведный приговор, который повлек за собой изгнание из рая, лишение райского блаженства и радости общения с Богом, что и было для них проклятием и, как последствие греха – смерть. Но Бог не только праведен и правосуден: Он – «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив»   ( Пс. 102, 8 ); Он  «есть любовь» 1Иоан. 4, 16 ), как учит об этом пространно и трогательно возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. Как же совместить в деле искупления падшего человека одно и другое – совершенное Правосудие и  совершенную Любовь? Крестная Жертва Христова как раз и явилась таким совмещением по Премудрому, Всеблагому и непостижимому для ограниченного ума человеческого Промыслу Божию, как всегда и везде учила об этом истинная Церковь Христова, руководствуясь свидетельствами Священного Писания и толкованиями Своих великих Отцов и Учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

преподобный Неофит, затворник Кипрский Содержание    Благослови, отче!    1. Когда установленная Богом Тайна (Воплощения Христова) начала приходить в исполнение, то вместе с этим долженствовало, чтобы и все имеющее послужить сему Таинству, было исполнено святости, дабы Святейший над всеми и во Святых Почивающий, возобитав во Святой Скинии, исполнил пророчение: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася; истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь — как Отец — даст благость — Слово Свое; и земля наша даст плод свой» (Пс. 84:11—13), (т.е.) — Скинию Божиего Слова — Богоизбранную Марию. «Правда — пред Ним предыдет» (Пс. 84:14), взывая: «Уготовайте путь Господень» (Ис. 40:3.), и «положит в путь стопы Своя» (Пс. 84:14). Потому что с тех пор, как оную прекрасную и сотворенную Богом и дарованную нам вещь — я имею в виду: быть по образу и подобию Божиему — мы омрачили, будучи обольщены змием, то, по всей логике, мы были преданы родственной нам земле и лишились оного образа Божиего в нас, а вместе с тем потеряли и бессмертие; и вместо святости мы скатились в грязь греха и стали рабствовать греху и беззаконию; и всякий вид беззакония покрыл весь мир, так что Давид мог сказать: «Несть до единаго». Ибо «Господь, — говорит он, — с небесе приниче на сыны человеческия, видети: аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. [И увидел — что, нет никого, «ни единого " ]. Вместо же святости (на земле). Он увидел, что скорее — «вси уклонишася, вкупе непотребни быша» (Пс. 52:3—4).    Так что же? Ужели растерялся Он пред лицом такого преизбытка греха? Ужели отвратился от нас? Ужели не нашел целительного врачества против сего всеобщего растления? Ужели извержения рек и истоков [беззаконий], покрыли Море щедрот и Бездну милости?» Отнюдь это — не так! Но поскольку было недостойно Сей безграничной Милости оставить Свое творение на съедение врагу, и (вместе с тем) грех требовал справедливого искупления — которое заключало бы в себе справедливость и святость — то, по повелению Божиему, от Иоакима и Анны рождается Оная Всенепорочная и Чистая Дева Мария, дабы Одно из Лиц Святыя Троицы, при согласии Двух других Лиц, прияв от Нее плоть, уничтожило грех в Своей плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3688...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010