5. Итак, призываю вас, братия, ради любви Христовой, храните веру, вверенную вам на попечение невредимой и не униженной. Ибо там надлежит вам вернуть ее, и если будете иметь печать Царствия чистой и невредимой, с Ним прославитесь, если же изуродуете каким-либо образом печать Христову или растопчете падениями, то Он выбросит и изгонит вас вовне вместе с демонами и неверными. А что вообще может быть мучительнее этого? Или что может быть страшнее, чем быть отлученным от Христа и соединенным с демонами? Итак, защищайте веру и сражайтесь за нее, чтобы и вам увенчаться с блаженным Павлом, говорящим: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и добавляет, говоря: и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7–8), то есть всем верующим в пришествие и явление во плоти Христа Сына Божиего. Таким образом не только Павел, но и все верующие во Христа и хранящие исповедание Его и веру увенчаются. Посему увещаю: берегите веру, вверенную вам на попечение. А если некто из братьев наиболее слаб, тот пусть отделяется и всеми силами своими удаляется от нечестивых, чтобы через общение с ними душу свою не погубить. Те же, которые сильны, со смелостью да живут среди них: ибо им надлежит иметь награду исповедников и мучеников, поскольку в случае, когда окажутся вопрошаемы, будут проповедовать истину и с дерзновением исповедовать Христа, Сына Божия. Они подлинно победят мир, как сказал возлюбленный Апостол: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (1 Ин 5:5). Исповедующие Сына Божия — суть от Бога, как снова говорит он: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин 4:3). Итак, антихристы суть те, которые, как и отец их, не исповедуют Христа Сына Божия. 6. Поэтому если какой благочестивый, путешествуя в некое место, встретится с какими-нибудь нечестивыми и будет спрошен от них, какой он веры, пусть не помышляет о том, [как бы] утаиться ему, но скорее обнаружит себя, сказав: “я христианин”.

http://pravmir.ru/poslanie-v-podderzhku-...

IV. Поэтому, наравне с арианами, которые хотят, чтобы некое расстояние было между Отцом и Сыном, равно отвергаем мы и македонян, которые хотя и воздают равенство для Отца и Сына, но однако принижают природу Святого Духа; они ведь и не задумываются о том, чтобы прекратить это хуление, которое не будет прощено судом ни в настоящем, ни в будущем веке, ибо говорит Господь: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12,32). Пребывая же в этой нечестивости, лишаются они милости, ибо не допускает их к Себе Тот, через Которого они могли бы исповедоваться; и никогда не смогут прибегнуть к исцелению прощением те, кто не имеет себе Защитника, Который бы им покровительствовал. Ибо именно благодаря [Святому Духу] возможно и призывание Отца, и слезы кающихся, и воздыхания молящихся: и никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12,3); равное всемогущество Которого с Отцом и Сыном и одинаковую Божественность с наибольшей наглядностью проповедует Апостол Павел, говоря: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1Кор.12,4-6). V. Этими и прочими свидетельствами, возлюбленные, которыми несчетно сияет власть Божественных изречений, единодушно побуждаемся мы к почитанию Пятидесятницы, ликуя во славу Святого Духа, через Которого освящается вся Кафолическая Церковь, наполняется всякая разумная душа; ведь Он есть вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один Бог - Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода. Его силой и учением даровано было нам очищение с помощью поста и милостыни. Ибо вслед за этим почитаемым днем следует время целительного поста. Его великую пользу испытывали на себе все святые, и к ревностному исполнению его увещеваем мы и вас своим пастырским служением; так что если в последние дни вы согрешили небрежением или беспечностью, то и это пусть также исправится строгостью поста и исцелится благоговением и любовью. Давайте же будем поститься в среду и пятницу, а в субботу с привычным соблюдением обычаев будем отправлять всенощное бдение; благодаря Иисусу Христу, Господу нашему, Который со Отцем и Святым Духом - Один Бог, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

   Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу.     И глаголет ему священник:    «Сочетаваеши ли ся Христу?»    И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:    «Сочетаваюся».    Трижды задается этот вопрос, и трижды звучит ответ.    Это – исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно солдатской присяге.     Таже паки глаголет ему священник:    «Сочетался ли еси Христу?»    И отвещает:    «Сочетахся».    И паки глаголет:    «И веруеши ли Ему?»    И глаголет:    «Верую Ему, яко Царю и Богу».    Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Это выражается в формах глагола: «сочетаваюся» – настоящее время, несовершенный вид и – «сочетахся» – прошедшее время, совершенный вид.    Это решение христиане и называют верой. Слово это имеет более глубокое значение, нежели просто согласие разума с набором канонических правил и исполнение предписанных обрядов. Прежде всего – это доверие, безусловное подчинение, полная отдача себя воле Того, за Кем должно следовать, что бы ни случилось и как бы трудно ни было нести Его бремя. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», – заповедал нам Спаситель наш (Мф. 11:30).    Крещаемый исповедует свою веру в Христа как Царя и Бога. Эти титулы значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Принять Его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями. Вот почему христиане древности исповедовали Иисуса Христа Господом (по-гречески «Кириос»). Это слово на религиозном и политическом языке того времени содержало в себе идею абсолютной и полной власти, требующей безусловного подчинения. Христиан преследовали и подвергали жесточайшим пыткам, осуждали на смерть за то, что они отказывались называть «господом» римского императора – земного владыку. Исповедовать Христа как Царя означает, что Царство, которое Он нам открыл и явил, находится не в далеком будущем, «по ту сторону» нашей жизни. Мы принадлежим Его Царству здесь и сейчас и должны служить прежде всего Ему. В свете этого Царства ни одна наша земная привязанность не является абсолютной, ничто и никто не может претендовать на наше полное подчинение, быть нашим «господином», «ибо я уверен, – говорит апостол Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   И не говори мне, что многие из святых многого пения придерживались, но разумей и веруй, что те же отцы повелевают нам без сомнений восходить от пения к молитве, каким был и святой Григорий Синаит, который сначала по неведению лучшего держался одного пения, а затем, будучи наставлен одним критянином, сменил многое пение на умную молитву и, по опыту познав, что не будет такого скорого и легкого успеха от пения, как от молитвы, все тщание повелел иметь всем о молитве, петь же немного, когда уныние.    Так что и ты, без всякого сомнения так делай, да не будут и тебе за твое непокорство сказаны слова апостола, говорящего так: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что ревность Божию имеют, но не по разуму. Не разумея правды Божией и свою правду стараясь поставить, они не покорились правде Божией» (Рим. 10:1—3). Ибо что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем» (Втор. 30:14). «Ибо если исповедаешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься» (ср.: Рим. 10:9). «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (ср.: Иоил. 2:32; Рим. 10:13).    Все же это — «глагол», исповедание и призывание — разумей как присутствие внутри тебя Христа, через святое крещение вселившегося, призывать Которого, именовать и исповедовать ты должен непрестанно, когда в сердце, а когда устами говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Так что наблюдай, человече, за собой и своим упорством, да не пошлет на тебя за это Бог дух усыпления — «глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат» (ср.: Рим. 11:8), — как против тебя, словно второй Илия об Израиле к Богу, говорит священное Писание, против которого ты, словно против острого рожна, прешь. Так что не надейся и не верь, что в чем-либо духовном преуспеешь, если не возьмешь за правило призывать Иисуса Христа на всякий помысел злой и на всякую рать вражью, сказал святой Исихий. Не найдешь ведь крепче оружия на врагов на небесах и на земле кроме имени Христова. И невозможно тебе избежать горького напоения злых помыслов, ни хлеб из отрубей перестать есть, пока не постараешься вкусить чистого «хлеба, сошедшего с небес» (Ин. 6:51), каковой ядущии не проголодаются вовеки, воспринимая веселие и радость, а не страх или безрассудное утешение, каковое есть радостное самомнение. Ведь как Закон, неспособный сам сделать человека безгрешным, отсылал всех ко Христу и к Нему устремлялся, хотя и казался при этом умаляемым, так и внешнее пение, предварительно обучив делателя, передает его Христу, т. е. умной Иисусовой молитве, аки не могуще того собою в духовное действо возвести, аще и само то ради молитвы сокращается, а второе бывает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Итак, «не может быть способным к мученичеству тот, кто не вооружен от Церкви на сражение, и душа ослабевает у того, кого не возбуждает и не укрепляет принятие Евхаристии (причащение Св. Тела и Крови Христовой)... По слову Господа в тех, которые преданы за исповедание заключению, глаголет Дух Отца, укрепляющий рабов Своих, говорящий и исповедующий в нас. Таким образом, вне Церкви не может быть истинного мученичества и исповедничества».    «Никаким словом невозможно изобразить блаженства и величия благ, уготованных истинным мученикам Христовым в будущей жизни, ибо “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его” (1Кор.2:9). А кто из людей возлюбил Господа столько, сколько мученики? Поскольку мученики показали величайшую любовь к Господу, то они приобщаются великой божественной славе на небе, соединяются с ангельскими ликами, с большим дерзновением участвуют в херувимском славословии, ангельском служении».    И здесь на земле, «что могло быть выше и славнее, чтобы в самой смерти исповедовать Господа, сделаться общником страданий Христовых, умирая, попирать самую смерть». В мученичестве проявилась величайшая премудрость Божия. Ибо самое большое из зол, верх несчастья — введенную дьяволом смерть — Бог обратил нам в честь и славу, ведя через нее подвижников к наградам за победоносное мученичество. Смерть за Христа доставила свв. мученикам величайшее приобретение, ибо они получили победную награду еще прежде бессмертия (еще прежде Царства Небесного), быв увенчаны за (мученическую) смерть. Св. пророк Давид сказал о человеке вообще: «Умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс.8:6); но это «малое» восполнил Христос Спаситель, когда пришел на землю и попрал смертию смерть. «То, чем земнородный был умален пред достоинством Ангелов, т. е. смерть, соделалась приобретением: поскольку если бы люди не были смертны, то не было бы и мучеников, если бы не было смерти, не могло бы быть и мученичества; смерть открыла для нас поприще мученического подвига, тление даровало нам возможность получать победные знамения, благодаря тленности мы возымели случай подвизаться».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   К этому-то должна быть направлена вся наша забота; отсюда — удаление от мира и подвижничество, чтобы, когда придет конец, мы оказались готовыми. Ибо так учит Тот, Кто пришел спасти нас и спас нас: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42); также: «если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:43-44).    Посему все мы и всегда должны быть готовы к исходу и заботиться не о том только, что здесь произошло с другими, но о самих себе и о том, что случается с нами: не будут ли ныне же восхищены от нас души наши? Тогда какая будет нам польза от того, о чем мы теперь заботимся?    Итак, мы должны смиряться, каяться, исповедоваться Богу, призывать Его на милость, стараться быть причастниками Таинства причащения и постоянно совершать сие со вниманием и в смирении души, потому что это-то и значит быть с Богом, а Богу — быть с нами, ради чего Он и воплотился. 324. О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном    Для того Спаситель и преподал нам сии Тайны, чтобы нам быть одно с Ним.    Мы, архиереи и иереи, да будем всегда причастниками страшных Тайн, священнодействуя со вниманием, сокрушением сердца и исповеданием, а что касается всех прочих, то следует и им приобщаться с покаянием, сокрушением сердца и готовностью души. И никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает Четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, то и чаще пусть приступает к Причастию Христову, даже, если можно, каждую неделю. Особенно это относится к людям престарелым и немощным, ибо в сем общении — наша жизнь и сила.    Кому угрожает смерть, те ещё чаще пусть поспешают к приобщению. И не бойся приобщаться Жизни, как боятся некоторые безумные, говоря: как бы не умереть! Но скорее умрёшь, если не примешь страшных Тайн, ибо они для тебя — жизнь, верность, сила и напутствие в жизнь вечную. Если тебе надобно ещё пожить здесь, то ты через Причастие скорее удержишь и жизнь настоящую, хотя в ней нет пользы, ибо она есть только многотрудное путешествие, ведущее тебя к кончине и тлению, болезненный подвиг, которому не дано определённой меры и конца, мзда, в которой нет существенного приобретения, путь, преисполненный страха и беспокойства, образ существования, не привлекающий к себе любви мудрых, так как жизнь объята неизвестностью и тленна, всегда может быть похищена и всегда преисполнена забот. В приобщении Тайн Христовых ты скорее обрящешь источник жизни и силы, ибо, прикоснувшись ко Христу, и кровоточивая исцелилась, и прокажённые единым прикосновением Его были очищены, и мёртвые восставали, когда рука Его касалась их, и тебя Он оживит, а не умертвит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   Порой кажется проще не замечать проблему, чем ее решать. Но грех — вполне реален, и он будет проявлять себя, как неизбежно проявляются после инкубационного периода симптомы скрытой до времени болезни. Главным проявлением греха станет желание сбить другого человека с пути, сделав его похожим на себя ( 29. Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30. прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство ).    Распространение греха не требует специальных духовных усилий, чтобы он распространялся, достаточно просто ничего не делать для покаяния. Тогда грех неизбежно проявится и на словах ( 27. Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 4. Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного ), и на деле ( 28. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 13. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло ). Падший мир лежит во зле, и не требуется никаких усилий, чтобы это зло проявилось. Усилия, наоборот, бывают нужны для того, чтобы удержать его и не дать овладеть собой, разрушая свою собственную жизнь и жизнь своих ближних. Исповедание греха и просьба о прощении    Грех — это то, что разрушает наши отношения с Богом и людьми. Поэтому трудность в том, что чтобы восстановить эти отношения, после осознания греха за него придется попросить прощения у Бога и, возможно, у людей, которых наш грех затронул. К счастью, в отличие от людей, Бог готов нас простить всегда и сразу. Проблема греха и нераскаянности — наша проблема, а не Его. Конечно, лучше всего уклоняться от зла и греха, но для этого надо очень внимательно следить за своими путями ( 17. Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой ). Если же уклониться от греха сразу не удается, то надо отказываться от него после осознания. Отказ от греха   После осознания греха попросить прощения и исповедоваться совершенно недостаточно. Нужно измениться.     Психологи описывают тип семьи, где муж сначала бьет и оскорбляет жену, а потом приходит с цветами и стоит на коленях, умоляя его простить. Жена прощает. Какое-то время у них прекрасные отношения, так называемый «медовый месяц» . Спустя полгода все повторяется — снова побои и оскорбления, снова цветы и мольбы о прощении, снова «медовый месяц»… И опять побои и оскорбления. С каждым разом промежуток между этими эпизодами все меньше и меньше.

http://bible.predanie.ru/pokayanie-tri-e...

апостол. – Говорит! «близко к тебе слово, во устах твоих и в сердце твоем, то есть, слово веры, которое мы проповедуем». Итак, проповедуемое Духом Божиим в слове Божием слово должно быть не только в сердце, но и в устах верующего, ищущего спасения, « Если устами своими будешь исповедоватъ Иисуса Господом, – продолжает св. апостол, – и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Значит, и обратно: спасешься, если не только сердцем будешь веровать в Господа Иисуса, но и устами исповедовать свою веру. «Сердцем бо веруется в правду, –продолжает св. апостол, – »устами же исповедуется во спасение», т. е. достигнешь оправдания, когда будешь веровать сердцем, и спасения, когда будешь исповедовать устами, «Ибо писание говорит, – продолжает св. апостол, – «всякий верующий в Него, не будет постыжден. Спасется всякий, кто призовет имя Господне, Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? итак, – заключает св. апостол, – «вера от слышания, а слышание от слова Божия». И вот, по апостолу, имеется слово Божие письменное и устное. То и другое возглашается посланниками Божьими, их проповедь нужно и должно выслушать, разуметь и принять. От слышания евангельской проповеди родится вера, родится в сердце. Родившуюся в сердце веру должно исповедать устами. Сия-то вера сердечная породит оправдание, а исповедание веры поведет ко спасению. Кто же не имеет веры в сердце и не исповедует ее устами, тот и не спасется. Значить, не спасется, кто не слушает евангельской проповеди, не разумеет ее умом, не питает ее в сердце и не исповедует устами. А такова ли вера старцев: «не умеем служить ни Богу, ни людям; не ведаем ни одной молитвы; молимся так: трое нас, трое вас, помилуй нас»?! Но ведь есть же на Руси немало людей, которые вовсе не разумеют Христовой веры и никак не умеют исповедать ее устами? Увы! явление крайне грустное, однако же бесспорное. Я сам встречал на Руси много людей, которые о Господе Иисусе Христе не имеют никакого понятия, о лике Его никакого представления, о словах молитв почти никакого разумения; встречал немало людей, которые не знают молитвы Господней, даже Иисусовой, даже сей краткой символической: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь, При этом приходилось задаваться безмерно прискорбным вопросом: какой веры эти люди, тем более, что они и сами не знают, или точнее, не умеют сказать, какой они веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В период Второго храма эти практики сохранялись, в т. ч. в разных течениях внутри иудаизма (см., напр.: 1QS I 24 - II 1; CD 20. 27-30). Синагогальный чин И. в День очищения восходит к III в., но претерпел изменения в последующую эпоху (подробнее см. в ст. Иудейское богослужение ). Практика И. в ранней Церкви В историографии распространены разные подходы к изучению роли И. в первые 3 века христианства. Одни ученые полагают, что до III в. Церковь в основном не признавала покаяния в грехах, совершенных после крещения. По этой причине упоминания об И. крайне редко встречаются в источниках. В III в. ввиду численного роста общин и ослабления ригоризма во время гонений и массовых отречений постепенно, как вынужденная мера, формируется покаянная дисциплина. Другие исследователи считают, что Церковь, унаследовав некоторые ветхозаветные традиции, в соответствии с ними изначально не только изгоняла грешников, но и указывала способы их очищения и возвращения. Скудость источников объясняется тем, что практика И. не была в достаточной степени формализована. Уже в служении Иоанна Предтечи прослеживается характерная для всей христ. традиции связь между обращением, раскаянием в грехах и крещением (см.: Мф 3. 6; Мк 1. 5; научные гипотезы о том, что подразумевается здесь под исповеданием грехов, см. в: Meier J. P. A Marginal Jew. N. Y., 1994. Vol. 2: Mentor, Message and Miracles). Не случайно святоотеческая экзегеза была склонна проводить параллели между христ. И. и практикой Иоанна Крестителя, к-рый, по представлениям св. отцов, не только выслушивал человека, исповедовавшегося в грехах, но и налагал епитимии и допускал до крещения только достойных ( Cyr. Hieros. Catech. 3. 4). Тексты НЗ говорят, с одной стороны, о том, что первые христиане не испытывали иллюзий относительно человеческой природы и ее склонности к греху даже после крещения: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1. 8-10). С др. стороны, подчеркивается трудность и даже невозможность повторного искреннего обращения к Богу после совершения тяжких грехов: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6. 4-6; ср.: 10. 26).

http://pravenc.ru/text/675011.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010