Или: кто сойдет в бездну? то есть, Христа из мертвых возвести. Но, что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его мертвых, то спасешься ( Рим. 10:6–9 ). И в другом месте: неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? ( Рим. 6:3 ). Столь ясно ограничивает апостол господство, веру и Крещение Лицом Спасителя, Который претерпел смерть и воскрес из мертвых! Итак, будем ли веровать в двух сынов? Станем ли приписывать славу господства, исповедуемую нами веру и небесное Крещение какому-то другому сыну, пострадавшему, а не Богу Слову, воссиявшему от Отца? Но, сколь безрассудно или, лучше сказать, сколь нечестиво думать и говорить так! Что же скажем? То, что, истинно, один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Ибо один есть Сын и Господь – и это не в том смысле, чтобы Слово соединилось с человеком, соделало его причастным Своих совершенств, даровало ему достоинство Сына и господство, как говорят, и, как уже написали некоторые из безумствующих, но один Сын и Господь – то самое Слово, Которое от Отца, Свет от Света, Слово, воплотившееся и вочеловечившееся. В смерть сего Слова мы крестились; Оно пострадало Своим человечеством во плоти, но, Божеством, чуждо было всякого страдания и живет вечно, ибо есть Жизнь от Жизни, т. е., от Бога Отца. Таким-то образом побеждена смерть, дерзнувшая восстать на тело Жизни, таким-то образом врачуется наше повреждение и сокрушается власть смерти над нами! Христос сказал: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Явно, Плоть и Кровь Господа нашего животворны, ибо это Плоть, как я уже сказал, собственная Его, по естеству Жизни Его Единородного, а не плоть какого-то человека, соделавшегося причастным Жизни. Такова вера, или таково исповедание веры святых отцов – исповедание православное и совершенно истинное! Но есть люди, которые, оставив путь истины, претыкаются о скалу, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Исповедание веры Без страха и стыда с дерзновением должно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф. 10:27, 28 ) (4). Веруем и исповедуем, что един только истинный и благой Бог и Отец Вседержитель, из Которого все, Бог и Отец Господа нашего и Бога Иисуса Христа. И един Единородный Его Сын, Господь и Бог наш Иисус Христос , единственно истинный, через Которого пришло в бытие все, и видимое, и невидимое, и Которым все стоит ( Кол. 1:16, 17 ), Который в начале был у Бога и был Бог ( Ин. 1:1 ) и после того, по Писанию, Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3:38 ), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но Себя уничижил и через рождение от Девы приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, все написанное Его ради и о Нем исполнил по заповеди Отца, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 ), и, в третий день восстав из мертвых по Писаниям, явился святым Своим ученикам и прочим, как написано ( 1Кор. 15:4–8 ), восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет при скончании века сего, воскресит всех и воздаст каждому по делам его, когда праведные будут восприняты в жизнь вечную и в Царство Небесное, а грешные осуждены на вечное мучение, где червь их не умирает, и огонь не угасает ( Мк. 9:44 ). И один только Дух Святой Утешитель, Которым запечатлены мы в день искупления ( Еф. 4:30 ), Дух истины, Дух усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» ( Рим. 8:15 ), действующий и разделяющий дарования Божии каждому на пользу, как Ему угодно ( 1Кор. 12:4–11 ), всему научающий и все напоминающий, что слышит от Сына (см. Ин. 14:26 ), благой, наставляющий на всякую истину ( Ин. 16:13 ), утверждающий всех верующих в истинном и точном ведении, в благочестивом служении, в духовном поклонении и истинном исповедании Бога Отца и Единородного Сына Его, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Как только стала существовать на земле Церковь Христова, то и начали Апостолы, а затем их преемники отпускать людям грехи их, и вот это-то священнодействие и называется таинством покаяния. Какое непременное условие для прощения грехов в таинстве покаяния? Для отпущения грехов в таинстве покаяния необходимо искреннее, чистосердечное раскаяние человека в своих грехах перед Господом в присутствии священника или епископа и выражение желания исправить свою жизнь к лучшему. Поэтому и говорится в кн. Деяний Апостолов, что «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18, 19 ). Признают ли сектанты таинство покаяния? Нет, не признают; они не исповедуют своих грехов перед законными пастырями, не получают прощения их и умирают, несчастные, с грехами своими. Чем же оправдывают сектанты свое отвержение священнодействия исповеди? Они говорят, что грехи может прощать только один Бог, а не священники. Основательно ли такое оправдание? Нет, не основательно, потому что Апостолам и их преемникам ясно сказано Господом: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ). У сектантов нет истинного священства, преемственно и непрерывно идущего от Апостолов; в своем обществе они не имеют посланников Христовых, пред которыми они могли бы исповедоваться, поэтому они и отвергают церковное таинство покаяния. Какое оправдание приводят для себя сектанты? Они говорят, что не только священники, но и вообще все люди должны отпускать другим грехи их. Что должно отвечать сектантам на такие их рассуждения? Должно говорить, что взаимное прощение обид, действительно необходимо и требуется Православной верой, но что этого еще мало: нужно еще и исповедание грехов своих пред пастырем и отпущение или прощение им грехов, как заповедано это Господом ( Ин 20:23 ). Не подыскивают ли сектанты оправданий для себя в Писании? Они приводят слова из ( 1Ин. 2:1, 2 ): «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» и еще – из 1Ин 1:9 : «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Мы чтим имена и память воинов, отдавших жизнь свою за Отечество. Но несравненно большая слава и честь принадлежит тем, кому в вечности Христос воздает за то, что они приняли смерть за Него. Мы должны страшиться погубить наши души и души наших детей. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, отрекшись от Христа, а душе своей повредит? Да, жизнь сладка, а смерть горька. Но вечная смерть несравненно горше, а вечная жизнь безмерно слаще. И пусть весь мир человек приобретет в грехе — разве может это уравновесить хоть в какой-то степени гибель души от греха? И Господь показывает, что это значит — спасти душу и приобрести мир. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, — говорит Он, — того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). Дело Христово проходит испытание в мире сем и в роде сем, который назван прелюбодейным и грешным. Бывают времена и страны особенно прелюбодейные и грешные. Таким было время и место, в котором Спаситель наш жил на земле. Таким временем и местом, несмотря на то, что оно освящено кровью бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, хотят сделать наше время и наше Отечество. Дело Христово встречает сопротивление и будет встречать еще большее сопротивление, и будет подвергаться все большему поруганию в этом мире, по мере того как умножается в нем грех. Это же понятно, по-другому и быть не может! Приближается время, когда те, кто исповедует Христа и Крест Его, не смогут избежать презрения и насмешек. И немало будет таких, кто будет признавать, что Христос праведен, что дело Его истинное, — но они постыдятся, у них не хватит мужества исповедовать Господа. Они не смогут вынести, что к ним относятся с насмешкой и презирают их, что они отвержены всеми. И поэтому они отвергнутся от своего исповедания. И мы порой уже сейчас отвергаемся от своего исповедания, хотя, кажется, свобода — веруй сколько хочется, как хочется. Отвергаемся прежде всего всяким своим грехом.

http://moral.ru/stt_vera_nadezda_liubov/

Напротив, как Он с умилением признает исповедание Петра откровением свыше, так одобряет и Нафанаила, так принимает и сердечный порыв Фомы, который воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28)! И только бесам Он строго запрещал исповедовать Себя Сыном Божиим (См. Мк. 1, 34; 3, 12; Лк. 4, 41). Людям же, которые ещё не постигали Его Божественного достоинства, но которые к этому были подготовлены. Он открывал Себя не как простого человека, а как Сына Божия. Ты веруешь ли в Сына Божия! - спрашивает Он исцеленного слепорожденного. А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? - спрашивает тот. Иисус сказал ему: и видел ты Его и Он говорит с тобою. Тогда исцеленный воскликнул: верую Господи! и поклонился Ему (Ин. 9, 35-38). Таким же образом, Иисус, открывшись самарянке у колодца, как Мессия Христос: это Я, Который говорит с тобою (4, 26), принимает радостное исповедание и всех самарян, которые в Его присутствии говорят женщине: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос(42). А врагам Своим - иудеям, которые именно не хотели помириться с Его достоинством Сына Божия, Он не говорит, что они не так Его понимают, а утверждает это достоинство, ссылаясь, во-первых, на свидетельство Иоанна Крестителя, а во-вторых, на Свои чудеса (см. Ин. 5, 31-36). Что же говорил Иоанн Креститель? Он говорил по всеуслышание на берегах Иордана: " Я не знал Его; но пославший меня крестить в воде (т.е. Бог-Отец - М.Ч.) сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего На нем. Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел, и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий " (Ин. 1,33-34). В предсмертные часы Своей земной жизни, когда всякому даже обыкновенному человеку, подводящему итоги своей жизни, свойственно быть и оставаться только тем, что он есть на самом деле, Иисус Христос не только не отрекается от Своего достоинства Сына Божия, но исповедует его непреложно. На суде первосвященник спросил Его: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус ответил: Я, - и как бы желая показать, что Его слова нужно понимать прямо и буквально, добавляет: и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1471...

Основательно ли такое оправдание сектантов?   Нет, не основательно, так как в словах Апостола (1 Кор. 7:14) — та мысль, что всякая мать-христианка приведет или постарается привести мужа и детей от языческой нечистоты к христиантсву, равно и муж-христианин будет стремиться привести к христианству свою жену и детей.    Если же понимать, что от брака женщины-христианки с язычником будут рождаться святые дети, т.е. дети — христиане по самому своему рождению, хотя бы они и не были крещены, тогда придется признать, что и мужа-язычника, раз он женат на христианке, крестить не нужно, потому что, ведь, сказано:«неверующий муж освящается женой верующей.» Однако его крестят.    Наконец, если считать, что дети от жены-христианки святы уже по самому своему рождению, тогда нужно совсем упразднить крещение, так как в Писании не указано возраста, в который святые дети становятся грешными. Христос же не так учил; — Он сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Какое у нас есть основание тому, что детей должно крестить?   В Писании сказано, что крещение заменило собою обрезание. «В Нем (Христе), — говорит Ап. Павел, — вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11, 12). А так как обрезание совершалось над восьмидневными младенцами (Быт. 17:12), то и заменившее его крещение тоже должно совершаться над младенцами. Действительно ли получают дети те благодатные обетования, которые даруются в крещении?   Да, получают, как и Ап. Петр высказал это всем первым слушателям его проповеди, предложив в крещении получить прощение грехов. «Вам, — говорит он, — принадлежит обетование (т.е. обетование крещения, прощения грехов и благодати Божией) и детям вашим и всем дальним, кого призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Что отвечают сектанты на такие доказательства необходимости крещения детей?   Сектанты говорят: детей нельзя крестить потому, что при крещении со стороны крещаемого нужно исповедание веры, по сказанному: «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Дети не могут веровать и исповедовать свою веру, поэтому-де, заключают сектанты, их и крестить нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первопрестольными Апостолов они названы не потому, что якобы получили верховную власть над всеми Апостолами. Нет! Для подобных утверждений не находим свидетельств ни в св. Евангелии, ни в апостольской истории. Что касается ответа Христа Спасителя на исповедание веры ап. Петром – «ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою» ( Мф. 16, 18 ), то здесь под камнем следует разуметь не саму личность Апостола, а его исповедание, его твердую веру в Христа, Сына Бога Живого ( Мф. 16, 16 ). Господь как бы так говорил: ты, Симон, первый из Апостолов назвал Меня, Сына Человеческого, Сыном Божиим. Одобряю твою веру, и отныне ты будешь носить имя Петр, т.е. камень, ибо твоя вера тверда, как скала. Вслед за св. Петром и прочие Апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь , ибо, по слову известнейшего отца западной Церкви св. Киприана Карфагенского , «и прочие Апостолы были тоже, что и Петр, – имели равное с ним достоинство и власть» 162 . Нельзя не вспомнить здесь, что краеугольный камень Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос ( Еф. 2, 20 ). Значит, апостолы Петр и Павел именуются первопрестольными не за преимущество перед другими Апостолами по власти, а лишь по чести. Но за что же им такая честь? – За их великие труды. Все святые Апостолы понесли много трудов в благовестии Христова учения, а эта двоица потрудилась больше их ( 1Кор. 15, 10 ). Переходя из одного града в другой, из веси в весь, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося на своих путях разные невзгоды. " Я, – говорит о себе сам св. ап. Павел, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти... Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасности на реках, в опасности от разбойников...» и т. д. ( 2Кор. 11, 23–32 ). Вот за эти великие труды апостолы Петр и Павел названы первопрестольными. За эти же труды они прославляются и как учители Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Первопрестольными апостолов они названы не потому, что якобы получили верховную власть над всеми апостолами. Нет! Для подобных утверждений не находим свидетельств ни в Святом Евангелии, ни в апостольской истории. Что касается ответа Христа Спасителя на исповедание веры апостолом Петром – ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою ( Мф.16:18 ), то здесь под камнем следует разуметь не саму личность Апостола, а его исповедание, его твёрдую веру в Христа, Сына Бога Живого ( Мф.16:16 ). Господь как бы так говорил: ты, Симон, первый из апостолов назвал Меня, Сына Человеческого, Сыном Божиим. Одобряю твою веру, и отныне ты будешь носить имя Петр, т.е. камень, ибо твоя вера тверда, как скала. Вслед за святым Петром и прочие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь , ибо, по слову известнейшего отца западной Церкви святителя Киприана Карфагенского , «и прочие апостолы были гоже, что и Петр, – имели равное с ним достоинство и власть» ( Киприан Карфагенский , свт. Творения. Ч. 2. Трактаты. Киев, 1891. С. 179). Нельзя не вспомнить здесь, что краеугольный камень Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос ( Еф.2:20 ). Значит, апостолы Петр и Павел именуются первопрестольными не за преимущество перед другими Апостолами по власти, а лишь по чести. Но за что же им такая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли много трудов в благовестии Христова учения, а эта двоица потрудилась больше всех ( 1Кор.15:10 ). Переходя из одного града в другой, из веси в весь, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося на своих путях разные невзгоды. Я, – говорит о себе сам святой апостол Павел, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти...Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасности на реках, в опасности от разбойников... и т. д. ( 2Кор.11:23–32 ). Вот за эти великие труды апостолы Петр и Павел названы первопрестольными. За эти же труды они прославляются и как учители Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Первые четыре заповеди учат обязанностям по отношению к Богу, и согласно Православному Исповеданию были написаны на первой скрижали (с. 231). Шесть же последующих заповедей учат обязанностям по отношению к ближнему, и были написаны на второй скрижали. Потому и Господь в Евангелии десять заповедей свел к двум – к заповедям о любви к Богу и ближнему, о которых сказал так: «Н и одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (то есть десяти заповедей) (Мф. 5, 18), – согласно Православному Исповеданию (там же) (прим. преп. Никодима). Поэтому и Господь некогда говорил о похоти: «В сякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Иногда же: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). И Златоуст говорит, что «как пламя зажигает тростник, так и похоть воспаляет душу. И как дым ослепляет и повреждает глаз, так и похоть – ум». И снова: «Корень прелюбодейства – похоть распутства». И снова: «Поэтому не только прелюбодейство осудил (Христос), но и похоть наказал» (Слово второе о посте) (прим. преп. Никодима). Мы замечаем здесь две вещи. Первое, что кающийся не должен заучивать все прегрешения, которые мы написали, к каждой заповеди, но лишь те, которые соделал, и исповедоваться в них. И второе: несмотря на то, что все это – не смертные грехи, все-таки духовнику их нужно открывать так, как они сделаны (прим. преп. Никодима). Комментарии ( 6): Алэксандрос 10 февраля 2017г. 14:19 Δηλδη τι θλει να μας πει ο πατρ Βασιλεος; Το να καταγνεται κανες με τις εντολς του Θεο σηνανει δυτικ επδραση; Вопрос адрессован автору перевода и предисловия. Просьба ответить и по гречески. вопрос по русски " То есть что именно хочет сказать о.Василий? Усердно размышлять над Божиими заповедями-это западное влияние? " Александр 11 февраля 2017г. 00:54 Спасибо отцу Василию за перевод! Очень актуальный и полезный текст для исповедующихся. Особенно часто мы, новоиспечённые христиане Посткоммунистической

http://bogoslov.ru/article/5228649

Подробное истолкование Евангельских оснований, приводимых католиками в защиту папского главенства 1) Первое и самое главное Евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова, во-первых, основана на апостоле Петре и только на нём одном, и, во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Римский папа, как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение, по-видимому, логичное, но, если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых, у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа. Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши же в страны Кесарии Филипповой, – повествует евангелист Матфей, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр...» и т. д. ( Мф.16:13–18 ). Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: « Иисус спрашивал , сказано, учеников Своих » и еще: «он говорит им: а вы за кого почитаете Меня ? " На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном Божиим. Является вопрос: за себя ли только одного апостол Петр произнес исповедание, или он говорил свои слова от имени всех апостолов? Если предположить, что апостол Петр говорил исповедание только за себя, то становится непонятным, почему молчали другие апостолы? Почему и они, подобно Петру, не исповедовали Спасителя Сыном Божиим? Ведь Христос спрашивал всех, а не одного апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010