Ответ. Во-первых, необходимо, чтобы кающийся был христианином православной и кафолической веры, ибо покаяние, лишенное истинной веры, не является покаянием и неприемлемо для Бога (οτε ες τν Θεν επρσδεκτος). Во-вторых, надлежит смотреть, чтобы духовник, принимающий исповедь кающихся христиан, был православным, поскольку еретик и отступник не имеет власти прощать грехи. В-третьих, необходимо, чтобы кающийся имел сокрушенное сердце и скорбь о своих грехах, которыми он прогневал Бога или навредил своему ближнему. О таком сокрушении говорит Давид: «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ). За этим сердечным сокрушением должно последовать устное исповедание всех грехов, так как духовник не может отпустить грехи там, где он не знает ничего, что следует отпустить; он также не может наложить подходящую епитимию 81 . Священное Писание ясно говорит о таком исповедании: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ). И в другом месте: «Исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцелёнными» ( Иак. 5:16 ). И еще: «Выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:5 ). Эта исповедь должна иметь следующие свойства: быть смиренной, благоговейной, истинной, искренней, со скорбью, обличающей самого себя. Третьей частью покаяния должен быть канон и «епитимия», что назначает и налагает духовник. К этому относятся: молитва , милостыня, посты, паломничество к святым местам, поклоны и тому подобное, что посчитает подходящим духовник. Тот, кто отходит от исповеди, получив отпущение грехов, пусть приложит к себе то, что говорит Псалмопевец: «Уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс. 33:15 ), и что сказал наш Спаситель: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин. 5:14 ). И в другом месте: «Иди и впредь не греши» ( Ин. 8:11 ). Но, поскольку невозможно, чтобы человек целиком и полностью избегал греха, каждый православный должен, согласуясь со своею совестью, насколько это возможно, стараться от исповеди к исповеди исправлять свою жизнь. Вопрос 114. Каковы плоды этого Таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Правда, баня эта не водная, а слезная, но очищающая и истребляющая грехи человека совершенно. Всю жизнь до самой смерти человек, когда ему угодно, имеет возможность приступить к этому великому Таинству и когда угодно может стать чистым от греха, таким, каким был после Крещения. Какое же счастье для человека – установление такого Таинства! Если бы не было его, грех так оплел бы человека, что он задохнулся бы, лишенный благодати Святого Духа! Итак, дорожи, христианин, этим великим Таинством, чаще приступай к нему, и приступай с должным и тщательным приготовлением. Помни, что Таинство Исповеди есть слезная баня пакибытия. Я говорю об этом так подробно для того, чтобы вы знали, к чему вы приступаете. Посему, приготовившись так, как сказано выше, и понимая самое существо Таинства Исповеди, приступай к Таинству со страхом и трепетом, потому что «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Вера в то, что Сам Христос принимает исповедание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим после исповеди чистыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается Таинство. Перед исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай подробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым грехом и тяжелым бременем ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы. Получив от Бога через священника прощение своих грехов, положи твердое намерение изменить свою жизнь, стараться жить отныне истинно христианской жизнью. Устроившись так, ты не только очистишь свою душу от всех своих грехов, но и приготовишь себя к величайшему Таинству Приобщения Тела и Крови Христовых. К Таинству Приобщения, кроме вычитывания правила, не требуется особого приготовления. Приготовлением к нему служит самое говение в течение недели и правильно проведенная исповедь. Но о самом существе Таинства Святого Причащения скажу несколько слов. Когда Господь был на земле и учил народ и Своих учеников, Он через них и нас научил этому великому Таинству: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин 6:32–33 ). «Я есмь хлеб жизни» ( Ин 6:48 ). «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин 6:49–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Столь велико дело исповедания, и силой Божией исповедующимся в покаянии подается отпущение. По этой причине Господь и апостолам даровал силу оставлять грехи не словом только, но и дунул ( νπνευσε) 135 , показывая, что Его благодать дана им через Его дуновение ( μφυσματος). Поэтому всем ясно, что апостолы и их преемники суть орудия благодати Христовой и не только согласно повелению, но в действительности имеют благодать Самого Христа и способны действовать подобно Ему, стяжав Его силу. Лучше всего это представляет пребывание Духа Божия на апостолах в виде огненных языков, которые не только явились, но почили, сказано, по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого 136 , то есть Его благодати, но не Ипостаси 137 . Ибо невозможно нам принять Духа ипостасно ( νυποσττως), невозможно разделиться нераздельному и принимать нечто присносущее через имеющее начало дуновение. Но будучи источником дарований, Он разделяется энергиями: сие, сказано, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно 138 . Разумеете таинство Церкви? Не человек действует, но благодать Духа. Поэтому и рукоположения совершаются, что рукоположенный иерей или архиерей получает благодать Духа и силою Духа совершает отпущение грехов и [прочие] таинства. Вследствие сего таинство исповеди подобает совершать преимущественно архиереям и тем, кому вручено архиереями. Ибо как не всем подается благодать, так и отпущение – пресвитерам, но только архиереям, по необходимости же и иереям с разрешения архиерея, дабы не было препятствия народу, как гласят священные каноны 139 . А то, что дело исповедания и отпущения [грехов] принадлежит Божественной силе, уразумейте от Самого Спасителя, о чем мы уже сказали прежде. Он, воскреснув из мертвых и явившись ученикам, желая послать их ради домостроительства спасения среди язычников, подал им божественную силу, ибо дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простится; на ком оставите, на том останутся 140 . Ты видишь силу этого дара? Они [апостолы] получили власть вязать и решить совершаемое людьми, дабы очистить естество, дабы возвести людей к первому достоинству, показывая их безгрешными силою рожденного без греха 141 Человека, Который и расслабленному сказал: прощаются тебе грехи твои 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Теперь, когда мы ведем борьбу, чтобы заслужить венцы, диавол является нашим противником; поэтому Бог и попускает его деятельность; но будущий век является временем не подвигов, а наградою, не борьбы, а венцов. Вот почему Павел относительно настоящей жизни говорит: « подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил » (2 Тим. 4:7), а относительно будущей: « а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его » (ст. 8). Естественно, поэтому, что враги, когда борьба с ними прекратится, исчезнут. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 94 Хвалебная песнь Давида. Не надписан у Евреев.   1. Хотя этот псалом у евреев не надписан, потому что содержание его имеет общий характер, но семьдесят дают ему соответствующее надписание, называя « хвалебной песнью », так как в нем с пророчеством соединено славословие, а подобные псалмы обыкновенно надписываются таким образом. « Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему » (ст. 1). Кому говорит пророк « приидите »? Этого он, как видишь, не обозначает, а выражает приглашение безлично и таким образом предлагает приходить всем, как званным. Что это за приглашение и чему оно учит, указывается дальнейшими словами. « Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалмах воскликнем Ему » (ст. 2). Видишь ли, что пророк возвещает избавление от грехов? На это явно указывает исповедание. Итак, об этом последнем пророк повелевает радоваться и восклицать, т. е. возглашать победный клик, так как мысленные враги поражены. Но он велит восклицать и радоваться Богу, потому что Его делом является поражение врагов и прощение наших грехов. Поэтому пророк и явление пред лицо Бога относит ко Христу, Который есть лицо Отца, увещающее нас приходить к Нему чрез исповедание, потому что мы — грешники — не можем иначе и явиться пред лицо Судии, как только предварительно исповедав свои грехи: « станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться » (Ис. 48:26). Когда мы исповедуем их, тогда можем и восклицать в псалмах, потому что победная песнь, что и значит восклицание, не может стройно произноситься от нечистого сердца и оскверненных уст, а когда и то и другое очищено исповеданием, то песнь является жертвой, и псалом становится восклицанием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

4 Разновидностью молитвы просительной является покаянная молитва . В изнеможении от греховных влечений, в муках совести за грехи человек подобен разбитому сосуду. Сама внешность его говорит о тяжести его внутренних переживаний. Он согбен, уныл, истомлен. На его лице печать страдания. В страшной скорби он ищет исцеления от грехов у Бога и молитвенно взывает к Нему: «Грехов юности моей и преступлений, Господи, не вспоминай« 302 . »Отними... изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего 303 , и я принесу (хвалебную) жертву уст моих« 304 . Покаянная молитва, по своей сути, выражает исповедание Богу грехов, смиренное испрашивание прощения в них, обещание оставить их, она дарует свыше очищение (через таинство покаяния) 305 . Молитвы кающихся грешников Бог слышит быстро и в прощении грехов являет милосердие, изумительное и чрезвычайное. Всемерное Божие милосердие, ярко проявленное в истории покаяния древних ниневитян, что своим выразительным восклицанием некогда засвидетельствовал пророк Иона: »О Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» 306 . Место, время молитвы и внешние выражения молитвенного чувства 1 Первые на земле люди проявляли свое молитвенное настроение устройством жертвенников и вознесением на них жертв всесожжения Богу. При этом они сердечно призывали имя Божие, каялись пред Ним в своих грехах и испрашивали себе Божественное благословение и милость. Пророк Моисей в книге Бытия перечисляет ряд имен первых устроителей жертвенников Богу и первых молитвенников. В числе их упомянуты имена Каина, Авеля, Сифа и потомков его, имена Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека и других мужей 307 . Первобытные люди не имели особых определенных Богом мест для молитвы и призывали имя Господа, Бога вечного 308 , всюду, где бы ни находились, и во всех обстоятельствах личной жизни. Авраам, Исаак и Иаков, кочевавшие со своими стадами по земле Ханаанской, молились в различных местностях, но именно там, где раскидывали свои шатры 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

9:4). Что делаешь ты, Даниил? Ходатайствуя за людей, согрешивших и оскорбивших (Бога), упоминаешь о тех, которые хранят Его законы? Ужели заслуживает прощения преступающие заповеди Его? Не ради этих говорю это, отвечает пророк, но ради древних праотцев, ради Авраама, ради Исаака, ради Иакова. Им, говорит, Бог обещал (милость Свою), им, которые сохранили заповеди Его. Так как эти (потомки) не имеют никакого права на спасение, поэтому я и упомянул о предках. И дабы ты не подумал, что пророк это говорит об этих (потомках), он, после слов: « хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои », тотчас присовокупил: « согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков » (Дан. 9:5–6). Грешникам, после грехов, остается одно оправдание, — исповедание своих грехов. А ты обрати здесь внимание и на добродетель праведника, и на нечестие иудеев. Тот, не зная за собой ничего худого, весьма строго осуждает себя, говоря: « согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво »; а эти, виновные в бесчисленных грехах, поступали напротив, говоря: « соблюдали постановления Его; и ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония » (Малах. 3:14–15). Ибо, как праведным обычно смиряться и после добрых дел, так злым — тщеславиться после грехов. Ничего не знавший за собой говорил: « действовали нечестиво, отступили от заповедей Твоих »; а те, у которых было на совести бесчисленное множество грехов, говорили: « соблюдали постановления Его »! Это говорю для того, чтобы мы этого (тщеславия) избегали, а тому (смиренно) подражали. 6. Обличив беззаконие иудеев, пророк говорит затем и о наказании, которое они потерпели, стараясь и этим преклонить Бога на милость: « и за то излились на нас », говорит, « проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея » (Дан. 9:11). Какая эта клятва? Хотите, прочтем ее? « Если же не будешь стараться исполнять все заповеди, говорит Моисей, Господа Бога твоего, пошлет на тебя Господь народ издалека, народ наглый, которого языка ты не разумеешь, и останется вас немного » (Втор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Бог мира и Господь Сил, Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани, для низложения восстающих против мира Твоего благослови люди Твоя миром и, если еще не поздно взывать к Твоему непобедимому долготерпению, устрой и продли мир мира. Но да не возникнут и да не превозмогут сыны вражды и беззакония; даждь и еще крепость людям Своим, якоже древле избранному Твоему народу, якоже отцам нашим; и продолжит Дух Твой ходить в полках наших; да ополчаются сыны России пред Тобою, Господи, взывая к Тебе верой, молитвой, упованием, да ходят пред лицем Твоим, в свете Твоих повелений и Твоего Закона. О покаянии и причащении Таинство покаяния Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . ( Мф. 3:2 ). Покаяние — Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк.1:4–5 ). Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния: многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян.19:18 ). Покаяние — это величайший дар Бога человеку. Это второе крещение, в котором мы омываемся от содеянных грехов и снова одеваемся в чистые белые одежды, получаем благодать, потерянную после грехопадения. Покаяться — значит изменить образ жизни, прежде всего — «прийти в себя», то есть увидеть в себе грех, осознать его, возненавидеть, затем покаяться Богу в присутствии священника и дать обещание больше не грешить. Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Иисус Христос в Священном Писании часто называется Агнцем, Агнцем Божьим, а Иоанн Предтеча еще яснее называет Его «Агнцем Божьим, вземлющим грехи мира» ( Ин.1:29 ). Жертвы в Ветхом Завете были приносимы для того, чтобы испросить у Бога прощение грехов, достигнуть примирения с Ним и освобождения от наказаний за грехи. Грехи приносящих жертву при этом как бы переносились на неповинное животное, что символически выражалось возложением рук грешника на жертвенное животное и исповеданием вслух грехов над ним. Животное закалывалось, проливалась его кровь, оно умирало, и смерть или кровь его являлась, так сказать, заменой смерти грешника, искупительным наказанием, освобождающим человека от его виновности. Вместо грешного человека умирало невинное животное, принимавшее на себя грехи его. Конечно, действительного очищения грехов эти жертвы не давали, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», говорит ап. Павел ( Евр.10:4 ), но они предуказывали на будущее, действительное очищение от грехов жертвенной Кровью Агнца Божия – Искупителя. Пророк Исаия определенно изображает Мессию – «Мужа скорбей» – страждущим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение. Сравнивая Его с агнцем, ведомым на заклание, пророк говорит, что Господь возложил на Него грехи наши, и «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис.53:4–7 ). «Взять грех» – означает понести наказание за чужие грехи, принять на себя вину, снять с кого-нибудь вину несением наказания за грех. Конечно, это не значит, что Христос взял на Себя грех в смысле греховности и нравственной развращенности души, что Он Сам стал грешником, а значит только, что Он взял на Себя грех в смысле нравственной ответственности за грех, что Он подвергнул Себя всему тому, чему подвергал грех человека – страданиям и смерти. Иисус Христос Своею смертью дал как бы «выкуп» за нас. Мы должны были нести за свои грехи, как наказание, смерть: но смерть Христа явилась «выкупной платой», или средством для освобождения нас от этого наказания, она заменила нашу смерть. На последней вечере, подавая чашу благословения, Господь сказал ученикам Своим: «Сия чаша Новый Завет в Моей крови, яже за вы проливается» ( Лк.22:20 ). Здесь Крестная смерть Иисуса Христа сопоставляется с жертвой завета, которую Моисей принес за народ во время заключения союза с Богом на горе Синае. Об этом событии передается, что когда Моисей прочитал вслух народа книгу завета и народ дал обещание быть послушным Богу, то Моисей взял кровь жертвенную и окропил народ, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» ( Исх.24:8 ). Противопоставление Иисусом Христом Своей Крови Нового Завета, или нового союза с Богом, крови ветхозаветных жертвенных тельцов показывает, что Своей смерти Христос усваивал значение Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Об этом надо говорить прямо. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии?, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Каждый достаточно долго служащий на приходе священник знает из опыта, что на исповеди редко кто признается в воровстве, разбое, идолослужении, уже не говоря о намеренном убийстве, о котором и слышать не приходится, и об этих грехах можно и не спрашивать – в наше время они редки среди христиан. Но стоит задать вопрос о соблюдении супружеской верности, о хранении целомудрия у холостых, незамужних и вдовых, об абортах, пьянстве, об употреблении скверных слов – и многие, одни со стыдом, другие со «спокойной» совестью, а третьи – даже с недоумением (что это он копается в моей личной жизни?!), признают, что совершали хотя бы один из этих «бытовых» грехов. Поэтому задавать такие вопросы необходимо, а получив признание, увещевать к покаянию и к отвержению в дальнейшем такого образа жизни под страхом недопущения к Причастию Святых Таин и лишь после этого давать отпущение грехов.    Нередко исповедник многократно сообщает на нескольких исповедях об одном и том же единичном грехопадении, что свидетельствует о том, что, хотя грех и разрешен, душевная рана еще не зажила, продолжает ныть. Такое явление бывает при единичном грехопадении, а не при многократном повторении греха, когда совесть бывает уже приглушена. Следует в таких случаях разъяснить исповеднику, что благодать, даруемая Богом в Таинстве Покаяния, очищает от всех исповеданных с чувством раскаяния грехов. Это делает излишним повторное упоминание их на последующих исповедях, если, конечно, грехопадение не повторилось.    Если исповедник, покаявшись в давно совершённом грехе, признается в том, что на предшествующих исповедях он скрывал его из ложного стыда или застенчивости, нужно прежде всего одобрить принесенное наконец покаяние, но затем указать ему на то, что утаивание этого греха делало предыдущие отпущения грехов неполноценными, и, следовательно, причащаясь, он принимал Тело и Кровь Христовы себе в «суд и осуждение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Об этом надо говорить прямо. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии?, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6, 9–10 ). Каждый достаточно долго служащий на приходе священник знает из опыта, что на исповеди редко кто признается в воровстве, разбое, идолослужении, уже не говоря о намеренном убийстве, о котором и слышать не приходится, и об этих грехах можно и не спрашивать – в наше время они редки среди христиан. Но стоит задать вопрос о соблюдении супружеской верности, о хранении целомудрия у холостых, незамужних и вдовых, об абортах, пьянстве, об употреблении скверных слов – и многие, одни со стыдом, другие со «спокойной» совестью, а третьи – даже с недоумением (что это он копается в моей личной жизни?!), признáют, что совершали хотя бы один из этих «бытовых» грехов. Поэтому задавать такие вопросы необходимо, а получив признание, увещевать к покаянию и к отвержению в дальнейшем такого образа жизни под страхом недопущения к Причастию Святых Таин и лишь после этого давать отпущение грехов. Нередко исповедник многократно сообщает на нескольких исповедях об одном и том же единичном грехопадении, что свидетельствует о том, что, хотя грех и разрешен, душевная рана еще не зажила, продолжает ныть. Такое явление бывает при единичном грехопадении, а не при многократном повторении греха, когда совесть бывает уже приглушена. Следует в таких случаях разъяснить исповеднику, что благодать, даруемая Богом в Таинстве Покаяния, очищает от всех исповеданных с чувством раскаяния грехов. Это делает излишним повторное упоминание их на последующих исповедях, если, конечно, грехопадение не повторилось. Если исповедник, покаявшись в давно совершённом грехе, признается в том, что на предшествующих исповедях он скрывал его из ложного стыда или застенчивости, нужно прежде всего одобрить принесенное наконец покаяние, но затем указать ему на то, что утаивание этого греха делало предыдущие отпущения грехов неполноценными, и, следовательно, причащаясь, он принимал Тело и Кровь Христовы себе в «суд и осуждение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010