Поскольку христиане воскрес­ли духовно и вновь возродились и из плотских духовными сде­лались, то и искать должны не плотского и мирского, но ду­ховного и небесного. Требует этого от них вера их, которая очищает сердце от мир­ских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий, духовный, то и учит нас духовного искать, ког­да ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце на­ше. Христианам необходимо знать, что в плотском рождении, ко­торое бывает от родителей, от­ца и матери, не иначе рождаем­ся, как сынами человеческими от людей и плоть от плоти, как сказано: рожденное от плоти есть плоть ( Ин. 3, 6 ). А в ду­ховном рождении рождаемся свыше, люди – от Бога, и вмес­то сынов человеческих сынами Божьими благодатью Его воз­рождаемся, как говорит апос­тол: тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хо­тения мужа, но от Бога роди­лись ( Ин. 1, 12–13 ). В плотском рождении обле­каемся мы в ветхого Адама (см. 1Кор. 15, 49 ), а в духовном обле­каемся в нового – Христа, по Писанию: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа об­леклись ( Гал. 3, 27 ). В плотском рождении мы рождаемся во грехах, как говорит пророк: я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя ( Пс. 50, 7 ), – а в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправ­дываемся от скверн греховных и делаемся праведными благо­датью Христовой, как говорит апостол верным: омылись, освятились, оправдались именем Гос­пода нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ), и служитель Божий новокрещенному говорит: «Оправдался еси, просветился еси, осветился еси, омылся еси именем Господа на­шего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». В плотском рож­даемся чадами тьмы, во власти сатаны, а в духовном рождаемся чадами света, и от тьмы приво­димся к чудному Божьему све­ту, и от власти сатаны к Богу – в Царство Христа, Сына Божье­го ( Деян. 26, 18 ; 1Пет. 2, 9 ; Еф. 5, 8 ). В плотском рождаемся по при­роде чадами гнева ( Еф. 2, 3 ), а в духовном – чадами благодати, чадами благословения Божье­го (см. 1Пет. 3, 9 ). В плотском рождаемся к временной жиз­ни, а в духовном – к вечной жизни ( 1Тим. 6, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Рабовладельцы были бесовски прозорливыми миссионерами. Они сознательно крестили рабов, чтоб дядя Том смиренно жил в соломенной хижине, сочиняя очередной «спиричуэл», и нож в руки брал только для срезания плодов при уборке урожая. Может, русская Церковь до революции и была виновата, но тогда не стоит забывать, что под угрозой оказаться в таком состоянии находятся все Церкви в любом христианском народе. Бога надо любить не за то, что Он даст. Бога надо любить как Бога, а не как спонсора. Лучшие сыны Израиля до пришествия Христова поняли, что Тору нужно читать и изучать не «для», а ради сладости самой Торы. Прот. Андрей Ткачев, Миссионерские записки. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 256 с. : ил.      Известны слова Христа из Евангелия: Милости хочу, а не жертвы (Мф., 9, 13). Эти слова процитированы из книги пророка Осии, и у них есть продолжение: Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос., 6, 6). Боговедение – это знание Бога, такая память о Нём, которая стремится стать непрестанной, поучение в Его слове, исполнение заповедей. Послушание младших старшим и подчиненных – начальникам, милосердие, справедливость в судах, верность в браках – это лишь плоды боговедения. Нельзя искать плодов, не окапывая и не поливая корни. Когда умножаются грехи, тогда Господь готов в гневе судиться с жителями земли, и суд у Него с людьми потому, что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле (Ос., 4, 1). Все пророки говорят о Мессии, даже если мы не всегда видим это и понимаем. И все пророки словно едиными устами и единым сердцем говорят: Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь, оросив землю (Ос., 6, 3). Не нужно думать, что этот горячий вопль обращён только к ветхозаветным людям. Не нужно думать, что нам, верующим во Христа, людям Нового Завета, уже нечего познавать больше и стоит успокоиться чтением Символа веры. Познавать Господа, искать Его с раннего утра до позднего вечера обязаны все, кто знает, что Бог есть. Более того, сыны Евангелия должны распаляться большей жаждой благодати, чем сыны Закона. Слова Исайи и Осии должны быть более нам близки, нежели современникам пророков.

http://pravoslavie.ru/82028.html

Сам выбор искать истину или подстраивать ее под себя совершается в глубинах человеческого духа. Там никто, и даже Бог не влияет на сердце. И именно в этом тайном выборе и коренится причина предызбрания или отвержения человека. Бог открыл всем нам единственный путь ко спасению, а потому и не помилует тех, кто не взыскал Его. По словам Златоуста, «Знающий же тайны уже ясно знает и то, кто достоин венцов, а кто — наказания и мучения. Потому Он многих, которые, по мнению людей, были добры, изобличив, наказал и многих, которые считались порочными, увенчал и засвидетельствовал, что они не таковы. Он произносит приговор не по отзыву рабов, но по собственному строгому и беспристрастному суду и не ожидает окончания дела, чтобы одного признать дурным, а другого нет». Тот, кто в глубинах сердца решил искать Бога, уже находится среди избранников Божьих. И сейчас, во время Нового Завета, Господь не оставит его одного. Он обязательно пошлет к нему проповедника, который и возвестит ему путь спасения. Так про это и написано у апостола Павла. Вот как толкует вышеприведенные слова блаж. Феофилакт Болгарский : « Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу… Любящим Бога, говорит, все, даже кажущееся неприятным и прискорбным, содействует ко благу. Не сказал, что любящим Бога не приключаются никакие беды, но что хотя и приключаются, однако Бог употребляет бедствия к пользе подвергающихся оным. Потом так как это казалось невероятным, подтверждает это прошедшим, говоря: призванным по Его изволению . Бог, говорит, призвал тебя, когда ты был вдали, и усвоил тебя Себе: не тем ли паче поможет Он призванному? А званным становится человек по изволению , то есть и по собственному его произволению. Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Ст. 8. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Ст. 9. Душею моею я стремился к Тебе ночью, м духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с ранняго утра; ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Благочестивые, будучи убеждены в справедливости путей Божиих, объясняют здесь, с каким расположением духа они приняли тот урок, какой Богу угодно было по своей премудрости преподать им в скорбях, именно–исповедуют, что тяжкие скорби не только не подавили их надежды на Бога и любви к Нему, по еще возбуждали, возвышали, укрепляли их. Надежду свою выражают в ст. 8-м, а любовь в ст. 9-м. Смысл этих стихов такой: поскольку мы знаем, что пути Твои по отношению к праведным правы (ст. 7), то мы уверены были и ожидали, что Ты, Иегова, скоро придешь путем судов Твоих, которыми поразишь врагов, и защитишь Своих избранных. К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша, т.-е., благочестивая душа даже в самое время свирепствовавшей бури бедствий и скорбей не только не отдалялась от Бога, но еще больше, теснее с Ним соединялась, и в своей надежде утверждалась размышлением о благости, премудрости, всемогуществе Божием, (это – имя Божие), и – воспоминанием об обетованиях и славных делах, некогда совершенных Богом для защиты и освобождения Своего народа. Ст. 9. Всею душею моею, т. е. очень сильно, пламенно я возжелал Тебя ночью, и духом своим во внутреннейшем моем я искал Тебя рано по утру. Возжелать Бога здесь значит желать явления Божией славы и правосудия, впрочем, не для погубления врагов, а для исправления их, и возвеличения славы Божией, чтобы они вразумились, познали, что им жестоко идти против рожна. ( Деян.9:5 ). Искать Бога духом ночью, и рано по утру означает самое заботливое, усердное, искреннее расположение к Богу, и пламенное желание явления славы Божией для спасения народа Божия, с оставлением всякой другой заботы, которая занимает днем. Потом представляется причина этого желания. Ибо когда суды Твои совершаются на земле, то живущие в мире научаются правде, т. е. Поскольку нечестивые, когда видят суды Твои, испытывают несчастия, скорби, то начинают бояться суда Твоего, познают свое заблуждение, удерживаются от пороков, обращаются на путь правды; равно и благочестивые будучи судимы от Господа, научаются, говорит Апостол ( 1Кор.11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Человек гордится иногда также силой и красотой. И не подумает, что «всякая плоть – трава, и вся красота ее, как цвет полевой: засыхает трава, увядает цвет» ( Ис.40:6–7 ). Неустранимое время приведет с собою недуги и быстро источит и силу, и красоту. Гораздо важнее и прочнее богатства и силы и красоты мудрость и благоразумие. Но и они ведут к суетному превозношению и не приносят величия истинного, потому что и мудрость и благоразумие ничего не стоят, когда человек не обладает премудростью от Бога. Благоразумный человек не будет превозноситься своей мудростью и кажущимся величием, а последует наставлению блаженной Анны и пророка Иеремии: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» ( Иер.9:23 ; 1Цар.2:10 ). Но в чем же истинная слава и чем человек может быть велик? Господь говорит чрез пророка Иеремию: «Хвалящийся, хвались тем, что разумеет и знает Меня» ( Иер.9:24 ). В этом высота человека, в этом слава и величие его: знать истинно великое, полюбить его и искать славы у Господа славы. Апостол говорит: «Хвалящийся, хвались Господом» – тем, что Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» ( 1Кор.1:30–31 ). Совершенная и истинная похвала о Боге состоит в том, что человек не превозносится своей праведностью, но знает, что он нуждается в праведности истинной и получает оправдание через веру во Христа. И апостол Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность и ищет праведности во Христе, ищет «праведность от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» ( Флп.3:9–11 ). Здесь падает всякая высота гордыни. Ничего не остается для высокомерия тебе, человек, если твоя слава и надежда в том, чтобы умертвить все свое и искать будущей жизни во Христе. И ныне мы имеем уже начатки этой жизни, достигая того, что всецело живем благодатью и даром Божиим: «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:13 ). Бог Духом Своим открывает Свою премудрость, предназначенную к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Бог дает силу в трудах: «Я более всех их потрудился, – говорит апостол Павел, – не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). Бог избавляет и от опасностей, сверх всякого человеческого ожидания. Сказано апостолом: «Сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» ( 2Кор.1:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогает сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истреблял всякого прелюбодействующего от Тебя. А мне благо — соединяться с Богом» (Пс.72:25—28). «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Помощник мой, на Которого я уповаю; Защитник мой и рог спасения моего, и Заступник мой» (Пс.17:2—3). — Как и где искать мне Бога? Ответ: 1) Не желай и не ищи ничего, кроме Бога и воли Его святой, следуя пророку, который ни на небе, ни на земле, кроме Бога, ничего не хотел: «Что мне на небеси? и без Тебя чего желать мне на земле?» И будешь искать Бога. 2) Везде и во всяком месте ищется и находится Тот, Который везде есть. Где ни находишься и ни живешь, есть возле тебя Бог, там и ищи Его. В городе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи его. На селе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи Его. В монастыре или в пустыне живешь? Бог с тобой есть, там и находится Бог, там и ищи Его. Словом, где ни находишься, возле тебя Бог есть. Ищи Его возле себя, как следует — и найдешь Его. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь, и увидишь, «как Благ Господь» (Пс.33:9). Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: «Щедр и Милостив Господь, долготерпелив, и Многомилостив, и Истинен» (Исх.34:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

186 То была великая победа христианства, дивившая и дивящая собою всех; преступно забвение ее в сознании нашего времени. Нам ныне понятна эта победа, ясны причины ее. Великая, неотразимая для человеческого духа сила была в самом девизе христианства: с нами – бедными, слабыми людьми, – с нами Бог!.. Эммануил родился от Девы!.. Итак, как бы говорило христианство: оставь, философ, искать Бога в далеком, безбрежном небе, светом своим помрачающем глаза: ты сам Его там не найдешь, не постигнешь тайн Его жизни, не назовешь Его своим Богом, не в состоянии будешь Его полюбить, – а без любви к Нему – на что все знания о Нем?.. Итак, оставь, жалкая, невежественная толпа искать себе Бога среди бездушных кумиров, созданных твоими руками; не ищи Его на твоем Олимпе, на этой небесной земле, заселенной твоими мечтами!.. Но все идите к Богу, пришедшему с неба в среду вас; внимайте дивной тайне: Бог явился во плоти... Его видели, Его слышали, Его осязали руками. Не случайно было явление Его на земле: Он и пришел, чтобы познали Его, Его благость, Его любовь к тем, которые отныне стали братьями для Него. Он страдает за всех всем понятными муками, и ему понятны скорбь и радость людей. Все в Нем понятно до той степени, до которой захочет человек продолжить свое понимание приближением к Нему; и все в Нем – одна любовь, – та любовь, которая, при сознании близости к Нему и взаимопонимании, рождает ответную, все существо человека захватывающую и всецело его удовлетворяющую, любовь... Так во Христе для человека стало возможным то знание о Боге, которого столь страстно искал он в стремлении своем к полному нравственному единению с Ним в любви. И возможность такого, рождающего любовь знания, открылась в Богочеловеке не в отношении только Сына, непосредственно воплотившегося, но и Отца, открывающегося чрез Сына, – и, следовательно, Бога вообще. Вот глубочайший смысл отрывка из прощальной беседы Спасителя: «Иисус сказал (ему): Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   СТАВРОФИЛА. Но почему же ты повелеваешь молиться особенно носящим крест? Это общий долг всех верных.    АНГЕЛ. Молитва есть величайшее облегчение креста и благовременная помощь во всякой скорби. Разве ты не читала заповеданного Богом: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49:15). И еще: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его» (Пс.90:15, 16). К помощи молитвы всегда прибегал царственный пророк Давид, как сам говорит о себе: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня» (Пс.119:1). «В день скорби моей ищу Господа» (Пс.76:3). И о других он говорит: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их» (Пс.106:13). И множество примеров найдешь ты в св. Писании, что скорбящие с упованием воссылали молитвы свои ко Господу. Молился Самсон, посмеянный от Филистимлян, молилась Сусанна в смертной напасти, молились три отрока в пещи огненной, Даниил в рове львином, Иона во чреве китове, Петр на море, Апостолы на корабле, Павел и Сила в темнице. Наконец и Сам Господь Иисус Христос не только в вертограде Гефсиманском, но и на кресте «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления» Богу Отцу (Евр.5:7). А потому и ты, «имея вокруг себя такое облако свидетелей» (Евр.12:1), во время скорби всегда прибегай к пособию молитвы: ибо молитва в скорби умилостивляет Бога, и самая скорбь весьма много способствует молитве.    СТАВРОФИЛА. Желала бы я яснее понять, каким образом скорбь может споспешествовать молитве, когда страдание едва допускает и помыслить о чем-либо; и часто люди скорбные и страдающие жалуются, что у них отнимается всякая возможность молиться.    АНГЕЛ. Чем более кто обращается к Богу, тем менее он помнит о скорби. У кого мысль постоянно устремлена к Богу, тот уже не может очень обращать внимания на скорби креста. И какую силу подает скорбь молитве! Как стрела, вонзенная в сердце, заставляет и понуждает искать врачевания: так и скорбь, поражая печалью сердце, побуждает его искать утешения в ином, т.е. в размышлении о вечных благах. Вода, протекая по широким и ровным местам, не поднимается вверх, но широко разливается во все стороны; когда же рукою искусства бывает собрана в узкое вместилище и стеснена, то оттуда с силою поднимается и быстро стремится в высоту. Так и ум человеческий, когда бывает в праздности и чрезмерном спокойствии, расслабевает и рассеивается. Когда же печальные случаи в жизни, и внезапные напасти и неудачи сокрушают его, тогда он внимательнее и ревностнее возбуждаете себя, и воссылает ко Всевышнему усердные и горячие молитвы (Св. Иоанн. Златоуст. бесед. 5 о непостиж. Бож.). В день посещения твоего взыщи Бога; ничего другого не ищи от Бога, а только Единого Бога ищи в скорби твоей; тогда Бог удалит от тебя и скорбь, и ты уже дерзновенно прилепишься к Богу (Блаж. Август, на ПБЮс.76).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

А это - правда. Цена барреля нефти, на самом деле, не такая великая вещь, а полуерунда. Или совсем ерунда. Потому, что это всё замешано на крови, лжи и международных манипуляциях, махинациях. А вот это - правда. Много лжи есть, а это - правда. Поэтому, я хотел бы, чтобы мы читали это, христиане, потому, что меня удивляют голоса тех, кто говорит: «Да не нужно это никому. Сейчас нужно только Евангелие, Ветхий Завет не нужен». Сказавшие так   сильно заблуждаются!        Глава вторая. Мы вступаем в глубину пророчества. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный (как будто сегодня сказано, будто это утренняя газета), доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней». Призыв к исследованию себя, встречается только у пророков. Часто. Конечно, в Законе Моисея тоже есть призывы к тому: «Близко слово моё в устах твоих, наблюдай за сердцем своим...» Там есть такие призывы к внутреннему наблюдению за собою. Но, в полной мере, слово о внутренней жизни - это слово, сказанное пророками, которое потом переходит в Евангелие. И уже Евангелие - это учение о внутреннем человеке. Евангелие - это не учение о внешнем поведении. Евангелие не учит нас о длине юбки или о цвете платка, или, скажем, о составе калорий для завтрака в Великую среду. Это всё вещи попутные и второстепенные. Евангелие - это учение о внутреннем человеке. И эти слова - «Исследуйте себя внимательно, народ необузданный» - это слова, которые, думаю, каждый народ должен воспринять внимательно.  «Взыщите Господа все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня». Когда мы вступим в Великий пост, слава Богу, даст Бог, мы услышим там Великий прокимен из алтаря: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Т.е. Бога нужно искать. Даже тем, кто Его уже знает. Бога нужно искать всем, потому что Господь рассеял и расплодил народы земли.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Господь создал человека по образу Своему. Образ Божий должен чтиться в человеке, и перед другими людьми мы не должны ни превозноситься, ни унижаться. Мы должны высоко нести этот образ в своем сердце и уметь разглядеть его в других людях. Следует особо поговорить о случаях исцеления. Физическое здоровье сейчас рассматривается как главная ценность. Однако следует помнить, что не всегда физическое здоровье возвращается человеку, так сказать, бесплатно. Особенно об этом следует помнить тем, кто обращается к знахарям, или экстрасенсам, как теперь говорят. Если исцеление приходит не от Бога, человек теряет что-то духовное, а иногда он, получая исцеление одного какого-то органа, от одной какой-то болезни, приобретает другую, скрытую болезнь, более опасную, чем та, от которой он избавился. Следует всегда помнить слова Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего… и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:24-27 ). М. М.: Отец Александр, в истории Церкви известно много таких случаев, когда монахам и не только монахам, но и мирянам являлся свет или ангел, который говорил: “Я за твои добродетели приставлен к тебе, поклонись мне, и я больше никогда от тебя не отойду. Буду помогать тебе во всем”. И вот человек, обманутый видением, поклонялся лжеангелу, а дальше — страшный хохот и отвратительные морды. И человек или с ума сходил, или погибал вовсе. Так что самое верное отношение — это не искать никаких знамений, не быть настроенным на их поиск. О. А.: Да, самая верная, трезвая позиция — это не искать чуда. Потому что стремление к чуду — это нездоровье души, неверие в Бога и Его добрую волю по отношению к нам. Дело в том, что настоящее Божие чудо происходит тогда, когда душа человека готова его принять, готова поверить в Бога, пойти за Ним. И тогда в помощь ей Господь посылает чудо — чудо избавления от опасности, помощи в трудной ситуации и даже исцеления.

http://azbyka.ru/fiction/prosite-i-dano-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010