иеромонах Иов (Гумеров) Хотя тетрарх Ирод Антипа по происхождению идумеянин, но по вере он был иудей. В Священном Писании Ветхого Завета мысль о воскресении мертвых выражена совершенно определенно: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан. 12:2 . О воскресении мертвых говорится и в книге Иова: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов.19:25–27 ). Св. Исаия пророчествовал: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис. 26:19 ). Однако люди библейской истории не только знали пророчества о будущем воскресении мертвых, но и имели свидетельства о реально совершившихся чудесах. В Ветхом Завете имеются рассказы о воскресших людях: сыне сарептской вдовы ( 3Цар. 17:22 , сыне сонамитянки ( 4Цар. 4:35 . Чудо воскресения произошло от мощей св. пророка Елисея: И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:20–21 ). При жизни Ирода Антипы Господь наш Иисус Христос воскресил: сына вдовы из Наина ( Лк. 7:11–15 ), дочь Иаира ( Лк.8:41–42,50–55 ), Лазаря ( Ин.11:43–44 ). Первые два чуда были до события, упомянутого в Мф.14:1–2 . Ирод мог об этом слышать. Слова Ирода это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых говорят о страхе, который испытывал он перед жертвой своего безумия св. Иоанном Крестителем. По-видимому, Ирод думал, что великий Пророк восстал из гроба, чтобы наказать его. Какова миссия человечества? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Ответ на этот вопрос имеется в творениях святых отцов, которым были открыты тайны духовной жизни: «поскольку благой и преблагой Бог не удовлетворился созерцанием Себя Самого, но по избытку благости благоволил, чтоб возникло нечто, что стало бы облагодетельствовано Им и причастно Его благости, Он приводит из несущего в бытие и творит все видимое и невидимое, а также и человека, составленного из видимого и невидимого» (Преп. Иоанн Дамаскин , Творения, М.,2002, с. 187). Как объяснить то, что до потопа люди мясо не ели, а после потопа мясо было им дозволено?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда же Иисус Христос исцелил сухорукого, то, прибавляет евангелист, фарисеи составили совещание против Него, как бы погубить Его, так, что Он должен был скрыться (чит. ниже 6 и 7 ст.). Вот до чего может загрубеть человеческое сердце, и вот каким загрубевшим было оно у фарисеев! Зач. 11. Злоумышление против Иисуса Христа и удаление Его с учениками. Читается в понедельник 12-ой недели по Пятидесятнице. Мк.3:6 . Фарисеи вышедши немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Это было после чуда исцеления Иисусом Христом сухорукого в субботу. Фарисеи так озлобились против Иисуса Христа за то, что Он, по их ложному учению, Сам нарушает субботу, исцеляя больных, и позволяет Своим ученикам ее нарушать, и при том еще обличает это их ложное учение ( Мк.2:23 и далее), что решились погубить Его. О фарисеях чит. в объясн. 22 ст. 1 гл. С Иродианами. Иродиане, это были приверженцы царя Ирода Антипы. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и римский император назначил им царя еврейского происхождения, Ирода, тогда образовались между ними две партии. Одни утверждали, что должно быть в подчинении у кесаря и платить ему подать, и противников сего называли мятежниками, – это были Иродиане; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что Иудеи – народ Божий и что у них непременно должен быть царь их собственного происхождения и их иудейской веры, и потому ненавидели римское правительство ( Мф.22:16 ). Мк.3:7 . Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Отъиде (удалился) Иисус Христос к морю, т. е. Галилейскому, на берегу которого лежал Капернаум, где Он исцелил сухорукого (1 ст.). Удалился, вероятно, в пустынные места близ Капернаума, где мог быть более безопасным от злоумышлений врагов. Время смерти Его еще не пришло, Он еще не окончил дела евангельской проповеди, потому и удаляется. Господь повелевал и ученикам своим не подвергаться опасностям без нужды, удаляться в опасных для них случаях ( Мф.10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Название Яффских ворот указывает на направление дороги, которая шла в Иерусалим из приморского города Яффы (в Библии – Иоппия). Ныне этот знаменитый портовый город стал предместьем Тель-Авива. В 1898 году недалеко от этих ворот часть стены была разобрана. Причина была необычная: германский кайзер Вильгельм II желал въехать в Иерусалим в карете. Но, по мусульманскому обычаю, такое право принадлежит только лицу, покорившему город. Чтобы удовлетворить желанию гостя, сделали в стене брешь. Ворота Сиона – у горы Сион. Поскольку здесь находится гробница царя Давида, арабы называют их Баб Наби Дауд (ворота пророка Давида). В северо-восточной стене находятся Стефановы ворота.Они напоминают о подвиге первомученика апостола Стефана. Он мужественно исповедал Иисуса как провозвещенного пророками Христа перед членами синедриона. «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7: 57–58). На месте мученичества архидиакона Стефана в его честь стоит греческий православный храм. Ворота Стефана называются также Львиными. Название произошло от находящихся на каждой стороне ворот геральдических эмблем султана мамелюков, правившего в XIII веке. Иерусалим. Старый город ночью. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Название ворот Ирода возникло в XVI или XVII веках: паломники находившийся вблизи дворец принимали за дворец Ирода Антипы. Через Мусорные ворота вывозили отходы на загородную свалку. Они упоминаются в книге Неемии как Навозные: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем. 2: 13). У арабов название другое: Баб-эль-Магарбех (ворота мавров). Связано это с появлением в городе переселенцев, прибывших из Северной Африки в XVI веке. Через Дамасские ворота шла дорога в древний город Дамаск, который упоминается уже в первой библейской книге (см.: Быт. 14: 15). В результате раскопок под нынешними воротами были найдены ворота II века по Р.Х. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота. Мы часто проходили этими воротами, посещая Старый город.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Но иудеи настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места... Пилат, услышал про Галилею, спросил: «Разве Он Галилеянин?» И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме ( Лк. 23:5–7 ). Прокуратор был рад отделаться от этого неприятного для него дела ( Мф. 27:11–30 ; Мк. 15:1–19 ; Лк. 23:1–6,13–25 ; Ин. 18:29–40,19:1–16 ). Иисус Христос у царя Ирода Антипы Ирод давно уже слышал о Нем и собирался убить Его еще в Галилее, о чем фарисеи сами когда-то предупреждали Христа. Обвинители могли надеяться, что Ирод скорее, чем Пилат приговорит к смерти их врага. Однако, в данное время царь был настроен по-праздничному и мирно. Он даже обрадовался, что к нему привели Христа, «ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо и предлагал Ему многие вопросы». Если бы Христос хотя бы в самой малой мере отозвался на благодушие царя и удовлетворил его любопытство, то Он вероятно немедленно был бы освобожден и отправлен в Галилею. Ирод с удовольствием сделал бы это на зло фарисеям и Синедриону, с которыми у него всегда были свои счеты. Но Христос ничего не отвечал царю. Тогда Ирод, разочаровавшись и рассердившись, но не теряя своего праздничного благодушия, решил так же, как и Пилат, уклониться от суда. Признал Христа мечтателем, но совершенно безопасным для государства. Однако позволил себе поиздеваться над Ним: приказав воинам уничижить Его, т. е. избить и насмеяться, велел одеть Господа в светлую шутовскую одежду и отослал обратно к Пилату ( Лк. 23:8–12 ). Этот случай послужил поводом для восстановления дружбы Пилата и Ирода, ибо раньше они были во вражде. Так что дружба с миром оказалась враждой к Богу. Иисус Христос вновь перед Пилатом Между тем, перед Преторией 40 Пилата собиралось все больше народа ( Лк. 23:13 ). Одни шли, чтобы видеть суд над Пророком Галилейским, другие, чтобы подавать голос за освобождение какого-нибудь узника, как это обыкновенно делалось перед праздником Пасхи. Враги Христа были обеспокоены затяжкой дела и возможностью того, что, может быть, народ, всего несколько дней назад торжественно встречавший Иисуса с пальмами в руках в Иерусалиме, потребует Его освобождения. Они старались возбудить против Него чернь и подонки населения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По северному течению Иордана проходил рубеж другой «тетрархии» (после смерти Ирода Великого Иудейское царство было поделено на четыре части). Там правил Филипп, брат Ирода Антипы, человек, как говорили, ни в чем не похожий на него, скромный и респектабельный. Он придал Вифсаиде, рыбачьему поселку, статус города, назвав его Юлиадой в честь дочери императора Августа. ... Все сказанное выше можно узнать лишь из книг и отчетов археологов. В отличие от Капернаума или Хоразина, от Вифсаиды осталось мало следов. Здесь Господь исцелил слепого. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении ( Мк. 8, 22–26 ). Неправда ли, выразительно? Чудо, сотворенное в Вифсаиде, должно было совершиться тайком, чтобы не вызвать ожесточения и конфликта. Неслучайно от трех заклятых Господом городов ничего не осталось. Поистине, как сказано: «если придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах от вашего города отрясаем...» Гамала (Гамла), соседний город, к востоку от Вифсаиды, – от нее тоже остались лишь развалины синагоги, – представляла в спектре духовных движений Израиля «революционную», мессианскую линию. Подобно орлиному гнезду, возвышалась Гамала на скалистом гребне, защищенная со всех сторон глубокими лощинами. Отсюда выходили не апостолы – лжемессии. ...В год Рождества Христова, перед самым воцарением Иродова сына Архелая, вспыхнуло по всей Иудее, Галилее и Идумее восстание против римлян. Поднял его уроженец Гамалы, Иуда Галилеянин, – полумессия- полуразбойник, фарисей-книжник, сын казненного Иродом в 47 г. до Р.Х. Езекии, такого же не то главаря шайки, не то «полевого командира». Главное гнездо мятежа было в соседней с Назаретом столице Нижней Галилеи, Сепфорисе, где, ограбив царскую казну и овладев оружейными складами, засел Иуда и откуда, делая вылазки, грабил, жег, убивал своих и чужих, воспевая Осанну Господу и проповедуя наступающее царство Мессии. Римский проконсул Публий Квинтилий Вар, во главе сирийских легионов, жестоко подавил восстание, разрушил и сжег дотла Сепфорис, продал жителей в рабство и, преследуя по всей Святой Земле рассеянные шайки мятежников, две тысячи их распял на крестах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ст. 57. Несть пророк без чести, токмо во отечествии своем. Не так должно быть, но так бывает; люди обращают внимание не на то, что им проповедуется, а на то, кто проповедует, и если того, кто удостоился божественного избрания и призвания, они привыкли видеть среди себя обыкновенным человеком, то и продолжают смотреть на него по прежнему и не дают веры словам его. Кончина Иоанна Крестителя Матф. 14, 1–12 ; ср. Марк. 6, 14–29 ; Лук. 9, 7–9 . Поводом к повествованию о кончине Иоанна Крестителя для евангелистов Матфея и Марка послужило то, что четверовластник Ирод (Антипа) возымел об Иисусе Христе такое мнение, будто эго – Иоанн Креститель, восставший из мертвых. Эта мысль в первый раз возникла не у Ирода и сначала была отвергаема им, как об этом говорит еванг. Лука, у которого читаем: глаголемо бе от неких, яко Иоанн воста от мертвых, от инех же, яко Илия явися, от других же, яко пророк един от древних воскресе. И рече Ирод: Иоанна аз усекнух, кто же есть сей (9, 7–9)? Но потом и сам Ирод стал склоняться к тому мнению, что Иисус Христос есть воскресший Иоанн, как об этом говорят Матфей и Марк: рече (Ирод) отроком своим: сей есть Иоанн Креститель: той воскресе от мертых ( Матф. 11, 2 ). Заговорив по сему поводу о кончине Предтечи, евангелисты изображают отношения его к Ироду и обстоятельства его кончины в следующем виде. Марк. 6, 18–20 . „Иоанн говорил Ироду (Антипе): не достоит тебе иметь жену (Филилла) брата твоего, Иродиада же (бывшая сначала за Иродом – Филиппом, братом ИродаАнтипы, и теперь жившая с этим последним), злобясь на него, желала убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его“, как охрану своего царства, какою в древности считались пророки и праведники (так царь Иоас плакал над умирающим Елисеем, говоря: отче, отче, колесница Израилева и конница его; 4Цар. 18, 14 ); – „многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его“. Но под конец влияние нечестивой жены стало преодолевать иные лучшие побуждения, и потому, Матф. 14, 3–5 , „Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего (вследствие внушений ее), – и (даже) хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

10:2 И подошли фарисеи, и спрашивали, испытывая Его: «Позволено ли мужу разводиться с женой?» Подобные вопросы широко обсуждались тогда в школьной полемике книжников, впоследствии запечатлевшейся в талмудической литературе. В актуальной ситуации тех лет подобные темы приобретали неожиданную политическую остроту, как показала расправа над Иоанном Крестителем; не только радикальная постановка вопроса, которую мы видим в евангельском тексте, но и простая апелляция к ветхозаветным нормам звучала как опасное обличение нарушения этих норм в поведении сильных мира сего, начиная с Ирода Антипы. Отсюда акцентируемый Мк в этом вопросе момент провокации, «испытания»: кто отвечает на него, рискует либо заявить себя обличителем носителей власти и взять на себя вполне реальный риск, либо, напротив, скомпрометировать себя уклончивым соглашательством (и во всяком случае отказаться от политически понимаемых полномочии Мессии). 10:4 Моисей установил разводиться. См. Втор 24:1–4 : «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-либо противное, и напишет ей разводное свидетельство, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа; но и этот последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет этот последний муж ее, взявший ее себе женою; то не может первый ее муж, отпустивший ее, снова взять ее себе женою..».. Споры раввинских школ вызывала интерпретация слов «что-либо противное»: Школа Шаммая понимала их как обозначение супружеской неверности, между тем как школа Гиллеля толковала их весьма расширительно. Разводное свидетельство – букв, «разводная книга/книжица» (евр. [сэфэр], греч. βιβλον, в лат. переводе Вульгаты libellum); выражение, понятное в эпоху, когда и книга, и документ имеют вид свитков различной величины. В Синодальном переводе «разводное письмо». Употреблялся еще один термин, до сих пор применяемый в иврите: [гэт] от вавилонского gittu «свидетельство, расписка».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

187 Начиная со второго года проповеди Иисуса Христа, фарисеи и книжники всюду следовали за Ним и следили за Его учением и делами, чтобы найти в Нем какую-либо вину. Книжники, как и законники – это иудейские ученые, занимавшиеся изучением Закона Божия. 188 Иродианами назывались приверженцы правителя Ирода Антипы, бывшие врагами фарисеев. Но чтобы погубить Иисуса Христа, фарисеи пренебрегли своей враждой с иродианами и вошли с ними в соглашение. 193 Этот апостол назывался еще Леввей и Фаддей, он приходился братом Иакову Алфееву; они были сродниками Иисуса Христа по плоти. 202 и проч. – по-русски: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь: ибо велика ваша награда на небесах». 206 Так здесь называются апостолы и все истинные последователи Иисуса Христа. Для мира они так же необходимы, как необходима соль для пищи человека. 207 Так здесь называются апостолы и все истинные последователи Иисуса Христа. Для мира они так же необходимы, как необходим солнечный свет для жизни земли. 208 и проч. – по-русски: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». – Под светом здесь разумеются святость жизни и добрые дела. 209 Так у иудеев разделялись Священные книги. В состав закона входили пять книг Моисея. Пророки же заключали в себе остальные Священные книги. 212 Иначе говоря, вовсе лишен будет Царствия Небесного. Слова: малейшим наречется – употреблены Иисусом Христом в противоположность выражению: великим наречется . 217 Геенной огненной у евреев называлась долина Еномова, находившаяся вблизи Иерусалима. Во дни иудейских царей в этой долине был поставлен идол Молоха, служение которому отличалось величайшим нечестием. По возвращении из плена вавилонского, долина Еномова была сделана местом свалки нечистот, которые здесь сжигались, так что огонь там никогда не прекращался. В устах Иисуса Христа геенна огненная служит образом вечных мучений грешников. 218 Под темницей здесь разумеется место мучения грешников, иначе – ад, как место, лишенное света и блаженства. Под судьею разумеется Господь, а под слугами – ангелы. Кодрант – медная римская монета, равняющаяся нашего грошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

2. Верхняя одежда – гиматий, или мантия была плащом днем и одеялом ночью. Обычно такую мантию делали из двух сшитых вместе кусков материи. Шов проходил сверху вниз по спине. Но особенно хорошие мантии выполняли из одного куска материи; такой, кстати, была мантия Иисуса ( Ин 19, 22 ). 3. Пояс. Его носили поверх уже названных предметов одежды. Поясы имели кармашки для денег. 4. В качестве головного убора использовался кусок ткани чуть меньше одного квадратного метра. Он мог быть белым или других цветов. Его складывали по диагонали, как головные платки, и покрывали им голову, предохраняясь от солнца. На голове он удерживался лентой. 5. Обувью служили сандалии. Это были подошвы из кожи, дерева или плетеной травы. Насколько серьезной была весть, которую принес Иисус, становится понятным из второй части Его распоряжений: «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» ( Мк.6:11 ). На гостеприимство на востоке смотрели как на священный долг. Странник, вошедший в деревню, не должен был искать гостеприимства – деревня сама должна была предложить ему свое гостеприимство. Иисус сказал Своим ученикам, что если в гостеприимстве им будет отказано, и, если люди закроют пред ним свои двери и уши, они должны покинуть это место и стряхнуть его прах со своих ног. Закон раввинов гласил, что в языческих странах даже прах осквернен, и потому человек, возвращающийся домой в Палестину, должен был отряхнуть с себя мельчайшую частицу пыли нечистой страны. Пусть те, кто «не будет слушать», не заблуждаются: настанет день, когда они узнают всю серьезность своего выбора. «Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» ( Мк.6:11 ). Двенадцать, которые по приказу Иисуса пустились в путь, испытывали большой подъем. «Они... изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Таким образом, при всей их беззаботности и нищете, их деятельность была столь успешной и очевидной для многих, что об Иисусе заговорили в высших кругах, даже при дворе Ирода Антипы. Об этом – следующий отрывок. 2. Суждение мира об Иисусе (Мк.6,14–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

3. Поводов удалиться было, вероятно, несколько. Во-первых, Сам Христос говорит Апостолам (Мк.6-31), что им необходимо отдохнуть от утомления и постоянного наплыва народа. Во-вторых, Иисус Сам чувствовал потребность в уединении, как это и говорит: Мф.14:13 и Лк.9:10. После убиения Иоанна, после слухов о том, что Ирод считает Его за воскресшего Иоанна, очевидно, наступила критическая минута в жизни Господа. Со смертью Иоанна обрывается Его связь с ветхозаветной сферой. Глаза всех, ищущих правды, теперь устремлены на Него. Он должен выступить вполне и самостоятельно. Он должен выставить свою особую миссию рельефно и определенно теперь, со смертью Пророка. В решительные минуты Господь всегда прибегал к уединенной молитве; а так как и Апостолам нужно было отдохнуть, то Он и воспользовался этим, чтобы запастись духовными силами в пустынном месте. Затем была и третья причина, не менее важная и притом определившая и место, куда можно было уединиться. Если Ирод считал Иисуса за воскресшего Иоанна и ищет Его увидеть, то уж, конечно, не с доброй целью; если присоединить к этому вражду иродиан к Иисусу, заключивших союз с фарисеями, то, понятно, пребывание Господа в пределах Тивериадских, т.е. во владениях Ирода Антипы, было небезопасно, и Господь знал, что Ему еще рано окончить свой подвиг; вот Он и выбирает пустынное место в пределах Вифсаиды Юлии, т.е. во владении Филиппа. 4. Мф.14:13: " И услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком " . Мк.6:31-32: " Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, гак что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни " . Лк.9:10: " Апостолы, возвратившись, рассказали ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидой " . Ин.6:1: " После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады " . Соответствующие места у Евангелистов, касающиеся переправы Господа на ту сторону, представляют немало затруднений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010