Беседа игумении Домники, настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. Поздравляю вас с началом Рождественского поста! Сейчас начинается особенное, светлое и радостное время, и мне хочется вспомнить один интересный эпизод из книги Ивана Шмелёва: как он описывает начало Рождественского поста. Писатель вспоминает, как однажды в детстве он перед началом поста загрустил о том, что до Рождества ещё так долго, целых сорок дней. Он поделился своей грустью с одним благочестивым, глубоко верующим человеком, который служил у них в доме плотником. И тот сумел его утешить. Вот что этот человек сказал мальчику: — Да сейчас самая-то радость и начинается – Филипповки! Самое священное время сейчас пойдёт, праздник на празднике, душе свет. Введенье вступать станет – сразу нам и засветится. Мальчик удивлённо переспросил: – Чего засветится? И плотник ответил: – А будто звезда засветится в разуме. Что, не понимаешь? За всенощной воспоют, как бы в преддверие: «Христос раждается – славите... Христос с небес – срящите...» Душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так что всё налажено – только разумей и радуйся. Ничего и не будет скушно. Шмелёв потом вспоминал, что всё действительно так и произошло, как ему говорил этот простой человек. Он писал: «Как под Введенье запели за всенощной “Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите...” – так сердце и заиграло, будто в нём свет зажёгся».      И действительно, с самого начала Рождественского поста перед нами уже начинает сиять свет Рождества Христова. Словно зажигается для нас Вифлеемская звезда. И совсем скоро и мы услышим, как в храме будет петься: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Казалось бы, для чего Церковь поёт этот Рождественский ирмос так рано? Ведь до Рождества Христова ещё больше месяца. Церковь поёт это именно для того, чтобы зажечь в нашем сердце Вифлеемскую звезду, чтобы мы, как волхвы, немедленно восстали и отправились в путь, навстречу рождающемуся Христу. Что такое для нас Рождественский пост, в который мы сейчас вступили? Рождественский пост – это путь в Вифлеем. Как волхвы и пастухи пошли в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Спасителя мира, так и нам нужно пройти некий путь, достичь Вифлеема, где мы сможем подлинно, духом увидеть Рождающегося Господа. Как говорит святитель Филарет Московский: «Церковь не обманывает, когда вопиет во уши наши: “Христос с небес, срящите!” Христос доселе нисходит с небес, и Он так близко к нам, что мы, подобно пастырям или волхвам, вовремя можем приспеть на место его Божественного явления. Прейдем до Вифлеема, как сказали пастухи, да видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам». Так пишет святитель Филарет Московский.

http://pravoslavie.ru/126052.html

Агница Твоя, Иисусе, Евгения/взывает громогласно:/“Тебя, Жених мой, люблю,/и, Тебя ища, страдаю,/и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении,/и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе,/и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою;/но, прими меня как жертву непорочную,/с любовью принесенную Тебе!”/По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши. ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВГЕНИИ НА ПОВЕЧЕРИИ Канон, глас 6, егоже краегранесие: Днесь же субботу пою великую. Ирмосы по дважды, тропари же на 6. НА ПОВЕЧЕРИИ Канон, глас 6, его акростих: И в сей день воспеваю субботу великую . Ирмосы поем дважды, а тропари на 6. В конце каждой песни оба хора вместе поют ирмос. Песнь 1. Ирмос: Волною морскою/Скрывшаго древле/гонителя мучителя –/в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод,/но мы с волхвы поим:/Господеви воспоим,/славно бо прославися. Песнь 1 Ирмос: Волною морскою/Покрывшего в древности/преследователя-тирана/в яслях скрываемого/убить стремится Ирод;/но мы песнь с волхвами возгласим:/“Господу воспоем:/ибо славно Он прославился!” Господи Боже мой,/рождественное пение и предпразднственную песнь Тебе воспою,/рождением Твоим Божественным, возрождение дающему мне/и к первому мя благородию возводящу. Господи Боже мой!/Рождественское песнопение/и предпраздничную песнь воспою Тебе,/рождеством Своим божественным возрождение мне дающему/и к прежнему благородству меня возводящему. Горе Тя на Престоле и доле в яслех премирная и земная разумевше, Спасе мой,/дивляхуся державе Твоей,/явился еси бо паче ума, сугуб естеством, Богочеловек. В высоте – на престоле/и внизу – в яслях,/надмирные и земные существа,/созерцая Тебя, Спаситель мой,/поражались могуществу Твоему:/ибо превыше разума Ты явился/двойственным естеством, Богочеловек. Да Твоея славы всяческая исполниши, приклонив Небеса, на землю пришел еси:/яко бо на руно, низшел еси дождь во чрево девственное,/из Неяже ныне родитися сугуб грядеши,/Бог же и Человек. Дабы Своею славою/все наполнить,/наклонив небеса, Ты дошел до земли:/ибо как дождь на руно, сошел во чрево девственное;/ныне двойственным желая из него родиться/Ты приходишь, Богочеловек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

Оптина Пустынь. Паромная переправа. В 1912 году настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Ксенофонт вспоминал: «Вот первый приезд ваш в Оптину: стоит ваш образ отчетливо в глазах моих, как и тогда, когда я еще был иеродиаконом... Я был чередным, когда вы вошли в храм, в то время еще в форме полковника. Не забуду, какое приятное впечатление произвели вы на меня в этот приезд, и это первое впечатление не обмануло». В Казани в последнее время Павел Иванович жил в меблированных комнатах и подружился тут с сыном коридорного, мальчиком лет двенадцати, очень верующим, – впоследствии он поступил в монастырь. Раз по возвращении Павла Ивановича из Оптиной они пили чай из самовара, и мальчик рассказал ему свой сон: – Вижу, будто вы идете из города по направлению к кладбищу во всем белом и поете ирмос «Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав...» – и тут проснулся. «Впоследствии, – вспоминал о. Варсонофий, – мне истолковали этот сон. Город – мир; кладбище (которое в Казани было расположено в восточной стороне) означало Горний Иерусалим; шел я, чтобы умереть для мира; белые одежды – убеление души, так как в то время у меня созрело решение оставить все. Ирмос «Воду прошед яко сушу» поется при отпевании младенцев и означает отпевание от мира». Начал Павел Иванович исполнять данные ему от старца Амвросия послушания, в том числе велено ему было говеть четыре раза до начала Рождественского поста, то есть до 15 ноября. А 17 сентября он вспомнил один свой сон, который приснился ему 17 сентября 1883 года, то есть шесть лет назад. «Казалось мне, – рассказывал старец Варсонофий, – что я нахожусь в какой-то большой комнате, а передо мною старинные часы с большим маятником... Какой-то старец находится около меня и, указывая рукой на часы, спрашивает. «Который час?» – «Половина седьмого», – отвечаю. Он меня спрашивает вторично: «Который час?» – а затем в третий раз. «Половина седьмого», – говорю я уже с оттенком раздражения в голосе, а он отвечает: «Через три года в этот день и час ты умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

507 Речь идет о каком-то происшествии, связанном со швейной работой монахини Евпраксии. См. прим. к письму 56. 508 Поучение шестнадцатое к некоторым келлиотам, вопросившим преподобного авву Дорофея о посещении братии//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Калуга, 1895. – С. 187–193. 512 Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. – Октоих. Глас 8. Утреня воскресная, канон, песнь 4, ирмос. 513 По всей видимости, о. Игнатий вспоминает ответ о. Парфения на вопрос его знатной почитательницы: «“Чем могу я тебя утешить? Я не пожалею для тебя и миллиона”. “Вот нашла чем утешить, – отвечал он, – на что мне этот навоз? Единое мне утешение: не мешай мне никто пребывать с Богом и со всеутехою моею Пресвятою Богородицею”!». – Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев, 1898. – С. 30. 515 Ср. Пресвятая Дево, Мати Божия, и иже Слова самовидцы и слуги; пророк же и мученик вси лицы о всех молитеся прилежно, яко вси есмы в бедах. – Часослов. Повечерие великое. 516 То есть вместо о. Игнатия. Старец благословляет свою духовную дочь так ухаживать за посторонней старушкой, как она ухаживала бы за ним. 520 Ср. Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий, Девы Сыне, Боже богов Господи, святых Пресвятый. Тем Тя вси с Рождшею величаем. – Октоих. Глас 2. В неделю утра, канон Пресвятой Богородице (3-й), песнь 9, ирмос; в понедельник утра, канон 2-й, песнь 9, ирмос. 522 17/30 января 1930 г., в день кончины схиигумена Германа, о. Игнатий был пострижен в великую схиму. 524 Монахиня Евфросиния (†ок. 1960) – монахиня закрытого московского Рождественского монастыря, некоторое время старшая в Знаменском «скиту». В 1930 г. была арестована и выслана, позднее жила в г. Данилове. См.: Монашество последних времен. – С. 95, 108, 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Онлайн-трансляции рождественской службы Онлайн-трансляций рождественской службы в 2024 году будет много. За время карантина многие монастыри и приходы наладили трансляции в интернете. 06.01.2024 «Возсия мирови свет разума»: что это значит для нас? “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” — поют в эти святочные дни в Церкви.  О каком разуме идет речь? Мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но разума? 08.01.2023 Рождественские паремии. Текст, перевод и толкование Каждый год накануне праздника Рождества Христова, в Сочельник, во всех православных храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий. Что такое паремия? Откуда появилась традиция таких чтений? В чем заключается смысл тех паремий, которые мы слышим в Сочельник? 05.01.2024 05.01.2024 Песнопения и музыка Рождества Христова Духовные песнопения, колядки и рождественские гимны в нашей подборке. Пусть музыка Рождества дарит нам радость. 04.01.2023 7 самых запоминающихся песнопений Рождества Рождество еще не завтра, но уже и не за горами – в храмах зазвучали рождественские мотивы. И чем дальше, тем чаще мы будем их слышать – стихиры, тропари, ирмосы… А о чем они, собственно говоря? 06.01.2021 Рождество Твое, Христе Боже наш... Главные молитвы Рождества: перевод и текст Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности 05.01.2020 03.12.2022 Рождественский ирмос 1-ой песни Христос рождается – славьте!/Христос с небес – встречайте!/Христос на земле – воспряньте!/Пой Господу, вся земля/и с веселием воспойте, люди,/ибо Он прославился! 30.11.2016 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

Моление о даровании «победы царем», носителям верховной власти, имеет в основе псалом 143, стих 10, и напоминает о победах, силой Божией, царя Давида, а также о даровании через Крест Господень побед царю Константину. Это явление креста сделало царей, бывших до тех пор гонителями христиан, защитниками Церкви от внешних врагов, «внешними епископами», по выражению св. царя Константина. Церковь , внутренне крепкая благодатью Божией и огражденная внешне, является для православных христиан «градом Божиим», Божиим жительством, из которого идет путь к Небесному Иерусалиму. Различные бедствия потрясали мир, исчезали народы, гибли города и государства, но гонимая и даже внутренне раздираемая Церковь стоит непоколебимо, ибо врата адовы не одолеют ее. Ныне, когда бесплодны старания мировых правителей установить на земле порядок, единственным верным оружием мира остается тот, о котором Церковь воспевает: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва» [ексапостиларий Воздвижения]. Рождественское послание 1935 года Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! [Канон Рождества, ирмос 1-й песни] Приходит на землю Седящий на Херувимех! Раждается в грешном мире вечно Раждаемый Богом Отцом! С небесных высот грядет Царь Вселенной к человеку, глубоко павшему в яму греха и неверия! Воспряните же духом, все на земле живущие! К вам и ради вас идет Сын Божий! Не для наказания и суда идет Он к нам, а для спасения нашего. Вот Он уже здесь, в малом Вифлееме, в убогих яслях. Для чего сие убожество? Для чего пришел на малую землю, в малый град Тот, Которого не могут вместить небеса? Для обретения умаленного мальм чим от Ангел ( Пс. 8:6 ), созданного по образу Божию человека. Как добрый пастырь, оставив в горах 99 овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны немолчные славословия бесчисленных сонмов ангельских, и идет Он звать к славословию умаленный малым чим от Ангел, но заблудший род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Впрочем, сестры и матери, прошу простить меня за такое объяснение, которое не совсем благовременно и уместно. Святой пророк Давид ради такого торжества побуждает всех к одной радости и веселию духовному: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онъ ( Пс. 117: 24 ). Также святой Златоуст увещавает в день сей и неисправных, и грешных оставить сетование о грехах и вполне предаться радости. «Никтоже, – говорит он, – да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия: никтоже да рыдает убожества, явибося общее царство. Воздержницы и ленивии день почтите: постившийся и непостившиися возвеселитеся днесь». Господи Иисусе Христе, Боже наш, нас ради пострадавый и воскресый! По неизреченному милосердию Твоему не лиши нас и во время всеобщего воскресения радости Твоей вечной и нескончаемой, идеже присещает свет Лица Твоего, яко Твоя есть держава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом, во веки. Аминь. 24. ОБЪЯСНЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ИРМОСА: «ТАИНСТВО СТРАННОЕ..» Сестры о Господе и матери! Паки и паки сподобляемся милосердием и долготерпением Божиим встретить всерадостный праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю вас с сим всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам провести оное в мире и утешении духовном. По обычаю своему предлагаю вам на рассмотрение Рождественский ирмос: «Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол Херувимский – Деву: ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог , егоже воспевающе величаем». Для понимающих и разумевающих смысл этого ирмоса весьма ясен и удобопонятен. А люди простейшие и малокнижные не все вполне могут понимать значение сего ирмоса и требуют объяснения. «Небо, вертеп». Воистину чудо преславное слышать, что вертеп, который обыкновенно бывает жилищем разбойников, сделался небом. «Небо, вертеп», потому что в вертепе этом вселился Бог, а где Бог, там и небо. И христианские души, пока добровольно предаются страстям – славолюбию, сребролюбию, гневу, зависти, ненависти, памятозлобию, мщению и подобному сему, бывают вертепом мысленных разбойников – бесов. А когда принесут смиренное и искреннее покаяние и будут проводить жизнь благочестивую, согласно заповедям Божиим, понуждая себя к смирению, кротости и любви, тогда бывают как бы другое небо, потому что вселяется в них благодать Божия или и Сам Бог благодатью Своею, по сказанному: вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие ( 2Кор. 6: 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

На литургии: прокимен 7-го гласа (Пс 63. 11a), апостольское чтение (Кол 1. 12-18), аллилуиарий 5-го гласа, Евангелие Мф 13. 45-54a (притча о купце, ищущем хороший бисер,- редкое чтение, начало к-рого (зач. 55 «от полу») не отмечается теперь в богослужебном Евангелии, в связи с чем это чтение обычно обозначают как 13. 44-54a), причастен (Пс 115. 6). В МП также помещено еще одно последование, в к-ром совместно прославляются В. и И. Служба полиелейная, без литии, как и 1-я, на утрене отсутствуют указания на прокимен, Евангелие и стихиру по Пс 50 (видимо, подразумевается, что их надо брать из 1-й службы). Корпус песнопений почти не имеет совпадений с 1-й службой: тропари те же, что приводятся в старопечатных Типиконах, кондак только один, что и в 1-й службе; канон 8-го гласа, ирмос: «        », нач.: «                  »; 3 самогласна (в тексте одного из них - «            » - видны явные параллели с 1-й стихирой на «Господи, воззвах» 6-го гласа в 1-й службе); 3 группы подобнов. «По запричастном стихе» приведен духовный стих «              » в качестве стихиры 2-го гласа на подобен «Егда от древа». Есть указания о совершении бденной службы (предполагается соединение песнопений из обоих последований). А. А. Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) В. и И. предписано изображать как отшельников, в монашеских ризах (Ч. 3. § 13. 51, 52). В.- старец с седой клинообразной бородой, в схиме, И.- инд. царевич, юный, с пробивающейся бородой, в короне. Единоличные образы В. и И. появляются поздно. В ряду святых монахов они изображены в ц. Богородицы в мон-ре Студеница (1208-1209, Сербия), в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (кон. XIV в.), на предалтарном столпе Успенского собора на Городке в Звенигороде (1399-1400), на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля (1482), на вост. склоне сев. арки в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502), в росписях собора св. Архангелов мон-ря Дохиар (1568) и трапезной мон-ря Хиландар (1621) на Афоне; их образы представлены на иконе-таблетке из собора Св. Софии Новгородской (кон. XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/154239.html

Последний день Рождественского поста называется обыкновенно сочельником, или сочевником, от сочива, которое уставом положено есть на трапезе в сей день. В сочевники у православных христиан сохраняется благочестивое обыкновение не есть ничего до вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа – обыкновение, внушающее, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова. По мнению некоторых, Рождественский сочельник установлен был вначале для крещения оглашенных и приготовления верующих к празднику. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) В воспоминовение Введения Пресв. Богородицы во храм иерусалимский древле 79 учрежден Церковью праздник 21 ноября. В IV веке царица Елена построила храм в честь Введения Богородицы. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского . В VI веке (530–542 г.) императором Юстинианом в Иерусалиме была выстроена великолепная базилика, так называемая «св. Мария Новая», неподалеку от древнееврейского храма. В VIII в. в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием – Константинопольскими патриархами. В IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковью в этот день. Праздник Введения Богородицы есть великий, двунадесятый и вселенский. На утрени по 50-м псалме вместо «Молитвами Богородицы...» на «Слава» – «Днесь храм одушевленный...», на «И ныне» – то же, затем «Помилуй мя, Боже...» и праздничная стихира. На литургии вместо «Достойно...» поется с припевом ирмос праздника. От 21 ноября до 1 января катавасия «Христос раждается...» Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается б дней -с 20 по 25 ноября. Рождество Христово Праздник Рождества Христова установлен Св. Церковью в воспоминание события Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Впервые о нем упоминается у Климента Александрийского , который относит его к 6 января под именем Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Св. Григорий произносил слова и в защиту угнетённых, в защиту городов от начальнического гнева, слова утешения и ободрения. Им написано пять прекрасных нравоучительных проповедей, в которых он касается любви к бедным, необходимости сохранения мира, брака и других вопросов. Затем идут поучения на различные праздники, надгробия и по поводу фактов из личной жизни проповедника. Все его речи, послания и поучения отличаются «торжественностью, священным величием»; они запечатлены, по выражению митрополита Филарета, «возвышенностью и силой мысли и пламенностью чувства», тогда как стихи отличаются творческим вдохновением. Его догматические творения – замечательные уроки веры; нравоучительные – уроки высокой христианской нравственности. Если прибавить, что всё это выражено сильно, изображено ярко, порой художественно, и проникнуто чувством, то ещё раз надо заметить, что чтение творений св. Григория Богослова является для каждого христианина назидательным чтением. Некоторые творения Григория вошли в богослужение, сделались церковными песнями. Так, напр.: «Воскресения день, просветимся людие! Пасха Господня, пасха!», «Очистим чувства и узрим», «На Божественной страже, богоглаголивый Аввакум…», «Вчера спогребохся тебе, Христе, совозстаю днесь, воскресшу Тебе…», «Сей нареченный и святый день един суббот, Царь и Господь, праздников праздник!..» и др. В рождественском каноне Григорию принадлежит весь ирмос: «Христос рождается, славите…» Святой подвижник почил много столетий тому назад. Но он и доселе пребывает ходатаем и молитвенником за воинствующую Христову Церковь , великим учителем, слово которого для жаждущих истины является источником, утоляющим душевную жажду. А жизнь св. Григория, чистая и безупречная, является в то же время лучшим образцом для всех нас, метущихся, озлобленных и плутающих на бездорожье. Вдумаемся же в жизнь святителя, проникнемся его верой, любовию, непамятозлобием и научимся у него, любя Св. Троицу, всегда служить Ей и словом и делом по мере своих сил. Сергиев Посад, Пещерная Обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010