Когда ей исполнилось три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась на тридцать три ступеньки Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя . И ввели ее по наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник. Благочестивые родители посвятили — еще до рождения обещали посвятить — этого младенца Богу. А как часто мы видим обратное, — и в наши времена, и в предыдущем веке: вспомните хотя бы житие Антония Киево-Печерского, который столько претерпел за свое стремление к благочестивой иноческой жизни. Как мы протестуем, когда кто-то из наших детей хочет принять монашество или послужить Церкви в духовном звании. Это для нас с вами трагедия. А вот Иоаким и Анна сразу, до рождения, решили посвятить ребенка, — поучительно! Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим. «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» . И сегодня по существу нам зримо и близко свидетельствуется, что Рождество уже близко, что оно здесь. Это — свидетельство людям, тем священникам, которые принимали Ее. И не случайно, что начинается рождественское пение; на Введение в Храм Пресвятой Богородицы мы впервые начинаем петь: «Христос раждается, славите» . Правда, если на Рождестве это будет ирмос канона, то пока мы поем это как катавасию, заключение нашей канонной песни. Да, сама Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого. И нам кажется, что эти слова от нас далеки, что они касаются только Богородицы. Так вот, вспомните, что писал апостол Павел: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16).

http://pravmir.ru/vvedenie-presvyatoj-bo...

Ирмосы первого канона Рождества Христова Дворецкого для мужского трио Ирмосы первого канона Рождества Христова Дмитрия Аллеманова для мужского хора Ирмосы первого канона Рождества Христова Дмитрия Аллеманова Ирмосы первого канона Рождества Христова А. Архангельского Ирмосы первого канона Рождества Христова П. Иванова-Радкевича Посмотреть еще Записи исполнения рождественских ирмосов Хотите получать письма с сюрпризом каждый день Рождественского поста?  Подпишитесь на ежедневную email-paccылky нашего Рождественского онлайн-календаря! Тексты, переводы, толкования Рождественский ирмос 1-ой песни Христос рождается – славьте!/Христос с небес – встречайте!/Христос на земле – воспряньте!/Пой Господу, вся земля/и с веселием воспойте, люди,/ибо Он прославился! Читать далее Рождественский ирмос 3-й песни Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну/и в последняя от Девы/воплощенному безсеменно,/Христу Богу возопиим:/вознесый рог наш,/свят еси, Господи. Читать далее Рождественский ирмос 4-й песни Жезл из корене Иессеева/и цвет от него, Христе,/от Девы прозябл еси,/из горы, Хвальный, приосененныя чащи,/пришел еси, воплощся от Неискусомужныя,/Невещественный и Боже:/слава силе Твоей, Господи! Читать далее Рождественский ирмос 5-й песни Бог сый мира, Отец щедрот,/Великаго Совета Твоего Ангела,/мир подавающа, послал еси нам:/тем, Богоразумия к свету наставльшеся,/от нощи утренююще,/славословим Тя, Человеколюбче. Читать далее Рождественский ирмос 6-й песни Из утробы Иону младенца изблева морский зверь,/якова прият,/в Деву же всельшееся Слово/и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну./Его же бо не пострада истления,/Рождшую сохрани неврежденну. Читать далее Рождественский ирмос 7-й песни Отроцы, благочестию совоспитани,/злочестиваго веления небрегше,/огненнаго прещения не убояшася,/но, посреде пламени стояще, пояху:/отцев Боже, благословен еси. Читать далее Рождественский ирмос 8-й песни Чуда преестественнаго/росодательная изобрази пещь образ:/не бо, яже прият, палит юныя,/яко ниже огнь Божества Девы,/в Нюже вниде утробу./Тем воспевающе, воспоем:/да благословит тварь вся Господа/и превозносит во вся веки. Читать далее

http://foma.ru/irmosyi-rozhdestva.html

«...Христос знал, что уничижение не может нисколько уменьшить Его славы, потому что она была не заимствованная, не приобретенная хищением, не чуждая и не несвойственная Ему, но естественная и истинная. Поэтому Он и принял образ раба, с ясным знанием и уверенностью, что это нисколько не может повредить Ему» (срав. Флп. 2, 6—8). Принятием на Себя образа раба Всевышний залечил раны, нанесенные людям диавольскими стрелами (ирмос 6-й песни 2-го канона), и удалил смертоносный яд главы змия, разлагавший племена и народы (1-й тропарь 4-й песни 2-го канона). Через дивное самоистощание Сына Божия человеческая природа поднята выше ее естественных границ — что видно в Пресвятой Деве, и приведена от безсолнечных врат к живоносному Свету (там же). Воплощение и Рождество Христово, чествуемые сегодня, таким образом явили путь воссоздания человека. Царствующий над Небесами, будучи невещественным Словом, принимает твердость плоти (одебелевает), чтобы привлечь к себе первозданного (2-й тропарь 3-й песни 2-го канона) и укрепить его вторым общением (1-й тропарь 6-й песни 2-го канона). Второе общение осуществляется через бессеменное зачатие в Богоматери, Пречистой Невесте, Божественной Отроковице Бога Слова, Который сошел в Ее утробу, как роса на руно, как капли, каплющие на землю (3-й тропарь 4-й песни 1-го канона), и прошел через Нее, не нарушив печати девства (там же, 3-й тропарь 2-го канона). Празднуемое событие велико, и велика благодарная любовь к Его Совершителю, а особенно к Деве Марии. Но сколько бы мы ни говорили и ни воспевали это, лучше всего стоять у Христовых яслей с глубоким молчанием и назидаться неповторимой картиной события Спасителева Рождества (9-я песнь 2-го канона). Вот такое пиршество слова представили нам составители канона. Хвалитные стихиры, являющиеся заключительной частью второй строфы рождественской поэмы-службы, как и конец канона, посвящены Пречистой Деве, Которая теперь стала средоточием обрадованного и облагодатствованного Воплощением всего творения. В третьей строфе — в песнопениях и чтениях на литургии говорится о всыновлении Богу, которое происходит через облачение человечества в новую, Христову одежду.

http://pravoslavie.ru/put/051223140922.h...

  I. Влияние святителя Григория Богослова Наиболее торжественная часть двух важнейших служб богослужебного круга, рождественской и пасхальной, – состоящий из восьми песен канон утрени – начинается цитатами из Григория Богослова. Уже только это показывает, насколько творчество святителя увлекало византийских гимнографов и влияло на них. Канон утрени Рождества (25 декабря) начинается следующими словами: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля , и веселием воспойте, людие, яко прославися» (ирмос песни 1). Это буквальная цитата (за исключением последних слов) из начала Слова 38 «На Богоявление» Григория Богослова. Эта гомилия, произнесенная по случаю Рождества-Богоявления, входит в состав четырех праздничных слов Назианзина (38-41), впоследствии широко использовавшихся в византийском богословии и гимнографии. Их популярность объясняется, в частности, тем, что они читались в церквях и особенно монастырях на литургии часов (утрене). Из этих четырех слов особенно ценилось Слово на Богоявление: его цитировала большая часть участников христологических споров. Другой пример использования этого слова в православном рождественском богослужении – великолепный отрывок из его параграфа 2: «Бесплотный воплощается. Слово отвердевает. Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Бездетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим ». Его мы обнаруживаем в службе вечерни 26 декабря: «Како изреку великое таинство? Безплотный воплощается, Слово одебелевает, невидимый видится, и неосязаемый осязается, и безначальный начинается. Сын Божий сын человечь бывает». Гимнограф не нашел иного способа воспеть неизреченное таинство воплощения Слова кроме как процитировать Григория Богослова. Слово 38 также известно тем, что Григорий называет в нем Христа «сугубым» (διπλος), то есть двойным , поскольку совершенное Божество в нем соединено с совершенным человечеством. Это прилагательное, употребляющееся и в других произведениях Богослова , пользовалось большим успехом в халкидонской христологии; оно встречается во многих богослужебных гимнах, в частности, в песни 1 канона на повечерии шестого гласа и на утрене 27 декабря, в день памяти святого первомученика и архидиакона Стефана (седален по втором стихословии), а также в воскресном богородичном догматике восьмого гласа.

http://bogoslov.ru/article/3400419

О покаянии» (1887), «Объяснение слов первого послания апостола Павла (1, 14–16). О страхе Божием как средстве к достижению святости» (1888), «Объяснение слов псалма (117, 18–21): Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня, исповемы Господеви: сия врата Господня, праведнии внидут в ня» (1889), «Объяснении слов псалма: Еда забудет ущедрити Бог, или удержит вол гневе Своем щедроты Своя. О милосердии Божием» (1890). Давались общие советы по борьбе со страстями: «Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения» (1876), «Об искоренении зависти» (1878), «Смысл скорбей» (1885). О сущности праздника Рождества Христова и его значении в нашей жизни старец писал: «Всем известно, что в первую ночь Рождества Христова небесные воинства ангелов между небом и землей, на пространстве воздушном, прославляли Господа пресладчайшим пением: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Да и доселе ежедневно в Церкви православной повторяют слова сего ангельского пения. Но мы, будучи ослепляемы суетою помыслов и печалей, и попечений житейских, или земных, не всегда вникаем достодолжно в великий смысл и в великое значение сей ангельской песни. За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум, даруемого достойным по неизреченному благоволению Божию к роду человеческому. О, дабы Всеблагий Господь не лишил всех нас того, о чем пишу вас. Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением» (из послания 1873 г.). Особенно назидательным чтением являются те строки, в которых старец на основе своего молитвенного опыта истолковывает слова песнопений Рождества. Ирмос первой песни Рождественского канона звучит так: Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.

http://pravoslavie.ru/67415.html

Пророчески здесь изображается спасительное упование на Христа. И далее в 9 главе содержится пророчество о возвышении Галилеи языческой: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2), которое цитируется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:16), и свет воссияет, не просто солнечный свет, и не просто электричество, а свет тот, который просвещает всех, то есть явится Христос. «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6), или в славянской Библии: «Велика Совета Ангел, Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века; приведу бо мир на князи, мир и здравие ему». Эти слова нам известны по богослужению. «Чудный, Великого Совета Ангел». Совета, очевидно, того самого, о котором идет речь в шестой главе, и Христос здесь называется действительно Ангелом, возвестившим о его исполнении. Помните, разбирая законоположительные книги, мы говорили о некоторых странностях в явлении Ангелов, которые описаны в ветхозаветных книгах. Я вас подталкиваю к такой мысли, что в тех явлениях тоже содержалось пророчество о Христе. И вот здесь непосредственно Христос назван Ангелом. И еще «Отцом будущего века», то есть жизнь будущего века, которую мы с вами чаем и воспеваем в Символе Веры, явлена через Христа. Ирмос 5-й песни Рождественского канона: «Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утрюнююще, славословим Тя, человеколюбче!». В 11 главе говорится о дарах Святаго Духа. Христос называется отраслью от корня Иессеева: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху очей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:1-4). Эти последние слова цитирует во втором послании к Солунянам апостол Павел. Почему Дух Господень должен почивать на том, кто есть Бог? Именно потому, что через Него Он откроется, через Него действия Духа, наконец, станут доступными для всех людей, и вот эти дары Духа, которые в совершенстве почиют на Христе, они же и будут передаваться верующим. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431420/

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА января 2004 ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ 2003/2004 «Таинство странное вижду и преславное» (Ирмос 9-й песни Рождественского канона) Милостивый Господь сподобил нас еще раз мысленно побывать в Вифлеемской пещере и вместе с пастухами поклониться яслям, в которых некогда был повит пеленами Богомладенец - наш Искупитель и Спаситель. ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ 2003/2004 " Таинство странное вижду и преславное " (Ирмос 9-й песни Рождественского канона) Милостивый Господь сподобил нас еще раз мысленно побывать в Вифлеемской пещере и вместе с пастухами поклониться яслям, в которых некогда был повит пеленами Богомладенец - наш Искупитель и Спаситель. Сегодня безграничная неземная радость опять охватывает нас и греет наше сердце. Одновременно мы замираем перед великой тайной празднуемого всемирного события и повторяем один и тот же вопрос: " Как могло произойти это дивное, превосходящее все человеческие возможности, единение Всемогущего Бога с человеком? " Две тысячи лет христиане стараются понять это непостижимое Таинство, когда Слово стало плотью. Даже Пречистая Дева Мария, выросшая и воспитанная при храме Соломоновом, тоже спросила Архангела Гавриила: " Как будет это " (Лк. 1,34-35). Через 1850 лет в Санкт-Петербурге тогда еще приходской священник - отец Иоанн Кронштадтский восклицал: " Дивное и спасительное Таинство! Безначальный принял начало по человечеству, бестелесный стал плотоносцем, Бог - человеком, не переставая быть Богом " . И сам ответил: " Творец не мог видеть порабощенным диаволу весь род человеческий " (Слово на Рождество Христово). Святитель Григорий, епископ Неокесарийский, сам себя спрашивал: " Что реку и что возглаголю? В этот дивный день Рождества Слово не устрашилось и не устыдилось произойти из утробы девичьей, не сочло недостойным Себя принять плоть от своего творения, чтобы творение, сделавшись одеянием Творца, сподобилось славы... Что еще реку, что возглаголю? Новые чудеса поражают меня страхом. Спаситель родился, чтобы вместо терния дать людям венец! За слова Евы Адам изгнан из рая; Слово, рожденное от Девы, открыло Крест, с которого разбойник вошел в рай Адама! "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА января 2005 Великая радость переполняет сегодня наши сердца, ибо, по слову Ангела, явившегося в ту святую, тихую ночь пастухам, " ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ 2004/2005 Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и человека, Восток Имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем. (Ирмос 9-й песни Воскресного канона 5-го гласа) Великая радость переполняет сегодня наши сердца, ибо, по слову Ангела, явившегося в ту святую, тихую ночь пастухам, " ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " ( Лк.2,11). Превечный Бог, сотворивший небо и землю, из небытия к бытию вызвавший видимый и невидимый мир, родился как " Отроча младо " , как малое Дитя и, " приняв образ раба " (Флп.2,7), стал человеком. С этого начинается радостная благая весть - Евангелие. Одним единственным словом - " радость " - вполне можно передать всю суть наших переживаний в сей великий праздник Рождества Христова. Посему и Ангел сказал: " Я возвещаю вам великую радость... " (Лк.2,10). Воистину, что может быть более радостным и воодушевляющим для человека, чем весть о том, что Сам Творец, создавший нас по Своему образу и подобию, исполнил свой замысел до конца и воплотил Свой божественный образ в человеческой плоти! Первый человек, Адам, отпал от Бога, и в нём мы " все согрешили " (Рим.5,12), но Бог принял нашу смертную природу, чтобы мы навсегда стали причастны к Его вечному, нетленному, божественному естеству. Он принял нашу человеческую плоть, чтобы мы причастились Его, - через Единородного Его Сына, изволившего " воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии " . В этом тайна христианской веры, вся её уникальность и вся её глубина. Вот где тот спасительный смысл Боговоплощения, благодаря которому мы православно почитаем единого истинного Бога, Творца Вселенной. Сего Бога знают, любят и почитают не только христиане, но и многие люди на земле. И только мы, христиане, православно исповедуем, что Бог и человек соединились в одном Богочеловеческом Лице. " Бог стал человеком, чтобы человек стал богом " , - так многие святые отцы выражали сию потрясающую своей дерзновенностью и невместимой новизной весть. Но иногда они ещё более заостряли её тем что говорили: " Бог стал человеком, чтобы человек стал совершенным человеком " . В самом деле, исповедуя веру в Сына Божия, пришедшего во плоти, мы тем самым исповедуем и надежду, что смысл нашего человеческого бытия в том и состоит, чтобы быть " чадами Божиими " (Ин.1,12).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Рождества Христова есть мать всех праздников Рождественское послание митрополита Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви 05.01.2018 990 Время на чтение 5 минут Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки. (Стихира на литии в канун праздника) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и Новолетием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «... день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их... Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, - всё это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми» . Праздник Рождества Христова - это встреча человечества с Богом Воплотившимся: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14). Сын Божий стал Сыном Человеческим и явился во всём подобный нам, кроме греха , чтобы спасти мир, вывести человеческий род из-под власти смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему. Родившегося в Вифлееме от Девы Марии Иисуса евангелист Иоанн Богослов именует Светом Истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). И Церковь Божия ныне радостно свидетельствует о том, что, благодаря Рождеству Христову, воссиял миру Свет Разума. Но перед Христом, Который принес на землю Божественную правду, мир и любовь, земля закрыла двери своих домов. С Вифлеемских яслей - начался Крестный путь Спасителя мира к Голгофе: «В яслех Повиваемого убити ищет Ирод; но мы Христу поим: славно бо прославися» (ирмос 1 -й песни канона Навечерия Рождества Христова). И Церковь Христова в своём историческом спасительном странствовании, и наше христианское Отечество повторяют путь земной жизни Богомладенца Иисуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви. Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! (Ирмос 1-й песни Рождественского канона) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне, братья и сестры! Стремительно течение жизни – и вот мы вновь стоим на пороге наступившего года благости Божией, вновь встречаем великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Народные песнопения, прославляющие рождение Богомладенца, радостной вестью озаряют нашу жизнь, оттесняя проблемы и будничные заботы на второй план. В этих духовных гимнах с детской искренностью и чистотой отражается душа нашего боголюбивого народа, его вера, его вековые надежды и чаяния, радость встречи с Тем, Кто явил миру путь, истину и жизнь (Ин. 14:6). С какими чувствами мы должны мысленно приступить к Вифлеемским яслям? Какими словами можем выразить наше благоговение перед Таинством вочеловечения Бога, созерцая " Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог " ? Тайна воплощения Сына Божия никогда не будет доступна холодному разуму, дерзкому в своих исканиях, не знающему границ и преград. Великое таинство любви Бога к человеку – тайну Боговоплощения – мы постигаем прежде всего своим сердцем, принимая в него новорожденного Богомладенца, так как наш разум недоумевает и смиряется перед Тайной веры. Рождественская радость – это не просто дань традиции или один из праздников в череде ежегодных праздничных мероприятий. Это радость утешения отягощенных грехами и страстями людей, радость долгожданной встречи с Отцом после долгой разлуки, радость осознания того, что мы не забыты и не оставлены Богом, что мы не обречены на отверженность и вечное изгнание.

http://religare.ru/2_71747.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010