Иоанн V и Петр I Алексеевичи. Гравюра Ф. Иоллана. 1685 г. (частное собрание) Провозглашение царем 27 апр. 1682 г. Петра (оформленное как решение Земского собора) подтолкнуло Милославских к организации заговора. Толки о незаконном избрании Петра в обход старшего брата были дополнены слухами об убийстве И. А. Недовольные злоупотреблениями стрелецких полковников и бездеятельностью правительства стрельцы легко поддались на агитацию. Стрелецкое восстание 15-17 мая 1682 г. привело к изменению расстановки сил при дворе. Погибли главные противники Милославских - бояре Матвеев и Языков, князья Ю. А. и М. Ю. Долгорукие, родственники царицы Наталии Кирилловны. По свидетельству современников, во время восстания стрельцы действовали от имени И. А. Главным «изменником» был объявлен И. К. Нарышкин, поскольку он якобы покушался на жизнь И. А. Под давлением стрельцов И. А. и Петр были объявлены царями-соправителями. 26 мая И. А. был провозглашен первым («старшим»), а Петр - вторым («младшим») царем. Тогда же появилась версия, подкрепленная историческими прецедентами, об «удобстве» двоецарствия, при к-ром один царь будет занят внешними, другой - внутренними делами. 29 мая регентская власть была вручена царевне Софии Алексеевне. 25 июня 1682 г. братья венчались на царство, причем «старший» царь - подлинной шапкой Мономаха и большим нарядом, тогда как для «младшего» были сделаны копии. В период регентства царевны Софии (1682-1689) И. А. не оказывал влияния на политику, он и его новое окружение не делали попыток отстранить Софию от власти. «Старший» царь ограничивался представительскими функциями, которые выполнял не без труда: тяжело шествовал, говорил «слабым и неясным голосом». После того как планы царевны венчаться на царство провалились, И. А. был нужен правительнице как противовес Нарышкиным. В условиях нарастания конфликта между Софией и Петром И. А. укреплял режим регентства. Внешне это выражалось в участии И. А., отличавшегося набожностью, вместе с царевной Софией в паломничествах и церковных службах. Лишь в сент. 1689 г., когда София была отстранена от власти Петром, И. А. под влиянием своего «дядьки»-воспитателя кн. П. И. Прозоровского отказался от поддержки царевны.

http://pravenc.ru/text/469784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ Венчание на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей 25 июня 1682 г. Фрагмент литографии с гравюры Е. Скотни-кова. 1-я пол. XIX в. (Николо-Угрешский мон-рь в Москве) Венчание на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей 25 июня 1682 г. Фрагмент литографии с гравюры Е. Скотни-кова. 1-я пол. XIX в. (Николо-Угрешский мон-рь в Москве) (27.08.1666, Москва - 29.01.1696, там же), рус. царь, сын царя Алексея Михайловича и его 1-й супруги царицы Марии Ильиничны Милославской, родной брат царя Феодора Алексеевича и царевны Софии Алексеевны , единокровный брат имп. Петра I Алексеевича , отец имп. Анны Иоанновны . Как и все сыновья царицы Марии Ильиничны, И. А. отличался слабым здоровьем, он плохо видел, был косноязычен, современники писали о его слабоумии. После смерти 27 апр. 1682 г. бездетного царя Феодора Алексеевича И. А., как следующий по старшинству сын Алексея Михайловича, стал главным претендентом на престол. Однако придворные группировки поддержали царевича Петра Алексеевича, рожденного в 1672 г. от 2-го брака Алексея Михайловича с Наталией Кирилловной Нарышкиной и бывшего в отличие от И. А. еще несовершеннолетним. В лит-ре высказывалось неск. предположений, объясняющих этот шаг,- от «мудрого» гос. решения в пользу крепкого, подающего надежды Петра до опасения возвращения к власти неприемлемого для большинства придворных группировок клана Милославских. Во всяком случае, на возвращении из ссылки боярина А. С. Матвеева , тесно связанного с Нарышкиными, еще ранее настояли влиятельные бояре Долгорукие и фавориты Феодора Алексеевича во главе с боярином И. М. Языковым. Это была превентивная мера на случай кончины царя Феодора: имевшие слабые позиции Нарышкины казались предпочтительнее Милославских; о недееспособности И. А. говорили открыто. Нарушение установленного порядка старшинства было активно поддержано патриархом Иоакимом . Иоанн V и Петр I Алексеевичи. Гравюра Ф. Иоллана. 1685 г. (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/469784.html

Симон Ушаков Икона «Тайная вечеря» 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря Никола Пуссен Тайная Вечеря 1640 Масло на холсте Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания Дирк Баутс Таинство причастия 1464-1467 Алтарь церкви святого Петра в Лувене Омовение ног (Иоанн 13: 1 — 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент. Монастырь Дионисиат, Афон (Греция). Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас Симон Вуэ Тайная Вечеря Масло, холст 1615-1620 Рафаэль Санти Тайная Вечеря 1518-1519 Фреска Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан Козимо Россели Тайная Вечеря Фреска Сикстинской капеллы Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к «Библии в картинках» Маттиас Шейтс Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1672 Альбрехт Дюрер Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1511 Каспар Луикен Тайная Вечеря Гравюра на меди 1712 Поль Густав Доре Тайная Вечеря Гравюра 1865 Тайная вечеря (неизвестный автор 17 века) копия фрески Леонардо да Винчи Ге Н.Н. Тайная вечеря Джотто ди Бондоне Тайная Вечеря Гобелен 1520-1530 Эрколе де Роберти Святое Причастие (Тайная Вечеря) Анжелико-Фра Тайная Вечеря 1450 Якопо Бассано Тайная Вечеря 1542 Андреа дель Сарто Тайная Вечеря 1520-1525 Фреска Монастырь Святого Сальви, Флоренция Александр Иванов Тинторетто Омовение ног Симону Петру «Омовение ног». Федор Антонович Бруни 1841 г. Омовение Ног. 1880 — Бакалович Степан Владиславович Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/tajnaya-vecherya/

ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 450-461; Алексеева М. А. Торговля гравюрами в Москве и контроль за ней в кон. XVII-XVIII вв.//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рожд. Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 140-158; она же. Рус. народная картинка: Нек-рые особенности худож. явления//Народная картинка XVII-XIX вв.: Мат-лы и исслед. СПб., 1996. С. 3-14; она же. Мат-лы для биографии мастеров народной гравюры XVIII в.//Там же. С. 92-103; Рудакова Н. И. Литографская мастерская И. А. Голышева во Мстёре//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 24-31; она же. Прп. Серафим Саровский: В литографиях XIX - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: Кат. выст./Вступ. ст.: М. А. Алексеева, Е. А. Мишина. Л., 1979; Рус. народная картинка XVII-XIX вв.: Кат. выст./Вступ. ст.: А. С. Сытова; сост.: Е. А. Мишина и др. Л., 1980; Мишина Е. А. Группа ранних рус. гравюр: (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.)//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 230-244; она же. Святцы Антониево-Сийского мон-ря и их предполагаемый автор//Филевские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; она же. Рус. гравюра на дереве XVII-XVIII вв. СПб., The Lubok: Russian Folk Pictures 17th to 19th cent./Ed. A. S. Sytova. Leningrad, 1984; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Гравюры с изображениями Соловецкого мон-ря и его святых//Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. М., 2006. С. 81-104; Гравюра и литография XVII - нач. XX в.: Новые поступления (1977-1987): Кат. выст./ГРМ. Л., 1989; Воронина Т. А. Русский лубок 20-х - 60-х гг. XIX в.: Производство, бытование, тематика. М., 1993. (Рос. этнограф; 5); она же. Русский религ. лубок//Живая старина. М., 1994. 3. С. 6-11; Хиппислей А. Русская эмблематическая книга «Эмблемат духовный» (1743)//ПКНО, 1992. М., 1993. С. 23-31; Хромов О. Р. Русский религ. лубок в XIX ст.//Книжное дело. М., 1993. 4. С. 84-89; он же.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Что называется сим именем? Под именем Вселенских Соборов разумеются такия собрания, в которых Дух Святый чрез посредство Императорской власти, собирал старейшин Церквей со всех стран мира, и их согласием основанным на Божием Слове, определял то, что нужно было к утверждению истиннаго учения, порядка, благочиния и православия в Церкви. Сколько, какие именно и для чего собирались Вселенские Соборы? Вселенских Соборов было семь, и они суть следующие: 1) Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от Рождества Христова в городе Никее; на нем по приглашению Константина великого присутствовало 318 святых отцев, которые между прочими постановлениями опровергли Ария, который Иисуса Христа именовал не Богом Отцу и Св. Духу единосущными, но Существом созданным во времени. 2) Вторый Вселенский Собор был собран в 380 году от Рождества Христова в Константинополе; на нем по приглашению Феодосия великаго присутствовало 180 святых отцев, которые утвердив многие правила, осудили Константинопольскаго Патриарха Македония, которой отвергал Божество Св. Духа. 3) Третий Вселенский Собор был собран в 431 году по Р. X. в городе Ефесе; на нем по приглатению Феодосия младшаго собрано было 200 Св. отцов; они, кроме других занятий опровергли учение Константинопольскаго Патриарха Нестория, не право судившаго об Иисусе Христе и о Деве Богоматери. 4) Четвертый Вселенский Собор был собран в 451 году по Р. X. в городе Халкидон; на нем по приглашению Маркиана св. отцев находилось 630; на нем осуждены Диоскор Патриарх Александрийский, и Евтихий Архимандрит, которые, от истиннаго учения о божественном лице Иисуса Христа во многом заблуждали. 5) Пятый Вселенский Собор был собран в 553 году от Р. Христова в Константинополе; на нем по приглашению Иустиниана великаго, Св. отцев было 160; на нем с некоторыми другими Еретиками опровержен Ориген , который между прочими заблуждениями учил преселению души и отвергал воскресение тела. 6) Шестый Вселенский Собор был собран в 680 году от Рождества Христова в Константинополе; на нем по указу Императора Константина брадатаго Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

    Против кого был собран Первый Собор? — Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от воплощения Спасителя нашего, в 5933 от сотворения мира, в 12-м году царствования Константина Великого; собран он был в городе Никее, и святых отцов на нем присутствовало 318. Старейшинами Собора из святых отцов были следующие: Александр Константинопольский, Александр Александрийский, Евстафий Днтиохийский, Макарий Иерусалимский и Сильвестр Римский в лице своих послов. Собор был собран против еретика Ария, бывшего александрийского пресвитера, хулившего Сына Божия: ибо он называл Его творением, а не Богом Творцом, и не единосущным Отцу и утверждал, что было время, когда Его не было. На этом Соборе отцы и изложили свое исповедание, признав Сынаюавночестным, равнопрестольным и единосущным Отцу, постановили праздновать святую Пасху так, как мы и теперь ее празднуем, приняли и другие правила; Ария же с его непокаявшимися единомышленниками предали вечному проклятию.     От Первого Собора до Второго 55 лет. Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году, в Константинополе, при патриархе Нектарии Константинопольском, Кирилле Александрийском, Мелетии Антиохийском и прочих лицах святительского сана. Святых отцов на нем было 150; собран он был против Македония, патриарха Константинопольского, злочестивого хулителя Святого Духа: ибо он считал его творением, а не Богом, и не одного существа с Отцом. Но святые отцы исповедали Всесвятого Духа равночестным Отцу и Сыну, исходящим от Отца, равнопоклоняемым со Отцем и Сыном.     Не было ли на том Соборе других еретиков? — Были единомышленники Аполлинария. Лжеучение же Аполлинария состояло в том, что, по его словам, Сын Божий имел одно лишь тело без души, что с телом вместе умирало и Божество и проч.     От Второго Собора до Третьего 51 год. Третий Вселенский Собор был в 431 году от воплощения Христа, в царствование Феодосия Младшего, в городе Ефесе, при Кирилле, папе Александрийском, Ювеналии Иерусалимском и Мнемоне Ефесском. Святых отцов на нем присутствовало 200. Собран он был против злочестивого Нестория, патриарха Константинопольского, учившего, что во Христе было вместе с двумя естествами и две ипостаси, и что Христос, родившийся от Девы, был простой человек; он называл Деву Марию не Богородицей, но Христородицей, и изрек многие другие нечестивые ереси, за что был осужден на Вселенском Соборе и принял казнь от Бога за свое безумие: ибо его богохульный язык был изъеден червями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

1882, сентября, отд. III, стр. 205) и того же года 27 июня рукоположен в митрополита Астраханского патриархом Иоакимом (Евангелие вынулось Луки 92 зачало. Вавлиоф. XI, 246), † 22 октября 1682 г. Авраамий (1681–1685) «Из Суздаля, Спасо-Евфимиева монастыря» (Материалы Забелина, ч. I, стр. 129), где он, вероятно, состоял в числе братства. В 1682 г. 25 июня, при венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей, он вместе с игуменом Угрешским Иосифом подносил бармы царя Иоанна (Вивлиоф. VII, 413 5 ); в 1685 г. 20 октября (а у Строева 13 июля 1684) хиротонисан патриархом Иоакимом в митрополита Белгородской епархии, † 6 августа 1692 г. «Жил на престоле 7 (шесть?) лет, 9 месяцев и 16 дней» (Московский любопытный месяцеслов на 1776 г., стр. 164). От его времени сохранился серебряный потир с принадлежностями, на котором надпись: «Лета 7193 (1685) августа в 14 день (!) построены сии святые церковные сосуды из ветхих церковных сосудов в Ондроньев монастырь при орхиманрите Авраамии и при казначеи старце Исаи» 6 . Пахомий (1685) был в Новом Иерусалиме на освящении великой каменной Воскресенской церкви, которое совершил, 18 января 1685 г., святейший Иоаким патриарх, в присутствии царя Иоанна Алексеевич а (Рукописи московской синодальной библиотеки. 428. Христ. Чт. 1886, май-июнь, стр. 684. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1874, кн. 3, отд. 1, стр. 69); 22 августа того же года был там на панихиде по св. патриархе Никоне (Материалы Забелина. ч. I, стр. 909). Авраамий (1685–1687). О нем, когда еще был монахом, известно, что он, проходя из пустыни на р. Тезе, зашел (на пути в Москву?) в Флорищеву пустынь, владимирской епархии. Блаженный Иларион, строитель этой пустыни, известный прозорливостью († 14 декабря 1708 г., в сане митрополита суздальского), советовал ему не оставаться в Москве, но воротиться скорее в свой монастырь. «Делай как хочешь, прибавил он, будешь игуменом, архимандритом, наконец и архиерейства удостоишься прежде меня, но пользы тебе не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

XIX в. (НКПИКЗ) с гербом и виршами прот. Ф. Я. Дубянского (были написаны на портрете из Спасо-Иаковлевского мон-ря, см.: Круминг А. А. Сб. произведений св. Димитрия Ростовского: (Рукопись Ростовского музея 828)//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69-91) отличается от полотен только тем, что создан на доске и дополнен накладной серебряной митрой. Нек-рые иконы даже упрощенного письма (нач. XIX в., частное собр.) сохраняют цветовой ритм книг на столе, узор покрывала, орнаменты облачений; значит, живописные списки были распространены и известны иконописцам. Ростовые, поколенные и поясные типы изображений отмечены острой портретной характеристикой Д., вниманием художников к реликвиям, запечатленным на портретах и обнаруженным на мощах (икона кон. XVIII - нач. XIX в. из частного собр.). Свт. Димитрий Ростовский. Гравюра. 3-я четв. XVIII в. (РНБ) Свт. Димитрий Ростовский. Гравюра. 3-я четв. XVIII в. (РНБ) Др. иконы представляют творческие варианты. Так, кинешемский мастер А. Турунтаев на иконе 1768 г. (частное собр.) использовал иконографию и праздничный колорит портретов, по-своему трактуя детали: Ватопедскую икону Божией Матери поддерживают ангелы, Евангелие открыто на «святительском» чтении, орлец выходит на иконное поле, по-другому решены орнаменты на тканях. Иные цвета облачений святого (зеленый омофор) встречаются на иконах кон. XVIII в. (НКПИКЗ, частное собр.), на образе в чеканном окладе 1777 г. работы С. Петрова (СПГИАХМЗ, с 1857 находился в усыпальнице под Успенским собором ТСЛ), на московской иконе 1781 г. (частное собр.). Фигура Д. на иконе с частицей мощей (2-я пол. XVIII в., Троицкий собор Ионовского мон-ря в Киеве) отличается не только охристым цветом облачений, но и жестом правой руки с четками. Автор иконы кон. XVIII в. из Елецкого Успенского мон-ря в Чернигове исключил все подробности интерьера, написав образ Иисуса Христа в облаках, а в книге на столе - тропарь святителю. На поясном образе 2-й пол. XVIII в. (РГИАХМЗ) Д. держит руку на Евангелии, раскрытом на словах Послания ап.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Основную часть его составили сочинения Евагрия Понтийского (CPGS, N 2447, 2448, 2450-2452), к-рые стремились спасти от уничтожения после его осуждения на Вселенском V Соборе . 8. Диадох Фотикийский. «Сто глав о духовном совершенстве» (Capita centum de perfectione spirituali - CPG, N 6106; Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 205-237. 1957. Τ. 1. Σ. 235-273; PG. 65. Col. 1167-1212 - лат. пер.; SC. 5, 5 bis. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 8-74). Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 9. Иоанн Карпафийский. «Увещательные главы к монахам из Индии» (Capita hortatoria ad monachos in India - CPG, N 7855. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 241-257 - 1957. Τ. 1. Σ. 276-296; PG. 85. Col. 1837-1856. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 76-102). «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав» (Capita theologica et gnostica. 93 - CPG, N 7855b; CPGS, N 7856. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 258-261. 1957. T. 1. Σ. 297-301; PG. 85. Col. 1857-1860). В рус. «Д.» не включено. Рус. перевод впервые выполнен Н. А. Леонтьевым (1898). В 2001 г. вышел исправленный перевод (Дополнение к «Добротолюбию». 2001. С. 50-58). 2-я сотница глав Иоанна Карпафийского была издана Д. Осьёром в диссертации, защищенной им в 1973 г. (рус. пер. см.: Там же. С. 6-49). В большинстве рукописей «Слово подвижническое...» представлено как последняя глава 1-й сотницы, в нек-рых, как у свт. Макария Нотары и прп. Никодима Святогорца,- как 93-я гл. 2-й сотницы. В неполном лат. переводе (PG. 85. 791-812) «Слово подвижническое...» относится к 1-й сотнице. Феодор Великий, еп. Эдесский. Гравюра. 1956 г. Феодор Великий, еп. Эдесский. Гравюра. 1956 г. 10. Св. Феодор Великий, подвижник и еп. Эдесский (см. Феодор , еп. Эдесский). «Сотница» (Capita centum. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 265-281. 1957. Τ. 1. Σ. 304-324. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 319-346). Сочинение составлено, возможно, в IX в. в основном из 7 произведений Евагрия Понтийского.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Никодима Святогорца. К ним относятся: поясной образ Богоматери с Младенцем Христом в царских облачениях, «покоящейся» на гирлянде цветов, с поклоняющимися ангелами, с пророками по сторонам центрального изображения и с клеймами Акафиста вокруг (1819); образ венчаемой ангелами Богоматери на престоле, с Младенцем в царском облачении, стоящем на цветке, растущем из-под ног Пресв. Девы (1820). Первая гравюра была сделана неизвестным мастером по рисунку Стефана и Неофита, вторая - итал. гравером Дж. Дзулиани, связанным с греч. правосл. общиной в Венеции. Эти образцы легли в основу продукции, к-рую начали печатать на Афоне: самостоятельные изображения «Н. Ц.» и в сочетании с клеймами Акафиста. Широко расходясь благодаря паломникам, гравюра оказала большое влияние на распространение сюжета в иконописи правосл. стран. Немалую роль в популярности образа «Н. Ц.» в России в XIX в. сыграла гравюра, напечатанная в Москве в 1847 г. по афонскому образцу 1820 г. (РГБ. см.: Гравюра греч. мира в моск. собраниях: Кат. выст. М., 1997. С. 23. Кат. 35). О популярности сюжета говорит его проникновение в декорирование оружия. Известна группа сабель (ГИМ; Оружейная палата) к-польского происхождения с надписями на славянском, греческом и латинском языках и изображением «Н. Ц.» с ангелами, венчающими Богоматерь (см.: Аствацатурян Э Г. Турецкое оружие. СПб., 2002. С. 95-101). Необычная иконография интересовала краеведов и историков XIX - нач. XX в., к-рые делали попытки найти объяснения названию и происхождению икон. Венецианское происхождение гравюр-прототипов, видимо, отразилось в старообрядческой рукописи 1890 г. «Праздники явлений икон Богоматери на весь год», в к-рой автор сообщает, что этот образ прославился в Венеции в 1092 г. (Праздники явлений икон Богоматери на весь год//МГУ НБ. 1890. 578/В-С). В 1864 г. опубликовано Сказание, где сообщалось о чудесах Богоматери, совершившихся на Св. Горе Афон, в т. ч. о чуде исцеления от «богородичного» цветка ( Мелетий, мон. Сказание о чудесах Божией Матери, совершившихся в недавние времена на Св.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010