«далёкого», было и приемлемее, и полезнее даже: Он представлялся Всевысочайшим, Безграничным, столь неподобным нашей грешной земной жизни. Но после мне вскрылось, что такое понятие таило в себе не только неверность представления о Боге, но было неправильно и в смысле моего отношения к Нему. А именно: Бог, как вездесущий, никоим образом не должен быть представляем где бы то ни было пространственно, «далеко»: Бог везде. Он и тут… Вот я написал это слово «и тут», – и мне показалось оно опять «новым», как и многое иное в Молитве Господней… Читатель! а как вы привыкли представлять Его прежде? Понимали ли и переживали ли вы Его так? Вот «тут», близ? Или и вами Он мыслился тоже «где-то далеко-далеко»? Если да, то мы с вами очень неверно позволяли себе мыслить о Нём. И это было нам духовно неполезно. «Он недалеко от каждого из нас!» – говорил апостол Павел философам в ареопаге афинском (Деян. 17, 27). А филиппийцам прямо сказал: «Господь близко» (Флп. 4, 5). Да и простое понятие вездесущия требует, чтобы Господь был именно близ, везде «и тут»: вот возле меня… Такое восприятие Бога «близ», и в мысли и в сердце, ощущали все святые. А из современных нам особенно ярко мы видим это в о. Иоанне Кронштадтском. В своём дневнике, а следовательно, и в душе, он постоянно настаивает, чтобы мы мыслили Бога, Богородицу, святых не «где-то далеко», а вот именно близко… Бог ближе, чем душа к телу… И такое представление – а оно истинное – придавало бы нашей вере, а потом и молитве, необыкновенную живость… Бог «тут» – через это делался как бы более «живым» для меня, более реальным… А это, в свою очередь, тотчас отражается и на всех переживаниях души: молитва становится живее как бы говориться «во уши» Господу, превращается в «беседу» с Ним или в горячую неотступную мольбу… Человек как бы хватается за «руку» Божию или, как евангельская кровоточивая, – за ризу Господню… В этом смысле мне представляется весьма образным и сильным жизненным фактом тот сон-действительность, который видел праотец Иаков около потока Иавок. Выпишу.

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Практика современного подвижничества. Какой там, скажут, отдел при Епархиальном управлении или даже только при «Епархальных ведомостях»? Отдел «по святым людям епархии»? Еще занимались этим, например, афониты: в частном порядке и без высшего [духовного надзора] затеяли издание «Подвижники веры и благочестия». А такого не должно быть 144 . Так если уж про умерших праведников скажут: неудобно получается, когда их начинают раньше времени «прославлять», – то что говорить про живых. Раньше смерти ничтоже судиши… Но вот в чем дело. В частном порядке, по личной инициативе, с низов все-таки это делалось. Народ шел и ездил туда-то, к такому-то толпами… А начальство епархиальное? Оно подчас и не знало ничего об этом! Только уж о слишком знаменитых лицах кое-что, например, об Иоанне Кронштадтском и Варнаве Гефсиманском . Любая баба и старушка богомольная в тысячу раз больше знала о них. Вот что значит, что русский народ жил подобными вопросами, то есть спасением. Но ведь мало – слышать и знать, надо изучать эти явления. У нас в духовных академиях в те времена, про которые я говорю, даже кафедры по аскетике не было! Отчего за 100 лет прошедшего века никто не догадался поднять вопрос об этом? О чем думали наши знаменитые и «святые» Филареты (целых три), Феофаны Затворники (бывший ректор духовной академии!)? А где же опыт брали академики, когда кафедру наконец открыли? По книжкам «практику» аскетизма изучали? Смешно и странно. Рядом энергичный преподаватель по сектоведению, например, собирал своих студентов и вместо семинара, построенного так-то, увозил их верст за 300 в глухие муромские леса, в сторону от железной дороги, в самые гнезда молокан, баптистов. Это была практика живая. А профессор по аскетике? Где у него практика? Это все равно что медиков бы учить не на трупах и не на живых людях, а на ватных куклах. Что же, римские папы в целях целомудрия в своих средневековых университетах это приказывали делать. С другой стороны, мы знаем, какой разврат (речь пока может идти о тайных чувствах, ибо внешние факты не поддаются учету, хотя, когда Вересаев издал впервые с этой целью свои «Записки врача», что поднялось в тогдашней России!) и деморализацию вносит свобода исследования больных для обеих сторон, активной и пассивной, но все-таки наука есть наука. Может быть, ты и вред, и вред явный, получишь при каком-нибудь деле, но, если без этого нельзя, а дело сделать надо, всегда найдутся охотники не только пойти на риск, но и пожертвовать собой. Так те же врачи, когда к вещам, задевающим молодую похоть, притупляется их интерес, берутся за изучение заразных микробов, делают даже смертельные прививки себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

О диаволе «А точно ли есть злые, падшие духи?» – спрашивают и спросят некоторые. Что злые духи есть, это – выше всякого сомнения», – спрашивает и отвечает сам о.Иоанн, еще в первых беседах об образе Божием и потере его первыми людьми. Тогда, когда он начал говорить и писать об этом предмете во время первых лет своего священства, то есть в 50–60-х годах прошлого столетия, этот предмет был уже в подозрении, если не сказать в прямом отрицании современным обществом. Но и до самой смерти своей через полвека после этого о.Иоанн еще крепче держался того же мнения, что диавол действительно существует и действительно принимал и принимает ближайшее участие в жизни человека. Хотя этому и тогда, в начале его священнического служения, и теперь, перед смертию его, и после нее, многие не верят; о.Иоанн твердит свое, а лучше сказать – не свое, а христианское учение о бытии и действительности диавола. Так не говорят даже те, которые называют себя христианами и признают Евангелие. Мне это приходилось слышать и самому не один раз. Но так как мы пишем об о.Иоанне, то из его трудов и будем приводить выписки о диаволе. «Что касается природы злых духов, то, прежде всего, как духи – они бесплотны; и потому-то свободно проникают в душу каждого человека по Божию попущению, внушая ему худые мысли и пожелания и всячески коварствуя над ним. Как духи злые, они злы до чрезвычайности; нам трудно и вообразить, как они злы... Бесы жаждут погибели души человеческой, и «диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). При крайней злости своей злые духи очень умны, потому что они вначале от Бога ум, высший человеческого, получили, и потому что живут очень долго, никогда не умирая, и все более и более изобретают средств привести в действие свою злобу, которая есть жизнь их. Кроме того они очень сильны. Но яснее сила их видна над людьми нечестивыми и обладаемыми страстями, нерадящими о своем спасении, которых за нерадение Господь предает во власть диавола: адская сила с таким могуществом влечет их к погибели, что человек становится совершенным рабом демонов, делая все, что они внушают. Падение злых духов так велико и ожесточенно, злые дела их в Царстве Божием так пагубны, что они сами никогда не могут покаяться; и потому их ожидают несомненные бесконечные муки в аде вместе с грешниками нераскаянными. Святое Писание неоднократно говорит, что Господь Бог блюдет их на суд великого дня второго и славного Своего пришествия, после которого они будут мучиться во веки веков ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Жена будущего генсека не брезговала посещать торговые базы, отбирая себе лучшие товары, оплачивая их из бюджета крайкома. Приход Горбачева к власти первыми почувствовали русские организации. В Общество охраны памятников, многие члены которого состояли тогда одновременно и в «Памяти», зачастили с проверками. Запрещаются некоторые патриотические лекции (например, о Сергии Радонежском, Иоанне Кронштадтском). В коридорах появились юноши, по-хозяйски пытающиеся влиться в работу ВООПИК, считавшие чуть ли не первоочередной задачей Общества борьбу за установление в Москве памятников Мандельштаму и Марку Шагалу. У нас их сразу назвали «жидовствующими». Главой их был некто Мохнач, приходивший в общество читать лекции по сюжетам Ветхого Завета с трактовками, близкими к талмудическим. С Мохначом постоянно крутились его соратники К. Парфенов, Бызов. Жидовствующие пытались убедить нас, что в Обществе охраны памятников необходимо провести «перестройку», сменить старое, «консервативное» руководство и заменить его новым, «демократическим». Повсюду велись бурные дискуссии «за» или «против» «перестройки». К чести моих соратников, почти никто не поддался на агитацию «жидовствующих», сразу увидев в них духовных наследников тех, кто с 1917 года убивал русских, разрушая их святыни, грабил их достояние. Мы видели, как под видом борьбы за «перестройку» и гласность велось откровенное очернение всей русской истории, ее выдающихся деятелей и великих событий. Главными героями «жидовствующих» становятся справедливо репрессированные Сталиным «бойцы ленинской гвардии», и прежде всего знаменитые еврейские большевики Троцкий, Свердлов, Каменев, Зиновьев и другие. Кровавые палачи русского народа объявляются носителями самых идеальных человеческих качеств. Из тайных клоак извлекаются антирусские «произведения» и публикуются массовыми тиражами. Издаются книги, являющиеся прямым оскорблением русского народа, и в частности «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Прогулки с Пушкиным» Синявского (Абрама Терца).

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/05/...

Я не мог ему объяснить правильно по-японски, что Бог непременно должен быть личностью, отличной от какого-то безличного Его пребывания или разлития в мире; это сделал Варнава, и вопрошатель понял правильно. Он был где-то преподавателем, потом бросил это и теперь шелковод, очень видный и образованный; веры у него нет. Слушал протестантов, но не одобряет их: у них, говорит, веры нет, а только теория, причем всяк толкует по-своему. Я и сказал, что, действительно, истина одна и мы должны веровать в Бога так, как Он Сам нам Себя открыл; если внимательно всмотритесь в православие, то увидите, что оно только таково и есть и оно себя доказало и доказывает самою своею животворною силою (кстати, кратко об отце Иоанне Кронштадтском ); теперь и протестанты сознают свои ошибки и ищут возвращения к православию. Бог даст, действительно будет одно стадо и Един Пастырь. Сегодня мою беседу понимали лучше, и вообще кое-что осталось у слушателей, и они, благодаря за все, уходили уже в 12-м часу, а один оставался почти до 12-ти; я советовал им слушать катехизатора, когда он придет сюда; они очень желали бы этого. Потом мы еще долго беседовали с Сиката Николаем; он все просит катехизатора; я говорил, что нет у нас их теперь, и просил искать учеников для школы в Осака. Мая 29/10 июня. Вчера я не мог идти к христианам, так как катехизатор Павел Сакума, оказывается, еще после обеда ушел к христианам и был в четырех домах, возвратился уже ночью. И это хорошо. А сегодня после обеда с Исогаем я ходил в буддийскую тера Хигаси Хонгадзи; весьма богатая тера, вся в золоте; очень обширная, разве немного поменьше Троице-Сергиевской Лавры Успенского собора. Впереди, по обыкновению, совершенно подобное католическим престолам место, таких три; богомольцев немного; все они, осматриваясь по сторонам и потирая приподнятыми ладошками, твердят ни для кого из них не понятные слова, вероятно, не особенно глубокой и умной молитвы: намаби дам. Некоторые для молитвы приносят особые накидки, похожие на кеса бонзы, только на спину спускаются больше; это похоже на двухсторонний передник.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Упоминается в ответном письме адресата к отцу Иоанну, начинающемся со слов: «Описать мою радость по получении Вашего письма я не сумею…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 14-а. Л. 228–229об.). П. П. Селенинову. Первая половина августа (не позднее 12-го) 1901. Кронштадт В письме к отцу Иоанну от 14 августа из Архангельска адресат писал: «Дорогое для меня Ваше письмо и при нем одну тысячу руб. я получил, сердечно благодарю вас за присылку и за неоцененную для меня память…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 295). Письмо и деньги связаны были с тем, что Селенинов, владевший конторой «Посредничество и отправка клади», в своем письме писал: «Теперь товаров для Сурского монастыря и лавки накопилось порядочно…» (Там же). Лобовикову. Письмо. Первая половина сентября 1901. Кронштадт Лобовиков пишет отцу Иоанну 26 сентября 1901 г. из Нижнего Новгорода: «Жена и я не находим достаточно слов, чтобы выразить нашу радость и благодарность пред Господом Богом. Ваше участие, Ваши слова утешения, Ваше обещание помолиться за больную мою жену, ожидавшую разрешения от бремени, облегчили все страдания, и по Вашим молитвам Бог помиловал нас…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 19-а. Л. 146–147). Настоятельнице Казанского Троицкого Феодоровского монастыря монахине Иоанне. Письмо. 20-е числа декабря (не позднее 25-го) 1901. Кронштадт В ответном письме к отцу Иоанну из Казани настоятельница благодарит его за письмо и деньги (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 76. Л. 87–87об.), полученные ею после отправленного Батюшке ее предыдущего письма, в котором содержалось известие о ее предстоящем посвящении в игумении: «… мне бы очень хотелось, чтобы Вы меня благословили святой иконочкой на этот важный шаг в жизни. Ведь я ваша духовная дочь, ваша почитательница с юных лет моей жизни…ответном письме к отцу Иоанну из Казани настоятельница благодарит его за письмо и деньги (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 76. Л. 87–87об.), полученные ею после отправленного Батюшке ее предыдущего письма, в котором содержалось известие о ее предстоящем посвящении в игумении: «… мне бы очень хотелось, чтобы Вы меня благословили святой иконочкой на этот важный шаг в жизни. Ведь я ваша духовная дочь, ваша почитательница с юных лет моей жизни… » (Там же. Д. 16а. Л. 106–106об.). (Там же. Д. 16а. Л. 106–106об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Сберегший душу свою – говорит Христос, – потеряет ее. А потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как это противоречит тому, что более всего ценит современный мир: сегодня высшая цель человека – «реализовать себя», раскрыть себя в полноте. А Христос предлагает потерять себя и погубить себя! Однако если мы немного задумаемся, мы увидим в этой заповеди Христа один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь – чтобы обрести ее! Слово Христа твердо и радостно. Речь идет о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. «Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком», – говорит Он (Ин. 10, 10). Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующей от нас самоотречения ради других, – это и есть высший расцвет человеческой личности. Не разрушение человека, а созидание его! Достаточно вспомнить нам о преподобном Серафиме Саровском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святой преподобномученице великой княгине Елисавете и других бесчисленных наших святых. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции – самый надежный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь. Быть крещеным, по слову Апостола, – быть распятым со Христом, чтобы жить с Ним. И каждая литургия напоминает нам, что Господь предал Себя за нас. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», – говорит Христос. Что бы с нами ни происходило, речь всегда идет о любви, и о любви в самом простом ее выражении – принять другого. Принимая Христовых служителей, иные, сами того не зная, принимали не ангелов только, но Самого Христа: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» Как бы ни были малы у нас возможности делания добра, Господь приемлет даже чашу холодной воды, поданную кому-то из малых сих. Добрые наши дела определяются не ценой дара, но любовью дарующего. По этой причине медная монета вдовы была не только принята, но поставлена выше всех других приношений.

http://pravoslavie.ru/3453.html

В России телевидение – это, пожалуй, самый недемократический институт общества. Общество не имеет никакой возможности влиять на то, что там происходит. Это действительно " групповщинка " , узкий круг лиц, принимающих решения. Для этих лиц Православие в лучшем случае – набор из пустых букв и звуков. В среднем – объект глухого раздражения. В худшем – объект целенаправленной агрессии. Так отчего же путинский Кремль не убирает Познера с телеэкрана? Тоталитарно—нетерпимый либерализм (а именно это и есть Познер) в течение всего времени реформ был пропуском к профессии телеведущего. Готовность высмеять любую русскую святыню, возмутиться любым проявлением государственической мысли – эти критерии, похоже, тоже учитываются в останкинском " естественном отборе " . И сегодня от тележурналиста на государственном канале нужно мужество, чтобы сказать доброе слово о Православии. Не верите? – Но вот слова Аркадия Мамонтова, который к Пасхе 2005 года для канала " Россия " снял фильм о св. Иоанне Кронштадтском: " Я знаю, что буду из—за этой программы иметь проблемы, но иду на это… Года два назад мы сделали программу ?Чек? про наркотики. Там впервые рассказали о православном центре, где наркоманов лечат верой. Через неделю после выхода программы уважаемый комментатор бросил фразу: ?Развели поповщину на государственном телевидении? " . Полемика вокруг выставки " Осторожно, религия " показала, что для " уважаемых комментаторов " , претендующих на роль лидеров интеллигентского сознания, никаких нравственных ограничений принципиально не существует. Хамство и кощунства допустимы, лишь бы они были выполнены " художественно " . Их мир изоморфен, изопрофанен. В нем нет святынь, в нем можно все (кроме табуированной еврейской темы). Если уж у нас телевидение снова государственное – то государство и должно изменить правила подбора теленянек. В конце концов у этих теленянек все равно не останется ни работы, ни аудитории после того, как на вымерших просторах России утвердится Московский Халифат. Кремль собрал мощнейший информационный кулак. Но для чего?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Вскоре после голода был на людей сильный мор. Многие из боязни запирались в домах своих. Блаженная Юлиания, тайно от свекра и свекрови своими руками обмывала зараженных, и Бог ее хранил. Сына её на царской службе убили... Не кричала, не терзала на себя волос, как делали другие женщины, но днем поминала сына своего милостынею и кормлею нищих, а ночью молилась Богу со слезами об отпущении грехов умершего. Подражая блаженной Юлиании, сотворим и мы доброе дело на пользу больных и бедных. С миру по нитке, голодному рубашка. Пожертвуем хотя малую толику, по крупице от своих стяжаний, по лепте от своего усердия и построим здание для врачевания болящих. В нашей столице много больных, не могущих и медного гроша дать врачу за его советы, таких несчастных особенно много летом бывает между рабочими. Изнывают они на барках, на скамейках по бульварам, a не редко и на сырой земле сидят или лежат, гнетомые недугами. Им часто некуда обратится за помощью. Врачебницы наши летом ремонтируются, вход в них прекращается, и бедный больной стоном стонет, а помощи ему нет... Если бы между нами нашлись подобные блаженной Юлиании, то много бы утешения и подкрепления и телесного, и душевного мы даровали бы бедному люду, в Петербурге живущему и пришедшему из далеких углов нашего дорогого отечества. Припомним, братия и сестры, что мы дали слово при дорогом и сердечно чтимом батюшке отце Иоанне устроить лечебницу (Амбулаторию) и он уже сказал нам, „благодарю»... Нам теперь надо только сплотиться поближе, чтобы дать делу быстрое движение. Время идет, оно не ждет. Неужели иссякла исконная русская доброта? Неужели наше Святое дело будет еще отлагаться на неопределенный срок? Да не будет сего! Блаженная Юлиания спешила врачевать раны болящих, она отказывала себе в пище и несла ее несчастному, она даже зараженных не отвергла. Такие сильные примеры доброты русской женщины – боярыни пред нами. А сколько еще таких примеров добродетели – их не сочтешь. Последуем доброму и трогательному примеру и начнем святое дело собирания трудовых крох на врачевание болящих. „Болен (бех) и посетит мене» ( Мф. 25:36 ) – сказал Спаситель!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Можно сказать, что этот раздел, так или иначе, отражает творчество почти всех видных представителей русской литературы в изгнании. По количеству первое место в разделе занимает Достоевский и литература о нем, второе – Солженицын. Литература других стран и народов сравнительно с русской занимает немного места, и раздел, ей посвященный, выглядит достаточно скромно, в нем 59 наименований. Значительное место отведено католическим французским писателям – Франсуа Мориаку, Шарлю Пеги, Жоржу Бернаносу. Есть также произведения Льюиса Кэрролла, Франца Кафки, Артура Кестлера, Джорджа Оруэлла. Вводная часть раздела «Искусство» посвящена Святой Земле. Затем следует общий раздел иконографии. Представлены виднейшие исследователи восточно-христианского искусства А.Н. Грабар, В. Джурич, В. Лазарев, С. Радойчич и другие. Среди английских авторов выделяются Р. Байрон, Д. Бакстон, Д. Гамильтон, Д. Талбот-Райс. В рубрике, посвященной русской иконе, – монографии советских искусствоведов, работы эмигрантских авторов, представляющие чисто церковной подход к иконописи (А. Мерзлюкин, Л. Успенский и другие). Альбомы по искусству (музеи, монастыри, древние города и Московский Кремль) – в основном московских издательств. Раздел «Путешествия» охватывает Россию и другие православные страны. По той же схеме, но в значительно меньшем объеме, составлен раздел библиотеки, посвященный искусству Запада. Тема русской святости “определяет содержание следующего раздела. Его составляют 6олее 120 книг, изданных в XIX-XX веках в России и эмиграции. Это жития и патерики, литература о монашеских обителях, старцах, подвижниках и мучениках. Выделяются значительные группы изданий о преподо6ном Сергии Радонежском, Серафиме Саровском , Иоанне Кронштадтском . Многочисленны издания русских православных писателей: С. Нилуса, Е. Поселянина, И. Концевича , протопресвитера М. Польского и других. Значительное количество английских изданий свидетельствует о росте интереса к Святой Руси в Англии в XX веке. Меньший по объему раздел составляет книги о монашеских обителях Афона, Синая, русских монастырях в эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010