К счастью, избежал уничтожения демидовский некрополь, прожектерам не удалось надстроить третий этаж здания и " освоить " его величественную колокольню, поскольку хозяйничавшая на тот момент в здании автошкола попросту не нуждалась в этом высоком здании. С 1 сентября 1937 года в храме, по некоторым сведениям, был оборудован пункт правительственной связи. Он находился справа от входа в алтарную часть, на глубине 7,5 метров. Колокольня Николо-Зарецкой церкви за годы советской власти пытались взорвать трижды, но всякий раз Господь отводил беду: то не просверлили нужные шурфы под взрывчатку, то просто забыли подвезти детонаторы, а на третий раз грянула война. Колокольня очень даже пригодилась военным. Когда в страну нагрянули гитлеровские полчища, на колокольне Николо-Зарецкой церкви постоянно дежурил наблюдатель, которого называли, как у снайперов, " кукушкой " . Он неусыпно наблюдал, не летят ли самолёты противника бомбить Москву. В послевоенную пору здание Демидовской церкви в Оружейном переулке являлось собственностью райисполкома Зареченского района. В 1960-1980-е годы храм числился подведомственным отделу культуры Тульского горисполкома, и его арендовала база снабжения Тульского треста столовых, которая разместила в здании продовольственный склад. Накануне Олимпиады-80 в Москве решено было провести реставрацию Николо-Зарецкой церкви. Но поскольку она проходила при отсутствии исходной проектно-технической документации, были допущены серьёзные просчёты, к примеру, фрагменты прежнего декора уцелели лишь на северном фасаде, прочая же лепнина была бездумно уничтожена. Также замуровали уличный вход в подвальное помещение с западной стороны трапезной. Позднее в храме проводились и другие работы, причём с разной степенью успеха. Реставрационные работы были проведены в 1994 году накануне юбилейных демидовских дат - 300-летия их первого металлургического завода и 250-летия со дня смерти А. Н. Демидова. При этом в отсутствии первичных чертежей и проекта здания разработчики использовали старинные фотографии и технические документы, которые нашлись в Государственном архиве Тульской области.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Тула. Церковь Рождества Христова (Николозарецкая). Николо-Зареченская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Образование прихода Христорождественской церкви относится ко времени основания Кузнецкой слободы, когда по указу Федора Ивановича в 1595 г. 30 самопальным мастерам была дарована земля за р. Упой, на Хопре. Со временем население в Слободе значительно увеличилось, и уже при Алексее Михайловиче самопальники смогли построить на свои средства 2 деревянные церкви (Георгиевская и Христорождественская). Прихожанами Христорождественской церкви были оружейники, среди которых был и Н. Демидов. В 1730 -1734 гг. вместо деревянного храма сын Демидова Акинфий возле могилы своих родителей построил 2-этажный каменный храм, верхний этаж которого освящен во имя Рождества Христова, а нижний - во имя св. Николая. При нижней церкви был устроен придел апостола Андрея Первозванного. С ним связана одна из легенд из жизни Н. Демидова. У знаменитого прихожанина были всякого рода тайные ходы и подвалы; однажды его дочь из любопытства отперла один из них, чем вызвала такой гнев родителя, что он ударил ее связкой ключей по голове, и она умерла. Случилось это в день св. ап. Андрея Первозванного, и кающийся отец соорудил придел «на костях» его дочери во имя этого апостола.[/p] Приход образован с основанием Кузнецкой казенной слободы в конце XVI в. На месте деревянной церкви в 1730 г. на средства заводчика Акинфия Никитича Демидова выстроена каменная двухэтажная с приделом на первом этаже во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, на втором, освященном в 1834 г., - в честь Рождества Христова. В том же году на первом этаже освящен придел во имя ап. Андрея Первозванного. До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм – самый крупный в Туле, один из трех сохранившихся двухэтажных храмов города. Служба в нем возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва. Николо-Зарецкий храм стоит на чугунных плитах производства Демидовского завода. Сейчас чудом сохранились лестница и чугунный пол, которые отливали на Урале почти 300 лет назад. Долгое время в храме находился продуктовый склад. На втором этаже сохранился подъемник, с помощью которого в церковь заносили ликероводочную продукцию и мешки с мукой. Потом храм облюбовали лица без определенного места жительства. Сегодня церковь восстанавливают прихожане на свои деньги и своими силами.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Год 1924-й стал знаменательным в жизни Николо-Зарецкого храма: он был внесён в список церквей и монастырей Тульской губернии, которые подлежали постановке на учёт в отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). Это означало физическое сохранение храма от варварского разрушения. Семь лет пребывания большевиков у власти полностью лишили жителей Тулы каких бы то ни было иллюзий по поводу их обещаний. И если поначалу в госохранном списке городских храмов значились собор, 18 церквей и одна часовня, то уже к 1935 году он сократился до четырёх храмов. Среди них была и Богом хранимая церковь Рождества Христова. Меры по охране храмов в стране победившего пролетариата были не просто актуальны - жизненно необходимы. Сразу после революции не только в Туле, но и по всей стране начались беззаконные экспроприации ценностей из православных храмов, фактичеки граничащие с откровенными грабежами. Однако большевики вместо того, чтобы пресечь беззакония, творившиеся с их молчаливого согласия, готовили масштабную кампанию по изъятию церковного имущества. И она грянула весной 1922 года. На исходе марта за 2-3 недели из церквей одной только Тулы, в том числе и Николо-Зарецкой, облечённые властью мародёры вывезли 9 фунтов и 28 золотников золота, а также 221 пуд 30 фунтов и 11 золотников серебра. Три года спустя здание Николо-Зарецкой церкви передали общине " верующих староцерковного течения " , а уже в 1930-м власти начали всерьёз подумывать о закрытии исторического храма тульских оружейников. На его здание у чиновников имелись самые разные виды, но превалировала идея о передаче церкви Осоавиахиму, чтобы эта организация, предшественница современного ДОСААФа, устроила здесь свой Дом химической обороны. Только обращения верующих жителей Тулы во ВЦИК и его президиум способствовали отмене этого варварского плана, грозившего уничтожить всё внутреннее убранство и богослужебную утварь храма. Однако в 1934 году власти всё-таки взяли реванш.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Окончательно же храм Рождества Христова удалось восстановить лишь после того, как в 1999 году, накануне его престольного праздника, здание было возвращено Тульской епархии. Средства на возрождение храма в бывшей слободе славных оружейников собрали прихожане, причт и частные благотворители. Одних только грузовиков с мусором вывезли из храма с десяток. Большую помощь и ныне продолжают оказывать потомки Демидовых - финансовую оказывает Михаил Александрович Демидов, духовную - Нина Григорьевна Демидова. Весной 2004 года храм обрёл долгожданный голос: на звонницу Николо-Зарецкой церкви подняли и установили семь колоколов, изготовленные в Воронеже по старинной технологии. Дар храму передал генеральный директор " Туларегионгаза " Сергей Очаков. Со временм удалось отреставрировать и нижний храм, были восстановлены все три его алтаря. С 2006 по 2008 год они были заново освящены, и Божий дом вновь обрёл былую целостность и благолепие. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2020 Выдающийся тульский историк, патриарх местного краеведения первой половины XIX столетия Николай Фёдорович Андреев в 1856 году опубликовал уникальную книгу " Описание видов города Тулы " . Признаваясь в любви к родному городу, он отмечал: " Бесспорно, что одна из лучших, красивейших в архитектурном отношении церквей, это - Рождество Христово, что на Оружейной стороне " . Здание храма выстроено в канонах петербургского барокко конца XVII - начала XVIII века. Так полагали и дореволюционные краеведы, и искусствоведы Советской России, относя в справочнике " Вся Тула и Тульская губерния " от 1925 года саму церковь к бесспорным историческим памятникам, а её архитектуру - к " стилю старого Петербурга " . Это относится и к декоративному убранству тульского храма, а композиционно его здание носит черты скорее дворцовой, нежели культовой архитектурной постройки. При этом Николо-Зарецкой колокольне более присущи черты ярославо-суздальской архитектуры периода XVII - XVIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Внутреннее убранство здания церкви Рождества Христова отлично от большинства православных храмов, поскольку оно делится на два храма, верхний и нижний. В верхнем расположен главный престол в честь Рождества Христова, нижний содержит три алтаря: главный посвящён святителю Николаю Чудотворцу, а два других освящены соответственно во имя апостола Андрея Первозванного и во имя святых царственных страстотерпцев - Николая, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексея. Важная часть внутреннего устройства тульской церкви - расположенный в подвальном помещении храма, под часовней, родовой некрополь радетелей этого храма, семьи Демидовых. Об этом свидетельствует надпись на мемориальной доске: " Здесь, в родной усыпальнице, покоится прах строителя храма, выдающегося русского предпринимателя, организатора металлургической промышленности Акинфия Никитича Демидова, 1678-1745, и его сына, создателя ботанического сада Григория Акинфиевича Демидова, 1715-1761 " . Есть в Николо-Зарецкой церкви и другие захоронения: перед приделом, слева от входа покоится один из настоятелей храма, протоиерей Иоанн Мясновский, и за стеной похоронена его супруга. А под престолом святых царственных страстотерпцев упокоен действительный тайный советник, генерал-адьютант его императорского величества Павла I кавалер Ромашев. Он скончался в Петербурге, но высочайшим повелением был захоронен здесь. О причинах этого информации нет, она утеряна за давностью лет. Вполне естественно, что храм, в обиходе нередко именуемый Демидовским, обустраивался с использованием их железа. Оно было положено на полах и ступенях как нижней, так и верхней областей здания; на железных плитах покоится и свод здания. При этом церковный свод интересен тем, что собирался и устанавливался без единого гвоздя, без заклёпок и без применения кузнечной сварки. Крепёж осуществлялся только в узловых участках всей внутренней конструкции здания, и потому сводов, устроенных по такой технологии, во всём мире существует считанные единицы, что отмечали и зарубежные специалисты, специально посещавшие тульский храм.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Председатель Тульского отдела Общества сохранения памятников искусства и старины в России граф Юрий Александрович Алсуфьев, автор шеститомника " Памятники искусства и старины Тульской губернии " , в 1914 году оставил следующее описание Николо-Зарецкой церкви: " Она выстроена под влиянием западного стиля 17-го века, причём детали колокольни (оконные наличники), несомненно, стоят в близкой преемственной связи с русским барокко конца 17-го века. Если зайти с северной стороны храма, где не режет глаз назойливый навес над подъездом южной стороны, вас поразит стройное благородство линий общей обработки фасада. Как изящны эти лёгкие гирлянды над окнами и декоративные пилястры, как хороша кованая решётка двери-окна второго этажа! Весьма удачна и окраска церкви - зелёное с белым. Великолепны два бронзовых паникадила в верхней церкви " . Впрочем, можно расценивать главную составляющую колера этого храма и как нежно-салатовую, и даже фисташковую. Окраска придаёт нарядный, " столичный " вид его удлинённому двухэтажному симметричному зданию с повышенной средней областью. Завершает его четырёхгранный изогнутый купол с красивым фонарём под живописной главкой в форме изящной вазы. Подлинное украшение Николо-Зарецкого храма - его многочисленные окна прямоугольной формы. Они дополнены пилястрами, которые, в свою очередь, украшены фигурными капителями. Основной же купол, каплевидной формы и с башенкой-фонарём, имеет встроенные окна арочной формы, которые украшены изображениями ликов христианских святых. Оформление широких фасадов Николо-Зарецкого храма в духе петровского барокко довольно-таки сдержанное, но при этом вполне органично. Отличительная черта отделки наружных стен - обилие карнизов, играющих чисто декоративные функции. Декораторы фасадов здания применили рустовку стен нижнего этажа, а окна отделены друг от друга скромными вытянутыми рамками. Колокольня, прежде украшенная часами-курантами, более позднего происхождения, нежели основной объём здания. Её строение в стиле суздальских и ярославских звонниц XVII века представляет собой покоящийся на четверике высокий столпообразный и ступенчато убывающий восьмерик в отличие от шатрового типа, весьма распространённого в период строительства тульской звонницы. Примечательно, что аналогично устроена и Невьянская башня, которую Акинфий Демидов возвёл в этом уральском городке к 1725 году. Это позволяет сделать предположение об одном и том же, неизвестном ныне, зодчем, который мог строить оба здания для заказчика Демидова. В XIX веке " оркестр " звонницы тульской церкви Рождества Христова насчитывал 13 колоколов, крупнейший из которых был более четырёх тонн весом. Звонарь добирался до колоколов по металлической галерее, соединявшей место его службы со вторым этажом основного объёма. Ныне в звоннице установлены семь колоколов, каждый из которых изготовлен с тщательным соблюдением специальных старинных технологий литья. Управлять ими помогает современная электронная система " Электронный звонарь " .

http://sobory.ru/article/?object=00828

Чтобы подобной трагедии не повторилось, решили возвести новую колокольню по другую сторону Никольского переулка, отдельно от основного объёма. Над переулком от верхнего этажа Николо-Зарецкой церкви до звонницы провели крытую " железную " галерею, соединив таким образом здания храма и колокольни. Однако 2 мая 1779 года в тульском Заречье запылал огромный пожар, в ходе которого пострадал и Николо-Зарецкий храм: были разрушены верхний этаж, кровля здания и галерея, что вела на колокольню. Большой ущерб был нанесён и жилищам прихожан, поэтому им пришлось думать не о восстановлении церкви, а о ремонте своих домов. Собранных ими денег на ремонт храма не хватало, и пять лет спустя архиерей разрешил сбор пожертвований. Разумеется, в первых рядах меценатов были Демидовы, но при этом о Николо-Зарецкой церкви радели и другие состоятельные благотворители. В их числе были представители такой известной тульской семьи, как Баташёвы: Андрей и Иван Родионовичи немало сделали для восстановлени Божиего дома. Вместе с ними Христорождественскую церковь возрождали оружейники Лялины и Коротковы; сохранились документы, свидетельствующие о том, что спустя столетие, в 1880-е годы, купец Аким Коротков служил старостой Христорождественской церкви Тулы. Помогали деньгами купцы Зверевы, Белоусовы и другие авторитетные люди города. Постепенно храм восстановили, и он засиял красками новой росписи. В 1838 году перестроили придел, освящённый во имя апостола Андрея Первозванного. Спустя 22 года состоятельные прихожане вместе с протоиереем Иоанном Мясновским собрали необходимые средства и оплатили повторное золочение церковной главы. В числе других значительных новшеств на рубеже XIX-XX веков появился новый придел, который освятили во имя преподобного Тихона, Калужского чудотворца. На исходе столетия при Демидовском храме действовал приют, где жили обездоленные женщины (в 1898 г. открылись двери церковноприходской школы при храме). В трагические для России и всей Европы год Первой мировой войны Николо-Зарецкую церковь огородили с южной и западной сторон: кованые решётки были установлены на белокаменные цоколи вдоль улиц со знаковыми для храма названиями - Никольского переулка и Демидовской.

http://sobory.ru/article/?object=00828

В писцовых книгах XVII столетия, в записях от 1625 года, упоминается летняя Никольская церковь и зимний, тёплый храм, освящённый в честь Рождества Христова. Они и стали предшественниками Николо-Зарецкой церкви, а в числе их прихожан значатся представители известной купеческой фамилии Демидовых. Туляки издавна именовали эту церковь как по основным алтарям - Никольский, Христорождественский, так и по местоположению - " за Упою рекою " или " в Казённой слободе " . На исходе XIX столетия утведилось официальное название - храм Рождества Христова " на Оружейной стороне " , однако в обиходе Божий дом продолжали именовать и Николо-Зарецким, и даже Николой Богатым. В советском краеведении 1920-1930-х годов эта церковь часто именовалась " Николой Казённым " по имени слободы; в числе её редких названий (1930) - " Никола Зелёный " , поскольку так были выкрашены её фасады. Тридцатые годы XVIII века стали порой радикальных перемен в духовной жизни слободы тульских оружейников. Две деревянные церкви было решено заменить каменным двухэтажным храмом. Его строили с 1729 по 1735 год в стиле петербургского барокко благодаря финансовой помощи Акинфия Никитовича Демидова, наследника знаменитого хозяина как металлургических заводов на Урале, так и оружейных предприятий в Туле. Новое здание имело два этажа: в тёплом нижнем обустроили престолы во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Андрея Первозванного, а в летнем верхнем храме освятили престол в честь Рождества Христова. Есть предположение, что и деревянные предтечи нового храма были освящены так же: летняя - Никольская, а зимняя - Христорождественская, и к тому же у них был общий приход. Потому и сменившую их каменную церковь в народе называли и храмом Рождества Христова, и Никольским, что в Оружейной слободе. В честь храма был назван и тамошний Никольский переулок, который в 1924 году власти переименовали в Оружейный. Со временем в Христорождественской церкви появился ещё один придел, освящённый во имя святого Тихона, Калужского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00828

В пользу храма получаются % с 4658 р. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Причт получает ежегодно % 288 р. 73 к. с капитала положенного в пользу его. Церковной земли имеется: усад. 2447 с., полевой 28 1/2 д., сенокосной 8 1/2 и неудобной 1 д. 1452 с.; усадебная земля разделена на 11-ть усадебных мест, из коих за два усад. места причт получает доходу 30 р. в год и за одно 40 р. Кроме того, церковный дом приносит причту дохода 120 р. С 1894 г. при церкви открыто церковно-приходское училище. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 38 До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. Но в жизни храма были и белые, и черные полосы. Николо-Зарецкая церковь строилась в 1730-1734 годы. До этого времени церквушка за рекой была деревянной. Средства на строительство каменного храма были выделены сыном великого металлозаводчика Никиты Демидова, Акинфием. Вскоре храм стал главным духовным кормильцем тульских мастеровых: четверо из пяти его прихожан были оружейниками. Какого именно архитектора пригласил на строительство храма всемогущий Акинфий, неизвестно. Но так как Демидовы были очень богатыми люди, можно предположить, что создателем храма был столичный зодчий. Демидовская церковь и по форме, и по декору отличается от других тульских храмов. Гладкие стены просто, но изящно украшены в стиле петровского барокко. Расцветка здания в фисташковый и белый цвета придавала церкви почти столичную нарядность. И правда, церковь внешне напоминает больше дворец, нежели храм, здесь чувствуется рука большого мастера! От многих других тульских церквей Николо-Зарецкая отличается и тем, что она двухэтажная (в Туле еще два двухэтажных храма: Свято-Успенский и Всехсвятский кафедральные соборы). Из-за этого у храма есть несколько названий. Так, нижний этаж был освящен в честь Николая Чудотворца. Поэтому, а еще и потому, что стоит церковь за рекой, ее назвали Николо-Зарецкой. Верхний же этаж освящен в честь праздника Рождества Христова – отсюда и второе название Христорождественская.

http://sobory.ru/article/?object=00828

О внешнем облике храма в первые 40 лет его существования известно немного. Мы знаем, что на высоте второго этажа, огибая храм с наружной стороны по периметру, шла крытая железная галерея. Она соединялась с колокольней мостиком, по которому ходили люди. В 1779 году храм сгорел. Тогда выгорела вся Кузнецкая слобода (домики оружейников начинались за Упой и охватывали почти все современное Заречье. – Прим. авт.). На восстановление жилых построек требовалось много денег. Средства нашли, церковь восстановили, но уже без галереи – на нее просто не хватило средств. Но до сих пор на фасаде второго этажа видны огромные дверные проемы, выходящие в пустоту… Благодаря богатым прихожанам в церковной ризнице постепенно скопилось значительное количество художественных и материальных ценностей. В народе храм даже прозвали «Никола Богатый». Но все же более этим прозвищем церковь была обязана связи с богачами Демидовыми. Два столетия сохранялись в храме предметы, попавшие сюда благодаря им: чугунный престол и жертвенник, паникадила из уральской меди работы демидовских мастеров и т.д. По словам краеведа Афремова (1794-1866 гг.), «храм и колокольня… построены почти все на железе». Многочисленные образцы строительного металла в интерьере (ступени лестниц, оконные решетки, металлические связи в сводах) можно видеть и сегодня. В 1934 году храм был закрыт и использован для хранения зерна. Вскоре разобрали иконостасы, забелили и уничтожили настенную роспись. Большая часть ценностей погибла… Сегодня Николо-Зарецкий храм имеет статус памятника культуры федерального значения. Служба в Николо-Зарецком храме возобновилась в 1999 году. Дина Михайловна Спирикова - младший научный сотрудник музея «Некрополь Демидовых», Источник: Николо-Зарецкий храм в Туле - великая святыня Русского Православия, связанная с округой и духовными, и историческими корнями. Важнейшими вехами в их общей истории являются возникновение в городе русских оружейников Кузнецкой слободы и деятельность представителей династии знаменитых российских предпринимателей Демидовых, многие из которых упокоены в здешней земле. Писцовые книги - надёжный и верный источник сведений по истории наших православных храмов. В Туле самые ранние письменные документы такого рода датируются 1587-1589 годами, ещё до появления Кузнецкой слободы. Она была основана в 1595-м по указу государя Фёдора Иоанновича: царь даровал землю для жительства тридцати кузнецам, знатокам оружейного дела, именуемым тогда " самопальными мастерами " . Для них был выделен участок, окаймлённый с трёх сторон реками - Упою, Тулицей и Тростянкой. " Самопальники " и положили начало Кузнецкой слободе, благо получили немалые привилегии и льготы. Заниматься этим ремеслом здесь было выгодно, и к 1704 году численность цеха увеличилась до 750 мастеров, а 75 лет спустя достигла полутора тысяч. С 1820 года тульские " самопальники " официально зовутся " оружейниками " . Разумеется, население новой тульской слободы нуждалось в духовном окормлении.

http://sobory.ru/article/?object=00828

  001     002