В частности 1) Каким народам мог проповедовать он в древней Скифии, или нынешнем Новороссийском крае? Прежде всего, достоверно, что здесь, на всем протяжении черноморского берега, было тогда несколько поселений греческих, каковы: Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапея. Но не менее достоверно, что главнейшими обитателями этих стран были народы варварские, а в числе их скрывались, хотя и под чужими именами, некоторые племена славянские. Так, весьма основательно и справедливо некоторые ученые начали признавать ныне за славян древних гетов, которые во времена апостолов обитали по обеим сторонам Дуная у самого устья его, потом простирались вверх по областям русским до реки Тираса (Днестра), от которой называемы были тирагетами (тиверцами), далее до самого Днепра и за несколько лет пред Рождеством Христовым (ок. 60–55) проникли в Крым, где овладели Ольвией и другими греческими поселениями. Чтобы убедиться в славянстве гетов, или даков, стоит только взять во внимание а) постоянное местопребывание их, по древним географам, в соседстве невров и будинов (вудинов, венедов), которые неоспоримо были истинные славяне, и с этим снести б) ясное свидетельство Феофилакта Симокатты (629 г.), утверждающего, что славяне древле называемы были гетами (венедами, генетами, енетами, гентами, гетами), а потом свидетельство ученейшего Фотия, двукратно повторившего ту же самую мысль, Фотия, который находился в ближайших отношениях к славянам, занимаясь обращением их, и потому легко мог приобрести о них основательнейшие сведения. Стоит вникнуть в) в смысл немногих слов гетских, сохраненных Страбоном, которые звучат чисто по-славянски, таковы: имя знаменитейшего вождя гетов – Войревиста или, как в другом месте, Виревиста, имя совершенно славянское, долго употреблявшееся в Польше, в двойной форме: Боривой и Боревист, а ныне употребляющееся в сокращении: Боревич, Вырвич, также название одной реки гетской – Богайон, которым называли они и одну священную свою высоту, находившуюся у этой реки, звук, совершенно похожий на Боггай, Бугай – лес, посвященный божеству, как называются и доныне многие местности в Польше. Стоит также припомнить г) два древние предания славян: одно то, что их предки имели когда-то дело с Александром Великим, победителем гетов, и другое о счастливых сечах Траяна в Дакии, где, как известно, он воевал с тамошними обитателями, гетами, или даками, и д) посмотреть на теперешних обитателей древней Дакии валахов – народ, происшедший из смеси коренных жителей страны и римских переселенцев, который говорит смесью латинского языка со славянским и который целые века слушал богослужение на языке славянском и употреблял его в своей дипломатике.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Полагают, что местом рождения и страдания св. Авудима был остров Тенедос. Время его мучений падает на царствование Диоклитиана (284–305). Мощи его в Тенедосе видел русский паломник Даниил в начале XII в. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Св. равноапостольного Великого Князя Киевского Владимира, нареченного во святом крещении Василием Первоначально наши предки были язычниками. Главным божеством их был Перун, управляющий вселенною и повелевающий громами и молнией. Это было божество грозное, деятельное и воинственное, от него зависела не только удача вообще, но, главное, он давал победу над врагами. Его имя Русь употребляла в самых торжественных клятвах. Чтобы умилостивить своего верховного бога или возблагодарить его за победу, Русь закалала ему в жертву не только коней, быков или других животных, но даже и людей, последних, конечно, в особенно торжественных случаях. Кроме Перуна наши предки –язычники поклонялись и многим другим божествам: Хорсу и Дажбогу – божествам солнца, Стрибогу – богу ветров, Волосу – богу домашнего скота. Вся природа, по верованиям наших предков, была населена богами то добрыми и благосклонными, то злыми и враждебными. Так, в воде жил водяной, лесах –леший, в домах – домовой. Следы этого языческого верования и до настоящего времени сохраняются у нас в простом народе, почему мы и постараемся их изложить подробнее. Наши предки – язычники верили, что водяной живет в омутах, водоворотах и особенно у мельницы. Это – нагой старик с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом. Волоса на голове и бороде длинные, зеленые. Он является иногда весь в тине, в высокой шапке из водорослей, подпоясан поясом также из травы. Всякая водяная трава – это его одежда, его кожа. Но он является иногда и в образе обыкновенного смертного мужика, тогда его легко узнать: полы его платья всегда мокры; с левой полы всегда каплет вода; где сядет – то место всегда оказывается мокрым. В омутах он живет богато: у него есть каменные палаты, стада лошадей, коров, овец, свиней. Женится он на русалке. Он может загонять в рыболовные сети множество рыб. Днем водяной сидит в глубине омута. С закатом солнца начинается его жизнь; тогда и купаться очень опасно; и даже дома опасно ночью пить воду: можно схватить болезнь водянку. В лунные ночи он хлопает по воде ладонью. Вдруг где завертится, заклубится и запенится вода – это водяной. Он бодрствует только летом, а зимою спит. Он просыпается от зимней спячки на Никитин день, 3 апреля. Ломится и прет по руслу весенний лед, бурлит и волнуется река – значит просыпается водяной. Тогда приносят ему в жертву лошадь, и он успокаивается. Рыбаки возливают ему масло, мясники приносят черную откормленную свинью. На прощанье, когда жизнь реки приходила к концу, водяному приносили в жертву гуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В число отрадных событий, произошедших в преддверии IV ФПО РТ, входят также: открытие 1 сентября 2018 г. Православной гимназии во имя святого равноапостольного князя Владимира в г. Альметьевске и нового корпуса Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского в г. Казани, занятия в которых ведутся по программе «Русская классическая школа». Сюда же следует отнести и торжественное открытие 21 апреле 2018 г. в г. Чистополе Молодёжного духовно-просветительского центра в честь преподобного Сергия Радонежского, основной целью которого является работа с молодёжью и реабилитация детей-инвалидов. За прошедшее время при республиканской поддержке были также завершены работы по реконструкции комплекса учебных и административных зданий Казанской православной духовной семинарии, осуществлена модернизация библиотечного и компьютерного оборудования. В настоящее время готовится проект строительства семинарского общежития. Предполагается, что проведение IV ФПО РТ, как и предыдущих форумов, в значительной мере послужит делу развития православия в Татарстане и будет способствовать укреплению государственно-религиозного и межрелигиозного сотрудничества. Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чистополе мужчина надругался над семилетней девочкой Напряженные поиски: итоги 12го дня спасения подростков в Уфе В России мать нашла чат школьника: в школу ходить небезопасно Власти Украины: Трипольскую ТЭС полностью уничтожили Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/02/po...

В Мурманской епархии открылся центр гуманитарной помощи 14 ноября 2022 г. 12:36 12 ноября 2022 года на территории храма равноапостольного князя Владимира в г. Мурманске состоялось открытие центра гуманитарной помощи  Мурманской епархии «Точка роста». Центр запустили по благословению митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана . Поддержку проекту оказал Фонд президентских грантов. Продуктовую и вещевую помощь здесь смогут получать многодетные и малоимущие семьи, люди с инвалидностью, дети-сироты, а также те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Организаторами проекта — епархиальный отдел социального служения и мурманская региональная общественная организация добровольческой деятельности «Добросвет». «В социальном служении любой христианин черпает силы из Евангелия, где Господь прямо сказал: " Если вы совершили доброе дело человеку во Имя Мое, сделали это и для Меня " . И здесь люди делятся на две категории: на тех, которые нуждаются в помощи, и тех, которые могут оказать эту помощь. Для этого и создаются церковные гуманитарные центры. Наш центр не является исключением. Он создан как раз для того, чтобы жители нашего города и гости нашей епархии, независимо от вероисповедания, могли бы оказывать помощь друг другу», — отметил руководитель социального отдела Мурманской епархии протоиерей Виталий Шмидт во время открытия центра. «Со временем нам стало очевидно, что необходимо специальное место для сбора, сортировки, выдачи различного вида помощи. Мы отправили на конкурс Фонда президентских грантов заявку, и наш проект центра гуманитарной помощи " Точка роста " получил поддержку. Мы подготовили участок к установке конструкции, которая состоит из двух бытовок, переданных нам компанией " Новатек Мурманск " и модуля. Совсем недавно сделали кровлю. Этот проект нам всем очень важен и нужен», — поделилась председатель мурманской региональной общественной организации «Добросвет» Оксана Артеменко. Центр гуманитарной помощи «Точка роста» начнет свою работу в регулярном режиме с 14 ноября. Работать центр будет с понедельника по воскресенье на прием и выдачу гуманитарной помощи. Работники и волонтеры епархиального центра «Точка роста» также подскажут, в каких социальных службах города можно дополнительно получить необходимую помощь.

http://patriarchia.ru/db/text/5976247.ht...

Огромное значение в жизни Украинской Православной Церкви имел визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украину, который имел место 27 июля 6 августа 1990 года. Тем самым была оказана весьма значительная моральная поддержка православному населению Украины, подвергавшемуся в это время агрессии со стороны униатов и автокефалистов. Приезд Первосвятителя, посетившего Украину вскоре после своей интронизации, свидетельствовал о том, что преодоление религиозного конфликта на Украине являлось одной из важнейших задач, стоявших перед Московским Патриархатом. Обращаясь к молящимся после богослуженния в киевском кафедральном соборе во имя святого равноапостольного князя Владимира, проходившего в день памяти Крестителя Руси, Патриарх Алексий сказал: «Нас не может не тревожить распространение так называемой автокефалии, а по сути раскола в Церкви. Мое посещение Украины является свидетельством того, что мы едины с епископатом, клиром и верующими Украинской Православной Церкви в радостях и скорбях» Во время визита Первосвятителя Русской Церкви на Украину впервые имели место несколько попыток автокефалистов распространить раскол и за пределы Галичины. Так, во время торжественной встречи Патриарха Алексия возле кафедрального Воскресенского собора города Ровно раскольники учинили хулиганскую выходку. Несколько молодых людей в момент приезда Патриарха подняли три транспоранта с требованиями вернуть «отобранные права Украинской автокефальной православной Церкви» и даже учредить патриаршую кафедру в Киеве. Однако, верующие, возмущенные действиями националистов, проявили резкое неприятие самой идеи автокефалии К сожалению, эта акция раскольников свидетельствовала о том, что раскол перерастает пределы Галичины и может в ближайшем будущем перекинуться на Центральные и Восточные области Украины. Другим тревожным моментом патриаршего визита явились суждения, высказанные западно-украинским духовенством на встрече с Первосвятителем. Клирики Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской епархий, лишившиеся своих приходов или стоящие на грани их потери вследствие униатской экспансии и бесчинств автокефалистов, рассказывали Патриарху о ситуации в Галичине. И если одни предлагали как средство для сохранения Православия на Западе Украины уход в леса и подполье, то другие просили благословения Предстоятеля Русской Церкви на временный переход к раскольникам ради того, чтобы сохранить свои приходы от униатской агрессии Безусловно, это было свидетельством того, что среди части духовенства отсутствовало понимание допустимых пределов компромисса, что также было чревато расширением раскола. Полагают, что именно во время этой встречи Патриарха с галицким духовенством последние убеждали Первосвятителя даровать Украинской Православной Церкви грамоту о самостоятельности и титул «Блаженнейшего» для митрополита Филарета с.26].

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Пушкина я цитирую, как правило, по Большому академическому Собранию сочинений в 16-ти тт. (1937-1949). Курсив в цитатах - мой, разрядкой (подчеркиванием - А.Л.) даются места, выделенные самим Пушкиным (или другим цитируемым автором). В заключение выражаю искреннюю признательность Сестричеству во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и лично протоиерею о. Димитрию Смирнову за предложение об издании настоящей книги. 1999 (Преображение Господне) - 2000 (Равноапостольного Великого Князя Владимира Предполагаем жить Глава из книги " Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы " Приближающееся - в нынешних обстоятельствах надо бы сказать: неотвратимо надвигающееся - двухсотлетие со дня рождения Пушкина ставит наше национальное достоинство перед серьезным испытанием. Культурный мир вокруг нас плохо знает, что это такое - Пушкин; но он слыхал, что Пушкин - центр, глава, знамя и первая гордость русской культуры; и он, этот мир, будет внимательно следить, как и чем - в условиях распада государства, развала хозяйства и унижения культуры - встретят русские годовщину, величие которой в полной мере знает только Россия. Дело, конечно, не в соображениях внешнего престижа, не в праздничной пальбе и юбилейных кликах. Какими мы придем к двухсотлетней годовщине человека, который всегда был для нас воплощением правды, красоты, величия и надежды? " Пушкин... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет " . Слова Гоголя цитировались часто, но неосмысленно. Они твердились как отвлеченный комплимент - то ли Пушкину, то ли " русскому человеку " - и воспринимались как некое приятное, хотя и туманное, прорицание прогрессистской пифии, что мало идет Гоголю. Так же отвлеченно принимался и срок - просто - напросто как нечто очень большое и круглое: приятное и туманное " когда - нибудь " , не налагающее обязательств. Оказалось, что срок вовсе не так уж велик и вот - уже почти исчерпан; и это совпало с эпохой нашего кризиса и смятения: " бывают странные сближения " , - сказал бы Пушкин. Иные могут полагать, да и полагают, что отмеченное " сближение " есть, может быть, и случайная, но тем более забавная ирония истории, щелкнувшей " русского человека " по носу: вот тебе твои " пророки " , твой Пушкин, твой Гоголь, вот ты сам, в своем " развитии " ... " чрез двести лет " . Таков детерминистски - эмпирический взгляд, видящий в истории лишь цепочку причин и следствий. Однако наши пророки видели в истории России процесс телеологический, целенаправленный, где всё, в том числе и " странные сближения " , происходит не только " почему - то " , а для чего - то. И если Гоголь сегодня указывает нам на глубокую метафизическую связь судьбы России с Пушкиным, если он видит в Пушкине нынешний ориентир " русского человека " , то к его словам надо прислушаться всерьез.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

Мы знаем, что существует иной взгляд на мир и на Бога. Некоторые Бога отвергают, а некоторые горделиво противопоставляют себя всему тому, что известно о Боге из Его слова. Некоторые бросают Богу вызов, некоторые возносят хулу на имя Божие, но все они овцы, только не слышат голоса своего Пастуха, своего Пастыря. Какие же голоса слышат люди сегодня? А те голоса, которые громко звучат, которые привлекают своей силой — либо той, что опирается на человеческое знание и логику, либо той, что посредством денег трансформируется в огромную мощь средств массовой информации. Но есть еще некий голос, который мы все иногда слышим отчетливее, чем голос Божий. Это голос нашей плоти, голос греха, и мы отзываемся на этот голос и идем за ним, не ведая, что творим, ибо это — не голос нашего пастыря. Есть и еще нечто важное в сравнении людей с отарой овец. Опять-таки, тот, кто пас овец, знает, как они устремляются туда, куда устремляется одна из них, как они, не задумываясь, идут по пути, который может привести к гибели. Это психология стада: делай так, как делают другие, ни о чем не размышляй, никого не слушай. Кто-то услышал некий голос, позвал — иди за ним. А уж если этот голос многократно усиливается средствами массовой информации, если он многократно повторяется на страницах журналов, газет и в Интернете, то уж как его не услышать? Как же разобрать — это голос Божий или это голос врага рода человеческого? Есть ли у нас хоть какой-то внутренний инструмент, есть ли у нас хоть какая-то возможность различать голоса, различать духов? И мы знаем, что есть. Бог сотворил человека по образу Своему и в нас вложил этот инструмент распознания добра и зла. Это голос нашей совести, это состояние нашей души, когда мы чувствуем внутренний мир, покой, радость — не веселье временное или пьяное, не буйство человеческой страсти, а тихую радость в сердце, либо созерцая любовь к нам, людям, и радуясь этой любви, либо созерцая красоту Божиего мира, либо созерцая гармонию, творимую человеком. Если все это прекрасное, входя в нас, в нашу душу, привносит мир и покой и отображается нашей добротой к окружающему миру, то это и означает, что мы слышим голос Божий.

http://patriarchia.ru/db/text/2372472.ht...

Есть весьма вероятное мнение, что направлением этим была солнечная Болгария, где заранее были подготовлены комфортабельные базы отдыха на Золотых песках, Албене, в районе модных горнолыжных курортов – словом, где полагается. Туда же была заранее отправлена часть регулярной армии . Политика болгарских владык, последние годы [ последнюю примерно тысячу лет, можно ныне уточнить!] была враждебна Руси, так что столковаться удалось. Есть также веские основания считать, что часть особо приближенных и доверенных нашла подготовленное и до времени законспирированное убежище на территории Польши. Туда же были перемещены значительные финансовые средства. Битва за Итиль и дальнейшие пути «разумных» Сопротивление русам в Итиле возглавил Каган − тот самый – раз в год показываемый, но все же − потомок князей Ашина, Благородный Волк – хотя бы по отцовской линии. Имя его история не сохранила. Ему осталась верна и та самая спецдивизия из храбрых потомков воеводы Булана и его бойцов. Не правда-ли, действительно напоминает она дивизию, которая была названа именем Дзержинского и до последних пор верно служила идейным и духовным потомкам его, губившим и губящим историческую Россию? Времени, когда защитники Итиля честно клали головы – за что, интересно? – все же действительно отважные ребята были! – хватило большинству оставшихся в Итиле «разумных», чтобы броситься к Тереку и спрятаться в Дагестане. Оттуда «с сопредельных гор», наблюдали они за разгромом «святославцами» Семендера и Самкерца а затем, что характерно, по пятам победоносных войск вошли в Тьмутараканское княжество, в очередной раз надолго присоединенное к России. Там «разумные» и остались до лучших времен – под именем «хазар». Под ним и вошли в историю. А в 986 году сильно старались в вопросе смены веры привлечь к себе самого будущего Святого Равноапостольного, а тогда идейного язычника, мужа многих жен, князя Владимира Святославовича. Конец химеры! Ну, а наши бойцы, пройдя с Волги на Терек, испробовав плоды виноградников Семендера, отправились в родимый Киев, заодно по дороге взяв и стерев с лица земли самую неприступную крепость Восточной Европы или Западной Евразии – тот самый «Белый Дом» − Саркел, отныне ставший «Белой Вежей».

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/08/...

Архипастырское приветствие духовенству Пермской епархии к Пасхе 1916 года Прошлогоднюю Пасху имели мы среди отрадных явлений в родной отечественной жизни. Казалось, что началось истинное духовное воскресение России. Думалось, что грозными событиями военного времени совершает Господь над нашей родиной то святое дело возрождения ее, о котором, конечно, всякий церковный пастырь с усердием вздыхал в молитвах. Думалось, что переживаемое огненное испытание, как огонь для драгоценного металла, тоже очистит народную душу и заставит засиять в ней всем лучшим дарованиям прекрасной души родного народа. Так обновилась к тому времени наша народная жизнь, так чудно засветило все чистое и прекрасное в ней. И мы готовы были вместе со Святыми Учениками Христовыми и еврейскими детьми восклицать Христу Спасу, торжественно грядущему к Богоносному народу русскому для внесения просвещения через него и во весь отставший от Бога мир: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Но не знали мы или – лучше сказать – позабыли, что и для Христа, и для Его учеников после торжественного входа Спасителя в Иерусалим последовала тяжкая неделя страстей Христовых, когда и Распятый изнывал в своих муках смертельных, и ученики Его соблазнились и разбежались, оставив своего Учителя одного на Кресте среди злостной толпы ругателей и распинателей продерзых. Так легка и непрочна вера учеников была тогда: они позабыли, что страдает Тот же их Учитель, Которого они видели творившим дивные чудеса, Который во славе Божественной на днях торжественно восходил в Иерусалим, как Царь от рода Давидова. Так случилось и с нами вскоре после светлой Пасхи прошлого года. После светлых победных дней, когда наши христолюбивые воины своим сверхгеройским подвигом освободили родное достояние Святого Равноапостольного князя Владимира – Червонную Русь, нас постигали потом одно за другим тяжкие испытания: мы опять потеряли не только освобожденную Червонную Русь, но враг глубоко зашел и в пределы дорогого Отечества и до сего дня стоял здесь, попирая родную землю нашу, ругаясь над нашими святынями и над сынами Отечества. И упали мы духом за этот год тяжелый. Позабыли опытное слово премудрого и многострадального Иова к своей безумной жене в тяжкой скорби его отвержения от всех людей: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов. 2, 10 ). Вместо того, чтобы вместе с праведным Иовом в испытании вдумчиво рассмотреть пути благого о нас Божьего Промышления и укрепиться в вере в Него, – мы от растерянности перешли к осуждению друг друга, отсюда опустились в уныние, которое повлекло к упадку духа и к понижению высоты его настроения. На почве этого разрослась отчаянная нравственная бестолковщина и бесстыдное распутство. Как будто перед смертью решили люди пожить в свое удовольствие и дали волю всем злым наклонностям души своей: хоть день, да мой – так, по-видимому, говорили много грабившие, лгавшие, обиравшие, веселившиеся, распутничавшие...

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Мы знаем, что некоторые славянские племена издревле обитали в соседстве с греками и римлянами, просвещенными христианством, что как те, так и другие не раз пытались сообщить святую веру этим дикарям, в числе других варваров, нападавших на всемирную империю, и что римские миссионеры по обычаю своему иногда употребляли для сего даже насилие и меч. И что же, какие были успехи? Самые слабые и почти незаметные. Славяне не понимали Евангельской проповеди, предлагаемой им на иноземном языке, и потому, естественно, не соглашались ее принять; а если и принимали, не могли ее надлежащим образом усвоить и, нося имя христиан, оставались, как и прежде, почти язычниками в своих верованиях и обрядах. Так проходили века за веками, и так прошли бы, без сомнения, новые века, если бы сами славяне, руководимые своим здравым смыслом, не вздумали, наконец, испросить себе у Византии учителей, которые бы возвестили им Евангелие понятною для них речью. Вот с этих пор все изменилось. Получивши перевод Библии и богослужебных книг на родном языке, славяне начали понимать святую веру, увидели все превосходство ее божественных истин пред своими грубыми суевериями и повсюду встречали ее с готовностию и любовию. Отселе, можно сказать, в несколько десятков лет она распространилась между ними гораздо более, нежели прежде в целые столетия. В одежде славянского слова она казалась всем чем-то своим и нечуждым, была принимаема с радостию и делалась необходимою стихиею славянской жизни. Недолго продолжались все таковые следствия великого труда славянских апостолов между южными славянами – политические волнения, смуты и перевороты, посреди которых едва спаслось в тех странах самое имя славянское, не дали там раскрыться во всей силе и этим благодетельнейшим следствиям. Зато при других, более благоприятных обстоятельствах не переставали раскрываться они в иной стране, столько же славянской, куда вскоре проникли. Обращаясь здесь к самим себе, можем прямо сказать, что славянский перевод священных книг, кроме общих действий, произведенных им между славянами, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010