26 ноября 1916 года преосвященным Модестом, епископом Верейским был освящен главный престол новопостроенного храма. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний имел три алтаря: главный — во имя Святой Троицы, правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы и левый — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Нижний храм был посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. В 1929 г. Троицкий собор, несмотря, на сопротивление верующих, был закрыт и переоборудован в городской театр. Во время Великой Отечественной войны в соборе устроили литейный цех, где изготавливали гранаты. При этом разобрали купол и два верхних яруса колокольни. Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада передвижного крана. Богослужебная жизнь Троицкого собора оборвалась в 1929 году, просуществовав лишь 13 лет, точно также как оборвалась земная жизнь страстотерпца цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте. Возрождение храма началось в 1990 году. 15 октября 1990 года решением Щелковского горсовета Троицкой собор города Щелкова был передан верующим. 17 марта 1991 года в Троицком храме была совершена первая Божественная литургия. Постепенно здание церкви отстраивалось, заново была возведена колокольня. Главным событием в восстановлении собора стало возведение уникального 5ти ярусный фаянсового иконостаса работы екатеринбургских мастеров. Был полностью очищен, восстановлен и расписан нижний храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В настоящее время здесь проходят регулярные богослужения, проводится Таинство Крещения. Собор расписан группой иконописцев под руководством Иоанна Коваленко и щелковского художника Игоря Кривова. 5 декабря 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Великое освящение вновь воссозданного собора. Среди почетных гостей этого события присутствовала Ольга Николаевна Куликовская-Романова – вдова родного племянника Государя-страстотерпца Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова. После 20-летней реставрации собора, в которой участвовали многие щелковчане, были освящены все его четыре престола – главный престол в честь Пресвятой и Животворящей Троицы, придельные – Алексиевский и Успенский и престол нижнего храма в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К этому дню редакцией «Отчего светильника» была подготовлена книга о Троицком соборе, рассказывающая об истории и современной жизни прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

— Но получить согласие на первый русский храм в парламентской столице Европы было всё же непросто в нынешней ситуации? — Что касается Страсбурга, то ведь Эльзас — это особая часть Франции. Здесь до сих пор действует конкордат — договор об особых отношениях между Церковью и государством, существующий с давних времён. Если на большей части Франции всё церковное имущество по закону 1905 года было конфисковано и обращено в собственность государства, то в Эльзасе оставался в силе конкордат. Священники основных религий получают здесь поддержку и зарплату от государства, а внимание к теме религиозности гораздо большее, чем в остальной части Франции. И власти настроены в этом отношении, я бы сказал, даже удивительно благоприятно. В прошлом году, когда в Москву приезжал мэр Страсбурга, я принимал его, и он сообщил, что проект строительства нашего храма прихода во имя Всех Святых одобрен. Причём решение принималось максимально благожелательно. Нам дали в аренду на 99 лет очень хороший участок земли, который стоит 2 миллиона евро. Он расположен в престижном живописном районе на берегу канала Марн, впадающего в Рейн. Когда люди будут ехать из Германии, у них на виду окажется наш православный храм, кстати, первый не только в городе, но и во всём регионе, построенный по канонам русской храмостроительной архитектуры. Французам рекомендуют русскую семинарию — То есть «санкционного» отношения к России в этой истории вы не почувствовали? — Всё время ощущали прекрасное отношение. На церемонию закладки пришло множество людей — дипломаты, представители христианских общин, паломники. Дело в том, что рядом со Страсбургом есть такой городок Эшо, где с 777 года хранились мощи мучениц Римских Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Потом эти мощи во времена протестантского разгула были спрятаны из опасения, что над ними надругаются. И найти их теперь не могут. Но, скорее всего, они где-то недалеко от храма, в котором хранится саркофаг, где были мощи. В последние годы здесь в праздник Веры, Надежды, Любови и Софии совершается православное богослужение в католическом храме. В этом году я совершал такое богослужение. И группа паломников, которые приезжали на праздник, помолилась в Эшо, а потом прибыла к нам на закладку. Участвовала в нашем богослужении вместе с прихожанами будущего храма.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-egorevskiy...

12 февраля 1731 г. вотчинная коллегия уведомила казенный приказ, что вследствие прошения вдовы Феклы Афанасьевны и ее дочери Любови Михайловны Протасьевых, в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на пропитание попу с причетниками утверждено вотчинною коллегию из дач сельца Надовражного пашни 15 четвертей и сенных покосов 20 копен. 19 марта 1731 г. в Синодальном приказе по прошению вдовы Феклы Протасьевой об освящении церкви Николая Чудотворца с приделом, определено: «об освящении той новопостроенной церкви с приделом Большого Успенского собора протопопу с братиею послан указ, и для освящения антиминсы выдать, оную церковь платежом данных денег вписать в окладную книгу Загородскую десятину…». 22 марта того же года из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом. В приходных книгах казенного приказа 1732-40 гг. новопостроенная церковь писалась под Загородскою десятиною: «церковь Николая Чудотворца с приделом св. мучениц Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови в селе Надовражном, дани рубль, 20 коп.», при церкви находился священник Петр Никитин. В 1748 г. жена Петра Афанасьевича Юшкова Любовь Михайловна, урожденная Протасьева, село Никольское-Надовражное заложила Федоту Никитичу Елагину, за которым оно и утверждено отказною книгою. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Церковь Рождества Богородицы в селе Надовражино, что находится нынче в Истринском городском округе - интересный образец новейшей храмовой архитектуры, спроектированый современными архитекторами, вдохновлёнными формами древнерусского зодчества. Этот храм был возведён в 2001 году, однако история прихода насчитывает не одно столетие. До 30-х годов ХХ века в Надовражино стояла другая каменная церковь, построенная ещё во второй половине XVIII века на средства коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново.

http://sobory.ru/article/?object=06763

РПСЕ в Латвии объединяло рус. национальное меньшинство верующей молодежи и работало на благо правосл. Церкви, готовило защитников Церкви и веры от материализма и атеизма, организовывало молодежные кружки, лекции, доклады и дискуссии. Деятельность «Единения» всегда проходила с благословения иерархов правосл. Церкви. Оформление латв. орг-ции утвердил I съезд РСХД в Прибалтике, который состоялся 1-7 авг. 1928 г. в Преображения Господня женской пустыни, рижского Сергиева во имя Святой Троицы женского монастыря . В работе съезда приняли участие 40 представителей латв. кружков, 16 депутатов из Эстонии, 4 - из Франции, 2 - из Литвы, по 1 - из Брюсселя и Львова. На съезде присутствовали Рижский и всей Латвии архиеп. Иоанн (Поммер) , прот. Иоанн Янсон, прот. Кирилл Зайц, В. В. Зеньковский, диак. Л. Н. Липеровский, Л. А. Зандер , Г. Кульманн и др. 30 авг. 1928 г. в Риге была утверждена программа религиозно-педагогической работы РПСЕ: изучение истории христ. Церкви, Свящ. Писания, правосл. богослужения. В соответствии с уставом членом орг-ции мог стать студент или учащийся среднего учебного заведения правосл. вероисповедания, не моложе 18 лет. Высшим руководящим органом считалось общее собрание, исполнительным органом - правление во главе с председателем. Председателями РПСЕ в Латвии в разные годы были: Н. П. Литвин (в 1928-1930, 1932-1934), В. В. Косинский (в 1931), Б. В. Плюханов (в 1934). Работа движения велась в кружках. В 1930 г. в состав РПСЕ входили: «Студенческий кружок во имя св. апостола и евангелиста Иоанна», «Библейский кружок в честь Креста Господня», «Кружок по изучению церковной истории им. проф. В. В. Болотова», «Кружок по изучению русской культуры», «Кружок в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»», «Литургический кружок», «Кружок по изучению жизни и трудов ап. Павла», «Апологетический кружок», «Кружок в честь праздника Покрова Божией Матери», «Кружок во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии», «Кружок изучения иконописи», «Религиозно-педагогический кружок», «Кружок во имя жен-мироносиц».

http://pravenc.ru/text/Русского ...

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита. http://www.radonez-kursk.ru/kostomarovo.php Село Костомарово Воронежской области отличается необычным рельефом местности - это меловые горы. Около двух тысяч лет назад сам Андрей Первозванный поставил каменный крест на вершине одной меловой горы и основал там пещерный монастырь. Пейзаж отчетливо напоминал ему Иерусалимскую землю. Исследования показывают, что зарождение пещеростроительства происходило не позднее VIII–X веков, но возможно и более раннее устройство пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами времён апостола Андрея Первозванного. В 1917 году Спасский монастырь в Костомарово закрыли. В годы Второй мировой войны он вновь раскрыл свои двери прихожанам, но в 1958 году монастырь снова закрывают. В июне 1997 года началось восстановление монастыря. Ныне заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Пещерный Спасский монастырь в Костомарово - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. Единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел) – это храм Спаса Нерукотворного, с приделом во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Паломники приходят в Спасский храм, чтобы поклониться иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Зимой богослужения проходят в храме во имя иконы Пресвятой Богородицы " Взыскание погибших " , который построен попечением Владыки Митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=00453

Дмитриевско-Гривский приход известен давно. До каменного храма в приходе были деревянные храмы, последний из которых разобран ещё в первой половине 18 века. Известно, что уже в первой половине 17 века здесь существовал приходской деревянный храм в честь Рождества Богоматери на Гривах. Найденный здесь полотняный св. антиминс, освященный в 1668 году, подтверждал древность прихода. Этот антиминс сохранялся при храме под престолом до 1857 года, а затем по распоряжению епископа Костромского и Галичского и указу Костромской духовной консистории, был доставлен местным священником в Костромскую епархию. Доказательством древнего существования прихода служили и вещи, сохранившиеся к 1903 году при храме: св. Евангелие, напечатанное в 1668 году; Триодь цветная, напечатанная в 1660 году; рукописный погребальник и молебник, написанный рукой Гривского попа Прокопия. Имелась при храме и копия метрических книг с 1790 года. Название своё приход получил от местности, на которой он был расположен. Местность состоит из двух возвышенных площадок, — одной узкой и крутой, а другой круглой и пологой, соединённых между собой хребтом или гривой менее сажени в ширину и обтекаемых с трех сторон извилистой рекой Нолей. К 1903 году Дмитриевский храм в селе Гриве находился в одной связи с каменной колокольней и имел три престола: в теплом храме — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах, — по правую сторону во имя св. великомученика Дмитрия Солунского, а по левую – во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Внутреннее и внешнее состояние храма на протяжении многих лет поддерживалось благодаря усердиям самих прихожан. Однако вместимость храма была очень мала, а желающих помолиться с каждым годом возрастало. Особенно это ощущалось зимой, когда холодная половина храма закрывалась, а мужчины с заработков возвращались на родину. Церковный причт и прихожане давно уже были озабочены вопросом увеличения помещения храма. Тема была очень насущной, но приступить к осуществлению таких планов не могли из-за отсутствия финансовых средств.

http://sobory.ru/article/?object=31029

Было принято решение заместить Нежинское вик-ство Черниговской епархии. 2 апр. 1944 г. во епископа Нежинского был хиротонисан архим. Борис (Вик) , ставший 16 апр. 1945 г. самостоятельным епископом Черниговским и Нежинским. Кафедральным являлся Николаевский собор в Нежине. Большинство храмов края было закрыто в ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. На 25 июня 1973 г. в пределах совр. Н. и П. е. находилось 43 храма и 23 молитвенных дома, 4 из них были в аварийном состоянии. Шесть общин не имели молитвенных помещений, 8 приходов являлись вакантными. Служили 43 священника, в т. ч. 5 протоиереев. В 1988 г. в числе первых возродились приходы в селах Вертиевка и Шатура Нежинского р-на, в пос. Дмитровка Бахмачского р-на, в с. Хорошее Озеро Борзнянского р-на, в пос. Понорница Коропского р-на. В 1990 г. Церкви были возвращены Николаевский собор в Нежине (закрыт в 1920, действовал в 1941-1943), Воскресенский собор в г. Ичня и Георгиевский собор в г. Бахмаче. В 1991 г. переданы Воскресенский собор в г. Батурине Бахмачского р-на (усыпальница последнего укр. гетмана генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского) и Преображенский собор в Прилуках, в 2005 г.- Сретенский собор в Прилуках. Кроме собора в Нежине действуют храмы: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, св. Иоанна Милостивого, Васильевский, Вознесенский и Богоявленский замковый. Святыни В Н. и П. е. почитаются иконы Божией Матери: Густынская - в Троицкой ц. Густынского во имя Святой Троицы монастыря , Иржавецкая (Ржавецкая, Ржавская) из с. Иржавец Ичнянского р-на, Ладинская из упраздненного Ладинского (Ладанского) Покровского жен. монастыря. Ранее были известны Перекопская икона из Рождество-Богородичной ц. в мест. Варва Лохвицкого у., Прилуцкая икона Божией Матери «Скорбящая», нежинский список Толгской иконы Божией Матери. Местами паломничеств являются св. источник в с. Свидовец Бобровицкого р-на, Михаило-Архангельский храм в с. Полонки Прилукского р-на, где хранится десница свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2564832.html

Вечером он подсвечен с восьми сторон сине-фиолетовыми прожекторами… такая внутренняя подсветка выглядит удивительно. Кажется, что над огромным срубом вместо потолка – небо. И прямо из этого неба спускается большое красивое паникадило. По бокам основной храм расширяют и превращают в галерею-анфиладу два придела. Левый – во имя свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, правый – во имя св. апостола Андрея Первозванного. Оба пока не освящены и используются: левый – для крещения, правый – как ризница и пономарка. Иконостас в церкви стоит временный. Планируется установить на его месте резной пятиярусный, подстать размерам храма. Все иконы – современные, некоторые даже не живописного, а фотографического исполнения. Тем не менее, многие из них уже имеют свою историю. Копии были выполнены с разных чудотворных икон России и освящены на соответствующих первообразах либо на святых мощах. Собрание этих икон – живая память о многочисленных паломнических поездках настоятеля храма о. Димитрия и его паствы. Москва, Петербург, Екатеринбург, Тихвин… их святыни, древние и новые… История всей Руси в образах ее святых. Есть в Рождественской церкви икона св. прав. воина адмирала Федора Ушакова с частицей его мощей; святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси – с частицей его гроба… Серафима Саровского – с частицей покрова от его мощей. Копия Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша» была освящена на Вербное воскресенье 2004 г. в знаменитом Серпуховском Высоцком монастыре, куда едут молиться об избавлении от недуга пьянства со всей России. Теперь в Рождественском храме еженедельно, каждую среду, пред этой иконой в 1500 проводится молебен с водосвятием. Особенно почитается прихожанами и Казанская икона Божией Матери современного письма. Чудеса, как известно, даются по вере – и вот уже более 20 крестов висит на ризе этой иконы: крестов, пожертвованных людьми, получившими исцеление или исполнение своих молений. Храм становится все более известен. Часто он принимает в своих стенах великие святыни, временно привозимые для поклонения из других городов – и тогда за считанные дни в нем успевают побывать тысячи и тысячи паломников.

http://sobory.ru/article/?object=15323

Закончилось внешнее благоустройство обители в 1895 году возведением соборного храма в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы - в память Благовещения Ей Архангела Гавриила о рождении от Нея Спасителя мира. Он вмещал до пяти тысяч человек. Правый придел в этом соборе был освящён во имя святителя Николая и равноапостольной первомученицы Фёклы, а левый - во имя преподобного Иоанна Рыльского и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На освящении главного престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правого и левого приделов присутствовал праведный Иоанн Кронштадтский. Основным источником доходов Бежецкого Благовещенского монастыря являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан. В 1870-1890-х годах с благословения о. Иоанна Кронштадтского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. Кроме этого был устроен домовой храм в Санкт-Петербурге: благотворительница купчиха Ф. А. Аристова изъявила желание пожертвовать монастырю принадлежащий в 10-й роте Измайловского полка каменный дом. Испросив на это благословение протоиерея Иоанна Сергиева (праведного Иоанна Кроштадтского), она письменно изъявила о своём желании высокопреосвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому, прося его при этом исходатайствовать монастырю право устроить в жертвуемом ею доме домовую церковь. По благословению Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, с Высочайшего Благочестивейшего Государя Императора Александра III разрешение в этом пожертованном доме устроить двухпрестольный храм. Здесь, в Петербурге жили до 60 сестёр: певчие, чтицы, просфорницы, был штатный священник, служба отправлялась каждый день. Игумения София скончалась 18 мая 1892 года, оставив 400 сестёр в монастыре. На её место вступила игумения Антония (Загадашникова), которая также много потрудилась на благо обители: расписала стены и купол Благовещенского собора, построила два корпуса для насельниц, выстроила флигель для сестёр на подворье в Петербурге, заботилась о благоустроении внутренней жизни сестёр обители, которых собралось до 500. После её смерти 10 декабря 1907 года игуменией стала матушка Евстолия (Осинина), на долю которой выпали тяжёлые испытания богоборческого времени большевиков.

http://sobory.ru/article/?object=10440

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010