26 ноября 1916 года преосвященным Модестом, епископом Верейским был освящен главный престол новопостроенного храма. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний имел три алтаря: главный — во имя Святой Троицы, правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы и левый — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Нижний храм был посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. В 1929 г. Троицкий собор, несмотря, на сопротивление верующих, был закрыт и переоборудован в городской театр. Во время Великой Отечественной войны в соборе устроили литейный цех, где изготавливали гранаты. При этом разобрали купол и два верхних яруса колокольни. Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада передвижного крана. Богослужебная жизнь Троицкого собора оборвалась в 1929 году, просуществовав лишь 13 лет, точно также как оборвалась земная жизнь страстотерпца цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте. Возрождение храма началось в 1990 году. 15 октября 1990 года решением Щелковского горсовета Троицкой собор города Щелкова был передан верующим. 17 марта 1991 года в Троицком храме была совершена первая Божественная литургия. Постепенно здание церкви отстраивалось, заново была возведена колокольня. Главным событием в восстановлении собора стало возведение уникального 5ти ярусный фаянсового иконостаса работы екатеринбургских мастеров. Был полностью очищен, восстановлен и расписан нижний храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В настоящее время здесь проходят регулярные богослужения, проводится Таинство Крещения. Собор расписан группой иконописцев под руководством Иоанна Коваленко и щелковского художника Игоря Кривова. 5 декабря 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Великое освящение вновь воссозданного собора. Среди почетных гостей этого события присутствовала Ольга Николаевна Куликовская-Романова – вдова родного племянника Государя-страстотерпца Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова. После 20-летней реставрации собора, в которой участвовали многие щелковчане, были освящены все его четыре престола – главный престол в честь Пресвятой и Животворящей Троицы, придельные – Алексиевский и Успенский и престол нижнего храма в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К этому дню редакцией «Отчего светильника» была подготовлена книга о Троицком соборе, рассказывающая об истории и современной жизни прихода. |
— Но получить согласие на первый русский храм в парламентской столице Европы было всё же непросто в нынешней ситуации? — Что касается Страсбурга, то ведь Эльзас — это особая часть Франции. Здесь до сих пор действует конкордат — договор об особых отношениях между Церковью и государством, существующий с давних времён. Если на большей части Франции всё церковное имущество по закону 1905 года было конфисковано и обращено в собственность государства, то в Эльзасе оставался в силе конкордат. Священники основных религий получают здесь поддержку и зарплату от государства, а внимание к теме религиозности гораздо большее, чем в остальной части Франции. И власти настроены в этом отношении, я бы сказал, даже удивительно благоприятно. В прошлом году, когда в Москву приезжал мэр Страсбурга, я принимал его, и он сообщил, что проект строительства нашего храма прихода во имя Всех Святых одобрен. Причём решение принималось максимально благожелательно. Нам дали в аренду на 99 лет очень хороший участок земли, который стоит 2 миллиона евро. Он расположен в престижном живописном районе на берегу канала Марн, впадающего в Рейн. Когда люди будут ехать из Германии, у них на виду окажется наш православный храм, кстати, первый не только в городе, но и во всём регионе, построенный по канонам русской храмостроительной архитектуры. Французам рекомендуют русскую семинарию — То есть «санкционного» отношения к России в этой истории вы не почувствовали? — Всё время ощущали прекрасное отношение. На церемонию закладки пришло множество людей — дипломаты, представители христианских общин, паломники. Дело в том, что рядом со Страсбургом есть такой городок Эшо, где с 777 года хранились мощи мучениц Римских Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Потом эти мощи во времена протестантского разгула были спрятаны из опасения, что над ними надругаются. И найти их теперь не могут. Но, скорее всего, они где-то недалеко от храма, в котором хранится саркофаг, где были мощи. В последние годы здесь в праздник Веры, Надежды, Любови и Софии совершается православное богослужение в католическом храме. В этом году я совершал такое богослужение. И группа паломников, которые приезжали на праздник, помолилась в Эшо, а потом прибыла к нам на закладку. Участвовала в нашем богослужении вместе с прихожанами будущего храма. |
12 февраля 1731 г. вотчинная коллегия уведомила казенный приказ, что вследствие прошения вдовы Феклы Афанасьевны и ее дочери Любови Михайловны Протасьевых, в новопостроенной церкви Николая Чудотворца на пропитание попу с причетниками утверждено вотчинною коллегию из дач сельца Надовражного пашни 15 четвертей и сенных покосов 20 копен. 19 марта 1731 г. в Синодальном приказе по прошению вдовы Феклы Протасьевой об освящении церкви Николая Чудотворца с приделом, определено: «об освящении той новопостроенной церкви с приделом Большого Успенского собора протопопу с братиею послан указ, и для освящения антиминсы выдать, оную церковь платежом данных денег вписать в окладную книгу Загородскую десятину…». 22 марта того же года из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом. В приходных книгах казенного приказа 1732-40 гг. новопостроенная церковь писалась под Загородскою десятиною: «церковь Николая Чудотворца с приделом св. мучениц Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови в селе Надовражном, дани рубль, 20 коп.», при церкви находился священник Петр Никитин. В 1748 г. жена Петра Афанасьевича Юшкова Любовь Михайловна, урожденная Протасьева, село Никольское-Надовражное заложила Федоту Никитичу Елагину, за которым оно и утверждено отказною книгою. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Церковь Рождества Богородицы в селе Надовражино, что находится нынче в Истринском городском округе - интересный образец новейшей храмовой архитектуры, спроектированый современными архитекторами, вдохновлёнными формами древнерусского зодчества. Этот храм был возведён в 2001 году, однако история прихода насчитывает не одно столетие. До 30-х годов ХХ века в Надовражино стояла другая каменная церковь, построенная ещё во второй половине XVIII века на средства коллежской советницы Пелагеи Павловны Дурново. |
РПСЕ в Латвии объединяло рус. национальное меньшинство верующей молодежи и работало на благо правосл. Церкви, готовило защитников Церкви и веры от материализма и атеизма, организовывало молодежные кружки, лекции, доклады и дискуссии. Деятельность «Единения» всегда проходила с благословения иерархов правосл. Церкви. Оформление латв. орг-ции утвердил I съезд РСХД в Прибалтике, который состоялся 1-7 авг. 1928 г. в Преображения Господня женской пустыни, рижского Сергиева во имя Святой Троицы женского монастыря . В работе съезда приняли участие 40 представителей латв. кружков, 16 депутатов из Эстонии, 4 - из Франции, 2 - из Литвы, по 1 - из Брюсселя и Львова. На съезде присутствовали Рижский и всей Латвии архиеп. Иоанн (Поммер) , прот. Иоанн Янсон, прот. Кирилл Зайц, В. В. Зеньковский, диак. Л. Н. Липеровский, Л. А. Зандер , Г. Кульманн и др. 30 авг. 1928 г. в Риге была утверждена программа религиозно-педагогической работы РПСЕ: изучение истории христ. Церкви, Свящ. Писания, правосл. богослужения. В соответствии с уставом членом орг-ции мог стать студент или учащийся среднего учебного заведения правосл. вероисповедания, не моложе 18 лет. Высшим руководящим органом считалось общее собрание, исполнительным органом - правление во главе с председателем. Председателями РПСЕ в Латвии в разные годы были: Н. П. Литвин (в 1928-1930, 1932-1934), В. В. Косинский (в 1931), Б. В. Плюханов (в 1934). Работа движения велась в кружках. В 1930 г. в состав РПСЕ входили: «Студенческий кружок во имя св. апостола и евангелиста Иоанна», «Библейский кружок в честь Креста Господня», «Кружок по изучению церковной истории им. проф. В. В. Болотова», «Кружок по изучению русской культуры», «Кружок в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»», «Литургический кружок», «Кружок по изучению жизни и трудов ап. Павла», «Апологетический кружок», «Кружок в честь праздника Покрова Божией Матери», «Кружок во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии», «Кружок изучения иконописи», «Религиозно-педагогический кружок», «Кружок во имя жен-мироносиц». |
В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». |
Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита. http://www.radonez-kursk.ru/kostomarovo.php Село Костомарово Воронежской области отличается необычным рельефом местности - это меловые горы. Около двух тысяч лет назад сам Андрей Первозванный поставил каменный крест на вершине одной меловой горы и основал там пещерный монастырь. Пейзаж отчетливо напоминал ему Иерусалимскую землю. Исследования показывают, что зарождение пещеростроительства происходило не позднее VIII–X веков, но возможно и более раннее устройство пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами времён апостола Андрея Первозванного. В 1917 году Спасский монастырь в Костомарово закрыли. В годы Второй мировой войны он вновь раскрыл свои двери прихожанам, но в 1958 году монастырь снова закрывают. В июне 1997 года началось восстановление монастыря. Ныне заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Пещерный Спасский монастырь в Костомарово - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. Единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел) – это храм Спаса Нерукотворного, с приделом во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Паломники приходят в Спасский храм, чтобы поклониться иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Зимой богослужения проходят в храме во имя иконы Пресвятой Богородицы " Взыскание погибших " , который построен попечением Владыки Митрополита. |
Дмитриевско-Гривский приход известен давно. До каменного храма в приходе были деревянные храмы, последний из которых разобран ещё в первой половине 18 века. Известно, что уже в первой половине 17 века здесь существовал приходской деревянный храм в честь Рождества Богоматери на Гривах. Найденный здесь полотняный св. антиминс, освященный в 1668 году, подтверждал древность прихода. Этот антиминс сохранялся при храме под престолом до 1857 года, а затем по распоряжению епископа Костромского и Галичского и указу Костромской духовной консистории, был доставлен местным священником в Костромскую епархию. Доказательством древнего существования прихода служили и вещи, сохранившиеся к 1903 году при храме: св. Евангелие, напечатанное в 1668 году; Триодь цветная, напечатанная в 1660 году; рукописный погребальник и молебник, написанный рукой Гривского попа Прокопия. Имелась при храме и копия метрических книг с 1790 года. Название своё приход получил от местности, на которой он был расположен. Местность состоит из двух возвышенных площадок, — одной узкой и крутой, а другой круглой и пологой, соединённых между собой хребтом или гривой менее сажени в ширину и обтекаемых с трех сторон извилистой рекой Нолей. К 1903 году Дмитриевский храм в селе Гриве находился в одной связи с каменной колокольней и имел три престола: в теплом храме — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах, — по правую сторону во имя св. великомученика Дмитрия Солунского, а по левую – во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. Внутреннее и внешнее состояние храма на протяжении многих лет поддерживалось благодаря усердиям самих прихожан. Однако вместимость храма была очень мала, а желающих помолиться с каждым годом возрастало. Особенно это ощущалось зимой, когда холодная половина храма закрывалась, а мужчины с заработков возвращались на родину. Церковный причт и прихожане давно уже были озабочены вопросом увеличения помещения храма. Тема была очень насущной, но приступить к осуществлению таких планов не могли из-за отсутствия финансовых средств. |
Было принято решение заместить Нежинское вик-ство Черниговской епархии. 2 апр. 1944 г. во епископа Нежинского был хиротонисан архим. Борис (Вик) , ставший 16 апр. 1945 г. самостоятельным епископом Черниговским и Нежинским. Кафедральным являлся Николаевский собор в Нежине. Большинство храмов края было закрыто в ходе антирелиг. кампании 1958-1964 гг. На 25 июня 1973 г. в пределах совр. Н. и П. е. находилось 43 храма и 23 молитвенных дома, 4 из них были в аварийном состоянии. Шесть общин не имели молитвенных помещений, 8 приходов являлись вакантными. Служили 43 священника, в т. ч. 5 протоиереев. В 1988 г. в числе первых возродились приходы в селах Вертиевка и Шатура Нежинского р-на, в пос. Дмитровка Бахмачского р-на, в с. Хорошее Озеро Борзнянского р-на, в пос. Понорница Коропского р-на. В 1990 г. Церкви были возвращены Николаевский собор в Нежине (закрыт в 1920, действовал в 1941-1943), Воскресенский собор в г. Ичня и Георгиевский собор в г. Бахмаче. В 1991 г. переданы Воскресенский собор в г. Батурине Бахмачского р-на (усыпальница последнего укр. гетмана генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского) и Преображенский собор в Прилуках, в 2005 г.- Сретенский собор в Прилуках. Кроме собора в Нежине действуют храмы: во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, св. Иоанна Милостивого, Васильевский, Вознесенский и Богоявленский замковый. Святыни В Н. и П. е. почитаются иконы Божией Матери: Густынская - в Троицкой ц. Густынского во имя Святой Троицы монастыря , Иржавецкая (Ржавецкая, Ржавская) из с. Иржавец Ичнянского р-на, Ладинская из упраздненного Ладинского (Ладанского) Покровского жен. монастыря. Ранее были известны Перекопская икона из Рождество-Богородичной ц. в мест. Варва Лохвицкого у., Прилуцкая икона Божией Матери «Скорбящая», нежинский список Толгской иконы Божией Матери. Местами паломничеств являются св. источник в с. Свидовец Бобровицкого р-на, Михаило-Архангельский храм в с. Полонки Прилукского р-на, где хранится десница свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского. Монастыри |
Вечером он подсвечен с восьми сторон сине-фиолетовыми прожекторами… такая внутренняя подсветка выглядит удивительно. Кажется, что над огромным срубом вместо потолка – небо. И прямо из этого неба спускается большое красивое паникадило. По бокам основной храм расширяют и превращают в галерею-анфиладу два придела. Левый – во имя свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, правый – во имя св. апостола Андрея Первозванного. Оба пока не освящены и используются: левый – для крещения, правый – как ризница и пономарка. Иконостас в церкви стоит временный. Планируется установить на его месте резной пятиярусный, подстать размерам храма. Все иконы – современные, некоторые даже не живописного, а фотографического исполнения. Тем не менее, многие из них уже имеют свою историю. Копии были выполнены с разных чудотворных икон России и освящены на соответствующих первообразах либо на святых мощах. Собрание этих икон – живая память о многочисленных паломнических поездках настоятеля храма о. Димитрия и его паствы. Москва, Петербург, Екатеринбург, Тихвин… их святыни, древние и новые… История всей Руси в образах ее святых. Есть в Рождественской церкви икона св. прав. воина адмирала Федора Ушакова с частицей его мощей; святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси – с частицей его гроба… Серафима Саровского – с частицей покрова от его мощей. Копия Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша» была освящена на Вербное воскресенье 2004 г. в знаменитом Серпуховском Высоцком монастыре, куда едут молиться об избавлении от недуга пьянства со всей России. Теперь в Рождественском храме еженедельно, каждую среду, пред этой иконой в 1500 проводится молебен с водосвятием. Особенно почитается прихожанами и Казанская икона Божией Матери современного письма. Чудеса, как известно, даются по вере – и вот уже более 20 крестов висит на ризе этой иконы: крестов, пожертвованных людьми, получившими исцеление или исполнение своих молений. Храм становится все более известен. Часто он принимает в своих стенах великие святыни, временно привозимые для поклонения из других городов – и тогда за считанные дни в нем успевают побывать тысячи и тысячи паломников. |
Закончилось внешнее благоустройство обители в 1895 году возведением соборного храма в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы - в память Благовещения Ей Архангела Гавриила о рождении от Нея Спасителя мира. Он вмещал до пяти тысяч человек. Правый придел в этом соборе был освящён во имя святителя Николая и равноапостольной первомученицы Фёклы, а левый - во имя преподобного Иоанна Рыльского и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На освящении главного престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, правого и левого приделов присутствовал праведный Иоанн Кронштадтский. Основным источником доходов Бежецкого Благовещенского монастыря являлись купеческие и крестьянские пожертвования, а также пожертвования горожан. В 1870-1890-х годах с благословения о. Иоанна Кронштадтского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. Кроме этого был устроен домовой храм в Санкт-Петербурге: благотворительница купчиха Ф. А. Аристова изъявила желание пожертвовать монастырю принадлежащий в 10-й роте Измайловского полка каменный дом. Испросив на это благословение протоиерея Иоанна Сергиева (праведного Иоанна Кроштадтского), она письменно изъявила о своём желании высокопреосвященнейшему Савве, архиепископу Тверскому, прося его при этом исходатайствовать монастырю право устроить в жертвуемом ею доме домовую церковь. По благословению Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, с Высочайшего Благочестивейшего Государя Императора Александра III разрешение в этом пожертованном доме устроить двухпрестольный храм. Здесь, в Петербурге жили до 60 сестёр: певчие, чтицы, просфорницы, был штатный священник, служба отправлялась каждый день. Игумения София скончалась 18 мая 1892 года, оставив 400 сестёр в монастыре. На её место вступила игумения Антония (Загадашникова), которая также много потрудилась на благо обители: расписала стены и купол Благовещенского собора, построила два корпуса для насельниц, выстроила флигель для сестёр на подворье в Петербурге, заботилась о благоустроении внутренней жизни сестёр обители, которых собралось до 500. После её смерти 10 декабря 1907 года игуменией стала матушка Евстолия (Осинина), на долю которой выпали тяжёлые испытания богоборческого времени большевиков. |
| |