Для устранения его царь Константин отправил войско под начальством трех воевод – Непотиана, Урса и Ерпилиона. Они отплыли с войском на кораблях из Константинополя, но из-за сильного шторма были вынуждены остановиться в Ликии, у Адриатского берега, где был город. Море продолжало быть неспокойным, и им пришлось здесь остаться на продолжительный срок. Между тем, у войска стали истощаться припасы. Поэтому воины часто сходили на берег и, пользуясь силой, обижали жителей, отнимая у них припасы даром. Жители возмущались подобным насилием, и вот в местности, носившей название Плакомата, произошла жестокая и кровопролитная схватка между воинами и жителями. Едва только святитель Николай услышал о происшедшем в Плакомате, как немедленно поспешил туда для усмирения мятежа. Весть о прибытии всеми почитаемого угодника Божия прекратила споры между той и другой стороной и собрала навстречу ему как жителей возмутившегося местечка, так и виновников мятежа – воинов с воеводами во главе. Узнав от последних, что они держат путь во Фригию для усмирения мятежа, святитель Николай уговорил их восстановить тишину и повиновение в своем войске и не позволять ему обижать местных жителей, а затем пригласил их в город и дружески угостил. Умиротворив враждовавших в одном месте, святой угодник Божий почти одновременно явился защитником невинно осужденных в другом. В то время, как он находился в Плакомате, сюда явились к нему из Мир некоторые из горожан, прося его о заступничестве за трех ни в чем не повинных их сограждан. Градоначальник Мирский Евстафий, подкупленный завистниками этих людей, осудил их на смерть. Просители сказали святому Николаю, что этой несправедливости не произошло бы и Евстафий не решился бы на столь явное беззаконие, если бы всеми почитаемый архипастырь находился в городе. Услышав об этом несправедливом поступке Мирского градоначальника, святитель Николай немедленно поспешил в Миры, чтобы успеть освободить незаконно присужденных к смертной казни, и попросил следовать за собою также и трех воевод царских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некраток был я в разсмотрении Апостолова приветствия, не только для того, чтобы вы могли оное правильно уразуметь, и приложить к себе, но и для того, чтобы вы догадались, как в самом приветствии подается уже нам и наставление. Великий Апостол, исполненный Духа Святаго, еще ходя по земли достигавший до третияго неба, нисходит, приближается к нам, дружится и роднится с нами, ласкает и величает нас наименованиями братий, святых, участников одного с ним звания небеснаго. Подобно и другие Апостолы называют нас, то «братиями» ( Uak. II. 1 ), то «возлюбленными» ( 1Uh. IV. 1 ). Братиями готовы назвать нас и Пророки, и Мученики, все Святые, только бы мы не отвергли сего родства нашими делами. Мало сего. Апостол уверяет, что и Сам Единородный Сын Божий «не стыдится братию нарицати» ( Ebp. II. 11 ) нас. Что же мы? Неужели будем нечувствительны к толикой благости, к толикому снисхождению, к толикой почести, к толикой любви? Неужели не потщимся твердо стать в чине, в который нас уже возводят? Если мы и недостойны сего: неужели захотим и оставаться недостойными, когда нас уже удостоивают? Неужели не поревнуем о святости, которую нам уже усвояют, потому что ея залог и начаток нам дарован в крещении? Не будем так неблагодарны, так не разсудительны, так не благонамеренны против самих себя. Братия святых! Не будем рабами греха. «Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» ( 2Kop. VII. 1 ). Причастники небеснаго звания! Будем внимательны к сему званию, и неленостно последуем оному, путем закона Божия, путем учения Евангельскаго и Апостольскаго, путем примера Святых. На сей раз имеем от Апостола учение краткое, но много вразумляющее, и существенно нужное ко спасению. «Разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Что значит «разуметь» Иисуса Христа? Значит ли просто знать, начинательно, или только по имени? – Но нужно ли было Апостолу говорить о сем, когда мы потому только и делаемся, и называемся христианами, что имеем некоторое, хотя начинательное, познание о Иисусе Христе? Значит ли разуметь Иисуса Христа вполне и совершенно, подобно как знаем некоторые предметы естественные, или науки человеческия? – Но это не возможно, потому что Иисус Христос не только в Божественном существе Своем, но и в таинстве Своего вочеловечения непостижим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Тогда я, профессиональный велогонщик, только начинала свой путь к вере. Дело было в Москве. Очень мне нравился тогда парень, также велогонщик, Слава из Самары. В ту пору он отбирался в сборную СССР. Для этого он должен был выиграть тяжелейшую велогонку на велокольце в Крылатском. Не сказать, что он на это не тянул, но фаворитом точно не был. Общались с ним за пару суток до гонки, он говорил как о последнем шансе и о том, что это практически несбыточно. У меня бабушка и дедушка похоронены на Ваганьково, и я, посещая их могилу, помолилась о том, чтоб Слава выиграл гонку, перед иконой Николы, которая снаружи на храме. Я прямо так и просила, — кстати, безо всякой надежды, — что если Господь есть, пусть явится чудо, и Слава выиграет гонку. Приехав утром на соревнование, я узнаю, что не стартует из-за болезни один из основных претендентов на победу — Юрий Амельхин, а далее все развивается как во сне. Кто ездил, тот знает Слава — хороший финишер, но на финиш Крылатских колец надо еще приехать. Все сложилось просто на удивление, и он гонку выиграл. Это изменило в корне мое отношение к вере. Сейчас я глубоко верующий человек, мать двоих детей, с первенцем также помог Николушка. Я первично была бесплодна, но по моим молитвам к Николаю Чудотворцу Господь даровал двух чудесных малышей-погодок: сейчас мужичку 15, а девушке 14 лет. Надеюсь, что и в моей жизни молитвы к Николаю Угоднику принесут изменение. С августа месяца прошлого года по благословению отца Владимира, настоятеля храма Благовещения в Тайнинке, читаю акафист святителю Николе. Никогда он мне не отказывал, и по-прежнему уповаю на помощь его и ходатайство пред Господом нашим Иисусом Христом. Ирина Левендеева «И вот она видит, как к её постели подходит святитель Николай» Моя мама Валентина была беременна вторым ребёнком. Надо отметить, что сама беременность протекала крайне тяжело. Сестра родилась с отрицательным резус-фактором, это и было причиной постоянного маминого недомогания: очень высоко подскакивало давление, была аритмия, болела голова, ломило все кости. Врачи не давали прогноз до родов, говорили, что не в ы носит. И вот в одну ночь она видит, как к её постели подходит святитель Николай. Наклонился, долго читал молитву, а после этого сказал: «Родишь девочку, 14 февраля в 9 утра, назовёшь Татьяной». Мама долго не открывала глаза, чтобы понять, как же так случилось, что она не поблагодарила батюшку и не попросила благословения... На другой день она потихоньку сообщила своим родным о чуде. Это была ранняя осень. А в срок, ровно 14 февраля, она родила девочку, мою любимую сестру Татьяну.

http://pravoslavie.ru/61692.html

С этими словами лукавый бес, принявший вид женщины, передал им в руки сосуд с елеем, который, как оказалось впоследствии, был смешан с бесовскими парованиями, гибельными для пловцов. Не подозревая диавольских козней, напротив, усматривая в просьбе жены благочестивое намерение, путешественники взяли у неё сосуд и отправились в путь. Сначала некоторое время они плыли благополучно. Но потом подул сильный ветер, поднялось большое морское волнение, которое делало невозможным продолжать путь в далёкую Ликию. Поэтому Танаитяне решились возвратиться домой, не исполнив своего благочестивого желания, и уже поворотили было свой корабль назад. Но в эту минуту явился им на встречу в небольшой лодке святитель Николай. «Куда плывёте, добрые люди?» обратился он к ним. «Зачем оставляете начатый путь и ворочаетесь домой? В ваших руках находится средство унять бурю и беспрепятственно продолжать начатый вами путь. Знайте, что ходу вашего корабля противится злокозненность диавола, который в образе женщины дал вам сосуд с елеем: бросьте его в море, – и вы благополучно совершите свой путь». Мореплаватели послушались чудного мужа и бросили сосуд с елеем в море. Внезапно оттуда поднялся чёрный дым, пламя и отвратительный смрад; море расселось и со дна морского поднялось клокотанье; сами капли морские обратились в огненные искры. Смертельный ужас объял мореплавателей, и они начали кричать. Угодник Божий не оставил их и теперь. Снова явившись, он велел им оставить страх и своим властным словом уничтожил диавольское наваждение. Тотчас повеяла тихая прохлада, и в воздухе и распространилось чудное благоухание. Достигнувши беспрепятственно города Мир, Танаитяне исполнили своё благочестивое желание, поклонившись мощам святого угодника. Затем благополучно возвратились домой и здесь поведали всем, что сотворил им св. Николай. Чудесное возвращение Вандалу похищенного у него имения. В один из Вандальских набегов на Калабрию, когда всё разрушалось и предавалось огню, один Вандал-грабитель в доме неизвестного христианина нашёл образ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О, если бы сия спасительная вера всегда одушевляла всех и каждого! Какое спокойствие господствовало бы в умах, и какая любовь царствовала бы в сердцах! Не показывалось бы на свет вольнодумство и суемудрие! Не слышались бы распри и раздоры между христианами! Чтобы утвердить веру в христианах, нужно как можно чаще напоминать им о сохранении веры, как существенной потребности нашего спасения: без веры невозможно угодить Богу, учит Апостол ( Евр. 11:6 ). Ныне нет гонений за веру? – Но есть много произведений лжеименного разума, опасных для немощных в вере. Ныне не воздвигаются идольскии капища? – Но устрояется кумир человеческих страстей, измышляющих пути к счастию жизни помимо веры. Конечно, сие зло не опасно для твердых в правой вере: ибо они веруют всем сердцем в учреждение властей земных, как в учреждение Божие; но между твердыми могут быть и немощные в вере. Говорят о каком-то равенстве! Св. вера нигде не учит равенству; напротив, заповедует: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх, и емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Равенство невозможно. Его нет ни в мире духовном: овому даде Господь пять талантов, овому два, овому един ( Мф. 25:15 ); его нет ни в мире физическом: одно существо поставлено выше другого, одно с большими силами и преимуществами, другое с меньшими, одно служит, другое управляет; нет и в гражданском мире: родители старше своих детей; люди высшего происхождения почтеннее людей, рожденных в низшем звании; мужи ученые полезнее людей без всякого образования; нет даже на небе: как звезда разнствует от звезды во славе, так и святые Божии отличаются друг от друга степенями славы и блаженства. Толкуют о свободе! Св. вера нигде не говорит, чтобы повиновение властям предержащим было невольничеством и рабством: напротив, считает за повиновение Самому Господу, основывает не на страхе наказаний, но на внутреннем убеждении, показывает благую цель, для которой поставляются власти, для наказания злых и для награждения добрых, и заставляет поступать свободно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но сия сеть была расторгнута Словом Божиим, как паутина. Не о хлебе едином жив будет человек, сказал Иисус Христос, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих ( Мф. 4:4 ). Потом бросил в него стрелу лести: аще Сын сей Божий, верзися низу; писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ( Мф. 4:6 ). Но и сия стрела сокрушилась от твердыни Слова Божия: писано есть, сказал Иисус, не искусиши Господа Бога твоего ( Мф. 4:7 ). Наконец, вздумал ужалить дух Его честолюбием: вся царствия мира сего и славу их тебе дам, аще пад поклонишися ( Мф. 4:9 ); но и жало честолюбия осталось без действия. Иди за мною, сатано, сказал Иисус, писано бо есть·. Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши ( Мф. 4:10 ). Таким образом искушающий остался побежденным, а искушаемый победителем. Еще кого победил Христос? Победил мир. Дерзайте яко Аз победил мир ( Ин. 16:33 ), говорит Он Своим ученикам, оставляя их одних в мире. Видите, братия, кто враги наши – диавол и мир. Один сеет в нас нечистые мысли и желания, как плевелы посреди пшеницы; другой, своими обольщениями, примерами и правилами укореняя всеянные плевелы, приводит их в силу и возраст. Один стоит у нашего духа с почестями, отличиями и славою, другой у сердца с соблазнами к нечистым удовольствиям. Но есть враги самые опаснейшие, которых не было у Иисуса Христа, но о которых Он говорит в одном месте: и врази человеку домашнии его ( Мф. 10:36 ). Не слуги ли это наши? Не друзья ли присные? Не мы ли сами? Подлинно, телесные чувства суть слуги нашего духа, но они суть враги домашние. Например око, которое вопреки уверению Самого Господа всегда видит в плодах древа смерти нечто угоднее плодов древа жизни, не есть ли враг наш? И потому Господь заповедует: око твое соблазняет тя, изми е и верзи от себе ( Мф. 18:9 ). Рука и нога суть слуги нашего духа, но сии слуги суть враги домашние. Например, рука, которая, вопреки заповеди Божией, всегда простирается к запрещенному плоду, не есть ли враг наш? И потому Господь заповедует: аще рука твоя, или нога твоя соблазняет тя, отсецы ю, и верзи от себе ( Мф. 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Приступим к открытию в притче другого изображения. подобного изображению доброго пастыря. Пастырь добрый есть каждый истинный христианин. Есть у него своего рода овцы, есть и двор овчий; есть волк, угрожающий овцам, есть и страж, стрегущий двор. Что это за овцы? Это нежные, добрые силы нашей духовной природы, также требующие свойственного им питания. Это стремление к знанию, и наклонность к добру; это разум и воля. Пасти их значит образовать в училище веры и воспитывать в правилах закона Божия, – значит управлять ими на путях мира и устремлять всегда к единой цели, к истине и добру. Что это за двор овчий? – Это душа, в которой заключаются ум и воля. Как овцы выходят со двора на пажить, так мысли наши и желания, исходя из сердца летают туда и сюда, по пространству мира. Что это за волк? Это тот самый враг, который в ночное время сеет плевелы между пшеницею; это враг – диавол. Ища себе добычи в душе христианской, он подходит к ней иногда как агнец, дабы видом смирения и кротостию обеспечить его на счет опасности, иногда как лев, дабы привесть в смятение и страх, иногда как Ангел света, дабы видом небесной красоты обольстить, обмануть и уловить. Что это за страж? – это Ангел-Хранитель. Он стоит у внутренних дверей двора, и стрежет, дабы не вошел лукавый в него, и не выкрал даров Духа Святого. Пастырь души, как пастырь Церкви, мудр, могущ и благ. Мудростию пользуется в избрании средств к своему спасению, могуществом, в исполнении воли Господней, благостию в сообщении другим даров милости Божией, какими уже пользуется сам. Пастырь души, как и Пастырь Церкви, попечителен, трудолюбив и бдителен. Видит ли какой соблазн? Он бдит и молится, дабы не впасть в искушение. Прокралось ли чрез чувства наши дурное впечатление? он следит за ним, и не допускает ему развиться. Возник ли в душе какой злой помысл? Он денно и ночно подвизается о его исторжении. Нет времени, в которое бы он не пекся о спасении души своей, и нет должности, в которой бы не находил доброй пажити для питания ума и сердца. Пастырь души невидим, но его можно приметить по самоотвержению. А потому если по чертам внешним не сходен с пастырем Церкви, по крайней мере весьма похож на него по чертам внутренним, по духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Итак где же наша власть над собой, когда мы в зависимости от обаятельной силы греха? Думаем, что мы свободны, а между тем часто не имеем столько сил, чтобы отстать от явного зла, к которому располагает нас какой-то внутренний сопротивный закон, служащий в нас причиной того, что мы не то делаем, что хотели бы; но совершаем то, чего вовсе не желали бы. Не еже хощу доброе творю, но еже ненавижду, злое, то содеваю 131 . Кажется нам, что мы свободны, но только начни жить благочестиво, только приступи к добродетели, то и убедишься в своем греховном рабстве, от которого может избавить одна только благодать Господа Спасителя, пришедшего в мир разорить дела диавола. Аще Сын вы свободит, воистину свободни будете 132 , сказал Господь Иисус. Итак плачущие о грехах своих плачет справедливо. Грех есть такое для нас несчастье, с которым не может сравниться никакое зло. Все прочие причины нашего плача пройдут в свое время собой и отнимутся от нас, если только пройдет и отнимется от нас главная причина всех несчастий – грех . Но пройдет ли он? Перестанет ли когда-нибудь действовать в нас? Или не перейдет ли с нами в самую вечность, и не откроет ли там для нас еще больших и тягчайших страданий? Вот вопросы, о которых стоит подумать каждому! Этими-то вопросами и заняты души, плачущие о грехах своих. Слезы их столь глубоки, разумны и сознательны, что с ними не может сравниться никакая скорбь плачущих мира настоящего. В основании всех наших прочих печалей лежит одно неясное безотчетное чувство, которое мучит и тревожит душу потому только, что не озарено разумным сознанием. Потому-то всякая другая печаль наша тотчас утихнет и пройдет, если введем в свое смятенное чувство силу мысли и здравое рассуждение. Не такова печаль о грехе. Печаль эта имеет в своем основании не какую-нибудь мнимую причину, но действительную, о которой чем более станешь рассуждать, тем более увеличивается скорбь и умножаются слезы. Что сказать в утешение этих плачущих? Поскольку предмет их плача выходит из области мира и выше сил человека, то их утешает сам Бог, к ним относятся слова Господа: блажени плачущии ныне, яко возсмеетеся ! В чем состоит блаженство, обещаемое Господом этим плачущим? В том, что некогда отымется причина их плача.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Тайны Немецкой слободы На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем. Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять. В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя. В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

http://pravoslavie.ru/516.html

Кому из них оказываем свою милость и охотнее, и скорее? Очевидно, кто живет истинно по христиански. Не так ли поступает с нами Господь, когда не всем нам сообщает Свои Божественные блага? Никто, кроме кротких и послушных, Ему неугоден. Он говорит чрез Пророка: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ); и никому, кроме уничижающих себя, не подает даров благодати: зоне Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч. 3:34 ). Ничему, кроме смирения и кротости, не заставляет Христос учиться у Него: научитеся от Мене, говорит он, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ); и ничего, кроме глубочайшего смирения и послушания не представляет в Своей жизни: иже во образе Божий сын, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко же человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Фил. 2:6–8 ). Посмотрим на самих нищих духом, учеников Христовых. Что в них особенно замечательно и особенно важно? Смирение и покорность духа, чистота и готовность сердца. Им сказал Христос: грядита по Мне. Кто бы из людей самомечтательных поверил скоро словам Наставника, который Сам нигде не учился? Кто бы из людей своекорыстных поручил себя охотно такому Вождю, который Сам ничего не имеет? Кто бы из людей, привязанных к удовольствиям чувств, пошел быстро за таким человеком, который недавно вышел из пустыни и любит поститься? Всякий прежде, нежели решился бы следовать, спросил бы призывающего: что за цель призывания? каких выгод можно надеяться от него? легок ли и приятен ли самый путь? Но простодушные рыбари поступили совсем иначе: поверили Христу искренно, как дети отцу, и пошли за Ним скоро, как нищие за раздаятелем милостыни; оставив все, свои сети и ладьи, свои дома и даже отцов. Вот нищие духом! И мы, братия мои, нищи. С каким смирением и уничижением испрашиваем почестей и отличий для насыщения алчущего честолюбия! Как охотно и скоро оставляем свои дома и свои семейства для утоления жаждущего корыстолюбия, чтобы приобрести сокровища в отдаленных краях света! Как усердно и поспешно идем на зрелища для наслаждения своих чувств разного рода удовольствиями и забавами! Но сколь близко сходствуем с духовными нищими с одной стороны, столь далеко отстоим от них с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010