Разбор вероучений, заключающихся в послании св. Павла к Римлянам, подробно указывает на вопросы, по которым следовало научить этих первоначальных христиан. Всего важнее то, что в 58 году, как свидетельствует о том сам Павел, ни один из апостолов еще не благовествовал в Риме. «Я весьма желаю, пишет он Римлянам, увидать вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, по благодати апостольства, дарованного мне, покорять вере во Иисуса Христа все народы. 493 Желая утешиться с вами общей верой, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме, чтобы иметь общий плод и у вас, как и у прочих народов, я должен Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам, готов благовествовать и в Риме, ибо я не стыжусь благовествования Христова». 494 Павел также объявляет, 495 что он старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово через других Апостолов. 496 «Я не стыжусь, продолжает Павел, идти в Рим, не взирая на его мудрость и какую мудрость»! Здесь представляет он ужасающую картину развращения столицы Империи. Во второй главе Павел обращается к Иудеям, осуждавшим, хотя справедливо, но слишком уже жестоко, язычников и которые льстили себя надеждой, спастись законом Моисеевым. На предубеждение это отвечает он, говоря, что спасает не закон, но выполнение закона. Действительно, если у Иудеев есть закон Моисеев, то у язычников есть закон естественный, который также от Бога, и если они станут выполнять его, то также спасутся как Израильтяне, выполняющие закон Моисеев. Иисус Христос отвечал точно то же Иудеям, полагавшим, что заслуживают спасение, потому только, что они сыны Авраама. «Творите дела Авраамовы, сказал Он им, и получите участие в его оправдании». То же самое говорит и Апостол Павел Израильтянам, полагавшим надежду свою на обрезание: «Напрасно считаете вы этот внешний обряд способом ко спасению, если не выполняете закона, которого он служит знаком. Обрезанный осуждается, если он преступник закона, а необрезанный спасется, если он верен закону естественному. «Ныне, прибавляет Апостол, Евангелие проповедуется как тем, так и другим в пополнение того и другого закона, и по Евангелию Иудеи и язычники судимы будут». Послание апостола языческого Павла римлянам

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Воспрянем ото сна, братья, и посмотрим лучше на дар Духа Божия и поверим заведомо сказанному о Нем, и увидим, что исполнилось все заранее сказанное о Нем в псалме: Нет речей и нет языков, слова которых не слышны ( Пс 18:4 ) 91 . А чтобы ты не подумал, что все языки сошлись в одно место, но что дар Христа пришел ко всем языкам, послушай, что сказано дальше: Во всякую землю изошел звук их, и в концы вселенной глаголы их. Почему так? – Потому что на солнце Он поставил скинию свою ( Пс 18:5 ) 92 , то есть во всеобщей видимости. Скиния Его – это плоть Его, скиния Его – это Церковь Его; она поставлена на солнце, она не в ночи, а во дне. Но почему же они не узнают Его? Вернемся к прочитанному вчера зачалу, и вы увидите, почему они не узнают: Кто ненавидит брата своего, тот во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила глаза его ( 1Ин 2:11 ). Посмотрим же, что дальше, и не будем во тьме. Как нам не быть во тьме? – Любить братьев. Чем доказать, что мы любим братский союз? – Тем, что мы не разрываем единства. 4. Пишу вам, малые дети, потому что оставляются вам грехи именем Его 93 . Вы малые дети потому, что оставлением грехов вы получаете рождение. Но чьим именем оставляются грехи? Разве именем Августина? Ну так и не именем Доната. Знаешь, кто Августин и кто Донат – но и не именем Павла и не именем Петра. Ибо обращаясь к тем, кто разделяет Церковь между собой и пытается сделать части из единства, в лице апостола Павла болезнующая родами младенцев мать – любовь, раскрывает свою утробу и как бы разрывает словами свою грудь, оплакивает детей, которых – видит она – уносят, зовет вернуться к единому имени тех, кто хотел сотворить себе множество имен, отторгает от любви к себе самому, чтобы они любили Христа, и говорит: Разве Павел был распят за вас? Или крестились вы во имя Павла? ( 1Кор 1:13 ) 94 . Что он говорит? Я не хочу, чтобы вы были мои, но чтобы со мной; будьте со мной, мы все принадлежим Ему, умершему за нас, распятому за нас. Потому сказано и здесь: Оставляются вам грехи именем Его, а не именем какого-нибудь человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большому успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим; и большая часть из братий в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедают Христа. Одни по любопрению проповедают Христа нечисто, думая увеличить тяжесть уз моих, а другие из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Каким бы образом ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что сие послужит мне во спасение, по вашей молитве, содействием Духа Иисус Христова. Павел повсюду встречал тех же врагов, Иудеев, в которых узкое понимание закона Моисеева помрачало понимание истинного духа христианства, и которые, полагая будто достаточно признавать Иисуса за Мессию, не могли понять обращения мира языческого иначе, как в подчинении его народу еврейскому. Царство Божие представлялось им не иначе, как торжеством их племени. От того проистекало постоянное их противоборство Апостолу язычников, ни за что не соглашавшемуся обращенных из язычников принуждать делаться Иудеями, чтобы потом стать христианами. Фанатики иудейства обременяли Павла горестью до того, что он пламенно желал смерти, чтобы соединиться со Христом; но зная, что должен еще некоторое время жить, он подает надежду возлюбленным своим Филиппийцам, что увидит их до своей кончины; 554 советует им жить в единении, во взаимной любви и смиренномудрии, возвышенным образцом которого был Сам Иисус Христос, Который, будучи образом Божиим, не задумал своевольно приписывать себе равенство с Богом, но уничижил себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, был послушным даже до смерти – смерти же крестной. Возвышеннейшее сопоставление этих двух естеств, Божеского и человеческого, во Христе Иисусе служит доказательством, что каждое из них было столь же действительно, одно как и другое, и что оба естества были соединены в лице Бого-человека, которого Бог превознес до собственной славы Своей и дал Ему Имя превыше всякого имени, дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал славу Его. 555 Дивные слова эти Апостола Павла служат действительно божественным сводом всего того, что Сам Иисус Христос учил о двояком естестве Своем и божественности лица Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

И однако же св. Павел бесконечно любил свой народ, заботился о его спасении, слово своего благовестия всегда прежде всего обращал к синагоге, и затем уже, когда последняя противилась и злословила Господа, проповедывал язычникам (напр., Деян. 18, 4 и дал.). Если бы возможно было устроить спасение Израиля жертвою собственного лишения славы Христовой, Апостол, по его словам, согласился бы на эту жертву ( Рим. 9:3 ). Такова великая любовь св. Павла к своему народу, – любовь, исключающая нынешний космополитизм, ибо это любовь не туманная, отвлеченная, расплывающаяся в неопределенностях, а любовь действительная, направляющаяся, как и естественно ожидать, прежде всего на тех, кто ближе к нам, кто больше всего нуждается в то любви и служит непосредственным её предметом. Св. Павел всегда стремился к миру и единению. Великую клевету возводят на него те, которые говорят, будто он стоял во вражде с другими Апостолами,Апостолами из обрезания; эта клевета подобна той, какую в свое время распространяли враги Апостола – иудеи. Если св. Павел обличил в одно время Ап. Петра, то это произошло не по какому-нибудь недоброжелательству, а во имя истины Христовой, от которой св. Петр временно уклонился, – уклонился вовсе не в учении, а в практике, ибо сначала ел вместе с язычниками, а затем «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» ( Гал. 2:11 и дал.). Если св. Павел, по его словам, не любил строить на чужом основании, то это объясняется вовсе не тем, что чужое основание он находил для себя неподходящим, а делал он это в целях более широкого распространения Евангелия, – проповедания его там, где оно ещё не было известно ( Рим. 15:20 ). Св. Павел никогда не умалял авторитета других Апостолов, что так часто теперь пытаются доказать, а только, в виду врагов, старался защитить свое апостольское достоинство, как служителя и самовидца Господа ( Гал. 2:1 и дал.; 1Кор.9:1 и дал.; 2Кор.11:5 и дал.). Было только нечто во внешней жизни св. Павла, отличающее его от других Апостолов. Сам он пишет о себе: «Или не имеем мы власти иметь спутницею сестру, жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать» ( 1Кор.9:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

– Я готов не только быть узником, но и умереть за имя Господа Иисуса». Придя в Иерусалим, Павел уже не застал там Апостолов Петра и Иоанна, с которыми некогда совещался. И они, подобно прочим из числа двенадцати, рассеялись по вселенной для проповеди слова Божия; оставался один епископ Иаков, брат Господень, и ему пред всею Церковью рассказал великий подвижник об обращении язычников. Некоторые из братии, зная ожесточение Иудеев против Павла, которые говорили, что он истребляет закон Моисеев, советовали ему, ради общего спокойствия, исполнить обряд очищения в храме Соломоновом, и согласился Павел быть Иудеем для Иудеев, как он был Эллином для Эллинов и всем для всех, чтобы только привлечь мир весь ко Христу. Но Иудеи, увидя его в храме, возмутили народ и, возложив руки на Апостола, повлекли, чтобы умертвить подобно Стефану; однако же слух о мятеже благовременно достиг до начальника легиона Римского, и он спас его, взяв с собою в башню Антониеву. На ступенях ее испросил себе слово Павел и, обратясь к народу, громогласно объявил: кто он родом, как, ревнуя по закону Моисееву, гнал Церковь Божию и как из гонителя сделался Апостол явлением Иисуса Христа, Который велел ему идти проповедовать язычникам. Вопль народа заглушил речь Павлову, и воины принуждены были ввести его в башню, где, объявив себя Римским гражданином, избавился от биения и уз. На другой день начальник Римский вывел Апостола пред Синедрион, чтобы открыть, в чем его обвиняют Иудеи; но когда Павел, зная, что одна часть сонмища принадлежит к секте Фарисейской, другая же к Саддукейской, объявил себя Фарисеем, судимым за надежду воскресения, которой не верили Саддукеи, то такая жестокая распря возникла между членами Синедриона, что Римлянин принужден был опять спасти Павла из рук разъяренных. В ту же ночь сам Господь явился своему твердому исповеднику и сказал: «Дерзай Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так подобает тебе свидетельствовать и в Риме». Между тем сорок человек Иудеев поклялись взаимно ничего не есть и не пить, пока не убьют Павла, и испросили на то разрешение первосвященников; однако же заговор их был открыт, и испуганный трибун велел, тайно ночью, отвезти Апостола в Кесарию к правителю области Римской Феликсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

607 Как Господь явился ученикам в восьмой день по воскресении. По окончании праздника Пасхи апостолы возвратились в Галилею, где Иисус Христос обещал предварить их. По Своем воскресении Господь уже не находился все время с апостолами, а только являлся им. 609 Очевидно, и на сей раз Господь явился апостолам в ином образе. Поэтому никто из них сразу не узнал Его, они только почувствовали, что это Господь. 610 Под агнцами и овцами здесь разумеются уверовавшие в Иисуса Христа. Господь поручает апостолу Петру пасти или руководить ими, и тем самым восстановляет его в апостольстве. 611 Итак, трижды апостол Петр отрекся от Иисуса Христа, трояким же исповеданием своей любви к Нему Господь восстановляет его в апостольском звании. Апостол Петр опечалился, потому что понял, к чему клонилась речь Иисуса Христа. 614 По словам апостола Павла, на горе Галилейской в это время было более пятисот последователей Иисуса Христа. Тот же апостол свидетельствует, что Иисус Христос, по Своем воскресении, явился отдельно апостолу Иакову. 615 и проч., – по-русски: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». 616 Деяния Святых Апостолов, кроме повествования о вознесении Господнем и Сошествии Святого Духа на апостолов, содержат в себе историю проповеднической деятельности апостолов, в особенности святых Петра и Павла. 618 и проч., – по-русски: «Сей: Иисус, Вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его, Восходящим на небо». 619 То есть все апостолы, как двенадцать, так и семьдесят, Матерь Божия, братья Иисуса Христа по плоти, святые жены и прочие, всего числом около ста двадцати человек. 622 и проч., – по-русски: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». 624 О Воскресшем Господе и основанном Им Царстве Божием на земле. Итак, день Сошествия Святого Духана апостолов, и прочих верующих должен быть особенно знаменателен для христиан. В этот день получила свое начало Церковь Христова или Царство Божие на земле, – так называется установленное от Бога общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

9:10–12). Глубоко потрясенный случившимся, Савл немедленно оставил свои прежние заблуждения и со всей силой пламенного духа встал на проповедь Слова Божия и защиту христианства. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом, т.е. «меньшим», избрав это имя по своему смирению. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, воспылали к нему ненавистью и решили его убить. Ему пришлось тайно бежать из города. С тех пор он проповедовал веру Христову, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания, которые писал в пути. Именно эти послания святитель Иоанн Златоуст назвал стеной адамантовой, ограждающей Церковь. Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду, его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13:12; 17:34; 18:8). Он исцелял больных, изгонял злых духов, воскрешал умерших. Подобно тому, как одна тень апостола Петра исцеляла людей, слово его исцеляло больных (Деян. 14:10; 16:18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13:11), воскресило мертвого (Деян. 20:9–12), даже вещи святого апостола были чудодейственны. Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4). Апостолы Петр и Павел Икона с житием      В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:24–27). Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности, он в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21:13).

http://pravoslavie.ru/104270.html

Разве это легенда? Разве это не формальное приказание, данное апостолам, иначе говоря священнослужителям, поставленным Самим Иисусом, проповедовать народам крещение и учить их заповедям Учителя? Таким образом, крещение в глазах Иисуса имело первенствующее значение; оно было также необходимо, как познание Его учения п исполнение Его заповедей. Иисус также говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). Поэтому Он считал крещение необходимым для спасения. Из книги Деяний видно, что апостолы исполняли приказания Учителя и крестили всех уверовавших в Него. Ренан обходит эти тексты и приведя только один из св. Матфея, который не говорит ничего в пользу его тезиса, он останавливается еще на первой главе Послания к Коринфянам ( 1Кор.1:17 ); ап. Павел говорит в этом месте: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Ренан не мог дать большего доказательства своего криводушия. Достаточно прочесть то, что предшествует этим словам, чтобы увидеть, что св. Павел никогда не выражал той идеи, которую он ему приписывает. Он упрекает Коринфян в том, что они разделились на несколько церквей, смотря по тому, от кого они получили крещение: от Павла, Аполлоса или Петра, и говорит: «Разве во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать...» и проч. Очевидно, св. Павел хотел сказать, что его частная миссия была более благовествовать, чем крестить; что другие уже крестили тех, которые уверовали в его благовествование. Смысл этих слов настолько ясен, что писатель, уважающий себя и своих читателей, никогда бы не решился привесть их в доказательство теории вроде Ренана. Можно было бы привесть целую массу текстов для доказательства того, что св. Павел верил в необходимость крещения одинаково со всеми апостолами, равно как н в учение Иисуса. Но к чему это? Ренан это отлично знает, христиане также, все читавшие Новый Завет знают это также; а что касается до ренансистов, то они наверно остерегутся читать послания апостолов, равно как и наше опровержение романа этого великого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

6. По другому списку: Я разумею то, что у вас говорят: " я Павлов " ; " я Аполлосов " ; " я Кифин " ; " а я Христов " . Спорами называет то, что каждый из них выбирает себе особого учителя. А выбирали они себе не Павла, не Аполлоса, не Кифу, но каких-то других, о которых умалчивает, скрывая их, как неопределенные личности, под именами этих апостолов, с одной стороны, для того, чтобы сделать слово свое менее неприятным, а с другой - для того, чтобы внушить, что если не следует выбирать себе в учителя истинных апостолов, то тем более тех. Имена апостолов расположил в восходящем порядке, поставив себя ниже Аполлоса, а Аполлоса ниже Петра. Справедливо укоряет тех, которые назывались именами других; но почему укоряет называвшихся именем Христа? Этих не укоряет, но упомянул и о них, как о частичке, оставленной Христу. 7. По другому списку: Разве разделился Христос? Зачем разделили вы Христа? Зачем расторгли тело Его? Ибо когда разделено тело Его, которое есть Церковь, то поистине разделяют Его Самого. Речь, исполненная гнева. Некоторые же слова: разве разделился Христос? понимали так: разве Христос разделил Церковь с самозванными учителями и одну частицу взял Себе, а прочие отдал им? После такой укоризны опровергает неразумное поведение их. Разве Павел распялся за вас? Дабы не подумали, будто укоряет по зависти, опровергает, полагая свое имя. Не сказал же: разве Павел сотворил вас? Не указал также и на другое какое-либо в этом роде благодеяние, но говорит о кресте, который служит наилучшим доказательством любви к нам Христа. Не сказал: разве Павел умер? но: распялся, представляя таким образом самый род смерти. 8. По другому списку: Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Дабы, в случае, если бы я крестил многих, из которых образовалось бы общество, не сказал кто-нибудь, как случилось у них, будто я крестил в свое имя и не стали бы называться по имени моему павлианами. Ясное порицание тех, которые в этих видах крестили многих. Иначе: дабы, в случае, если бы ко мне пристали и назвались моим именем (как и назывались многие по именам крестивших их), не сказал кто-нибудь, что я крестил их в свое имя и потому они единомысленны со мной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Анания изумлен, ибо от многих слышал он, сколько зла причинил этот человек святым в Иерусалиме. Изумлены и мы, вместе с Ананией, ответом Господа Иисуса Христа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:15–16 ). Имя Савла, жестокого врага Господа Иисуса Христа и гонителя всех уверовавших в Него, было далеко известно за пределами Иерусалима и в Дамаске и наводило страх, а Божественное всеведение Господа Иисуса провидело в нем того великого ученика Христова, который напишет в послании к Галатам изумительные слова о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Своим Божественным взором Он явно видел в сердце Савла сокровище безграничной веры, полной бесстрашия, терпения, и могучей силы. Господь точно Сам был свидетелем тех тяжелейших трудов и страданий, который перенес великий Апостол Павел на протяжении многих лет своей пламенной проповеди о Нем; заранее как бы присутствовал при избиениях, заключениях в тюрьмы, даже при побиении камнями почти до смерти; был с ним при кораблекрушениях троекратных, когда он день и ночь пробыл в глубине морской, держась за обломок корабля… Вот почему Всеведущий Господь сказал апостолу Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд… И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:15–16 ). Господь знал, что настанет время, когда этот избранный сосуд Его будет удостоен величайшей награды за свои труды и подвиги, будет восхищен до третьего неба в рай и услышит там глаголы неизреченные, которых нельзя пересказать людям. Неужели всего этого недостаточно, чтобы сказать, что от Самого Сына Божия заслужил великий Павел название первоверховного Апостола? Я мог бы окончить на этом свое слово в день великих первоверховных Апостолов Петра и Павла, но хочу остановить ваше внимание на двух фактах из их великих житий. Разве не изумительно внезапное превращение врага Христова, каким был Савл, в избранный, полный доверху сосуд благодати, каким стал он – первоверховный Апостол Павел?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010