Окончивши наставление двенадцати ученикам Своим, Иисус Христос пошел и Сам проповедовать в городах Галилеи. Апостолы отправились в путь, и проходили по селениям, проповедуя покаяние и благовествуя о наступлении царства Божия; вместе с тем, они из многих изгоняли бесов, и исцеляли больных, помазывая их елеем. 18. Слух об Иисусе тревожит убийцу Предтечи, и обстоятельства мученической кончины Предтечевой (Лк. 9:7–9; Мк. 6:14-I6, 21–29; Мф. 14:1, 2, 6–12) С проповедью Апостольской, быстро распространилась молва о деяниях Иисуса. Имя Его стало известным при дворе Ирода Антипы, Галилейского властителя. На душе его теперь лежало тяжкое преступление: незадолго перед тем, он предал смерти величайшего из пророков, Предтечу Иоанна. Нашлись люди, которые говорили, что это Иоанн воскрес из мертвых; другие полагали, что это предвестник Мессии, Илия, явился; а иные думали, что кто-нибудь из древних пророков или, подобный им, праведник восстал. Между тем, Ирод в недоумении рассуждал: «Иоанну я отсек голову; кто ж это, о котором я слышу столько чудесного?» Но, мучимый совестью, приходил к заключению: «(должно быть), это Иоанн Креститель, которому я отсек голову; он воскрес из мертвых; потому то и силы действуют от него». И искал увидеть Его. Обстоятельства же мученической кончины Иоанна Крестителя были следующие: – Иродиада злобствовала на обличителя беззаконной ее жизни, но все не находила случая отомстить ему. Раз, случай, по-видимому, сам собою представился. Ирод в день своего рождения давал пир вельможам своим, и тысяченачальникам, и старейшинам Галилеи. Во время пира, вошла в собрание дочь Иродиады, и плясала; и угодила Ироду и гостям его; так что Ирод сказал девице: «проси, чего хочешь, я тебе дам». И поклялся ей, что, если бы она попросила и половины царства его, он даст. Она же, вышедши, спросила у Матери своей: «чего просить?» а та сказала: «головы Иоанна Крестителя». И, тотчас, вошедши с поспешностью к Ироду, просила у него: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился: но, из ложного стыда, чтобы не показаться неверным своей безрассудной и беззаконной клятве, не имел духа отказать ей. Он, тотчас, послал в темницу оруженосца, отсечь и принести голову Иоанна. Оруженосец пошел, отсек голову Крестителя в темнице, и принес на блюде; он подал ее девице, а девица отнесла к матери своей. Ученики Иоанновы, услыхавши об этом, пришли, взяли тело своего учителя, и положили его в гроб; потом пошли к Иисусу Христу, и рассказали Ему о случившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Скачать epub pdf Глава 3. Вода живая Евангелие от Иоанна часто называют литургическим. Все основные описанные в нем события происходят в праздники, будь то Пасха ( Ин.2:13, 23; 6:4; 11:55; 12:1; 13:1; 18:39 ), неназванный «праздник иудейский» ( Ин.5:1 ), праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или праздник Обновления храма ( Ин.10:22 ). Только из этого Евангелия мы узнаем, что жизнь Иисуса и Его общины, Его путешествия из Галилеи в Иерусалим и обратно были связаны с ветхозаветным литургическим календарем, определяемым этими праздниками. В то же время именно Евангелие от Иоанна, больше чем любое другое Евангелие, закладывает богословские основы литургической жизни новозаветной Церкви, определяемой двумя главными таинствами: Крещения и Евхаристии. Синоптические Евангелия единодушно свидетельствуют о крещении Иисуса от Иоанна в Иордане и о том, как на Тайной Вечере Иисус раздал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Однако подробное богословское осмысление Крещения и Евхаристии в них отсутствует: его мы находим в Евангелии от Иоанна и в посланиях апостола Павла, что сближает этих двух творцов христианского богословия, близких и во многих других отношениях. Крещальная тема присутствует – явно или подспудно – в четырех главах Евангелия от Иоанна, посвященных четырем разным событиям: беседе Иисуса с Никодимом (Ин., гл. 3), беседе с самарянкой (Ин., гл. 4), исцелению расслабленного у Овчей купели (Ин., гл. 5) и посещению Иисусом Иерусалима в праздник кущей (Ин., гл. 7). Дважды упоминается о том, что проповедь Иисуса и Его учеников на начальном этапе сопровождалась крещением, – в Ин.3:22 (после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудей скую и там жил с ними и крестил) и Ин.4:2 (хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его). Объединяет все эти сюжеты образ воды. Представляется целесообразным рассмотреть данные сюжеты в комплексе. Весь этот богатый материал дает достаточно полное представление о том, почему последней заповедью Иисуса ученикам, в каком-то смысле итогом всей Его земной миссии, были слова: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Он также помогает понять, почему Церковь придала таинству Крещения исключительное значение, сделав догматом учение о том, что без крещения невозможно войти в Царство Небесное. 1. Вода – стихия жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Означает ли это какое-то особенное Крещение? В Евангелии от Марка Иоанн Креститель говорит: «… идет за мною Сильнейший меня. … Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:8). Фарисеи спрашивают у Христа: «…какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» (Мф 21:23). Иисус же говорит им в ответ: «…крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» (Мф 21:24). Иисус Христос иронизирует над фарисеями. Все мы тоже привыкли думать: или-или — или Божественное, или земное. На самом деле крещение Иоанна было и небесным, и человеческим. Крещается «во Имя» При Крещении произносятся тайносовершительные слова: Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святого Духа (третье погружение), аминь». Крещение совершается «во Имя»: это безумно интересное выражение, оно означает, что человек входит в новое пространство, в новый мир, и уже будет принадлежать кому-то. Крещение — это принадлежность. Сын принадлежит Отцу, христиане принадлежат Богу. Возвращаемся к троичному богословию. В Пресвятой Троице Отец не существует сам по себе, Он принадлежит Сыну и Духу, это происходит с Каждым из них, в этом и состоит Любовь. Вот что наиболее интересно и важно в Крещении. Те, кто родился через Крещение Когда возникли первые общины евангелиста Иоанна Богослова, то многие из его учеников были последователями Иоанна Крестителя. Именно поэтому возникает образ двух первых учеников, которые были сначала учениками Иоанна Крестителя, потом стали учениками Христа, апостолами. Это произошло в тот момент, когда Иоанн Креститель выполняет свою главную роль. Он Предтеча, и поэтому его миссия состоит в том, что он должен указать, как указательный палец указывает: «Се Агнец Божий». И в тот момент, когда Иоанн Креститель указал на истинного Агнца, ради которого он пришел, то ученики логично переходят и идут вслед за Христом. Кто такие христиане? Христиане — это те, которые, как Иоанн Креститель, указывают на присутствие Христа. На невидимое присутствие Агнца, Которого еще никто не знает, но Который уже посреди них.

http://predanie.ru/book/221333-krieshchi...

Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Святой апостол Иоанн Богослов Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1-2, 13). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свечнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства, и звено последнее — святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://pravoslavie.ru/48978.html

Видехом некоего Именем Твоим изгоняща бесы , иже не ходит по нас: и возбранихом ему, яко не последует нам. Иисус же рече: не браните ему. Никтоже бо есть, иже сотворит силу о имени Моем и возможет вскоре злословити Мя ( Лк. 9:49 ). И здесь Господь показывает силу своего Имени, которым изгоняли бесов даже не последователи Иисусовы. Так велико и могущественно Имя Господне! " И будете ненавидимы всеми Имене Моего ради : претерпевый же до конца, той спасен будет« ( Лк. 21:17 ; Мф. 24:9 ; Мк. 13:13 ). Претерпевшим до конца гонение за Имя Господа Иисуса Он обещает спасение. Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем ( Лк. 10:17 ). Тем более повиновались бесы Апостолам ради Имени Иисусова, которым они изгоняли бесов. Рече им, яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во Имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк. 24:46–47 ). Напомнил Иисус Христос Своим ученикам, что и страдание, и смерть, и воскресение в третий день, и проповедь всему миру покаяния и отпущения грехов ради имени Его – всё предсказано было в Писании. Евангелие и Послания Иоанна Богослова В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ). Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его ( Ин. 1:12 ). Никому из уверовавших в пришествие Господа нашего Иисуса Христа не приходила тогда мысль отвергать Божество Его Имени, такая ересь была тогда немыслима, уверовавшие в Господа, несомненно, верили в Его Пресвятое Имя. Потому и говорит Евангелист Иоанн, «сын громов» (труба богословия): «тем, которые приняли Господа, уверовавшим во Имя Его, Он дал право быть чадами (детьми) Божиими. Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя единородного Сына Божия ( Ин. 3:18 ). Здесь говорится о том, что не уверовавшие в Господа и те, которые считают себя верующими, а Божество Имени Божия – в силу своего плотского мудрования – отвергают, «уже осуждены, как не веровавшие во Имя Единородного Сына Божия» ( Ин. 3:36 ). Ибо безумно, веруя в Господа, отвергать Божество Его Имени, как равно невозможно верующим по заповеди Бога Отца ( 1Ин. 3:23 ) «во Имя Единороднаго Сына Божия» приписывать неверие в Бога и веру во что-то особое, кроме Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Слово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О том, что… мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь… (1 Ин. 1, 1—2). Соцветие трех праздников вобрал в себя сегодняшний день. Но все три — последовательное продолжение, раскрытие и свидетельство об одном, о главном: о слове жизни, о явлении Спасителя Христа и воскрешении мира в Нем. Каждый воскресный день евангельское чтение являет нам тайны Царствия Небесного и учит пути шествия к нему, а жизнь тех людей, чью память вспоминает и хранит Святая Церковь, непременно подтверждает истинность учения Евангелия, воплощенного в жизнь этими людьми. Вот и сегодня воскресный день, Неделя 16-я по Пятидесятнице, память преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова — самовидца Христа, жившего в I веке христианства, и память святителя Тихона, Всероссийского Патриарха, преемственно следовавшего путем апостольского служения в XX веке. А сегодняшнее евангельское чтение — это исток этих жизней. Перед нашим взором — Генисаретское озеро, олицетворяющее житейское море. Раннее утро, мир еще только на пороге новой жизни. Мир еще не знает, что для него это не простое утро, но утро пробуждения к жизни в Боге, в Новом Завете. Народ теснится вокруг Человека, возвысившего Свой глас над толпой с необыкновенной силой и властью. Это Христос. Он один. Он пока один в этом мире, но слово Божие, которое острее меча обоюдоострого, уже рассекает сознание и чувства слушающих, готовя Ему последователей — учеников. Среди слушающих есть и те, кто уже после этой проповеди оставит все житейские попечения и пойдет за Словом Божиим, за Христом. Здесь и юноша Иоанн, которого мир в свое время назовет Богословом, апостолом любви и таинником Христовым. А в это утро Иоанн вместе с братом своим Иаковом и с Симоном, будущим апостолом Петром, еще рыбаки, утружденные бессонной ночью и неудачным ловом, вымывая пустые сети, внимали слову Христа.

http://pravoslavie.ru/1505.html

Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим. Аминь. 1957 г. В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова О как велико, о как преславно имя возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Я думаю, что если Господь наш Иисус Христос назвал Своего Предтечу и Крестителя величайшим из всех рожденных женами, то вслед за этим величайшим надо было бы поставить возлюбленного ученика Господа Иисуса, а вслед за ним великого Первоверховного Апостола Павла. Безмерно огромное дело совершили все Апостолы Христовы: они вошли в брань, в смертную брань с тьмой века сего. Они разогнали эту тьму — тьму языческую, тьму страшную — тьму бесчисленных грехов. Они все, кроме возлюбленного Господом Иоанна Богослова, кончили жизнь свою смертью мученической. Они утвердили Крест Христов над всей вселенной. Они положили конец языческому нечестию и тьме, прежде всего и больше всего — святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Только благодатью их Евангелий святых воссиял над всем миром свет Христов. Не безмерно ли велико это? Не нужна ли была им особая от Бога ниспосылаемая сила благодати Его? Могли ли они своей силой, своим умом и сердцем совершить это? О, конечно, не могли. И знаем мы, что всем им была ниспослана, по обетованию Господа пред Вознесением Его на небо, ниспослана особая, величайшая благодать Всесвятого Духа Божия. Все получили огненные языки на главы свои и благодать, великую благодать для проповедания Евангелия Христова на всех языках. Знаем, что св. Апостол Павел, которого иногда называют вторым по Господе Иисусе Христе основателем христианства, получил особую, величайшую благодать, о которой читаем в его послании к Коринфянам. Послушайте, что говорит об этом сам святой Апостол: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

3)                              «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,   ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4-5). 4)                              «Я крещу вас водой, но … Он будет крестить вас Духом и огнем», – слова Иоанна Крестителя. Когда произошло это последнее для учеников Христа? Смотря на предыдущее – в день Пятидесятницы. Но тогда Евхаристия Тайной Вечери была принята ими без сего Крещения. Более того, если внимательно посмотреть, то в Деяниях не говорится, что ученики совершали Евхаристию от Воскресения Христового до Пятидесятницы (говорится: «пребывали единодушно вместе» «в молитвах», но не говорится о «преломлении хлеба»). Если Апостолы не были Крещены водой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тогда странным выглядит то, что они причастились на Тайной Вечере. Ведь по учению Церкви – Евхаристия – Одна – совершена раз и навсегда на Тайной Вечере Христом. А Церковь не повторяет ее, совершая новую почти каждый день (кроме Страстной Пятницы), а причащается тех же Таин, что и Апостолы на Тайной Вечере. Тогда необходимо рассмотреть вопрос о правиле св. Тимофея Александрийского, которое цитировали ранее. Если же при Сошествии Духа Святого на Апостолов без их Крещения во имя Троицы они получили дары, тогда это также странно. Думаете, их водное крещение Иоанна (хотя бы для Андрея и Иоанна Богослова) было «восполнено» Духом Святым так, что они уже не крестились по-церковному? Но почему тогда Павел говорит креститься ученикам Иоанна? и.м. Роман, Козельск 22 декабря 2010г. 01:32 Евгений Похожаев  пишет:  " " " " Может необходимо в этом документе сделать конкретные указания на способ принятие из того или иного раскола. Например, из так называемого " Киевского патриархата " принимать через крещение, а сторонников бывшего епископа Диомида через покаяние. При этом оговорить, что для отдельных лиц или в исклюительных случаях возможны иные способы приема, из принципа икономии. Таким образом, такое положение станет своего рода новыми каноническими правилами, адаптированными к реалиям сегодняшнего дня....... " " " "

http://bogoslov.ru/article/1304049

Во II веке она будет продолжена, в частности, в «Пастыре» Ерма : «Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир... Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя. Он сам служит для них основанием, и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя». Имя Иисуса играет центральную роль в Апокалипсисе – книге, которой завершается Новый Завет. Книга открывается обращением от лица Сына Человеческого к Ангелам семи асийских церквей, причем три из церквей получают похвалу за верность имени Его. Так, Ангелу Ефесской церкви Сын Человеческий говорит: «Ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился и не изнемогал» ( Откр. 2:3 ); Ангелу Пергамской церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей» ( Откр. 2:13 ); Ангелу Филадельфийской церкви: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего» ( Откр. 3:8 ). Апокалипсис завершается грандиозной картиной «нового неба и новой земли» – эсхатологического Царства Агнца Божия. В центре всего – Агнец, у Которого есть таинственное имя, не известное никому, кроме Его Самого, но есть также и другие имена: «Слово Божие», «Царь царствующих», «Господь господствующих». Вокруг Агнца – рабы Его, у которых на челах написано имя Его: они воспевают имя Его. Атрибуты ветхозаветного культа присутствуют в этом описании, но в обновленном и преображенном виде: вместо ветхого Иерусалима – новый Иерусалим, сходящий с неба и наполненный славой Божией; вместо ветхозаветной скинии – новая скиния Бога со Своим народом; вместо ветхозаветного храма имени Божию – Сам Бог и Агнец; вместо ковчега завета – престол Бога и Агнца. Имена двенадцати колен Израилевых, написанные на воротах нового Иерусалима, символизируют ветхозаветный богоизбранный народ; имена двенадцати Апостолов Агнца – новозаветное искупленное Христом человечество, записанное в книге жизни у Агнца ( Откр. 21:1–4, 10–14, 22–23, 27; 22:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Да, все это так, но христиане первых веков воспринимали Апокалипсис Иоанна Богослова еще и как великое откровение о долгожданной победе добра над злом. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21: 4). Эта книга возвещала верующим о грядущей победе христианства, давала надежду, вдохновляла на мученичество во имя веры. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель (Откр. 19: 6). Вот, к примеру, «краткий пересказ» Апокалипсиса апологетом II века Мелитоном, епископом Сардийским: «Таким же образом, в последнее время будет потоп огненный, и сгорит земля с горами ее, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они поклонялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохраняются от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа». На рубеже II–III веков был составлен список книг, признаваемых Церковью священными (так называемый канон Муратори), в который был включен и Апокалипсис Иоанна Богослова. Клюкина О. П. Святые в истории. Жития святых в новом формате. I–III века. — М.: Никея, 2014. — 304 с.: ил. Стали появляться и многочисленные подражания, которые мы называем апокрифами. Например, в Апокалипсисе Петра грешников в аду наказывают Ангелы в темных одеждах — по мнению автора, там слишком много дыма и копоти, и во время работы ангелы могут перепачкаться. Но разве сравнишь все эти человеческие измышления с грандиозными видениями апостола Иоанна? В 96 году император Домициан был убит заговорщиками у себя в спальне. Не помогли ни зеркальные залы, ни толпы осведомителей... Сразу же после смерти Домициана сенаторы распорядились убрать в Риме его памятники и сбить с общественных зданий все надписи с его именем. На престол взошел Нерва, и заключенных при предыдущем правителе стали возвращать из тюрем и ссылок. Апостол Иоанн и Прохор тоже вернулись в Эфес, где с радостью были встречены христианами. В это время епископом Эфесской Церкви был Тимофей, любимый ученик Павла, который с большим благоговением относился к тому, которого любил Иисус (Ин. 13: 23). В Эфесе апостол Иоанн поселился в том же самом доме, где жил до ссылки, и прожил в нем до самой кончины. В этот период он напишет еще одно величайшее произведение — Евангелие от Иоанна.

http://pravoslavie.ru/70857.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010