Будучи ставленником визант. имп. св. Маврикия (582-602), К. поддерживал с ним хорошие отношения, которые в Житии прп. Феодора Сикеота изображены как полное единодушие патриарха и императора. В этом сочинении К. появляется дважды. В 1-й раз в связи с вопросом о желании прп. Феодора оставить епископскую кафедру в Анастасиополе преподобный просил разрешения на отставку у Павла, митр. Анкирского, и тот, не зная, как правильно поступить, обратился к К. Патриарх распорядился освободить прп. Феодора от епископских обязанностей, но оставить за ним епископский омофор ради святости жизни. Второй сюжет касается общения К. с прп. Феодором. Император и патриарх пожелали лично видеть преподобного и пригласили его в столицу, где он по прибытии произвел благоприятное впечатление на обоих, а также на синклит. Прп. Феодор Сикеот добился от патриарха, чтобы его мон-рь подчинялся непосредственно Патриаршему престолу, а не местному епископу. Один сюжет из Жития прп. Феодора об изгнании бесов содержит ремарку, что преподобный как раз в это время возвращался от К. Liber Pontificalis и историк Павел Диакон (кон. VIII - нач. IX в.) приводят сообщение, что при имп. Фоке (602-610) папа Бонифаций III (607), бывш. апокрисиарий Григория Великого в К-поле, «добился у принцепса Фоки, чтобы апостольская кафедра св. Петра была бы главой всех церквей, так как Церковь Константинопольская писала, что она первейшая среди церквей». Несмотря на краткость этого указания, к-рое в Liber Pontificalis стоит изолированно, большинство исследователей (Л. Дюшен, В. Грюмель) интерпретируют его в том смысле, что имп. Фока в угоду Риму запретил К. именоваться «Вселенский», что вполне соответствует политике императора, стремившегося заручиться поддержкой Италии, в частности Рима, и принятым мерам по укреплению позиций Византии в этом регионе и борьбе с лангобардами. После захвата К-поля Фокой в 602 г. патриарх, обязанный своим возвышением имп. Маврикию, бежал из столицы с синклитом и главами димов и укрылся в пригороде столицы в квартале Евдом. Новый император предпочел пойти с ним на соглашение, начав через своих поверенных переговоры с К. Позже он сам явился в Евдом. Патриарх согласился признать Фоку императором и венчать его на царство при условии, что он предоставит свободное исповедание правосл. веры и принесет клятву не вредить Церкви. Фока принял эти условия и 23 нояб. в церкви прор. Иоанна Крестителя К. венчал имп. Фоку на царство. Позже патриарх пытался вступиться за вдову имп. Маврикия Константину, замешанную в мятеже Германа против Фоки. Патриарху удалось спасти жизнь Константине и ее дочерям, к-рых отправили в мон-рь. Эти события следует относить к 603/4 г. Хотя прп. Феофан Исповедник в Хронографии помещает их под 606 г. и после описания заговора Константины против имп. Фоки дает сведения о кончине К., т. о. скорее объединяя эти 2 события тематически, нежели по хронологии ( Кулаковский. История. Т. 3. С. 8).

http://pravenc.ru/text/1840201.html

имп. Ираклий, Кир Александрийский, патриархи Кпля: Сергий, Пирр, Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий Антиохийский, монах Полихроний Константин Копроним Обличители ересиарха имп. св. Юстиниан, отцы собора Постановления собора 1я часть Символа Веры (1–7 члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета 8–12 чл. Символа Веры; о преимуществе Константинопольского епископа “Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно”. Низложение Нестория. Запрет составления нового Симв. В одном лице Христа два естества – Божественное и человеческое – соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно Анафематствование Феодора Мопсуэстского и Оригена , “Послания” Ивы и некоторых других мест из творений Феодорита Кирского “Во Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется Божественной” “Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней” Правила События после собора Гонения имп. Констанция (336–61) на свт. Афанасия Алексдр. и папу Ливерия. Юлиан Отступник (361–63). 358 г. – собор в Анкире – утверждение Василием Анкирским и др. подобосущия. Возникновение аполинарианства (с 352 г.) 395 – разделение Империи на Западную (имп. Гонорий) и Восточную (имп. Аркадий) части “Отступнический собор” под началом Иоанна Антиохийского ; низложение свт. Кирилла и Мемнона Ефесского. Прп. Далмат выходит из затвора поддержать православных в Кпле. Козни вельможи Иринея; заключение Кирилла, Мемнона и Нестория. Еп. совещание в Халкидоне Имп. Василиск (476–7) издает энциклион с анафемой Собора ; имп. Зенон (477–91) издает двусмысленный “Энотикон”; имп. Анастасий (491–518) вводит в Трисвятое “Распныйся за ны”. Оппозиция монофизитов в палестине, Египте, Антиохии (монах Петр Гнафевс) 615 г. – осада Константинополя персами 691 г. – при имп. Юстиниане II Трульский (Пято-Шестой) Собор в Кпле. Председатель – патр. Кпля Павел, всего 213 отцов. Составлено 102 правила.

http://azbyka.ru/shemy/vselenskie_sobory...

Chron. P. 484). Собор подтвердил полное оправдание игум. Иосифа Кафарского и анафематствовал тех, кто не принимают «икономию святых» ( Theod. Stud. Ep. 48). Кроме того, Собор низложил архиеп. Иосифа Фессалоникийского до пресвитерского сана. Студиты (в лице прп. Феодора) назвали этот Собор «прелюбодейным», объявили его антиканоническим и провозгласили, что в Византии появилась «прелюбодейная ересь» (т. е. оправдывающая благословение незаконного брака имп. Константина VI и Феодоты). Прп. Феодор Студит полагал, что с оправданием игум. Иосифа в Византийской Церкви перестала существовать истинная иерархия. В одном из писем он отмечал: «У них (патриарха и его сторонников) нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней» (Ibid. 36). Прп. Феодор писал послания Римскому папе Льву III с просьбой защитить Церковь, созвав законный Собор, который бы «прекратил еретическое учение» и отменил решения К. С., как направленные к поруганию Евангелия (Ibid. 33, 34). К числу обвинений против К. С. 809 г. студиты прибавляли и такие будто бы принятые Собором решения: «Божественные законы не простираются на царей»; «каждый из иерархов имеет власть над Божественными правилами, несмотря на содержащиеся в них постановления» (Ibid. 33; ср.: 555). Раскол был устранен в 811 г. Перед смертью имп. Никифор вернул из ссылки прп. Феодора и др. студийских монахов, а игум. Иосиф по требованию имп. Михаила I Рангаве был вновь низвергут из духовного сана. М. В. Никифоров Собор 815 г. Иконоборческий Собор имп. Льва V . После разгрома и гибели имп. Никифора I в Болгарии летом 811 г. Византийская империя, в одночасье лишившаяся большей части армии и военно-политической элиты во главе с императором, оказалась на грани катастрофы. Сын и наследник Никифора имп. Ставракий был тяжело ранен и уже в окт. того же года отрекся от престола. На престол в К-поле взошел зять Никифора Михаил I Рангаве. Между тем болг. хан Крум перешел в контрнаступление. Во время переговоров имп. Михаил, убежденный сторонник иконопочитания, отверг ультиматум Крума о выдаче пленных болгар, перешедших в христианство (на родине их ждала казнь за измену).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

И. постоянно интересовались правители Византийской империи. Имп. Константин долгое время стремился совершить паломничество в И., но оно не состоялось. Вероятно, в И. бывал имп. Констанций II (337-361), неоднократно совершавший поездки по восточным провинциям империи. В средневек. Византии существовало предание, что И. посетил имп. Феодосий I Великий (379-395), переодевшись простым странником; рассказ зафиксирован лишь в очень поздних источниках и, безусловно, недостоверен ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 567). Ок. 427 г. имп. Феодосий II (408-450) прислал в дар Иерусалимской Церкви большой драгоценный крест, к-рый был установлен на Голгофе ( Theoph. Chron. P. 86). В 438 г. имп. Евдокия, жена Феодосия II, совершила паломничество в И. в сопровождении свт. Кирилла Александрийского и оставалась там ок. года. В 443 г. она переселилась в Св. град навсегда: построила себе резиденцию (т. н. башня Евдокии) на горе (совр. название Эль-Мунтар) близ И. и прожила здесь до смерти в 460 г. ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 47; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//MGH AA. Vol. 11. AD 439; Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 35; Ioan. Malal. Chron. P. 357-358; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 20-21; Theoph. Chron. P. 92, 109; Georg. Mon. Chron. P. 609-610). Период пребывания Евдокии в И. ознаменовался широким строительством. В 40-50-х гг. V в. И. был обнесен новой оборонительной стеной, к-рая получила наименование «стена Евдокии». Территория укрепленного города составила почти 2/3 И. времен Ирода. В периметр стены были включены Храмовая гора, район Голгофы, купели Вифезда и Силоам, Сион. Еще один период интенсивных контактов между к-польским двором и И. связан с правлением имп. Юстиниана I (527-565). Ок. 527 г. драгоценный крест в И. отослала имп. Феодора ( Ioan. Malal. Chron. P. 423). В 531 г., после того как крупное восстание самаритян в Палестине нанесло большой ущерб мн. святыням, имп. Юстиниан предоставил в распоряжение Иерусалимской Церкви значительные денежные средства на ремонт храмов и завершение строительства Новой церкви Богородицы, к-рая была освящена в 543 г. и стала самым большим и последним по времени создания храмом И. ранневизант. эпохи. C сер. VI в. в результате эпидемий чумы население города начинает сокращаться; активное строительство постепенно замирает. Разорение И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Жизнь и деятельность пр. Феодора IV глава. Родословная Феодора. Год его рождения. Религиознонравст. атмосфера его родного дома; школьное обучение; поведение в детстве. Поворот к иночеству и оставление мира. Топография Саккудиона. Проживал ли Феодор в монастыре Символов? Первоначальные дни саккуд. монастыря, пострижение и иноческая жизнь Феодора. Реформа в Саккудионе. Отношение Феодора к патр. Тарасию и партии зилотов. Феодор – иеромонах. Феодор – игумен Саккудиона. V глава. (795797 гг.). Развод имп. Константина VI с Марией и брак с Феодотой. Оппозиция зилотов. Взгляд Феодора по этому делу. Его протест. Попытки остановить протест. Наказание саккудионцев; Феодор в солунской ссылке; Платон и Феоктист в столице. Усиление оппозиции. С низложением Константина победа оппозиции. Платон и Феодор снова в Саккудионе. VI глава (798802). Их переход в студийский монастырь. Краткая история его. Возрастание его братии под управлением Феодора. Его материальное состояние. Реорганизация внутреннего монаст. строя: источники ее; восхваление иночества; предпочтение общежития; вступление в иноч. братство и пострижение; иноч. требования: 1) отречение от мира; 2) целомудрие; 3) умеренность в келейной обстановке, одеждах, пище и питье, в сне и пр., воздержание чувств, благоповедение, соразмерность в трудах и дух. упражнениях; 4) труды и благочестивые упражнения; 5) общность во всем; 6) послушание. Правила поведения при богослужении, на трапезе, на работах, в больнице, пользовании монаст. библиотекой; программа рядового, постных и праздничных дней. Огласительные поучения; исповедь, епитимии. Должностные лица; игумен. Приписные монастыри и метохи студ. монастыря. Деятельность Феодора, как игумена. Результаты ее в состоянии братии: распространение студ. порядков. Влияние студитов и Феодора в мирской среде. VII глава. Имп. Никифор (802811) и его политика; недовольство им. Избрание патр. Никифора и протест студитов. Восстановление экон. Иосифа собором 806 г. Значение этого в сознании Феодора и его молчаливый протест. Огласка протеста; самозащита Ф. и заботы об устранении открытого разрыва; искание сторонников. Действия императора против студитов; собор 808/9 г. Репрессивные меры против оппозиции. Взгляд Ф. на противников после собора 808/9 г.; полный разрыв с ними и открытая борьба; сила оппозиции. Намерение имп. Никифора примирить партии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Мон-рь Гастрия. Гравюра. 1877 г. Мон-рь Гастрия. Гравюра. 1877 г. Монастырь Гастрия (39) (Μον τν γαστρων - мон-рь ваз) ( Janin. 1969. P. 67-68; Иванов. 2011. С. 399-401), согласно легендарной версии, сообщаемой Псевдо-Кодином, основала имп. равноап. Елена, к-рая, возвращаясь из Иерусалима, поместила здесь вазы с растениями, собранными на Голгофе. Средневек. хронисты согласны в том, что монастырь был построен при имп. Феофиле (829-842), но расходятся во мнении относительно того, кто является его основательницей: мать имп. св. Феодоры Феоктиста, дочь имп. Константина VI Евфросиния (впосл. удалившаяся в эту обитель) или сама имп. Феодора. Наиболее вероятна 1-я версия. При этом, по всей видимости, мон-рь принадлежал имп. Феодоре, поскольку в нем была погребена не только она сама, но и ее дочери Фекла, Анастасия и Пульхерия, брат Петрона, мать Феоктиста и племянница (дочь кесаря Варды) Ирина, а также хранилась часть останков (нижняя челюсть) кесаря Варды. Согласно хронике «Продолжатель Феофана», Феоктиста часто приглашала к себе в мон-рь внучек (дочерей Феодоры), пытаясь подарками склонить их к иконопочитанию; впосл. их брат Михаил III, став императором, заточил их в этот монастырь. Обитель локализуется на месте мечети Санджактар-Хайретдин-джами (2-я пол. XV в.). Монастырь св. Георгия в Манганах (40) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Монастырь св. Георгия Сикеота (41) ( Janin. 1969. P. 77-78), в районе Девтерон получил известность после того, как в него в сер. IX в. были перенесены мощи прп. Феодора Сикеота . В источниках VIII в. упоминается «Сикеонский монастырь», однако неизвестно, идет ли речь о монастыре в К. или в Галатии. Согласно поздней версии, обитель была разрушена имп. Константином V (741-775) и он же вынужден был ее восстанавливать. В 893 г. здесь был похоронен патриарх Стефан I , который, возможно, имел тесные отношения с обителью и которому в X-XI вв. здесь совершался синаксис (27 мая) наряду с вмч. Георгием (23 апр.) и прп. Феодором Сикеотом (23 апр.). Исходя из упоминаний Анной Комниной и Антонием Новгородцем, мон-рь можно локализовать в районе цистерны близ Адрианопольских ворот; не исключено, что он находился на том месте, где в 1562-1565 гг. была построена мечеть Михримах-султан-джами (р-н Эдирнекапы).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ VIII ПАЛЕОЛОГ Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Исторических записок Георгия Пахимера. XIV в. (Monac. gr. 442. Fol. 174r) Имп. Михаил VIII Палеолог. Миниатюра из Исторических записок Георгия Пахимера. XIV в. (Monac. gr. 442. Fol. 174r) [Греч. Μιχαλ Παλαιολγος] (1224 или 1225 - 11.12.1282, близ дер. Пахомий, Фракия), никейский имп. (с 1 янв. 1259), визант. имп. (после 15 авг. 1261). Основатель династии визант. императоров Палеологов (1261-1453). Род. в знатной семье, состоявшей в родстве с 3 имп. фамилиями (Дуки, Ангелы, Комнины). М. П. был старшим сыном вел. доместика Андроника Палеолога († 1247) и его жены Феодоры. Его дед по материнской линии Алексей Палеолог, вступив в брак со старшей дочерью имп. Алексея III Ангела Комнина (1195-1203) Ириной Комниной, получил титул деспота и вел. дуки. М. П., отличавшийся красотой, веселым нравом и щедростью, пользовался известностью и всеобщим уважением ( Niceph. Greg. Hist. 3. 4). Свою карьеру он успешно начал на военном поприще. Уже в 1247 г. был назначен правителем македонских городов Меленик и Серры. Знатное происхождение, рано проявившиеся незаурядные способности политика и воина, равно как и слухи о пророчествах, предсказывавших ему обладание престолом (Ibidem), делали М. П. опасной фигурой в глазах императоров Никейской империи . Честолюбивый М. П. не раз попадал под подозрение св. Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254) и Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258). Впервые в лояльности М. П. усомнился Иоанн III Дука Ватац, к-рый в 1253/54 г. заставил его принести клятву верности императору в присутствии патриарха К-польского Мануила II Палеолога (1244-1255). После этого М. П. продолжал пользоваться милостями императора, хотя подозрительное отношение к нему сохранилось. М. П. получил должность вел. коноставла (командующего корпусом лат. наемников, находившихся на службе Никейской империи). Примерно в то же время он женился на Феодоре, племяннице императора, от брака с которой родилось 7 детей, в т. ч. буд. имп. Андроник II Палеолог . Кроме того, М. П. имел 2 незаконнорожденных дочерей.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Богоматерь коронует имп. Романа III. Гистамен Богоматерь коронует имп. Романа III. Гистамен VI. Кризис XI в. Формально концом Македонской династии считается 1056 г., когда умерла последняя ее представительница на троне - имп. Феодора. Однако упадок династии, а с ней и всего гос-ва начался уже после смерти имп. Василия II Болгаробойцы (1025). Ни один из его многочисленных преемников не сумел создать прочной системы власти, что в результате привело к постепенному нарастанию внутренних и внешних проблем, к-рые отчасти проявились уже в правление Василия II, но сдерживались его твердой политикой. Власть в империи на неск. десятилетий перешла к к-польской чиновничьей элите. Первоначально эта группировка сформировалась вокруг имп. Константина VIII (1025-1028), бывшего в течение полувека номинальным соправителем своего брата Василия II. Преемниками Константина VIII, не оставившего муж. потомства, стали бывш. чиновники: эконом и синклитик Роман III Аргир (1028-1034), младший брат влиятельного препозита Иоанна Орфанотрофа Михаил IV Пафлагонец (1034-1041), их племянник Михаил V Калафат (1041-1042), сын верховного судьи Константин IX Мономах (1042-1055). Легитимность правления обеспечивалась их браками с порфирородной царевной Зоей, дочерью Константина VIII (для Михаила V - усыновлением). Имп. Константин IX Мономах. Гистамен Имп. Константин IX Мономах. Гистамен К сер. XI в. наиболее влиятельными в гос-ве стали феодальные кланы Комнинов, Дук, Кондостефанов, Катакалонов, Мелиссинов, Вриенниев, Палеологов и др. Их представители, обладая обширными земельными владениями, занимали ключевые посты в провинциальной администрации и армии. Первой серьезной попыткой захвата власти одним из военных кланов был мятеж Георгия Маниака (1042-1043). Сделав блестящую карьеру на Востоке и в Италии, он, оказавшись жертвой политических интриг, выступил с войском своих родственников и «клиентов» против Константина Мономаха. В сражении под Фессалоникой Маниак одержал победу над правительственной армией, но случайно был убит.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Свт. Василий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Свт. Василий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Первые сообщения о событиях VI в. связаны с нашествием гуннов-сабиров в 515 г. Имп. Анастасий I возвел крепостные стены вокруг поселений К., освободил горожан от тяжких налогов ( Ioan. Malal. Chron. P. 406; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 43; Theoph. Chron. P. 161; Georg. Mon. Chron. P. 622). Обширное крепостное строительство завершилось в эпоху имп. Юстиниана I (527-565), оно подробно описано Прокопием Кесарийским ( Procop. De aedificiis. III 4, 20). Ок. 533 г. Юстиниан ввел для К. новый принцип управления, сосредоточив в руках наместника-проконсула и гражданскую, и военную власть (Nov. Just. XXX//CJC. Vol. 3. P. 223-235). Этот принцип спустя более 100 лет стал основой фемной системы провинциального управления Византии. Реформы Юстиниана коснулись и территорий Вост. Каппадокии, где в 536 г. были созданы провинции Армения Первая, Вторая и Третья (Nov. Just. XXXI//CJC. Vol. 3. P. 235-239). Территориальное реформирование сопровождалось ростом имп. доменов. С 70-х гг. VI в. на территории К. велись военные действия между Византией и Персией. В 575 г. персид. шах Хосров I совершил большой поход в М. Азию, прошел через К., сжег Севастию и Мелитину ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 8-10; Theoph. Chron. P. 247). С 577 г. комит Востока Маврикий (император в 582-602), выходец из Арависса в Вост. Каппадокии, возглавил войска в войне против персов и устроил ставку в Кесарии ( Theophyl. Sim. Hist. III 17; Evagr. Schol. Hist. eccl. V 19). Мирный договор, заключенный в 591 г. имп. Маврикием и Хосровом, предусматривал новое деление К. Провинция Армения Вторая со столицей в Мелитине стала Арменией Первой ( Georgii Cyprii Descriptio Orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. 14. 242-253; 67. 1375-1379). Ок. 605 г., по сведениям Жития Феодора Сикеота, произошло вторжение в К. лазов совместно с цаннами (Житие прп. Феодора Сикеонского. 120. 2005. С. 99-100). В ходе новой большой византийско-персид. войны к нач. 10-х гг. VII в. визант. оборона вост. границы рухнула. Согласно хроникам Феофана, Иоанна Зонары и Житию прп. Феодора Сикеота, в 611 г. персы захватили Кесарию ( Theoph. Chron. P. 296, 299; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 206; Житие прп. Феодора Сикеонского. 153. 2005. С. 121-122). После годичной осады город был отвоеван византийцами во главе с имп. Ираклием. В 622 г. имп. Ираклий начал большую кампанию против персов и вступил, по словам хрониста Феофана, «в области фем», т. е. в К. ( Theoph. Chron. P. 303-304). Походы Ираклия в 622-628 гг. завершились разгромом персов и заключением мира. Персы лишились всех завоеванных земель на Ближ. Востоке, в т. ч. К. В 30-х гг. VII в. началась война с арабами (см. ст. Арабские завоевания ), в которой были большие потери и которая вызвала кризис в Византии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Н. род. в семье чиновника имп. канцелярии Феодора. Возможно, Н. связывали родственные отношения с семьей будущего патриарха К-польского свт. Тарасия (784-806) ( Афиногенов. 1997. С. 39). Феодор подвергся репрессиям со стороны имп. Константина V (741-775). По сообщению Игнатия Диакона, это произошло из-за его иконопочитательских убеждений. Феодор был дважды отправлен вместе с семейством в ссылку (не ранее 761), а затем, вероятно, вновь приближен ко двору (о чем Житие Н. умалчивает) и скончался не ранее 767 г. После смерти отца Н. получил в К-поле светское образование, включавшее знакомство с античной лит-рой и основными положениями аристотелевской логики ( Boor. 1880. P. 150-151). Между 770 и 780 гг. Н. стал асикритом и служил предположительно под началом буд. патриарха Тарасия, бывшего в это время главой имп. канцелярии (протоасикритом). Точно датировать назначение Н. нельзя. Видимо, Игнатий Диакон не желал акцентировать внимание читателя на том, что Н. был приближен ко двору императоров-иконоборцев, поэтому датировка в Житии отсутствует. В 787 г. Никифор принял участие во Вселенском VII Соборе , восстановившем иконопочитание. В качестве представителя двора «славнейший асикрит» Н. зачитал на 2-м заседании Собора греч. перевод послания папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Константину VI и имп. Ирине ( Mansi. T. 12. P. 1055A). Нек-рое время спустя Н. оставил службу, покинул столицу и, согласно Игнатию Диакону, удалился в пустынное место на азиатском берегу Босфора, недалеко от К-поля (возможно, там располагалось его семейное имение), где впоследствии основал мон-рь ( Boor. 1880. P. 147). Вероятно, это был либо Агафов мон-рь, либо мон-рь св. Феодора, в к-рых Н. позже находился в ссылке. Согласно др. источникам, Н. поселился в Пропонтиде (на побережье Мраморного м.) (PG. 100. Col. 176A; SynCP. Col. 724). Игнатий Диакон не называет иных причин отставки Н., кроме желания вдали от столицы обрести возможность в спокойствии изучать Свящ. Писание. Большинство исследователей склонны относить эти события к 797 г. и связывать их с возвращением к власти имп. Ирины и тем, что она одержала верх в конфликте с Константином VI, за которого, по всей видимости, выступил Н. ( Alexander. 1958. P. 63; Pratsch. 1999. S. 115). После свержения Ирины (31 окт. 802) и возведения на престол Никифора I Н. вернулся в К-поль и был назначен птохотрофом (руководителем богоугодных заведений столицы). Это могло произойти уже после коронации соправителем Ставракия в дек. 803 г.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010