По Верденскому договору о разделе империи Карла Великого А. отошел к владениям имп. Лотаря и его сыновей, а в 867 г.- западнофранк. кор. Карла Лысого. В 869 г. граф Вьена и герц. Прованса Бозон провозгласил себя королем Прованса (Н. Бургундии), в его коронации принимал участие архиеп. А. Ростан I. Преемники Бозона перенесли свою резиденцию в А., с 933 г., после присоединения королевства Прованс к владениям верхнебургундского кор. Рудольфа II, объединенное Бургундское королевство получило название королевство Арелат (Regnum Arelatense). Оно вошло в состав Римско-Германской империи , а после прекращения провансальской королевской династии (1033) перешло под непосредственную власть императора. В 1246 г. в Провансе установилась власть Анжуйской династии. В 1481 г. франц. кор. Людовик XI присоединил Прованс и А. окончательно отошел к Франции. С кон. XV в. экономика А. приходит в упадок, и он превращается в один из провинциальных городов Юж. Франции. Церковь А. до сер. XI в. Церковное предание, отраженное в послании папы Зосимы от 417 г. (Ep. I 3//PL. 20. Col. 642-645), связывает основание христ. Церкви в А. с именем св. Трофима , ап. от 70. Из послания галльских епископов к папе Льву I Великому в 452 г. ( Leo Magnus. Ep. LXV 2//PL. 54. Col. 881) известно, что он был направлен из Рима в А. ап. Петром. Григорий Турский относил деятельность св. Трофима к сер. III в. и включил его в число 7 епископов, посланных из Рима для просвещения Галлии (Ист. франков. I. 30). Свт. Киприан Карфагенский (Ep. 55) писал о том, что в 254 г. церковь А. уже миновала период становления и была достаточно организованной. Древнейшие христ. памятники в А. также относятся к нач. III в. В XI в. возникло предание, связывающее начало христ. проповеди в А. с Марией Магдалиной, Лазарем Четверодневным и его сестрой Марфой. Арена Первым мучеником в А. считается св. Генесий , пострадавший в годы гонений при имп. Деции . В период арианской смуты (см. Арианство ) еп. Сатурнин поддержал проарианскую политику имп. Констанция II, за что был низложен парижским собором под председательством еп. Илария Пиктавийского (361). В V-VI вв. христ. Церковь в А. достигла расцвета, почти все епископы этого периода канонизированы Зап. Церковью, из них особенно прославились святые Гонорат (427-429), Иларий (429-449), Кесарий (502-542), Аврелиан (546-551) и Виргилий (ок. 588 - ок. 610). В это время в городе и его предместьях появились мон-ри, первый был основан ок. 430 г. св. Иларием у базилики св. Генесия на левом берегу р. Роны.

http://pravenc.ru/text/76088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОДОР И РОДОПИАН [греч. Διδωρος κα Ροδοπιανς] (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая). Свящ. Д. и диак. Р., члены христ. общины г. Афродисиада в обл. Кария (юго-запад совр. Турции), пострадали в нач. IV в. во время гонений имп. Диоклетиана от рук язычников-сограждан, подвергших святых издевательствам на агоре, а затем побивших их камнями. Сведения о жизни и кончине Д. и Р. содержатся в Римском и Сирийском Мартирологах IV в., в Синаксаре К-польской ц., а также в лат. Мученичестве, опубликованном составителем каталога лат. рукописей б-ки г. Руан А. Понселе в 1904 г. по единственной рукописи Руанской б-ки (пергамен, между 976 и 1025, листы 054-054v), содержащей и др. лат. Мученичества. Исследователи считают, что лат. Мученичество является переводом утраченных греч. мученических актов, о чем свидетельствуют расхождения между ним и др. источниками относительно времени кончины Д. и Р. (при имп. Деции - по Мученичеству или при имп. Диоклетиане - по Синаксарю К-польской ц.), а также правильного написания имени святого (Диодор или Диодорит; имя Диодор в отношении др. лиц зафиксировано в ряде более поздних надписей в Афродисиаде, надписи 492 и 499 (Monuments from Lycaonia. Manchester, 1962). Также разнится информация относительно дня памяти святых (3 мая в Римском Мартирологе, 29 апр. в Синаксаре К-польской ц., 30 апр. в Сирийском Мартирологе). Издатель текста считает, что наиболее вероятной датой является 30 апр. Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 382; MartRom. P. 169-170; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae publicae Rotomagensis: Appendix V: Passio SS Diodori et Rodopiani//AnBoll. 1904. T. 23. P. 129-275; SynCP. Col. 638-639. Лит.: BHL, N 2163b; Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/178285.html

В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при имп. Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. К., ставший епископом Пергама после ухода ап. Иоанна Богослова, рукоположил П. во диакона. Агафодор назван рабом П., Агафоника - его сестрой. В нек-рых визант. синаксарных сказаниях (напр., Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Paris. gr. 1589, XII в.) добавлены детали: К. назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас (Γρδας). Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, к-рого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей. В слав. церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 окт. В проложной заметке ВМЧ ошибочно говорится, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 950). Имя Папил впосл. трансформировалось в Папила ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 264). Согласно Синаксарю К-польской ц., служба святым совершалась в их мартирии в К-поле (SynCP. Col. 135). Вероятно, мартирий располагался на территории мон-ря, посвященного К. и П., основание к-рого приписывалось равноап. Елене (Patria CP. T. 3. P. 245). По мнению Р. Жанена, мартирий действительно является древней постройкой, тогда как монастырь возник впосл., но не позднее X в. ( Janin. Églises et monastères. P. 279). Обитель существовала еще в XIII в., о чем свидетельствует рус. паломник Антоний Новгородец, который в 1200 г. видел там мощи К. и П., лежащие в одном гробу; строительство церкви Антоний приписывает имп. равноап. Константину I Великому (Книга Паломник. С. 25, 56, 85). В 1935 г. нем. византинист-археолог А. М. Шнайдер обнаружил развалины мартирия К. и П. на юге р-на Эксакионий, в Ксилорофе (в наст. время помещение занимает мастерская), и датировал постройку IV-V вв. Мартирий, выполненный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме в форме ротонды, имеет диаметр 12 м, высоту 5,7 м и окружен коридором шириной 2,5 м и длиной 7,5 м; на своде сохранились фрагменты визант.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

Vol. 2/2. P. 214). Об этом предании было известно Иулиану , еп. Толета (ныне Толедо) († 690) ( Julianus Toletanus. De sextae aetatis comprobatione. II 9//PL. 96. Col. 565), Альдхельму из Мальмсбери († 709) ( Aldhelm. Carmina ecclesiastica. IV 4//MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже неизвестному автору трактата, подписанного именем еп. Исидора Гиспальского (см. Исидор Севильский ) ( Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71//PL. 83. Col. 151). В VIII-X вв. распространилось предание о 7 «мужах апостольских» (испан. Varones apostólicos), к-рые по благословению ап. Петра основали 7 кафедр в Юж. Испании: Торкват в Акци (ныне Гуадикс), Ктесифон в Вергии (ныне Берха), Секунд в Абуле (ныне Авила), Индалеций в Урци (близ совр. Альмерии), Цецилий в Иллиберисе (Эльвире), Исихий в Карцесе (ныне Сьеса), Евфрасий в Иллитургах (близ совр. Менхибара). Впосл. это предание соединилось с преданием об ап. Иакове, вслед. чего 7 «мужей апостольских» стали считать 7 учениками ап. Иакова, к-рые перенесли его тело после мученической кончины из Иерусалима в И. Первые краткие, но вполне достоверные сведения о существовании в И. христианских общин на рубеже II и III вв. приводят Тертуллиан ( Tertull. Adv. Iud. VII. 4-5) и сщмч. Ириней Лугдунский (Лионский) ( Iren. Adv. haer. I. 10. 2). О Церкви в И. в сер. III в. дает представление послание сщмч. Киприана Карфагенского ( Cypr. Carth. Ep. 67//CSEL. 3/2. P. 735-743), написанное в 254 г. в связи с отпадением от Церкви епископов Марциала и Василида и адресованное пресв. Феликсу и христианам городов Легиона (ныне Леон) и Астурики Августы. Согласно посланию, в сер. III в. в И. существовали крупные христианские общины, епископские кафедры и развитая структура клира. Св. Киприан упоминает также о гонениях на христиан при имп. Деции (249-251). От 2-й пол. III в. сохранилось единственное Мученичество испан. происхождения, созданное до правления имп. Константина I Великого,- Мученичество св. Фруктуоза, еп. Тарраконы, и его диаконов святых Авгурия и Евлогия, принявших смерть в гонение имп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

1921. P. 322-323). Такие выводы основаны на том, что епископ Антиохии с именем Киприан, равно как и епископы Оптат и Анфим, упоминаемые в «Обращении...», не встречаются в известных списках архиереев ( Fedalto. Hierarchia). Почитание К. не зафиксировано ни в зап., ни в вост. ранних календарях. Др. исследователи объясняли отсутствие К. в списках епископов тем, что он мог быть епископом Антиохии Писидийской (ActaSS. Sept. T. 7. P. 198) или же Антиохии Финикийской (это мнение поддерживает архиеп. Сергий (Спасский)). Высказывалось также предположение, что свт. Григорий мог случайно или намеренно объединить двух Киприанов, в частности из соображений церковной политики ( Coman. 1961. P. 371). По другой версии, он мог пользоваться неким несохранившимся произведением, где уже были объединены истории этих 2 святых. Подтверждением этой гипотезы может служить то, что на рубеже IV и V вв. лат. поэт Пруденций посвятил сщмч. Киприану один из гимнов сб. «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. XIII 21-34), где также объединены Жития К. и свт. Киприана Карфагенского. Сочинение похожей структуры сохранилось и в арм. версии V в. ( Conybeare. 1922. S. 270). В V в. имп. Евдокия посвятила К. похвальную песнь ( Eudocia Augusta. Carmen de S. Cypriano//PG. 85. Col. 831-864). По общему содержанию это сочинение соответствует основному циклу агиографических произведений. К. назван епископом Антиохии, время кончины К. и И.- период правления имп. Диоклетиана. Житие К. и И., составленное Симеоном Метафрастом ( Symeon Metaphrastes. Vita et Martyrium sanctorum Cypriani et Justinae//PG. 115. Col. 848-881), представляет собой соединение «Обращения...» и «Мученичества...». Здесь вновь прослеживается смешение с личностью сщмч. Киприана Карфагенского (говорится, что К. был родом из Карфагена и жил при имп. Деции), а также содержатся сведения, не встречавшиеся в основных Актах (И. называется Иустой, а имя Иустина дает ей К.; император, приговоривший святых к смертной казни,- Клавдий). Слияние житийных традиций К.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ [Клавдиан], ДИОДОР [Диоскор], СЕРАПИОН [Сарапион], ПАПИЙ [греч. Βικτωρνος (Οκτωρνος), Βκτωρ, Νικηφρος, Κλαδιος (Κλαυδιανς), Διδωρος, Σεραπων (Σαραπων), Παπας] († 251 или 258), мученики (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.). Согласно греч. житиям, пострадали в Коринфе при имп. Деции (или Валериане) и анфипате Тертии, вскоре после мученической кончины Кодрата , мч. Коринфского. За исповедание христ. веры Викторин, Виктор и Никифор были истолчены в каменной ступе, Клавдий умер после отсечения рук и ног, Диодор, приговоренный к сожжению на костре, сам добровольно вошел в огонь. Серапион был обезглавлен, а Папий утоплен в море. Сохранились сир. житие (BHO, N 1245) и краткие греч. жития мучеников (31 янв.) в составе Минология Василия II, кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 283), и Синаксаря К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 435-436). Лат. источники (25 февр.) относят время их страдания к правлению имп. Нумериана (284) и считают местом их мученической кончины Диосполь в Египте, а не Коринф (лат. житие и мартирологи). Мартиролог Адона называет имп. Нерона (видимо, ошибочно вместо Нумериана). В зап. календарях их память указывается 25 февр. (Мартирологи Иеронима, Римский, Узуарда и др.). По мнению Л. Дюшена, несохранившееся древнейшее житие мучеников наиболее верно отражено в сир. и наименее точно в лат. агиографических сочинениях. В наст. время РПЦ и Греческие Церкви празднуют их память 31 янв., а РПЦ еще и 10 марта, в день памяти Кодрата, наиболее чтимого из коринфских мучеников. Во мн. визант. рукописях их память отмечалась 5 апр. (Минеи служебные Sinait. gr. 613, XI в., Sinait. gr. 614, 1049 г., Синаксари Paris. gr. 1617, 1071 г., Петров Синаксарь 1249 г., стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в.- Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 1. P. 418, 421-422) и впосл. вошла в печатную минею (Венеция, 1596) и совр. календарь Греческих Церквей.

http://pravenc.ru/text/158586.html

P. 28-29, 33-36). В Житии свт. Иулиана приведены пространные выдержки из Мученичества К., в к-рых вместо К. назван свт. Иулиан (Ibid. P. 12-13, 15-16; см. также: Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966. P. 50-53, 195-196, 201-202, 206-207). В 1-м Житии сщмч. Австремония , по преданию, 1-го епископа г. Арверн (ныне Клермон-Ферран) (BHL, N 844; Житие составлено в VII в., но сохр. в редакции 2-й пол. IX в.), утверждается, что К. был епископом Рима при имп. Деции (249-251), когда единству Церкви угрожали еретические учения Валентиниана (имеется в виду гностик Валентин) и Новациана . Он послал в Галлию 7 епископов, среди к-рых был сщмч. Австремоний (эти сведения частично заимствованы из сочинений свт. Григория Турского - ActaSS. Nov. T. 1. P. 49). Составитель 2-го Жития (BHL, N 845) попытался устранить хронологические противоречия и датировал понтификат К. правлением имп. Нерона (54-68), но сохранил упоминания о лжеучениях Валентиниана (Валентина) и Новациана (ActaSS. Nov. T. 1. P. 55; о Житиях Австремония см.: Remensnyder A. G. Remembering Kings Past: Monastic Foundation Legends in Medieval Southern France. Ithaca (N. Y.), 1995. P. 137-140, 319-320). В «Деяниях Осерских епископов» (ок. 875) возникновение христ. общин в Галлии также связывается с деятельностью К., направившего для проповеди христианства епископов, среди которых были Дионисий Парижский, Марциал Лиможский и Сатурнин Тулузский, а также Савиниан Сансский, Меммий Шалонский и Урсин Буржский. При имп. Аврелиане (270-275) начались гонения на христиан, многие из к-рых укрылись в Автиссиодуре (ныне Осер); там сложилась христ. община, впосл. папа Сикст II послал туда 1-го епископа Перегрина (Bibliothèque historique de l " Yonne/Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 309-311). Каноник Бертарий в «Деяниях Верденских епископов» (нач. X в.) связывал возникновение епископской кафедры в г. Верден с деятельностью миссионеров, посланных К. в Галлию.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Вторая ред. Мученичества написана более изящным стилем, но в общих чертах повторяет сюжет первой. Наиболее важным ее отличием является появление в повествовании 3 других христиан - Акакия, Менандра и Полиена, о к-рых сообщается лишь то, что они пострадали вместе с П. Время кончины П., как и время составления Мученичества, неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что текст был написан под влиянием Мученичества сщмч. Пиония, пострадавшего при имп. Деции (249-251), где также упоминается проконсул Иулий и содержится пространная речь сщмч. Пиония о подземном огне. Сведения о почитании П. датируются не ранее IX в. О нем упоминается в Хронике, написанной Георгием Амартолом во время правления имп. Михаила III (842-867) ( Georg. Mon. Chron. P. 438-440). Его память отмечена под 19 мая в неаполитанском Мраморном календаре IX в. ( Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 21-22) и в палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 67, 228-229). Под этим же числом епископ упоминается вместе с Акакием, Менандром и Полиеном в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). Здесь большая часть заметки посвящена учению П., изложенному на основе Мученичества. В конце говорится, что синаксис мученикам совершался в К-поле, в ц. Пресв. Богородицы, в «тон Киру» (τν Κρου) (SynCP. Col. 695; Janin. Églises et monastères. P. 193-195). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 19 мая Акакий, Менандр и Полиен названы учениками П. В нек-рых визант. Синаксарях память П. содержится под 17 мая (напр.: Ambros. B. 133. Supl., XII в.), под 29 апр. изложено его учение о Страшном Суде (напр.: Paris. Coislin. 223., 1301 г.). В Синаксаре 1172 г. (Lips. R. II. 25) под 30 апр. помещены тексты учения П. «о подземном огне и горячих водах» и сщмч. Пиония «о пламени, извергающемся из-под земли в различных местах и карающем», изложенные неким Григорием, который после 2-го Собора в Никее (787) видел извержение Везувия, длившееся 6 дней и остановленное лишь по молитвам Стефана II, еп. Неапольского (767-800). В греч. печатной Минее (Венеция, 1603) память П. и его слово о Страшном Суде содержатся под 28 апр.

http://pravenc.ru/text/2579768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНОС Ганос [Ган; греч. Γν(ν)ος, Ιερν ρδβλθυοτεΟρος], св. гора во Фракии (945 м), к северу от античного и средневек. городка Ганос (совр. Газикёй, Турция) на побережье Мраморного м.; центр развития визант. монашеских общин. Ранняя история Г. неизвестна. В рассказе о мученичестве еп. Никона Таорминского при имп. Деции из К-польского синаксаря упоминается мон-рь на Г. с игуменом в сане епископа во главе, но эти сведения легендарны. Известно, что в X-XI вв. на горе находилось неск. мон-рей, к-рые, подобно мон-рям Афона , были объединены под упр. прота. В 1030 г. сюда по приказу имп. Романа III Аргира был отправлен в ссылку яковитский патриарх Антиохии Иоанн VII бар Абдун; в 1064-1067 гг. здесь находился в ссылке яковитский митр. Игнатий Мелитинский. На рубеже XI-XII вв. протом Г. был визант. богослов Иоанн Фурн , сотрудник и помощник Евфимия Зигабена , участвовавший в 1112 г. в К-поле в диспуте об объединении Церквей с папским послом архиеп. Пьетро Гроссолано. Возможно, в сер. XII в. нек-рое время протом Г. был Георгий Торник, митр. Эфесский. Мон-ри Г. сильно пострадали во время нашествий болгар в 1199 г. и латинян в 1203 г. В XIII в. монашеский центр приходит в упадок. В нач. XIV в. Г. был разграблен каталанцами. Тем не менее еще ок. 1260 г. на Г. основал мон-рь мон. Афанасий, буд. патриарх К-польский. В нач. XIV в. на Г. был пострижен и провел ряд лет св. Максим Кавсокаливит . Период нек-рого расцвета гора пережила также в XVII в., когда было основано неск. новых мон-рей. Монашеский центр Г. прекратил существование в 1923-1924 гг. в связи с эвакуацией греч. населения с территории Турции. К этому моменту на Г. существовало 5 мон-рей: св. Анны, св. Иоанна Богослова, Успения Богородицы, св. Георгия Ксенита (?), св. Георгия Агридиана (?). Лит.: Laurent V. Corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1981. T. 2. N 1228-1232; SynCP. Col. 555-556; RegPatr. N 839, 893; DHGE. T. 19. Col. 1105-1110; ODB. Vol. 2. P. 822. Рубрики: Ключевые слова: АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/161656.html

Сщмч. Панкратий и Кирилл, еп. Гортинский. Миниатюра из Иконописного подлинника. Сер. XIX в. (ГИМ) Сщмч. Панкратий и Кирилл, еп. Гортинский. Миниатюра из Иконописного подлинника. Сер. XIX в. (ГИМ) Краткое сказание, составленное на основе лат. Мученичества К. с большими или меньшими подробностями приведено под 9 июля в западных Мартирологах IX в.- Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1155), Адона Вьеннского ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 300) и Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 239). Как правило, в них говорится, что епископ К. (без указания кафедры) пострадал в Египте при имп. Деции и правителе Луции: сначала он был брошен в огонь, а затем обезглавлен. В заметке, вошедшей под 9 июля в состав Римского Мартиролога кард. Цезаря Барония (2-я пол. XVI в.), содержатся сведения о К. из греч. и лат. источников: К. назван епископом Гортины, он пострадал во время гонений Деция при правителе Луции, к-рый сначала приказал бросить святого в огонь, а затем обезглавить. В слав. нестишных прологах сказания о К., несколько различающиеся между собой, первоначально помещались под 14 июня и 9 июля (см., напр.: РГБ. Рум. 319. Л. 133 об., 145 об., нач. XIV в.). В сказании под 14 июня приводится рассказ из греч. Синаксаря (Vat. gr. 2046) XII-XIII вв. о путешествии К. в Рим с 2 слугами и сообщаются нек-рые детали: по дороге в Рим К. видел во сне в храме прп. Филиксина (Фелоксена), к-рый предрек ему епископство (согласно греч. сказанию, К. в то время уже был епископом Крита) и мученическую кончину. Из Рима К. отправился в Иерусалим, но по дороге ему явился муж в белых одеждах и велел идти на Крит. Там в возрасте 68 лет К. был поставлен епископом Гортины. Согласно данному сказанию, К. пострадал и был казнен правителем Агрианом в Раксе при имп. Максимиане. Сказание под 9 июля содержит краткие сведения из лат. Мученичества К. В более поздних слав. Прологах память К. отмечается под 6 сент. (Пролог на сент.-февр. М., 1641. С. 65 об.- 66 об.) и приводится рассказ о путешествии К. и его слуг в Рим (согласно данной версии, К. стал епископом в 60 лет); под 14 июня (Пролог на июнь-авг. М., 16624. С. 64) обозначены императоры Диоклетиан и Максимиан; правитель, при к-ром пострадал К., назван Агрипином. Согласно данной версии, мученик был казнен в 90 лет в Раксе и занимал епископскую кафедру 25 лет (хотя стал епископом в 62 года). В слав. стишных Прологах ( Петков. 2000. С. 240, 418) и в ВМЧ память К., посвященное ему двустишие и краткое сказание о нем содержатся под 6 и 10 сент. и 14 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 15, 29, 226).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010