Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИАН И ИАКОВ [Лат. Marianus et Iacobus] († 259), мученики (пам. зап. 6 мая), пострадали в Ламбезисе (Ламбез; близ совр. Батны, Алжир). Мученичество Мученичество (BHL, N 131; CPL, N 2050) - основной источник сведений о М. и И. В прологе говорится о скромности мучеников, «спешащих достигнуть обетованного Царства Небесного», и о необходимости описать их подвиг. Автор называет себя близким знакомым М. и И.: ранее он жил вместе с мучениками и пользовался их доверием (fiducia familiaris). Перед тем как принять мученическую смерть, М. и И. попросили автора поведать христианам об их последнем «сражении» с языческим миром, чтобы этот пример укрепил «Божий народ» в исповедании истинной веры. Мадонна со святыми Убальдом и Себастианом. Художники Б. и В. Нуччи. XVI в. (Собор мучеников Мариона и Иакова в Губбио) Мадонна со святыми Убальдом и Себастианом. Художники Б. и В. Нуччи. XVI в. (Собор мучеников Мариона и Иакова в Губбио) Повествование начинается с путешествия чтеца М., диак. И. и автора Мученичества по пров. Нумидия. О причинах и целях поездки ничего не говорится. Христиане прибыли в «место, именуемое Мугвы (Muguas)», пригород Цирты (ныне Константина, Алжир), и остановились в некой усадьбе (uilla). Им стало известно о преследованиях христиан, к-рые проводили военные власти в Цирте, а М. и И. получили от Бога откровение о том, что им предстоит стать мучениками. Среди христиан, вызванных из ссылки по указанию наместника провинции для повторного суда, были епископы Агапий и Секундин. Присоединившись к М. и И., они призывали собравшихся не страшиться гонений и принять мученическую смерть за веру. К тому времени, когда епископы отправились в путь, М. и И. утвердились в намерении «пройти по свежим следам их славы». Через 2 дня из Цирты в усадьбу прибыли центурионы, к-рые схватили христиан и отвели их в город. После допроса, во время к-рого мученики исповедали Христа, их бросили в тюрьму и стали пытать по указанию «центуриона и магистратов Цирты». И., обладавший сильным и решительным характером (ранее он подвергался преследованиям во время гонения на христиан при имп. Деции (249-251)), сразу заявил, что он не только христианин, но и диакон. М. назвал себя чтецом, однако палачи заподозрили его во лжи (они полагали, что мученик занимал более высокую должность в церковной иерархии) и подвергли его жестоким пыткам. Для усиления страданий его подвесили на дыбе не за руки, а за пальцы и к ногам привязали более тяжелый груз, чем обычно. Однако М. выдержал мучения и был брошен в тюрьму к др. христианам.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369) Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369) [Греч. Παπας, Διδωρος, Κνων κα Κλαυδιανς], мученики Памфилийские (Атталийские) (пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия). Сохранилось небольшое Мученичество П., Д. и Клавдиана (BHG, N 2332), в к-ром приводятся сведения об их допросе у правителя Памфилии Поплия (в «Житиях святых» Димитрия Ростовского ошибочно - Павлина). Во время допроса мученики сначала отказываются назвать свои имена, утверждая, что они - христиане (такой ответ часто встречается в древних мученичествах), затем говорят, как их зовут, и сообщают, что они пастухи. За проповедь Христа и отказ отречься от веры Поплий приказал подвесить П., Д. и Клавдиана и строгать их железными орудиями. Палачи были столь жестоки, что разрывали плоть мучеников на куски. После пыток П., Д. и Клавдиан были обезглавлены. Мученичество издано П. Франки де Кавальери и В. В. Латышевым ( Franchi de " Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1909. T. 3. P. 118-119. (ST; 22); Laty ev. Menol. T. 1. P. 12-14). В визант. Синаксарях под 4 февр. помещен краткий пересказ этого текста (SynCP. Col. 443; PG. 117. Col. 293 [Минологий Василия II]), под этим же числом (28 аратца) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэля (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d " Aratz. P. 140. (PO; T. 19. Fasc.1). В палестино-груз. календаре (Sinait. iber. 34) память П. и Д. (без Клавдиана) указана под 27 февр. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 166), в сиро-яковитском Мартирологии - под 28 шебата (28 февр.) (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1913. P. 73. (PO. T. 10. Fasc. 1).

http://pravenc.ru/text/2578927.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Александр Иерусалимский, священномученик Сщмч. Александр Иерусалимский (ум. 250/251) — иерусалимский епископ, мученик. Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского (последний посвятил ему не сохранившееся произведение), покровитель и почитатель Оригена. В гонения Септимия Севера претерпел мучения, долго сидел в тюрьме. После освобождения направился в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест». Там он становится помощником, а потом преемником еп. Наркисса. Став епископом Александр много трудов посвящает просвещению, создает прекрасную библиотеку. Александр был большим почитателем талантов Оригена. Когда последний был вынужден бежать из Египта, его приютили в Палестине. Там он активно занялся просвещением и проповедью. Димитрий Александрийский очень резко на это отреагировал. Александр же защищался тем, что с благословения епископа мирянин может проповедовать в церкви (основывался Александр не только на разумности такой практики, но и на известных ему случаях из прошлого Церкви). Однако, после того как Оригена рукоположили в Палестине, конфликт стал не разрешимым. В Александрии Оригена отлучили и лишили сана. Однако, это не отразилось на его жизнь в Палестине: по сообщению Евсевия, «и Александр, еп. Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения». Дионисий Александрийский после смерти Александра с большим пиететом отзывался о его личности: канонический конфликт двух церквей не повлиял на объективное отношение к человеку (отрадный пример любви и здравомыслия). В гонение при имп. Деции Александр «за Христа предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во втором своем славном исповедничестве, испытал темницу, будучи увенчан старостью маститой и честными сединами. Он почил в заключении после своего прекрасного и славного свидетельства перед судом игемона» (Евсевий. Церк. ист. VI 27; 39. 2-3). Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ale...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР И ТРИВИМИЙ [Тривимин; греч. Νστωρ κα Τριβμιος (Τριβιμνος)] (III в.), мученики Памфилийские (пам. 1 марта; пам. греч. 2 марта), пострадали при имп. Деции (249-251). Сохранилось синаксарное сказание об этих святых, согласно к-рому Н. и Т. были родом из г. Пергия Памфилийская (М. Азия). Несмотря на преследования христиан при Деции, они безбоязненно возвещали евангельское учение. Язычники донесли на них правителю области, и тот приказал арестовать проповедников. Когда Н. и Т. привели в суд, перед ними для устрашения разложили орудия пыток, но христиане вновь произнесли горячую проповедь. Разгневанный правитель приказал бить их воловьими жилами. Затем мучеников подвесили и строгали их тела железными орудиями до тех пор, пока не обнажились кости и внутренности. Видя, что никакие пытки не способны поколебать веру Н. и Т., правитель приказал отрезать им головы ножами, во время этой пытки мученики предали свои души Господу. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память мучеников отмечена под 1 марта (SynCP. Col. 500). В некоторых греч. Синаксарях под 2 марта есть память еп. Нестора и диак. Тривимия, о к-рых сообщается, что они пострадали также при имп. Деции и игемоне Пуплии. Далее приводится почти дословный текст Мученичества сщмч. Нестора , еп. Магиддийского (пам. 28 февр.), пострадавшего в Пергии при имп. Деции. Вероятно, Н. можно отождествить со сщмч. Нестором, хотя обстоятельства их казни не совпадают и в 2 Мученичествах Нестора, еп. Магиддийского (BHG, N 1328-1328e), Т. не упомянут. Краткое сказание и двустишие, посвященные Н. и Т., из греч. стишных Синаксарей перешли в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Пловдив, 2012. Т. 7. С. 9-10), а затем сказание было включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1 (2-я паг.)). Ист.: SynCp. Col. 500-501; ЖСВ. Март. С. 39; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 20. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 348-349. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ († ок. 250), исп. (пам. зап. 17 марта), диак. из Александрии, ученик и друг Оригена . Происходил из богатой и знатной (возможно, христ.) семьи. Достиг высоких должностей на имп. службе, о чем свидетельствовал в своих сочинениях Ориген (PG. 11. Col. 609), сообщивший также о его жене Марцелле, ревностной христианке. Евсевий Кесарийский считал, что нек-рое время А. состоял в гностической секте валентиниан (Церк. ист. VI 18), блж. Иероним называл его последователем Маркиона (PL. 23. Col. 667). Ок. 212 г. Ориген обратил А. в христианство, наставил в Свящ. Писании и крестил. Как близкий друг Оригена А. оказывал ему поддержку, способствовал писательской деятельности богослова, сопровождал в путешествиях. В гонение при имп. Максимине (235-238) А. был арестован и после конфискации имущества доставлен в Германию, где находился император. Об этом рассказывается в соч. Оригена «Ες Μαρτριον Προτρεπτικς» (Увещание к Мартирию), посвященном А. и его спутнику, кесарийскому пресв. Протоктиту. После этих испытаний А. остался жив, и именно по его просьбе Ориген в правление имп. Филиппа Араба (244-249) написал трактат «Против Цельса» (PG. 11. Col. 644). Скончался А. в гонение при имп. Деции . Блж. Иероним в своих сочинениях упоминает А. как автора неск. не дошедших до нас писем к Оригену. Ист.: Евсевий. Церк. ист. VI passim; Hieronymus. De vir. illustr. 56, 61; idem. Ep. ad Marcion. 43//PL. 22. Col. 478; Epiph. Haer. 64. 3; ActaSS. Mart. T. 2. P. 509. Лит.: Harnack. Geschichte. S. 328-330; idem. Die Chronologie. T. 2. S. 30, 33, 50, 54; Cadiou R. La jeunesse d " Origène. P., 1935. P. 80-86; Salaville S. Ambroise (3)//DHGE. T. 2. Col. 1086-1090; Bareille G. Ambroise d " Alexandrie//DTC. T. 1. Col. 951-952. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан в правление имп. Констанция II после 356 г.

http://pravenc.ru/text/114370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОДОР И РОДОПИАН [греч. Διδωρος κα Ροδοπιανς] (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая). Свящ. Д. и диак. Р., члены христ. общины г. Афродисиада в обл. Кария (юго-запад совр. Турции), пострадали в нач. IV в. во время гонений имп. Диоклетиана от рук язычников-сограждан, подвергших святых издевательствам на агоре, а затем побивших их камнями. Сведения о жизни и кончине Д. и Р. содержатся в Римском и Сирийском Мартирологах IV в., в Синаксаре К-польской ц., а также в лат. Мученичестве, опубликованном составителем каталога лат. рукописей б-ки г. Руан А. Понселе в 1904 г. по единственной рукописи Руанской б-ки (пергамен, между 976 и 1025, листы 054-054v), содержащей и др. лат. Мученичества. Исследователи считают, что лат. Мученичество является переводом утраченных греч. мученических актов, о чем свидетельствуют расхождения между ним и др. источниками относительно времени кончины Д. и Р. (при имп. Деции - по Мученичеству или при имп. Диоклетиане - по Синаксарю К-польской ц.), а также правильного написания имени святого (Диодор или Диодорит; имя Диодор в отношении др. лиц зафиксировано в ряде более поздних надписей в Афродисиаде, надписи 492 и 499 (Monuments from Lycaonia. Manchester, 1962). Также разнится информация относительно дня памяти святых (3 мая в Римском Мартирологе, 29 апр. в Синаксаре К-польской ц., 30 апр. в Сирийском Мартирологе). Издатель текста считает, что наиболее вероятной датой является 30 апр. Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 382; MartRom. P. 169-170; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae publicae Rotomagensis: Appendix V: Passio SS Diodori et Rodopiani//AnBoll. 1904. T. 23. P. 129-275; SynCP. Col. 638-639. Лит.: BHL, N 2163b; Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/178285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНОС Ганос [Ган; греч. Γν(ν)ος, Ιερν ρδβλθυοτεΟρος], св. гора во Фракии (945 м), к северу от античного и средневек. городка Ганос (совр. Газикёй, Турция) на побережье Мраморного м.; центр развития визант. монашеских общин. Ранняя история Г. неизвестна. В рассказе о мученичестве еп. Никона Таорминского при имп. Деции из К-польского синаксаря упоминается мон-рь на Г. с игуменом в сане епископа во главе, но эти сведения легендарны. Известно, что в X-XI вв. на горе находилось неск. мон-рей, к-рые, подобно мон-рям Афона , были объединены под упр. прота. В 1030 г. сюда по приказу имп. Романа III Аргира был отправлен в ссылку яковитский патриарх Антиохии Иоанн VII бар Абдун; в 1064-1067 гг. здесь находился в ссылке яковитский митр. Игнатий Мелитинский. На рубеже XI-XII вв. протом Г. был визант. богослов Иоанн Фурн , сотрудник и помощник Евфимия Зигабена , участвовавший в 1112 г. в К-поле в диспуте об объединении Церквей с папским послом архиеп. Пьетро Гроссолано. Возможно, в сер. XII в. нек-рое время протом Г. был Георгий Торник, митр. Эфесский. Мон-ри Г. сильно пострадали во время нашествий болгар в 1199 г. и латинян в 1203 г. В XIII в. монашеский центр приходит в упадок. В нач. XIV в. Г. был разграблен каталанцами. Тем не менее еще ок. 1260 г. на Г. основал мон-рь мон. Афанасий, буд. патриарх К-польский. В нач. XIV в. на Г. был пострижен и провел ряд лет св. Максим Кавсокаливит . Период нек-рого расцвета гора пережила также в XVII в., когда было основано неск. новых мон-рей. Монашеский центр Г. прекратил существование в 1923-1924 гг. в связи с эвакуацией греч. населения с территории Турции. К этому моменту на Г. существовало 5 мон-рей: св. Анны, св. Иоанна Богослова, Успения Богородицы, св. Георгия Ксенита (?), св. Георгия Агридиана (?). Лит.: Laurent V. Corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1981. T. 2. N 1228-1232; SynCP. Col. 555-556; RegPatr. N 839, 893; DHGE. T. 19. Col. 1105-1110; ODB. Vol. 2. P. 822. Рубрики: Ключевые слова: АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/161656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН [греч. Κλαυδιανς; лат. Claudianus] (VII в. (?)), мч. Персидский (пам. визант. 5 апр.). Согласно болландистам , небольшое сказание о нем сохранилось в визант. минеях, которые содержатся в 2 рукописях: одна хранится в Национальной б-ке Турина, другая - в миланской б-ке Амброзиана. К. был персом, происходившим из христ. семьи. Он жил, вероятно, во времена персид. шаханшаха Хосрова II (590-628). Стал монахом в 30 лет, вняв евангельскому призыву следовать за Христом. Во время гонения на христиан братия мон-ря, где подвизался К., покинула обитель, спасаясь от расправы. К. остался один, желая принять мученический венец. Название мон-ря неизвестно, скорее всего он находился в г. Нисибин или в его окрестностях. К. схватили и привели на суд к префекту Нисибина, к-рый заставлял его принять зороастризм. К. отказался и был обезглавлен. Текст этого рассказа, переведенный на латынь, помещен под 5 апр. в «Acta Sanctorum» . Ни в вост., ни в зап. синаксарях и мартирологах К., мч. Персидский, не упоминается. Но мученик по имени Клавдиан фигурирует сразу в нескольких дружинах, чья память отмечается помимо др. дней и 5 апр. Первая группа мучеников (см. ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий (Клавдиан), Диодор (Диоскор), Серапион (Сарапион), Папий ), по данным греч. источников, пострадала в Коринфе в сер. III в., по данным лат. источников - в Диосполе (Египет). Вторая группа (см. ст. Виктор, Викторин, Клавдиан и Васса ) приняла мученичество в Никомидии, вероятно, во время гонений на христиан имп. Диоклетиана ; их основной день памяти, указанный в зап. мартирологах,- 6 марта. Третья группа (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан ), содержащая неск. имен, к-рые есть и в 1-й группе, пострадала в Памфилии при имп. Деции . Существовал ли К., мч. Персидский, или появление самостоятельного сказания о нем - результат редупликации имени мученика, включенного в одну из вышеперечисленных дружин, установить на основании имеющихся в наст. время материалов невозможно. Ист.: ActaSS. Apr. Vol. 1. P. 400. Лит.: Sauget J.-M. Claudiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 10-11; idem. Claudiano e compagni//Ibid. Col. 11. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ СИНКЛИТИКИ [Греч. Ο γιοι μρτυρες, ο π τς συγκλτου βουλς] († между 320 и 324 ?) (пам. греч. 2 нояб.). Краткие сведения об этих святых содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 189-190 и в ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 524), где говорится, что они являлись членами синклита, т. е. сената, и за веру во Христа были усечены мечом. Традиционно считается, что М. с. пострадали вместе с мучениками Евдоксием, Аттиком, Агапием, Катерием (пам. визант. 2 нояб.) при имп. Лицинии (по др. версии - при имп. Деции ) в Севастии (архиеп. Сергий (Спасский), митр. Софроний (Евстратиадис)). Однако в кратких синаксарных сказаниях о Евдоксии и воинах, пострадавших с ним, М. с. не упоминаются. Лишь в нек-рых источниках говорится, что вместе с Евдоксием и его дружиной мн. другие верующие во Христа были преданы огню (Минологий Василия II: PG. 117. Col. 141; текст дополнен миниатюрой, где изображено большое число святых в огне). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. с. содержится под 2 нояб. с указанием, что они были усечены мечом. Однако в сказании о святых сообщается, что они были брошены в огонь ( Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 15). Вероятно, М. с. и мч. Евдоксий с дружиной пострадали в разное время, однако из-за того, что их память в визант. церковных календарях обозначена под одной датой, в нек-рых синаксарных заметках сведения об этих 2 группах мучеников были объединены. Текст сказания о Евдоксии с дружиной в славяно-рус. нестишном Прологе представляет собой перевод Синаксаря, аналогичного Vat. gr. 2046, Fol. 64b-d, XII-XIII вв.; в конце сказания говорится, что святые пострадали «с инеми многыми веровавшими в Христа» (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 290-294). В ВМЧ под 2 нояб. внесены память и сказание о мч. Евдоксии и дружине из греч. нестишного Пролога (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 47-48) вместо текста из стишного греч. Пролога, снова повторяется заметка из нестишного (Там же. Стб. 71) с незначительными разночтениями. В «Новом Синаксаре Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит поместил память М. с., усеченных мечом, перед памятью Евдоксия с дружиной, сожженных заживо. Лит..: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 341-342; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 308; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 23. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРИППИНА [лат. Agrippina] († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня). Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Рим. дева, с юности воспитанная в благочестии и чистоте жизни, добровольно предала себя в руки язычников, претерпела избиение палками, заключение в оковы и приняла мученическую кончину через усечение головы в гонение при имп. Валериане . Позднее святые Васса , Павла и Агафоника захоронили останки мученицы в г. Минео (Сицилия), где могила А. прославилась многими чудесами; в нач. XI в. ее мощи были перенесены в К-поль. Сохранились отрывки из посвященной А. греч. службы (Paris. Gr. 345. Fol. 165; 1576. Fol. 72v; 1569. Fol. 129; Laur. 44. Fol. 194). Иконография Изображается как мученица в красном мафории, с крестом в правой руке: в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. Fol. 1. Fol. 44v); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 118) - в рост; на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное изображение. В мучении - на фресках минологиев в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. Ист.: BHL, N 173, suppl. 10; ActaSS. Jun. T. 4. P. 458-470; Oct. T. 11. P. 157-158; SynCP. P. 706, 763; ЖСв. Июнь. С. 499-500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230; Rouziè s U. Agrippine//DHGE. T. 1. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 9-10; LTK. Bd. 1. Sp. 210. Иконогр.: Евсеева. Афонская книга. С. 311. 162; Менолог. С. 281, 339, 359. Сл. 226 (илл.). А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)

http://pravenc.ru/text/82725.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010