Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАЛЛАДИЙ (Писарев-Раев Павел Иванович; 1827-1898) митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 ПАНКРАТИЙ (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАПИЙ (1-я пол. II в.), св. (пам. зап. 22 февр.), еп. Иераполя (ныне Памуккале, Турция), раннехрист. писатель, один из мужей апостольских ПАПРАЧА муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_191.htm...

Придя в Лаодикию, он сел на корабль, отправлявшийся в Тарс, но в пути был застигнут бурей и оказался в Риме. Поняв, что это знак Божий, он попросил пристанища в доме родителей (приводятся их имена: Евфимиан и Аглаида), но не открылся им. 17 лет А. ч. Б. подвизался под видом нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты (с к-рой, согласно этой версии, он успел обвенчаться до своего бегства). Почувствовав приближение смерти, святой подробно на письме изложил все, что с ним случилось. В это время в церкви, где шла служба в присутствии «архиепископа и обоих императоров» и находилось множество народа, из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». После двухдневных поисков тот же голос указал на дом Евфимиана, где и было обретено тело А. ч. Б. Прочитав оставленное им жизнеописание, родные предались безутешным рыданиям. Честные мощи по имп. приказу были перенесены для поклонения в храм, и по всему городу начались чудесные исцеления. Согласно одной из гипотез, под Римом визант. агиографы могли подразумевать «Новый Рим» - К-поль. На основе ранних сир. и греч. житий была создана (вероятно, ок. Х в.) 2-я сир. версия, в к-рой механическое совмещение эдесского сказания с сир. переводом визант. жития привело к «двойной смерти» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (неизвестное в к-польской традиции). В 1-й араб. (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как 2-я араб. редакция восходит исключительно к к-польской версии и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В Х в. появилось греч. переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны неск. греч. версий, а также ряд лат. редакций жития, в к-рых помимо имен А. ч. Б. и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I ) и императоров (Аркадий и Гонорий).

http://pravenc.ru/text/114016.html

11 июля 1888 г. Н. совершил освящение нового ташкентского собора в честь Преображения Господня, средства на создание которого собирали в течение 17 лет. Именно Н. издал указ, к-рым предписывалось сооружать храмы епархии только из жженого кирпича или дерева, по утвержденным архитектурным проектам, с ведома и по благословению правящего архиерея. Это решение оказало благоприятное воздействие на дальнейшее церковное строительство в Туркестанском крае. С 1885 по 1889 г. различные области современных Казахстана и Кыргызстана, входившие в состав Туркестанского края, подвергались сильнейшим землетрясениям. В опасных ситуациях Н. подавал пример твердости духа, призывал вверенную ему паству к молитве, возлагал надежду на милосердие Божие. Сам Н. во время крупного землетрясения 28 мая 1887 г. чудом спасся от гибели. Несмотря на полученные травмы, он в течение неск. дней помогал пострадавшим от стихийного бедствия, отпевал погибших, восстанавливал разрушенные храмы. Не прибегая к казенным средствам, устроил в г. Верном т. н. временный кафедральный собор. За проявленное мужество архиерей получил благодарность от имп. Александра III Александровича . В результате землетрясения 1889 г. были разрушены все постройки Иссык-Кульского мон-ря. «Напуганный игумен Михаил бежал в Россию и увлек за собой большинство братии», осталось всего 2 монаха из местных жителей. По инициативе Н. обитель стала возрождаться. Туркестанская администрация помогла стройматериалами, Синод выделил 2 тыс. р., миссионерское об-во - 6 тыс. р., св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) пожертвовал 5 тыс. р. В 1891 г. Н. принял в Туркестанскую епархию и назначил псаломщиком в храм в ст-це Зайцевской и законоучителем церковноприходской школы буд. священника Никольской ц. г. Верного сщмч. Александра Скальского . 21 нояб. 1892 г. Н. был переведен на Кишинёвскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 19 февр. 1893 г. прибыл в Кишинёв, совершил богослужение в кафедральном соборе; нового архипастыря приветствовал еп. Аккерманский, вик. Кишинёвской епархии, Аркадий (Филонов). Несмотря на слабое здоровье, Н. совершал объезды епархии (см., напр.: Орлов П. Пребывание высокопреосв. Неофита, архиеп. Кишинёвского и Хотинского, в м. Единцах//Кишинёвские ЕВ. 1893. Отд. неофиц. 13. С. 456-462). 13 мая 1894 г. в кишинёвском кафедральном соборе Н. в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова) и городского духовенства совершил заупокойную литургию, а затем отслужил панихиду по Исаакию (Положенскому) , бывш. еп. Кишинёвскому и Хотинскому.

http://pravenc.ru/text/2564994.html

Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Во всех этих обвинениях была и правда, отраженная в кривом зеркале ненависти, и полуправда, и прямая ложь и клевета. Очевидно, что в каждом пункте выражен острый церковный конфликт. Историография, особенно католическая, часто стилизовала эту трагедию как столкновение " царя и первосвященника " . На самом деле это был конфликт иерархов. Вина императорской четы не в " навязывании Церкви своей воли " , а в том, что монархи не пожелали воспользоваться традиционным правом верховных арбитров, призванных мирить спорящие партии и не допускать, чтобы одна из партий была разгромлена другой. " Вина " Евдоксии в том, что любовь, уважение и доверие к Севериану после борений и колебаний превысили в ее душе те же чувства к свт. Иоанну Златоусту. Свт. Иоанн Златоуст на четырехкратные приглашения явиться на Собор ответил отказом. Он отводил Феофила, Севериана, Акакия и Антиоха как своих судей, поскольку они были его личными врагами. В отсутствие таких судей он готов был явиться не только на этот, но и на Вселенский Собор. В итоге Собор низложил свт. Иоанна Златоуста по единственному обвинению - в неявке. О своем постановлении Собор известил посланиями константинопольский клир и императорскую семью. По сообщению Палладия, Собор предложил монархам рассмотреть в светском суде чрезвычайно тяжелое и опасное обвинение свт. Иоанна Златоуста в " оскорблении Величества " . Если это предложение и было, ему не было дано хода: такого рода обвинения основывались исключительно на злостно фальсифицированных проповедях святителя Во время заседаний Собора " при Дубе " епископов-сторонников свт. Иоанна было меньше, чем епископов, поддерживавших еп. Феофила. Сторонники свт. Иоанна Златоуста занимали пассивную, выжидательную позицию. Некоторые из них перешли на сторону еп. Феофила. В Константинополе и окрестностях пребывали десятки епископов противоборствующих партий. Окончательное решение Собора " при Дубе " о низложении Иоанна Златоуста стало известно в Константинополе к вечеру и произвело большое смятение в народе. Всю ночь народ стерег церковь, где находился святитель, чтобы его не увезли насильно, и требовал созыва большего Собора для разбора дела. Имп. Аркадий , получив соборные акты, принял решение о ссылке архиеп. Иоанна, и тот, опасаясь народного мятежа (по Сократу) или новых обвинений в неподчинении императору и подстрекательстве народа к бунту (по Созомену), через три дня после объявления приговора, около полудня, когда народ рассеялся, тайно покинул церковь . Еп. Палладий Еленопольский , который, видимо, находился рядом со святителем Иоанном все эти дни, сообщает, что тот был изгнан из храма комитом с отрядом солдат . Иоанн Златоуст покинул Константинополь (неизвестно, под стражей или сам) и прибыл в окрестности г. Пренет в Вифинии , между Еленополем и Никомидией.

http://drevo-info.ru/articles/13679109.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК [Исхак; сир.  ], католикос-патриарх Церкви Востока , занимавший кафедру Селевкии-Ктесифона (399-410/1). О жизни И. до избрания католикосом и о первых годах деятельности в этом сане известно мало. Он был уроженцем обл. Кашкар на левобережье Тигра; по одним сведениям, приходился родственником католикосу Томарсе, по другим - свт. Маруфе Майферкатскому (Мартиропольскому). Согласно большинству сир. хронистов, предшественниками И. были католикосы Томарса (Томаза?; 384-392/3) и Каюма (394/5-399). По версии еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.), спустя 5 лет после рукоположения Каюмы визант. имп. Аркадий и иран. шаханшах Йездигерд I заключили мирный договор, следствием к-рого стало прекращение гонений в Иране. Текст договора доставил в Иран свт. Маруфа Майферкатский. Католикос Каюма на Соборе иран. епископов в присутствии свт. Маруфы заявил о желании оставить пост по причине телесной немощи. После повторной просьбы отставка была принята. Вместо Каюмы католикосом был избран И. Др. версия событий, которую исследователи (Ж. Лабур, А. Выыбус) считают более правдоподобной, была изложена Агапитом, еп. Бет-Лапата (Гундишапура), в приветственном слове участникам Собора Церкви Востока 424 г. ( Chabot. Synod. orient. P. 48-49, 292-293). По словам Агапита, благодаря доверию Йездигерда И. возродил высшую церковную иерархию в Иране после 22 лет вынужденного перерыва, последовавшего за эпохой преследований христиан в 340-379 гг., при Шапуре II . Но затем епископы восстали против католикоса и оклеветали его перед иранской администрацией. И. был брошен в тюрьму и освобожден только благодаря вмешательству «западных отцов» и еп. Маруфы. Доверие шаханшаха к католикосу было восстановлено. Наиболее важным событием в правление И. стало проведение в нач. февр. 410 г. в Селевкии Собора епископов из всех месопотамских провинций Иранского гос-ва - от Нисибина до Мешана, а также из соседних с Месопотамией Хузестана и Кашкара. Инициаторами созыва Собора выступили еп. Маруфа и шаханшах Йездигерд. В 1-й день заседаний было зачитано и одобрено послание «западных отцов», призывавших к проведению реформ с целью урегулирования церковной жизни после гонений: к закреплению за каждой епархией только 1 епископа, рукоположенного 3 другими и утвержденного епископом Селевкии-Ктесифона; к установлению единообразия в богослужебном календаре; к принятию Символа веры и правил Никейского Собора (см. Вселенский I Собор ). В остальные дни участники занимались обсуждением и утверждением канонов, регулирующих внутреннюю жизнь Церкви: порядок избрания епископов, управление епархиями, правила поведения духовенства в различных ситуациях и проч.

http://pravenc.ru/text/674135.html

икона явилась в 829 г. в Константинополе. Божия Матерь изображена на ней с лилией в руке. 185 Корцирская , иди Керкирская, св. икона находится на о. Корфу, в предместье гор. Корциры или Керкиры; она прославилась 11 февр. 1603 г. 186 Крупецкая св. икона находится в деревне Крупцах, в 5 в. от г. Минска, в Покровской церкви, приписанной к Минской Екатерининской церкви; на ней изображена Богоматерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим левою Евангелие; главы Их увенчаны коронами. 187 Св. икона Ктиторская , или «Алтарница», находится в Афонском Ватопедском монастыре, в церкви Благовещения. Близ этого монастыря упал в море с корабля царевич Аркадий сын имп. Феодосия Великого, бывший еще отроком. Чудным заступлением Богоматери он невредимым был перенесен на берег, где и найден был стоящим под кустом, недалеко от обители. От этого события ж произошло название „Ватопеда“, что значит: „куст отрока“. Феодосий Великий в благодарность за чудесное избавление своего сына украсил и обогатил Ватодедский монастырь. Между прочим, он пожертвовал обители сделанную из мастики икону Богоматери. В память того, что император был ктитором обители, эта св. икона получила название «Ктиторской», a как поставленная в алтаре на горнем месте соборной церкви, ехала называться «Алтарницей». Богоматерь изображена на ней в короне, о сидящим на Ее левой руке Богомладенцем. 188 Св. икона Кукузелисса находится на Афоне, в лавре св. Афанасия; названа так потому, что пред ней было чудесное видение Богоматери жившему в XII в. подвижнику Иоанну Кукузели (который сначала был певчим в Константинополе при царском дворе, где пользовался славой за свой прекрасный голос, но затем, тайно оставил царский двор, ушел на Афон и всю остальную свою жизнь провел здесь в подвигах иночества). Божия Матерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, Который в правой руке держит свиток, а в левой державу. 189 Купятицкая св. икона, явившаяся в 1180 г. в с. Купятич, Пинского y., Минской губ., находятся в Киево-Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помимо опасности для провинций присутствие варваров влияло и на жизнь в столице, где мн. высокие посты, особенно в армии, со времени Феодосия I находились в их руках. В имперской элите сложились 2 противостоящие партии: готская, во главе к-рой стоял военачальник (magister militum) Гайна, и партия противников «варварского засилья», возглавленная префектом претория Востока Аврелианом. В 399-400 гг. между партиями произошло открытое противостояние, вылившееся в «мятеж Гайны» - попытку готского войска поставить под свой контроль К-поль и управление империей. Хотя Гайна вошел в столицу во главе подчиненных ему войск, население было настроено враждебно к арианам-готам; энергичный протест свт. Иоанна Златоуста не позволил Гайне передать своим воинам одну из главных церквей К-поля. 12 июля 400 г., когда Гайны не было в К-поле, толпа бросилась на готов и перебила ок. 7 тыс. чел. Гайна бежал на Дунай, где вскоре погиб в одном из сражений с гуннами (дек. 400). После этих событий влияние германцев в Византийской империи было существенно ослаблено. В честь победы над готами при А. было начато строительство нового форума в К-поле, завершенного при Феодосии II. В центре форума А. была поставлена колонна, украшенная барельефами; конная статуя А. в 421 г. была водружена на ее вершине. В программе барельефов колонны А. нашли отражение изменения в офиц. идеологии имп. власти: победу императора отныне связывали не с его военной доблестью правителя, а прежде всего с его христ. благочестием. Статуя упала при землетрясении в 740 г., а сама колонна простояла до 1715 г. В наст. время сохранились остатки постамента колонны. Религ. политика А. продолжал деятельность Феодосия I по укреплению Православия в империи после окончательного осуждения арианства на Всел. II Соборе (381) и запрета языческих жертвоприношений эдиктом 391 г. Во время «мятежа Гайны» ариане попытались восстановить свое влияние в столице. Позднее, несмотря на усилия правительства А., число ариан было достаточно велико. В самом К-поле арианское богослужение было запрещено, однако за чертой города благодаря покровительству высокопоставленных чиновников накануне великих праздников совершались пышные шествия ариан, во время к-рых пелись религ.

http://pravenc.ru/text/76036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ II архиеп. Констанции Кипрской (Саламин). Предстоятель Кипрской Церкви (сер. VII в.). Хронологические рамки архиепископства А. определяются последним упоминанием в источниках его предшественника Сергия , архиеп. Кипрского (642), и сообщением об участии во Всел. VI Соборе (680) Епифания II, архиеп. Кипрского. Из письма имп. Константина IV Погоната (668-685) против Павла, главы ереси акефалов , А. известен как борец с еретиками. Ист.: Mansi. T. 11. P. 669; ActaCO. Vol. 2. Pt. 1. P. 60. Лит.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Agrain R. Arcadius II (12)//DHGE. T. 3. Col. 1495; Κρρης Κ. Π. Αρκδιος Β//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 158-159. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/76052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († Ок. 361), прп. (пам. 6 марта, пам. греч. 8 марта). Подвизался на о-ве Кипр в царствование имп. Константина I Великого , с юности вел аскетический образ жизни, своей проповедью и благим примером привлек большое число учеников, среди к-рых были Еввул и врач Иулиан . Укрепляемые молитвами наставника, они приняли мученическую кончину при имп. Юлиане Отступнике . А. предал погребению тела мучеников и провел остаток своих дней в слезах и молитвах. Краткое житие А. содержится под 8 марта в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 343-344); память А. указана 6 марта в греч. рукописных синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и печатной Минее (изд. Венеция, 1596). В ВМЧ помещена память А. без жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 8 (2-я паг.)). Гимнография Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь (Μηναον. Μρτιος. Σ. 43). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; PG. 117. Col. 343-344; ЖСв. Март. С. 158. Лит.: Agrain R. Arcadius (4)//DHGE. T. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 159; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 56. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/76024.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010