1 Плодом святитель называет падение Евтропия, которые почти за 30-ть дней до настоящего момента был лишён своего высокого положения. 2 У Миня замечено: в аллегорическом смысле говорится о падении Евтропия; последний был сослан в 399 году, в конце августа, а беседа была сказана спустя почти 30-ть дней после этого события; следов., в конце сент. того же года, т. е., 399. 3 Здесь, по-видимому, пропуск. 4 В слав. тексте читается: «собери... пророки студныя Вааловы четы­реста и пятьдесят, и пророков дубравных четыреста» (3Цар.18:19); «поймайте пророки Вааловы... — и яша их... — и закла их» (3Цар.18:40). 5 В объяснение заглавия следует заметить: 1) в Дрипие, отстоявшем от Константинополя около 6-ти верст ( σημεον ­ milliarius, т. е., 1000 шагов; следов., 9Х1000­9000 ш.­ 3000 с.­ 6 в.), была церковь в честь апостола и мученика св. Фомы; 2) под царицею разумеется Евдокия, супруга имп. Аркадия. 6 Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 7 Под царём разумеется император Аркадий. 8 К этой беседе нужно заметить: 1) имена двух епископов неизвестны, но один был старый, а другой молодой; 2) прославляется имп. Феодосий Великий, умерший 17 января 395 года, и отсюда вероятно, что святитель говорил в 399 году в день кончины императора; 3) упоминаются два узур­патора царской власти: первый — Максим, второй — Евгений; 4) обличается христианская секта, называвшаяся «кафары» ( καθαρς чистый), которая была тогда в Константинополе многочисленна и имела там своего епископа. 9 Здесь, по-видимому, недостаёт отрывка, где святитель противополагал скромность ап. Павла бесстыдству кафаров. 10 Св. оратор уподобляет человеческую душу проливу Эврипу, Εριπος , отделяющему о. Эвбею от материка. Некоторые древние эллинские писатели сообщают, что течение в этом проливе сменялось по семи раз днём и ночью ( «Pauly, A» . Real-Encyclopädie etc. Stuttg. 1844. Bd. Ill, S. 305). 11 Есть предположение, что эта беседа была сказана святителем на пас­хальной седмице. Между предыдущею беседою и этою, в Ватиканском списке, имеется беседа против зрелищ в ипподроме и театре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3307...

М. род. в сер. IV в. в семье правителя пров. Софена, столицей к-рой являлась Амида (ныне Диярбакыр, Турция). На родине М. изучал медицину, затем был рукоположен во епископа Майферката. После смерти отца к М. перешла светская власть в Софене. Григорий Бар Эвройо сообщает о широкой известности М., ставя его в один ряд со свт. Епифанием Кипрским ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 121). После заключения мира с персами визант. имп. Аркадий направил к шаханшаху Йездигерду I посольство (399 или 400), к-рое возглавил М. ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 46-52). Результатом этого посольства стало улучшение положения христиан на территории сасанидского Ирана. Согласно Сократу Схоластику, почтительное отношение шаханшаха к М. было вызвано в частности тем, что последний излечил его от головной боли, а посетив Иран во 2-й раз, избавил его сына от демона. Йездигерд I позволил М. собрать мощи персид. мучеников (см. ст. Мартиропольские мученики ). М. доставил их в свой город, к-рый в связи с этим получил название Мартирополь (греч. «город мучеников»; о дальнейшей судьбе города см.: Fiey. Martyropolis syriaque. 1976). Арм. традиция (BHO, N 159) приписывает М. также перенесение в Мартирополь мощей ап. Варфоломея (см.: Calzolari. 2012. P. 160-163). Ряд исследователей ( Ortiz de Urbina. PS. P. 48-49; Пигулевская. 1979. С. 197) относят 1-е посольство М. ко времени правления шаханшаха Шапура II (309-379), жестоко преследовавшего христиан (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ), что противоречит данным «Истории» Григория Бар Эвройо. Свт. Иоанн Златоуст в письме к диакониссе св. Олимпиаде , которое датируется кон. 404 г. ( Ioan. Chrysost. Ep. 9. 5), упоминает о М. и о посланных к нему 2 письмах. Свт. Иоанн намеревался узнать о состоянии миссии в Иране, результаты которой очень волновали его (высказывалось мнение, что он был одним из инициаторов этой миссии, см.: Stevenson. 2010). При этом свт. Иоанн Златоуст писал о необходимости извлечь М. «из западни», что может служить указанием на сложности в их отношениях, причиной к-рых было участие М. в Соборе «при Дубе» (403), к-рый осудил свт. Иоанна.

http://pravenc.ru/text/2562488.html

Программа по Истории Византии Каждый билет состоит из трех частей; А – политическая история, В – культурная история и С – историография. Нумерация страниц соответствует нумерации книги: «Очерки по истории Византии», под ред. и с предисл. В.Н. Бенешевича, проф. СПБ. Университета. СПБ, 1912/13 г. Издание Студенческ. Издат. Комитета при Ист. Фил. факультете Имп. Пгр. Университета. 3 вып. Ц. 3 р. 50 к. Нумерация ч. А=вып. I; ч. В=вып. II; ч. С=вып. III. Вып. III с сокращениями: не требуются все библиографические указания, весь мелкий шрифт, греческие цитаты, а равно §§ 4, 5, 7, 9, 12, 19, 20, 26, 32, 33, 39, 48, 57–64. Из годов надо знать годы напечатанные в особой таблице. Необходимо прежде изучения книги внести в текст существенные поправки, указанные в вып. IV. Кроме того, А. Васильев. Курс истории средних веков. Средневековая культура. 1915. Отд. I. (Визант. культура). 1 бил . Культурный и религиозный кризис в Римской Империи. Иммиграция варваров. Реформы Диоклетиана и Константина. Перенесение столицы в Константинополь. Образование христианской империи. 1-й Вселенский собор. Константин Великий и его обращение. Православие и арианство. Констанций. Юлиан Отступник. Последняя попытка к восстановлению язычества. Церковь и государство в конце IV века. Феодосий Великий. 2-й Вселенский Собор. Торжество христианства. Пособия: Андреев. Лекции по истории церкви. Нетушил, или Низе. Римская история. Дюшен. История церкви. т. II. 2 бил. А. Феодосий Великий. Краткая характеристика внешних и внутренних дел. Аркадий и Гонорий. Аларих и борьба с ним. Трибигильд и Гаина. Фравитта. Дело Златоуста (3–9). В. Абсолютная и конституционная монархия. Автократия. Римская империя в течение первых трех столетий. Порядок занятия престола. Выборное начало в Римской империи. Значение сената Нового Рима. Низложение императора (5–8). С. Введение: историки и хронисты. Общая характеристика византийских историков (3–11). 3 бил. А. Феодосий II Малый. Семейные дела. Пульхерия. Дела на Западе. Гунны и Аттилла. Приск, Нест οрий и Ефесский собор. Лев Великий , папа римский. Евтихианство. Epistola dogmatica Льва. Разбойничий собор. Высшая школа в Константинополе. Codex Theodosianus. Маркиан. Халкидонский собор и его последствия. Гибель Аттиллы. Лев I. Аспар, Аланы и исавры. Александрийский патриархат. Лев II Младший. Зинон. Бунт Василиска. Акакий. Акт единения (Энотикон). Восстановление общения с Антиохией и Александрией. Раскол с Римом. Готы. (10–19). А. Васильев, 29–36, 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

С.Б. Дашков Византия. Рим второй Аркадий (ок. 377 – 408, имп. с 383, до 395 – с отцом) Флавий Аркадий, старший сын Феодосия Великого, родился примерно за год до того, как Феодосий стал августом. «Малого роста, сухощавый, слабосильный, – писал об Аркадии историк Филосторгий, – он имел смуглый цвет лица; вялость его души обличал характер его речи и свойство глаз, которые смыкались сонливо и болезненно» с. 409, цит. по 144, т. I]. На момент смерти отца восемнадцатилетний Аркадий находился в Константинополе, формально – занимаясь делами Востока (Феодосий объявил его соправителем с титулом августа 16 января 383 г.). На самом же деле политику столичного двора определял временщик галл Руфин (он занимал должность префекта претория Востока), искусному руководству которого юный наследник, а затем и государь подчинялся беспрекословно. С гневом вспоминал о Руфине историк V в. Евнапий: «Вокруг него вилась огромная толпа льстецов, а льстецы были из тех людей, которые вчера или третьего дня выбежали из лавочки, чистили отхожие места или мыли пол. Теперь они носили красивые хламиды с золотыми застежками и имели на пальцах печати, оправленные в золото» с. 51]. На Западе роль наставника при одиннадцатилетнем Гонории, о серьезном участии которого в управлении государством не могло идти и речи, играл германец Стилихон. Между двумя могущественными варварами не только не существовало взаимопонимания, но, напротив, царила непримиримая вражда, что пагубно отразилось на делах как Востока, так и Запада: отношения между Константинополем и Римом в короткий срок стали довольно прохладными, а затем и почти враждебными. Предметом окончательной ссоры послужила область Восточный Иллирик, ранее находившаяся под властью Рима, но при разделе империи в силу ряда причин отданная Феодосием Аркадию. Западное правительство стало требовать Иллирик обратно, Аркадий, действовавший под диктовку Руфина, не уступил и сам, в свою очередь, заявил о необходимости вывести оттуда римские отряды, подчинявшиеся Стилихону. Тот, от имени Гонория, отказался это сделать, и тогда Аркадий потребовал вернуть назад восточные легионы, незадолго до кончины Феодосия переброшенные на Дунай. На это Стилихон ответил, что он их вернет, когда позволят обстоятельства, и даже сам прибудет в Константинополь для объяснений. Как раз в это время расстроились планы Руфина выдать за Аркадия свою дочь и таким образом породниться с императором 12 – в результате придворной интриги Аркадий женился во время отлучки Руфина из столицы на красавице Евдоксии (дочери франка Баутона, военачальника на римской службе).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Правило 63 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Повести о мучениках, врагами истины лживо составленныя, дабы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем, не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, или внимающих оным как будто истинным, анафематствуем . ( Ап. 60 ; VII Всел. 9 ; Лаод. 59 ) . Ложные книги, в которых извращалась христианская истина, мы находим еще в первые века христианства, о чем была речь в толковании 60-го Ап. правила. В VII веке отцы Трулльского Собора обратили внимание на то, что иноверные, с целью подвергнуть осмеянию христианство, написали, по словам Зонары, некоторые повествования странные или даже и смешные ( αλλо κοτα κα γελοα, plena absurditatis et ineptiarum), в которых изображалось якобы то, что говорили и делали мученики, дабы таким образом вера наша подверглась осмеянию, а св. мученики оскорблению 1226 . Такие сочинения правило воспрещает не только читать, а предписывает сожигать их, предавая анафеме всякого, кто их хранит и считает истинными. В предупреждение вообще издания и распространения противорелигиозных и вредных книг, подобных упомянутым в трулльском правиле, постановлено было еще в начале IV века, чтобы в храме читались и между верующими распространялись лишь писания, рассмотренные и одобренные подлежащей церковной властью (ср. 103-е прав. Карф. Соб. и 39-е послание Афанасия Великого о праздниках). С течением времени, для удовлетворения этой потребности, явилась духовная цензура, существовавшая при всякой главной церкви; цензорское дело доверялось комитету искусных и религиозных людей, которые о книгах уведомляли епископский собор, от которого зависело решение дела 1227 . Когда же какая-либо противорелигиозная и вредная для христианской нравственности книга выходила в свете тайком, без ведома церковной власти, тогда церковь подвергала таковую публичному осуждению и запрещала, под угрозой анафемы, чтение оной. Первый пример подал Никейский первый Вселенский Собор, осудив и воспретив чтение главного сочинения Ария, в котором он старался оправдать свое ложное учение 1228 . В связи с этим постановлением собора, имп. Константин издал специальный указ, по которому все книги, написанные Арием и его последователями, подвергались не только запрещению, но и сожжению 1229 . Также точно поступил и имп. Аркадий с книгами евномиан и монтанистов 1230 . Также поступлено было и со всеми прочими еретическими книгами в V веке 1231 . Сожжение еретических книг этим (63) правилом узаконено в церкви. За сокрытие подобных книг, после публичного их осуждения церковной властью, VII Всел. Собор, своим 9-м правилом, подвергает виновных наказанию: мирян – отлучении от церкви, а священнослужителей низложению 1232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАХНИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, титулярное, учреждено Святейшим Синодом РПЦ 11 мая 1866 г., названо по уездному г. Балахна Нижегородской губ. Местопребыванием Балахнинского архиерея являлся нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь . 17 июля 1866 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан архим. Макарий (Миролюбов) , в авг. следующего года назначенный на Орловскую кафедру. 14 янв. 1868 г. епископом Балахнинским стал Поликарп (Гонорский). Он управлял епархией во время отсутствия правящего архиерея, производил объезд епархии в 1868-1872 гг., занимался делами единоверческих церквей, мон-рей и духовенства, присоединением к Православию старообрядцев, крещением евреев и мусульман. Еп. Поликарп ушел на покой в нояб. 1886 г. 4 янв.- 27 окт. 1887 г. епископом Балахнинским являлся Димитрий (Самбикин) , возглавлявший нижегородское братство Св. Креста и епархиальную археологическую комиссию. 28 февр. 1888 г.- 1 марта 1891 г. Балахнинским викарием был Агафодор (Преображенский) , ставший председателем епархиального училищно-братского совета и почетным председателем братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 90-х гг. XIX в.- нач. ХХ в. епископами Балахнинскими были: Иаков (Пятницкий ; 28 апр. 1891 - янв. 1893); Ювеналий (Половцев ; 28 окт. 1892 - 8 марта 1893); Алексий (Опоцкий ; 10 апр. 1894 - 9 авг. 1896); Аркадий (Карпинский ; 6 окт. 1896 - 8 нояб. 1897), возглавлявший Совет по делам епархиальных уч-щ и отдел имп. ППО; Анастасий (Опоцкий ; 11 июля 1898 - 19 янв. 1901); Нестор (Фомин; 15 апр. 1901 - 3 нояб. 1903); Исидор (Колоколов; 4 нояб. 1903 - 9 нояб. 1906), являвшийся председателем братства Св. Креста. С 10 нояб. 1906 г. епископом Балахнинским был Евфимий (Елиев), с 27 сент. 1909 г.- Геннадий (Туберозов) , с 10 авг. 1914 г.- сщмч. Макарий (Гневушев) . В февр. 1917 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан сщмч. Лаврентий (Князев) , к-рому в трудные революционные годы пришлось управлять Нижегородской епархией, поскольку правящий архиеп.

http://pravenc.ru/text/77422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ [Флавий Аркадий; лат. Arcadius, греч. Αρκδιος] (377 или 378, К-поль - 1.05.408, там же), визант. имп. (август и соправитель имп. Феодосия I Великого с 16 янв. 383, самостоятельно правил в 395-408); старший сын Феодосия I Великого и императрицы Элии Флакиллы. А. получил в управление Восточноримскую (Византийскую) империю в 395 г. после смерти отца, в то время как его брат Гонорий стал править Западом. А. 6 раз был консулом (385, 392, 394, 396, 402, 406). Отличался слабым здоровьем и нетвердостью духа. Всеми делами в его правление ведали всесильные временщики: префект претория Руфин (392-395), препозит священной опочивальни Евтропий (395-399), главнокомандующий Гайна (399-400), префекты претория Востока Аврелиан (399-400) и Анфимий (405-414). На время правления А. приходится деятельность свт. Иоанна Златоуста , бывшего предстоятелем К-польской Церкви в 398-404 гг. и пользовавшегося в столице значительным авторитетом. Большое влияние на А. имела также его жена императрица Евдоксия, дочь знатного франка Бауто. У императорской четы было 3 дочери и сын, буд. имп. Феодосий II Младший . Правление А. и Гонория знаменует окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. В то время как на Западе главную роль играли видные военачальники, на Востоке, где имела место большая централизация гос. власти, возрастает значение гражданских чиновников, особенно префекта претория Востока. Для эпохи А. характерно обострение отношений К-поля с Западом, вызванное соперничеством временщиков при дворах А. и Гонория. Претензии Стилихона, опекуна Гонория, на право распоряжаться делами всей империи вызвали в К-поле упорное сопротивление. Имп. Аркадий. Изображение на монете Имп. Аркадий. Изображение на монете Одной из главных проблем, к-рые пришлось решать правительству А., было усиление влияния готов . Это многочисленное и воинственное герм. племя в 70-х гг. IV в. было допущено на Балканы имп. Валентом , к-рый погиб при попытке решить разгоревшийся вскоре конфликт с готами военным путем (378). Его преемнику, имп. Феодосию I, не удалось окончательно примирить империю с иноплеменниками-готами, и А. получил в наследство чрезвычайно сложную проблему. В начале его правления вестготы (визиготы) под предводительством Алариха вторглись в Мёзию, Фракию и Македонию, угрожая К-полю, к-рый был спасен от разграбления лишь благодаря дипломатическому искусству Руфина. Аларих направился в Грецию и при попустительстве Стилихона, мечтавшего присоединить к Зап. империи всю префектуру Иллирик, опустошил и разграбил эту страну вплоть до Пелопоннеса. Лишь после присвоения Алариху должности главнокомандующего в Иллирике (magister militum per Illyricum) готская угроза для Балкан была устранена.

http://pravenc.ru/text/76036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУСАЙР [Эль-Кусайр; араб.  ; Дейр-эль-Юнан - мон-рь Греков; Дейр-Арсанийус - мон-рь св. Арсения; Дейр-Хиркаль - монастырь Ираклия; Дейр-эль-Багль - мон-рь Мула], один из главных монастырей Александрийской Православной Церкви в средние века. Расположен близ мест. Тура под Каиром , на одном из гребней скального массива Эль-Мукаттам, подступающего к долине Нила с северо-востока от античного Бабальюна, вокруг к-рого впосл. образовался Фустат (Ст. Каир). Ядром обители стала церковь, возведенная над могилой прп. Арсения Великого ( 449), одного из самых почитаемых египетских святых, бывшего, согласно агиографической традиции, наставником Аркадия и Гонория, сыновей имп. Феодосия I. Средневек. авторы приписывали постройку церкви имп. Аркадию, что ошибочно, поскольку Аркадий скончался в 408 г. Монастырь был центром массового паломничества в день памяти прп. Арсения - 13 пашонса (8 мая). Позднейшее предание утверждало, что в обители и окрестных пещерах жили 6 тыс. монахов, но эта цифра, возможно, сильно преувеличена. Обнаруженный в 1941 г. в пещере близ руин К. ценный архив папирусов, содержащих сочинения Оригена и Дидима Слепца , датируется VI в. Неизвестна судьба К. после араб. завоевания Египта 642 г., когда большинство правосл. церквей и мон-рей перешло в руки коптов. Так или иначе, по состоянию на VIII в. обитель принадлежала православным. В кон. столетия игуменом К. был Евстафий , впосл. патриарх Александрийский. В его настоятельство в мон-ре были построены ц. св. Апостолов, украшенная мозаиками, и архиерейские кельи. Из этого следует, что К. был резиденцией правосл. епископов Фустата (Мисра). Строительная деятельность Евстафия была, возможно, последним примером творческой активности мелькитов (православных) перед началом долгого кризиса, охватившего ближневост. христ. мир в 1-е столетие правления Аббасидов . Во 2-й пол. IX в. правитель Египта Ахмад ибн Тулун отпал от власти багдадских халифов и основал собственную династию. Сын Ахмада эмир Хамаравейх (884-896) поддерживал тесные связи с братией К. Славившийся как покровитель искусств, он часами простаивал перед мозаиками ц. св. Апостолов. Эмир нередко приезжал на отдых в К. и сделал в верхнем ярусе монастырских строений зал приемов, откуда открывался панорамный обзор долины Нила и Аравийской пустыни.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК [Исхак; сир.  ], католикос-патриарх Церкви Востока , занимавший кафедру Селевкии-Ктесифона (399-410/1). О жизни И. до избрания католикосом и о первых годах деятельности в этом сане известно мало. Он был уроженцем обл. Кашкар на левобережье Тигра; по одним сведениям, приходился родственником католикосу Томарсе, по другим - свт. Маруфе Майферкатскому (Мартиропольскому). Согласно большинству сир. хронистов, предшественниками И. были католикосы Томарса (Томаза?; 384-392/3) и Каюма (394/5-399). По версии еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.), спустя 5 лет после рукоположения Каюмы визант. имп. Аркадий и иран. шаханшах Йездигерд I заключили мирный договор, следствием к-рого стало прекращение гонений в Иране. Текст договора доставил в Иран свт. Маруфа Майферкатский. Католикос Каюма на Соборе иран. епископов в присутствии свт. Маруфы заявил о желании оставить пост по причине телесной немощи. После повторной просьбы отставка была принята. Вместо Каюмы католикосом был избран И. Др. версия событий, которую исследователи (Ж. Лабур, А. Выыбус) считают более правдоподобной, была изложена Агапитом, еп. Бет-Лапата (Гундишапура), в приветственном слове участникам Собора Церкви Востока 424 г. ( Chabot. Synod. orient. P. 48-49, 292-293). По словам Агапита, благодаря доверию Йездигерда И. возродил высшую церковную иерархию в Иране после 22 лет вынужденного перерыва, последовавшего за эпохой преследований христиан в 340-379 гг., при Шапуре II . Но затем епископы восстали против католикоса и оклеветали его перед иранской администрацией. И. был брошен в тюрьму и освобожден только благодаря вмешательству «западных отцов» и еп. Маруфы. Доверие шаханшаха к католикосу было восстановлено. Наиболее важным событием в правление И. стало проведение в нач. февр. 410 г. в Селевкии Собора епископов из всех месопотамских провинций Иранского гос-ва - от Нисибина до Мешана, а также из соседних с Месопотамией Хузестана и Кашкара. Инициаторами созыва Собора выступили еп. Маруфа и шаханшах Йездигерд. В 1-й день заседаний было зачитано и одобрено послание «западных отцов», призывавших к проведению реформ с целью урегулирования церковной жизни после гонений: к закреплению за каждой епархией только 1 епископа, рукоположенного 3 другими и утвержденного епископом Селевкии-Ктесифона; к установлению единообразия в богослужебном календаре; к принятию Символа веры и правил Никейского Собора (см. Вселенский I Собор ). В остальные дни участники занимались обсуждением и утверждением канонов, регулирующих внутреннюю жизнь Церкви: порядок избрания епископов, управление епархиями, правила поведения духовенства в различных ситуациях и проч.

http://pravenc.ru/text/674135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ И НЕСТОР (IV в.), святители, епископы Тримифунтские (пам. греч. 7 марта, зап. 4 марта). Из краткого греч. жития известно, что они занимали Тримифунтскую кафедру (Кипр), были добрыми пастырями, обратили мн. язычников ко Христу, претерпели ссылки и невзгоды, совершили множество чудес и скончались в мире. Память А. и Н. указывается 7 марта в визант. календарях к-польского происхождения - в Типиконе Великой ц . IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 244), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 518), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 341). Римский мартиролог отмечает их память 4 марта и причисляет к херсонесским святым. Псевдо-Декстер, испан. иезуит XVII в., по своему обыкновению, пытается приписать этих святых Испании, куда они якобы были посланы ап. Иаковом. Согласно этой версии, А. оказался в Рейносе, а Н.- в Паленсии, они претерпели мученичество при имп. Нероне . Наиболее ранним свидетельством почитания А. и Н. у славян является упоминание их памяти 7 марта в месяцеслове болг. Охридского Апостола кон. XII в. (Л. 105). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого под 7 марта включена память Тримифунтских епископов (древнейший список - РГАДА. Тип. 177. Л. 1об., нач. XIV в.). В ВМЧ содержится память А. и Н. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Μρτιος. Σ. 51). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; SynCP. Col. 518; Chronicon Dextri//PL. Т. 31. Col. 129, 186. Лит.: Delehaye H. Les Saints de Chypre//AnBoll. Т. 26. P. 259; Agrain R. Arcadius (4)//DHGE. T. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 157-158; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 56. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/text/76060.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010