Пресв. Богородица. Лев III Исавр. Свинцовая печать моливдовул. 717–720 гг. (коллекция монет Дамбартон-Окс, Вашингтон) Пресв. Богородица. Лев III Исавр. Свинцовая печать моливдовул. 717–720 гг. (коллекция монет Дамбартон-Окс, Вашингтон) После воцарения Л. И. немедленно пришлось заняться организацией отпора арабам, в авг.-сент. 717 г. осадившим К-поль с суши (Маслама) и с моря (старший брат Масламы халиф Сулейман). Этот поход ожидался давно, поэтому уже имп. Анастасий II приказал покинуть город всем, у кого не было запасов продовольствия на 2 года. Первое нападение араб. флота было отбито с помощью «греческого огня». Сухопутные силы халифата расположились во Фракии на зимовку. Зима выдалась очень суровой, так что земля в течение 100 дней была покрыта снегом. Из-за этого наступили бескормица и массовый падеж вьючного скота. Весной к араб. флоту прибыли подкрепления из Египта и Африки, однако егип. моряки-христиане перешли на сторону византийцев. Затем много кораблей было вновь сожжено «греческим огнем». Во Фракии араб. войска страдали от страшного голода и нападений болгар, с к-рыми Л. И. удалось заключить союз. Болгары перебили 22 тыс. арабов. В то же время визант. командиры, ведя партизанскую войну на азиат. берегу, отрезали арабский флот от источников снабжения. Преемник Сулеймана Омар II решил снять осаду, но на обратном пути его корабли настигла буря, упомянутая очевидцем патриархом Германом в благодарственной гомилии Богородице ( Grumel V . Homélie de Saint Germain sur la délivrance de Constantinople//REB. 1958. T. 16. P. 183-205). По визант. источникам, из 1800 спаслось всего 10 араб. судов, из к-рых 5 захватили византийцы. Несмотря на сокрушительное поражение, арабы продолжали ежегодные грабительские рейды на визант. территорию. Благодаря умело построенной обороне успехи их в целом были незначительны. В 726 г. была взята Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери), в 727 г. захвачена крепость Атей и осаждена Никея (ныне Изник), в 730 г. пала крепость Харсиан, а в 738 г.- Сидерун.

http://pravenc.ru/text/2463283.html

В 740 г. К. вместе с отцом участвовал в разгроме арабов при Акроине (Ibid. P. 411). После смерти имп. Льва III К. стал правящим императором, однако, когда он 27 июня выступил в поход против арабов, его зять Артавазд, опираясь на фемы Опсикий и Фракия, поднял восстание и захватил К-поль, где был провозглашен императором. К. бежал в Аморий, откуда вместе с войсками фем Анатолик и Фракисий двинулся на столицу. Не добившись результата, он перезимовал в Амории. В мае 742 г. К. разбил Артавазда около г. Сарды, а в авг. сын узурпатора Никита потерпел поражение при Модрине. В сент. следующего года К. блокировал столицу, где вскоре начался голод, и 2 нояб. захватил город (возможно, блокада началась еще осенью 742). Патриарх Анастасий, короновавший Артавазда и его сыновей, был подвергнут публичному бичеванию и с позором проведен по ипподрому - И. Д. Андреев подвергает эту информацию сомнению ( Андреев И. Д. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Серг. П., 1907), но оставлен на кафедре, что явилось демонстрацией пренебрежительного отношения к клиру. В 768 г. К. возвел своих сыновей от Евдокии - Христофора и Никифора - в сан кесарей, а Никиту - в сан новелиссима. В том же году он женил сына Льва на Ирине (впосл. визант. императрица). Позднее новелиссимом был назначен и Анфим. К. умер от язвы на ноге, воспалившейся во время очередного похода на болгар, к-рый он начал в авг. 775 г. Внешняя политика В 745 г. К., воспользовавшись гражданской войной в Арабском халифате, захватил г. Германикию (ныне Кахраманмараш), откуда родом был его отец и где жили родственники по матери. Христ. монофизитское население переселили во Фракию. В 746 г. император направил против араб. флота стратига фемы Кивирреоты, который нанес флоту сокрушительное поражение в гавани Керамия на Кипре. В 751 г. К. захватил Феодосиополь (ныне Эрзурум) и Мелитину (ныне Малатья) в Армении, арм. и сир. население из этих городов он впосл. также переселил во Фракию. Болгары потребовали от К. уплатить дань за строительство крепостей.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

506 Места из толкований на Псалмы издали Фабриций из Феодорита (1, 127 s.) и Бандини (Catal. cod. Lavr. Med. Bibl. p. 35. 36). На Притчи (1, 1–2. 9, 1: у Мина 10, 615–628. 711; у него же кое-что на Песнь Песней р. 627–630. Евсевий H. E. 6. 22. Иерон. Catal. 61. Анастасий (quaest. 16–41) читали толкования на все эти книги. 507 Фромман напечатал некоторые места из толкований Ипполита на Евангелия (Interpraet N. Test. ex Hippolito Collectae Coburgi 1765). Толкование на Евангелие Матфея известное Иерониму (Praef. in Matth.) у Лямбеза (Comm. Vind. 3. 163). и отрывки у Фабриция. Иерониму и пр. Ефрему Сирину известна была книга Св. Ипполита с толкованием Апокалипсиса (Op. Syr. Т. 1. р. 192). Места из этого толкования приводит один Араб. толковник Апокалипсиса (См. Ewald lib. е. ungedruckten arab. coramentar. d. Johann. Apocalypsis Abhandl. üb. orient a bibl. Literatur. 1 Th. Göttingen 1832). 508 Оно не редко встречается в славян. ркп. напр. у Румянцева сгр. 269 и святыня для раскольников. 509 Впрочем, в недавнее время Делич (De Habacuci Prophetae vita alque ætate Fr. Delitsch Lips. 1842), доказав полную вероятность того, что Синопсис о Пророках и известия о 12 Апостолах и 70 учениках Господа, известные с именем Дорофея Тирского, не напрасно носят имя Дорофея – начала 4 в., говорит потом: «я не опасаюсь стоять за то, что сочинение Ипполита (о 12 Апостолах и 70 учениках) составлены Ипполитом (не Фивским и не другим каким-либо, именно Остийским, по крайней мере они древнее Синопсиса; может быть Дорофей пользовался ими и прибавил к преданиям новые предания» р. 77. Сочинение издано Комбефизом in Auctario Т. 2. Paris 1648. В славянском переводе по ркп. на пр. у Румянцева (Опис. муз. стр. 14). 511 Св. Григорий Наз. в похвальном слове Св. Киприану карфагенскому и Имп. Евдокия в своих стихотворениях (Photius cod. 184) говорят, что Киприан прежде обращения ко Христу занимался волхвованием, и что бесполезные опыты волхвования его над исповедницей Христовой Иустиной, разрушившей чары знамением крестным, заставили его сжечь свои книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сегодня Петя произведен в полковники с назначением командиром 4-го Имп. фам. стр. батальона. После обедни завтракали со всеми. Гулял. Оттепель продолжается. Читал много. Обедали: т. Мари, Ксения, Ольга и Сандро. Читал вслух. 21-го февраля. Понедельник. После доклада дяди Алексея поехал в 12 час в Большой дворец. В портретной комнате были собраны гардемарины и инж.-механики в числе 160 чел. Поздравил их офицерами. Затем они были накормлены завтраком. В 3 часа у нас на площадке представлялся 6-й батальон Владивостокской крепостной артиллерии (бывший 6-й Кронштадтский) по случаю отправления к месту назначения. Мама и Аликс смотрели с подъезда. Гулял, было тепло. Наверху лежат три дочери: Ольга, Мари и Анастасия. Обедали: Миша, M-elle de l’Escaille и Руднев (деж.). Занимались складыванием бумаги в конверты для раненых и больных военно-санитарного поезда Аликс. 22-го февраля. Вторник. Завтракали: т. Мари и Гадон. Принял Сухомлинова. Гулял. От 6 до 7 1/2 у меня было совещание с д. Алексеем, Авеланом и Абазой. Поехали обедать к Борису. Оттуда проводили тетю Мари на станцию — она поехала в Москву. 23-го февраля. Среда. В 12 1/2 поехали встречать Ерни и его жену Опог. Все семейство, дамы и свита были на станции. Завтракали с ними вчетвером у себя, а Мама с семейством на той стороне. Ходили с ними на детскую половину. Гулял долго, кончил прогулку с Ольгой. День стоял отличный, солнечный, морозный. Читал. Обедали кроме их: Ксения, Ольга и Петя. Провели вечер вместе у Аликс. 24-го февраля. Четверг. Утром был занят докладами. Завтракали впятером. Гулял. Морозило, ночью доходило до 10°. Долго читал. Обедали также впятером. 25-го февраля. Пятница. Опять скверные известия с Дальнего Востока: Куропаткин дал себя обойти и уже под напором противника с трех сторон принужден отступить к Телину. Господи, что за неудачи. Имел большой прием. Вечером упаковывали подарки офицерам и солдатам санитарного поезда Аликс на Пасху. 26-го февраля. Суббота. Вдвойне грустный день в этом году. В походной церкви была отслужена заупокойная обедня. Завтракали вместе. Принимал доклады. Погулял, было совсем тепло.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

838 Лев, избавив своей хитростью области своей фемы от грабежа и разорения при проходе арабского воинства, не считал себя связанным обещанием явиться к Масальме и направился в Никомидию. Масальма, продолжая продвигаться на запад, вступил в провинцию Азию, взял города Сарды и Пергам и остановился на зимовку в этой области (716/717 г.) Флот в количестве 1800 судов, состоявший под начальством Омара, зимовал на Киликийском побережье. 839 В Никомидии, главном городе фемы Опсикия, проживал сын имп. Феодосия, которого отец приобщил к верховной власти, провозгласив его августом. Соответственно своему сану он имел большой штат придворных чинов. Лев захватил его со всем его штатом, переехал в Хрисополь и завел сношения с двором непризнанного им императора. Надвигавшаяся с востока страшная гроза, встретить которую готовился еще Анастасий с самого начала своего правления, держала столицу империи в тревожном напряжении. Двор и синклит, окружавшие трон Феодосия, сознавали его полную неспособность справиться с предстоящей опасностью, и сам Феодосий понимал несоответствие своих сил с трудностью положения, когда к тому же против него стоял, как претендент на трон, такой сильный человек, каким был стратиг анатоликов, вступивший в частный договор со стратигом армениаков. Патриарх Герман, который, покоряясь необходимости, год тому назад сам венчал Феодосия на царство и вел затем переговоры с Анастасием о сложении им сана в угоду ставленнику опсикиан и готогреков, принял на себя опять роль посредника в сношениях между двором и властным претендентом. Феодосию и его сыну была обеспечена личная безопасность; они сложил сан, приняли посвящение в клир, и местом жительства низложенным августам был назначен город Эфес, свободный в те времена от военных тревог и опасностей. Когда дело было окончательно оформлено, Лев переехал на европейский берег Босфора и вступил в столицу в триумфальном шествии через Золотые ворота. Шествие направилось в храм св. Софии, где и произошло 25 марта 717 года венчание Льва на царство, которое совершил патриарх Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

et Eutych». В рассуждении относительно подложных писем, выдаваемых аполлинаристами за святоотеческие, усматривается множество сходных по мыслям и выражениям мест (напр., с. 1253 – 56) с «Contra Monophys (с. 1864 – 5) и Adversus fraudes apollin», (с. 1949A, 1968A). Вообще – язык, терминология, аргументация не оставляют никакого сомнения в том, что De sectis принадлежит Леонтию Виз. Но если нет сомнения в принадлежности сочинения De sectis Леонтию, как его первоначальному и главному автору, то несомненна также и значительная интерполированность этого сочинения в его настоящем виде. Такими переделками и вставками оно обязано прежде всего, конечно, авве Феодору, благодаря коему сочинение увидело и свет. А затем, так как это сочинение с первого же времени нашло себе очень большой спрос среди читателей, то оно весьма часто переписывалось, а эти переписки сопровождались также неизбежными описками и ошибками, т. е. способствовали искажению подлинного текста. Что утверждения наши в данном случае не являются голословными, укажем здесь на некоторые наблюдения наши над текстом De sectis. Так в 5 actio автор, излагая историю событий в восточной церкви после Халкидонского собора, говорит: «по смерти Анастасия царем становится Иустин I-й ( ουστνος πρτος), а чрез полтора года ( μετ να μυσι νυαυτν) на трон всходить Иустиниан. Когда же этот царствовал и был синодитом ( τοτου βασιλεσαντοε κα τν συνοδιτν ντος...), тогда Севир, испугавшись, убежал в Александрию вместе с епископом Юлианом Галикарнасским» 288 . Относительно этих слов нужно сказать, что тот кто их писал, безусловно писал во время имп. Иустина II или позже, ибо иначе он не имел основания к ουστνος прибавлять πρτος, и не мог говорить о царствовании Иустиниана в форме прошедшего времени ( βασιλεσαντος), т. е. автор должен жить и писать во второй половине VI-ro столетия. Таковым по нашей версии не мог быть Леонтий Виз., не переживший Иустинианова века. Но в таком случае как же мог Леонтий ошибиться так грубо, как это допущено здесь? Именно, Иустин I царствовал около 10 лет, а не l 1 / 2 года, бегство же Севира в Александрию падает на время царствования Иустина I, а не Иустиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

698–705 Кирр, патр. Константинопольский. 705–710 Имп. Юстиниан II (вторично). 711–713 Имп. Филиппик. 712–716 Иоанн VI, патр. Константинопольский. 713–715 Имп. Анастасий II. 715–730 Святой Герман I, патр. Константинопольский. 715–717 Имп. Феодосии III. 717–715 Имп. Лев III Исаврянин. Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. 730–754 Анастасий, патр. Константинопольский. 754–766 Имп. Константин V Копроним. 754–766 Константин II, патр. Константинопольский. 766–780 Никита I, патр. Константинопольский. 775–780 Имп. Лев IV Хазар. 780–797 Святой Павел IV, патр. Константинопольский. 780–806 Имп. Константин VI. 784–806 Святой Тарасий, патр. Константинопольский. Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. ок. 794 Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. 797–802 Имп-ца Ирина. 802–811 Имп. Никифор I. 806–815 Святой Никифор I, патр. Константинопольский. 811–813 Имп. Михаил I Рангав. 813–820 Имп. Лев V Армянин. 815–821 Феодот I, патр. Константинопольский. 821–837 Имп. Михаил II. Антоний I, патр. Константинопольский. 829–842 Имп. Феофил. 837–843 Иоанн VII, патр. Константинопольский. 843–847 Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. 842–855 Святая Феодора, имп-ца. 847–858 Святой Игнатий, патр. Константинопольский. Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. Имп. Михаил III. 858–867 Фотий, патр. Константинопольский. Хазарская миссия святых Мефодия и Константина Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. Кн. Рюрик. ок. 863 Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина. ок. 865 После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Константинопольский. 695—698 — Имп. Леонтий. 698—705 — Имп. Тиверий II. 698—705 — Кирр, патр. Константинопольский. 705—710 — Имп. Юстиниан II (вторично). 711—713 — Имп. Филиппик. 712—716 — Иоанн VI, патр. Константинопольский. 713—715 — Имп. Анастасий II. 715—730 — Святой Герман I, патр. Константинопольский. 715—717 — Имп. Феодосии III. 717—715 — Имп. Лев III Исаврянин. 726 — Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. 730—754 — Анастасий, патр. Константинопольский. 754—766 — Имп. Константин V Копроним. 754—766 — Константин II, патр. Константинопольский. 766—780 — Никита I, патр. Константинопольский. 775—780 — Имп. Лев IV Хазар. 780—797 — Святой Павел IV, патр. Константинопольский. 780—806 — Имп. Константин VI. 784—806 — Святой Тарасий, патр. Константинопольский. 787 — Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. ок. 794 — Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. 797—802 — Имп-ца Ирина. 802—811 — Имп. Никифор I. 806—815 — Святой Никифор I, патр. Константинопольский. 811—813 — Имп. Михаил I Рангав. 813—820 — Имп. Лев V Армянин. 815—821 — Феодот I, патр. Константинопольский. 821—837 — Имп. Михаил II. — Антоний I, патр. Константинопольский. 829—842 — Имп. Феофил. 837—843 — Иоанн VII, патр. Константинопольский. 843—847 — Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. 842—855 — Святая Феодора, имп-ца. 847—858 — Святой Игнатий, патр. Константинопольский. 851 — Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. 855—867 — Имп. Михаил III. 858—867 — Фотий, патр. Константинопольский. 858 — Хазарская миссия святых Мефодия и Константина 860 — Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. 862—879 — Кн. Рюрик. ок. 863 — Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3595...

Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. Кон. V- нач. VI в. 491–518 Имп. Анастасий I Дикор. 495–511 Македонии II, натр. Константинопольский. 511–518 Тимофей I, патр. Константинопольский. 518–520 Иоанн II Каппадокиец, патр. Константинопольский. 518–527 Имп. Юстин I. 520–535 Епифаний, патр. Константинопольский. 527–545 Святой Юстиниан I, имп. 535–536 Анфим I, патр. Константинопольский. 536–552 Святой Мина, патр. Константинопольский. Освящение храма святой Софии в Константинополе. Имп. Юстиниан I завоевал Абхазию и начал здесь распространение христианства. 552–565 Святой Евтихий, патр. Константинопольский. 565–577 Иоанн III Схоластик, патр. Константинопольский. 565–578 Имп. Юстин II. 577–582 Святой Евтихий, патр. Константинопольский (вторично). 578–582 Имп. Тиверий I. 582–595 582–602 Имп. Маврикий. 596–606 Кириак, патр. Константинопольский. 607–610 Имп. Фока. 607–610 Святой Фома I, патр. Константинопольский. 610–638 Святой Сергий. I, патр. Константинопольский. 610–641 Имп. Ираклий. 610–638 Пирр, патр. Константинопольский. 610–641 Павел II, патр. Константинопольский. 638–641 Имп. Константин III. 641–668 Имп. Констант II. Святитель Мартин, папа Римский, за исповедание православия отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался. Пирр, патр. Константинопольский (вторично). 654–666 Петр, патр. Константинопольский. 667–669 Фома II, патр. Константинопольский. 668–685 Имп. Константин IV. 669–675 Святой Иоанн V, патр. Константинопольский. 675–677 Константин I, патр. Константинопольский. 677–679 Святой Феодор I, патр. Константинопольский. 679–686 Святой Георгий I, патр. Константинопольский. Шестой Вселенский Собор в Константинополе, осудивший ересь монофелитов. 686–687 Святой Феодор I, патр. Константинопольский (вторично). 685–595 Имп. Юстиниан II. 688–693 Павел III, патр. Константинопольский. 693–705 Святой Каллиник I, патр. Константинопольский. 695–698 Имп. Леонтий. 698–705 Имп. Тиверий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

источниках с кон. X в. и, возможно, пришли в запустение до XIII в. Монастырь вмц. Евфимии (Благовидной) в районе Петрион (51) (ν τ Πετρ) ( Janin. 1969. P. 127-129; Иванов. 2011. С. 369-370). Основание церкви на этом месте ошибочно приписывается в позднейших источниках легендарным епископам Византия III в. Первые достоверные сведения о жен. мон-ре относятся к эпохе имп. Василия I Македонянина, к-рому иногда и приписывают его основание. Мон-рь известен как место заточения царственных особ: дочерей Василия Македонянина, 4-й жены Льва VI Зои Карвонопсины, буд. имп. Феодоры (1031), родственниц Алексея I Комнина (1081). Согласно Синаксарю К-польской ц. (X в.), в храме обители хранилась глава мч. Арефы (пам. 24 окт.), а также совершалась память мучеников Евсевия, Харалампия, Романа, Мелетия (Телетия), Христины - видимо, потому, что в этот день (30 мая) праздновалось и освящение церкви обители (по Патмосскому списку Типикона Великой ц., Х в.). Согласно соч. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (945-959), храм служил усыпальницей семьи имп. Василия Македонянина: здесь покоились его мать, 2 брата и дочери, а также Зоя Карвонопсина. С кон. XI в. упоминание обители исчезает из источников. Церковь вмц. Евфимии (Всехвальной) в Петре (52) (ν τ Πτρ) ( Janin. 1969. P. 126-127), Псевдо-Кодин приписывает строительство этого сооружения имп. Анастасию I Дикору и его супруге Ариадне и т. о. датирует его кон. V - нач. VI в. Однако, возможно, церковь построили раньше, поскольку Феодор Анагност, современник Анастасия, сообщал, что по приказу имп. Феодосия Великого останки мучеников Терентия и Африкана (см. ст.: Африкан, Терентий, Максим, Помпий [Пуплий], Зинон, Александр, Феодор ) были перенесены в мартирий вмц. Евфимии в Петре (PG. 86. Col. 213). В Синаксаре К-польской ц. под 13 марта содержится запись о совершении праздника в честь этих мучеников в квартале Петрион (SynCP. Col. 534). По мнению Жанена, данное указание не позволяет отождествить ц. вмц.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010