Придворный этикет в эпоху Д. вост. пышностью и великолепием стал напоминать церемониал персид. двора. При Д. вошел в употребление эллинистический обычай простираться ниц перед персоной императора (προσκνησις). Императора отличали унизанная жемчугом диадема, пурпурные одежда и обувь, расшитые золотом, украшенные драгоценными камнями. Авторитет Д. как старшего августа был непререкаем: однажды он заставил цезаря Галерия, потерпевшего поражение от персов, на виду у всех пробежать за своими носилками более полутора километров. В гос. идеологии Д., как и многие его предшественники на рим. престоле в III в., стремился развивать концепцию «возрождения» Рима, причем основываясь на консервативной рим. религии. В окрестностях Никомидии, на поле близ военного лагеря, он воздвиг колонну с золоченой статуей Юпитера, к-рый официально провозглашался покровителем восстановленной империи. Тем не менее сохранились надписи, свидетельствующие об особом отношении Д. и его двора к культу Митры . Отречение В ознаменование 20-летия своего правления Д. в ноябре 303 г. посетил Рим. Впрочем, пробыл он здесь недолго и вскоре уехал в Равенну. Спустя неск. месяцев Д. вернулся в Никомидию. Обремененный недугами, он решил уйти на покой в обещанный ранее срок. Каким-то образом Д. удалось уговорить Максимиана Геркулия сделать то же самое. 1 мая 305 г. Д. и Максимиан в торжественной обстановке отреклись от имп. власти. Тут же августами были провозглашены Галерий и Констанций I Хлор, цезарями - Флавий Север и племянник Галерия Максимин Дайя. Д. переехал в Далмацию и поселился в огромном дворцовом комплексе в 3 км от Салоны на берегу Адриатического м.; на досуге занимался разведением цветов и овощей ( Aur. Vict. Epitom. 39). В 307 г. он ненадолго вернулся к активной деятельности - участвовал в имп. совещании в г. Карнунте (Паннония) вместе с имп. Максимианом Геркулием, Галерием, Максимином Дайей и Константином. На совещании Д. и Максимиан Геркулий были избраны консулами на 308 г., была предпринята не имевшая успеха попытка сформировать новую тетрархию и пресечь соперничество между императорами.

http://pravenc.ru/text/178287.html

Административная структура Гос. органы В. и. за более чем тысячелетнюю историю претерпели ряд существенных трансформаций, что позволяет говорить о различных адм. структурах в эпоху ранней (IV- VII вв.), средней (VII-XII вв.) и поздней (XIII-XV вв.) империи. Тем не менее они всегда в той или иной мере сохраняли общую основу, унаследованную от Римской империи. Инвеститура сановника Феодосием I. Блюдо. 388 г. (Академия истории. Мадрид) Инвеститура сановника Феодосием I. Блюдо. 388 г. (Академия истории. Мадрид) В ранний период огромная территория гос-ва, объединявшего области, разнородные в экономическом и демографическом отношении, а также культурная полицентричность империи требовали гибкой и неоднородной системы управления. Эту задачу должен был решить развитый адм. аппарат, сочетавший усиление центральной власти с дроблением и специализацией ее органов. Деление территории империи на 4 части закрепилось в виде системы префектур: 1) Восток; 2) Италия и Африка; 3) Галлия, Британия и Испания; 4) Иллирик; во главе их стояли гражданские чиновники I ранга - префекты претория (praefecti praetorio) (высший пост в имп. администрации - префект претория Востока). Обе столицы, Рим и К-поль - Нов. Рим, были поставлены наравне с префектурами и управлялись городскими префектами (praefecti urbani). 4 префектуры делились на 12-14 диоцезов (dioeceses), управлявшихся чиновниками II ранга - викариями (vicarii), или вице-префектами (во главе Вост. диоцеза стоял комит Востока (comes Orientis), а во главе Египта - августальный префект (praefectus Augustalis)). Диоцезы делились на провинции (от 97 в кон. III в. до 116 при Константине и 120 в нач. V в.), наместниками к-рых были чиновники II (проконсулы Асии, Ахайи и Африки) и III рангов (консуляры, корректоры, президы). В систему центрального управления входили совет при императоре - консисторий (consistorium), а также ведомства во главе с чиновниками I ранга: магистр оффиций (magister officiorum - начальник дворцовых служб) возглавлял канцелярию, штат секретарей и поверенных агентов, почтовую и дипломатическую службу; комиты священных щедрот (comes sacrarum largitionum) и личных имений (comes rerum privatarum, rei patrimonii) заведовали гос. и имп. собственностью и финансами; квестор (quaestor) ведал юридическими вопросами. Звание куропалата (κουροπαλτης от лат. cura palatii - охрана дворца) в сер. VI в. превратилось в один из высших придворных титулов. Огромным (хотя и неформальным) влиянием нередко пользовался препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi, обычно евнух), в подчинении к-рого находились примикирий (primicerius) и комит священных облачений (comes sacrae vestis). Своеобразными «представителями народа» при имп. дворе являлись т. н. димоты, члены 4 факций (партий, команд) ипподрома (см. ст. Димы ).

http://pravenc.ru/text/372674.html

13). Хотя он никогда не попадал в руки мучителей, в этот период Л. испытывал сильную нужду и лишения ( Lact. De opif. Dei. 1; Hieron. Chron.//GCS. Bd. 47. S. 230). Возможно, после издания имп. Галерием эдикта о веротерпимости (311) Л. вернулся в Никомидию ( Labriolle. 1920. P. 270; Stevenson. 1957. P. 665; Тюленев. 2000. С. 11. Примеч. 1). Однако более вероятно, что уже в 310 г. он отправился в Галлию ( Pichon. 1901. P. 359; Digeser. 2000. P. 13, 134-135), в имп. резиденцию, находившуюся в Августе Треверов, куда его, бывшего уже в преклонном возрасте, пригласил имп. св. Константин в качестве домашнего учителя лат. языка и словесности для старшего сына Криспа ( Hieron. De vir. illustr. 80; Idem. Chron.//GCS. Bd. 47. S. 230). Впрочем, нек-рые исследователи полагают, что Л. не мог стать учителем Криспа ранее 316-317 гг. ввиду малолетства последнего ( Moreau. 1954. P. 15; Perrin. 1974. P. 14; Lamirande. 1976. P. 49); другие же, напротив, считают, что обучение Криспа завершилось уже в 317 или 319 г., когда Крисп стал кесарем или когда он одержал победу над франками ( Stevenson. 1957. P. 665-666). Точная дата кончины Л. неизвестна. Сочинения Л. был одним из самых красноречивых писателей своего времени ( Hieron. Chron.//GCS. Bd. 47. S. 230); он сознательно выбрал Цицерона в качестве образца для стиля ( Idem. Ep. 58. 10). Его называли «христианским Цицероном» (Cicero Christianus - Pico della Mirandola. De studio divinae atque humanae philosophiae. 7// Idem. Opera omnia. Basileae, 1573. P. 21). Л. был убежден, что, если христианство хочет завоевать доверие образованной части языческого общества, оно должно иметь соответствующую форму выражения. Однако содержание его сочинений не всегда соответствует их прекрасной форме. Многие из них представляют собой компиляции, подчас лишенные глубины и оригинальности. Л. обладал даром усваивать чужие мысли и выражать их в изящной форме. Он был хорошо знаком с классической лат. лит-рой, особенно с сочинениями Сенеки, Вергилия , Варрона, Лукреция ; основным источником его сведений по философии был Цицерон.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

III в. Римское гос-во, преобразованное в средиземноморскую империю, оказалось чрезвычайно устойчивым и стабильным организмом. Гос. имперский аппарат, неразрывно связанный с системой республиканских магистратур и сенатским сословием, довольно надежно обеспечивал управление огромными территориями империи. Его работа была достаточно эффективна и не требовала постоянного контроля императоров, поэтому большинство преемников Августа в I в. (Тиберий, 14-37; Калигула, 37-41; Клавдий, 41-54; Нерон, 54-68; Домициан, 81-96) мало занимались гос. делами. Обладая гигантскими властными полномочиями, они пользовались ими в основном спорадически, лишь поддерживая сложившиеся институты управления сменой тех или иных должностных лиц. В ущерб сенату, к-рый в новых условиях стал практически бесполезен, шел процесс формирования имп. администрации. Имп. Клавдий создал собственную канцелярию, состоявшую из неск. ведомств: ab epistulis (для писем), a libellis (для прошений), a studiis (для ученых изысканий), a rationibus (для финансов). Ведомства делились на отделы, в к-рых служили имп. рабы и вольноотпущенники. Формально эти структуры возникли как часть дворцового ведомства, впосл. стали основой гос. системы управления. Текущие дела гос-ва со времен правления Тиберия все чаще передавались префектам претория. Префекты, первоначально бывшие лишь «начальниками охраны» императоров и не входившие в систему старых республиканских магистратур, вскоре превратились в назначаемых императором всесильных распорядителей всего гос. аппарата. В деятельности императоров вместо реальных политических программ на 1-е место вышла проблема имиджа власти, формирования политической пропаганды, к-рая была призвана поддерживать благожелательное общественное мнение по отношению к императорам и их двору, объяснять и оправдывать новую имперскую государственность. Почти все императоры I в. и мн. позднейшие правители Рима активно действовали на этом поприще, устраивая зрелища, праздники, демонстрируя свою любовь к народу, к искусству, религ.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Имп. Грациан, боровшийся с пережитками язычества (при нем были лишены льгот и доходов коллегии жрецов и весталок, из имп. титулатуры был исключен титул «pontifex maximus»), в 382 г. приказал убрать из зала заседаний рим. сената алтарь богини Победы с ее статуей, установленный еще при Августе , удаленный при Констанции II (337-361) и возвращенный имп. Юлианом Отступником (360-363). Требование вновь вернуть алтарь Победы сплотило языческую партию, во главе к-рой встал сенатор Симмах , один из самых образованных и родовитых римлян того времени. Депутация Симмаха не была принята императором под воздействием сенаторов-христиан, папы Дамаса и А. В 383 г. Грациан был убит в Галлии сторонниками узурпатора Магна Максима; в Италии воцарился его 12-летний брат Валентиниан II (383-392). В 384 г. Симмах, получивший должность префекта Рима, вместе с префектом претория Италии Веттием Агорием Претекстатом составил реляцию в защиту алтаря Победы; летом того же года Валентиниан II принял их депутацию. Речь Симмаха в защиту «былой славы Рима» была принята благосклонно, но вмешался А., немедленно отправивший императору увещательное письмо (Ep. 17), а затем и трактат с опровержением Симмаха (Ep. 18). Депутации было отказано. Когда в Италию вторгся Магн Максим (388), Симмах написал в его честь панегирик, но вновь не достиг цели: узурпатор отнесся к языческой партии прохладно. После того как Феодосий I Великий (379-395) сверг Максима, Симмаху пришлось оправдываться за свой панегирик и даже искать убежища в храме. Впрочем, и Феодосий начал колебаться в деле о возвращении алтаря после визита к нему депутации во главе все с тем же Симмахом. В ответ на это А. стал избегать встреч с императором и тем усовестил его: Феодосий отказал Симмаху. 13 июня 389 г. состоялся триумфальный въезд императора в Рим, где он разрешил сохранить лишь те языческие статуи, которые украшали город и были произведениями знаменитых мастеров. В короткое правление Евгения (393-394) алтарь Победы все же был возвращен в сенат, и лишь повторный триумф Феодосия I поставил точку в истории этого одного из главных символов языческого Рима.

http://pravenc.ru/text/114346.html

Начало правления на Западе (306-312) ( Barnes. 1981. P. 28-43; Barcelo. 1988; Pohlsander. 1996. P. 12-20; Elliott. 1996. P. 39-60; Humphries. 2008). Британия и Галлия быстро признали власть К. Испания, ранее краткое время подчинявшаяся Констанцию, перешла под управление Флавия Севера. Галерий, как глава тетрархии всей империи, был крайне недоволен бесконтрольным провозглашением К. августом. По сообщению источников, Галерий был готов сжечь присланный ему К. портрет с регалиями августа, но советники убедили его не объявлять открытого разрыва с К. Галерий признал права К., но лишь в ранге цезаря, тем самым включив К. в систему тетрархии и избежав прямого военного столкновения с ним. К. согласился с решением Галерия: не претендуя больше на титул августа, он тем самым окончательно избавился от возможных обвинений в незаконности своего прихода к власти. Первые годы правления К. на Западе были посвящены укреплению границы империи на Рейне. Уже зимой 306/7 г. рим. владения подверглись нападению франков. К. вытеснил их за Рейн и захватил в плен вождей, Аскарика и Мерогасия, которые вместе с др. пленными были отданы на растерзание зверям в амфитеатре Августы Треверов. В 308 г. К. провел военную кампанию против бруктеров к востоку от Рейна; в 310 г. был выстроен мост через реку в Колонии Агриппине (ныне Кёльн, Германия), на месте совр. моста Дойц; в том же году К. вновь воевал против франков на нижнем Рейне. К. долгое время испытывал сложности с легитимацией своей власти, поскольку даже после формального признания его членом тетрархии факт самовольного провозглашения его императором в 306 г., без согласования с имп. Галерием и др. соправителями, был хорошо известен. В первые годы правления К. возвеличивали как талантливого полководца, одержавшего много побед, подчеркивали его преемственность и сходство с отцом, к-рый имел репутацию успешного военачальника (XII Panegyrici latini/Ed. W. Baehreus. Lpz., 1911. VII (6) 3.4; Euseb. Vita Const. I 22; Rodgers. 1989. P. 238). На монетах К. первых лет присутствовало изображение Марса, который считался божественным покровителем императора. После побед над германцами К. начал выпуск монет с девизами: «Алеманны завоеваны» и «Римляне ликуют» и с изображениями послов варваров, припадающих к ногам К. ( MacMullen. 1987. P. 40). В панегирике 310 г. в честь К. по-особому интерпретировалась семейная история Флавиев и, явно с санкции К., заявлялось о родстве между К., Констанцием Хлором и имп. Клавдием II Готским (268-270) (XII Panegyrici latini. VI (7); Barnes. 1981. P. 35-37, 301). Согласно этой версии, которая при дворе К. стала официальной, Клавдий II приходился двоюродным дедом Констанцию I. Достоверность этой генеалогии невозможно подтвердить или опровергнуть. Однако очевидно, что она была полезна для К., к-рый нуждался в укреплении своей власти и дополнительных аргументах, обосновывавших претензии его и семьи на имп. престол.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

1068 Именно в Имп. Академии наук и было осуществлено издание: Записки Имп. Академии наук. 1897. Сер. VIII. 7. 1069 Этот неординарный для эпохи принцип филологической транскрипции личных имен Болотов проводил и в своих лекциях, называя Феодора Мопсуетского Мопсуэстийским, по месту его происхождения – Μψου στα. См.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. СПб., 1918. Т. 4. С. 151. Следует отметить, что введенная Болотовым поправка соответствует общепринятому наименованию св. Феодора в европейских языках – Mopsuestensis. 1073       Чельцов М. И. Полемика по вопросу об опресноках между греками и латинянами в XI–XII вв. СПб., 1879. 1074 Д. А. Хвольсон – профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре еврейской, сирийской и халдейской словесности и Духовной академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии. См. о нем: Коковцов П. К. Д. А. Хвольсон (1819–1911): Некролог//Изв. Имп. АН. 1911. 10. С. 741–750. Болотовым использована здесь статья: Хвольсон Д. А. Последняя пасхальная вече­ря Иисуса Христа и день Его смерти//ХЧ. 1875. Ч. 2. С. 430–488; 1877. Ч. 1. С. 821–876; Ч. 2. С. 557–610; 1878. Ч. 1. С. 352–419. 1076 Бриллиантов A. И. Труды проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в русской литературе//ХЧ. 1913. Апрель. С. 431–457; Болотов В. В. К вопросу о Filioque//Там же. Июль – август. С. 921–927; Сентябрь. С. 1046–1059; Ноябрь. С. 1289–1309; Декабрь. С. 1391–1414. 1077 Болотов В. В. 1) Глава I: Супурган. Значение этого имени//ХЧ. 1899. Январь. С. 95–112; 2) Экскурс A: Sephakan-Waspurakaw: Из исторической географии Армении//Там же. С. 112–121; 3) Экскурс Б: Древнейшие митрополии в церкви персидской//Там же. Февраль. С. 323–349; 4) Экскурс В: Смутное время в истории сиро-персидской церкви//Там же. Март. С. 535–547; 5) Глава II: Список католикосов селевкие-ктесифонских//Там же. Апрель. С. 789–804; Май. С. 1004–1031 ; Июнь. С. 1182–1204; 6) Экскурс Г : Что знает о начале христианства в Персии история?//Там же. 1900. Январь. С. 65–99; Март. С. 428–439; 7) Πρεργον: Из эпохи споров о Пасхе в конце II в.//Там же. Март. С. 439–454; 8) Экскурс Д: Календарь персов//Там же. 1901. Март. С. 439–462; Апрель. С. 499–515; 9) Экскурс Е: Церковный год сирохалдеев//Там же. Июнь. С. 937–948; 10) Corrigenda//Там же. С. 949–965.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот же период в Августе Треверов была развернута широкая строительная деятельность. Были выстроены новые городские стены, начато возведение дворцового комплекса и публичных терм в северо-вост. части города. Южнее дворца был построен большой тронный зал, который позднее был передан Церкви (Трирская базилика). Активное строительство велось также в ряде др. городов Галлии, особенно в Августодуне (ныне Отён) и Арелате (ныне Арль). Фоллис имп. Константина Великого. 330–335 гг. Аверс, реверс Фоллис имп. Константина Великого. 330–335 гг. Аверс, реверс Согласно Лактанцию, следуя принципам имп. Констанция I Хлора, вскоре после восшествия на престол К. провозгласил формальное прекращение репрессий на Востоке и даровал христианам свободу исповедания ( Lact. De mort. persecut. 24. 9; Euseb. Vita Const. II 49). Принято считать также, что К. в своих диоцезах проводил реституцию собственности, утраченной христианами во время гонений. Подобные распоряжения К. хорошо известны с 312 г. в Италии и Африке, но в первые годы его правления прямых свидетельств о проведении реституции в пользу христиан нет ( Barnes. 1981. P. 28). В кон. лета 306 г. Галерий, продолжавший относиться к К. подозрительно, в противовес К. провозгласил августом Запада Флавия Севера, к-рый ранее имел титул цезаря и находился в Аквилее и Равенне ( Lact. De mort. persecut. 25. 4-5; Socr. Schol. Hist. eccl. I 2). Тем не менее Северу не удалось укрепить свою власть. Уже в окт. 306 г. в Риме произошел мятеж гарнизона и был провозглашен императором Максенций, сын Максимиана Геркулия, к-рый ранее публично выражал зависть по поводу успеха К. и досадовал по поводу своего положения частного лица ( Zosim. Hist. II 9. 2). В февр. 307 г. Максенций сделал соправителем своего отца Максимиана Геркулия, прочно утвердив свою власть в Италии, Испании и Сев. Африке. В апр. 307 г. Флавий Север, проигравший политическое противостояние с «узурпаторами» К. и Максенцием, капитулировал и был убит в Равенне ( Lact. De mort. persecut. 26.10; Euseb. Vita Const. I 27; Eutrop. Breviar. 10. 2. 4; Aur. Vict. Epitom. 40. 3; Anon. Vales. Chron. Const. 4. 10). После гибели Севера под контроль К. перешла Испания.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

В мирное, но не продолжительное правление имп. Нервы (96–98 г.) он успел обратить многих язычников ко Христу, не только из простого народа, но и от царского двора, благородных и сановитых, в том числе и некоторых из рода имп. Нервы. В царствование имп. Траяна произошло возмущение римских язычников против св. Климента и христиан. Император велел епарху города Мамертину отправить предстоятеля римской церкви св. Климента в заточение на работы в каменоломни в одном пустынном месте близ Херсонеса Таврического (бывшего в 3 верстах от нынешнего Севастополя). Здесь он нашел уже большое общество христиан, так же осужденных на тесание камней, и стал во главе этого общества. Вскоре к нему стали стекаться язычники, чтобы послушать его учение, и крестились целыми толпами. Св. Климентом устроено было множество церквей. 61 Услыхав об этом, ими. Траян поручил военачальнику Авфидиану произвести строгий суд над христианами. Тогда многие из них были замучены, а св. Климент утоплен в море (101 г.). 62 Бог чудодейственно сохранил в окрестностях Херсонеса мощи сего мужа апостольского в течение многих веков нетленными на благословение славянам и нашим предкам, по обращении их в христианство . Св. первоучители славян братья Кирилл и Мефодий, посланные императором греческим Михаилом III к Хазарам, жившим по течению Дона и низовьям Волги, посетили Херсонес, открыли мощи св. Климента (30 янв. 861 г.) и с торжеством перенесли их в город, где они и положены были в соборной церкви. Небольшую часть их они взяли с собою и потом принесли в дар римской церкви (в 868 г.), где эта святыня была встречена с торжеством папою, клиром и народом, с крестами и свечами. 63 Остальная же, большая часть мощей, а именно, глава священномученика и почти все тело его, вместе с мощами ученика его Фива, были взяты св. равноап. князем нашим Владимиром (в 987 г.), крестившимся в Херсонесе, и перенесены в Киев, где и положены были в новосозданной им Десятинной церкви, на благословение новопросвещенной стране. В течение почти 250 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кафедра (амвон) Ахенской капеллы. XI в. Из многочисленных дарений герм. королей и императоров наиболее значительными являются 2 больших романских реликвария, украшенных позолоченными серебряными фигурами, рельефами, эмалями и драгоценными камнями. Один из них был изготовлен для мощей имп. Карла Великого (1165-1215) и подарен имп. Фридрихом II (второй по величине романский реликварий после кёльнского). На боковых сторонах его изображены фигуры 16 королей, особо ревностных покровителей А., на крышке 8 рельефов со сценами из жизни Карла Великого. Реликварий св. Девы Марии, где хранятся 4 «великие» ахенские святыни (1220-1238), украшен фигурами 12 апостолов, Христа, Богоматери, Карла Великого и св. папы Льва III , при к-ром Ахенская капелла была освящена. Также следует отметить светильник в виде короны - дар Фридриха I, символизирующий, как и капелла, Небесный Иерусалим (позолоченная медь, 4, 2 м в диаметре, свисает с купола на 27-метровой железной цепи); золотую панель (Pala d " oro) с 17 рельефами (изображены Христос на троне, символы евангелистов, Богородица и арх. Михаил, цикл Страстей Христовых), подаренную Оттоном III, в наст. время украшает переднюю часть главного алтаря (по преданию, изготовлена из золота, найденного в могиле Карла Великого при ее вскрытии в 1000); подаренную Генрихом II (1002-1024) кафедру (ambo) из позолоченного серебра с инкрустацией из драгоценных античных камей (в центре располагалась самая большая с имперским орлом; сейчас находится в Вене). Первоначально кафедра стояла в центре октагона. Драгоценные камни, камеи и орнамент образуют большой крест (crux gemmata) - символ Небесного Иерусалима. К числу таких cruces gemmatae относится золотой «крест Лотаря», подаренный Оттоном III (оправа из крупных драгоценных камней выполнена в виде колоннад храмов). В его центре - большая камея с профилем рим. имп. Августа в лавровом венце, к-рому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец из рук Бога Отца (двойная аллегория: Христос как Господин на земле и как Победитель смерти; император правит на земле как викарий Христа). Такой же символический смысл имеют и изображения в Евангелии Оттона III (юный император на троне во славе, окруженный 4 евангелистами) из сокровищницы Ахенской капеллы.

http://pravenc.ru/text/77174.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010