«Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. «Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. Там же хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар франц. кор. Людовика XI, 1481), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV (дар Карла IV по случаю его коронации в 1349), малоазийский реликварий кон. X в., диптих с рельефами из слоновой кости (IX в.), имп. мантии XII-XIII вв. Из многочисленных изображений Богоматери особым почитанием у паломников пользуется статуя XIV в. «Unsere Liebe Frau von Aachen» (Ахенская Богоматерь), к-рой принесены в дар многочисленные украшения и богатые одежды. Из светской архитектуры А. интерес представляет готическая ратуша с богато украшенным скульптурами фасадом, построенная в XIV в. на месте каролингского дворца, приобретенного городом у мон-ря (от дворца осталась одна башня: Granusturm (башня Гранна)), к-рую Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Пий II) описывал как «palatium tota Germania nobilissimum» (благороднейший из дворцов во всей Германии). Барочные изменения были устранены при перестройке ратуши в готическом стиле в XIX в., а коронационный зал на 2-м этаже украшен циклом исторических фресок А. Ретеля и Й. Керена (наиболее известные «Оттон III открывает гробницу Карла Великого», «Коронация Карла Великого»). Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния. Лит.: Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//Art Bull. N.Y., 1942. T. 24. P. 1-38; Kreusch F. Über Pfalzkapelle und Atrium zur Zeit Karls des Grossen. Aachen, 1958; Messerer W. Zum Kaiserbild des Aachener Ottonencodex.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Конха апсиды ц. Санти-Косма-э-Дамиано в Риме [от греч. κγχη - раковина], свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой. Иногда К. называют полукуполом. Свод К. может быть также граненым, состоять из смыкающихся лотков. Наиболее часто К. встречается в древнеримской и родственной ей средневековой визант. и европ. архитектуре. Считается, что храм божественного Августа на форуме Августа в Риме (нач. I в.) имел перекрытую К. экседру, в к-рой стояла статуя императора. К., вероятно, были и в экседрах имп. базилик, служивших залами суда, напр. в базилике во дворце Флавиев на Палатине (92). В экседре обычно устанавливали трон императора либо его статую. Т. о., генетически связанная с куполом К. являлась образом небесного свода и стала ассоциироваться с культом императора как верховного судьи, изображение которого она осеняет подобно киворию. Мотив экседры с К. как обрамление статуи императора или божества стал важным архитектурным акцентом в более поздних базиликах и храмах античного Рима (базилика Северов в Лептис Магна, 216; реконструированные в 307 алтари храмов Венеры и Ромы (135)). Базилика имп. Максенция (307) в Риме первоначально имела с западной стороны экседру со статуей императора в ней, т. о. была выделена продольная ось здания. После победы у Мульвийского моста имп. равноап. Константин добавил с сев. стороны базилики ориентированную на поперечную ось базилики новую экседру (после 312), где была установлена его статуя. Центральная апсида ц. Панагии Ангелоктисти в Кити (близ Ларнаки, Кипр) Центральная апсида ц. Панагии Ангелоктисти в Кити (близ Ларнаки, Кипр) Устройство К. над погребальными нишами связано с культом усопших. В таких нишах устанавливали статуи или бюсты предков. Ниши с К., декорированными наподобие раковин, сохранились в гробнице F (гробница семьи Кетениев) на Ватиканском кладбище (II в.). В раннехрист.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

В эпоху поздней империи строили меньше, главные улицы стали зарастать, в IV в. они были застроены жилищами небогатых людей или использовались под кладбища. Мозаика из Виллы Стата. IV в. (Музей Сарагосы) Мозаика из Виллы Стата. IV в. (Музей Сарагосы) Др. пример небольшого рим. муниципия (с 73/74 г. по Р. Х.) - г. Мунигуа (близ совр. Вильянуэвы-дель-Рио-и-Минас, пров. Севилья), центр добычи железной руды и варки железа. Большая часть зданий относится к посл. трети I в. по Р. Х. Обширный храмовый комплекс на искусственной платформе на живописном склоне копирует храм Фортуны Примигении в Пренесте (ныне Палестрина, обл. Лацио, Италия; II в. до Р. Х.). Среди надписей - рескрипт рим. имп. Тита (79-81 гг. по Р. Х.) с упоминанием сборщика налогов Сервилия Поллия и штрафа за покушение на общественную собственность. В Луке (ныне Луго), к-рый был основан как город легионеров во время войны с кантабрами (25-24 гг. до Р. Х.), полностью сохранилась римская крепостная стена (кон. III в.) - прямоугольная в плане (длина стен 2,1 км, ширина от 4,2 до 7 м), с 85 овальными башнями (высота от 8 до 12 м, в кладке вторично использован 31 камень с надгробными и посвятительными надписями), 46 из них хорошо сохранились. Участки рим. стен кон. III - нач. IV в., часто достигающие исходной высоты, есть также в Легионе (ныне Леон) и Астурике Августе (ныне Асторга, пров. Леон). Произведения рим. архитектуры в И. немногочисленны и относятся в основном к периоду ранней Римской империи. Целиком в И. сохранилось лишь 2 рим. храма - небольшой простиль с 6-колонным портиком в Авзе (ныне Вик, пров. Барселона; нач. II в. по Р. Х.) и храм в антах в совр. Алькантаре (пров. Касерес; 103 г. по Р. Х.). Частично сохранился большой (40×22 м) 6-колонный периптер Дианы (имп. Августа?; кон. I в. до Р. Х.) в Эмерите Августе, реконструирован 6-колонный псевдопериптер в Кордубе (2-я пол. I в. по Р. Х.), уцелели угловые колонны периптера (6 на 11 колонн) имп. Августа в Барциноне (ныне Барселона). От Августобриги (ныне Талавера-ла-Вьеха, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В 43 г. К. предпринял краткосрочный поход с целью захвата Британии. Поводом для войны послужил переворот в брит. племени атребатов, которые изгнали своего царя Верику, бывшего союзником Рима. Рим. 40-тысячная армия под командованием Авла Плавтия высадилась на юж. побережье, за 16 дней уничтожила основные силы бриттов и захватила центральные районы острова. Победа укрепила престиж К., который был удостоен триумфа и получил новый титул - Британник, но отказался от этих почестей. В начале правления К. создал имп. секретариат из 4 коллегий: корреспонденции, казны, науки и юстиции и проч. дел. Во главе коллегий К. поставил преданных ему вольноотпущенников, поскольку после событий 41 г. не мог вполне доверять рим. знати и сенаторскому сословию. Это упорядочение ведения имп. дел позволило К. повысить эффективность управления и укрепить свою власть. Он провел также ряд реформ в судебной системе. Рассмотрев много дел, он убедился в несовершенстве рим. судов и увеличил время летних и зимних судебных сессий, что позволило уменьшить количество тяжб. Также, чтобы не затягивать судебные разбирательства, истцам запрещалось покидать город во время рассмотрения их дел. На должности судей теперь можно было назначать лиц не моложе 25 лет. За время правления К. издал ряд работ, касавшихся различных сфер знания и общественных отношений. Нек-рые из них получили статус имп. эдиктов, в т. ч. указ, освобождавший тех рабов, которые считались неизлечимо больными и оставлялись хозяевами умирать в храме Эскулапа (Асклепия), но впосл. излечивались. Хозяев, которые отказывали рабам в медицинской помощи, теперь приравнивали к убийцам. Большая часть работ К. была посвящена медицинским советам, к-рые, как правило, носили лишь курьезный характер. Религ. политика К. отличалась консерватизмом; он даже критиковал самого Августа за слишком смелые реформы. В основном К. стремился сохранять существующие традиции различных общин, древнюю городскую рим. религию, а также национальные религ. традиции провинций; противостоял прозелитизму любых религ. течений ( Suet. Claud. 22). Наряду с реформами письменности он стремился сохранить в языке элементы архаической латыни, в т. ч. в религ. сфере. Большое внимание уделял культу своих предков и тем самым способствовал почитанию правящей фамилии в целом; обожествил свою бабку Ливию, супругу Августа. Чтобы препятствовать распространению вост. культов в Риме, К. искал им замену в видоизмененных традиц. рим. культах. Резко противостоял распространению религии галльских друидов, к-рую считал несовместимой с римской. В противовес им К. поддерживал Элевсинские мистерии, а также культ Венеры Эрикийской на Сицилии (Ibid. 25. 5). В 47 г. К. восстановил ранее распущенную коллегию гаруспиков, а астрологов и гадателей иноземного происхождения изгнал из Рима.

http://pravenc.ru/text/1841217.html

См. статью П. Волошун «Социальное призрение женщин и детей в повседневной жизни великой княгини Елизаветы Федоровны». В нашем понимании уже ужина. Письмо имп. Марии Федоровне от 27 августа 1885. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1580. Л. 44-48.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С.64. Письмо имп. Марии Федоровне от 18 августа 1888. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1581. Л. 18-19 об.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун. С. 99. Письмо имп. Марии Федоровне от 27 августа 1885. Ильинское. ГАРФ. Ф.642. Оп. 1. Д. 1580. Л. 44-48.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун.  С.64. Письмо цесар. Николаю Александровичу от 3 декабря. Петербург. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1253. Л. 22. Англ.яз.//Вел.кн. Елизавета Федоровна и император Николай II. Документы и материалы (1884-1909 гг.). Подготовка текстов П.В. Волошун.  С.160. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 ноября, 2015 3 ноября, 2015 6 марта, 2020 28 октября, 2018 8 ноября, 2017 18 июля, 2017 29 июня, 2017 16 февраля, 2017 7 ноября, 2016 5 ноября, 2015 3 ноября, 2015 6 марта, 2020 28 октября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pisma-velikoj-knyagini...

К. готовился к походу в Италию, к-рый состоялся в 312 г. Описание этих событий сохранилось в основном в источниках, оценивавших положительно деятельность К., что затрудняет воссоздание хода событий. Большинство древних историков сообщали о малочисленности войск К. и указывали на некое превосходство военных сил Максенция. Тем не менее подобные описания в целом характерны для повествований о героических военных действиях в античной лит-ре. В случае с войной 312 г. они показывают К. как талантливого полководца, что было важно для утверждения его имп. статуса. Кроме того, эти описания также усиливают впечатление того божественного вдохновения, к-рое владело императором в то время, о к-ром говорят панегиристы и историки и на к-рое ссылался сам К., когда оценивал эти события. Т. о., сведения о малочисленности и слабости войск К. едва ли стоит принимать всерьез. Пассивность Максенция, его последовательная оборонительная тактика указывают на то, что военное превосходство было именно на стороне К., к-рый, не торопясь и делая длительные остановки, вел в бой армию, закаленную в кампаниях в Британии и на Рейне и частично состоявшую из федератов-германцев. Триумфальный въезд имп. Константина Великого в Рим. Эскиз к циклу «История Константина». 1622 г. Худож. П. П. Рубенс (Музей искусств, Индианополис) Триумфальный въезд имп. Константина Великого в Рим. Эскиз к циклу «История Константина». 1622 г. Худож. П. П. Рубенс (Музей искусств, Индианополис) Большинство советников считали поход в Италию нецелесообразным для К., в частности, из-за неблагоприятных результатов гаданий (XII Panegyrici latini. XII (9) 2. 5). Тем не менее в нач. весны 312 г. К. с 40-тысячной армией перешел Коттиевы Альпы и вскоре штурмом захватил хорошо укрепленный г. Сегузий (ныне Суза, Италия). Он запретил воинам грабить город и двинулся на юг. Близ г. Августа Тавринов (ныне Турин) он окружил и разгромил соединение кавалерии Максенция. Августа Тавринов, а вскоре и Медиолан (ныне Милан) открыли перед К. ворота. До середины лета К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

культ. Встречаются упоминания о храмах императоров Августа, Траяна, Адриана, Антонина Пия, имп. Фаустины Старшей, находившихся в Александрии, Мемфисе, Арсиное, Оксиринхе, Гермополе, Элефантине и на о-ве Филе. Статуи императора занимали видное место среди статуй рим. богов. Впрочем, как предметы поклонения статуи императоров не упоминаются. Были распространены посвящения гению императора. Клятвы c кон. I в. приносились именем гения императора, а не именем его самого. В Антинополе имп. Адрианом был введен культ Антиноя, типологически напоминавший распространенный в греч. мире культ т. н. ойкистов (οκιστς) - основателей города, почитавшихся героями. Религ. картину рим. времени до торжества христианства хорошо отражают отчасти сохранившиеся храмовые комплексы Оксиринха, где идентифицированы храмы Зевса-Амона, Геры-Исиды, Атаргатис-Бетуннис (сир. божества), Серапеум, 2 храма Исиды, 1 - Осириса, 4 - Тоэрис, храмы греч. богов Деметры, Коры, Диоскуров, Гермеса, Аполлона, Благого Демона (γαθς δαμων - змей Сераписа), Неотеры, Тихе, а также рим. богов Юпитера Капитолийского и Марса. Имена рим. богов Юпитера и Юноны в окрестностях 1-го нильского порога, Юпитера Наилучшего (Jupiter Optimus) в Коптосе и Меркурия в Пселкисе встречаются в лат. посвятительных надписях, установленных рим. солдатами. Кроме того, ограниченное распространение в Е. имели культы эфиоп. бога Мандулиса (в храме Исиды на о-ве Филе), а также сир. Астарты (святилище на территории Серапеума в Мемфисе). Первой мерой имп. Августа в отношении егип. храмов была постановка их доходов под контроль рим. администрации в лице титулярного первосвященника Александрии и всего Е. Земли, ранее принадлежавшие храмам, формально остались в их владении, и т. н. священный налог с этих земель продолжали собирать, однако он шел непосредственно в казну через особый департамент в финансовом ведомстве рим. Е. В остальном римляне придерживались веротерпимости, и потому среди егип. жрецов не возникло недовольства рим. властью. Светским главой егип.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Когда в 80-х гг. II в. во время большого пожара в Александрии был разрушен главный храм Серапейон, К. не только быстро восстановил его, но и расширил прилегавшую к нему территорию. Столь же большое внимание теперь уделялось митраизму, к-рый ранее был едва известен в среде римской элиты (Scr. hist. Aug. Commodus. 9; Pescennius Niger. 6; Clem. Alex. Protrept. LIII 2). Имп. Коммод. Серебряная монета. II в. Аверс. Реверс Имп. Коммод. Серебряная монета. II в. Аверс. Реверс В 191 г. центральные районы Рима сильно пострадали от неск. пожаров. Среди прочих важнейших построек сгорели алтарь Мира Августа и храм Весты. Впервые в истории весталки были вынуждены перенести палладий из храма в незатронутый пожаром Палатинский дворец ( Herodian. Hist. I 14). Пожар и связанные с ним события произвели тяжелое впечатление на римлян; в них видели предзнаменования надвигавшихся войн и бедствий, и популярность К. начала стремительно падать. Тем не менее в последние годы император, как будто не считаясь с общественным мнением, начал проводить все более экстравагантные реформы, в основном направленные на создание нового образа императора, отчасти подобного образу эллинистического царя. К. стремился укрепить священный статус своей власти и персоны, настаивал на своем уникальном божественном происхождении и тем самым рассчитывал окончательно избавиться от опеки сената и др. институтов республиканской эпохи, к-рые до сих пор существенно сдерживали имперскую монархию. К. объявил себя воплощением Геркулеса, сыном Юпитера-Зевса. Со 190 г. К. часто являлся на публичные церемонии одетым в львиную шкуру и с палицей в руках. В образе Геркулеса он был изображен на новом офиц. портрете императора, копии к-рого размещались повсюду. Со 191 г. К. принял новый титул - Луций Элий Аурелий Коммод Август, отказавшись от имени Марка, к-рое носил с момента восшествия на престол в 180 г. Тем самым К. косвенно настаивал на своем происхождении от Юпитера, отрицая значение имп. Марка Аврелия как своего отца. На основе нового титула было проведено переименование всех месяцев года: луций, элий, аврелий, коммод, август, геркулий, римский, преодолевающий, амазоний, непобедимый, благочестивый, счастливый (Lucius, Aelius, Aurelius, Commodus, Augustus, Herculeus, Romanus, Exsuperatorius, Amazonius, Invictus, Felix, Pius), дополнительные титулы К.- «Миротворец» (Pacator Orbis) и «Наш Господин» (Dominus Noster).

http://pravenc.ru/text/1841854.html

Их излюбленным местом была Ветка в тогдашней Польше. По словам архиеп. Филарета Ветка являлась средоточием дезертиров и увернувшихся от суда преступников. Императрица Анна вызывала в 1733 г. поселенцев Ветки возвратиться в Россию, обещая забыть все их прошлое. Вызывали их и потом, но без успеха. В 1735 г. полковнику Сытину повелено было взять несколько полков и возвратить всех беглецов на их места. Таковых, после годичного его расследования, оказалось около 40 000. Они были разосланы по разным местам. Жилья же и раскольничьи скиты сожжены. Тогда же сделан был пересмотр и Стародубья. Через три года Ветка снова стала наполняться такими же поселенцами, часть которых занималась и грабежами на дорогах. Имп. Елисавета и имп. Петр III вызывали поселенцев Ветки на свои места, но без успеха. Имп. Екатерина II предлагала им в 1762 году выбирать любые места в России. Повторено это было через год. В августе 1763 г. ген. Маслов получил повеление занять Ветку, забрать всех беглецов и разослать по указанным местам. В 1764 г. Ветка пала. Маслов отправил найденных там 20 000 беглецов в Сибирь. В 1758 г. подверглось новой переписи Стародубье. Выяснилось, что многие проживавшие там платили подать меньше установленного размера. Меры правительства ограничились только более строгим надзором. В 1761 г. назначена была новая перепись. Эти распоряжения не нравились стародубцам и они спешили пользоваться преимуществами, данными поселенцам Новосербии и особенно Елисаветграда, – и уходили на р. Ингул. Поповцам все труднее становилось иметь своих епископов. На Ветке был Епифаний (1724–35), получивший обманно архиерейский сан в Яссах. По разорении Ветки, он перешел в православие. Беглый диакон Амвросий, ловкий и честолюбивый, успел приобрести доверие стародубского наставника Патрикие, а потом и других. Затем он пустил в ход молву за тайну, будто он, Афиноген, епископ, скрывший сан ради спасения. Когда многие ему поверили, он в 1751 г. явился в полном виде епископа. Его приняли торжественно. Но Патрикий, дороживший властью наставника, доискался правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Печатные каталоги: Bibliothecae imp. Petropolitanae. Petropoli, 1742. 4 p.; Российские [рукописные] и печатные книги, находящиеся в Имп. библиотеке. [СПб.: тип. Акад. наук, 1744]; Соколов П. И. Каталог обстоятельный книгам богословским церковной и гражданской печати, находящимся в 1-м отделении Библиотеки имп. Академии наук, по приказанию президента оной Академии Сергия Семеновича Уварова вновь составленный. СПб., 1831; Срезневский В. И. Список русских повременных изданий с 1703 по 1899 г. с сведениями об экземплярах, принадлежащих библиотеке имп. Академии наук. Корректурное изд. СПб., 1901; Описание рукописного отделения императорской Академии наук. СПб.; Пг., 1910-1915. Т. 1-2; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. М.; Л., 1959. Т. 3-8; Каталог инкунабулов/Сост. Е. И. Боброва. М.; Л., 1963; Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание русских и славянских рукописей XI-XVI веков/Сост. Н. Ю. Бубнов, О. П. Лихачева, В. Ф. Покровская. Л., 1976; Библиотека Петра I: Указ.-справ./Сост. Е. И. Боброва. Л., 1978; Латинские рукописи библиотеки Академии наук СССР: Описание рукописей латинского алфавита X-XV вв. Л., 1978; Библиотека Я. В. Брюса: Кат./Сост. Е. А. Савельева. Л., 1989; Книги из собрания польского короля Сигизмунда II Августа: Кат./Сост. Е. А. Савельева. СПб., 1994. Лит.: Бакмейстер И. Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-Петербургской императорской Академии наук. СПб., 1779 (то же см. на фр. яз., 1776, нем. яз., 1777); Платонов С. Ф. Библиотека Академии наук СССР, 1728-1929: Краткий ист. очерк и путев. Л., 1929; История Библиотеки Академии наук СССР. М; Л., 1964; Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. М.; Л., 1956-1961. 3 вып.; Путеводитель по каталогам Библиотеки Академии наук СССР. М; Л., 1960; Никольский Н. К. К вопросу об историческом значении и первоначальном книжном фонде Библиотеки Академии наук СССР//Тр. БАН ФБОН АН СССР. 1963. Т. 7; История Библиотеки Академии наук СССР.

http://pravenc.ru/text/63754.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010