Книга жизни только одна, в знак малого количества избранников Божиих, имеющих наследовать спасение. «Раскрытые книги, – говорит св. Андрей, – означают деяния и совесть каждого. Одна, говорит, из них есть «книга жизни», в которой написаны имена Святых». – «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» – мысль здесь та, что все люди, без всякого исключения, воскреснут и предстанут на Суд Божий. – «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» – это сказано в том смысле, что прославленные и спасённые люди уже не будут более бояться ни ада, ни смерти: для них смерть и ад перестанут существовать навеки. Под «огненным озером» и «второю смертью» разумеется вечное осуждение грешников, имена которых не оказались записанными у Господа в книге жизни (ст. 11–15). Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Вслед за тем св. Иоанну была показана духовная красота и величие нового Иерусалима, то есть Царства Христова, имеющего открыться во всей своей славе во второе Пришествие Христово после победы над дьяволом. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» – здесь говорится не о небытии твари, но о перемене к лучшему, как свидетельствует апостол: «сама тварь освободится от работы нетления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8:21 ). И Божественный Песнопевец говорит: «как одежду. Ты переменишь их, – и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Обновление устаревшего означает не изглаждение и уничтожение, но устранение устарелости и морщин» (св. Андрей Кесарийский ). Эта новизна неба и земли будет состоять в преобразовании их огнём и в новизне форм и качеств, но не в изменении самой сущности. Море как непостоянный и волнующийся элемент исчезнет. – «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» – под образом этого «Нового Иерусалима» представляется здесь торжествующая Церковь Христова, украшенная, как бы невеста Господня, чистотой и добродетелями святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали всех бывших тогда верующих и сказали им: – Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова ( Деян. 6:2–4 ). Это предложение святых апостолов было одобрено всем собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антиохийского. Самые имена сих избранников показывают, что они были родом не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в еллинских странах, ибо имена их – не еврейские, а еллинские. Из них Стефан приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в Киликии 8804 . Эти семь мужей потому избраны были из эллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились, наконец, и перестали жаловаться и роптать. Все сии избранники были приведены к апостолам, и те помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители). Первым между ними был Стефан, исполненный веры и силы, и потому назывался архидиаконом. По благодати Божией, он творил много знамений и чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании, это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:25 ). Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми. Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков. И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он – пророк, другие же – что Он льстец, а иные – что Он – Сын Божий, святой Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую: — Для чего вы пришли к нам? — Для того, — ответила Фотина, — чтобы научить тебя чтить Христа. В это время бывшие при императоре сказали ему: — Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии. — Пусть приведут их ко мне, — повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их: — Правда ли то, что я слышал о вас? — Всё то, что ты слышал о нас, царь, — ответили они, — истинная правда. Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их: — Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него? — О, царь! — отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, — никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему. — А как ваши имена? — спросил император. — Я, — отвечала святая Фотина, — от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, — Анастасией, вторая — Фото, третья — Фотидой, четвертая — Параскевой, а пятая — Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, — Виктор, младшего же Иосия. — Итак, все ли вы, — сказал на это Нерон, — согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа? — Все мы, — ответила святая Фотина, — с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем. Тогда Нерон велел железными молотками раздробить им кисти рук. Принесена была наковальня, и нечестивые мучители, положив на нее руки святых, стали бить по ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Такое великое землетрясение! Молниями называются чудеса, которые через Своих святых совершит Бог, ибо мы прочли прежде, что Илия и Енох совершат много чудес; голосами названа проповедь святых, громами же выражен страх вечного огня; землетрясение же часто обозначает движение сердец. Ибо будут подвигнуты некоторые от зла к добру, как те Иудеи, которые уверуют во Христа, [а] другие, кто оставит веру во Христа и последует за прелестью Антихриста, будут подвигнуты от добра козлу. И сказал мне ангел: что дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её. имеющего семь голов и десять рогов. Равным образом и знамения, совершенные зверем, и упомянутые ранее деяния дракона, ибо [все] это были знамения диавола. Что же касается семи голов и десяти рогов, то об атом [мы] уже говорили ранее . Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть диавол, который был перед пришествием Христа, обладая человеческим родом; но сейчас уже не владеет человеческим родом так, как владел раньше, ибо во Христе избранные сердца отдалены от него. И действительно он выйдет из бездны, когда во времена Антихриста будет выпущен Сатана из темницы его, и, выйдя, обольстит все народы, поскольку явит многочисленные знамения; и пойдёт в погибель вместе со всеми впавшими в заблуждение, и со всеми сподвижниками своими будет осужден на вечную муку. И удивятся живущие на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя зверя, который был, и нет его. Эти обитатели земли, ущербные разумом, которые будут почитать магов как Бога и которых Антихрист введёт в заблуждение. Удивятся лживым деяниям те, имена которых не вписаны в книгу жизни и которые не удостоятся вечной жизни. Видя зверя, то есть знамения, совершенные диаволом посредством Антихриста, и в Антихристе поклоняясь диаволу. Здесь ум, имеющий мудрость, то есть в этом скрыта великая тайна, и чтобы понять это, требуется весьма искусный и острый ум. А не слушающий Господа не в силах открыть эту тайну.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

12. И над той расселиной я видел одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою; на нем не было ни воды, ни птиц, но это было пустое место. 13. И было ужасно то, что я видел там: семь звезд, как великие горящие горы и как духи, которые просили меня. 14. Ангел сказал мне: «это то место, где оканчиваются небо и земля; оно служит темницей для звезд небесных и для воинства небесного. 15. И эти звезды, которые катятся над огнем, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в свое определенное время. 16. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, – в год тайны». Глава 19 1. И Уриил сказал мне: «здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с женами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам, – будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведен великий суд, пока не постигнет их конечная участь. 2. Также и с женами их, которые соблазнили ангелов неба, будет поступлено точно так же, как и с друзьями их. 3. И только я Енох созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я. Глава 20 1. И вот имена святых ангелов, которые стерегут: 2. Уриил, один из святых ангелов, ангел грома и колебания; 3. Руфаил, один из святых ангелов, ангел духов людей; 4. Рагуил, один из святых ангелов, который карает мир и светила; 5. Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лучшею частью людей, – над избранным народом; 6. Саракаел, один из святых ангелов, который поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху; 7. Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами. Глава 21 1. И я обошел кругом до одного места, где не было никакой вещи. 2. И я видел там нечто страшное, ни небо возвышенное и не землю утвержденную, но одно пустое (пустынное) место, величественное и страшное. 3. И здесь я видел сем звезд небесных, вместе связанных в этом месте, подобных великим горам, и пылающих как бы огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

19:28). По евангельскому преданию (Лк. 10:1), после избрания Д. А. Христос избрал «и других 70 учеников» (т. и. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70:12 — число Израиля, соответственно «нового Израиля», т. е. Церкви, «богочеловеческое» число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 — символ божественной сущности, см. Троица, и «горнего мира», а 4, число материальных стихий, стран света н т. п. — символ человеческой природы и «дольнего мира»), число особого избранничества (например, Откр. 7:4–8 и 14:1–4, говорит о «ста сорока четырех», то есть 122 тысячах «запечатленных» избранников, «первенцев» среди святых); 70 — число «эйкумены», всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт. 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически–мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ Церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесенного с числом Д. А. Чудесный город имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот: стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр. 21:1214). Специально перечисленные в «Откровении» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (21:1920), распределялись средневековой символикой между Д. Α.: Петру соответствует яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — смарагд (изумруд), Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иакову Алфееву — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг Д. Α., но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

3, 3), а в послании Петра древний Рим называется Вавилоном (1 Пет. 5, 13). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но узнал от ангела, что этот город - владыка мира - при кончине будет наказан за беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены кровью святых, хотя и неодинаково - одни больше, другие меньше. Кто, например, измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской земле? О том же, что было, например, при Элиане, или о гонениях на христиан от ариан в новом Риме читающие могут знать из истории. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель. Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обессилен страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и антихрист - орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на погибель в будущем веке. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Те, которых имена не написаны в книге вечно живущих и не угадавшие антихриста по Христовым предсказаниям, удивятся пришествию зверя и его ложным чудесам, удивятся, не понимая, почему он получил прежнюю власть снова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

«боязливых» – может быть, имеются в виду те, кто не проявил должного мужества и поклонился зверю. «…в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» – см. комм. на 20, 14. 9 И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.  Невеста Агнца в главах 21–22 противопоставляется блуднице главы 17. Блудницу Иоанн видел в пустыне, а невесту – нисходящей с неба от Бога. У блудницы имена богохульные, а у невесты – имена двенадцати апостолов. И блудницу, и невесту показывал Иоанну один из семи Ангелов, имеющих семь чаш (см. 17, 1). Блудница – Вавилон, а невеста – небесный Иерусалим.  Наименование жены «невестой» 178 178 Во многих древних списках порядок слов стиха 9 иной: пойди, я покажу тебе невесту, жену Агнца. (Ср. слав. перевод: «Гряди, покажу ти невесту Агнчу жену».)   может означать, что при небесном браке сохраняется то, что не удается сохранить при браке земном. На земле женщина, становясь женой, перестает быть невестой: она теряет нечто, некоторую изначальную чистоту. Тогда как небесный брак – другой, там природа человека не терпит этого ущерба, но, став женой,  продолжает оставаться и невестой: безупречно чистой.  10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. «и вознес меня в духе на великую и высокую гору» – чтобы созерцать премирную реальность града Божия и жизнь святых, человеку нужно и самому взойти на высоты Духа (см. комм. на 1, 10; 4, 2). На эти высоты бывали восхищаемы и все прочие писатели Ветхого и Нового Завета – пророки и апостолы.  «В видениях Божиих привел Он меня в землю Израилеву и поставил меня на весьма высокой горе» (Иез. 40, 2), – читаем у пророка Иезекииля. Также и у апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба… и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4). Обратим внимание, что, по слову святого Павла, небесная реальность неизобразима, ее невозможно выразить на земных человеческих языках. Об этом следует помнить, когда мы читаем следующее далее описание Божия града: это не сама небесная реальность, а лишь иносказания, символы и намеки на то, что превыше земного слова и разума. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ведь если «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна» ( Лк.7:28 ) и Бог отвечал Моисею, то тогда получается, что Он также отвечал и Иоанну, ведь Иоанн больше Моисея. Иоанн рос в пустыне, о его рождении, как и о рождении Господа, возвестил тот же архангел; его отец, не поверивший в то, что он может родиться на свет, онемел. Затем Иоанн «был в пустынях» и рос необычно, не так, как другие люди. Матфей говорит о нем: «Пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ). Иоанн был соработником первого пришествия Господа и говорил только о пришествии Господа во плоти и своим пророчеством возвестил о Том, Кто рожден от девы. Поэтому у него был не домашний мед, старательно процеженный человеческими руками, но дикий, а пищей ему служили летающие насекомые, которые не очень большие и летают не высоко, но маленькие и едва поднимаются над землей; они скорее прыгают, а не летают. Зачем больше? Сказано совершенно ясно, что его пищею были акриды – маленькие и чистые существа. Итак, размыслите над тем, дорогие братья, кто был рожден по-новому и по-новому возрастал. 6 . Далее в Писании сказано: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» ( Лк.2:1–2 ). Кто-то может спросить: «Евангелист, чем этот рассказ поможет мне? Зачем мне знать, что первая в стране перепись проводилась при кесаре Августе и что среди прочих людей было записано имя Иосифа “с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна” ( Лк.2:5 ), и что еще до окончания переписи родился Иисус?» Однако тот, кто взглянет внимательнее, увидит, что в этом заключено некое таинство. Необходимо было, чтобы Христа официально внесли в перепись всего мира, чтобы Он вместе со всеми был занесен в список и всех освятил и в этой переписи соединился со всем миром и дал ему возможность общения с Собой и впоследствии записал бы имена людей всего мира «в книге жизни» ( Откр.20:15 ) вместе с Собой, чтобы имена всех уверовавших в Него были «написаны на небесах» ( Лк.10:20 ) вместе с именами святых Того, «Которому слава и держава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь показал через пророка и через его семью, как живет богоизбранный народ и что его ждет. Картина получилась довольно ужасающая: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1: 2). Медленно перечитаем этот библейский стих, чтобы он усвоился хорошенько. Всмотримся в открывшуюся Осии перспективу… Обывательский образ о пророческом даре («бонусе») рассыпается в пыль. Что видит Осия? Народ Божий «духовно блудодействует», то есть служит не Единому Богу, а разнообразным богам Ваалам (см.: Ос. 11: 2). Народ подобен жене, постоянно изменяющей своему законному мужу. И всё это безобразие описывается не «просто» резкими словами Осии, за которые его могли возненавидеть и подвергнуть жестокой расправе. Всё это проясняется через повседневную мучительную трагедию его личной жизни, не только через нелицеприятные слова об окружающей действительности. Жена Осии ведет разгульную жизнь. В семье появляются дети блуда. Они от Бога получают имена, которые ничем не лучше обидных прозвищ: дочь Лорухама (в переводе: Не-Помилованная), сын Лоами (в переводе: Не-Народ-Мой). Каждый день в доме Осии и на залитых солнцем улицах во всеуслышание звучат имена детей, в которых впечатано пророчество о суровом суде Божием над народом. Будет суд – по идее он уже начался. И этот народ не может претендовать на какое-то особое отношение Судьи. Оно попрано ногами, былое особое отношение. У Осии каждый день на глазах позор и в ушах позорище. Позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между ними весьма конфликтные. Братья мирно не живут. И позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между которыми весьма конфликтные. Братья мирно не живут. Ослабел народ Божий от многих беззаконий и порочных страстей, постигли его тяжкие духовные болезни. В людях Божиих помимо открытого язычества распространяются и языческие перетолкования Завета с истинным Богом. Как это? Люди воспринимают поклонение Богу святых патриархов и пророков – не как личные отношения, а магически: «Я принесу Богу отцов всесожжение, все положенные обряды совершу. И будет у меня дом – полная чаша». Таким объязыченным израильтянам Господь объясняет: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). Эти небесные истины повторяет и Христос (см.: Мф. 9: 13).

http://pravoslavie.ru/74723.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010