56. Можно ли иудеям дозволять носить христианские имена? Газеты сообщают, что при Святейшем Синоде образована еще одна комиссия для обсуждения вопроса о том: могут ли иудеи носить христианские имена? Давно назрел этот вопрос и пора решать его раз навсегда и окончательно. Имя есть первая собственность, собственность неотъемлемая, которую человек получает здесь на земле и которую уносит с собою в загробный мир. Творец всемогущий, сотворив свет, нарек его днем, тьму – ночью, все звезды называет Он именами их. Имя есть символ власти над тем, кому оно дается. На всем пространстве Ветхого Завета, от первозданного Адама и Евы до праведных родителей Предтечи Господня, право давать имена принадлежало родителям. На имя смотрели как на нечто священное, с уважением. Имя не есть под которым разумеется тот или другой экземпляр, та или другая особь: имя может принадлежать только человеку, как разумно-нравственному существу. Этот взгляд на значение имени можно усматривать еще в Ветхом Завете; в Новом Завете у христиан, особенно в Православной Церкви, оно получило еще большее значение. Вошло в священный обычай при крещении давать младенцам и взрослым имена святых Богом прославленных. Угодник Божий, имя коего я ношу, есть мой небесный восприемник или от купели крещения, или от св. Евангелия при моем монашеском пострижении. Это мой благодатный покровитель, мой заступник и молитвенник пред Богом, мой наставник в моем земном странствовании, мой второй Ангел-Хранитель. Вот почему для нас, православных христиан, особенно дороги те имена, которые мы носим. Это – священные символы нашего духовного родства с небесною Церковью, нашего постоянного с нею общения. Пусть иудеи носят имена ветхозаветных праведников: к сожалению, мы едва ли вправе запретить им это, хотя очень бы желали, – ввиду того, что и многие из нас носят сии имена, – чтобы иудеи и произносили эти имена не по-нашему, а по-своему: чтобы Моисеи именовались Мойшами, Израиля, – Срулями; но допускать, чтоб они носили имена святых Божиих, во Христе прославленных, было бы кощунством и святотатством, с точки зрения Церкви Православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

XXI. Поучение на 17 сентября, в день памяти св. мучениц Софии и трёх её дщерей: Веры, Надежды и Любви 21 Поучительность для нас жизни и подвигов празднуемых угодниц Божиих Весьма редко приходится нам, братья, беседовать о житиях святых, а жития их весьма поучительны. Надобно удивляться вере и жизни святых, их трудам и подвигам, мужеству, терпению, страданиям и мученической кончине. А между тем, все они имели одинаковую с нами природу... При этом справедливо заметить, что в подвигах и терпении, в перенесении страданий и геройской кончине, женский пол не только не уступал мужескому, но даже превосходил последний... Ныне Св. Церковь вспоминает и прославляет святых мучениц –Софию и трёх её дщерей: Веру, Надежду и Любовь . В семействах христианских, и особенно в обществе образованном и благородном, эти имена – возлюбленные: они избираются и даются многим новорождённым, а потому нынешнего числа много именинниц. Впрочем, надобно сознаться, что в житейском быту избрание имён для новорождённых иногда совершается без обращения внимания на житие и свойства святых, имена которых даются новорождённым, и без руководства мыслью, что святые – все угодники Божии и, следовательно, все могут быть покровителями и молитвенниками перед Богом за живых людей, а избираются и даются новорождённым имена такие, а не иные только потому, что такое то имя благозвучно, принято в обществе и распространено, или такое-то имя носили и носят предки. И бывает так, что имена для новорождённых выбираются вперёд, или после рождения их через несколько месяцев, полгода и более. А благоприлично и согласно с учением Св. Церкви давать новорождённым имена тех святых, которые бывают во дни рождения людей, или в продолжение первой седмицы после рождения, или ещё лучше, которые приходятся в восьмой день после рождения, как было ещё в ветхом завете и когда наречено было имя Господу нашему Иисусу Христу. Но бывает в жизни относительно произношения имён, даваемых при крещении, совсем непохвальное: данные и воспринятые при крещении имена извращаются в произношении до неузнаваемости и превращаются в какие-то птичьи клички, или ещё хуже: полные имена превращаются в сокращённые и унизительные названия, и даже эти имена переносятся на животных. Разве при таком обращении с именами святых, носимыми нами, можно надеяться на покровительство их за нас перед Богом? Нет, это не чествование их, а оскорбление для святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Божественные имена Значение и смысл имен Каждый раз на богослужении мы слышим разные имена Бога: Саваоф, Адонай (Святой), когда говорим: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Таким образом, мы знаем, особенно из Священного Писания , Божественные имена, которые дал людям Сам Господь, открывая собственную природу, но этим богатством мы не умеем правильно пользоваться. Для того чтобы говорить об именах Бога, для начала важно сказать, что есть имя. Чем оно отличается от других слов и откуда имена берутся? Обычно имена даются власть имеющими. Например, родители дают имена детям, проявляя свою власть над ними. Настоятель монастыря, постригая в монашество, дает монаху новое имя в знак того, что прежний человек, живший по обычаям мира, умер, родился же другой человек, для иной жизни, с новым именем. Таким образом, имя означает, с одной стороны, личный контакт, а с другой – положение подчинения. И поэтому, строго говоря, Бог наш есть Бог безымянный. Если мы спросим, какое единственное абсолютное имя Бога, ответом будет: никакое! Потому, что нет никого, кто был бы выше Его. Нет никого, кто был бы более властным, чем Он Сам, кто мог бы назначить Ему имя по праву власти. Именно поэтому один из величайших святых Православной Церкви святой Дионисий Ареопагит говорит, что Бог называется Сверхименуемым Безымянным. У Него множество имен, но нет ни одного имени, которое бы Его ограничило. Еретические и нецерковные представления об именах Были различные ереси, лжеучения, которые извращенно толковали понятие имени. Связано это с тем, что в разных учениях, в магии, чародействе, различных языческих религиях имя имеет значение некоей сердцевины личности. В некоторых племенах считается, что нельзя свое имя никому открывать, чтобы на тебя не навели порчу и сглаз, потому что если знаешь настоящее имя человека, то ты якобы обладаешь его сущностью. Также считалось, что если узнать имя какой-то вещи, то ею можно управлять. Но Святая Церковь отвергла эти заблуждения. Церковь не считает, что имя является некоей энергией, самостоятельно функционирующей. Библейское значение имен

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Православная Восточная Церковь 20-го января и 20 июня чтит память св. мучеников Инны, Пинны и Риммы. Их имена можно встретить – в редких полных святцах и обширных календарях – и то большею частью под сокращением «св. муч.», а это-то сокращение, а также и то, что имена этих мучеников имеют окончание женского рода, многие (даже и из приходских священников) принимают этих мучеников за мучениц и их именами нарекают при крещении девочек. Так недавно в N Семинарское Правление подано было прошение одной духовной особы о принятии сына в семинарию на казен. содержание; при прошении приложено было свидетельство о семейном положении просителя и в списке детей ее находится дочь Римма… Несколько лет тому назад одна девица, матери которой, как родившейся на Кавказе, желалось в память св. равноапостольной просветительнице Грузии назвать Ниною, носила имя Инны и день своего ангела праздновала 20-го января на память св. мучеников Инны, Пинны и Риммы, так как крестивший ее приход. священник не нашел в своих святцах имени Нины. В православной Руси, вероятно, не одна женщина носит имя этих святых в полной уверенности, что их имена даны в честь св. мучениц Инны, Пинны и Риммы. Не одних только приходских священников имена этих святых приводили в недоумение и заставляли принимать их за мучениц, – составители календарей в таком множестве создаваемых ныне и распространённых в среде даже простого народа, нередко обозначают их мученицами и ставят эти имена в отделение женских имен. Так в календаре (лучшем из полных календарей) г. Суворина в алфавитном указателе имён святых в числе св. жен. (стр. 23, 1876г. и стр. 58, 1878 г.) обозначены Инна 20-го янв., Пинна 20-го янв. и Инна 20-го января; в календаре изданном г. Гоппе в алфавитной росписи святых, празднуемых православною церковью те же святые обозначены мученицами под 20-м числом января (1876 г. стр. 48 – 49 и послед. годов); в календаре (издан. Овсянниковым 1871 г.) под 20-м числом января (стр. 3) поименованы мученицы: Инна, Пинна и Римма. То же и в других календарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Глава VII. Принятие имени при вступлении в христианское общество Время происхождения этого факта. Откуда языческие имена в списке святых? Время окончательного утверждения обычая принимать полное имя при крещении. Какие имена принимались древними христианами? От кого зависел выбор имени? Время принятия имени в древней церкви и происхождение обычая записывать имя крещаемого. Принятие имени в практике древней Русской церкви. Удержание языческих имен русскими при принятии христианства. Объяснение этого факта и время его существования. Заметка о наречении имени в настоящее время. В довольно тесной связи с актом принятия в среду оглашенных стоит особый факт – принятие при причислении к христианскому обществу нового имени. Не трактуя о нем одновременно вместе с чином, исследование которого только что представлено нами, мы сделали так потому, что принятие нового имени имеет свою особую историю. Обычай давать обращающимся в христианство новые имена становится известным не ранее, как с третьего века. Существовала ли он ранее этого времени, определенного сказать ничего нельзя, по всей вероятности, что нет. Главное основание для такого предположения заключается в том, что до половины III в. мы не имеем ни одного свидетельства, в котором бы говорилось о наречении нового имени и оставлении прежнего. По крайней мере, писания апостолов не представляют ни одного факта перемены имени при вступлении в христианское общество: все апостолы остались с теми же самими именами, какие имели они и прежде. Правда, апостол Павел при обращении в христианство получил новое имя, – вместо Савла – Павла, – но эта перемена стоить вне всякой связи с крещением. Писания мужей апостольских в свою очередь и за тем вся христианская литература II века также умалчивают об этом факте. Правда, историк Евсевий как бы указывает на факт перемены имени первенствующими христианами, когда говорить, что имена – Петр и Павел – были у них в большом употреблении; но это не подтверждается надписями катакомб. По крайней мере, в катакомбах Рима эти имена встречаются в немногих примерах – и «Петр» попадается реже, чем «Павел», – а последнее имя существовало и у язычников 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

прот. Константин Буфеев 3. Власть Святых над животными Бог создал человека как царя над всем животным миром – что­бы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ). Главным признаком власти, которую человек получил над животными, является Богом данное Адаму право нарекать им имена. Библия так говорит об этом: Бытие, гл. 2 19. И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. 20. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему. 19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Святые Отцы видят в этом свидетельство об исключительности человека среди всех Божиих творений. Так, священномученик Вавила (4 сентября) говорил: «Для того чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им» с. 78]. После грехопадения власть человека над животными существенно ослабла и исказилась. Лишь небольшая часть животных, так называемые домашние, проявляют послушание людям и находятся в служении им. Большинство одичавших зверей, как известно, потеряли связь с человеком, своим бывшим господином. Тем не менее, в Житиях Святых мы встречаем яркие примеры властного и повелительного отношения угодников Божиих к диким неприрученным животным. 3.1. Святые запрещают зверям и изгоняют их Многие из Святых проявляли власть над дикими зверями, когда без страха и боязни прогоняли опасных хищников, причинявших вред людям. Преподобный Георгий Каппадокийский «Ему пришлось пасти свиней в Фасаэлиде. И пришли два льва , чтобы похитить одну из них. Тогда он, взяв свою палку, прогнал их к святому Иордану» гл. 92, с. 260].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово 23                                          Глава 67. Об Ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с воротами Откр.21:9 . «И прииде ко мне един от седми Ангел, имущих седмь фиал исполненных седмих язв последних, и рече ко мне, глаголя: гряди, покажу ти невесту Агнчу жену». Сим показывается, что Ангелы не только наносят злокачественные язвы, но, как врачи, иногда производят сечения, иногда же налагают умягчающие лекарства: тогда он наслал язву на достойных того, теперь показывает святому блаженство Церкви. Хорошо невесту Агнца назвал он женой. Ибо когда Христос заклан был как Агнец, тогда Своей кровью обручил ее Себе. Ибо, как в то время, когда спал Адам, создана была ему жена отнятием ребра, так когда Христос волей почил на кресте сном смерти, Церковь , составленная излиянием крови из ребра Его, соединена с принесенным в жертву за нас. Откр.21:10–11 . «И веде мя духом на гору велику и высоку, и показа ми град великий, Святый Иерусалим низходящ с небесе от Бога, имущ славу Божию». Быть ведену духом значит посредством духа возвыситься помыслом от земли к размышлению о небесном. Под горой великой разумеется возвышенная премирная жизнь святых, которой будет украшена и прославлена от Бога жена Агнца, вышний Иерусалим. «И светило его подобно камени драгому, яко камени иаспису кристаловидну». Светило Церкви – Христос, кристалловидным же ясписом назван Он, как всегда мощный и жизнедательный и чистый. У разных различно образописуется Он, ибо примером одного вида нельзя описать многообразность различных Его к нам благодеяний. Откр.21:12 . «Имущ стену велику и высоку, имущ врат дванадесять, и на вратех Ангелов дванадесять, и имена написана, яже суть имена дванадесять коленом сынов Израилевых». Стена великая Церкви, высокая и охраняющая находящихся во святом городе есть Христос. В ней двенадцать ворот – Святые Апостолы, через коих мы получили приведение и вход к Отцу, и им содействуют двенадцать Ангелов начальственных и более приближающихся к Богу по приближению в святости. Ибо если мы веруем, что за каждым из верующих следует Хранитель, тем более должно думать, что основателям Церкви и сеятелям Евангельского слова содействуют в Евангельской проповеди первенствующие из Ангелов. Имена колен духовного Израиля написаны на Апостольских входах, потому что и имена чувственного Израиля были написаны на Ефуде древнего по времени архиерея, ибо писание теперь посредством имен сих свидетельствует об Апостольском попечении касательно верующих, как и Павел сказал, что имеет попечение о всех церквах, и что сердце его расширено и вмещает в себя всех, кого он породил Евангелием. ( 2Кор. 6:11–12 ).                                     

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

121–122. Страничка из современного патерика I Хотите ли, добрые читатели мои, отдохнуть душой, перенестись в иной мир, грешному миру неведомый?.. Или думаете, что это уже стало на Руси невозможно, что этот мир уже отлетел в область преданий и легенд, в которых ныне больше видят поэзии, чем действительной жизни, больше назидательных примыслов, чем действительных фактов?.. Было бы великим несчастием для нас, для нашего народа, если бы было это так. Это значило бы, что история нашего Отечества кончилась, что приговор Божественной правды над нами уже произнесен, что мы исключены из той книги жизни, в которой пишется перстом Божиим история домостроительства спасения рода человеческого, и записаны в ту книгу смерти, в которой едва заметными штрихами видны имена когда-то великих народов Азии, Африки и Европы: имена египтян, ассириян, финикиян, вавилонян, имена древних эллинов и римлян, все те имена, носители которых давно исчезли с лица земли или же их потомки едва влачат свое жалкое в сравнении с великим их прошлым существование. Слава Богу: это – не так! Еще жива наша русская православная душа. Еще искрятся кое-где искорки Божии, есть кое-где неведомые смиренные рабы Божии, молитвами которых и мир стоит! Кто читал мою книжку “Чем жива наша русская православная душа”, тот знает, что как ни узок кругозор моих наблюдений, но и мне Бог привел на своем веку видеть воочию таких Божиих рабов, видеть дивные явления Божия Промысла и живой веры русских людей, живущих в недрах родной Церкви Православной, смиренно текущих путем Божиим и паче всех добродетелей украшающих себя красотою ангельского смирения. То правда, что ныне не то, что было во дни оны древние, на старой Руси; ныне не составишь большого патерика из сказаний о современных подвижниках, но и то должно сказать: ведь, о наших-то време­нах и есть пророчество у святых отцов, что последние монахи будут спасаться больше всего смирением, и те из них, которые спасутся, превзойдут великих чудотворцев древних вре­мен. Оттого-то и не видны они, эти современные нам рабы Божии, что вся жизнь их сокро­венна со Христом в Боге, что почитая себя отребием мира, последними грешниками, они тщательно прячутся от взоров людских, и только разве святая дружба, взаимность молитвы да любовь к собратьям иногда в конце их жизни приоткрывают завесу смирения, покрыва­ющую их внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Воскресенье перед Рождеством Мф 1:1 Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый Завет. Обычно, когда мы берём в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать чрез неё мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы её либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чём не возвещающие. И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того, чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имён, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племён израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие. Некоторые из них нам хорошо известны: пророк Давид, Авраам, Исаак и Иаков — это те, которых мы считаем своими праотцами, кому посвящено сегодняшнее воскресенье, в которое мы вспоминаем святых Отцов, то есть тех, от кого по плоти произошёл Христос. Так естественно сегодня перечисление этих имён. Но вместе с ними вдруг встречаются имена таких людей, присутствие которых кажется удивительным, если вспомнить о том, как они жили и чем занимались. Например, Христос включает в Свой род ужасного царя Манассию, который умучил пророка Исайю, отступил от Бога и только в последний момент на смертном одре в слёзном покаянии возопил ко Господу, осознав весь ужас своей жизни. Встречается в этом списке и имя Раав (Рахавы), о которой в Ветхом Завете написано, что она была блудницей, но впустила в город израильских лазутчиков, чтобы языческий город был взят сынами Израиля. Потом мы читаем имя Фамари, которая очень странным образом продолжила свой род, переодевшись блудницей, чтобы родить от Иуды и чтобы его семья взяла её в свой шатер. Очень много и других странных имён, которые по нашему представлению, по правилам этого мира как бы скомпрометированы: жизнь этих людей недостойна того, чтобы о ней говорили с восхищением. И тем не менее мы видим, что Господь не отказывается от них, не стесняется брать их в Свой род, а хотя есть и такие имена, которые должны были быть включены в этот перечень, но их там нет. Так, вычеркнуты несколько имён царей Иудейских, которые отступили от Бога, отреклись от истинной веры и полностью посвятили себя служению идолам. Был такой позорный период в истории Израильского Царства после Соломона, когда оно было разделено — и в том числе в родах иудейских царей.

http://pravmir.ru/propovedi-voskresene-p...

Поучение на пречестную память великого святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, месяца декабря, в 6 день («По имени твоему тако и житие твое» (Стихира после 50 псалма)) Совершая ныне всечестную память великого угодника Божия и чудотворца, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, помышляю я о самом имени его, кроме великих, всем явных чудес его, слушатели возлюбленные! Премногие и превеликие чудеса его известны всем, от востока солнца до запада прославлено чудотворение его. Значение же и сила пречестного его имени не всем ведомы, а известны разве только людям ученым. А потому, чтобы всем были ведомы, истолкуем это имя и узнаем силу его, и тогда увидим, что «по имени его было и житие его». Имя «Николай» не славянское, а греческое, ибо в те древние времена славяне не знали Бога и в нечестии своем назывались не теми именами, которыми называемся мы ныне православные христиане. Имена их, по нечестивому их обычаю, были: Кий, Щек, Аскольд, Дир, Гостомысл, Святослав, Ярополк и прочие, какие носили русские князья. Бояре Вышгородские были: Блуд, Путша, Елович, Телец, Ляшко и другие. Посланные князем Олегом из Киева в Грецию послы для переговоров о мире носили такие имена: Карлофарлос, Велмуд, Рулав, Стелмид, – имена все какие-то дикие. После же святого Крещения приняли имена у греков, которыми и мы ныне называемся. Обращаясь же к пречестному имени святителя Николая, я повторяю: имя это греческое, составленное из двух речений: «никое» или «ника», что значит победа, одоление, и «лаос» – народ, люди. Слово «Николаос» означает: победа людей, одоление народа. Дивно толкование имени сего, но по имени ли было житие Николаево? Если посмотрим на его младенчество, то увидим, что еще в своем детстве он победил само естество человеческое, ибо стоять в купели три часа на ногах самому по себе, без чьей-либо поддержки, будучи еще новорожденным младенцем, – не есть ли это выше естества человеческого? Постыжен здесь всякий мужской возраст, не усердствующий в славословии Божием: младенец стоит три часа во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять в церкви и одного часа со страхом Божиим, с благоговением и вниманием, а если и стоят, то стоят как бесчувственные истуканы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010